Картины джузеппе арчимбольдо. Джузеппе арчимбольдо, или натурфилософия в красках Джузеппе арчимбольдо картины

Сегодня модно создавать различные инсталляции, соединяя в единую композицию всем привычные предметы. Привлекая к себе внимание, они выступают в роли своеобразного смыслового посыла, донося до своего зрителя идею автора. Но и они, производящие необходимый эффект, не могут приблизиться к художественной концепции полотен Джузеппе Арчимбольдо. Полотен, на которых причудливым образом слились воедино фрукты, овощи, цветы, деревья или предметы обихода, создавая портреты аллегорий или реальных людей. Полотна, которые выходят за рамки общепринятых понятий и насквозь пропитаны фантасмагорией бытия, притягивающей взгляд и будоражащей умы людей.

Юность художника

Итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526 году (по другим источникам в 1527), в городе Милане (Италия). Его отец, Бьяджо Арчимбольдо, был художником, что отчасти предопределило интересы юного Джузеппе. С ранних лет он помогает своему отцу и активно учувствует в создании церковных росписей. И начиная с 1549 года, его имя упоминается в официальных документах заказов, которые получали отец и сын.

Помимо отца-художника на формирование интересов юного Джузеппе оказали влияние работы Леонардо да Винчи. Бьяджо Арчимбольдо был знаком с учеником Леонардо, Бернардино Луини, который нередко показывал Джузеппе альбомы с рисунками и чертёжами гения. Остаётся только догадываться, какое впечатление они производили на дремлющий талант юноши, решившего посвятить себя искусству.

Венский период художника

Ранний период творчества Джузеппе Арчимбольдо не выходит за рамки тогдашних канонов искусства. Но, несмотря на это, слава о нём постепенно распространяется за пределы Милана, в котором его талант был востребован. В скором времени молодой человек принимает личное приглашение от короля Германии Максимилиана II, и покидает родные пенаты на долгие 25 лет.

С 1562 года творчество и жизнь Джузеппе связаны с венским дворцом, где он числится придворным живописцем и пишет портреты императора и членов его семьи. А с 1563 года из под его кисти миру начинают являться теперь уже знаменитые аллегории времён года. Циклы сразу и по достоинству оценил весь двор. Мало того! Их повторение начинают заказывать придворные, чтобы дарить своим иностранным знакомым и политическим союзникам.

В венский период Джузеппе Арчимбольдо преуспел не только в качестве художника. Будучи разносторонней личностью, он начинает организовывать различные празднества и театральные представления, для которых собственноручно создает декорации. Его так называемые «театральные деревянные машины» можно смело считать прототипами современных спецэффектов. Демонстрируя их возможности во время проведения дворцовых торжеств, Джузеппе Арчимбольдо снискал себе славу талантливого декоратора и, как бы выразились в наше время, арт-директора.

Пражский период художника

1570 год преподнес живописцу новую командировку – он был отправлен в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Последний испытывал тягу не только к искусству, но и всему необычному, что положило начало созданию Пражской кунсткамеры, экспонатами для которой было поручено заниматься Джузеппе Арчимбольдо.

Увлечение короля Рудольфа оккультными науками, как нельзя лучше совпало с мироощущением самого Джузеппе Арчимбольдо, который с головой уходит в работу над созданием собственной теории восприятия мира. Монарх бесконечно благоволит ему и даже жалует дворянский титул, с правом иметь собственный герб.

Возвращение на родину

В 1588 году Джузеппе Арчимбольдо вместе со своим сыном Бенедетто возвращается в Милан. Довольно быстро он восстанавливает утраченные связи и приобретает новых просвещённых людей. А незадолго до своей кончины он был удостоен ещё одного почётного титула – пфальцграфа, что поставило его в один ряд с великими Содомом и Тицианом.

Умер Джузеппе Арчимбольдо в 1593 году, 11 июля. Причиной его смерти стала банальная мочекаменная болезнь.

