Сочинение на тему «Портрет Дориана Грея. Уайльд "Портрет Дориана Грея" - сочинение "Некоторые рассуждения о красоте познании духовности по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»" Дориан грей эссе

Сочинение

Начиная это рассмотрение, следует подчеркнуть, что безупречная внешняя красота Дориана Грея привлекает внимание уже во время знакомства героя с лордом Генри. Но тогда писатель концентрирует внимание на художественных деталях, совокупность которых разрешает говорить о моральной, духовной чистоте этого красивого и одаренного юноши: «Да, бесспорно, этот юноша - с нежными очертаниями ярко-красных уст, чистыми голубыми глазами, золотистыми кудрями - был чрезвычайно красивый. Его лицо чем-то таким сразу вызвало доверие. Из него проговаривала вся искренность юности, вся чистота юношеского запала. Виделось - жизненная грязь еще не обозначила его своим тавром». В начале произведения Дориан Грей представляет собой действительно счастливого, полного гармонии человека, который объединяет впечатляющую внешнюю красоту и человеческие добродетели, которые украшают ее.

В конце произведения, когда обезумевший от ненависти до портрета, который кажется ему виновным во всех его несчастьях, Дориан Грей делает попытку уничтожить своего врага, но уничтожает себя, мы видим совсем другого человека. Вот что увидели челядинцы Дориана Грея, когда попали в закрытую комнату, где их хозяин прятал «свидетеля» своих преступлений: «Когда они вошли в комнату, на стене им бросился в глаза замечательный портрет их хозяина - подлинно такого, которым они в последний раз его видели, во всем блеске его волшебной юности и красы. А на полу, с ножом в груди, лежал какой-либо мертвец в вечернем костюме. Весь в сморчках, сухой, аж взгляд воротило. И лишь посмотрев перстни у него на пальцах, челядинцы узнали, кто это». Итак, ничего не осталось от искреннего, духовно чистого, откровенного и счастливого человека. Раньше гармония внутренней и внешней красоты делали Дориана Грея неповторимым человеком, сейчас мы видим «какого-то» мертвеца, и узнать этот урода невозможно.

Внешние изменения есть на самом деле ужасными. Оскар Уайльд очень подробно, психологически убедительно обрисовывает процесс «преобразование» героя. Но в то же время нельзя не поставить себе вопрос: «Или есть это преобразование, это самоуничтожение человека естественным для него, поскольку обусловлено его характером, личностью, или оно стало следствием такого себе «несчастного случая», которым при этих условиях нужно считать встречу Дориана Грея с лордом Генри»? На первый взгляд, составляется впечатление, что именно лорд Генри, который сознательно соблазнял Дориана Грея теорией «нового гедонизма», виновен в том, что жизнь морального и талантливого юноши была потеряна. Соответственно, Дориан Грей оказывается своеобразной жертвой лорда Генри. Именно жертвой, так как противостоять этому человеку было крайне тяжело, а Дориану, наверное, вообще невозможно, в начале произведения эти личности отличались одна от другой как небо и земля.

Для осмысления глубины трагедии Дориана Грея нужно вспомнить, что представляет собой психологическая сущность «нарциссизма». Э. Фромм отмечал, что «нарциссизм необходимый для сохранности жизни и одновременно является угрозой его сохранения. Эта психологическая амбивалентность «нарциссизма» определила судьбу Дориана Грея, который старался навсегда сохранить свою красоту, за что был наказан судьбой.

Посмотрим, каким образом счастливый и гармонический молодой человек по имени Дориан Грей превратился в фигуру, жизнь которой была посвящена сохранению внешней красоты, что стало на некоторое время возможно благодаря искажению, даже, можно сказать, уничтожению души.

