Краткое содержание павел петрович бажов. Павел бажов

Советский литературовед Павел Петрович Бажов был очень разносторонней личностью. Он занимался написанием научных работ в области литературоведения, обогатил русский язык огромной коллекцией фольклорного творчества народов из разных уголков СССР, собранной им лично. Занимался он также журналистской и политической деятельностью. Павел Бажов - интересная личность в истории русской фольклористики, поэтому каждому будет полезно ознакомиться с его биографией и литературным наследием.

Ранние годы жизни

Павел Петрович Бажов, биография которого логично подразделена для удобства чтения на несколько разделов, родился 15 (27) января 1879 года в маленьком горнодобывающем городке Сысерти (Урал). Отец его был простым рабочим на металлургическом заводе, а мать занималась рукоделием. Семья Павла Петровича часто переезжала, отец работал то на одном заводе, то на другом. Частые путешествия по металлургическим городкам Урала произвели на будущего писатели огромное впечатление. Возможно, именно из-за детских воспоминаний и впечатлений писатель и начал позднее собирать фольклор, любить его и стараться донести уральские сказы до других уголков необъятной России. Позднее Павел Петрович Бажов вспоминал эти моменты детства с любовью. В возрасте семи лет родители мальчика отдали его в земскую трёхлетнюю школу. Будущий писатель любил учиться и познавать что-то новое, поэтому он без труда окончил начальную школу. Чем далее занимался Павел Бажов? Биография его на этом не заканчивается.

Образование

После выпуска из земской школы Павел Бажов изъявил желание продолжить учиться, но из-за невозможности поступления в гимназию будущему писателю пришлось поступить в духовное училище. Сначала Павел Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, но позже решил продолжить обучение в Пермской духовной семинарии. В 1899 году П. П. Бажов окончил духовную семинарию, и ему предложили продолжить обучаться для того, чтобы поучить церковный сан. Но мечтой Бажова была отнюдь не работа священником, он хотел поступить в университет. Из-за недостатка денег Бажов решил подрабатывать школьным учителем русского языка. Мало кто умеет так страстно идти к своей мечте, как Бажов. Биография этого писателя доказывает, что он был сильной и целеустремлённой личностью. Позже Бажова пригласили работать Екатеринбургское духовное училище. Мечта писателя поступить в Томский государственный университет так и не была осуществлена из-за низкого социального статуса.

Общественная деятельность

Павел Петрович Бажов, биография которого раскрывает все аспекты жизни писателя, был не только отличным литературоведом и публицистом, он также активно участвовал в общественной жизни страны. Писатель был участником Октябрьской революции, которая произошла в 1917 году. Встав на сторону революционеров, Павел Петрович Бажов преследовал цель избавить население от социального неравенства. Ценил свободу Бажов П. П., биография его это подтверждает.

Во времена Гражданской войны в России писатель изъявляет желание вступить в ряды Красной Армии. В армии он не только выполнял обязанности секретаря, но и был одним из редакторов военной газеты "Окопная правда". К сожалению, во время боя за Пермь писатель попал в плен, но смог удачно выбраться из вражеской неволи. Спустя несколько месяцев после развития болезни было принято решение демобилизовать Бажова. "К расчёту", "Формирование на ходу" - всё это книги, написанные Бажовым об истории российской революции и Гражданской войны.

Личная жизнь

Был ли влюблён Павел Петрович Бажов? Биография раскрывает и этот момент в жизни писателя. После того как Павел Петрович Бажов получил работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек. Там-то он и встретил свою первую и единственную любовь на всю жизнь. Писатель увлёкся ученицей последнего класса В. Иваницкой. После завершения ею учёбы было принято решение пожениться.

Дети

Вскоре после женитьбы у писателя родились две прелестные девочки. Немного позднее у семейной пары родился ещё один ребёнок, а в тяжёлые времена Первой мировой войны писатель со своей женой переехали к её родителям, в маленький городок под названием Камышлов. Там жена подарила Бажову четвёртого и последнего ребёнка - сына Алексея.

Последние годы жизни

Как провёл свои последние дни Бажов? Биография рассказывает, что в 1949 году писатель отпраздновал своё семидесятилетие. В этот торжественный день собралось огромное количество народу. Там были не только близкие друзья и родственники писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко ценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилей писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов был крайне удивлён и растроган таким почтением людей к его деятельности. Он искренне радовался, принимал поздравления и подарки всех, кто пришёл поздравить его в этот торжественный день. Но к сожалению, в следующем году писателя не стало. Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске. Его могила находится на вершине горы, с которой открывается прекрасный вид на уральскую природу: леса, реки, горы - на всё то, что писатель любил и ценил при жизни.