Текст: Анна Комарова


Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником


Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов


Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей


"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" - из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"


Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин


Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе


Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий


"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль


Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами


Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов


В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок


Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта


В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику


Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире


Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.

«Джузеппе Арчимбольдо совершенен своей
уникальностью, как совершенны только великие»
Андре Пьейр де Мандьярг

Есть выдающиеся мастера искусства известные всему миру и в то же время остающиеся для всех настоящей загадкой. Один из них – итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо. Он жил в эпоху Позднего Возрождения и известен как автор удивительных картин-портретов, составленных из разнообразия флоры и фауны, книг и вещей, музыкальных инструментов и предметов быта. Художник был одним из представителей маньеризма, течения, которое отличалось виртуозностью техники, тяготело к манерной изощренности образов и формы, уходило в мир нереальный, фантастический. Уже при жизни мастер воспринимался как человек с универсальной эрудицией и множеством талантов. Его картины и сегодня удивляют авангардной манерой исполнения и воспринимаются как работы нашего современника.
Жизнь художника документирована крайне неравномерно. Множество известных сведений о его жизни являются предположительными.
Нет биографии художника и в знаменитых «Жизнеописаниях» Д. Вазари.
В Пражской галерее сохранился единственный достоверный автопортрет Джузеппе Арчимбольдо. На нас смотрит интеллектуал в высокой шапочке ученого.
Узкое выразительное лицо, красивая густая с проседью борода, проницательный взгляд философа, все привлекает зрителя в этом человеке.

Известно, что Джузеппе родился в Милане около 1527 года в семье художника Бьяджо Арчимбольдо, сына миланского архиепископа. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Джузеппе уже работал в мастерских Миланского собора помощником отца, создавая витражи и фрески. Его отец был дружен с живописцами Луини (Бернардино и Аурелио), у которых хранились рукописи и рисунки великого Леонардо с набросками фантастических чудовищ, гибридов растений и животных.
Знакомство с этим леонардовским наследием в дальнейшем сильно отразилось на его творчестве.
Несмотря на то, что художник родился и умер в Милане, б;льшую часть своей творческой жизни он провел между Веной и Прагой, будучи придворным художником императоров из рода Габсбургов. Сначала Джузеппе работал художником-портретистом и копиистом в Вене при дворе Фердинанда I. Затем в 1564 году Арчимбольдо становится придворным художником при Максимилиане II. Здесь живопись была лишь небольшой частью его занятий. Он занимался оформлением разнообразных торжеств, турниров, карнавалов и роскошных празднеств, разрабатывал и усовершенствовал различные механизмы, музыкальные инструменты, проектировал фонтаны, отвечал за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий.

В первые годы службы Арчимбольдо написал в традиционном стиле несколько портретов императорской семьи, а также создал «Времена года», первую из прославивших его серий фантастических портретов. В картине «Весна» автор изображает в профиль голову, составленную из тысяч изображений цветов, которые может опознать специалист-ботаник. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Спелые рубиновые вишни, зреющие яблоки и груши, изумрудные огурцы – все насыщено зноем летнего полдня и символизирует молодость.
В «Осени» тема отражена в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые листья, грозди золотистого винограда, грибы и овощи - все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы. «Зима» - холодная неуютная атмосфера подчеркнута «портретом» узловатого ветвистого дерева, «украшенного» почти ощутимо кислым лимоном.
Затем последовала серия «Элементы», или «Стихии». Арчимбольдо, безусловно, создавал ее под влиянием идей Агриппы Неттесгеймского (1486-1535), который писал в своей «Тайной философии», что «...имеются всего четыре стихии, или элемента всех телесных вещей. Это огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется всё, но образуется путем соединения и преобразования, и обратно, всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет в совершенстве заниматься натуральной магией».
Обе серии построены практически одинаково: на сплошной черной фоновой основе возникают сложные импровизации из композиций элементов живой и неживой природы, которые складываются в причудливые антропоморфные изображения.
Вот, например, «Огонь» (он же бог Марс-победитель) – аллегорический бюст Максимилиана, украшенного императорским орлом и рыцарским орденом Золотого Руна. Голова Марса-Максимилиана охвачена жарким сиянием, на фоне общей огненно-золотистой цветовой гаммы картины. Художник изображает различные виды огня: от огонька масляной лампы и огня свечи к раскаленным углям и огнедышащему металлу пушек и аркебузы. Кажется, что даже слабого дуновение ветра достаточно, чтобы фигура начала пылать.
Стиль «Времен года» и «Стихий» был уникален и не характерен для XVI столетия. Причём единого мнения об источниках такого стиля нет и поныне.
Серии рассматривались некоторыми философами как аллегории человеческого организма. Подобные мысли высказывал еще Парацельс (1493-1541): «Дерево - тоже тело. Его кора подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». В творениях художника есть место и юмору, и сатире, и гротеску, которые добавляют его произведениям какой-то жутковатой реалии, как будто некие духи свыше управляли кистью художника.

