Современное китайское искусство. Искусство Китая – мировое культурное наследие

На мировой арене современное китайское искусство появилось сравнительно недавно. Так называемый «китайский бум» произошел в 2005 году, когда при небольшом количестве объективных причин цены на живопись художников современного Китая выросли более чем в десять раз. На мировой арене современное китайское искусство появилось сравнительно недавно. Так называемый «китайский бум» произошел в 2005 году, когда при небольшом количестве объективных причин цены на живопись художников современного Китая выросли более чем в десять раз. Существует мнение, что на самом деле проводится информационная война на международном художественном рынке. Проведение многомиллионных сделок по покупке китайского предмета искусства не всегда подтверждается фактами. Часто возникают случаи отсрочки оплаты лота в связи с появлением сомнений в подлинности памятника. Так, например, самая дорогая картина, проданная на аукционе Christie’s в 2011 году, «Долгая жизнь, мирная земля» Ци Байши в течение двух лет находилась на складе. С помощью таких инстанций как правительство КНР, СМИ, дилеры стоимость произведений искусства искусственно завышается. Так, эксперты заявляют о «проведении китайским правительством политики фальсифицирования процветающего, стабильного и благополучного фона КНР с целью привлечения в страну денег иностранных инвесторов». Благодаря объявлениям о рекордных суммах продаж, китайские аукционные дома и представительства мировых на территории КНР стали международными лидерами арт-рынка, что позволило поднять цены на произведения из Китая. Так же на настоящий момент довольно трудно осуществима оценка предметов китайского искусства, так как отсутствуют соответствующие критерии, что также способствует вольной трактовке стоимости произведения. Таким образом, по словам Эбигейл Р. Эсман, «мыльный пузырь» предметов искусства выгоден правительству КНР. В свою очередь, дилеры современного китайского искусства неестественным образом повышают цены на работы протежируемых ими художников. Согласно высказыванию доктора Клэра МакЭндрю «столь резкий взлет китайского рынка был обусловлен растущим благосостоянием, сильным внутренним предложением и инвестициями покупателей. То, что Китай занял лидирующее положение на мировом арт-рынке не означает, что в ближайшие годы он сохранит свое положение. Китайский рынок столкнется с проблемой реализации более стабильного и долгосрочного роста»

Тем не менее на настоящий момент китайские художники известны и популярны во всех мире, они делают до 39% выручки на рынке современного искусства. Этому факту есть как объективные объяснения, так и основывающееся на личном, субъективном вкусе покупателя и так далее, в чем и следует в дальнейшем разобраться.

«Азиатское искусство стремительно выходит на международный уровень, наблюдается значительное увеличение покупок как жителями остальной Азии, так и Запада», считает Ким Чуан Мок, глава департамента живописи Южно-азиатского региона. На настоящий момент самыми дорогими художниками Китая являются Цзен Фаньчжи, Цуй Ручжоу, Фань Цзен, Чжоу Чунья и Чжан Сяоган. При этом работа Цзен Фаньчжи «Тайная вечеря» в 2013 году была продана на аукционе Sotheby’s за 23,3 млн долларов, что является рекордной суммой не только для азиатского рынка, но и западного, ставя ее на четвертое место в списке самых дорогих работ современных художников.

За три года Китай обошел по объему продаж на арт-рынке США и Великобританию, которые изначально занимали лидирующие позиции в мире. Среди департаментов Christie"s рынок азиатского искусства стоит на втором месте по важности и доходности. По данным Artprice, на Китай приходится 33% рынка современного искусства, в то время, как на американский - 30%, на британский - 19%, а на французский - 5%.

Почему же современное китайское искусство так популярно?

Сегодня китайское искусство является чрезвычайно актуальным и важным, отчасти потому, что таковым стал сам Китай. Искусство сосредоточилось вокруг экономически сильного центра. Но росту цен есть вполне конкретные объяснения.