Бажов как фольклорист

Свою деятельность как собирателя фольклора писатель начал, ещё будучи преподавателем в Екатеринбургском духовном училище. Павел Бажов, биография которого интересна всем поклонникам устного народного творчества, каждое лето ездил на свою родину, Урал, для того чтобы записать народные сказки и песни, описать обряды простых уральских рабочих. Также он любил фотографировать местных жителей в национальных обрядовых костюмах. Биография Павла Бажова для детей также очень полезна, ведь они должны проникнуться традициями и сказаниями своего народа, как когда-то это сделал великий фольклорист.

Никто ранее не интересовался народным творчеством обычных русских людей, поэтому Бажов совершил прорыв в советской фольклористике. Он записал и систематизировал огромное количество сказов, небольших сказочных рассказов о жизни рабочих, которые бытовали в среде горнорабочих в середине XVIII столетия. Фольклориста интересовала жизнь обычных людей: каменотёсов, оружейников, добытчиков руды.

Позднее Бажов начал интересоваться не только фольклором уральских жителей, но и народными сказами других уголков России. Переоценить роль этого великого человека в формировании отечественной фольклористики невозможно, ведь он пытался понять душу простого рабочего, передать образность, которая ярко представляется в фольклоре, и донести народные сказания до наших дней.

Список наиболее значимых произведений

Павел Петрович Бажов запомнился соотечественникам не только как фольклорист и собиратель народных сказаний, он также был чудесным писателем, который мог творить чудеса силой слова. Прекрасные рассказы писал Бажов. Биография для детей, которые любят сказки, тоже будет интересна. Далее представлен список наиболее значимых произведений, вышедших из-под пера этого замечательного писателя:

  • "Зелёная кобылка" (1939) - книга имеет автобиографический характер. Писатель повествует читателю о своей юности, детских впечатлениях, которые были пронесены автором через всю жизнь.
  • "Отслоение дней" - книга являет собой своеобразный дневник жизни писателя. В ней хранятся мысли Бажова о происходящих в его жизни событиях и письма, присланные ему близкими друзьями. Хорошо, что занимался ведением дневника Бажов, биография которого может быть почерпнута из этой книги.
  • "Уральские были" (1924) - книга, в которой писатель старался охарактеризовать фольклор простых работников Урала. Это первые очерки Бажова по фольклористике.
  • "Формирование на ходу" (1937) - в этой книге писатель постарался раскрыть характер Октябрьской революции и Гражданской войны в России. Это произведение имеет скандальное прошлое, ведь именно из-за него было решено исключить Павла Петровича из партии.
  • "Малахитовая шкатулка" (1939) - самая известная книга Павла Петровича Бажова, которая принесла ему всенародное признание. Здесь в полной мере показана красота и неоднообразность уральских преданий и народных верований.

Некоторые фольклорные сказы

Бажов, биография которого описана в статье, собрал огромное количество сказов:

  • "Васина гора";
  • "Живой огонёк";
  • "Золотые дайки";
  • "Ключ земли";
  • "Кошачьи уши";
  • "Малахитовая шкатулка";

Великим человеком был Павел Бажов, краткая биография которого будет очень полезна тем, кто интересуется фольклором.

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.

Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 года в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия). Петр Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга.