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к сыну Максимилиана II, который через пять лет становится императором Рудольфом II. Меценат, покровитель наук и искусства, он привлек к своему двору множество художников, поэтов, ученых, а также магов, оккультистов и алхимиков. При нем была основана одна из первых «кунсткамер», где было собрано множество редкостей, диковинок и произведений искусства. Именно 11 лет службы в Праге при дворе яркого и амбициозного Рудольфа II принято считать пиком карьеры и творчества художника. Император чрезвычайно любил и ценил миланца. Неудивительно, что Арчимбольдо хотел написать для своего патрона что-нибудь подчеркивающее его значимость. Это ему удалось, правда, уже в Милане, куда в 1587 после многочисленных прошений Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться. В том же самом году художник получил просьбу императора продолжить писать для него. В 1591 году Арчимбольдо создает в Милане самое знаменитое полотно «Верту;мн». Эта картина-портрет Рудольфа II в образе этрусского бога, которого почитали как покровителя смены времен года и вообще изменчивости в природе, плодородия и садоводства. Вертумн мог принимать любое обличие, но изображали его обычно в образе юноши с садовым ножом и плодами. В растительной мозаике облика Вертумна угадывается некий астральный двойник императора: выпуклый лоб тяжелый подбородок, заросший бородой, одутловатые щеки, оттопыренные уши, черные глаза.
Поражает мастерство, с которым передано многообразие растущих, распускающих, созревающих и прочих даров природы. Картину отправили в Прагу. Рудольф II пожаловал Арчимбольдо за нее титул графа (в XVI веке этой чести удостоились еще только Тициан и сиенской мастер Содома).

Запись в книге учёта миланского магистрата гласит, что живописец Джузеппе Арчимбольдо скончался 11 июля 1593 года в возрасте примерно 66 лет от почечной недостаточности. В тот год была эпидемия чумы, поэтому причина смерти была особо отмечена.
Прошло время. В годы Тридцатилетней войны Прага была частично сожжена и разграблена вторгшимися в Прагу шведскими войсками. Ряд картин Арчимбольдо были в 1648 вывезены в Швецию («Вертумн» хранится в Швеции в замке-музее Скоклостер), некоторые осели в частных коллекциях, а некоторые попросту исчезли. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до XX века было практически неизвестно широкой публике. С появлением сюрреализма его теоретики обратили внимание на творчество Арчимбольдо, объявив его своим предтечей.
Работы мастера хранятся в музеях и частных собраниях Италии, Франции, Австрии, Чехии, Швеции, США.
Сегодня известно о существовании порядка 20 работ художника: картины из «Времен года» и «Стихий», которые художник неоднократно с небольшими изменениями повторял по заказам своих патронов, «Флора», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-перевертышей.
Творчество Арчимбольдо пользовалось у современников огромным успехом и породило много подражателей, именуемых «арчимбольдесками».
Они восприняли лишь внешние приемы мастера и давно забыты, в то время как яркое, исполненное глубокого смысла искусство Джузеппе Арчимбольдо продолжает волновать
всех и в наши дни.
Советую посмотреть репродукции на сайте http://www.russian-globe.com/N159/Koyfman.Archibaldo.htm

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.

Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар

Библиотекарь, понятно, — книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

Автопртрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.

Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.

Лето

"Осень" изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.

Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...

Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.

Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

Верхоланцев М. М. Арчимбольдеска

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

Любой, глядя на картины Джузеппе Арчимбольдо изначально чувствует удивление. Его совершенно необыкновенное и невиданное творчество сбивает с толку. Любое преобразование или манипуляция с человеческим лицом привлекает внимание, и это эффект усиливается, когда в видимых «монстрах» вместо глаз, рта, носа и щек воедино соединяются все цветущее и растущее земле: цветы и вишни, горох, огурцы, персики, сломанные ветки, и многое другое. Направленная фантазия.

Спустя столетия забвения, Арчимбольдо был заново открыт в 1930-е годы, когда директор музея современного искусства в Нью-Йорке, Альфред Барр, включил картины художника на выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм». С тех пор, Арчимбольдо считался источником вдохновения для сюрреалистов и их преемников. Так, например Сальвадор Дали, которого привлекали аллегорические портреты Арчимбольдо, называл их источником своего вдохновения. Загадочные персонажи возникают то из выложенных подобно ковровому узору цветов, то из громоздящихся друг на друга растений и плодов, то из плотно собравшихся воедино животных, птиц или рыб, а то из бытовых предметов.

Искусствоведы также видели его как типичного представителя маньеризма, где стиль ренессансной гармонии характеризуется утратой между духовным и телесным, природой и человека.

Джузеппе Арчимбольдо родился и вырос в итальянском городе Милане, в семье художника – живописца Бьяджо Арчимбольдо в 1527 (1526?) году. С детства Джузеппе любил фантазировать, придумывать то, чего на самом деле не бывает, и даже когда стал взрослым, то не перестал воплощать свои фантазии в созданных произведениях. Им написано много картин и по памяти, и с натуры, однако славу ему принесли портреты, созданные по воображению.

По приглашению германского императора Священной Римской империи Фердинанда I пригласил молодого художника на должность придворного портретиста для своего сына Максимилиана II, который стал императором в 1564 году.

Возвращаясь к истории, Максимилиан II в сентябре 1563 года стал королем Венгрии, поэтому, художнику было тридцать шесть лет, когда он покинул Милан, столицу Ломбардии.

Ломбардия считается колыбелью натурализма и как способ художественного выражения, основанный на наблюдениях природной формы Леонардо да Винчи , который провел семнадцать лет в Милане в качестве придворного художника у герцога Лодовико (Людовико) Мария Сфорца.

Как и его отец, Арчимбольдо активно работал в мастерской миланского собора. В дополнение к изготовлению конструкций для витражей, он выполнил фрески, знамена, гербы и многое другое. В начале 1556 года он работал над фресками в соборе Монцы, и в 1560 году он украсил гобеленом внутреннее убранство собора Комо, которые служили примером подражания в творчестве других художников.

Великая слава Арчимбольдо и громкое, уже сделанное имя в Милане, позволило знатному мастеру вернуться к Габсбургскому двору как портретист.

Император Рудольф II был интересной и яркой личностью. И все у него было неподражаемым: и кабинет, заполненный произведениями искусства, научными приборами, редкими экспонатами, и люди - ученые, астрономы. И такой художник, как Арчимбольдо с его особенной живописью. И придворный портретист стал принимать участие в поиске экспонатов для коллекции императорского кабинета редкостей: препарированные и засушенные диковинные рыбы из далеких морей. Подобные экспонаты позволили Арчимбольдо с точной достоверностью, тщательностью и вниманием к деталям впоследствии создать композиционные серии своих работ.

При императоре Рудольфе II (Сын и преемник Максимилиана II), избранный в 1576 году, Арчимбольдо проявил свои разносторонние дарования. И ему было присвоено придворное звание «мастера празднеств» за изобретение различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для грандиозных театральных представлений и придворных торжеств.

