Медитация на дыхание.


Это специально разработанная техника, которая позволяет наст-роиться на Канал Божественной Любви, источающий Пищу Богов. Я называю этот метод «Медитация на Дыхание Любви».

Упражняйтесь каждое утро, и каждый вечер не менее 5-10 минут, до тех пор, пока не ощутите, что насквозь пропитаны любовью, и все ваши действия исходят от любви. Сначала выполняйте ниже-следующую медитацию каждое утро, затем в течение дня (как толь-ко у вас будет возможность), и через месяц (или чуть больше) ощутите результат.

Шаг Первый : Представьте внутри себя луч чистой любви, входящий из сердца Божественной Матери в вашу сердечную чакру.

Шаг Второй : Глубоко вдохните эту любовь, повторяя «Я есть Любовь» — продолжайте повторять эту мантру с искренностью.


Шаг Третий
: Выдохните эту любовь из своего тела, повторяя с искренностью «Я люблю», и представьте, что каждая ваша клетка наполняется этой любовью и изливается из вашего аурического поля во внешний мир.

Одновременно обращайтесь к себе со словами «Я люблю тебя. Я люблю тебя. Я люблю тебя» до тех пор, пока не почувствуете легкое покалывание по всему телу. Это упражнение сделает ваши клетки и атомы более восприимчивыми к чистой Любви Божественной Матери, а также усилит ва-ше Божественное Сердце и вашу способность привлекать и излучать любовь. Одновременно оно переведет модель вибраций вашего мозга из зоны Бета—Альфа в зону Тета—Дельта.

Эта техника великолепна еще и тем, что помогает нам ощутить сострадание к тем людям, к которым мы испытываем неприязнь и которых мы осуждаем. Она также помогает нам откинуть все свои маски и прикрытия и увидеть, кто мы такие на самом деле.

Безусловно, вы сможете убедиться в эффективности этого метода лишь на собственном опыте. Как уже говорилось во многих книгах, в большинстве простых дыхательных техник используется мантра «Я есть любовь» или «Я люблю», которая помогает успокоить, по выражению индийских йогов, наш прыгающий ум-обезьяну. Подобные техники помогают нам стать собраннее и сосредоточеннее. Многим людям не удается сосредоточиться на своем дыхании более минуты или двух, после чего они ловят себя на мыслях о работе, о покупках или о чем-то еще. Однако, не научившись контролировать ум, вы не сможете настроиться на канал Божественного Питания. Это необходимое предварительное условие для достижения внутреннего и внешнего покоя. Особенно это касается жителей Запада, не привыкших к покою и тишине.

Этому методу более 5000 лет и с его помощью можно многого достичь. Во-первых, мы можем дышать и дышим благодаря своему «Божественному Я», пребывающему внутри нас, пришедшему в этот мир для получения человеческого опыта, и именно с этой целью Он использует наши тела — физическое, эмоциональное и ментальное. Без Его энергии мы бы не смогли существовать. Когда мы дышим с Ним в одном ритме, нам начинает открываться Его могущество. Прибегая к этому методу, мы словно обращаемся к своему «Божественному Я»: «Ты здесь?», «Я искренне хочу Тебя ощутить».

Посидите несколько минут в тишине, а затем:

Начните дышать через нос глубоким, ритмичным дыханием без пауз между вдохами и выдохами.

Осознайте, что за вашим дыханием пребывает некая энергия. Просто наблюдайте и ощущайте ритм своего дыхания.

Помните, что вы сейчас стараетесь сосредоточиться на внутренней силе, которая движет вашим дыханием, и вы поймете, что уловили Его ритм, когда по всему телу начнут пробегать волны пульсирующей любви. Через некоторое время вы почувствуете, что Кто-то управляет вашим дыханием.

Потренировавшись, вы на четвертый или пятый вдох испытаете блаженство любви «Божественного Я». Представьте себе, что вы в состоянии так быстро включиться в зону блаженства.

Намасте, уважаемые гости и читатели моего блога! С вами вновь Руслан Цвиркун и сегодня продолжим говорить о практиках, которые позволяют заглянуть вглубь себя. В статье - техника медитации на дыхание для начинающих, а также видео о том, как правильно дышать и наблюдать за собой во время практики. Попробуйте эту простую методику, она достаточно эффективна и является подготовительным этапом к более серьезным ступеням.

Что такое дыхательная медитация

Дыхательная медитация - это такой вид медитации, когда внимание во время практики сосредоточивают на дыхании.

По своей сути это легкий вид пранаямы, и можно практиковать ее либо как отдельную медитацию либо совмещая с другими видами техник.

Наблюдая за своим дыханием, старайтесь как бы отстраниться, подняться над своим Умом и в результате ощутить себя отличным от своего тела.

Как правильно дышать при медитации

Дышите свободно и естественно. Не совершайте усилий, чтобы сделать вдох или выдох. Позвольте вашему дыханию быть свободным. Просто наблюдайте за ним не делая дополнительных усилий.

Наблюдая вы сможете заметить, что Ваше дыхание может действовать независимо от Вас, как часовой механизм, ровные вдохи и выдохи. Далее можно отметить, что и другие процессы в теле способны происходить без нашего вмешательства. Такие как пищеварение, кровообращение, рост тела и другие. Мы по сути не в силах контролировать доскональным образом все эти процессы. Как будто невидимая сила управляет всем этим.