В 2001 году Китай вступил в ВТО , что повлияло на увеличение присутствия аукционных домов в регионе, которые в свою очередь стали подстраиваться под личные предпочтения новых покупателей. Так, за первое десятилетие XXI века на территории КНР открылось около ста аукционных домов. Как местного значения, такие как Poly International, China Guardian, так и международного: с 2005 года в Пекине компания Forever International Auction Company Limited осуществляет деятельность согласно полученной лицензии от Christie’s, в 2013-2014 годах мировые лидеры Christie’s и Sotheby’s открыли свои непосредственные представительства в Шанхае, Пекине и Гонконге. В результате, если в 2006 году доля Китая от мирового художественного рынка составляла 5%, то уже в 2011-около 40%.

В 2005 году случился так называемый «Китайский бум» , в рамках которого цены на произведения китайских мастеров резко выросли с нескольких десятков тысяч до миллиона долларов. Так, если одна из картин Mask Series Цзен Фаньчжи в 2004 году была продана за 384000 HKD, то уже в 2006 году работа из этой же серии ушла за 960000 HKD. Ута Гросеник, немецкий историк живописи, считает, что это связано с местом проведения Олимпийских игр-с Пекином. «Внимание к современному Китаю перенеслось на актуальное китайское искусство, которое оказалось понятным западному зрителю».

В периоды экономической нестабильности рынок искусства растет . 2007-2008 годы характеризуются специалистами как период резкого увеличения объема продаж живописи в целом на 70%, также усилением спроса на современное китайское искусство. Это можно проследить по продажам Цзен Фаньчжи на аукционных торгах Sotheby’s и Christies. В 2008 кризисном году он побил ценовой рекорд. Картина «Mask series №6» была продана на Christies за 9,66 миллионов долларов, что превышает самую дорогую продажу за 2007 и 2006 годы почти в 9 раз. Во время экономического кризиса искусство стоит на втором месте по популярности в качестве альтернативного актива после предметов роскоши. «Наличие объектов тезаврации в портфеле компании позволяет не только диверсифицировать риски, но и обеспечить дополнительную доходность, опережающую некоторые показатели фондового рынка.»

Для китайских предпринимателей, которые являются основными покупателями, инвестирование в искусство представляется наиболее рациональным и перспективным, так как Коммунистическая партия Китая ограничила спекуляции с недвижимостью, что привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы. Предметы искусства идеальны для сохранения анонимности инвестора. «Самые известные способы крупных вложений в искусство представителей развивающихся стран, в частности Китая, – это собрания хедж-фондов и организаций с прямыми инвестициями, когда фактически осуществляется покупка части в портфеле из нескольких позиций предметов искусства, но не покупается право собственности.» Запрет о вывозе капитала размером превышающим 50000 $ в год китайские инвесторы научились обходить. Декларируется заниженная стоимость работы, разница переводится на заграничные счета. Таким образом, вычислить отток капитала в другую страну практически невозможно. «Картины для таких инвесторов-инструмент инвестиционного механизма, идеального по степени секретности.» Для этих целей на протяжении первого десятилетия XX века в Китае формировались институты, позволяющие осуществить инвестиции в объекты тезаврации. Так, на настоящий момент на территории КНР существует более 25 фондов художественных ценностей и арт-биржи, выпускаются специальные издания, помогающие сделать правильные и выгодные инвестиции.

Популярность инвестиций в современное искусство стала увеличиваться с ростом количества молодых предпринимателей и увеличению прожиточного минимума представителя среднего класса стран БРИК. Так в Китае на настоящий момент 15 миллиардеров, 300000 миллионеров, а средняя заработная плата составляет 2000 $. «Современное искусство второй половины двадцатого века как раз понятно молодым бизнесменам, у которых, возможно, нет времени ходить по музеям и галереям или читать книги и листать каталоги». Эти люди зачастую не имеют должного уровня образования, но располагают достаточной суммой для правильных инвестиций, что приводит к большому числу китайских инвесторов в искусство и малому коллекционеров оного. Но они знают, что произведение вырастет в цене, а следовательно позднее его можно будет выгодно перепродать.

В Азии, России и на Ближнем Востоке покупка предметов искусства имеет большую экономическую, культурную и "статусную" коннотацию . Таким образом, предмет искусства является еще и позитивистской инвестицией, определяющей статус владельца и поднимающей его престиж и положение в обществе. «Когда китайские инвесторы хотят диверсифицировать портфель вложений, то они чаще всего обращаются к товарам класса люкс, отмечают аналитики сайта Artprice, поэтому для них купить картину современного художника все равно, что купить что-нибудь в бутике Луи Виттон.»