Детство будущего писателя прошло в среде Уральской "мастеровщины". В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был весьма своеобразным. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, Урал характеризовался значительно более низкими заработками мастеровых. Здесь существовала дополнительная зависимость рабочих от предприятия. Бесплатное пользование землей заводчики представляли как компенсацию пониженной зарплаты. В своей первой художественной книге-цикле очерков "Уральские были" (1924), посвященных изображению жизни, быта сысертских заводов в 80-90-е годы прошлого века, Бажов об этом и рассказал.
Когда Павел Петрович был учеником земской мужской трехлетней школы, друг семьи Бажовых, Николай Семенович Смородинцев, обратил внимание на незаурядные способности мальчика и посоветовал родителям продолжить его обучение.
Но где учить? О гимназии, реальном или горном училищах нечего было и мечтать. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла. Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, - эти обстоятельства оказались решающими.
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов, опять же при содействии Смородинцева, был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.
Поступив в училище, Бажов поселился на первое время у Смородинцева, в поселке Верх-Исетского завода, а учиться ходил в город.
По окончании училища 14-летний Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию. Он обучался в ней шесть лет. Шли уже 90-е годы. Общественный подъем в стране сказался и на бурсе. Некоторые из учащихся находили путь в социалистические кружки. У пермских семинаристов была своя, тайная библиотека, содержавшая запретные книги. Там были и марксистские работы. Павел Бажов почти три года "заведовал" библиотекой. В семинарские годы он прочитал книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Сильное воздействие оказали на Бажова идеи историка А. П. Щапова, с которыми впервые юноша познакомился еще в Екатеринбурге через Смородинцева.
Годы обучения в семинарии были для Бажова временем дальнейшего духовного развития. Еще дома и в екатеринбургском училище определилась его любовь к художественной литературе. Он с удовольствием читал произведения Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого, Д. Дефо и М. Твена. В семинарии отношение к литературе и к писателям стало более избирательным. Радостным событием стало для Бажова знакомство с ранними произведениями А. П. Чехова, который стал для Павла Петровича самым дорогим писателем.
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию - третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои "кадры": выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.
Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Но инспектор потребовал, чтобы воспитанник духовной семинарии преподавал не только "светские" предметы, но и "Закон Божий". Бажов не мог на это пойти. Такое согласие исключало возможность близости с местным населением и воздействия на него в духе щаповско-кельсиевской программы. Значит, здесь незачем было оставаться.
Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда - теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят. В Екатеринбурге возобновилась связь Бажова с давним его "старшим приятелем" Н. С. Смородинцевым.
В 1905 году Бажов был арестован, пробыл в тюрьме две недели "за участие в учительском союзе". Он был убежден, что трудился для блага народа, и считал себя революционером - "анархо-народнического толка".
В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами - по церковнославянскому и алгебре. Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах.
Устойчивым был интерес Павла Петровича к этнографии, краеведению, фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних каникул ходил или на велосипеде ездил по Уралу, знакомился с бытом и экономикой края, вел фольклорно-этнографические записи, рассчитывая заинтересовать ими Академию наук, и, что особенно существенно, изучал жизнь и настроения трудящихся.
Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.
В одной из анкет Бажов сообщает, что в Камышловском училище он служил до апреля 1917 года, а затем, 23 августа 1917 года он был избран городским головой. Членом коммунистической партии писатель стал с 1 сентября 1918 года.
Когда началась гражданская война, Бажов добровольцем вступил в Красную Армию, редактировал газету политотдела 29-й дивизии "Окопная правда", был секретарем партийной ячейки штаба дивизии. Он отступал вместе с армейскими частями до Перми, где в ночь с 25-го на 26 декабря 1918 года был взят в плен белогвардейцами, а затем бежал на восток, в колчаковский тыл. Бажов дрался с белыми в сибирских партизанских отрядах, под именем Бахеева" выполнял работу подпольщика-организатора и красного разведчика в районе города Усть-Каменогорска.
15 декабря 1919 года при его непосредственном участии партизанское соединение освободило город от белогвардейцев еще до подхода Красной Армии и восстановило там Советскую власть. Проведенной в феврале 1920 года в Усть-Каменогорске регистрацией было установлено, что в городе имелось всего лишь 28 коммунистов. Грамотных людей было совсем мало. Бажов выполнял многочисленные обязанности. Он редактировал газету "Известия Уревкома" ("Советская власть"), руководил народным образованием, был председателем уездного профбюро, заведовал информационным отделом Военно-революционного комитета.
Каким-то образом его хватало на все. При прямом участии Бажова была подготовлена первая национальная группа учителей - 87 человек - и направлена в аулы обучать казахов грамоте на их родном языке. Бажов создал мусульманскую драматическую труппу из 23 человек для развертывания национальной художественной самодеятельности. Всего не перечтешь. И еще следует учесть, что всякое дело приходилось именно начинать. Чтобы, например, редактировать газету, нужно было ее создать, восстановить типографию, а для этого с помощью местных рабочих найти и извлечь из Иртыша газетные шрифты, затопленные белогвардейцами при отступлении.
Осенью 1920 года Бажов был избран членом Семипалатинского губернского комитета партии и переехал в Семипалатинск. Ему было поручено руководить губернским советом профсоюзов. Но и здесь он выполнял поручения, выходящие за рамки должности. В период с 1923 по 1929 годы Павел Петрович работал в Свердловске, в редакции «Крестьянской газеты».
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения - сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом-обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистиым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.
Сказы Павла Петровича - пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного слова, Бажов избегал злоупотребления местными речениями и псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение самого писателя). По мотивам его сказов созданы кинофильм «Каменный цветок» (1946), балет С.С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (поставленный в 1954 году), опера К.В. Молчанова «Сказ о каменном цветке» (постановка 1950 года), симфоническая поэма А. А. Муравлева «Азов-гора» (1949) и др.
Павел Петрович Бажов скончался 3 декабря 1950 года в Москве и был похоронен у себя на родине в Свердловске.