На данном этапе наша основная цель не управлять процессами а ощутить себя, почувствовать, что отдельно есть мое тело, а есть «Я», «Сознание», «Личность», которая пребывает в этом теле. В одной из самых первых публикаций в своем блоге я говорил об этом, (читайте статью Кто Я?)

Хотя, конечно, в некоторых практиках йоги, научиться контролировать все эти процессы является целью, о чем можно найти подтверждение в древних Ведических источниках:

Здесь описывается техника пранаямы, которую использую йоги в мистических практиках, чтобы полностью взять под контроль свое тело

Во время дыхания, переводите Ваше внимание на различные участки тела, начиная с макушки головы, а потом переключившись на кончики пальцев ног и поднимать внимание вверх, снова к макушке, стараясь полностью ощутить свое тело, наблюдать за ним.

В результате такого упражнения, произойдет расслабление тела и возникнет спокойствие в Уме. Если практика прошла правильно и успешно, можно ощутить некий вкус Счастья и удовлетворения от проделанной работы.

Пошаговая техника выполнения

Вначале мы полностью расслабимся и подготовим тело, а далее начнем медитацию наблюдения за дыханием, для этого проделайте все шаги, которые описаны ниже:

  • примите позу для медитации, (наиболее популярная поза у практикующих - Лотос)
  • закройте глаза и начните наблюдать за своим дыханием
  • представляйте себя наблюдающим а не действующим
  • дыхание постепенно становится ровным и спокойным
  • наблюдайте за своим носом, как через него входит и выходит воздух
  • переведите внимание на глаза, полностью расслабьте их
  • расслабьте брови, лоб и далее все лицо
  • переведите внимание на уши и расслабьте их
  • переведите внимание на макушку головы
  • переведите внимание на кончики пальцев правой ноги
  • постепенно поднимайте ваше внимание выше к стопе, щиколотке, голени к бедру
  • проделайте тоже самое с левой ногой
  • переведите концентрацию внимания на кончики пальцев правой руки,
  • поднимайте внимание к кисти, локтю, плечу
  • тоже самое проделайте с левой рукой
  • переведите внимание к копчику и постепенно поднимайте его вверх к шее
  • почувствуйте полную расслабленность и спокойствие
  • переведите внимание в область сердца
  • теперь просто наблюдайте за тем как происходит вдох и выдох (5-10 минут)
  • сделайте глубокий вдох, откройте глаза и выйдите из медитации.

Упражнение длительной дыхательной медитации можно выполнять в любое время, но самые благоприятное это ранние утренние часы и вечер. Вы можете начать с 10 минут и увеличивать время по своим ощущениям.

Что значит наблюдать за своим дыханием

Наблюдать за дыхание - значит смотреть на себя как бы со стороны, отслеживать момент вдоха и момент выдоха. При вдохе как бы мысленно фиксировать, что сейчас происходит вдох, а на выдохе выдох. Почувствовать, что тело само дышит, без наших усилий. Не пытайтесь вдыхать или выдыхать прилагая усилия, позвольте телу самому дышать. Вы как наблюдатель. Почувствуйте как воздух входит и выходит через ноздри. Наблюдайте за этим процессом.

Если Ум отвлекается, возвращайте его назад к наблюдению за дыханием.

Немного позже в этой статье появится видео, в котором я запишу урок по медитации на дыхание, слушая и повторяя за мной Вы быстро освоите эту технику.

Чтобы не пропустить выход видео подписывайтесь на новости моего блога здесь. Просто введите свой адрес электронной почты и Вы станете первым, кто узнает о выходе этого видео урока.

На сегодня все, с вами был Руслан Цвиркун.

До новых встреч.

1- 2 раза в неделю лучшие публикации и видео на Ваш почтовый ящик!

Навигация по записям

Меня зовут Руслан Цвиркун, более десяти лет я изучаю Ведические знания и практикую медитацию.

На страницах блога я делюсь своим опытом и пишу о различных методах самосовершенствования.

Ниточка перед носом

В медитации очень важно правильно дышать. В процессе дыхания старайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее - так, чтобы не шелохнулась даже тончайшая нить, если поместить ее перед вашим носом. А выдыхать старайтесь еще медленнее. По возможности делайте короткую паузу между окончанием выдоха и началом следующего вдоха. Если сумеете, то на несколько секунд задерживайте дыхание. Но если это трудно, тогда этого делать не нужно. Никогда не делайте ничего, что может повредить вашим органам или дыхательной системе.

Вдыхайте различными частями тела

Перед медитацией несколько раз глубоко вдохните и выдохните. С каждым вдохом старайтесь чувствовать, что в вас вливается поток энергии. Пытайтесь почувствовать, что вы дышите различными частями тела: глазами, ушами, лбом, плечами, макушкой головы и так далее. Представляйте, что это двери, и, вдыхая, вы их открываете. В это время в вас вливается энергия из Универсального Сознания.

Жизненная энергия в чакрах

Вдохните и несколько секунд удерживайте дыхание в третьем глазе. Концентрируйтесь на третьем глазе. Вдохнув во второй раз, задержите жизненную энергию в сердечном центре. Теперь вы удерживаете дыхание, жизненную энергию здесь. На третьем вдохе удерживайте дыхание в пупке. Затем повторите все это снова: сначала третий глаз, потом сердце, потом пупок.