Для бизнесменов и чиновников Китая покупка произведений искусства, в частности местных мастеров, представляют собой интерес, так как существует прослойка так называемых «культивированных функционеров» , которые принимаю взятки в подобном виде. Оценщик перед началом торгов занижает рыночную стоимость картины так, что она уже не может являться взяткой. Этот процесс получил название «Yahui» и в результате стал «мощной двигающей силой художественного рынка Китая».

Одной из причин популярности китайского современного искусства является и сам стиль живописи , понятный и интересный не только самим китайцам, но и западным покупателям. Художники из Китая смогли точно отобразить «культурные и политические явления современного азиатского мира», тем более что вопросы столкновения востока и запада на сегодняшний момент не перестают быть актуальными. На территории Китая осуществляется медиа-пропаганда активного участия в развитии художественного рынка страны. Вниманию реципиентов предлагается более 20 телевизионных программ, 5 журналов, освещающих такие темы как «участие в торгах художественных аукционов», «идентификация художественных реликвий» и т.д. Согласно сообщению официального сайта аукционного дома Poly International: «Poly– аукцион изобразительного искусства, главная цель которого возвратить искусство народу Китая» , из чего следует следующая причина повышенного спроса на китайское искусство.

«Китаец у не китайца не купит произведение искусства». С точки зрения этики предметы национального искусства покупают инвесторы или коллекционеры из данной страны. Таким образом они повышают цены на работы своих соотечественников и выполняют идеологическую установку-возвращают искусство на родину. Многие коллекционеры- жители регионов, такой подъем южно-азиатского искусства соотносится с притоком таковых из Сингапура, Малайзии, Тайланда и Филиппин»- считает Ким Чуан Мок, глава департамента живописи Южно-азиатского региона.

Предметы искусства, в том числе и современная живопись, закупаются для формирования коллекций новых музеев Китая . На настоящий момент наблюдается явление «музейного бума» в Китае, Так в 2011 году было открыто 390 музеев на территории КНР , соответственно существует необходимость их достойного заполнения. В Китае наиболее простым способом является приобретение работ на торгах аукционных домов, а не напрямую у художника или через галерею, это объясняет факт повышенного как спроса, так и предложения на китайское современное искусство.

В настоящий момент Китай является лидером на рынке современного искусства. Не смотря на то, что работы местных художников в основном покупают непосредственно в Китае, а реже-за рубежом сами китайцы, популярность китайской современной живописи и ее значение в контексте мирового художественного рынка отрицать нельзя. Начавшийся около десяти лет назад «китайский бум» не оставляет мир и его мастера не перестают удивлять как своими работами, так и ценами на них.

Список литературы:

  1. Ван Вэй Собирательская Деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР: диссертация - Санкт-Петербург, 2014.- 202 с.
  2. Гатауллина К.Р., Кузнецова Э.Р. Сравнительный анализ поведения покупателей современной живописи в России и странах Европы// Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2012, с.20-29
  3. Дробинина Российские и китайские арт-инвесторы. Сходства немного//Электронный ресурс: http://www.bbc.com/ (Дата обращения 12.03.2016)
  4. Завадский Очень дорогие китайцы// Электронный ресурс: http://www.tyutrin.ru/ru/blogs/10-ochen-dorogie-kitaytsy (Дата обращения 07.06.2016)
  5. Инвестиции в искусство-признак кризиса экономики.//Электронный ресурс: http://www.ntpo.com/ (Дата обращения 12.03.2016)
  6. Китайский рынок произведений искусства//Электронный ресурс: http://chinese-russian.ru/news/ (Дата обращения 13.03.2016)
  7. Чжан Далей. Ценность и ценности современного арт-рынка Китая//Электронный ресурс: http://jurnal.org/articles/2014/iskus9.html (Дата обращения 12.03.2016)
  8. Щурина С.В. «Финансовые риски инвестиций в объекты искусства»// Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 12.03.2016)
  9. Avery Booker China now world’s largest art & antiques market, but what does it mean?// Электронный ресурс: http://jingdaily.com/ (Дата обращения 09.04.2016)
  10. Jordan Levin China becoming a major player in international art world//Электронный ресурс: http://www.miamiherald.com/entertainment/ent-columns-blogs/jordan-levin/article4279669.html (Дата обращения 09.04.2016)