Капитонова, Н. А. Бажов П. П. // Литературное краеведение: Челябинская область / Н. А. Капитонова. — Челябинск: АБРИС, 2008. — С. 84-99

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком. О Бажове ребята узнают еще в младших классах, их знакомят с "Серебряным копытцем", "Огневушкой-Поскакушкой", "Голубой змейкой"...

Но далеко не все знают, какой непростой была судьба писателя. Когда-то Аркадий Гайдар о себе сказал, что у него "обыкновенная биография в необыкновенное время". О Бажове можно сказать, что у него и биография необыкновенна.

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса. Наверно, не случайно его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

О Бажове много написано. Он и сам о себе писал ("Зеленая кобылка", "Дальнее — близкое"). Его сказы переиздаются. Есть несколько текстов сказов (в сокращении) и короткий рассказ о жизни Бажова в "Хрестоматии по литературе родного края. 1-4 класс" (Взгляд, 2002). Но судьба Павла Петровича и его сказы достойны того, чтобы к ним возвращаться. Многое связывает Бажова с Южным Уралом.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича — Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье. У него рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. На гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием. Это было то самое училище, где 25 лет тому назад учился Мамин-Сибиряк. Но времена уже были другие. Павел хорошо учился. После окончания училища его направили в Пермскую духовную семинарию, в которой тоже когда-то учился Мамин-Сибиряк. Впереди ждала его духовная Академия в Киеве, большая церковная служба.

Но вместо Академии Бажов хотел поступить в университет. А в это время умер отец. Надо было помогать слепнущей матери. И он стал учителем. Сначала в глухой уральской деревне Шайдурихе (с 1899 года), потом преподавал в Екатеринбурге в том же училище, где учился сам. Позже он стал преподавателем в женском епархиальном училище, где учились дочери священников. Он был прекрасным преподавателем, все ученики его любили. А он полюбил Валю Иваницкую — свою ученицу. Дождался, когда она закончит училище, женился. Ему уже было 32, ей 19. Они венчались в деревенской церкви на родине Валентины Александровны. Прожили вместе долгие годы, всю жизнь он ласково называл ее Валянушкой.

Построили дом, где было четыре маленькие комнаты. Бажов прожил в нем 36 лет. Этот дом с высоким крылечком и сейчас стоит в Екатеринбурге на пересечении улиц Чапаева (№ 11) и Большакова. Деревянный дом теперь кажется совсем маленьким в окружении новых многоэтажных домов. Там теперь музей Бажова, где все сохранилось так, как при жизни писателя. В семье Бажовых родились дети. Бажов уже тогда начал писать статьи в газеты. Интересно, что первая его публикация (1913)*называлась "Мамин-Сибиряк — как писатель детей". Так бы и жить дружной учительской семье долго и счастливо, если бы не Первая мировая война, революция и Гражданская война.

С началом мировой войны в городе стало голодно, в 1914 году семья Бажовых перебралась к родственникам в Камышлов. Там их застала революция. Бажов сразу принял сторону революции, стал коммунистом, его назначили комиссаром просвещения. Но наступают белые. Бажову грозит арест. За время Гражданской войны Бажов был дважды арестован, дважды бежал из тюрьмы. Чудом остался жив. Один раз в лютый мороз, легко одетый пробирался он к семье из Пермской тюрьмы и уже замерзал на дороге, на счастье, мимо проезжал какой-то крестьянин, спрятал Бажова в сене, провез мимо постов, спас его.