Семь высших миров

Вдыхая, медленно повторите семь раз «Всевышний» на каждом вдохе и еще семь раз - на каждом выдохе. У вас внутри есть семь высших и семь низших миров. Повторяя «Всевышний» на вдохе, чувствуйте, что входите в семь высших миров внутри себя. Когда вы достигнете семи высших миров, вы обретете огромную силу. На выдохе думайте о семи низших мирах в себе и старайтесь бросить силу высших миров в низшие миры. Соберите силу в высших мирах, а затем, повторяя на выдохе «Всевышний, Всевышний, Всевышний», с покоем, светом и блаженством входите в низшие миры, чтобы их очистить.

Ваше дыхание - игровая площадка Бога

Старайтесь чувствовать свое сердце огромной игровой площадкой, на которой есть одно особое и священное место - то, где любит играть Бог. Это избранное место - прямо внутри вашей жизненной энергии. Каждый раз на вдохе и на выдохе старайтесь чувствовать, что вы вдыхаете и выдыхаете для Бога. Вдыхая хорошие мысли, чувствуйте, что они для Бога. А выдыхая небожественные мысли, ощущайте, что они тоже для Бога. Не нужно подсчитывать, сколько хороших мыслей вы вдохнули и сколько плохих выдохнули. Нет! Просто помните, что каждый ваш вдох и выдох, все хорошее и плохое - только для Бога.

Вдыхайте чистоту

Во время дыхательных упражнений в первую очередь нужно думать о чистоте. Если во время вдоха вы сумеете почувствовать, что дыхание приходит прямо от Бога, от самой Чистоты, то легко сможете его очистить.

Вдыхайте покой, выдыхайте беспокойство

Каждый раз во время вдоха старайтесь чувствовать, что вдыхаете в свое тело покой, бесконечный покой. Противоположность покоя - беспокойство. На выдохе старайтесь чувствовать, что изгоняете беспокойство, которое есть в вас и которое есть вокруг. После этого упражнения вы увидите, как беспокойство исчезает.

Вдыхайте силу, вдыхайте радость

Старайтесь чувствовать, что вы вдыхаете силу из вселенной. А на выдохе чувствуйте, как из вашего тела уходит весь страх. Проделав это несколько раз, почувствуйте, что вдыхаете радость, бесконечную радость, а выдыхаете печаль, страдание и уныние.

Космическая энергия

Чувствуйте, что вы вдыхаете не воздух, а космическую энергию. Чувствуйте, что с каждым вдохом в вас вливается огромная космическая энергия и вы направляете ее на очищение своего тела, витала, ума и сердца. Чувствуйте, что у вас в теле нет ни единого места, которого не затопил бы поток космической энергии. Он течет внутри вас, как река, омывая и очищая все ваше существо.
Затем, выдыхая, чувствуйте, что вы выдыхаете весь мусор, накопившийся внутри вас: все небожественные мысли, мрачные представления и нечистые поступки. Чувствуйте, что выдыхаете из себя все, что называете небожественным, все, что не хотите считать своим.

Дыхание на один-четыре-два

У нас в Индии есть традиционная система управления дыханием, которая называется пранаяма - владение жизненной силой. Прана - это витальная энергия, жизненная сила; яма означает управление. Начать можно с такого упражнения: на вдохе один раз произнести Имя Бога, Христа или кого-то еще, кому вы поклоняетесь. Если ваш Учитель дал вам мантру, можно повторить ее. Такое дыхание не должно быть долгим или глубоким. Затем задержите дыхание и повторите имя четыре раза. А на выдохе произнесите имя или мантру, которые вы выбрали, дважды. Вдыхайте на один счет, задерживайте дыхание на четыре счета и выдыхайте на два счета, повторяя про себя священное имя. Если просто считать - один-четыре-два - не получишь никакой вибрации или внутреннего чувства. Но когда вы произносите Имя Бога, в вас сразу же входят божественные качества Бога. Затем, на задержке дыхания, эти божественные качества начинают вращаться внутри вас, проникая во всю вашу нечистоту, темноту, во все ваши несовершенства и ограничения. А когда вы выдыхаете, эти божественные качества уносят все ваши небожественные, непрогрессивные и разрушительные качества. Начать можно со счета один-четыре-два. Когда вы приобретете опыт в этом дыхательном упражнении, то сможете выполнять его на счет четыре-шестнадцать-восемь: вдох на четыре счета, задержка дыхания на шестнадцать и выдох на восемь. Но к этому нужно идти очень постепенно. Некоторые даже выполняют это упражнение на счет восемь-тридцать два-шестнадцать, но это не для начинающих.

Переменное дыхание

Еще вы можете попробовать переменное дыхание. Оно выполняется так: зажмите большим пальцем правую ноздрю и глубоко вдохните через левую. Во время вдоха один раз повторите Имя Бога. Потом на четыре счета задержите дыхание, повторив Имя Бога четыре раза. А в конце освободите правую ноздрю, зажмите безымянным пальцем левую и на два счета выдохните - это будет два повторения Имени Бога. Затем выполните упражнение в обратном порядке, зажимая сначала левую ноздрю. В этой технике не нужно стараться вдыхать беззвучно. Ничего страшного, если вы будете делать это с шумом. Но, конечно, эти упражнения не стоит выполнять на публике или там, где другие пытаются медитировать в безмолвии.
Дыхание на один-четыре-два нужно выполнять не дольше четырех-пяти минут, а переменное дыхание - не больше трех раз. Если делать его по двадцать или сорок-пятьдесят раз, то из основания позвоночника вверх, в голову, поднимется жар и вызовет напряжение и головную боль. Это своего рода переедание. В самой еде нет ничего плохого, но если вы будете переедать, расстроится желудок. Точно так же подействует и жар. Если поднять его вверх больше, чем вам по силам перенести, вы достигнете в уме не покоя, а высокомерия, беспокойства и стремления разрушать. Когда у вас позже разовьются внутренние способности, вы сможете делать переменное дыхание по десять-пятнадцать минут.
Пранаяма - это традиционная йогическая дисциплина, включающая в себя множество серьезных и сложных дыхательных упражнений. Если делать их неправильно или без учителя, который вел бы вас шаг за шагом, они могут быть опасны. Но упражнения, о которых рассказываю вам я, - дыхание на один-четыре-два и переменное дыхание, - очень просты и в то же время эффективны. Они никак не навредят вашим легким.