Глобализация

На 90-е годы в Китае пришелся период трансформации во многих сферах жизни, в том числе и в искусстве. Крупные города полностью изменили свой облик: страну наводнили иностранные товары и их китайские копии, из сельских районов в города хлынула волна ищущих работу и лучшую жизнь. Если в 80-е китайский модернизм был в первую очередь связан с общественно-политической ситуацией в стране, то с 90-х годов граница между китайским и международным современным искусством начала активно стираться. Как и в экономической, так и в художественной жизни Китая начался процесс глобализации.

В отличие от героических и идеалистических настроений «Новой волны», в 90-е годы искусство в Китае приобрело циничную окраску. Запрет после 1989 года на любую публичную деятельность без разрешения властей заставил многих художников обратиться к сарказму. Еще одним важным фактором, повлиявшим на мир искусства в то время, стала стремительная коммерциализация китайского общества, которая повлияла и на отношения художника с публикой.

В результате группа молодых художников, главным образом − выпускников Центральной академии искусств, сознательно отказалась вкладывать глубокий смысл в свои работы, совершив так называемый переход из «глубины» к «поверхности». Названная в честь одноименной выставки 1991 года, группа «Нового поколения» в своих произведениях отражала сарказм по отношению к различным проблемам общества. А наиболее экстремальным примером этого направления стал циничный реализм (Лю Сяодун (Liu Xiaodong) , Фан Лицзюнь (Fang Lijun) и другие).

Рожденные в 60-е годы, художники этого поколения не имели душевных ран, оставленных событиями Культурной революции. Они противопоставляли бытовую жизнь великим идеям и целям «Новой волны»: отказавшись от каких-либо открытых политических заявления и теоретических систем, они просто сосредоточились на творческой практике.

Еще одним важным художественным течением в начале 90-х годов стал поп-арт, который в дальнейшем развился в два самостоятельных направления. Политический поп-арт (например, Ван Гуанъи (Wang Guangyi) ) демонстрировал переосмысление прошлой политической визуальной культуры: образы революции были пересмотрены и соединены с образами западной рыночной культуры. Культурный поп-арт сконцентрировался больше на настоящем, извлекая образы и стили из различных сфер популярной визуальной культуры, особенно, рекламы.

Циничный реализм и политический поп-арт являются наиболее известными на Западе направлениями современного китайского искусства. Но в 90-е годы получило развитие еще одно направление – концептуальное искусство, представленное первоначально группой «Новый аналитик» (Чжан Пэйли (Zhang Peili) и Цю Чжицзе (Qiu Zhijie) ).

С середины 90-х распространение получили и перформансы, которые главным образом были сосредоточены в так называемой Восточной деревне в пригороде Пекина. Это период мазохистских «65 кг» Чжан Хуаня (Zhang Huan) ,

переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе, семейной серии Чжан Сяогана (Zhang Xiaogang) .

К середине 90-х годов большинство художников освободилось от груза Культурной революции. Их творчество стало больше отражать проблемы современного китайского общества. В результате появилось новое направление «Цветастое» искусство (Gaudy Art), которое, соединив визуальные элементы циничного реализма и культурного поп-арта, одновременно и высмеивало, и использовало вульгарность коммерческой культуры. Произведения художников (братья Ло (The Luo Brothers) , Сюй Ихуэй (Xu Yihui)) в этом направлении стали пользоваться огромной популярностью как у галерей, так и у иностранных коллекционеров. С одной стороны, «цветастые» работы были направлены против общества потребления, с другой - они сами являлись объектами этого потребления.

В то же время группа художников, специализирующаяся на перформансах и инсталляциях, дала толчок развитию некоммерческих проектов, которые представляли активное взаимодействие с обществом. Но вместо того чтобы просто отражать изменения общества, как это делали художники «Нового поколения», они стремились выразить собственное отношение к этим общественным трансформациям (Чжан Хуань, Ван Цзиньсун (Wang Qingsong) , Чжу Фадун).

