Показательными выступленями и уроками латиноамериканских. История танцев

Румба - танец с глубоким внутренним содержанием. Танец любви, отчасти несчастной, одинокой и разрывающей душу на части. Драма и чувственность соединяются в танце в единое целое. Считается, что румба родилась из симбиоза фламенко и танцев африканских рабов в 19 веке. Название по одной из версий произошло от танцевальных групп, которые звались в те времена «rumboso orquestra». Многие исследователи признают, что слово румба переводится как путь души.


Много лет назад румба не была такой, какой мы ее знаем сейчас. Изначально она была своего рода чувственной пантомимой, которая исполнялась в очень быстром ритме. При этом румба того времени соответствовала многим движениям из обычной жизни. Например, сокращение бока в танце это не что иное, как передвижение раба с тяжелым грузом в руках. Элемент кукарача – так раньше давили тараканов. Спот-поворот рабы танцевали вокруг колеса телеги! Сегодняшний медленный и чувственный вариант румбы впервые имел место в 1930 году в США. Он соединил в себе несколько вариантов танца с разных концов света. В течение этого времени популяризация танца шла полным ходом, совершенствовались костюмы и обувь для танца румбы . Например, в 1920 году был собран оркестр, играющий латиноамериканскую музыку на различных площадках, а также на съемках фильмов.



В Европу румба пришла вместе со знаменитым танцором Пьером Лавеллем. Будучи на Кубе он приметил, что местная румба исполняется на счет «два». Именно эту технику он стал преподавать в танц-классах. Так танец стал более романтичным и чувственным, платья для этого спортивного бального танца тоже чувственные и романтичные. Интересно, что даже в современной румбе прослеживается история. Ведь тогда, женщина пыталась быть сильнее мужчины с помощью кокетства и обаяния. Если внимательно последить за танцем, можно всегда заметить элемент, где партнерша сначала находится рядом с партнером и как бы дразнит его, а затем начинает отбегать в сторону к другому партнеру.



Румба - путь души, которая готова к любви, но так боится показать свою слабость и открыться партнеру, что от всего этого несчастна и одинока.

rumba ) - у этого слова есть два различных значения.

Одно из них относится к направлению танцев и музыке, родившихся на Кубе. Наиболее известным из них является rumba Guaguanco. Так же популярными являются rumba Yambu и rumba Columbia. Каждый из этих видов румбы имеет свою стилистику музыки и танцевания, но в целом они очень близки.

Другое значение появилось сравнительно недавно и относится к танцу из программы бальных танцев, который входит в программу соревнований. В этом значении румба является самым медленным из пяти танцев соревновательной латино-американской программы (остальные четыре - пасодобль, самба, ча-ча-ча и джайв). Танец и музыка румбы из соревновательной программы латино-американских танцев происходят от кубинских музыкальных стилей и танцев болеро и сон.

Стилистика румбы

Румба и ча-ча-ча

Обезьяна чачача Изначально не существовало четкого разделения танцев румба дансона и ча-ча-ча , из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта , приводящих к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы дансона приобрела более медленный темп , стала сочиняться, как правило, в минорном ладу , и приобрела своё обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть - первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть - первая доля, так называемое - «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. «Guantanamera» более известна в варианте ча-ча-ча, а не румбы.

Таким образом, румба обязана своим рождением религиозным ритуалам, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать, что румбой в какой-то степени являются все те танцы, которые были созданы кубинцами.

В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она существенно отличается от аутентичного кубинского варианта.

Виды румбы

В начале XIX века на Кубе существовало три варианта румбы, но широкую известность получила румба Гуагуанко (Guaguanco), танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название - «танец любви».

Также на Кубе существовали различные виды румбы, которые танцевались на праздниках и просто сборищах людей на улице. Ярким представителем является Румба Миметика, в которой изображаются различные сцены из жизни простых людей (Papilote, Mama"buela, Gavilan)

Коренную эволюцию румба претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры. Гуагуанко в основном состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клавэ (clave), представляющий смещенный акцент, известный как 3-2. Пение без музыкального сопровождение напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется гуагуанко одним или несколькими солистами, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма гуагуанко основывается чаще всего на ритме румбы сон (Rumba Son).

Румба в академической музыке

Румба использовалась в некоторых сочинениях композиторов XX в., например, в балете Д. Мийо «Сотворение мира» (1923) и в финале его Второго фортепианного концерта.

Эмоциональное содержание танца

Отрывок, характеризующий Румба

– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухого он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына его друга, apres tout, [в конце концов,] и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухого, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:
«Vous savez, que je suis accable d"affaires et que ce n"est que par pure charite, que je m"occupe de vous, et puis vous savez bien, que ce que je vous propose est la seule chose faisable». [Ты знаешь, я завален делами; но было бы безжалостно покинуть тебя так; разумеется, что я тебе говорю, есть единственно возможное.]

Румба – это танец, который вызывает эмоциональный всплеск, он объединяет безумную страсть и контроль разума, в нем бушует огненная стихия, а ей противостоит холодная решимость, все это лишь малый перечень эмоций, которые возникают в душе любого человека, знакомого с этим энергичным танцем.