Из книги Шри Чинмоя "101 техника медитации" (bookteam.ru)

Сама природа дыхательного цикла делает его идеальным объектом для созерцающего ума. Нас отделяет от медитации лишь очередной вдох. Сам цикл хоть и совершается автоматически, но позволяет более полно и сознательно участвовать в нем. Фазы дыхания в медитации могут меняться, в некоторых пределах путем сознательного вмешательства в процесс дыхания. Йогические практики дыхания склонны к деятельному вмешательству, буддийские же тяготеют к пассивному участию в нем. Медитация и дыхание является всеобщей практикой созерцания.

Чаще всего именно это является стартовой площадкой для медитации. И все же этот самый простой предмет для созерцания, возможно, оказывается и самым сложным. Подтверждено, что можно посредством осознавания лишь одного дыхания. Лама Говинда воздает настоящую хвалу дыханию, этой естественной функции организма, на которое мы смотрим как на нечто само собой разумеющееся. Он описывает дыхание как «наивысшую функцию нашего организма». Это орудие для духовного опыта. Оно является посредником между умом и телом, с него начинается первый шаг на пути преображения тела из более или менее пассивно и неосознанно функционирующего органа в орудие или инструмент совершенно развитого и просветленного ума . Как только в медитации дыхание становится осознанным, мы обретаем физический и умственный покой. Как только мы начинаем все больше обращать внимание на дыхание, у нас возрастает наша внутренняя осознанность. Буддизм здесь явно склонен к счету, наблюдению и осознанию дыхания, тогда как йога стремится управлять процессом дыхания.

Фазы медитации дыхания

Во время медитации дыхание осуществляется при нашем участии, что позволяет включиться глубокому брюшному дыханию. Дыхательный цикл управляется посредством нервных клеток мозга. Сам дыхательный центр, расположенный в medulla oblongata (лат.продолговатый мозг), ответствен за вдох (вентральная часть, именуемая инспираторным центром). Пневмотаксический центр (дорсальная и обе латеральные части дыхательного центра, носящие собирательное название экспираторного центра) управляет выдохом (тормозит вдох и стимулирует выдох). Нервные импульсы непосредственно (через диафрагмальные и грудные нервы) из дыхательного центра поступают в диафрагму. Поскольку диафрагма образует сразу и низ верхней грудной полости, и верх нижней, то любые изменения в верхней части отражаются на нижней и наоборот. Когда верхняя грудная полость расширяется, брюшная сокращается, а как только происходит сокращение грудной полости, расширяется брюшная полость. Дыхательный цикл характеризуется поочередной сменой расширения и сокращения в легких, диафрагме и животе. Медитация дыхания долгая и глубокая как и сам цикл дыхания. В этом случае диафрагма будет спадать, а живот плавно выдаваться вперед. При выдохе диафрагма будет подниматься, а живот втягиваться. Вы сможете ощутить это, если положите руку на живот. Хотя принято считать, что дыхание происходит в два этапа, цикл осознанного медитативного дыхания состоит из четырех этапов - вдоха, паузы, выдоха и второй паузы.

Способы медитации дыхания

Во время медитации дыхание оказывается в большей степени осознанным, чем машинальным процессом; подобная осознанность лежит в основе всякой медитации. Даже если осознание сосредоточено на дыхании, случайные мысли будут возникать в вашем уме. Когда такое происходит, давайте этим мыслям идти своим чередом, не пытаясь ни следовать за ними, ни контролировать их. Осознание дыхания чаще всего начинается с его счета. Такая практика также имеет свои варианты, начиная с исходного и заканчивая сложным комплексом. Чаще всего используются следующие четыре варианта. Вы можете попытаться применить каждый из этих подходов по очереди. Выберите одно из вышеприведенных упражнений счета дыхания, и пусть оно служит вам в качестве медитации дыхания на протяжении недели.

  • При вдохе пользуйтесь для счета нечетными цифрами 1, 3, 5, 7, 9, 1 и т. д.
  • При выдохе пользуйтесь для счета четными цифрами 2, 4, 6, 8, 10, 2 и т. д.
  • Считайте каждый цикл вдоха-выдоха как одно целое. Ведите счет после окончания выдоха.
  • Считайте каждый цикл вдоха-выдоха как одно целое. Ведите счет после завершения вдоха.

