Кого якобы отравил антонио сальери. Отравил ли Сальери Моцарта? — То есть Моцарт должен был отравить Сальери


30.08.2014

Гений великого поэта предопределил суровый приговор для популярного композитора Сальери

Как известно, Моцарт заболел 20 ноября 1791 года. Сначала у него сильно опухли руки и ноги, затем все тело. Появились жар и сыпь. Через несколько дней композитор стал совсем слабым, совершенно обессиленным. Его лечащий врач пытался поставить диагноз, но у него ничего не получалось… 4 декабря доктора вызвали поздно вечером, и он принялся ставить Моцарту холодные компрессы, чтобы сбить у больного жар. Но это не помогло: Моцарт потерял сознание, а потом умер. Без пяти минут час ночи, 5 декабря 1791 года.

Понятно, что Антонио Сальери, несмотря на то что придумано А. С. Пушкиным, не имеет к смерти Моцарта никакого отношения. В то время он был гораздо более успешным композитором (одних только опер он написал более сорока), занимал высокие должности при австрийском дворе, отлично зарабатывал, имел массу учеников (в том числе Бетховена, Шуберта и Листа) и друзей… Кстати, Франц Шуберт, любимый ученик Сальери, говорил, что это лучший, добрейший, великий сердцем и умом человек. А еще его называли дружелюбным, любезным, доброжелательным, всегда и всем готовым прийти на помощь. Короче, у весьма талантливого итальянца не было ни малейшего повода завидовать Моцарту. Последний же, напротив, со всеми ссорился, срывал заказы, постоянно нуждался в деньгах.

В связи с этим Эрнст-Вильгельм Гейне, автор книги «Кто убил Моцарта? Кто обезглавил Гайдна?», специально подчеркивает, что «Моцарта преследовали в последний год его жизни такие неудачи, что, при всем желании, невозможно найти следов соперничества между ним и Сальери и уж совсем нельзя говорить о действительном мотиве убийства».

На самом деле все было с точностью до наоборот: страдающий от вечной нехватки средств Моцарт страшно завидовал «итальяшке» Сальери, чего, собственно, никогда и не скрывал.

ПОЧЕМУ ПУШКИН СДЕЛАЛ ЭТО?

Кто не знает - композитор, педагог и дирижер Антонио Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX веков. С его именем связана важная глава в истории оперного театра Австрии, но при этом он немало сделал и для музыкально-театрального искусства Италии. Внес он вклад и в музыкальную жизнь Парижа, за что был награжден орденом Почетного легиона.

Тем не менее посмертный позор Сальери, к которому в значительной степени приложил руку А. С. Пушкин, растянулся на два века.

Подчеркнем, нелепая легенда об отравлении Моцарта Сальери закрепилась исключительно на русскоговорящей территории, и именно на ней она оказалась слишком живучей. Даже великий О. Э. Мандельштам писал о Сальери: «Не его вина, что он слышал музыку алгебры так же сильно, как живую гармонию». И чуть ниже: «Суровый и строгий ремесленник мастер Сальери…»

Как видим, очередная старая песня о «суровом ремесленнике»… Хорошо, что хоть злобным и завистливым убийцей его в данном случае не называют.

И это все, к сожалению, - магия таланта А. С. Пушкина.

Александр Сергеевич, кстати, своих «Моцарта и Сальери» написал в 1830 году, но замысел трагедии (а может быть, и частичное его осуществление) относится к 1826 году. Впервые это произведение было напечатано в 1831 году, то есть через шесть лет после смерти ни в чем не повинного Сальери.

Мы не будем здесь углубляться в литературоведческие дебри и рассуждать о качественной стороне этого произведения. Это было уже сделано много раз, и совершенно очевидно, что эта трагедия Пушкина занимает особое место не только в русской, но и во всей мировой литературе, и ее значение определяется ее высочайшими поэтическими достоинствами, глубиной философско-этических обобщений и т. д. и т. п.

К сожалению, в этом-то и состоит главная проблема. Да, А. С. Пушкин - это гений. Но он гениальный поэт, однако отнюдь не гениальный историк. Хорошо, когда каждый занимается своим делом: поэты пишут поэмы, а историки - исторические произведения. Если плохой историк написал плохо - это полбеды. А вот если плохой историк написал гениально - это уже беда. Почему? Да потому, что миллионы читателей не являются историками и не могут самостоятельно отличить историческую правду, которая обязана быть главной целью пишущего о реально существовавших персонах и событиях, от художественного вымысла гения, озабоченного исключительно проблемой «зависти, способной довести охваченного ею человека до страшного преступления».

Проблема в том, что Пушкин в основу своего сюжета положил слухи (или сплетни, кому как больше нравится) о том, что Сальери из зависти отравил гениального Моцарта. Опровержений этим слухам (сплетням) было множество в тогдашней печати - и в немецкой, и во французской, и в английской. Читал ли их Пушкин?

Британский музыковед Эрик Блом уверен: «Пушкин не предпринял ни малейших усилий, чтобы ознакомиться с установленными биографическими фактами или чтобы представить своих двух персонажей такими, какими они были».

Пушкину просто понравился сюжет. И тут возникает вопрос: безусловно, настоящий художник всегда создает собственный мир, но имеет ли он при этом право вольно обращаться с историческими фактами? Кастиль-Блаз, французский биограф Моцарта и современник Пушкина, рассказывает такой эпизод. К нему обратился писатель Альфред де Виньи с вопросом: сможет ли он доказать, что Сальери отравил Моцарта?

Получив отрицательный ответ, де Виньи прокомментировал это так:

А жаль, был бы интересный сюжет.

И задуманную драму не написал. А вот Пушкин взял и написал.

При этом известно, что однажды на дружеской вечеринке он спросил у А. Д. Улыбышева, музыкального критика и автора первой в России биографии Моцарта, правда ли то, что болтают о Сальери? Улыбышев ответил: «Какая чушь и глупость!» Кстати, такая же реакция была и у Бетховена, когда ему передали сплетню. Ученик Сальери возмутился: «Пустая болтовня!»

Но Александр Сергеевич якобы считал факт отравления Моцарта Сальери если не установленным, то по крайней мере психологически вполне вероятным.

Он писал:

«В первое представление «Дон Жуана», в то время когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист - все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью…»

А заканчивается все это такими словами:

«Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

Потом Пушкин объяснял: Сальери, мол, - это лишь художественный образ, символ, и «искусство имеет другую мораль, нежели общество». И неважно, что все, кто знал Сальери, в один голос говорили, что этот человек «вел на их глазах безупречную жизнь, не занимался ничем, кроме искусства».

Пушкинский Сальери уверяет себя, что его ненависть к Моцарту связана с тем, что этот гений своим легкомысленным отношением к искусству оскорбляет его (в смысле - это искусство). Сальери негодует на судьбу за то, что именно этот «гуляка праздный», а не он оказался одарен священным творческим даром. А он, Сальери, верный жрец искусства, отрекшийся ради него от всех радостей жизни, получил лишь умение самоотверженно трудиться. И не более того…

Все это замечательно. Даже великолепно! Но имеет ли это хоть какое-нибудь отношение к реальной личности Антонио Сальери, который вот уже почти два столетия, благодаря А. С. Пушкину, носит на себе клеймо завистливого злодея-убийцы?

Как только ни называли потом Сальери «с подачи» Пушкина!

И «убийцей гения», и «отдавшимся злобному демону». А еще - «честным, но завистливым тружеником» и человеком, «который печется будто бы о благополучии бескрылых тружеников-муравьев». Этих «муравьев» (бездарностей), понятное дело, «много, не отличишь одного от другого», а Моцарт - он такой один, и он «освещает их». Родилось даже «научное обоснование» клеветы Пушкина: будто бы Сальери и ему подобные «пленяли слушателей, не отставая от старой методы композиции», а «Моцарт созидал новую музыку» и т. д. и т. п.

