Чем различны печорин и онегин. Сравнительная характеристика евгения онегина и григория печорина

В русской литературе XIX века образы Евгения Онегина и Печорина стали символами эпохи. В них соединились типические черты представителей дворянского сословия с выдающимися личными качествами, глубоким интеллектом и силой характера, которым, увы, не нашлось применения в условиях глубокого нравственного кризиса, ставшего главной приметой времени в 30-е – 40-е годы. Непонятые в своем кругу, лишние, они понапрасну растратили свои силы, так и не сумев преодолеть нравственную глухоту современников и мелочность общественного мнения, считавшегося главным мерилом человеческих ценностей в высшем свете. При всей похожести, Онегин и Печорин наделены яркими индивидуальными чертами, благодаря которым интерес к этим литературным героям проявляют и современные читатели.

Определение

Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», русский дворянин, офицер, по долгу службы оказавшийся в зоне военных действий на Кавказе. Незаурядность личности этого литературного героя вызвала острую полемику в кругу критиков и горячий интерес читателей-современников.

Онегин – главное действующее лицо романа в стихах «Евгений Онегин», написанного А. С. Пушкиным. Онегин принадлежит к дворянской аристократии. Его жизнеописание, по мнению В. Г. Белинского, стало энциклопедией русской жизни первой половины XIX века.

Сравнение

Первые главы «Евгения Онегина» были опубликованы А. С. Пушкиным в 1825 году. С Печориным читатели познакомились в 1840-ом. Незначительная разница во времени создания этих литературных образов все-таки имела принципиальное значение для раскрытия их личных качеств, которые современники восприняли как отражение глубинных общественных процессов.

В начале романа Онегин – светский щеголь. Он богат, образован и постоянно находится под пристальным вниманием высшего общества. Утомленный праздностью, Евгений предпринимает попытку заняться серьезным делом: реформой хозяйства, доставшегося ему по наследству. Новизна деревенской жизни обернулась для него скукой: отсутствие привычки трудиться породило хандру, и все начинания ученого эконома сошли на нет.

Драма Онегина – в бесполезности собственных сил и бессодержательности образа жизни, который был навязан общественным мнением и принят героем как эталон, за рамки которого он так и не решился шагнуть. Дуэль с Ленским, сложные отношения с Татьяной Лариной – следствие глубокой нравственной зависимости от мнений света, игравшего в судьбе Онегина первостепенную роль.

Печорин, в отличие от Онегина, не так богат и знатен. Он служит на Кавказе, в месте опасных военных действий, проявляя чудеса храбрости, демонстрируя выносливость и силу характера. Но главной его чертой, многократно подчеркнутой в романе, является двойственная противоречивость душевного благородства и эгоизма, граничащего с жестокостью.

О личности Онегина читатель узнает из реплик рассказчика и наблюдений Татьяны Лариной. О Печорине высказывают суждения рассказчик и Максим Максимыч. Но полностью его внутренний мир раскрывается в дневнике – горькой исповеди человека, не сумевшего найти свое место в жизни.

Дневниковые записи Печорина – это философия байронического героя. Его дуэль с Грушницким – своеобразная месть светскому обществу за бессердечие и страсть к интригам.

В противостоянии со светом Печорин, как и Онегин, терпит поражение. Силы без применения, жизнь без цели, неспособность к любви и дружбе, светская мишура вместо служения высокой цели – эти мотивы в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» имеют общее звучание.

Выводы сайт

  1. Печорин стал героем своего времени: второй половины 30-х годов XIX века, отмеченных глубоким общественным кризисом после событий, связанных с декабристским движением в России.
  2. Онегин – литературный герой, который мог посвятить жизнь демократическим преобразованиям в обществе, но в силу своих личных качеств стал заложником высшего света.
  3. Печорин понимает никчемность собственного существования и пытается изменить его: в конце романа он уезжает из России.
  4. Онегин не стремится что-либо изменить в своей судьбе: все его действия – следствие сложившихся обстоятельств.
  5. Печорин способен объективно оценить себя и честно признается в своих страстях и пороках.
  6. Онегин понимает собственное несовершенство, но анализировать собственные поступки и их последствия не в состоянии.

Между героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» и героем романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин» есть ряд сходств, но также и существенные отличия.