Самым грандиозным торжеством, устроенным Арчимбольдо считается праздник по случаю бракосочетания Карла Штирийского с Марией Баварской в августе 1571 года, которое продолжалось два дня. В процессии принимали участие члены императорской семьи и представители аристократии. Так, император Максимилиан II изображал «Зиму», а наследник престола Рудольф II – «Солнце». Арчимбольдо изобразил Рудольфа II в образе бога садов Вертумна - сказочного божества плодородия.

И это не случайно. Огромная художественная коллекция императора говорит нам о его необычайной любви к цветам, садам, редким экзотическим животным. Весь портрет составлен из даров природы. Какое изобилие плодов и овощей, цветов и фруктов! Это настоящий праздник урожая!

Времена года всегда сравнивают с возрастом человека: весну – с юностью, лето - с молодостью, осень - со зрелостью, зиму - со старостью. И художник это выразил в портретах. Юное лицо «Весны» как будто соткано из нежных цветов. «Лето» - женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а «Зима» - лицо старика. Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Дары природы такая же часть мира, как и человек. Портрет человека можно сложить из даров природы, конечно, добавив при этом долю фантазии, добродушного комизма, и умение творить.

«Зима» одно из самых выразительных годов в серии аллегорических картин Джузеппе Арчимбольдо, напоминает гротески Леонардо: в корявом и древнем стволе дерева из остатков сломанных ветвей преображаются нос и уши; суженные глаза родились из трещин на коре; а древесный гриб прирос в форме губ. Остевые волосы увиты плющом, а веточка с нависшим лимоном и апельсином выступают из груди фигуры.

Огонь на сплетенной из соломы мантии символизирует рыцарский Орден Золотого Руна, который оставался за ветвью Габсбургов.

«Весна» пленяет нас свежестью листвы и нежностью красок растительного мира. Весь портрет, начиная с головы, распускается в цветениях. Зеленые листья ранней кладовой природы покрывают плечи и грудь. Губы деликатно подчеркнуты. Очаровательные лилии расцвели пером на шляпе и, как радужка глаз, «царит» посередине груди в виде медальона. В портрете присутствует множество различных растений, которые цветут в разные времена года.

Видимо Арчимбольдо сначала исследовал отдельные виды растений, а затем всецело положил вместе на картине.

Когда фантазия разыграется, ее уже трудно остановить, и этому свидетельством является картина «Лето» с насыщенностью и многообразием красок растительного мира. Этот пышный ассортимент фруктов, овощей, орехов и зерновых культур, можно рассматривать как руководство к праздничному меню доступных того времени продуктов питания. Художник включил сюда редкие сорта овощей, такие как кукуруза и баклажаны.

Эти культуры не имели в Европе важного значения, а выращивать их стали только с 1525 года. Приглядываясь, на картине можно увидеть, как художник искусно вплел в одежду из соломы и шерсти свою подпись и дату, вероятно, эта иллюзия основана с классическим древнегреческим живописцем Зевкллисом из Гераклеи. Своими трудами, в прошлом, ученик Аполлодора, заработал настолько огромное состояние, что вплетал золотом свое имя в верхнюю одежду.

Помимо исполнения обязанностей придворного живописца, Арчимбольдо был назначен Максимилианом II придворным «центра научного исследования», объединяющих ученых из разных стран Европы. Основанные им ботанический и зоологический сады со слонами, львами и тиграми, и в особенности сокол, который был доставлен из Испании в 1575 году, производили сенсацию и настоящий фурор и Арчимбольдо пишет свой портрет.

К серии самых необычных творений можно отнести и серию картин, олицетворяющих четыре стихии - землю, воздух, огонь, и воду, созданных художником для Максимилиана II. Как Времена года, портреты представлены в виде профиля. Две серии картин представляются как бы в паре друг с другом: Воздух и теплый весенний ветерок, Огонь и тепло лета, Земля и сухость осени, Ввода и мокрая зима.