Еще до того, как Дориан Грей, стоя перед собственным портретом, осознал, что его внешняя красота есть образцовой, и перепугался, его душа была взволнована выражениями лорда Генри, его апологией «новому гедонизму» как наиболее соответствующей для главного героя романа философии жизни. Эта психологическая деталь есть очень важной, поскольку речь лорда Генри была для Дориана Грея не просто словами. Это были слова, которые заставили юношу дрожать: «Минут десять он стоял неподвижно, с полураскрытыми устами и непривычным блеском в глазах. Он неясно сознавал, что в нем возбудились совсем новые мысли и чувства. Но ему казалось, что они поднимаются из глубин его естества, а не принесенные извне. Те несколько слов, которые друг сказал ему, - слов умышленно парадоксальных, но сказанных, безусловно, случайно, - затронули какую-то тайную струну, некогда еще не тронутой, и он слышал, как она это трепетала и вибрировала в нем чудными толчками. Именно на этом психологическом фоне состоялось «преобразование» гармонического юноши красавца в бесшабашного Нарцисса.
Для психологически правильного понимания ситуации необходимо припомнить, что «нарциссизм» как черта характера присущ любому психически нормальному, адекватному человеку. Именно поэтому во время характеристики личности «нарциссизм» нельзя считать ее положительным или отрицательным качеством. Все зависит от того, каким образом он влияет на жизнь личности, на ее самооценку и поступки. В зависимости от этого он может быть полезным, или, наоборот, вредить человеку. Поэтому надо сосредоточить внимание на том, чем именно стал «нарциссизм» для Дориана Грея и почему его жизнь сложилась именно так, а не иначе.

Очевидно, что для героя романа Оскара Уайльда «нарциссизм» стал ведущей формой самозащиты. Припомним детство Дориана Грея, холодное и вражеское отношение дедушки, морально обезображенного человека, к единому внуку. Оно было обусловлено тем, что мать Дориана, признанная красавица, женщина, которая принадлежала к английской знати, вопреки воли отца полюбила неимущего, не вельможного человека. Возможно, чрезвычайно трогательная внешняя красота героя обусловлена именно этой пылкой, беспредельно искренней любовью его родителей? Впрочем, для дедушки это было сплошным унижением, поэтому он сделал, чтобы отец его внука был убит, а собственная дочь, потеряв любимого мужчину, умерла. Вот как рассказывает об этой трагедии, которая стала следствием и выражением залоговых предрассудков общества, лорду Генри его дядя: «Я слышал -он (дедушка) забрал дочь назад к себе, но она с того времени ни словом не обозвалась к старому. Это печальная история. Где-то через год дочь умершая…». Итак, воспитанием ребенка опекался лорд Кельсо, и это воспитание оставило в Дориане Грее самые неприятные воспоминания.

О том, что детство Дориана Грея было трудным и безрадостным, свидетельствует многозначная художественная деталь: убедившись в том, что портрет всегда будет отражать его преступления, он перепрятывает этого неумолимого «обвинителя» на втором этаже дома. А именно, в комнате, которая продолжительное время была сначала его детской, а потом классной комнатой.
В этой комнате он сначала жил, а потом учился, и воспоминания об этих временах неприятно растрогали Дориана Грея. Оказавшись в комнате, он якобы возвращается в свое безрадостное детство: «Это просторное пропорциональное помещение покойный лорд Кельсо специально обустроил для своего маленького внука, которого терпеть не мог за разительное сходство с матерью, да и по другим причинам, и все старался держать подальше от себя. На Дорианов взгляд, комната эта почти не изменилась…» . Впрочем, внешняя «неизменность» комнаты это больше подчеркивает невозвратные изменения, которые состоялись в душе неизменяемого красавца Дориана Грея: «Каждый миг его одинокого детства возникал перед ним, пока он оглядывался вокруг себя. Он припомнил незапятнанную чистоту мальчишеских своих лет, и ему стало жутко от мысли, что этот фатальный портрет должен быть скрыт именно здесь.

Почему же портрет «должен быть» скрытый именно в этой комнате? Кстати, мы снова видим использование писателем уже знакомого приема «обрамления»: уничтожая портрет, Дориан Грей уничтожает себя, и он уходит из жизни в комнате, в которой она, в сущности говоря, и начиналась. Жизнь, в которой еще в начале ее не было любви, также заканчивается без любви. Мать не могла любить своего сына, так как после гибели мужа медленно шла из жизни, которая потеряла для нее всякий смысл. Дедушка, как указано выше, ненавидел внука за то, что он был подобен матери, поэтому о любви не шло и речи…

Соответственно, мог ли при этих условиях Дориан Грей кого-то любить, или могла любовь в его жизни стать своеобразным спасением от всего отрицательного, что определяло его детство.

