Отрасли социальной сферы. Энциклопедия челябинской области

Структура общества - это его строение, устройство, расчле­ненное и качественно воспроизводимое единство взаимодейст­вующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, ор­ганизованность общества как целостности (системы) и, во-вто­рых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по сохранению и изменению социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу.

Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) - несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­ности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций.

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­тойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

Социальная защищенность - одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение.

Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности лю­дей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Про­цесс труда включает в себя три основных момента: целесообраз­ную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото­рый направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудо­вой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно счи­тать основой экономики труда экономику рабочей силы.

Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроиз­водства рабочей силы: ее производство, формирование (подго­товка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способ­ности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в инсти­тутах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социально­го партнерства - работодателей, наемных работников и государст­ва, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также пред­полагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.

Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно со­провождается производством конкретной общественно полез­ной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирова­ние труда, социальная защита и т.д.

Экономика труда как наука изучает социально-экономичес­кие отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспече­ния условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффек­тивности экономики труда.

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)» . Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнёрства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика ». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика , главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются, прежде всего, посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придаёт ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается, прежде всего, в процессе реализации государст­венной социальной политики.

5. Формирование групп интересов (субъектов) в социально-трудовой сфере в рыночной экономике (работники и профсоюзы, работодатели и их объединения)


В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше - социально-трудовая сфера (СТС). Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы (рис. 1): социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование,"здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда: система социальной защиты населения; система социального партнерства; система социального страхования; пенсионная система; охрана труда и т.д.
Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод, что большинство из них имеют острые теоретические и практические проблемы как в понимании, так и в процессе прикладного построения и функционирования, о чем пойдет речь в следующих главах учебника.
В ходе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.

Еще по теме Социально-трудовая сфера как основа социальной политики:

  1. Глава1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  2. РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  3. Глава 14 МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. Стратегия социальной политики - социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления Стратегия социальной политики для современной России
  5. Глава 1.6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ЭТОЙ СФЕРЕ
  6. Глава 2.6. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. Социальные перспективы, социальные цели, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс их обеспечения, мобилизации или предотвращения (минимизации)
  8. Управление социальной сферой как объектом социальной политики в регионе
  9. Глава 1.11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  10. Глава 4.4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОГЛА СОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЕГО СУБЪЕКТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  11. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Социально-трудовая сфера

Социально-трудовая сфера

Социально-трудовая сфера - область действия:
- отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса;
- отношений занятости; и
- отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социально-трудовая сфера" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - область действия, пределы распространения трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    По законодательству РФ правовой акт,регулирую щий правовые, социально экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником на предприятии, в учреждении, организации.Условия КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ухудшающие по сравнению с… … Финансовый словарь

    - (pension) Установленная сумма, регулярно выплачиваемая получателю по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и до смерти. Вдова имеет… … Финансовый словарь

    Государственная политика воздействия на поведение профсоюзов и администраций предприятий с целью побудить их принимать в области заработной платы и цен решения, более совместимые с задачами обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.… … Финансовый словарь

    Государственная политика, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы и предусматривающая: организацию профессионального обучения; предоставление информации о рабочих местах; противодействие дискриминации. По… … Финансовый словарь

    Экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни. См. также: Социально трудовая сфера Государственная экономическая политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Занятость - (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная. 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора

    - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

    - … Википедия

    Альберт Моисеевич Вильдерман Дата рождения: 1 мая 1923(1923 05 01) Место рождения: Четатя Албэ, Бессарабия, Румыния Дата смерти: 19 декабря 2012 … Википедия

Книги

  • Антикризисное управление обществом риска. Синергетическая концепция , Т. А. Колесникова. В книге исследуется современное российское общество как общество резкого социального неравенства, а также рассматриваются процессы гармонизации в сфере социально-трудовых отношений. При этом…
  • , Осипов Егор Михайлович. В монографии исследуются развитие российского малого бизнеса и институционализация социального партнерства в этой сфере. Раскрываются особенности изучения малого бизнеса как объекта…