Печорин и Евгений Онегин – довольно интересные личности. Их незаурядность выражена в том, что в сравнении с другими людьми того же социального поколения, что и они, главные герои романов Пушкина и Лермонтова кажутся читателю умными, тонко чувствующими, но и в то же время достаточно жестокими и рассудительными.

Они хорошо изучили людей, что помогает им умело обращаться с чувствами окружающих. Печорин разочаровался в людях, потерял всякий интерес к жизни, однако на протяжении всего романа пытается найти его, при этом больно задевая чувства окружающих. Общество сделало его холодным и жестоким:

«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Евгений Онегин устал от жизни. Он быстро насытился всеми прелестями жизни, и скоро они утомили его. Онегин пытается найти себя в разных сферах занятий, однако ничего не трогает его душу. Он охладел к жизни, стал циничным и ленивым; его разум и душа требуют заинтересованности в чем-либо, однако не получают этого.

«Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать».

Но между Онегиным и Печориным также есть отличия.

Онегин, уставший от жизненных забот, не пытается найти смысл своего существования, развеять скуку. Он ленив, его сердце уже давно ничего не трогает, и, кажется, он ведет бессмысленное существование. Онегина не забавляют балы, театры, он остыл к жизни и делает все скорее потому, что такой порядок у него выработался за несколько лет.

«Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были предмет его привычных дум;

Измены утолить успели;

Друзья и дружба надоели…».

Печорин предстает перед читателями как образ романтичного, но в то же время эгоистичного молодого человека. Хотя в нем все еще горит желание найти смысл жизни и свое предназначение в ней, все его попытки сделать это не приносят ему успехов.

«Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Черты сходства и различия главных героев показывают различный психологизм романов. «Евгений Онегин» - произведение, в котором заключен скрытый оптимизм; «Герой нашего времени» - трагический роман, вводящий читателя в долгое рассуждение о вечных вопросах жизни.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Со второй половины XIX века, в первую очередь благодаря художественной литературе, в обиход входит понятие " лишний человек " (впервые этот термин применил А. С. Пушкин в одном из своих черновых набросков к "Онегину"). Появляется целый ряд художественных произведений, герои которых объединены особым статусом, данным им в обществе, -- "лишних людей", которые критически относились к заведенным порядкам и своей роли в общественном устройстве, общественное же мнение они не принимали. Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин -- вот далеко не полный список персонажей, причисляемых критиками к "лишним людям". При этом критика отчетливо различает и индивидуальные черты этих героев.

Сравнивая Печорина с Онегиным, Чернышевский писал: "Печорин -- человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно сильная, жаждущая старости; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботится о самом себе". Большое внимание проблеме "лишних людей" уделил Герцен: "Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни. Печальный рок лишнего, потерянного человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах".

В творчестве Лермонтова образ Печорина не был случайным. В лирике поэта прослеживается тема "лишнего человека". Почти одновременно с Пушкиным Лермонтов в драмах "Люди и страсти", " Странный человек ",азатемв"Двух братьях ", стремясь связать своего героя с окружающей его реальной русской действительностью, приходит к неутешительным выводам. Так, Ю. Волин показан юношей, который прошел горестный путь разочарований и превратился в разуверившегося "странного" человека. Он говорит о себе другу: "Тот, который перед тобою, есть одна тень; человек полуживой, почти без настоящего и без будущего". Печорин тоже характеризует себя как человека "полуживого", одна часть души которого похоронена навеки: "Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее обрезал и бросил".

С учетом того, что литература того времени была отражением действительности, царящих в обществе мыслей, порядков, основным средством формирования общественного мнения (в наше время эти функции выполняют телевидение, радио, печатные издания), следует отметить: проблема "лишних людей" в 20-40-е годы XIX века действительно стояла остро. Ведь и в Онегине, и в Печорине воплотилось целое поколение молодых людей -- одаренных, мыслящих, жаждущих деятельности, но вынужденных бездействовать. Еще Белинский обратил внимание на параллельность звучания и значения фамилий Онегин и Печорин: "Печорин Лермонтова… это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою …В самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и не видимая самим поэтом". Можно предположить, что фамилией Печорина Лермонтов подчеркнул духовное родство своего героя с Онегиным, но Печорин -- человек следующего десятилетия. Итак, героев объединяет их отчужденность от общества, невосприятие принятых в нем порядков и законов, скука от удовольствий, которые можно получить за деньги, желание искренних, открытых отношений и неверие в перспективу дружбы, любви, супружества.