Но все это - из русскоязычных источников. За рубежом подобное если и найдешь, то лишь с большим трудом. Да и то - со ссылками на Пушкина. Например, с такими.

Кирилл Карабиц (знаменитый украинский дирижер):

«Русский поэт ссылается на не имеющий конца рассказ, утверждающий, что композитор Сальери является убийцей Моцарта. Возможно, Пушкин и верил в правдивость слухов о том, что композитор умер в 1791 году от умышленного отравления, но заботы об исторической «правдивости» не сыграли никакой роли в создании этого стильного упражнения - очевидная небрежность, примерно такая же, как утверждения о том, что Микеланджело прибивал к кресту свою модель, чтобы лучше отобразить черты умирающего Христа. Сегодня мы знаем, что гипотеза о Сальери-убийце является одной из самых фантастических».

Повторим еще раз, в своих «Моцарте и Сальери» Пушкин базируется на сплетнях. При этом поэт не мог не думать о том, что в его адрес могут последовать обвинения в нарушении нравственных границ. Однако это его не остановило. Более того, он вынес имена Моцарта и Сальери в заголовок своей пьесы, заменив первоначальное название «Зависть» и «сместив тем самым интерес читателя с фабулы на личности действующих персонажей».

Очевидно, что Александр Сергеевич просто хотел подарить миру очередную пьесу-моралите, но ему были для этого нужны не отвлеченные понятия, а конкретные лица, масштабные личности. Желательно, как сейчас говорят, бренды, а не какие-нибудь Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, которые поссорились у Гоголя. А посему он «назначил» злодеем добрейшего и благороднейшего Сальери. И замысел тут предельно прост: читатель легче воспринимает мораль, если ее носителем является человек известный.

В данном случае речь должна была идти о драме завистника. Но что за зависть имел в виду Пушкин? Заглянем в «Толковый словарь» В. И. Даля: «Зависть - свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе». Для настоящей трагедии - маловато. Пушкину нужны были серьезные персонажи, и у него ни в чем не повинный Антонио Сальери начал говорить о своей зависти в первом же монологе. К кому? Естественно, к гениальному Моцарту. К якобы баловню судьбы…

Но мы-то знаем, что никаким баловнем судьбы Моцарт не был. С точностью до наоборот - на самом деле им был именно Сальери, человек в высшей степени талантливый, востребованный и оцененный современниками.

Справедливости ради отметим, что слухи об отравлении Моцарта действительно ходили в Европе, только мало кто принимал их всерьез. К тому же одно дело слухи, а другое - публичное бездоказательное обвинение.

И тут невольно возникает вопрос, касающийся знаменитых слов Пушкина о том, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»: а нет ли злодейства в самом гениальном произведении, которое бросает тень на ни в чем не повинного человека, сыгравшего огромную роль в истории музыки?

Можно бесконечно спорить об этичности или неэтичности, о правомерности или неправомерности использования реальных личностей в художественных произведениях с сохранением их подлинных имен. Но вот пара вопросов для тех, кто считает, что ради «высокого искусства» допустимо осквернить память человека: а не хотели бы они сами, чтобы их деда или прадеда оклеветали ради какого-то там «провидения психологического явления»? Не хотели бы они сами, чтобы их лишили возможности гордиться своим предком под предлогом того, что «это же великая поэзия»?

В самом деле, как только ни называли потом Сальери «с подачи» Александра Сергеевича…

Все дело в том, что народ преклоняется перед гением поэта. А Пушкин обожал Моцарта и заклеймил позором Сальери. В результате же создалась уникальная ситуация, когда высокое искусство на века разрушило репутацию достойнейшего человека.

Но почему же миф, созданный А. С. Пушкиным, оказался таким живучим?

На этот вопрос отвечает доктор искусствоведения Л. В. Кириллина:

«Именно потому, что это действительно миф. То есть некое анонимное сказание, призванное в символической и иногда фантастической форме запечатлеть и объяснить некоторые объективные явления. Для сотворения и бытования мифа подлинное знание сути вещей не нужно. Вряд ли Пушкин, создавая свою маленькую трагедию, отчетливо представлял себе творчество и личность Сальери. Но для него это не было важно, и потому его произведение - не о двух реальных композиторах XVIII века, а о тех символах, которые они воплощают».

Но это-то и ужасно! Ибо, создавая своего «антимоцарта», Пушкин думал о символах, а не о реальных людях.

К сожалению, если положительный персонаж из трагедии Пушкина имеет достаточно сильное психологическое сходство со своим реальным прототипом, то настоящий Сальери на своего «поэтического двойника» абсолютно не похож. Л. В. Кириллина называет это «непростительным диссонансом», который объясняется тем, что поэт не только не имел о реальном Сальери ни малейшего представления, но и даже не пожелал, создавая свою «мифическую концепцию», об этом хоть что-то предварительно почитать.

Такова, к несчастью, судьба многих исторических героев, ибо пишущие о них люди, находясь в плену стереотипов, не берут на себя труд прислушаться к иному мнению и продолжают раз за разом вешать одни и те же ярлыки. Но одно дело - находиться в плену стереотипов, а другое дело - такие стереотипы создавать… Устойчивые, грамотно состряпанные, непоколебимые, как скалы… Тут нужен особый гений, и Пушкин им явно обладал.

ОТ ЧЕГО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ УМЕР МОЦАРТ?

Существует множество различных версий причин смерти Моцарта, ведь в 35 лет, согласимся, люди не умирают беспричинно. В частности, исследователь этого вопроса Люсьен Кархаузен пишет:

«Я выделил 140 (иногда пересекающихся) возможных причин смерти <…> Но Моцарт умер только один раз. Некоторые причины выглядят вполне правдоподобно, но только несколько или одна из них может оказаться правдой, так что подавляющее большинство, если не все, являются ложными».

Большинство из этих версий - плод воображения романтиков. Таких романтиков встречалось немало среди биографов композитора, а для них было очевидно, что Моцарта отравили. Но кто? Кому это было нужно? Qui prodest? Попробуем разобраться, и не нужно говорить, что через двести с лишним лет уже ничего невозможно доказать.

Исходя из этого, рассмотрим подробно пять наиболее «раскрученных» версий.

ВЕРСИЯ № 1: ОТРАВЛЕНИЕ, МАСОНЫ

Эта версия (скорее, примитивная легенда) связана с тем, что опера Моцарта «Волшебная флейта» - это образное выражение масонских идей.

Следует отметить, что императрица Мария-Терезия преследовала масонов, а вот сменивший ее Иосиф II оказался гораздо более либеральным правителем. Но 11 декабря 1785 года и он, ко всеобщему удивлению и к огорчению масонов, подписал указ, повелевавший «закрыть все ложи на территории империи, кроме одной на каждую провинцию». Исключение было сделано для трех столиц - Вены, Будапешта и Праги, в каждой из которых дозволялось действовать трем ложам.

Однако в 1790 году Иосиф II умер, и его сменил его брат Леопольд II. Соответственно, масоны не знали, чего от него ждать, а посему решили ко дню его восшествия на трон Богемии подготовить оперу о масонстве, чтобы показать в ней себя в самом выгодном свете. С этим они и обратились к Моцарту. Тот был масоном, но уже начал сомневаться в масонских ценностях. У Моцарта будто бы даже имелся план создания соперничающей с масонством организации под названием «Пещера». Об этом он якобы по секрету рассказал своему другу и собрату по ложе кларнетисту Антону Штадлеру.

По одному из вариантов этой версии, Штадлер донес об этом масонам и получил от них задание отравить Моцарта.