И еще был очень трудный момент. Когда Бажов после побега из тюрьмы добрался до Камышлова, то застал жену в чужой, холодной избе тяжело больной, без сознания, а рядом с ней мертвый грудной ребенок. Оказалось, родные подумали, что у Валентины Александровны тиф, забрали старших детей, а ее оставили одну с ребенком, боялись заразить остальных. Бажов не мог остаться с женой, ему грозил арест, а если арест, то и казнь. Родственники "выходили" Валентину Александровну, похоронили ребенка. А Бажов вынужден был бежать в Сибирь, на Алтай. Там он сменил фамилию на Бахеев. И воевал в партизанском отряде, и работал в газете Усть-Каменогорска, Семипалатинска. Там тяжело заболел. Бажов не любил вспоминать эти времена.

После Гражданской войны он опять на Урале. В Екатеринбурге с трудом возвращает себе свой дом. В 1923-1930 годах Павел Петрович работает в редакции "Крестьянской газеты", ездит по области, знакомится со многими людьми.

В 1924 году выходит в свет его первая книга "Уральские были". Очерки о дореволюционной жизни рабочих Сысертского завода. Бажов-журналист много пишет статей о новых стройках, заводах.

Но и при советской власти по доносам его дважды исключали из партии, лишали работы. Когда его в 1933 году лишили работы и семья нуждалась, Валентина Александровна вынуждена была продать единственную ценную вещь — обручальное кольцо. Через год Бажову вернули работу. Он стал редактором издательства.

Бажов написал документальную книгу "Формирование на ходу" о командирах Красной Армии, с которыми воевал. Он не мог знать, что позже многие из них будут безвинно расстреляны, погибнут в лагерях.

В 1937 году его опять по доносу вызвали в НКВД. В его доме произвели обыск, искали оружие. Он понимал, что это арест, простился с родными. Но на его счастье в это время шли аресты в самом этом грозном учреждении. Бажов прождал приема, тихо ушел домой. Но его второй раз исключили из партии, лишили работы. Люди стали обходить дом Бажовых стороной. Семья бедствовала. Все жили на заработок сестры Валентины Александровны, учительницы. Выручал огород и сад около дома. Павел Петрович больше года не выходил со двора, ждал ареста. Днем он работал в огороде, сочинял сказы, ночью их записывал, когда уже никто не мешал. Позже он напишет: "Выдалась такая невеселая полоса в моей жизни... И начал я сказы писать, чтобы боль свою потушить. Думал: никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю, все равно без своей работы жить не могу".

Павел Петрович не случайно стал писать сказы. Ими он "заболел" еще в детстве, когда вместе с ребятами в Полевском слушал рассказы старого сторожа — дедушки Слышко (Василия Хмелинина, дальнего родственника), который знал множество легенд, народных уральских сказов. Когда Бажов стал учителем, исходил множество дорог, собирал по деревням и рабочим поселкам сказы, были и небылицы, образцы уральской речи. У него уже было шесть больших тетрадей с богатейшими материалами, но во время Гражданской войны при обысках они пропали. Еще за три года до выхода первой книги сказов Бажова несколько отдельных сказов печатались в журналах. Первыми слушателями и критиками были у него жена и дочь.

За время вынужденной безработицы Бажов подготовил к печати 14 сказов, сдал в редакцию. В январе 1939 года товарищи решили отметить шестидесятилетие Павла Петровича. В день его рождения все собрались в клубе. Бажов и его жена впервые сидели в президиуме, стесняясь своей поношенной одежды и обуви. Друзья подарили юбиляру большой пакет. Бажов развернул пакет, а внутри еще один. Зал наблюдал, как он разворачивает пакет за пакетом. И, наконец, под многими слоями бумаги оказалась маленькая книжка. Бажов прижал ее к груди. На глазах у него были слезы. Это и было первое издание "Малахитовой шкатулки" (Свердловск, тираж всего 20 тысяч).

Но эта маленькая книжка, как потом писали, "отвела от дома Бажовых беду". Книга совершила чудо. Ровно через три месяца Бажов был с почетом принят в Союз писателей СССР, ему вернули работу. Через год он возглавил писательскую организацию Свердловской области. Книги и очерки, которые он писал до 1937 года, при его жизни никогда не переиздавались. Зато сказы потом издавались миллионными тиражами, издаются и сейчас (всего Бажов написал 52 сказа).

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939)! Книге сделали спе циальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира! Бажову можно было бы спокойно продолжать работу над сказами.

Но тут война (1941-1945). В Свердловск были эвакуированы семьи писателей из Москвы, Киева, Ленинграда.