Несходство Онегина и Печорина определяется не столько временным периодом их жизни, сколько отличиями в их характерах. Недаром Добролюбов писал: "…Мы не могли не видеть разницы темперамента, например, у Печорина и Обломова, точно так же как не можем не найти ее у Печорина и Онегина… Весьма вероятно, что при других условиях жизни, в другом обществе, Онегин был бы истинно добрым малым, Печорин и Рудин делали бы великие подвиги".

Печорин -- это энергия, активная, целеустремленная, хотя, пожалуй, последнее определение является несколько преувеличенным. Действительно, Печорин готов, во-первых, сам создать себе трудности и препятствия, а во-вторых -- с успехом их преодолеть. Но при этом у него нет некой общей цели, которая придала бы смысл его земному существованию: "Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…"

Печорин признает, что не угадал этого назначения, разменяв его на пустые страсти, сожалеет о том, что "играл роль топора в руках судьбы". Любовь его не принесла никому счастья, потому что он ничем не жертвовал для тех, кого любил. Ведь любил Печорин для собственного удовольствия: "…я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья -- и никогда не мог насытиться". В противовес Печорину Онегин находит удовольствие в полном бездействии, самоустранении от всех жизненных проблем и страстей:

…рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Красавицы из высшего света с их фальшивыми улыбками, пустыми словами опостылели Онегину. Но любовь невинной, искренней Татьяны так же оставляет его равнодушным (так и Печорин постепенно разочаровывается в любви к Бэле). Отвергая любовь девушки, он ссылается на страх перед супружеством, (впрочем, как и Печорин):

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Объединяет героев и страсть к путешествиям, постоянным перемещениям по миру -- подальше от опостылевшего света, навстречу новым ощущениям (как мы знаем, Пушкин выпустил из своего романа целую главу, в которой было описано путешествие Онегина).

Интересно, что и Пушкин, и Лермонтов ставят возле главных героев контрастные фигуры -- соответственно Ленского и Грушницкого. Контрастность между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким, на первый взгляд, кажется незначительной. Живут они, по-видимому, в кругу одних и тех же интересов, ощущают себя людьми одного и того же поколения, одной и той же культурной среды. На деле же их кажущаяся близость является мнимой близостью: между ними скоро обнаруживается настоящая -- психологическая, культурная, социальная -- пропасть.

Грушницкий -- восторженный, но несколько приземленный молодой человек. Он привык производить эффект (юнкерская шинель, так похожая на солдатскую, вычурные фразы и т. д.). Ленский -- восторженный романтик, поэт. При всем ироническом отношении к Ленскому, Пушкин отмечал его образованность, широкий круг интеллектуальных интересов, его горячие споры на философские темы с Онегиным. Однако привычный путь восторженных романтиков в России -- превращение в обывателя: "Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда и тем и другим". Это слова Лермонтова, о подобном жизненном пути Ленского думал и Пушкин:

Во многом он бы изменился. Расстался б с музами, женился, В деревне счастлив и рогат Носил бы стеганый халат.

Между тем жизненный путь этих романтиков был прерван "лишними людьми" -- Онегиным и Печориным. Каждый из героев по-своему воспринимает предстоящую дуэль: Онегин сожалеет о том, "что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно". И что общественное мнение заставляет его принять окончательное решение о дуэли.

Печорин так же долго размышлял о своем непреодолимом желании наказать наглеца Грушницкого, но, в конце концов, убеждает себя в своей правоте: "Господин Грушницкий! Ваша мистификация вам не удастся… Мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха". онегин печорин лишний человек

Объединяет героев и то, что до конца своих дней они так и не нашли ни успокоения, ни того высшего предназначения, о котором шептал им разум. Их жизнь может послужить хорошим примером того, как не надо жить. На мой взгляд, не общественное устройство стало причиной душевных невзгод героев: только их же собственные усилия помогли бы им выйти из состояния конфликта с оружающей средой. Согласимся, трудно быть свидетелем нравственного убожества других, но Онегин и Печорин, перед тем как ставить диагноз всему обществу, должны были разобрать по полочкам внутреннее содержание своей собственной души и разума.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М.Ю.Лермонтов

В романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века. Главные герои этих произведений, Евгений Онегин и Григорий Печорин, относятся к типу «лишних людей» России, которые, не находя применения своим способностям, разочаровались в жизни и в окружающем их обществе. Героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова разделяет всего десять лет, но они принадлежат к разным эпохам в истории России. Между ними стоит знаменитая дата – четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года, восстание декабристов.
Онегин живет в двадцатые годы XIX века, в период расцвета общественного движения и свободолюбивых идей. Печорин же – человек другой эпохи. Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в тридцатые годы XIX века. Этот период отмечен жестокой политической реакцией, наступившей после выступления декабристов на Сенатской площади. Онегин еще мог бы уйти к декабристам, таким образом обретя цель в жизни и придав смысл своему существованию. Печорин же уже лишен такой возможности. Его положение гораздо трагичнее, чем положение пушкинского героя.
В чем же сходство между Онегиным и Печориным?
Оба они представители столичной аристократии, получили хорошее воспитание и образование, их интеллектуальный уровень выше среднего уровня окружающего их общества.
Оба героя критически относятся к жизни и к людям. Они недовольны собой, понимают, что их жизнь однообразна и пуста, что в свете царят клевета, зависть, злоба. Поэтому Онегин и Печорин начинают страдать от скуки и меланхолии.
Чтобы удовлетворить свои духовные запросы, развеять скуку, Онегин пытается писать, но «труд упорный ему был тошен», чтение книг также недолго занимает его.
И Печорина быстро утомляет любое начатое им дело, оно становится скучным для него. Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он привыкает очень быстро. Любовные приключения также наскучили лермонтовскому герою. Это проявилось в его отношении к Бэле и Мери. Добившись их любви, он теряет интерес к ним.
Характерной чертой Онегина и Печорина является их эгоизм. Герои не считаются с мнением и чувствами других людей.
Онегин отвергает любовь Татьяны, не захотев терять свою свободу. Мелочное желание досадить Ленскому приводит к убийству друга.
Печорин же приносит несчастье почти всем, с кем он встречается: убивает Грушницкого, разрушает жизнь Бэлы, Мери, Веры, до глубины души огорчает Максима Максимыча. Он добивается любви женщин исключительно из желания развлечь себя, развеять скуку, а затем охладевает к ним. Печорин жесток даже к тяжело больной Мери, говоря, что никогда не любил ее, а лишь смеялся над бедной девушкой.
И Онегин, и Печорин самокритично относятся к себе. Онегин, терзаемый угрызениями совести, не может оставаться там, где совершено преступление. Он вынужден оставить спокойную деревенскую жизнь и скитаться по свету. Печорин признается, что за свою жизнь причинил людям немало горя, что он играет «роль топора в руках судьбы». При этом Печорин не собирается менять своего поведения. Его самокритичность не приносит облегчения ни ему, ни кому-либо другому. Такое поведение делает Печорина, как он сам себя охарактеризовал, «нравственным калекой».
Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях. Они тонкие психологи. Онегин при первой же встрече выделил Татьяну среди других женщин, а из всего поместного дворянства сошелся только с Владимиром Ленским. Печорин также верно судит о людях, встречающихся на его пути. Характеристики, даваемые им, точны и метки. Он прекрасно знает психологию женщин, легко может предсказать их поступки и пользуется этим, чтобы завоевать их любовь.
Но оба героя способны на глубокие чувства. Онегин, осознав, что влюблен в Татьяну, готов на все, чтобы хотя бы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, незамедлительно бросается вслед за ней, но, не догнав, падает посреди дороги и плачет, как ребенок.
Светское общество отрицательно относится к героям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Их поведение непонятно окружающим, их точка зрения на жизнь не совпадает с общепринятой, они одиноки в окружающем их обществе, которое чувствует превосходство этих «лишних людей».
При всем сходстве характеров и положения в обществе у героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова много различий.
Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Печорин же предстает перед нами человеком безнравственным, для которого люди являются лишь игрушками. Прекрасно осознавая последствия своих поступков, Печорин даже не пытается изменить свое поведение, жестоко разрушая судьбы других людей.
По-разному относятся герои и к дуэли.
Накануне Онегин крепко спит, не воспринимая предстоящую дуэль серьезно. А после убийства Ленского его охватывает ужас, начинают терзать угрызения совести.
Печорин же подходит к вопросу дуэли серьезно, тщательно выбирая место поединка. Перед дуэлью герой Лермонтова не спит и размышляет о вопросах, над которыми рано или поздно задумывается любой человек: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Совсем скоро Печорин хладнокровно убьет Грушницкого и, вежливо раскланявшись, уйдет с дуэльной площадки.
Онегин и Печорин глубоко разочарованы в жизни, устали от пустоты светского общества, отвергают его идеалы и ценности. При этом Онегин, страдая от своей ненужности, не способен сопротивляться тому обществу, которое он осуждает. Печорин же, в отличие от него, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, свое призвание и предназначение. Он задумывается о цели в жизни, чувствуя в душе своей «силы необъятные». К сожалению, вся его энергия приносит лишь несчастье людям, с которыми он сталкивается. В этом заключается трагедия жизни Печорина.
Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против общества, которое лишает людей цели в жизни, вынуждает их даром растрачивать свои силы, не позволяет найти применение их уму и способностям. Это общество порождает «лишних людей», не способных обрести ни любви, ни дружбы, ни счастья. В разоблачении этого общества заключается историческое значение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».