Еще одна вариация масонской темы была разработана немецкими авторами Йоханнесом Дальховом, Гюнтером Дуда и Дитером Кернером в книге «Смерть Моцарта: 1791-1971», опубликованной в 1971 году. Согласно этой версии, своей «Волшебной флейтой», в которой Моцарт раскрывает тайны масонских обрядов, он якобы обидел масонов и они решили принести композитора в жертву по случаю освящения своего нового храма. Именно масоны заказали Моцарту «Реквием», тем самым предупреждая его, что он избран в качестве жертвы.

Все в вышеназванной книге вращается вокруг числа восемнадцать. Восемнадцать в масонстве символизирует жертву. В опере «Волшебная флейта» было восемнадцать жрецов, восемнадцать выступлений Зарастро, восемнадцать партий духовых инструментов. Рукопись последнего законченного сочинения Моцарта - масонской кантаты - состоит из восемнадцати страниц, первое ее исполнение состоялось восемнадцатого ноября. Моцарта отравили в 1791-м, один плюс семь плюс девять плюс один - опять же восемнадцать…

Конечно, подобная нумерология очень похожа на обыкновенные спекуляции сторонников масонских теорий.

С другой стороны, совершенно бесспорным является то, что «Волшебная флейта» - это масонское произведение, настоящий гимн ему. Сюжет этой оперы таков. Дочь Царицы ночи Памину похитил волшебник Зарастро. Царица посылает принца Тамино спасти девушку и дает ему волшебный атрибут - флейту, которая поможет ему одолеть зло. Принц проходит все испытания и получает любовь Памины. А потом власть Царицы ночи исчезает, мрак рассеивается, принц переходит на сторону волшебника, и все славят доброту и разум Зарастро.

И Моцарт, и Шиканедер были членами ордена «вольных каменщиков». Сам по себе этот факт не очень примечателен: в то время масонами были многие люди искусства, в том числе Гёте, Гейне, Вольтер, Гайдн, Россини, Пуччини… Среди композиторов и музыкантов масонство было не только не предосудительным, но даже модным. Соответственно, и в постановке «Волшебной флейты» сразу были замечены таинственность и мистическая символика, связанные с идеями и ритуалами общества масонов.

Эрнст-Вильгельм Гейне пишет, что «в своей последней опере «Волшебная флейта» Моцарт разгласил строго оберегаемые тайны посвящения в масонскую ложу и поплатился за это жизнью».

Таков был слух, который появился сразу после смерти Моцарта: композитор якобы заслужил кару за раскрытие секретов масонов. Премьера «Волшебной флейты» состоялась в Вене 30 сентября 1791 года (за три года до запрещения масонства в Австрии). Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики.

Специалист по масонству Джаспер Ридли в своей книге «Фримасоны» утверждает совершенно однозначно:

«Это одна из самых нелепых теорий, выдуманных противниками масонства. «Волшебная флейта» не открывает никаких масонских тайн, зато мистический ореол вокруг этой оперы, как и было задумано, немало способствовал популярности масонства».

Да, Моцарт был членом тайной масонской ложи «Милосердие» (он вступил в нее в 1784 году) и имел очень высокий уровень посвящения. Да, масонское сообщество, обычно оказывающее помощь собратьям, не пришло проводить Моцарта в последний путь, а специальное заседание ложи, посвященное его кончине, состоялось только через несколько месяцев. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что к 1791 году мировоззренческие расхождения между композитором и масонами достигли своего максимального накала.

Да, в опере была широко использована масонская символика. Но все это не является доказательством того, что Моцарт именно за это поплатился своей жизнью. Безусловно, масонам было запрещено говорить посторонним о масонских тайнах, и они приносили клятву о неразглашении на Библии. Но тут возникает естественный вопрос: почему пострадал именно Моцарт? Ведь либретто оперы было написано не им. Он же написал только музыку, то есть не мог ничего разгласить. Но при этом Шиканедер умер четверть века спустя после Моцарта в возрасте 61 года, и никто никогда не посягал на его жизнь.

К тому же «Волшебная флейта» не высмеивает масонство, а воспевает его. В результате венские масоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату, которую он набросал за несколько дней между премьерой «Волшебной флейты» и своей смертельной болезнью. Некоторые масоны, в частности сам Шиканедер, на премьере оперы исполняли часть ролей, и их никто за это не покарал. А в 1792 году масоны организовали постановку заказанной Моцарту кантаты в пользу его вдовы и детей.

В связи с этим Эрнст-Вильгельм Гейне констатирует:

«Становится несомненным: масоны не имеют ничего общего со смертью Моцарта. Нет мотива».

ВЕРСИЯ № 2: ОТРАВЛЕНИЕ, КОНСТАНЦА МОЦАРТ И ЗЮСМАЙР

Согласно этой версии, Моцарт был отравлен своим учеником Францем-Ксавером Зюсмайром и своей женой Констанцей, которые были любовниками. Эта версия основана на том, что Зюсмайр отличался чрезмерными амбициями и тяжело переживал насмешки Моцарта.

Констанца Моцарт (урожденная Вебер) была замужем за Моцартом девять лет и пережила его на полвека (она умерла в Зальцбурге в 1842 году).

Это явно не была любовь с первого взгляда с обеих сторон, и Моцарт сам называл одной из причин их брака желание иметь заштопанные носки и чистое белье. За девять лет супружества Констанца родила шестерых детей, из которых четверо умерли сразу после появления на свет. Но, по словам Эрнста-Вильгельма Гейне, «она не была женщиной, которая из всепоглощающей страсти к другому отравляет своего мужа».

Моцарта и Констанцу преследовали постоянные проблемы, композитор периодически изменял жене, но явной антипатии у них точно не было. Исключается и мотив денег: Моцарт имел очень много долгов и его смерть принесла Констанце только убытки и никакого выигрыша, а она слишком хорошо знала, что это значит - сидеть без гроша и вздрагивать при каждом стуке в дверь, ожидая кредиторов.

К тому же известно, что она рассорилась с Зюсмайром и старательно вымарывала его имя из документального наследия мужа. Зюсмайр же умер 17 сентября 1803 года, в возрасте всего 37 лет, при весьма странных и таинственных обстоятельствах. До этого он успел достаточно нагреть руки на близости к Моцарту. Считается, что он стал модным композитором, выдавая неоконченные или неопубликованные работы Моцарта за свои.

У СМЕРТИ МОЦАРТА МОГЛО БЫТЬ НЕМАЛО ПРИЧИН И БЕЗ ЗАВИСТИ САЛЬЕРИ…

ВЕРСИЯ № 3: РЕВНИВЫЙ МУЖ ФРАНЦ ХОФДЕМЕЛЬ

Делопроизводитель верховного суда Франц Хофдемель был собратом Моцарта по масонской ложе. Он жил рядом, и Моцарт был частым его гостем. Там он музицировал и обедал. Но главной целью его посещений были занятия музыкой с очаровательной 23-летней женой господина Хофдемеля Магдаленой. Говорят, что красавица не только брала у Моцарта фортепьянные уроки, но и имела с ним роман. В связи с этим возникло поверье: Моцарт умер от инсульта, когда лежал больным в постели после палочных ударов, нанесенных ему ревнивцем Хофдемелем.

Имеет место также вариант этой версии, что Хофдемель якобы отравил Моцарта из ревности, а есть вариант, согласно которому его к этому подтолкнули масоны, ловко использовав роман Моцарта с прекрасной Магдаленой.

Доподлинно известно, что Моцарт занимал у Хофдемеля деньги. При этом вся история отношений Моцарта с Магдаленой Хофдемель тщательно затушевана его биографами. Но вот факт: через несколько дней после смерти Моцарта Франц Хофдемель набросился на свою беременную жену с бритвой в руке, нанес ей раны на шее, лице, груди, руках, и только крики Магдалены спасли тогда ей жизнь. Услышав шум, прибежали соседи. Тем временем Франц Хофдемель заперся у себя в спальне и покончил с собой (его нашли уже мертвого, в луже крови, с перерезанным горлом).