В течение 80-х авангардисты и критики использовали для обозначения современного искусства термин «модернизм», в 90-е же, особенно после 1994 года, все чаще стали использоваться термины «актуального» или «экспериментального» искусства. То есть китайское современное искусство постепенно стало частью мирового. И когда значительное число художников уехало в США, Японию и страны Европы (многие из которых вернулись в Китай в 2000-е), то и оставшиеся на родине также получили возможность путешествовать по миру. С этого момента современное китайское искусство перестает быть исключительно местным явлением и вливается в мировое.

Выход в свет

1992 год оказался важным для Китая не только в сфере экономических реформ, но и в мире искусства. Первыми, кто обратил внимание на китайский авангард, стали (конечно, после властей) иностранные коллекционеры и критики, для которых основным критерием для художественной оценки работ и самого художника была «неофициальность». И, в первую очередь, авангардные художники, вместо того чтобы ждать признания от государства, обратили свои взоры на международный рынок.

Предположим, Вы оказались в приличном обществе, и речь зашла о современном искусстве. Как и положено нормальному человеку, Вы в нем не разбираетесь. Мы предлагаем экспресс-гид по главным китайским художникам из мира contemporary art - с его помощью вы сможете сохранять умный вид на протяжении всей беседы, а возможно, даже скажете что-то уместное.

Что такое "китайское актуальное искусство" и откуда оно взялось?

До смерти Мао Цзэдуна в 1976 в Китае длилась «культурная революция», в ходе которой искусство приравнивалось к подрывной антиреволюционной деятельности и искоренялось каленым железом. После смерти диктатора запрет был снят и десятки авангардных художников вышли из подполья. В 1989 они организовали первую большую выставку в пекинской Национальной галерее, завоевали сердца западных кураторов, которые немедленно распознали в полотнах трагедию коммунистической диктатуры и безразличие системы к личности, и на этом веселье закончилось. Власти разогнали выставку, расстреляли студентов на площади Тяньаньмэнь и прикрыли либеральную лавочку.

Тем бы и кончилось, но западный арт-рынок так прочно и безудержно влюбился в успевших заявить о себе китайских художников, что компартия прельстилась манящим международным престижем и вернула все как было.

Основное течение китайского авангарда называют «циничным реализмом»: через формальные приемы соцреализма показываются страшные реалии психологического надлома китайского общества.

Самые известные художники

Юэ Миньцзюнь

Что изображает: Персонажи с идентичными лицами ухохатываются во время казни, расстрела и т. д. Все одеты как китайские рабочие или Мао Цзэдун.

Чем интересен: лица рабочих повторяют смех Будды Майтреи, который советует улыбаться, глядя в будущее. Одновременно, это отсылка к искусственно счастливым лицам китайских рабочих на пропагандистских плакатах. Гротескность улыбок показывает, что за маской смеха скрывается беспомощность и застывший ужас.

Цзэн Фаньчжи

Что изображает: китайских мужчин в приклеенных к лицу белых масках, сцены из больничной жизни, тайную вечерю с китайскими пионерами

Чем интересен: в ранних работах - экспрессивным пессимизмом и психологизмом, в поздних - остроумным символизмом. Напряженные фигуры скрываются за масками и вынуждены исполнять навязанные роли. Тайная Вечеря изображается в стенах китайской школы, за столом сидят ученики в красных галстуках. Иуду отличает европейский деловой стиль одежды (рубашка и желтый галстук). Это аллегория движения китайского общества к капитализму и западному миру.

Чжан Сяоган

Что изображает: монохромные семейные портреты в стиле десятилетия «культурной революции»

Чем интересен: ухватывает тонкое психологическое состояние нации в годы культурной революции. На портретах запечатлены фигуры, позирующие в искусственно правильных позах. Застывшая мимика делает лица одинаковыми, но в каждом выражении читается ожидание и страх.Каждый член семьи замкнут в себе, индивидуальность выбивается едва заметными деталями.