Оба писателя, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, главной своей художественной задачей при написании романов видели раскрытие внутреннего мира главного героя, который является типичным представителем своего времени: Онегин – 20-ых годов девятнадцатого века, Печорин – 30-ых.

В делах и поступках своих героев писатели отразили силу и слабость своего поколения, что и определяет наличие в них не только сходств, но и различий.

И Онегин, и Печорин – дворяне, выросшие в свете.

Они начитаны и образованны, умеют размышлять и этим выделяются из своего общества. В юности оба увлекались светской жизнью, женщинами, но вскоре им это надоело. Несмотря на то, что эти герои обладают и талантами, и способностями, они не могут найти им применения, поэтому и смысл жизни им трудно найти.

Хорошо характеризуют героев их отношения с женщинами. Печорин развлекается любовью, играется с женщинами из любопытства, как, например, в случае с княжной Мери. Онегин же настолько не искусен в любви, что не понимает искренности и глубины чувств признающейся ему в любви женщины, Татьяны, он просто не знает, что такая любовь может существовать. Но все же, оба героя умеют любить: Печорин понимает, что любит дворянку Веру, когда она его покидает, и страдает от этого, Онегин же к концу романа созревает, находит в себе силы и желание любить, видеть красоту и важность любви, и признается в этом Татьяне.

Конечно, пример поведения, полученный в светском обществе, объясняет такое их отношение к любви. Онегин, видящий разврат и пошлость и скучность дворянства, убегает от него, но скука эта не разъедает его так, как Печорина. Онегин будто бы принимает эту скуку и живет ею, смиряется с ней. Не найдя ничего интересного в Петербурге, он уезжает в деревню, но и там он бесконечно скучает, от скуки заводит дружбу с Ленским, не испытывая с ним той особой связи, которая и позволяет называть отношения между людьми дружбой. Печорин же хоть и скучает, но действительно страдает от этого, не смиряется со своим положением, а пытается выжать из него все соки, изучая себя. В Онегине нет того любопытства, которое движет Печориным. Из-за этого он затевает дружбу с Грушницким, вмешивается в жизнь контрабандистов, заигрывает с княжной Мери… Отношения героев с окружающими, несомненно, плохо кончаются, Онегин разрушает жизнь Ленского и Татьяны, Печорин – Грушницкого, Бэлы, Мери, контрабандистов…

Любопытство движет им, ему нравится жизнь, нравится менять ее, постигать ее, поэтому он не может смириться с ее реалиями и отчуждается. Онегин же принимает жизнь такой, какая она есть, плывя по течению. Тем не менее, образ Печорина на протяжении всего романа статичен, он особо не меняется под влиянием обстоятельств. Онегин же в начале романа и в конце – полные противоположности друг друга. Это уже не тот «скучающий чудак», думающий о себе, а повзрослевший мыслитель, который задумывается о важных проблемах жизни.

Таким образом, в характерах героев есть много сходств и различий. Оба героя – «лишние люди», поэтому они изначально обречены на несчастливую жизнь.


Top