Композиция «Земли» состоит из множества взаимосвязанных животных и млекопитающих.

Сложные позиции животных, таких как кабан, лось, благородный олень, лань, черный бык, удивительным образом конструируют глаз или шею. Несколько деталей однозначно указывают на династию Габсбургов: краун (венец, корона) с рогами, шкура Льва Геракла, шкура барана, символизирующие Ордена Золотого Руна.

А вот аллегория воздуха известна только из копий, так как первоначальная версия Арчимбольдо не сохранилась. Портрет состоит исключительно из птиц, где особое внимание уделяется императорскому Орлу и Павлину, которые символизируют Максимилиана II и династию Габсбургов.

Картина «Огонь» особенно выразительна. Цветовым решением было выбрано – огонь и золото. Огонь охватывает всю волосяную территорию головы, и достаточно потереть два огнива, имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы те вспыхнули искрами. Большой камень является щекой, а шея и подбородок состоят из горящей свечи и керосиновой лампы. Не много надо, чтобы от окружающих голову искры загорелись пропитанный серой фитиль из трута и изображающая глаз небольшая свечка. Тлеющий огонек масляной лампы, составляющий подбородок и рот, готов поджечь сделанные из пучка связанных спичек усы. Немалый арсенал огнестрельного оружия заполняет композицию: пистолеты, стволы, пороховая мортира и пушка. Грудь украшает символы великой Габсбургской династии: Двуглавый орел и цепь с орденом Золотого Руна.

Знакомясь с профилем на картине «Вода», мы видим, что голова и тело полностью прорисованы в холодной, серо – жемчужной гамме. Здесь представлено более шестидесяти видов рыб и водных тварей, большинство из которых являются средиземноморского происхождения. Морж и белобрюхий тюлень сравнительно малы по отношению к морскому коньку, а краб слишком велик по отношению к черепахе, которая составляет неотъемлемую часть фигуры. Остроумие Арчимбольдо поражает хотя бы в том, что изображения рта и глаза не принадлежат открытым челюстям акулы, а являются частью океанской солнечной рыбы (Mola mola).

Император был слишком доволен творениями художника, он поместил их в своем «Архиве мудрости» и при любой возможности упоминал о художнике родственникам и правителям Мадриде, Мюнхене и Дрездене. Максимилиан II поручил Джузеппе Арчимбольдо создать копию его «Четырех времен года» и преподнести в качестве подарка курфюрсту Саксонии Фридриху Августу Саксонскому.

Цветочные бордюры, обрамляющие каждый из четырех произведений, были добавлены позже художником.

Стоит обратить внимание на композиционные идеи, выраженные в различных портретах должностных лиц.

Темой портрета «Библиотекарь» Арчимбольдо выбрал знаменитого придворного историка Вольфганга Лазиуса, а в портрете «Юрист» - портрет вице-канцлера Иоганна Ульриха Цазиуса. Он также показывает гениальное умение визуализации предметов, которые изменяются в зависимости от угла, с которого они рассматриваются. Именно написанные портреты с жаренным мясом «Повар» на блюде или овощами «Садовник» заключают в себе еще одну хитрость: это обратимые произведения. Если их смотреть в перевернутом виде, то получается комическое лицо.

1590. Масло на панели.

Городской музей «Ала Понцоне», Кремона. 35,8 × 24,2

1570. Масло на панели.

Национальный музей Nationalmuseeum, Стокгольм. 52,5 × 41

Масло на панели. French & Company, Нью-Йорк. 55,9 × 41,6

Последние десятилетия своей карьеры Арчимбольдо провел на службе императора Рудольфа II, работая в Вене и Праге. Наиболее известные работы художника позднего периода изображают императора в облике Вертумна - древнеримского Бога времен года и различных даров. Художник продолжал работать над картинами для императора и в 1592 году Рудольф II император присвоил художнику почетный придворный титул пфальцграфа, а в 1593 году Арчимбольдо умер от почечной недостаточности.


Top