Социально-трудовая сфера , составная часть социальной рыночной экономики, основу к-рой составляют социально-труд. отношения. Гл. компонентами С.-т. с. являются: рынок труда, занятость населения и безработица; мотивация производит. труда; социальное страхование; социальное партнерство; стабилизация уровня жизни населения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; охрана труда, его рационализация, нормирование; управление персоналом. Базис С.-т. с. составляют предпр. и орг-ции различных отраслей нар. х-ва (пром-сти, стр-ва, с. х-ва, торговли и общест. питания, транспорта, связи), обеспечивающие функционирование рынка, действующие в сферах науки и науч. обслуживания; здравоохранения, физкультуры и социального обслуживания, а также общест. объединения. Субъектами С.-т. с. являются работодатели, работники и их объединения, органы исполнительной власти, муниципальные образования. К 2005 числ. экономически активного населения области составляла ок. 1,7 млн чел., в т. ч. 1,6 млн были заняты в сфере экономики. Для определения состояния рынка рабочей силы, положения с занятостью и безработицей, социальным партнерством, условий и охраны труда, социально-труд. процессов в орг-циях, доходов и уровня жизни населения Управлением труда и социальной политики Мин-ва экон. развития Чел. обл. осуществляется мониторинг С.-т. с. области. В регулировании социально-труд. отношений на обл. уровне принимают участие Чел. регион. объединение работодателей «ПромАсс», Федерация профсоюзов Чел. обл., обл. прав-во (в рамках Чел. обл. 3-сторонней комиссии по регулированию социально-труд. отношений); на отраслевом уровне — 22 обкома и совета профсоюзов, мин-ва Чел. обл., ОАО; на территориальном — горкомы и райкомы профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) проф. орг-ций, территориальные объединения работодателей, администрации городов и районов (в рамках территориальных 3-сторонних комиссий по регулированию социально-труд. отношений). Одной из важных составляющих С.-т. с. является охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе труд. деят-сти, включающая правовые, социально-экон., организационно-техн., сан.-гигиенич. и леч.-профилактич., реабилитационные и иные меропр. Отношения в сфере охраны труда на обл. уровне регулируются Управлением труда и социальной политики Министерства экономического развития Чел. обл. (в части координации обучения застрахов. лиц, реализации регион. соглашения между профсоюзами, работодателями и прав-вом Чел. обл.); на отраслевом и территориальном уровнях — соответствующими соглашениями; на уровне предпр.— нормами и нормативами по технике безопасности. Органы исполнит. власти контролируют деят-сть предпр. в С.-т. с. с целью прогнозирования социально-экон. развития Чел. обл. (в частности, расчета экон. показателей; состава кадров по полу, возрасту, образованию, стажу работы, категориям персонала; движению работников и наличию вакансий; подготовке и повышению квалификации кадров и др.). Важными составляющими С.-т. с. являются уровень жизни и доходы населения. Они определяются уровнями заработной платы, пенсий, пособий, различных социальных выплат, показателем прожиточного минимума населения Чел. обл., расчет к-рого производится в соответствии с обл. законом «О прожиточном минимуме в Челябинской области» и утверждается ежеквартально пост. губернатора Чел. обл. Меры по повышению уровня жизни населения Чел. обл. реализуются при осуществлении меропр. прав-ва, соответствующих министерств области; выполнении регион. социальных программ.

Управление социально-трудовой сферой

ПЛАН

Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ

Тема №4. Политика занятости в странах рыночной экономики и её

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ʼʼУПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕʼʼ

Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ……………3

Тема №2. Рынок труда в системе рыночного хозяйства экономики……......14

Тема №3. Занятость и безработица как форма проявления рынка труда…31

значение для России………………………………………………98

Тема №5. Формирование российского рынка труда и крайне важно сть

его государственного регулирования…………………………..113

1. Управление социально-трудовой сферой.