Что же касается несчастной Магдалены, то она выжила и через пять месяцев родила мальчика, которого многие посчитали сыном Моцарта. Всю оставшуюся жизнь она носила шрамы на лице и на теле.

ВЕРСИЯ № 4: САМООТРАВЛЕНИЕ, СИФИЛИС, РТУТЬ

Некоторые утверждают, что Моцарт страдал сифилисом. Как было принято в то время, он сам себя лечил ртутью и тем самым якобы сам отравил себя. По другому варианту этой версии, лечил Моцарта его друг и покровитель Готфрид ван Свитен.

В связи с этим Эрнст-Вильгельм Гейне пишет:

«Вторая половина восемнадцатого века отличалась на редкость двойной моралью. Друг другом наслаждались без любви, а расставались без ненависти; соблазняли и соблазнялись. Эрос был поверхностной общественной игрой с твердыми правилами. Возлюбленная, родившая ребенка, или кавалер, заразившийся сифилисом, нарушали правила хорошего тона».

У Моцарта, конечно же, были любовницы.

Эдуард Мёрике в своей книге о Моцарте отмечает:

«Чаще всего Моцарт искал отдохновения вне стен своего дома <…> Что в удовольствиях, что в трудах Моцарт равно мало считался с мерой и пределами».

Его жене Констанце оставалось только сидеть дома и тихо ревновать. Так собственно она и делала. При этом нет никаких веских оснований предполагать наличие у Моцарта сифилиса. Почему? Да потому, что, во первых, болезнь эта имеет несколько иную клиническую картину, а во вторых, были здоровы жена и двое сыновей Моцарта (младший родился за пять месяцев до его смерти), что исключается при больном муже и отце.

Тем не менее Эрнст-Вильгельм Гейне недвусмысленно намекает на то, что «ртуть считалась вплоть до конца девятнадцатого века действенным средством против сифилиса». И он утверждает следующее: «Моцарт принимал яд многие месяцы и замалчивал этот факт перед молодой женой, чтобы еще больше не волновать ее».

Не исключено, что Констанца все же узнала правду, но испугалась возможного скандала. При этом она, как любая нормальная женщина, возненавидела мужа-изменника и на его похороны не пошла. Позднее, кстати, она сожгла большинство писем мужа, а многие «слишком интимные» места в оставшихся письмах сделала нечитаемыми. Вопрос: почему? Наверное, потому, что для потомков гений должен был оставаться добродетельным…

ВЕРСИЯ № 5: СМЕРТЬ ОТ БОЛЕЗНИ, НЕПРАВИЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Сразу же оговоримся, что эта версия представляется нам наименее романтической, но зато самой близкой к действительности.

Эрнст-Вильгельм Гейне пишет:

«Врач предписал умирающему ледяные компрессы. Этот человек, должно быть, был невероятным невеждой. Доказано, что этим предписанием он лишь ускорил смерть пациента».

Он же задает вопрос:

«Варварский метод лечения этого врача стал причиной смерти? <…> Тогда мы имеем дело с неосторожным убийством. Или он убил преднамеренно?»

Ответ на этот вопрос прост: врач не убивал Моцарта преднамеренно, так как у него не было и не могло быть для этого мотива. Проблема заключалась исключительно в том, что в XVIII веке медицина как таковая находилась на весьма примитивном уровне.

Но почему не было проведено вскрытие? Этот вопрос уже выглядит гораздо серьезнее, и ответа тут может быть только два: либо причина смерти была точно известна, либо что-то хотели тщательно скрыть. Но если что-то хотели скрыть, то кто? И зачем тогда вызывали лечащего врача?

Имена врачей, лечивших Моцарта, нам известны - это Томас Клоссет и Маттиас фон Саллаба. Они поставили диагноз: просянка. Так называется одна из разновидностей угрей, напоминающая крупицу белого цвета, плотную на ощупь. По большому счету это не опасно: угри вскрывают продезинфицированной спиртом иглой и удаляют выдавливанием.

В 2000 году доктор Фейт Фитцджеральд, профессор Калифорнийского университета, высказала предположение о том, что Моцарт умер не от яда, который, согласно нелепой легенде, подсыпал ему Сальери, а от ревматической лихорадки - болезни, о которой в наши дни уже все забыли. Якобы именно ее симптомы (высокая температура, головная боль, сыпь) появились у Моцарта незадолго до смерти.

Кстати, многие врачи давали свои версии заболевания Моцарта: одни утверждали, что он умер от заболевания почек, другие говорят о пневмонии, третьи - о стрептококковой инфекции, четвертые - о неизвестном тогда еще СПИДе…

В 1983 году врач Питер Дэвис из мельбурнского госпиталя Сен-Винцент опубликовал подробный анализ истории болезни Моцарта. По его мнению, в 1762 году, когда шестилетний музыкант-вундеркинд начал давать концерты, он заразился инфекцией верхних дыхательных путей.

Австралийский специалист пишет:

«Это наводит на мысль о стрептококковой инфекции, осложненной узловатой эритемой (erythema nodosum) и ревматической лихорадкой. Диагноз же первичного туберкулеза <…> представляется менее вероятным с учетом последующих событий. Моцарт страдал частыми инфекциями верхних дыхательных путей на протяжении всей своей жизни, отягощенными, вероятно, тонзиллитом».

Считается, что последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик, нещадно эксплуатировавшийся тщеславным отцом, ставшим его «оборотистым менеджером», болел тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой (гепатитом А). В 1784 году, через три года после приезда в Вену, 28-летнего Моцарта начал мучить острый суставный ревматизм. При такой болезни, как известно, малейшее движение в области пораженных суставов причиняет нестерпимую боль.

Но это заболевание, как правило, продолжается не дольше двух-трех дней, если его правильно лечить. В случае же с Моцартом ничего подобного не последовало. В результате Питер Дэвис сделал вывод о том, что причиной смерти композитора стало сочетание стрептококковой инфекции, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейн-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии.

А еще доктор Дэвис, ставший настоящим медицинским историографом Моцарта, отметил, что именно признаки почечной недостаточности выражались у композитора в депрессии, изменениях личности и бредовых состояниях. Этим якобы и объясняется убеждение самого Моцарта в том, что его отравили…

Некоторые специалисты утверждают, что во внезапной смерти Моцарта решающую роль сыграло чрезмерное кровопускание, произведенное лечащими врачами.

А вот врачи Лондонского королевского госпиталя в 1991 году выдвинули предположение, что причина смерти Моцарта - лекарства.

Известно, что Моцарта мучили лихорадка, периодические боли в области поясницы и головные боли. Он страдал головокружениями, частыми депрессиями и крайней раздражительностью. У него наблюдалась общая слабость и потеря веса. Он падал в обмороки, у него отекли руки, а потом ко всему этому присоединились рвота и болезнь, называвшаяся в те времена «меланхолией». В качестве лекарств против них употребляли сурьму и ртуть - то есть именно те вещества, которые с успехом применялись и в качестве ядов.

Побочный эффект действия сурьмы - болезнь, похожая на пневмонию, которая вполне могла оказаться смертельной. По мнению специалистов из Лондонского королевского госпиталя, в могилу Моцарта свела именно пневмония, вызванная воздействием сурьмы.

Таким образом, предположение о почечной недостаточности наиболее близко к истинной клинической картине заболевания Моцарта. Однако страдающие от этой хронической болезни люди под конец совсем теряют работоспособность. И совершенно невозможно, чтобы такой больной за три последних месяца жизни написал две оперы и несколько других музыкальных произведений! В связи с этим большинство ученых, в том числе токсикологов, считают, что смерть Моцарта все-таки произошла из-за хронического отравления, связанного с характерными для XVIII века методами лечения.