Чжан Хуан

Что изображает: художник получил известность за счет своих перформансов. Например, он раздевается, обмазывается медом и сидит возле общественной уборной в Пекине, пока мухи не облепят его с ног до головы.

Чем интересен: концептуалист и мазохист, исследует глубину физического страдания и терпения.

Цай Гоцян

Что изображает: еще один мастер перформансов. После расстрела студентов на площади Тяньаньмэнь художник отправил послание инопланетянам - построил макет площади и взорвал его. Мощный взрыв было видно из космоса. С тех пор много всего взрывает для инопланетян.

Чем интересен: прошел путь от концептуалиста до придворного пиротехника компартии. Эффектная визуальная составляющая поздних работ принесла ему славу виртуоза. В 2008 году правительство КНР пригласило Цай Гоцяна режиссировать пиротехническое шоу на Олимпиаде.

Продажи китайского современного искусства бьют все рекорды на аукционах, Sotheby’s утраивает торги современного азиатского искусства, в музеях всего мира показываются выставки Modern and Contemporary Chinese Art. Не стал исключением и Санкт-Петербург, где в сентябре в Лофт Проекте «Этажи» проходила выставка китайских художников. Журналу «365» стало интересно откуда возник такой интерес к современному китайскому искусству, и мы решили вспомнить 7 ключевых фигур, без которых оно было бы совсем другим.

«Современное искусство» противопоставляется традиционному искусству. Согласно высказыванию знаменитого критика, У Хуна, термин «современное искусство» имеет глубокий авангардистский смысл, обычно обозначающий, что в традиционной или ортодоксальной системе живописи происходят разнообразные сложные эксперименты. Действительно, современное китайское искусство сейчас неимоверно быстро развивается, составляет конкуренцию европейскому искусству как в культурном, так и в экономическом плане.

Откуда возник весь феномен современного китайского искусства? В первые годы правления Мао Цзэдуна (с 1949 года) наблюдался подъем искусств, люди надеялись на приход светлого будущего, но на деле же явился тотальный контроль. Самые тяжелые времена начались с наступлением «культурной революции» (с 1966 года): начали закрываться художественные учебные заведения, а сами художники подвергались гонениям. Реабилитация началась только после смерти Мао. Художники объединялись в тайные кружки, где обсуждали альтернативные формы искусства. Наиболее яростной противницей маосизма была группа «Звезда». В нее входили Ван Кэпин, Ма Дэшэн, Хуан Жуй, Ай Вэйвэй и другие. «Каждый художник – маленькая звезда, - говорил один из основателей группы, Ма Дэшэн, - и даже великие художники в масштабах Вселенной всего лишь маленькие звездочки».

Из художников этой группы наиболее известен Ай Вейвей. В 2011 году он даже занял первое место в списке самых влиятельных лиц в арт-индустрии. Некоторое время художник жил в США, но в 1993 году вернулся в Китай. Там помимо творческой работы, занялся резкой критикой китайского правительства. Искусство Ай Вэйвэя включает скульптурные инсталляции, видео и фотоработы. В своих работах художник использует традиционное китайское искусство в прямом смысле: он разбивает древние вазы (Dropping a Han Dynasty Urn, 1995-2004), рисует на вазе логотип Coca Cola (Han Dynasty Urn with Coca-Cola Logo, 1994). Помимо всего этого, у Ай Вейвея есть и совсем необычные проекты. 1001 читателю своего блога он оплатил путешествие в Кассель и задокументировал эту поездку. Также купил 1001 стул династии Цин. Весь проект, получивший название Fairytale («Сказка»), можно было увидеть в 2007 году на выставке «Документа».

Есть у Ай Вэйвея и архитектурные проекты: в 2006 году художник в соавторстве с архитекторами разработал особняк в северной части штата Нью-Йорк для коллекционера Кристофера Цая.

Интересно творчество Чжана Сяогана, художника-символиста и сюрреалиста. Картины в его серии Bloodline («Родословная»), преимущественного однотонные с вкраплениями ярких цветовых пятен. Это стилизованные портреты китайцев, как правило, с большими глазами (как не вспомнить Маргарет Кин). Манера этих портретов напоминает также семейные портреты 1950-1960 годов. Этот проект связан с воспоминаниями о детстве, художник вдохновлялся фотопортретами своей матери. Образы на картинах мистические, в них соединяются призраки прошлого и настоящего. Чжан Сяоган не политизированный художник — его интересует прежде всего индивидуальность человека, психологические проблемы.