2. Опыт регулирования социально-трудовой сферой.

3. Стратегические проблемы социально-трудовой сферы.

Социально-трудовая сфера (сфера социально-трудовых отношений) - та общественная форма, в которой формируется и меняется социальное положение трудящихся. К социально-трудовой сфере относятся:

а) государственные обязанности и меры по регулированию социально-трудовых отношений;

б) договорные и социально-партнерские отношения работников и работодателœей;

в) действия работников и работодателœей по отстаиванию своих интересов в сфере труда.

Управление (регулирование) социально-трудовой сферой - совокупность функций и форм, с помощью и в результате действия которых социально-трудовые отношения приобретают и устойчиво сохраняют общественно-организованный вид.

Управление социально-трудовой сферой (УСТС) делится на 2 части:

1) правовое управление, правовое обеспечение;

2) материально-финансовое обеспечение управления.

Правовое обеспечение управления - налаженное функционирование общественных форм и институтов на правовой основе. Правовое обеспечение управления есть предпосылка правопорядка в управляемой сфере. Оно включает в себя законодательную (и нормотворческую) деятельность и правоприменительную деятельность.

Материально-финансовое обеспечение управления – наличие необходимых

и достаточных материальных и финансовых ресурсов для своевременного и в полном

объеме исполнения принятых управленческих решений.

При выходе общества из тоталитарного состояния меняется характер управления им. Он меняется тем глубже (радикальнее), чем дальше и необратимее продвигается общество от тоталитаризма к демократии. Даже буржуазная демократия (в том числе и деформированная бюрократизмом, коррупцией и примесью диктаторства) способна дать благотворные перемены в управлении в сравнении с тоталитаризмом.

Магистральное направление ценных перемен в самом характере управления при выводе из тоталитаризма - упразднение командно-карательных форм и методов управления, становление реальной многосубъектности в управлении. Это касается всœех сфер общественной и хозяйственной жизни, включая социально-трудовую сферу.

В тоталитарном обществе (типичный пример - общество в СССР) круг реально самостоятельно действующих субъектов, принимающих принципиально важные управленческие решения. сводится к одному - к управляющему центру (в СССР это был ЦК КПСС). Другие субъекты бывают обозначены и даже иметь уставы и положения с описанием их функций. Но реально они не более чем декорация, не более чем исполнители детальных регламентирующих предписаний центра. Уход от тоталитаризма начинается с отмены командных и карательных функций центра. Постепенно начинается складывание субъектов, самостоятельно принимающих и исполняющих собственные решения или решения, принятые на базе закона, а не помимо закона. Это и есть продвижение к гражданскому (многосубъектному) обществу и к правовому, государству. Продвижение это - процесс сложный и длительный.

Россия стоит в начале этого пути. Вызревание полноценных субъектов гражданского общества задерживается в силу ряда причин. По тем же причинам и государство вес еще не стало правовым. В этой обстановке продолжает сохраняться ситуация, koi-да государство всœе еще сосредоточивает, у себя (и не всœегда по злому умыслу, а по крайне важно сти), чересчур широкий круг управленческих функций. В социально - рудовой сфере это особенно заметно, так как в этой сфере мало охотников активно включиться в процессы управления.

В Конституции РФ, действующей после 12 декабря 1993 ᴦ., зафиксирован ряд положений, имеющих основополагающее значение для формирования круга субъектов, управляющих социальной сферой, для разделœения и порядка взаимодействия их функций. Приведем их для справки.

Статья 1.1. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Статья 5.3. "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределœении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти всœе субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

Статья 7. "1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Статья 12. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Статья 71. "В введении Российской Федерации находятся:

<...:> е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации…ʼʼ

Статья 72. "I. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

<...> е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта:

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства: социальная защита͵ включая социальное обеспечение <...>

к) ...трудовое законодательство..."

Статья 73. "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российском Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всœей полнотой государственной власти".

Управление социально-трудовой сферой - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление социально-трудовой сферой" 2017, 2018.


Top