ОТПЕВАНИЕ И ПОХОРОНЫ МОЦАРТА

Как бы то ни было, отпевание Моцарта состоялось 6 декабря 1791 года в соборе Святого Петра. Потом за гробом пошли барон Готфрид ван Свитен, один из самых богатых масонов и меценат Моцарта, «правая рука» Моцарта Зюсмайр и еще несколько музыкантов, которых вряд ли можно было отнести к числу близких друзей композитора.

Биограф Моцарта Марсель Брион утверждает, что все это происходило «под завывания шквалистого ветра со снегом». Более того, согласно Бриону, погода потом «настолько испортилась, что ни у кого не хватило отваги дойти до кладбища».

По этой причине якобы при погребении Моцарта никто не присутствовал, а посему никто точно не знает, где он был похоронен.

Удивительно, но потом, на основе архивов Венской обсерватории, было установлено, что погода в тот день была вполне умеренная. Не было ни снега, ни дождя, ни резкого ветра. По-видимому, ужасная погода - это тоже выдумка романтиков XIX века. Надо же было хоть как-то объяснить отсутствие на похоронах вдовы Моцарта, членов ее семьи и семьи самого Моцарта…

Утверждается, что Моцарта похоронили на кладбище Святого Марка, в братской могиле, вместе с двумя десятками нищих. Но при этом никто не позаботился ни о кресте, ни о надгробии. И могила эта так и не была потом найдена.

И тут возникает последний вопрос - а откуда вообще известно, что Моцарта похоронили именно на кладбище Святого Марка? Ведь нет ни одного свидетеля погребения, ни одной записи, ни одного даже минимального указания на это.

Наверняка это было кому-то выгодно. Ведь после эксгумации даже через много лет можно было бы точно определить причину смерти композитора, не без оснований считающегося сейчас гением…


Авторы:


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

Однако есть и исключения. Одно из них появилось на свет в конце августа 1750 г. в городе Леньяго Венецианской республики. При рождении его нарекли Антоном, или, на итальянский лад, - Антонио . Фамилия - Сальери . Есть немудрящий тест, призванный выявлять шаблонность мышления. Испытуемому называют предмет или событие и предлагают моментально назвать то, с чем это ассоциируется. Чаще всего ответы удручающе стереотипны. Поэт? Пушкин ! Фрукт? Яблоко! Цвет? Красный! Отравитель Моцарта ? Сальери! О том, что последнее утверждение является ложью, осведомлены почти все. Однако шаблон настолько укоренился, что у психиатров даже появился специальный термин - синдром Сальери. Или: «Дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти».

Дом в Леньяго, в котором родился Антонио Сальери. Фото: Commons.wikimedia.org / Didier Descouens

Завидовал ли?

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов...» - это всё о ком? О том, кого мы, поверив Пушкину, привыкли считать расчётливым, сухим, желчным и жестоким, который «разъял музыку, как труп» и «поверил алгеброй гармонию». Такой нарисованный Пушкиным Сальери и впрямь, наверное, мог возненавидеть гораздо более успешного, блестящего, «шампанского» гения по имени Моцарт. Вопрос о том, почему «солнце русской поэзии» вдруг решил поставить вопрос именно так, оставим на потом. Пока отметим, что Пушкин, впрямую не передёргивая, всё же добился эффекта - старый, отживший своё композитор-ремесленник отчаянно завидует гениальному самородку. Но обмануть историю слабо` даже Пушкину - на самом деле Сальери был старше Моцарта на какие-то 5 лет.

Удивительный факт: многие знают, что Сальери не желал и физически не мог отравить Моцарта. Однако это не мешает им педалировать нехитрую идею. Дескать, может, и не убивал, но уж завидовал самой чёрной завистью - точно. А было ли чему завидовать? Возьмём для сравнения, к примеру, 1787 г. Оба композитора находятся в зените славы и на пике творческой формы. Оба готовят к постановке свои оперы. Автор либретто к опере Моцарта - ведущий «поэт-песенник» того времени Лоренцо да Понте . Автор либретто к опере Сальери - некто Пьер Огюстен Карон де Бомарше . Кто победит? Кому будет рукоплескать Европа?

Портрет Антонио Сальери, ранее 1825. Фото: Commons.wikimedia.org / Joseph Willibrod Mähler

Это сейчас кажется, что Моцарт обязательно должен вырваться вперёд. Тогда расстановка сил была примерно такой: «В Вене опера Вольфганга Амадея "Женитьба Фигаро" была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг». В чём именно выражался «восторг» - неизвестно. Однако есть полицейские сводки из Парижа. Правда, они посвящены не Моцарту, а Сальери: «Во время представления оперы Сальери - Бомарше общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».

Кстати, произведение Сальери в течение полувека оставалось самым кассовым проектом Парижской оперы: только в первые 9 месяцев её там ставили 33 раза - рекорд, который трудно побить и теперь. Между прочим, эту оперу так же успешно ставили и при королях, и во время террора Французской революции, и при Наполеоне ... Да, в те времена Сальери был обласкан и особами королевской крови, и миром искусства. Он доходит до того, что даже брезгует приглашениями занять должность при дворе от некоторых европейских монархов. Скажем, шведского короля Густава III строптивый итальянец, что называется, «послал», если говорить в терминах современности. Или вот. В августе 1778 г. после пожара открывается небезызвестный миланский оперный театр Ла Скала. Кому заказали оперу к открытию? Её пишет «бесталанный ремесленник» Сальери.

А что же наш «божественный гений Вольфганг Амадей»? Самое время вспомнить анекдот из наших «лихих девяностых» про новых русских:

Слышь, братан, а кто такой этот Моцарт?

Да ты чё, лох, что ли? Это такой деятель, он, короче, для наших мобильников музыку пишет!

Энциклопедии так и говорят: «Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы». Так что анекдот про мобильники не так далёк от истины. Моцарт ради небольших гонораров сочинял пьесы для тогдашней домашней «техники» - стенных часов с музыкой...

Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии, работа 1760 – 1770 годов. Фото: www.globallookpress.com

Не убивал?

Так у кого же больше причин завидовать успеху соперника? В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. Вот реакция Моцарта в письме к отцу от того же года: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это...»

И всё равно до сих пор имя Сальери остаётся символом чернейшей зависти. Скажите спасибо за это таланту Пушкина. Благодаря ему мы до сих пор не знаем, царь Борис убил царевича Димитрия или наоборот. Зато можно предположить, почему «наше всё» огульно обвинил Сальери в коварном убийстве.

Дело в том, что Сальери написал любопытную оперу, где был высмеян и очернён русский царь Пётр I . Пушкин с большим пиететом относился к личности этого государя. И композитору, который посмел опорочить светлое имя Петра, потомок «арапки царя Петра Великого, Ибрагима Ганибалки , коего только что сняли с цепи» дал уничтожающую характеристику «отравителя».

На протяжении долгого времени, миф о том, что Антонио Сальери отравил Моцарта настолько укоренился в умах, что было написано и снято не одно произведение о зависти Сальери к Моцарту, а в медицине даже появился термин «синдром Сальери». Кто отравил Моцарта? Конечно Сальери. И, хотя большинство людей уже давно знает, что версия участия Сальери в смерти Моцарта самая маловероятная из всех, этот стереотип надолго засел в нашем воображении. Термин «синдром Сальери» — дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти. Слух об отравлении Моцарта был пущен далеко не Пушкиным в «Маленьких трагедиях», а появился практически сразу после смерти Вольфганга Амадея...
Перед глазами душераздирающая картина: дом умалишенных, крики «Моцарт! Я убил тебя!», окровавленное тело старого Сальери, в припадке безумия пытавшегося покончить с собой. За кадром звучит музыка Моцарта. Фильм Милоша Формана «Амадеус» несомненно войдет в сокровищницу мирового кинематографа как одна из самых пронзительных лент, повествующая о таланте и гении, о борьбе человека с судьбой, о жажде справедливости и непостижимости Божьего замысла. Такие фильмы не устаревают, как, впрочем, и поэтический шедевр Пушкина «Моцарт и Сальери». «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше», «Гений и злодейство - две вещи несовместные»... Цитаты из пушкинской маленькой трагедии давно стали афоризмами. И всякий раз, произнося их, мы неизменно вспоминаем о композиторе-убийце.