Более сложная буддийская техника описана у Геше Рабтена, который разъясняет, как использовать умственное осознавание, чтобы следовать за дыханием в медитации. Сюда входит мысленное слежение за тем как воздух втягивается и вытесняется из легких, с увеличением глубины дыхания и длительности между фазами вдоха и выдоха. На первом этапе ум следует за вдохом до тех пор, пока усилия вдоха не достигнут уровня шеи. При выдохе ум следует за усилиями выдоха вплоть до выхода воздуха из ноздрей. На следующем этапе ум следует за вдохом до уровня груди. Таким образом, при выдохе ум следует за движением выдоха на то же расстояние, до ноздрей. Затем ум следует за вдохом вниз, вплоть до коленей, после чего следует за выдохом на соответствующем отрезке до ноздрей. Наконец, ум следует за вдохом вниз до ступней ног, а потом следует за выдохом опять до ноздрей. Перемещая таким образом усилия дыхания по всему телу, мы, следовательно, упражняем ум. Геше Рабтен утверждает, что «делая подобное упражнение, мы достигаем контроля над дыханием и умом». Совершенствуясь в этом упражнении, мы учим ум анализировать и исследовать природу вдыхаемого воздуха.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Медитация дыхания пранаяма

Связь между дыханием и энергиями тонких тел становится все более явной, как только мы развиваем связи между умом и телом, особенно посредством пранаямы, этой науки дыхания. Медитация дыхания пранаяма предлагает широкий выбор средств по единению ума и тела. Самым знаменитым из них, вероятно, является попеременное носовое дыхание, хотя существует много иных особых упражнений в сочетании с умственным и дыхательным контролем. Пранаяма делает владение естественной связью между дыханием и тонкими энергиями по-настоящему виртуозным. Она выходит далеко за пределы просто наблюдения, обеспечивая управление и полностью осознанное манипулирование этой связью. Длина и вдоха, и выдоха, а также время между ними меняются, чтобы создать целый спектр дыхательных ритмов.

Просмотры 1 249

Для медитации дома у вас должен быть угол в вашей комнате – абсолютно чистый, и освященный – священное место, которое вы используете только для медитации. Там вы можете поставить алтарь, где у вас будет портрет вашего духовного учители, или Христа, или какого-то другого любимого духовного лица, кого вы считаете своим учителем.

Полезно, если вы перед началом медитации примете душ или ванну. Чистота тела очень полезна для очищения сознания. Если невозможно принять ванну или душ перед тем, как сесть медитировать, вам следует, по крайней мере, умыться. Кроме того, рекомендуется надеть чистую и светлую одежду.

Вам также поможет, если вы зажжете ароматические палочки и на вашем алтаре поставите свежие цветы. Когда вдыхаете запах ароматических палочек, то вдохновения и очищения вы получаете, может быть, только на йоту, но эта йога может быть добавлена к вашему внутреннему сокровищу. Есть люди, которые говорят, что не обязательно иметь перед собой цветы во время медитации. Они говорят: «Цветок – внутри, тысячелепостковый лотос – внутри нас». Но живой цветок на алтаре напомнит вам о вашем внутреннем цветке. Его цвет, его аромат и его чистое сознание вдохновят вас. От вдохновения вы получите устремленность.

То же можно сказать и об использовании свечей во время медитации. Пламя свечи само по себе не даст вам устремленности. Но когда вы видите внешнее пламя, сразу же вы почувствуете, что пламя устремленности в вашем внутреннем существе восходит высоко, выше, еще выше. Для того, кто находится накануне реализации Бога, или для того, кто уже реализовал Бога, эти внешние атрибуты не будут иметь значения. Но если вы знаете, что для вас реализация Бога все еще далеко впереди, то они определенно усилят вашу устремленность.

Когда вы проводите ежедневную индивидуальную медитацию, старайтесь медитировать в одиночку. Это не относится к супругам, если у них один духовный учитель. Для них медитировать вместе естественно. В остальных случаях не рекомендуется медитировать с другими во время ваших повседневных индивидуальных медитаций. Коллективная медитация тоже важна, но в повседневной индивидуальной медитации лучше медитировать уединенно у своего собственного алтаря.

Медитация – божественный дар. Медитация упрощает нашу внешнюю жизнь и питает энергией внутреннюю. Медитация даст нам естественную и свободную жизнь, жизнь, которая становится настолько естественной и свободной, что с каждым дыханием мы осознаем нашу собственную божественность.

Поза – это важно

При медитации важно удерживать позвоночник в прямом и вертикальном положении, и при этом тело должно быть расслаблено. Если тело напряжено, то божественные и осуществляющиеся качества, которые входят и протекают через него во время медитации, не будут восприняты. Поза также не должна причинять телу неудобства. Когда вы медитируете, ваше внутреннее существо спонтанно придаст вам удобное положение, и вам останется лишь поддерживать его. Главное достоинство позы лотоса в том, что она помогает удерживать позвоночник прямо и вертикально. Но эта поза неудобна для большинства людей. Так что поза лотоса вовсе не обязательна для правильной медитации. Многие люди медитируют очень хорошо, сидя на стуле.

Некоторые люди выполняют физические упражнения и принимают позы. Эти упражнения, называемые Хатха Йогой, расслабляют тело и успокаивают ум на короткий период. Если кто-то физически очень беспокоен и не может оставаться спокойным даже одну секунду, тогда эти упражнения определенно помогут. Но Хатха Йога вовсе не обязательна. Есть много устремленных, которые могут просто сесть и успокоить свой ум без всяких занятии Хатха Йогой.