В творческом наследии известного английского писателя О. Уайльда есть много разнообразных по жанрам литературных произведений: это и стихи, и сказки для детей, и комедии. Но более известен он как писатель-романист, а самым известным его произведением считается роман «Портрет Дориана Грея», написанный в 1890 году. В этом произведении нашла свое отражение философия автора о том, что искусство выше реальной жизни. Но, зная, что О. Уайльд был одним из самых характерных представителей эстетизма в тогдашней литературе, эти идеи не вызывают никакого удивления. При чем сам писатель в этой теории не всегда был последовательным.

В романе «Портрет Дориана Грея» автор поднимает такой важный вопрос, как соотношение внутренней красоты человека и внешней красоты окружающего мира, нравственности и красоты. Говорят, что красота спасет мир, но почему же тогда красота, которой так щедро был наделен главный герой произведения, перед которой он преклонялся, которой он так любовался, не только не смогла спасти мир, но и привела самого Дориана Грея к гибели? Что стало причиной нравственного падения героя и потери им любого достоинства?

Пройдя долгий жизненный путь, исполненный всеми спокутами мира, светский лев Дориан Грей стал одиноким и опустошенным, он начал завидовать всем, кто его вот очував. Он завидовал невинности и чистоте деревенской девушки, воли своего руководства и приятеля Алана Кэмпбелла, который после того, как помог Дориану уничтожить тело художника, нашел силы покончить свою жизнь самоубийством, завидовал даже душевном аристократизмом своего наставника, друга и соблазнителя лорда Генри, который не признавал никаких моральных преград, но при этом был согласен, что «всякое преступление вульгарно».

Несмотря на то, что Дориана Грея всю его жизнь окружала неподдельная, настоящая красота, это не остановило его падение. Героя окружал мир бескорыстия, уважения, любви и добра, но ценности, над которыми не властен время, которые и сегодня остаются актуальными, Дориан Грей не ценил и не признавал, он склонялся перед другими ценностями — молодостью, красотой и наслаждением. На мой взгляд, именно это и привело его не только к моральному падению, но и к гибели.

В финале романа, в конце жизни главного героя произведения перед ним предстал его уродливый портрет, на котором отразились и кровь на руке убийцы, и развратные морщины, и лицемерный выражение лица, которое он принимал, когда отдельными хорошими поступками пытался откупиться от наказания судьбы. Дориан Грей настолько сильно сросся со своим портретом, что портрет стал им самим, его совестью и его естеством. А от себя, как известно, не убежишь. По крайней мере пока это не удалось сделать ни одному человеку.

Уничтожив своего бывшего товарища, художника, который был автором портрета — зеркала его души, Дориан пытался очистить портрет от пороков, пытался и сам от них очиститься. Но при этом он не сделал главного — не очистил от грязи собственную душу. Что угодно, но самый суровый палач и самый справедливый судья для человека — это его совесть. Невозможно перевести свои грехи на кого-то другого, невозможно от своей совести откупиться или ввести ее в заблуждение. Но Дориан Грей этого не понимал, потому и стремился обеспечить себе спокойную жизнь, уничтожив портрет. Он считал именно его виновником своего духовного и нравственного падения. И он сам создал свою жизнь, сам разорил и ославил позором душу, сам покрыл свою жизнь бесчестьем. А воткнув в чем портрет, он убил себя, потому что настоящее лицо с портрета — такое уродливое и мерзкое — перешло на Дориана.

Сочинение

Портрет Дориана Грея


«Протрет Дориана Грея» - величайший роман английского философ а и писателя , одного из самых известных драматургов позднего Викторианского периода Оскара Уайльда. Я считаю этот роман литературным шедевром, так как он полностью передает атмосферу лондонской аристократии того времени, содержит в себе немало гениальных афоризмов и поднимает проблемы, которые никогда не перестанут быть актуальными. А именно Уайльд сопоставляет проблемы молодости и красоты с пороком и моральным истощением.