Реальный Антонио Сальери, а не всем известный персонаж трагедии A.C. Пушкина, самостоятельно «раз-гуливающий по галерее мифов, придуманных челове-чеством», родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго, что близ Вероны.Родился он в многодетной семье состоятельного тор-говца.То ли родители быстро разглядели музыкальный та-лант своего сына, то ли ребенок сам очень рано проявил способности и интерес к музыке. В любом случае можно с уверенностью сказать, что маленький Антонио получил тщательное образование и воспитание, причем первые свои уроки музыки он получил у родного брата-скрипача Франческо, ученика Джузеппе Тартини.Затем мальчик учился игре на клавесине у соборного органиста Джузеппе Симони, который, в свою очередь, был учеником знаменитого падре Мартини (Джованни-Батиста Мартини (1706- 1784) — монах-франциска-нец, капельмейстер собора Сан-Франческо в Болонье) из Болоньи.Антонио рано взбунтовался против чрезмерной суро-вости отца, но, несмотря на его авторитарные замашки, достиг значительного продвижения в области музыки.Безоблачное детство Антонио Сальери, однако, было недолгим.К несчастью, в 1763 году у Антонио умерла любимая мать, а вскоре за нею ушел в мир иной и его отец (точная дата смерти отца Сальери неизвестна; вероятнее всего, это был 1765 год), потерявший к тому времени все со-стояние в результате сомнительных торговых махинаций. Мальчик остался полным сиротой. Некоторое время он жил в Падуе с одним из своих старших братьев, а затем его приняла на воспитание семья друзей отца.

Василий Шкафер в роли Моцарта и Федор Шаляпин в роли Сальери в опере Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». 1898 год.

Семья Мочениго была одной из самых богатых и ари-стократических в Венеции. Ее глава, Джованни Мочениго, состоятельный меценат и любитель музыки, друг отца Антонио, по-видимому, собирался дать мальчику более серьезное музыкальное образование. Во всяком случае, в Венеции Антонио Сальери с 1766 года изучал бассо континуо у вице-капельмейстера собора Святого Марка Джованни-Батиста Пескетти, а также изучал гар-монию и учился пению у известного тенора Фердинандо Пачини.Но вторым отцом Антонио стал не сеньор Мочениго, а совсем другой человек. Этим человеком был приехавший в это время по театральным делам в Венецию венский композитор Флориан-Леопольд Гассман (1729-1774).
Уроженец Богемии, Гассман имел весьма заметное положение в Вене. В 1771 году он организовал первое в мире музыкальное общество «Tonkünstler-Sozietät», которое занималось поддержкой композиторов и орга-низацией благотворительных концертов. Теперь же он был придворным композитором балетной и камерной музыки, капельмейстером и, что особенно важно, членом небольшой группы музыкантов, с которой император Иосиф II ежедневно музицировал.Пораженный музыкальным даром Сальери, он предложил мальчику переехать в Вену.Гассман и Сальери прибыли в Вену 15 июня 1766 года. С этого дня Вена стала его родным городом, где, за ис-ключением нескольких творческих поездок, прошла вся его жизнь.В Вене Сальери стал жить в доме Гассмана, ставшего его заботливым покровителем, учителем и фактически приемным отцом.
Флориан-Леопольд Гассман отметил талант Сальери, выделил его как самого способного своего ученика и даже стал считать его своим преемником.
Великодушие Гассмана не знало границ. Он трепетно заботился о своем воспитаннике, бескорыстно нес все расходы по его содержанию и образованию, вводил в круг столичной элиты. Благодаря Гассману, у юноши появились новые покровители - император Иосиф II и крупнейший композитор того времени Кристоф Виллибальд Глюк. Прославленный маэстро выразил готовность заниматься с одаренным юношей. Очень скоро отношения учитель-ученик переросли в творческий союз. Глюк полюбил Антонио и видел в нем своего преемника.
Итак, судьба благоволила к Антонио Сальери. Ему никогда не приходилось испытывать нужду, искать полезных связей, кому-то что-то доказывать, пробивать себе дорогу. У него было все для того, чтобы жить и творить в гармонии с собственными интересами и душевными наклонностями. Единственное, что требовалось от молодого музыканта - оправдать ожидания своих опекунов и покровителей. И Сальери их оправдал.Композитор быстро приобрел известность в Европе. Ему было немногим более двадцати, а его оперы уже с успехом ставились в Дрездене, Мангейме, Флоренции, Праге и Копенгагене. Тогда же он получил почётное и выгодное приглашение шведского короля Густава Третьего, но отклонил его, предпочел остаться верным австрийскому императору. Сразу после смерти Гассмана Сальери получил должность придворного композитора камерной музыки, а также заместителя капельмейстера итальянской оперы. Впоследствии Сальери получил самую высокую в Вене музыкальную позицию: должность императорского капельмейстера.
В 1781 году маэстро Глюку поступил из Парижа заказ на оперу под названием «Данаиды». Композитор был болен и не горел желанием погружаться в новую работу. Но, несмотря на преклонный возрасти слабое здоровье, учитель Сальери, очевидно, был способен на смелые авантюры. Глюк решил воспользоваться парижским заказом, чтобы продвинуть своего талантливого ученика. Руководству Парижской оперы был отправлен ответ, что композитор принимает заказ и намерен привлечь к участию в написании оперы младшего коллегу. В действительности Глюк полностью передоверил оперу Сальери. Признаваться в этом было рискованно - заказчики не согласились бы заменить знаменитого композитора человеком мало известным. Кроме того, Глюку платили по высшему разряду. Если бы администрация Парижской оперы и смирилась с кандидатурой начинающего музыканта, гонорар в этом случае был бы значительно скромнее.
Премьера «Данаид» прошла в Париже 26 апреля 1784 года с огромным успехом. Все восхваляли Глюка. А вскоре получило огласку письмо маэстро, в котором он признавался в полном авторстве Сальери. Ученик ответил письмом, полным благодарности и уважения к старому учителю.
«Данаиды» прославили Сальери. В одном только Париже опера выдержала сто двадцать семь представлений. Ставилась она и на русском языке в усадьбе Кусково.
После столь успешного дебюта Сальери получил из Парижской оперы заказ еще на два произведения. Одно из них, музыкальная драма "Терар", стало эпохальным в истории французского театра. Помните, в трагедии Пушкина Моцарт восклицает:
«Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Терара» сочинил»…» (А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)
Они действительно были приятелями. Именно Бомарше предложил Сальери в качестве композитора для задуманной им оперы и даже пригласил его жить в своём доме. Впоследствии Сальери с теплотой вспоминал это время и своего приветливого, заботливого хозяина.
Премьера оперы Сальери-Бомарше состоялась в Париже 8 июня 1787 года. Аншлаг был невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота, 400 солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра. В течение десятилетий "Терар" оставался самым кассовым произведением в Парижской опере. Композитор был в зените славы.

И. Смоктуновский в роли Моцарта и П. Глебов в роли Сальери, 1962

Моцарт был на шесть лет моложе Сальери. Их пути часто пересекались, иногда им приходилось конкурировать друг с другом, и почти всегда эти соревнования заканчивались в пользу последнего.
Впервые они столкнулись после смерти придворного композитора Гассмана. Тогда, в 1773 году, семнадцатилетний Моцарт поспешил в Вену в надежде получить освобождающуюся должность и… вернулся в Зальцбург ни с чем. Придворным композитором был назначен Сальери.
В 1781 году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы. На пост преподавателя претендовали Сальери и Моцарт. Выбор пал на Сальери. Моцарт имел репутацию легкомысленного и даже разнузданного молодого человека, и ему не рискнули доверить честь и достоинство пятнадцатилетней девушки.