Ни при каких условиях не рекомендуется медитировать лежа, даже тем, кто медитирует уже в течение нескольких лет. Те, кто пытаются медитировать лежа, войдут в мир сна, либо внутренней пассивности или дремоты. К тому же, когда вы лежите, ваше дыхание не такое хорошее, как в положении сидя, так как оно не осознается и не поддается контролю. Правильное дыхание очень важно в медитации.

Душевное сердце открыло высочайшую истину: медитировать на Бога – привилегия, а не обязанность.

Глаза открыты или глаза закрыты?

Меня часто спрашивают, нужно ли медитировать с закытыми глазами. В девяноста случаях из ста, медитирующие с закрытыми глазами засыпают во время медитации. В течении пяти минут они медитируют, а затем пятнадцать минут проводят в мире сна. В нем нет динамической энергии, только апатичность, благодушие, нечто подобное приятному ощущению отдыха. Медитируя с закрытыми глазами и погружаясь в мир сна, вы можете насладиться любыми иллюзиями. Ваше богатое воображение может дать вам почувствовать, что вы входите в высшие миры. Существует много способов, с помощью которых вы можете убедить себя, что вы прекрасно медитируете. Поэтому, лучше всего медитировать с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами. В этом случае вы – корень дерева, и в то же самое время – самая верхняя ветвь. Та ваша часть, которая соответствует полуоткрытым глазам,- корень, символизирующий Мать-Землю. Часть, соответствующая полузакрытым глазам,- самая верхняя ветвь, мир видений, или, скажем, Небес. Ваше сознание находится на самом высшем уровне, и в то же время оно здесь, на земле, где пытается изменить мир.

Когда вы медитируете с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами, вы делаете то, что называется «медитацией льва». Даже когда вы погружаетесь глубоко внутрь, вы фокусируете сознательное внимание как на физическом плане, так и на подсознательном плане. Как физический мир с его шумом и другими помехами, так и подсознательный мир, мир сна, оба зовут вас, но вы справляетесь с ними. Вы говорите: «Смотрите, я начеку. Вы не можете овладеть мною». Поскольку ваши глаза частично открыты, вы не уснете. Так вы бросаете вызов миру подсознания. В то же время вы сохраняете ваше господство над физическим планом, потому что вы можете видеть, что происходит вокруг вас.

Дыхательные упражнения

1. Вдох, направленный в сердечный центр
Пожалуйста, вдохните, задержите дыхание на несколько секунд, и почувствуйте, что вы удерживаете дыхание, которое есть сама жизнь-энергия, в сердечном центре. Это поможет развить вам внутреннюю способность к медитации.

2. Осознание дыхания
Когда вы садитесь медитировать, пытайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так, что тончайшая нить, если бы кто-нибудь поместил ее перед вашим носом, вовсе не колебалась бы. И когда вы выдыхаете, пытайтесь выдыхать даже еще медленней, чем вдыхали. Если возможно, сделайте маленькую паузу между концом вашего выдоха и началом вдоха. Если можете, задержите дыхание на несколько секунд. Но если это трудно, не делайте этого. Никогда не делайте ничего, что доставит вам физический дискомфорт во время медитации.

3. Вдыхание покоя и радости
Первое, о чем вы должны думать, занимаясь дыхательной техникой – чистота. Если при вдохе вы можете почувствовать, что дыхание приходит прямо от Бога, от самой Чистоты, тогда ваше дыхание может быть легко очищено. Затем, каждый раз вдыхая, пытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечный покой в ваше тело. Противоположность покоя – беспокойство. Когда вы выдыхаете, пытайтесь чувствовать, что вы удаляете беспокойство, которое находится внутри вас и то, которое вы видите вокруг себя. Когда вы дышите таким способом, вы видите, что тревога покидает вас. После того, как проделаете это несколько раз, пожалуйста, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете энергию Вселенной, и когда выдыхаете, чувствуйте, что весь страх уходит из тела. После того, как проделаете это несколько раз, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечную радость, и выдыхаете печаль, страдание и меланхолию

4. Космическая энергия
Почувствуйте, что вы вдыхаете не воздух, а космическую энергию. Почувствуйте, что громадная космическая энергия входит в вас с каждым вдохом, и что вы собираетесь использовать ее для того, чтобы очистить тело, витал, ум и сердце. Почувствуйте, что нет ни одного места в вашем существе, которое не было бы заполнено потоком космической энергии. Он течет как река внутри вас, омывая и очищая все ваше существо.

Потом, когда вы выдыхаете, почувствуйте, что выдыхаете весь мусор, скопившийся в вас – все ваши низменные мысли, мрачные идеи и нечистые действия. Все внутри вас, что вы называете низменным, все, что вы не хотите признавать вашим, почувствуйте, что это все вы исторгаете из себя.

Это не традиционная пранаяма Йоги, которая более сложна и систематизирована, это – наиболее эффективный духовный способ дыхания. Если вы будете практиковать такой способ дыхания, то скоро увидите результаты. В самом начале вы должны будете использовать свое воображение, но через некоторое время вы увидите и почувствуете, что это вовсе не воображение, это – реальность. Вы сознательно вдыхаете энергию, потоки которой повсюду вокруг вас, очищая себя и избавляясь от всего небожественного. Если вы будете дышать так по 5 минут каждый день, вы сможете очень быстро совершенствоваться. Но это должно делаться очень сознательно, а не механически.