В уральском городе оказались семьи Агнии Барто, Льва Кассиля, Оксаны Иваненко и др. Всех надо было принять, расселить, дать работу, одеть (с Украины люди приехали в летней одежде, а впереди уральская зима), накормить... Агнию Барто поразили мальчишки и девчонки из ремесленного училища, которые встали к станкам на заводах. Она захотела написать о них поэму. Бажов посоветовал ей самой пойти учиться в ремесленное училище и вместе с ребятами получить рабочую профессию. Агния Львовна в свои 36 лет встала к станку рядом с подростками. Стала токарем! Написала поэму "Идет ученик". В то время она написала очень близкое нам стихотворение:
"Я, друзья-товарищи,
На Урале рос.
Здесь зима суровая,
Ветер да мороз.
Но если б снова родину
Себе я выбирал,
Я бы не задумался,
Выбрал бы Урал!"
Многие писатели, кому помог Бажов, очень ему были благодарны. В этом можно убедиться, прочитав книгу воспоминаний о Бажове "Мастер. Мудрец. Сказочник".

И при всей тяжести своей работы Бажов еще и пишет сказы (об этих сказах речь впереди). Работа Бажова и (его сказы не остаются незамеченными. В 1943 и 1946 годах Бажов становится (лауреатом Государственной премии,а в 1944-м получает орден Ленина. Но ничего не изменилось в его характере, жизни. Поэтесса Людмила Татьяничева называла его "совестью писателей" (см. приложение). Никогда ни о ком не говорил зло, никому не завидовал. Он жил в том же деревянном доме, без водопровода и центрального отопления. Он отказывался от положенных ему привилегий. Отказался от автомобиля. И каждый день этот немолодой и не очень здоровый человек холодной зимой и жарким летом ходил на работу пешком, а это 13 кварталов! Ему предлагали переехать в Москву, он отказался. Одевался всегда просто, не признавал галстуков. Не изменял своим привычкам, писал, стоя за конторкой, ручкой, которую сам сделал из бамбуковой палочки. Только в последние годы его жизни писатели подарили ему пишущую машинку. В доме всегда было много народу, детей. Дом был очень гостеприимный. Любимым блюдом у Бажовых в трудные времена были пельмени с редькой.

Война окончилась. Но легче Павлу Петровичу не стало, в феврале 1946-го его избрали депутатом Верховного Совета СССР. Значительно прибавилось работы. Люди шли к нему за помощью, писали письма. Он внимательно относился к каждой жалобе. Ему уже 67 лет, сказываются и возраст, и болезни. Он стал плохо видеть. А тут еще постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград", начались поиски "врагов" среди писателей. Он защищал тех, на кого нападали, не давал исключать из Союза писателей, в том числе не дал в обиду детскую писательницу Беллу Дижур — мать Эрнста Неизвестного. Наверно, не случайно Эрнст Неизвестный, который с детства знал писателя, сделал модель памятника Бажову. Жаль, что эта модель осталась только на фотографии.

Когда Павла Петровича уговаривали дать согласие на выборы в депутаты Верховного Совета на второй срок, он пытается отказаться, но его сумели убедить. Его авторитет так высок, что он еще многим может помочь. На одной из сессий в Москве ему стало плохо. Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года в Кремлевской больнице от рака легких. Бажов не раз говорил своим близким: "Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!". Так случилось, что он умер в Москве. Но его привезли в Свердловск и похоронили в родном городе на высоком холме Ивановского кладбища. Там установлен памятник Бажову.

О семье Павла Петровича: Валентина Александровна пережила мужа на 20 лет. У них было семеро детей, четверых они похоронили. Особенно тяжело они пережили потерю сына Алеши, который в 19 лет (в 1935 году) погиб на заводе. В конце жизни Бажова в семье остались три дочери. Ольга, горный инженер, работала в Якутии, Воркуте, Тюмени... Елена, инженер-строитель, работала в Москве, Комсомольске-на-Амуре. Помощницей в семье оставалась младшая — Ариадна (дома ее звали Ридчёна). Она помогала отцу в работе. Позже она написала две книги об отце "Дом на углу" (Свердловск, 1970) и "Глазами дочери" (Москва, 1978). У Бажовых пять внуков.

Ариадна закончила факультет журналистики, но стала историком, доктором исторических наук. Вышла замуж за военного журналиста Тимура Гайдара — сына Аркадия Гайдара. Так породнились два знаменитых писателя.