Сюжет романа строится на том, что молодой человек Дориан Грей, обладающий ангельской красотой, гонится за вечной молодостью и вечными наслаждениями, он видит лишь в этом смысл своего существования. Дориан доходит до того, что платит слишком большую цену за это: он обменивает свою душу на то, чтобы всегда оставаться молодым. Его слова, сказанные художнику Бэзилу: «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» подтверждают это. Дориан, предается всевозможным искушениям и запретам, ведет жизнь, наполненную пороком, а его портрет принимает на себя все последствия такой жизни. Он стареет вместо Дориана. красота порок нравственный портрет

Оскар Уайльд сумел изобразить совершенный образ внешне, но гнилой изнутри. Все уродства души Дориана отображались на портрете, в то время как сам он сохранял ангельское обличие и являлся идеалом, которому все подражали. Автор показывает, как человек превращается в преступника, уничтожая собственную душу. Уайльд говорит о том, что жизнь человека может контролировать только совесть, хоть капля которой живет в каждом из нас, и человек жив, пока жива его совесть. Дориан же убил ее, иначе говоря, его душевная смерть породила физическую. Оскар Уайльд своим романом как бы спрашивает нас, а что прячем мы под своей внешней оболочкой? Видим мы ли мы свои пороки и боремся ли с ними? Автор хочет, чтобы читатель понял, что не бывает совершенной красоты, состоящей только из наружной оболочки, обязательно должна быть внутренняя привлекательность, чистота и наполненность.

Это превосходное произведение заставило и меня сделать определенные выводы. Ведь в современном мире очень часто бывает, что под казалось бы, милой внешностью и благоразумием скрывается черствая душа. Люди должны задумываться о том, что нельзя безнаказанно убивать собственную совесть, нужно быть с ней в согласии, и только тогда можно будет достичь душевной гармонии.



Рюмина Дарья
Эссе по произведению Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Прочитанная мной этим летом книга О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" понравилась сразу. В ней я обнаружила множество интереснейших мыслей, неожиданных парадоксов, странных выводов, которыми книга буквально напичкана. Ну и, конечно, полудетективный сюжет. Правда, о возможной концовке догадываешься к середине произведения. "Портрет Дориана Грея" показался мне тогда книгой настолько "высоко моральной" и добропорядочной, что становилось даже скучно. Я решила, что это ее единственный недостаток. Но потом прочитала послесловие и поняла, что поняла я все неверно. Оказалось, что большинство современников Уайльда считало книгу аморальной, вредной, "испорченной". Но как это возможно? Ведь своего "грешного" героя автор "убивает". Значит, как нас учат в школе на уроках литературы, не разделяет его взглядов. Это же очевидно! Но читателям века XIX это было совсем не очевидно. В чем же дело? Я попыталась разобраться.

Итак, исходные данные: о чем же книга? Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, "чистого душой и помыслами", со своим другом Генри. Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи - речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость - высшая ценность, что совесть - лишь трусость и т.д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он "искушен", хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное - его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

И вот Дориану 38 лет. Он все такой же. Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне. И, испугавшись, убил его. Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым. И все его годы отражаются на его лице, все его грехи. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. Казалось бы, зло наказано, справедливость восторжествовала. Но чтобы понять истинный смысл произведения, следует подробнее остановится на фигуре автора.