5. Совершенное дыхание
Когда вы станете более подготовленным, вы сможете попытаться почувствовать, что вдыхаете и выдыхаете каждой частичкой вашего тела: сердцем, глазами, носом, и даже порами. Сейчас вы можете дышать только носом или ртом, но придет время, когда вы будете способны дышать каждой частью вашего тела. Духовные учителя могут дышать даже с закрытыми носом и ртом. Когда вы овладеете этим духовным дыханием, вся ваша нечистота и невежество будут заменены божественным светом, покоем и энергией.

6. Дыхание на счет 1-4-2
Когда вдыхаете, повторите один раз имя Бога, Христа, или кого-либо еще, кому вы поклоняетесь. Или, если ваш духовный учитель дал вам мантру, можете повторять ее. Это дыхание недолжно быть долгим или глубоким. Потом задержите дыхание и повторите то же имя 4 раза. А когда выдыхаете, повторите 2 раза имя или мантру, которую вы выбрали. Вы вдыхаете на 1 счет, задерживаете дыхание на 4 счета, и выдыхаете на 2 счета, про себя повторяя священное слово. Если вы просто считаете числа 1-4-2, вы не получите никаких вибраций или внутреннего ощущения. Но когда вы произносите имя Бога, немедленно божественные высшие качества входят в вас. Потом, когда вы задерживаете дыхание, эти божественные качества циркулируют в вас, проникая во всю вашу темноту, несовершенство, ограниченность и нечистоту. И когда вы выдыхаете, те же самые божественные качества уносят прочь все ваши небожестенные, отрицательные и разрушительные качества.

В самом начале вы можете начать со счета 1-4-2. Когда вы приобретете опыт в дыхательных упражнениях, вы будете способны сделать то же самое на счет 4-16-8: вдох – 4 счета, задержка дыхания на 16, и выдох да 8. Но к этому следует идти очень постепенно. Некоторые люди считают 8-32-16, но такое подходит только для специалистов.

7. Переменное дыхание
Другая техника, которую вы можете попробовать, это переменное дыхание. Оно осуществляется зажатием правой ноздри большим пальцем и выполнением продолжительного вдоха левой. Во время вдоха повторите имя Бога 1 раз. Затем задержите дыхание на 4 счета, повторив при этом 4 раза имя Бога. И, наконец, освободите правую ноздрю, зажмите левую, закрывая ее безымянным пальцем и выдохните на 2 счета, то есть на 2 повтора имени Бога. Затем сделайте все это наоборот – начиная с зажатой левой ноздри. При таком методе, когда вы вдыхаете, не обязательно делать это тихо. Даже если вы производите шум, не страшно. Но, конечно, эти упражнения не должны делаться на людях или там, где другие пытаются медитировать в тишине.

Вы не должны упражняться в дыхании 1-4-2 больше четырех или пяти минут и не должны делать переменного дыхания более нескольких раз. Если вы будете делать его 20 или 40 или 50 раз, то от основания позвоночника будет подниматься тепло и входить в голову, создавая напряжение и головную боль. Это похоже на переедание. Еда хороша, но если вы едите ненасытно, это расстроит ваш желудок. Этот внутренний жар действует так же. Если вы будете дышать на пределе своих возможностей, тогда вместо того, чтобы дать вам успокоенный ум, дыхание даст вам высокомерный, беспокойный и разрушительный ум. Позже, когда вы разовьете вашу внутреннюю способность, вы сможете делать это переменное дыхание в течение 10 или 15 минут.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Необходимо ли медитировать только дома, или можно пытаться медитировать в любом месте?
Ответ: Сейчас вы только начинающий. Вы можете медитировать лучше всего только когда вы один в комнате или в присутствии духовного учителя. Если вы попытаетесь медитировать во время управления автомобилем, когда идете, или когда сидите в метро, вы не сможете войти в медитацию очень глубоко. И в то же время, вовсе недостаточно сесть перед своим алтарем. Когда вы садитесь перед алтарем, вы должны чувствовать внутренний алтарь, алтарь внутри своего сердца, иначе у вас не будет удовлетворительной медитации. Где бы вы ни медитировали, вы должны войти в ваше сердце, туда, где вы можете увидеть и почувствовать живой алтарь Всевышнего. У своего внутреннего алтаря вы в безопасности и защищены. Там вы под покровительством божественных сил. Если вы можете медитировать во внутреннем алтаре, вы обязательно быстро достигнете прогресса, потому что там вы не встретите противодействия.

После нескольких лет старательных занятии медитацией, когда развита внутренняя сила, вы сможете медитировать где угодно. Даже если вы стоите в метро или идете по улице, вам это не помешает. В конечном счете, вы должны научиться, как проводить высшую медитацию, и в то же время сознавать все, что происходит во внешнем мире.

Вопрос: Медитируя или молясь, некоторые люди концентрируются на определенных объектах, например, на фотографии, или каких-то других предметах. Мудро ли с их стороны привязываться к этим объектам, или им лучше медитировать на нечто бесформенное и незримое?
Ответ: Когда они медитируют на что-то, они не поклоняются этому как Богу. Они только получают вдохновение от этого предмета. Я бросаю взгляд на свечу, и я вижу пламя, но я не воспринимаю пламя как Бога. Я воспринимаю пламя как источник вдохновении. Это пламя вдохновляет меня и увеличивает мою устремленность подниматься вверх с пылающим внутренним призывом. Я могу держать цветок перед собой, когда медитирую. Цветок – не Бог, хотя внутри цветка есть Бог. Но цветок вдохновляет меня и дает мне чистоту. Я могу зажечь ароматическую палочку. Она сама не Бог для меня, но она дает мне ощущение чистоты и помогает мне в моем духовном прогрессе.