Разница в возрасте Бажова и Гайдара — 25 лет (а дни рождения рядом: у Гайдара — 22, у Бажова — 27 января) . Много общего в их судьбе: оба приняли участие в Гражданской войне, оба были журналистами, оба исключались из партии, принимали удары судьбы, оба стали любимцами читателей, особенно детей. Они могли встретиться, ведь Гайдар в 1925 году был в o Свердловске.

Бажов пережил многое, тоже был коммунистом, но на него не легло никакой тени. Зато Гайдару не повезло. Их общий внук — Егор вырос, стал известным экономистом. Не все приняли реформы Егора Гайдара. Начали лить "грязь" на Аркадия Гайдара, его посмертно обвинили во всех тяжких грехах. Как сказал Егор Тимурович, "дед ответил за внука". К счастью, Аркадию Гайдару вернули его честное имя. Если задуматься, он был единственным писателем в истории мировой детской литературы, который сумел одной небольшой книжкой "Тимур и его команда" накануне большой войны направить тысячи ребят на добрые дела, на помощь тем, кто в ней нуждается. Это уже потом пионерская организация сделала эту игру формальной. А у него была не одна, а целая библиотечка умных, честных детских книг.

Книги и очерки, которые Бажов писал до 1937 года, никогда не переиздавались, а сказы его живы, они вне времени, их можно отнести к "вечным" книгам. К "вечным" книгам можно отнести и книги Гайдара. И Бажов и Гайдар в своих книгах говорили о настоящих ценностях: о любви к родной земле, к стране, к семье, к своему делу, о любви и верной дружбе, которые не купишь ни за какие деньги. Бажов свои сказы делил на сказы "детского тона" и "взрослого тона". Но и сказы для взрослых читаются детьми. Бажов подарил миру драгоценную "Малахитовую шкатулку". Теперь каждый может ее "открыть", "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским уральским словом, удивиться мудрости Бажовских сказов. Большая радость — чтение сказов Бажова вслух в кругу семьи.

>Биографии писателей и поэтов

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 27 января 1879 года в Сысерти, Свердловская область. Отец - Пётр Васильевич Бажёв, рабочий. Мать - Августа Стефановна Осинцева. В 1889 году окончил сысертское земское мужское училище. В 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. В 32 года женился на Валентине Александровне Иваницкой, у них было четверо детей. Умер­ 3 декабря 1950 года в Москве, в возрасте 71 года. Похоронен на Ивановском кладбище в Свердловске. Основные произведения: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце» и другие.

Краткая биография (подробно)

Павел Петрович Бажов – русско-советский писатель, фольклорист, создатель уральских сказов. Родился 27 января 1879 года в семье горного рабочего. Детство провел в Сысерти в 50 километрах от Екатеринбурга. Был одним из лучших учеников в заводской школе и Екатеринбургском духовном училище. Помимо этого, Бажов учился в Пермской духовной семинарии, после чего работал учителем русского языка. Путешествую по Уралу, писатель собирал фольклор, который послужил материалом для его последующей работы.

До 1917 года являлся эсером, затем участвовал в организации подпольных отрядов и тактик. С 1920 года занимал пост редактора в созданной им же газете. Бажов не оставался в стороне от общественных проблем. Так, он создавал учительские курсы, организовывал курсы по ликвидации безграмотности, принимал активное участие в восстановлении Риддерского рудника. Однако главным делом жизни Бажова стало создание уральских сказов. Первый уральский сказ, «Девка Азовка», появился в 1936 году. А в 1839 году вышел полный сборник «Малахитовая шкатулка».

Основной темой в бажовских сказах был человек и его труд. Также в уральских сказаниях прослеживалась тайная связь с природой и основами жизни, через мастерство представителей горного мира. Одними из наиболее известных персонажей стали Хозяйка Медной горы из сказа «Каменный цветок», Степан из сказа «Малахитовая шкатулка» и некоторые другие. Героем нескольких произведений Бажова был В. И. Ленин. Образ вождя был облечен в фольклорные черты в таких сказах как «Солнечный камень» или «Орлиное перо».

Одним из сложнейших периодов в жизни писателя были 1930-е годы. В этот период его несколько раз исключали из партии, но затем восстанавливали. С 1940 года он руководил Свердловской писательской организацией. С 1946 годы был назначен депутатом 2-3 созыва. Скончался П. П. Бажов в декабре 1950 года в Москве.


Top