Оскар Уайльд. Человек-загадка, человек-парадокс. Была путаница в датах его рождения. Его мать и отец отличались экстравагантностью. Сам он сделал из своей жизни роман: "Я был символом искусства и культуры своего века. Я понял это на заре своей юности, а потом заставил и свой век понять это". Он возглавил "Эстетическое движение". Главные постулаты движения: Искусство выше жизни, Искусство не может быть нравственным или безнравственным, главное в мире - красота, Искусство не должно приносить пользу. Это движение противостояло Реализму и Романтизму в искусстве. Но на самом деле, вполне отвечало тенденциям конца XIX века - начало эпохи модерна, движения символистов и декадентов. Сам Уайльд был воплощением искусства, эстетики и красоты. Окружающих он эпатировал зелеными гвоздиками в бутоньерке, тростями, кольцами. Его внешний вид был продуман до мелочей. Его внешнее не принятие морали будило агрессию. Но был ли он таковым? Я уверена, что нет. Внешне Уайльд казался независимым, далеким от общественного мнения. Но, например, одевался он так, как это общество от него ожидало, он старался соответствовать созданному им же самим образу. Его внешняя аморальность - игра. Его жизнь вовсе не была такой, какой он старался ее показать.

В 1895 году Уайльда осудили за совращение юного лорда Дугласа. Писатель отбывал срок в тюрьме. И в его произведениях о ней так много сострадания к узникам! Не к себе, к другим. Он писал петиции в правительство, и условия жизни узников были улучшены. Причем Уайльд писал их уже на свободе. И этого человека считали, чуть ли не чудовищем!

Последние годы Уайльд прожил под псевдонимом, забытый всеми. Ему не разрешали даже видеться с детьми. Но почему то от его биографии остается ощущение, как от хорошо написанного романа…Словно писатель сам себе придумал такую судьбу. Искусство выше жизни…Кстати, умер Уайльд на улице Изящных Искусств. Вот и думай после этого что хочешь…

Почему же я так подробно останавливаюсь на биографии Автора? Да потому что этот роман - олицетворение уайльдовского духа. Писатель говорил, что искусство не может быть морально или аморально. А сам пишет книгу с высоко нравственным финалом. Говорит о главенствующей роли эстетики и убивает главного героя - "олицетворение" этой идеи. Создается впечатление, что Уайльд отрекается от собственного образа, от собственного мировоззрения.

Но, как мне кажется, и это неверно. Ни от чего автор не отрекается. А просто издевается над теми, кто пытается провести параллели между ним и его романом. Уайльд хотел написать книгу, как совершенное произведение Искусства. Сочетающее в себе внешнюю красоту и некое духовное содержание. Книгу, лишенную авторского начала.

На самом деле, все основные мысли книги вынесены в предисловие. Причем автор словно пророчествовал. Он знал, что некоторые критики будут ругать его книгу за безнравственность, другие наоборот, будут находить в ней лишь моральное начало. Но лишь избранные увидят только Красоту. Красоту Искусства. Увидят Совершенство сочетания Морали и Эффекта. Уайльд предвидел реакцию публики. Но все равно творил. Искусство ради Искусства…

На все последующие высказывания в свой адрес Уайльд ответил в предисловии. Его можно все здесь процитировать. Там нет, не главных мыслей. Это квинтэссенция романа. Это то, что Уайльд пытался доказать своей жизнью:

"Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство…Избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо…Этика искусства - в совершенном применении несовершенных средств…Художник не стремится что-то доказывать… Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: Ему дозволено изображать все… В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится. А вовсе не жизнь… Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе. Тому, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно".

К каждой из этих фраз в романе найдется подтверждение…и опровержение. Если разбирать каждый парадокс, встречающийся в тексте на каждой строчке - получится отдельное произведение размером с "Войну и мир".

Чтобы понять, что хотел сказать автор своим романом, обычно ищут героя, который автора в романе представляет. Так вот: в этой книге такового не существует. В романе есть три образа, через которые автор может попытаться отразить себя. (Три образа - триединость Бога - в конце жизни Уайльд интересовался католичеством… Это так, к слову.) Первый образ - художник Бэзил. Как писал сам Уайльд, таковым он хочет быть. Но в "Портрете…" высказывается мысль, что все гениальные художники - заурядные в жизни люди. Но Уайльд заурядным не был - значит, не был гением? Но он - гений (я это поняла). Значит, он был заурядным? То ли это раскрытие экзистенциальной сущности автора, то ли мысль в романе не верна. "Решайте сами", - подсказывает Уайльд.