Цзян Фэнци еще один успешный художник. Работы его очень экспрессивны. Серию «Больница» он посвятил отношениям пациентов и власти. Другие серии художника также показывают его довольно пессимистичный взгляд на мир.

Название выставки в «Этажах» – «Освобождение настоящего от прошлого». Художники переосмысливают национальные традиции, используют традиционные, но вносят и новые техники. В начале экспозиции работа Цзян Цзиня «Нарцисс и эхо – Разве вода и ветер не помнят» (Narcissus and Echo – Shall the water and wind not remember). Произведение выполнено в виде триптиха в 2014 году. Автор использует технику туши на бумаге – суми-э. Техника суми-э возникла в Китае в эпоху Сун. Это монохромная живопись, похожая на акварель. Цзян Цзинь воплощает традиционный сюжет: цветы, бабочки, горы, фигуры людей у реки — все очень гармонично.

Представлен на выставке и видео арт. Это работа пекинской видеохудожницы Ван Жуй под названием «Любишь меня, любишь его?» (2013 г.). Видео длится 15 минут, на нем руки гладят руки изо льда, видно, что пальцы у них постепенно тают. Быть может художница хотела сказать о быстротечности и непостоянстве любви? Или о том, что любовь может растопить ледяное сердце?

Работы Стефана Вонг Ло «Полет над землей», выполненные в технике аппликации, напоминают по цветовой гамме образы из фильмов Вонг Кар-Вая.

Определенно, звезды выставки — две скульптуры Му Бояня. Его скульптуры гротескны, они изображают очень полных людей. Проблема лишнего веса заинтересовала художника в 2005 году, после чего он вдохновился на создание данных скульптур. Они напоминают и просветлённых буддийских монахов, и современных людей с проблемой лишнего веса. Скульптуры «Крепко» (2015 г.) и «Давай!» (2015 г.) выполнены в технике крашенной смолы. В данных работах скульптор изображает скорее даже не взрослых людей, а младенцев.

Смогли ли современные китайские художники освободиться от прошлого, решать зрителю, но связь поколений четко прослеживается в их работах, и становится ясно, что от прошлого не так-то просто уйти. Это подтверждает использование техники суми-э, а также инсталляции в которых задействованы древние артефакты. До сих пор современные китайские художники не освободились от влияния маосизма, протест и память о котором до сих пор присутствует в их творчестве. Художники стилизуют свои произведения под времена маосизма; воспоминания о прошлом могут как, например, на полотнах Чжана Сяогана, быть ключевыми в творчестве художника. Неугомонный Ай Вэйвэй выдумывает все новые и новые перформансы, но и он обращается к традиционной культуре. Китайскому искусству всегда было, есть и будет чем удивить зрителя – его наследие бесконечно, а новые представители будут и дальше находить вдохновение в китайских традициях.

Текст: Анна Кожеурова

Современное искусство Китая: Хао Бои, Ай Вэйвэй, Чжао Чжао

Творчество художника Хао Бои (Hao Boyi) напомнило миру, что такое классическая китайская гравюра. В настоящий момент он возглавляет Ассоциацию художников Китая. Напоминая зрителю о том, что восточное искусство отличается минимализмом и элегантностью, Бои осторожно и сдержанно вырисовывает природу. Чаще всего художник предпочитает работать на дереве, но иногда использует и металл. На его гравюрах нет и намека на человека. Птицы, деревья, кустарники, солнце, болота изображены в своей первозданной красоте.