В 1786 году состоялся еще один поединок. 6 февраля в оранжерее императорского дворца исполнялись две оперы: «Сначала музыка, а потом слова» Сальери и «Директор театра» Моцарта. Сюжет бы примерно один и тот же. Опера Сальери была встречена овациями, опера Моцарта провалилась.
Вообще, оперы Сальери ставились намного чаще, чем оперы Моцарта. Причин у такой популярности было много, и в первую очередь - музыкальный вкус, который в те времена был совсем другим. Сальери был итальянец, а в Европе 18 века именно итальянцы считались законодателями моды в области музыки. Моцарт не любил «итальяшек», что вполне понятно. Немецкому музыканту, даже гению было нелегко пробиться сквозь их плотный кордон. И тем не менее Моцарт высоко ценил музыку своего итальянского собрата, внимательно следил за его творчеством и даже заимствовал у него музыкальные идеи. Как ни парадоксально это звучит, но именно Сальери оказал серьезное влияние на творчество Моцарта.
Они были соперниками, но каждый признавал заслуги другого. Моцарт в последний год жизни добивался расположения маэстро как одного из самых влиятельных музыкантов. Однажды он взял Сальери с собой на представление «Волшебной флейты» и очень гордился, получив от мастера высокую оценку своего творения. Вероятно, Сальери понимал, что Моцарт гений. Но сознание этого факта вызывало у него не зависть, а уважение. У процветающего музыканта никогда не было оснований чувствовать себя обделенным.
После смерти Моцарта его вдова Констанца отдала в обучение Сальери одного из своих сыновей. Очевидно, она не воспринимала всерьез сплетни об отравлении мужа, зато высоко ценила итальянского композитора как хорошего педагога. Впоследствии Сальери дал мальчику такую рекомендацию: «Я, нижеподписавшийся, свидетельствую, что юноша господин Франц Ксавер Моцарт, являясь уже умелым исполнителем на фортепиано, обладает редким талантом к музыке; …я ему предсказываю успех не меньший, чем его знаменитого Отца».
Моцарт и Сальери врагами не были никогда.
К 40 годам Антонио Сальери написал около тридцати опер, некоторые из которых относились к лучшим произведениям своего времени и с энтузиазмом принимались по всей Европе. Однако впереди был ранний закат. Из 11-ти последовавших опер только две или три могли считаться удачными. Последняя опера Сальери, написанная и поставленная в 1804 году, успеха не имела.

Вдохновение оставило композитора, но он продолжал работать. Остаток своей жизни он посвятил преподаванию и организации музыкальной жизни в Вене. Уроки он давал бесплатно, вероятно, в память о своих бескорыстных учителях, выведших его в люди. Сальери был одним из лучших музыкальных педагогов Вены. Среди его многочисленных учеников - Бетховен, Черни, Лист, Шуберт. Бетховен учился у Сальери (бесплатно!) десять лет и посвятил ему несколько сонат для скрипки.Сальери стоял у истоков создания Венской консерватории. Вообще, его заслуги в области развития европейской музыкальной жизни огромны и были признаны еще при жизни. Он был членом Шведской Академии наук, почётным членом Миланской консерватории. Наполеон назначил Сальери иностранным членом Французской Академии. В 1815 году уже при вернувшихся Бурбонах он был награждён Орденом Почётного Легиона. Мало кто из музыкантов может похвастаться столь блестящей карьерой. По крайней мере, среди композиторов конца 18 века таких счастливчиков больше не найдется.
Фильм Формана рисует нам образ мрачного отшельника, одержимого честолюбивыми идеями и мучимого завистью. Однако у нас есть подлинные свидетельства современников композитора: «Человек в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный. Жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…»; «Сальери мог шутить обо всём на свете, он был очень приятный человек, глубоко уважаемый в Вене…»; «Это хрупкого телосложения маленький человек с пылающим взором, смуглой кожей, чистоплотного, опрятного вида; живой темперамент, вспыльчив, но сразу готов к примирению».

Он был женат, имел семь дочерей и сына. Сохранились воспоминания самого композитора о счастливых вечерах, проведенных им дома во время болезни: "Моя жена обычно сидела с двумя из моих дочерей, работая за столом около моей постели. Мой сын занимался уроками за моим письменным столом, две дочери помоложе были в соседней комнате. Они были заняты вязанием и присматривали за тремя маленькими дочерьми, игравшими со своими куклами. Я лежал в постели и, чередуя чтение и размышления, наслаждался этой картиной, столь радостной для меня. В семь часов жена и дети совершали вечерние молитвы и снова продолжали свои разнообразные занятия. Попозже вечером сын садился за фортепиано и, если кто-то из сестёр просил, играл вальс, и девочки радостно кружились. В девять жена и слуга приходили ко мне, чтобы греть паром или окуривать мою больную ногу, или выполнять другие предписанные врачом процедуры. Одна из старших дочерей затем приносила мой суп, и через полчаса жена, сын и семь моих дочерей приходили ко мне. Жена целовала меня, остальные целовали мне руку и желали спокойной ночи. Как легко, радостно пролетали эти вечера!"

Ему было суждено похоронить и горько оплакивать свою жену, единственного сына и трех дочерей.
В начале 1800-х годов у композитора стали проявляться признаки депрессии, резко усилившиеся к старости. Он тяжело переживал оттого, что не может больше писать, много думал о смерти, размышлял о Боге. Угасание его было долгим и мучительным. Есть предположение, что маэстро страдал болезнью Альцгеймера, постепенно съедавшей все его творческие, душевные и физические силы.
В 1822 году композитор признался одному из своих учеников: "Я чувствую, что дни мои подходят к концу; чувства мои изменяют мне, моя сила и радость в сочинении песен ушли, тот, кого когда-то осыпала почестями половина Европы, забыт. Другие пришли и стали предметом восторгов. Один должен уступать место другому. Мне остаётся только верить в Бога и надеяться на безоблачное существование в Стране Вечного Мира".
В 1823 Сальери утратил ясность рассудка, у него отнялись ноги. Больного композитора насильно поместили в госпиталь, где он провёл ещё полтора мучительных года.
По Вене поползли слухи о пребывании Сальери в госпитале. Кто-то из современников писал тогда: «Сальери опять очень больной… В бреду он все повторяет, что виновен в смерти Моцарта, он избавился от него с помощью яда». Говорил ли Сальери что-то подобное, выяснить теперь уже невозможно. Известно лишь одно - нечаянно оброненное слово, возможно неправильно понятая фраза имели эффект искры на сеновале. Смерть Моцарта действительно выглядела довольно странной и давала массу поводов для домыслов. Публика жаждала развития сюжета. Таким образом, странное признание Сальери, пусть даже вымышленное, пришлось более чем кстати. Столицу наводнили сплетни о страшном злодеянии.
Старый мастер знал, что о нем говорят за стенами больницы, и страдал от этого. В октябре 1823 года его ученик, известный пианист и композитор Мошелес, получив специальное разрешение властей, навестил учителя. "Это была печальная встреча, - писал Мошелес в своем дневнике. - Он выглядел призраком и говорил незаконченными фразами о своей быстро приближающейся смерти. В конце он сказал: "Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это - злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам это сказал".
Сохранилось свидетельство санитаров больницы, ухаживавших за композитором: «Мы, нижеподписавшиеся … санитары, заявляем перед лицом Бога и перед всем человечеством, что… с начала длительной болезни (кавалера Сальери)… ни разу не оставляли его наедине… Мы также свидетельствуем, что в связи с его слабым здоровьем никому, даже членам его семьи, не разрешалось навещать его… В связи с этим на поставленный вопрос, соответствует ли действительности, что вышеупомянутый кавалер Сальери говорил во время болезни, что он отравил знаменитого композитора Моцарта, клянемся честью, что никогда не слышали от Сальери таких слов. Вена, 5 июня 1825 года»

Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы

Физические и душевные страдания Сальери закончились 7 мая 1825 года в 8 часов вечера. Последние, едва различимые слова, написанные слабеющей рукой умирающего маэстро: "Пресвятой Боже, смилуйся надо мною".
Похороны были торжественными. За гробом шел весь персонал императорской капеллы, все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и просто любителей музыки. На панихиде согласно желанию композитора был исполнен Реквием, который Сальери сочинил сам для себя, надписав на нем: «Антонио Сальери: маленький Реквием, сочиненный мною и для себя, Антонио Сальери, малюсенького человечка».