Второй образ - лорд Генри. Его извечные циничные шутки, его примат чувственности и ощущений над Разумом: "Как увлекательно интересны чувства людей, гораздо интереснее их мыслей!", "Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть врачует душа.", "Красота - чудо из чудес".Самое интересное, что лорд Генри не совершает ничего циничного и греховного. Он лишь говорит. Как писал потом в письме сам Уайльд: "Лорд Генри тот, кем меня видят другие". Другие…видят… То есть в жизни Уайльд не такой? А какой? Ответа нет.

Третий образ - Дориан Грей. Юноша с душой грешника. Кстати, все его "грехи" должны додумывать сами читатели. Получается, чем человек испорченнее, тем испорченнее его Дориан Грей. И тем больше такие люди возмущаются "безнравственностью" произведения. На воре шапка горит…

Дориан Грей - тот, каким автор хотел бы видеть себя в другое время (фраза из письма). Юношу, в общем то, сгубило искусство. Портрет искалечил всю его жизнь. И, в конце концов, убил. А его первое преступление? Он влюбился в молодую актрису, вернее в ее образы на сцене. А когда увидел ее сущность в жизни - прекрасную, добрую девушку,… но не Джульетту и не Офелию, он бросил ее. Она покончила с собой. (Между тем, сколько девушек и в наше время влюбляются в "Искусство" - певцов, артистов, футболистов. Влюбляются в образы. Т.е. Искусство побеждает Жизнь. Оно совершеннее. Тут можно сказать об идеальных образах, которые живут в сознании человека. Ведь искусство - это и есть воплощение той идеальной жизни, полной чувств. Которой, кстати, пытался жить сам Оскар Уайльд. Или делал вид, что пытался? Это, опять же, к слову.)

В романе есть еще одна "обманка". Это таинственная "книга странного цвета", которую лорд Генри присылает Дориану. Эту книгу потом искали и в творчестве Уайльда, думали, что это роман "Наоборот" - нашумевшая книга другого автора. А сам Уайльд в письме отмечал: "Книги, которая отравила или сделала верхом совершенства Дориана Грея не существует; это только моя фантазия". Отравила или сделала верхом совершенства… Т. е. возможны варианты? Решать предоставлено читателям.

Что мы получили в итоге? Идеи "Эстетического движения" Уайльда. Да-да, хотя мы вроде бы от них отошли. Искусство побеждает Жизнь. (Портрет убивает Дориана). Искусство убивает на протяжении всей книги. То есть, искусство выше морали. Искусство не должно вмешиваться в жизнь, а жизнь в Искусство. (Это произошло в романе. И что получилось? Хаос и разрушение.) Искусство восстанавливает Красоту, побеждает зло, оно - ответ на все вопросы.

Возможен другой вариант. "Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство". Бэзил вложил в портрет слишком много самого себя. И портрет исправляет положение - убивает художника. Ведь, может быть, что портрет - просто преступник, доведший Грея до исступления, заставивший его убить Бэзила. Затем портрет "устраняет" свидетеля - убивает Грея. И вот результат - портрет вновь прекрасен, а искусство поглотило, "скрыло" художника. Ведь к этому стремится Искусство, по Уайльду. Получается, что книга - просто детективная история, где главный преступник - Искусство. А если попробовать провести параллели с автором? Искусство убивает в Уайльде человека, который живет страстями, как Уайльд и проповедовал. Его жизнь - искусство, и именно этого человека, получается, в Уайльде нет. (Искусство убило Грея в Уайльде). Искусство, руками Грея, убило в Уайльде художника (Бэзила). Кто остался? Лорд Генри, который "аморален" лишь внешне. Т. е. Уайльд остался человеком, который лишь эпатировал публику, и только. Словно Искусство завладело Уайльдом, подчинило его себе. И последний шанс писателя - обвинить искусство в своем романе, раскрыть глаза человечества на изначальную преступность Искусства.

Это лишь гипотеза. Это то, что хотел сделать Оскар Уайльд. Запутать, обмануть. Я вижу, как он стоит и смеется над всеми нами. Воспринимайте "Портрет Дориана Грея" как Красоту. Как совершенное единение духа и формы. Мне кажется, что Уайльд имел в виду именно это. Хотя…….

Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В них звучит призыв к борьбе. В них слышится боль, отчаяние и вера в победу. Все как в жизни: борьба, где каждый хочет быть победителем. Некоторые впадали в отчаяние и отступали, некоторые шли до конца. А некоторые (писатели «чистого искусства») утверждали, что жизнь устроена несправедливо и изменить ее невозможно, борьба бесполезна. Но своей властью творца художник может отвлечь человека от порочной действительности, а порокам общества противопоставить именно «чистое искусство», не связанное с жизнью. Одним из теоретиков его был английский писатель Оскар Уайльд.

…Закрываю глаза, чтобы яснее представить себе этого человека…

1895 год, перрон редингского вокзала. Стоит человек, одетый в арестантскую куртку каторжника. Он стоит под холодным дождем, окруженный стражей, и плачет впервые в жизни. Около него улюлюкают мальчишки, рядом стоит полисмен. Это Уайльд. А совсем недавно он был законодателем мод в богатых салонах. Ему подражали, завидовали, прислушивались ко всему, что он говорил. Конечно, ведь он блистательный рассказчик, непревзойденный создатель остроумных афоризмов. Стоило ему появиться в гостиной, как сразу вокруг него собирались люди, привлеченные его славой.

Оскар Уайльд создал свою философию спасения человека и общества. Писатель утверждал, что только искусство спосооно увести людей из мира пошлости, мещанства. Он развивал мысль, что искусство помогает людям понять несправедливость и найти пути избавления от нее. Правоту своей философии Оскар Уайльд стремился доказать силой художественных образов. Он создал роман-символ «Портрет Дориана Грея».

Молодой аристократ Дориан Грей - главный герой романа. создала его удивительно красивым. Но красота внешняя и внутренняя - разные вещи. К сожалению, Дориан был красив лишь внешне. А может быть, он был слишком слаб духовно, не имел своей точки зрения на жизнь и с легкостью принял девиз жизни лорда Генри - красота и наслаждение, то есть полный эгоизм. Дориан любит только себя и свою красоту. Но все, кто сталкивается с ним, гибнут. Покончила с собой Сибилла Вейн, беззаветно любившая Дориана. Погибли все те, кто не хотел увидеть в красоте Дориана Грея божество и стремился судить его поступки с позиций общественной морали. Но Грей попирал моральные законы. Люди думали, что такой красивый человек не может быть порочным. Даже судьба сделала ему великолепный подарок. Случилось удивительное волшебство. Исполнилось желание Дориана Грея, и его красота не меркла с годами. И лишь только на портрете изображалось все то, что происходило с душой Дориана.

Я себя не считаю идеальным. У каждого человека есть недостатки, и у меня тоже. Но Дориан, как он мог так скверно использовать свое единственное достоинство - красоту? Все пороки развратной натуры явственно проступали на портрете. А судьба все равно давала ему шанс вернуть свой человеческий облик. Художник Бэзил Холлуорд до последней минуты старался образумить Дориана, и получил за это нож в спину. Грей с гневом обвиняет во всех своих несчастьях художника; бешенство, охватившее его, находит выход в убийстве. Если бы он хоть раз заглянул в Библию, да и вообще, если бы он имел свое мнение, он бы знал, что за все грехи рано или поздно приходится расплачиваться. Каждый получает то, что заслужил. Дориан заслужил смерть. Как глупо. Если бы я был красивым, я бы дарил красоту людям, делая только добро.

В начале своего сочинения я говорил о философии Уайльда, о его попытке доказать, что искусство сильнее жизни. Что же произошло с Дорианом Греем? Что его убило — искусство? Нет, конечно. Портрет был отражением души Дориана. Он убил себя своей бездарной жизнью. Портрет — символ искусства, а оно не может быть к жизни безразличным. Служа только себе, своим собственным прихотям, мы убиваем в себе человека, и роман служит еще одним предостережением от горьких ошибок.


Top