Один из самых известных современных китайских художников - Ай Вэйвэй - прославился не только благодаря творческим проектам. В каждом материале о нем упоминается его оппозиционная настроенность. Вэйвэй некоторое время прожил в США, поэтому в его творчестве отчетливо прослеживаются тенденции западного искусства прошлого столетия в сочетании с традиционными восточными направлениями. В 2011 году он возглавил список «Сто самых влиятельных персон в арт-мире» по версии журнала Art Review .Его инсталляции - не просто арт-объекты, призванные указывать на социальные проблемы, но и огромный труд. Так, для одного из проектов художник собрал в деревнях Северного Китая 6000 табуреток. Все они расставлены на полу выставочного зала, целиком покрывая поверхность. В основе другого проекта - «IOU» - лежит история из жизни художника. Название представляет собой аббревиатуру фразы «I Owe You», что с английского переводится «я тебе должен». Дело в том, что художники было предъявлено обвинение в неуплате налогов. За 15 дней Вэйвэй должен был найти 1,7 миллиона евро и расплатиться с государством. Такую сумму удалось собрать благодаря неравнодушным к творчеству и жизни художника-оппозиционера. Так родилась инсталляция из огромного количества квитанций о переводе денежных средств. Вэйвэй проводил персональные выставки в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже, Лондоне, Берне, Сеуле, Токио и других городах.

С именем художника-концептуалиста Чжу Юй неразрывно связано понятие «людоед». В 2000 году на одной из выставок он представил провокационный фотопроект, за которым последовали скандальные статьи и общественные расследования. Автор представил публике серию снимков, на которых он поедает человеческого зародыша. После этого в ряде СМИ появилась информация о странных пищевых предпочтениях китайской элиты - якобы в некоторых ресторан любителям деликатесов подают эмбрионов. Провокация, безусловно, удалась. После этого работы Юй стали пользоваться популярностью, а он сам смог начать зарабатывать на своих странных проектах. Говоря о поедании зародышей, он отметил: «Художники только и делали, что использовали трупы в перфомансах, не создавая ничего нового, слепо копируя друг друга. Эта ситуация меня раздражала, хотелось поставить точку в этих соревнованиях, положить им конец. Моя работа предназначалась не для зрителей, она должна была решить внутренний технический вопрос. Я не ожидал такой реакции». Кстати, выставка, на которой Юй показал «Поедание людей», называлась Fuck Off, а ее куратором выступил упомянутый выше Ай Вэйвэй. Есть у художник и более гуманные проекты, например, инсталляция «Карманная теология». В выставочном зале с потолка свисает рука, держащая длинную веревку, которая покрывает весь пол. В настоящий момент Юй перешел в другой творческий этап, лишенный прошлого эпатажа. Он увлекся гиперреализмом.

Цзэн Фаньчжи - сегодня один из самых дорогих китайских художников. В 2001 году представил общественности свой вариант «Тайная вечери». Композиция заимствована у Леонардо Да Винчи, а вот все остальное - плод воображения нашего современника. Так, за столом расположились 13 человек в костюмах пионеров и с масками на лицах. Выделяется на их фоне Иуда, на котором рубашка и галстук западного кроя, что намекает зрителю о том, что даже Китай, традиционная страна, подвержен влиянию капитализма. В 2013 году эта работа ушла с молотка за 23 миллиона долларов.

Ниже представлены работы Чжао Чжао . Искусствоведы называют этого художника одним из самых перспективных современных китайских авторов. Помимо того, что коллекционеры со всего мира охотно приобретают его творения, внимания на них обращают и власти - в 2012 году произведения Чжао «поехали» на выставку в Нью-Йорк, но китайская таможня развернула партию. Его работы ассоциативные, метафоричные и часто связаны с событиями из жизни самого художника. Например, однажды источником вдохновения для Чжао стала автомобильная авария, во время которой художник обратил внимание на то, как интересно трещины поползли по лобовому стеклу…

Чжан Сяоган - автор известной серии работ под общим названием «Кровавые следы». Она представляет собой портреты людей разных возрастов, выполненных в стиле фотографий, но с художественными штрихами. «Китай - это одна семья, одна большая семья. Каждый должен полагаться друг на друга и противостоять друг другу. Это был вопрос, на который я хотел обратить внимание и который постепенно, все меньше и меньше связывался с Культурной революцией, а больше с представлением народного государства в сознании», - так рассказывает художник о «Кровавых следах». Серия создавалась более 10 лет, ее общая стоимость превышает 10 миллионов долларов.


Top