Время все расставляет по своим местам. Таланты прошлых лет отходят в тень, выдвигая на первый план более яркие фигуры. Чимароза, Клементи, Паизиелло - эти уважаемые музыканты конца 18 века заняли достойное место в истории музыки, вполне соответствующее своим заслугам. Сальери должен был оказаться в их числе - среди не очень известных, но безусловно уважаемых композиторов эпохи гениального Моцарта. Но судьба распорядилась иначе. С тех пор, как Пушкин замыслил свою маленькую трагедию, несчастный композитор был обречен на славу совсем иного рода.Миф о Сальери-убийце развенчали почти сразу после смерти композитора. Уже двести лет назад всем стало ясно, что эти обвинения не имеют под собой никаких оснований. Однако в России существовал негласный закон его произведения не входили ни в какие нотные сборники, не найти их и в музыкальных библиотеках. Ничего не поделаешь. Истинное искусство обладает огромной силой убеждения, и если сам Пушкин, а вслед за ним Форман, рисуют нам образ предателя, завистника и убийцы, не поверить этому очень сложно...

Моцарт и Сальери, 1962

«Маленькие трагедии»

Амадей / Amadeus 1984

Был ли отравлен Моцарт?


В последнее время Моцарт много работал и казался особенно нервным и уставшим, но, тем не менее, когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссен так описывал симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 г.: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтвержден в официальной книге регистрации умерших Вены.
Казалось бы, все ясно. И все же почти два столетия по миру бродят слухи о том, что великий маэстро был отравлен завистником. Впрочем, «виновником» их можно считать самого Моцарта, еще за несколько недель до смерти сообщившему жене Констанце, что его хотят отравить: «Мне дали «акву Тофана» и рассчитали точное время моей смерти». («Аква Тофана» – медленно действующий яд на основе мышьяка, без запаха, назван по имени Джулии Тофаны, итальянской колдуньи XVII в., которая изобрела этот состав.) К тому же Моцарт решил, что «Реквием», заказанный таинственным незнакомцем, предназначен именно для его собственных похорон. Только в 1964 г. выяснилось, что это сочинение было заказано композитору графом фон Нальзеном по случаю смерти жены в начале 1791 г.

31 декабря 1791 г. берлинская газета сообщила о смерти композитора, присовокупив к некрологу предположение о том, что, «поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». Видимо, редакция имела в виду записку без даты, написанную старшим сыном Моцарта Карлом Томасом, в которой он пишет, что «тело его отца так вздулось, и запах разложения был настолько силен, что вскрытие решили не проводить», и сообщает, что, в отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело отца оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.

Если это действительно так, то кому понадобилась смерть Моцарта? И была ли способна ее приблизить зависть Сальери, о причастности которого открыто говорила, казалось, вся Европа. Не удержался и наш Александр Сергеевич Пушкин, талантливо показав посылы зависти и беззащитность гениальности перед коварством.

Но зачем преуспевающему придворному композитору отравлять перебивавшегося заказами Моцарта, нищего и забытого почитателями, что даже, по словам Бетховена, за катафалком было некому идти, лишь несколько дворняг трусили следом? Да и могла бы вдова, поверив в слухи, отдать своего младшего сына брать уроки не у кого-нибудь, а именно у Сальери? Что-то не верится.

Обратимся к личности Антонио Сальери. Пушкин описал его чуть ли не стариком, завистливым и лишенным таланта композитором. На самом деле Сальери старше Моцарта всего на пять лет и был придворным композитором императора Иосифа II в 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом столицы, фаворитом весьма и весьма требовательных венских поклонников. Сальери сочинял много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховен, Шуберт и Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника, с талантом которого ему никогда не удастся поспорить. Сальери завидовал Моцарту, но и Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору.

В октябре 1823 г., за год до того, когда вся Вена помпезно праздновала пятидесятую годовщину его венценосного назначения, один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник. Умирающий Сальери сообщил: «в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта? Это грустная клевета, передайте миру… старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это». Дальше он якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему. Проживи он подольше, «ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу». Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.

Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофделмель, брат масонской ложи, в которой состоял и юный Моцарт. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Ревнивый муж через несколько дней после смерти Моцарта яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт.

И это, если рассматривать отравление как основную версию, не было ближе к истине. Слухи, что Моцарт был весьма падок на молодых женщин, стаями крутившихся вокруг его персоны, так и оставались слухами. Например, старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что ее брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен, а щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, якобы потому, что «между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость». Но по сохранившимся письмам Моцарта видно, насколько глубоко он был предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила личное участие к трагедии Магдалены, что вряд ли сделала бы, если бы младенец был незаконнорожденный.

Третья версия, по нашему мнению, не заслуживает особого внимания. Но, коль она существовала, напомним и о ней. По ней в опере «Волшебная флейта» композитор будто бы раскрыл секреты франкмасонов, членом которой являлся. Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 г. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников был Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил – о чем Моцарт с гордостью писал Констанце, – что он никогда не видел «более прекрасной постановки».

Несмотря на то, что опера могла затронуть некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн Эммануэль Шиканедер использовали ее для распространения среди широкой публики идей тайного общества о мужестве, любви и братстве. Эта тема трактовалась с симпатией и уважением.

Но венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату. После смерти Моцарта великий магистр ложи воздал ему должное как «наиболее любимому и достойному» из ее членов и назвал кончину композитора «невосполнимой потерей». А в 1792 г. венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей.

Не подтверждают отравление Моцарта и медики. Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани нашел того доктора, который последним лечил больного, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. «Если Моцарт был отравлен, – писал он, – то где доказательства? Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно».

В 1966 г. швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «острой сыпной лихорадки» любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что больного мучил суставный ревматизм, острое инфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов.

В 1984 г. другой врач, Питер Дж. Дэвис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его недуга. Согласно ему, в 1762 г., когда шестилетний вундеркинд начал давать концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами тонзиллита, тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой, или гепатитом А.

Известно, что в 1784 г., т. е. через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм. Вывод гласил, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии. Другими словами, Моцарта сразила смертельная болезнь, сопровождающаяся почечной недостаточностью, при которой возникают депрессия и бредовое состояние. Не отсюда ли его предположение, что «Реквием» он пишет по себе? И хотя это всего лишь одна из версий, но именно она кажется наиболее вероятной с медицинской точки зрения.

Тайной покрыто и погребение умершего композитора. Это кажется невероятным, но Вольфганг Амадей Моцарт, чудо-ребенок, дававший концерты и сочинявший музыкальные произведения с шести лет, один из самых знаменитых и блистательных композиторов своего времени, умер в нищете и похоронен в общей могиле. Только в 1859 г. на кладбище Св. Марка был воздвигнут мраморный монумент, хотя о точности места, где покоится прах композитора, можно только догадываться…


Top