Все, что вдохновляет меня, я должен использовать для того, чтобы увеличить мою устремленность, будь то фотография, свеча или цветок. Ибо, когда мое вдохновение и устремленность увеличиваются, я чувствую, что я продвинулся на один шаг дальше по направлению к цели. Но ни свеча, ни фотография, ни цветок сами по себе не являются объектами поклонения.

Вопрос: Когда мы в конце-концов достигнем Божественной реализации, будут ли необходимы все эти атрибуты?
Ответ: Когда мы сделаемся специалистами в нашей жизни – устремленности, тогда не останется никаких внешних форм. Мы станем едины с Неимеющим Обличья. Но вначале необходимо идти к Богу через форму. Вначале ребенок читает вслух. Он должен убедить своих родителей, он должен убедить себя, что он читает слова. Если он не читает вслух, он чувствует что не читает совсем. Но когда ребенок взрослеет, он читает молча. К тому времени он и его родители знают, что он действительно умеет читать, тогда внешняя форма может быть отброшена. Но эти внешние формы для ищущего – дело первостепенной важности во время подготовительной стадии. Окончательно они отпадут, когда в них не будет необходимости.

Вопрос: Хорошо ли медитировать после еды, или желательно медитировать натощак?
Ответ: Нехорошо медитировать сразу после обильной пищи. У тела есть тысячи тонких духовных нервов. Они становятся отяжелевшими после большой еды и не позволят вам осуществить высший уровень медитации. Тело будет тяжелым, сознание будет тяжелым, нервы будут тяжелыми и ваша медитация не будет хорошей. Когда вы медитируете правильно, вы чувствуете, что все ваше существо, как птица, летит высоко, выше, еще выше. Но если ваше сознание тяжело, вы не сможете подняться.

Итак, всегда желательно медитировать на пустой желудок. По крайнем мере, два часа должно пройти между едой и моментом, когда вы садитесь медитировать. Но все-таки, если вы действительно голодны, когда идете медитировать, ваша медитация не будет удовлетворительной. Ваш голод, как обезьяна, будет постоянно отвлекать вас. И в таком случае хорошо выпить стакан молока или сока перед медитацией. Это не испортит ее.

Но воздержание от обильном пищи перед медитацией – не то же самое, что голодание. Голодание вовсе не обязательно для медитации. Голоданием вы очищаете себя до некоторой степени. Раз в месяц, если вам хочется, вы можете голодать один день, чтобы очистить вашу сущность от внешней агрессивности и жадности. Но голодая часто, вы достигнете смерти раньше, чем Бога. Голодание – не разрешение проблемы самоочищения. Разрешение ее – это постоянная, глубокая, душевная медитация, неограниченная любовь к Богу и безусловное смирение Ему.

Вопрос: Необходимо ли быть для того, чтобы следовать по пути духовной жизни?
Ответ: Вегетарианская диета, действительно, имеет значение в духовной жизни. Чистота – дело первостепенной важности для учеников. Эту чистоту мы должны создавать в теле, в чувствах и в уме. Когда мы едим мясо, агрессивное животное сознание входит в нас. Наши нервы становятся возбужденными и беспокойными, и это может отрицательно повлиять на нашу медитацию. Если ищущий не прекращает есть мясо, обычно он не достигает тонких ощущений и видения тонких миров.

Когда-то животное сознание было необходимо для продвижения вперед. Животные по своей природе агрессивны, но в то же время в их природе есть некий динамический толчок к развитию. Если бы мы не взяли качеств от животных, мы бы остались инертными, как деревья, или остались бы в сознании камня, в котором нет ни роста, ни движения. Но, к сожалению, животное сознание содержит и темные, и разрушительные качества. А мы вошли в духовную жизнь, так что животное сознание не является больше необходимым в нашей жизни. От животного сознания мы перешли к человеческому сознанию. И теперь мы пытаемся войти в божественное сознание.

Фрукты и овощи, будучи легкой пищей, помогают нам обретать и в нашей внутренней, и в нашей внешней жизни качества доброты, нежности, простоты и чистоты. Вегетарианство поможет нашему внутреннему существу усилить его внутреннюю сущность. В душе – мы молимся и медитируем, снаружи – пища, которую мы берем от Матери-земли, помогает нам тоже, давая нам не только энергию, но и устремленность.

Некоторые люди чувствуют, что мясо дает им силу. Но если они заглянут поглубже, то сделают открытие, что это их собственное представление о мясе дает им силу. Можно изменить представление и почувствовать, что не мясо, а духовная энергия, пронизывающая тело, даст ему силу. Эта энергия идет от медитации так же, как от правильного питания. Сила, которую можно получить от устремленности и медитации, бесконечно мощнее, чем сила, которую можно получить из мяса.

Многие духовно ищущие пришли к заключению, что вегетарианство способствует более быстрому прогрессу в духовной жизни. Но наряду с вегетарианской диетой нужно молиться и медитировать. Если имеется устремленность, то вегетарианская диета значительно поможет; телесная чистота поможет устремленности стать более интенсивной и более духовной. И все-таки, если кто-то не вегетарианец, это не означает, что ему не суждено продвинуться в духовной жизни, или что он не способен к реализации Бога.


Top