Впервые «Rumba» упоминается в начале XIX века. Смесь ударных ритмов, танцев и песен родилась на Кубе. Он имеет африканское происхождение. Однако, этот ритуальный танец, пришедший из Африки претерпел много изменений, но самое главное – «душа танца» осталась прежней. Все больше популярными становились дикие, плавные, эротические движения, они завораживали зрителя. «Rumba» считали танцем любви. Ведь только в этом танце сочетаются плавные движения и драматическая музыка, а все это дает уникальный эстетический эффект. Многие считали, что танец является выражение эротических чувств, но на самом деле румба был свадебным танцем и его движения символизировали семейные обязанности мужа и жены. Самая первая и достаточно серьезная попытка внедрить «Rumba» в массы была предпринята в 1913 году в США. Но, к сожалению, она, как и все последующие, потерпели фиаско. Только в 1929 году у людей появился настоящий интерес к латинской музыке. Однако и танец претерпел изменения, появилась так называемая американская румба, она отличалась более сдержанными движениями и стилем. Именно этот танец и распространился по всему миру. В Европу же «Rumba» попала только после окончания Второй мировой войны. Там танец стремительно набирал популярность и привлекал все больше поклонников. Самые яркие и эмоциональные танцы представлены в латиноамериканской и европейской программах. В латиноамериканской программе пять танцев и свое почетное место занимает танец о непростой любви, так полюбившийся многим и ставший очень популярным в наши дни. Уникальный африканский ритм, инстинкты, идущие из древности и настоящий душевный порыв – все это заставляет многие годы биться сердца поклонников в унисон. Самая известная мелодия для «Rumba» написана ЖозеитомФернандесем и носит название «Guantanamera», она и стала классикой румбы. Несколько современных мелодий написаны в мажоре, они конечно по-своему оригинальны, но не оставляют такого глубокого впечатления.

Сегодня, танец «Rumba» претерпел изменения, его стандартизировали, сделали более категоричным и строгим. Официально считается что танец – это культурное наследие кубинского народа.

Похожие статьи

Джайв представляет собой Международную версию танца Свинг. На сегодня джайв исполняется в стиле Международного и Свинга, также очень часто их сочетают в самых различных фигурах. Рок-н-Ролл и...

Согласно истории, танец живота впервые возник в Египте. В начале своего существования танец был фольклорным и не связывался ни с какими обрядами, он выполнялся в основном для развлечений. Как правило...

История танца румба

Румба - это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце прошлого века. Танец почеркивает движения корпуса, а не ног. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками... были более важны для танца, чем мелодия. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza. Название "Rumba", возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году - "rumboso orquestra", хотя в Испании слово "rumbo" означает "путь" (в русском морской аналог - "румбы", то есть направление), а "rumba" - " куча мала", и "rhum" - это сорт ликера, популярный в Карибском бассейне, при этом любое из этих слов могло использоваться для описания этого танца. Оригинальный смысл названия, по моему мнению, это "путь души". У танца два источника - испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. Хотя основы танца - кубинские, многие движения появились на других карибских островах и в Латинской Америке вообще. Первоначально румба - сексуальная пантомима, исполняемая в быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных агрессивных домогательств мужчины и защитных движений со стороны женщины. Сопровождающие музыкальные инструменты - maracas, claves, marimbola, и барабаны. Сельская форма румбы на Кубе - это подобие брачных танцев домашних животных, скорее представление, чем танец.

Движение плечей и сокращение боков в танце - это движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Движение "Cucaracha" (кукарача) - это имитация раздавливания тараканов. Спот-поворот (" Spot Turn") на кубинском селе залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги! Популярная мелодия румбы "La Paloma " была известна на Кубе с 1866 года. Вариант румбы, похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых, как соединение этой сельской румбы с Guaracha, Cuban Bolero (никак не связанному с Spanish Bolero), в дальнейшем добавились Son и Danzon. После первой мировой войны появился танец "Son", танец кубинского среднего класса - с ритмом помедленнее и с движениями поприличнее. Еще медленнее - "Danzon",танец богатого, солидного Кубинского общества с очень маленькими шагами, когда партнерши почти не выводят бедра, но тщательно сгибают и разгибают ноги, показывая их стройность, грациозность и длину.

Американская румба - измененная версия танца "Son". Первая серьезная попытка популяризовать румбу в США была в 1913 (Lew Quinn and Joan Sawyer). Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман специально пригласил музыкантов, играющих румбу, и пару танцоров румбы. В 1925 Benito Collada открыл Клуб El Chico Greenwich. Оказалось, что еще никто в Нью-Йорке не умеет танцевать румбу!

Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929 года. В конце 1920-ых Xavier Cugat сформировал оркестр, который играл только латиноамериканскую музыку в Coconut Grove (кокосовой роще) в Лос-Анджелесе и играл в ранних звуковых фильмах, например "В веселом Мадриде" ("In Gay Madrid"). Позже в 1930-ых, Cugat играл в Waldorf Astoria Hotel в Нью-Йорке. К концу десятилетия его оркестр был признан лучшим латиноамериканским оркестром десятилетия. В 1935 Джордж Рафт (George Raft) сыграл роль учтивого танцора в фильме "Rumba", первом фильме, в котором герой получает в награду героиню из-за их общей любви к танцам. Через 52 года - фильм "Грязные танцы", когда опытный преподаватель соблазняет начинающую, затем "Strictly Ballroom" c аналогичным сюжетом, и два фильма с обратными сюжетами, когда партнеры - почти начинающие - "Dance with me" 98 года и "Let""s it be me". В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелла (Pierre Lavelle) - ведущего английского преподавателя латиноамериканских танцев. Он посетил Гавану в 1947, оказалось, что румба на Кубе выполняется с акцентом на счет "два", а не на "раз", как в американской румбе. Эту технику с названиями основных фигур, полученных от Pepe Rivera из Гаваны, он стал преподавать в Англии. В 50-ых он со своей партнершей и женой Дорис Лавелл очень много выступал с показательными выступленями и уроками латиноамериканских танцев в Лондоне.


С нововведением - только перенос веса на счет "раз", без фактического шага, танец приобрел очень чувственный и романтический характер. Счет "раз" - самый сильный счет в румбе, не делая шаг на этот счет, мы подчеркиваем музыкой активное движение бедер. Вместе с медленным темпом музыки и музыкальным акцентом на работу бедер танец приобретает лирический и эротический характер. Шаги делаются на счет 2, 3 и 4. Колена выпрямляются и сгибаются на каждом шаге, повороты выполняются между счетами. Вес корпуса находится впереди, все шаги делаются с носка. Pierre Lavelle представил истинную "кубинскую румбу", которая после долгих споров была официально признана и стандартизирована в 1955. В современном танце многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша "дразнит" партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому. Другому партнеру, судье, зрителю... На страстные эротические движения партнерши партнер через ответные движения выражает желание обладать ею, пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, увы, обычно ничего не добивается. Румба - дух и душа латиноамериканской музыки и танца. Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее популярных бальных танцев, многие партнерши считают этот танец самым любимым.

Характеристики Румбы:

Движение: На месте, Плавное, Продолженное с акцентами, Скользящее.

Музыкальный размер: 4/4

Тактов в минуту: 27-31

Акцент: на 1 и 3 (1 сильнее) удар.

Соревнование: 1,5 - 2 минуты

Медленный, пульсирующий ритм, романтическая музыка - вот что помогает румбе не стареть и всегда быть в моде. Историю, которую рассказывает партнер в рубме вобрала в себя характерные для влюбленного латиноамериканского мужчины черты - силу и уверенность, чувственность и стремление понравиться женщине. Напряженный ритм танца напоминает об извечной драме любви, когда один находит ее, а другой безвозвратно теряет. Однако не следует думать, что румба прежде всего предназначена для мужчины-партнера.

Партнерша исполняет в этом танце собственную и очень важную роль. Она дразнит партнера, увлекает, соблазняет его для того, чтобы потом отвергнуть. Если танго - страсти, то румба, несомненно, история любви. Румба великолепна с самых первых ее движений и наполнена сдержанной силой и чувствами, проявить которые помогает изысканный ритм - простой и романтический, с волнующими, похожими на далекое эхо звуками гуахиры на заднем плане.

Временами кажется, что, танцуя румбу, партнеры смотрят в глаза не друг другу, а самой судьбе.

«Международный» стиль румбы во многом обязан своим содержанием кубинской гуахире - старинному народному танцу, имя которого дало название деревянному музыкальному инструменту. Многие элементы гуахиры перешли в румбу почти в первозданном виде.


Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно, очевидно, считать знаменитую «Guantanamera», написанную Жозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы. На Кубе глагол «румбаре» означает просто «танцевать» и потому применяется к целому ряду танцев, а порой означает танцевальный вечер как таковой. В испаноязычном мире румбу еще называют «болеро-румба».

Существует еще и «сквер-румба», отличающаяся более тесными позициями, текучими движениями. В этом виде румба появилась в начале 1930-х годов. В конце 1940-х румба стала известна в Европе и США, где ее зачастую называли кубинской румбой. Для того чтобы сделать содержательнее и динамичнее, в нем стали все чаще применять открытые позиции, отчего румба стала еще более насыщенной. К началу 1990-х годов международный стиль румбы набрал новую высоту благодаря великолепным выступлениям 13-кратных чемпионов мира по международным латиноамериканским танцам Дони Бернса и Гэйнор Фейвезэр из Великобритании.

Нужно признать, что те люди, что живут в Гаване и танцуют, как и прежде, в ее барах, с трудом могут узнать привычную им румбу в танце под тем же названием, который исполняется на профессиональной сцене. С другой стороны, все больше туристов посещает родину румбы, и, если среди них есть любители танцев, они не могут не взять на заметку то, чем по праву гордятся в своих танцах коренные латиноамериканцы, - простоту и чистоту линий румбы. Ведь в конечном счете все латиноамериканские танцы говорят о любви, и для любого из них нужно совсем немного - мужчина, женщина и прекрасная музыка.


Top