Восприятие художественной литературы во 2 младшей группе. Картотека художественной литературы в младшей группе

Тарских Олеся Евгеньевна , воспитатель
Красноярский край, город Красноярск



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Перспективный план

Художественной литературы

Во второй младшей группе «СКАЗКА»

на 2017 – 2018 учебный год

Тема, цели занятия

Тема, цели занятия

Тема, цели занятия

Тема, цели занятия

сентябрь

С.Чёрный «Приставалка»

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Русская народная сказка «Три медведя»

Познакомить с творчеством Саши Чёрного. Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.

Познакомить детей с русской народной сказкой; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.

Познакомить детей с произведениями поэтов Кубани. Познакомить детей с творчеством А. Горьковенко. Воспитывать любовь к творчеству поэтов Кубани.

Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой; воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу;

Чтение русской народной сказки «Колобок» обр. К. Ушинского

Чтение стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»

Чтение стихов А.Блок «Зайчик» и А.Плещеев «Осень»

Познакомить со сказкой «Колобок»; Учить слушать худ. произведения, отвечать на вопросы по его содержанию; рассматривать иллюстрации; развивать слуховое восприятие

Познакомить детей со стихотворением А. Барто; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции; учить слушать, воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.

Знакомить детей с произведением поэтов родного края.

Побудить к размышлению о том, зачем одни люди сочиняют, а другие с удовольствием слушают и запоминают стихи.

Приобщать к поэзии, развивать поэтический слух; вызвать сочувствие к герою стихотворения; помочь запомнить стихотворение.

Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок»

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Чтение стихов о маме

Познакомить детей с русскими народными потешками; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.

Довести до сознания детей замысел сказки; помочь в оценке персонажей; воспитывать у детей добрые чувства к близким.

Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический вкус; формировать добрые отношения к своей маме, желание сделать приятное.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Русская народная сказка «Лиса и волк»

Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»; помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньке (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой).

Познакомить со сказкой «Про глупового мышонка». Вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям.

Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк», с образами лисы и волка; с характерами героев сказки. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов Кубани. Познакомить детей с творчеством В.П.Бардадым. Заучить наизусть.

Л.Воронкова рассказ «Снег идёт»

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

Е. Чарушин рассказ «Волчишко»

Познакомить с художественным произведением, ожив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы из других сказок; учить слушать произведения, отвечать на вопросы.

Познакомить детей с творчеством кубанского автора В.Б. Бакалдина.

Заучить наизусть.

Дать детям представление об образе жизни животных, поведение в состоянии дикого животного в доме человека; воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышем попавшим в беду.

Русская народная сказка «волк и семеро козлят»

З. Александрова стихотворение «Мой мишка»

Русская народная сказка «Рукавичка»

Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы; воспитывать любовь к животным; сочувствие к детёнышам, попавшим в беду. Рассмотрение иллюстрации.

Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.

Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичкой»; способствовать общему эмоциональному развитию; учить высказываться о характере героев сказки.

Продолжать знакомство с русской народной сказкой.

Учить осмысливать характеры персонажей.

Е. Благина стихотворение «Вот какая мама»

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»

Познакомить со стихотворением

Е. Благинненной «вот какая мама», воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.

Познакомить со стихотворением; учить называть признаки весны; развивать поэтический слух; воспитывать интерес к искусству.

Познакомить детей с русской народной сказкой и напомнить известные народные сказки; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок»

Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»

Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Способствовать воспитанию послушания; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки

Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыплёнок»; расширить знание детей о жизни животных. Рассматривание иллюстрации.

Познакомить с русской народной сказкой; воспитывать чувство сопереживания героям сказки.

Я. Тайц чтение рассказа «Праздник»

В. В. Маяковский «Что такое хорошо – что такое плохо?»

С. Маршак стихотворение «Детки в клетки»

Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»; поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

Продолжать знакомить детей с произведением кубанских авторов. Поддерживать интерес к произведению.

Познакомить со стихотворением Маяковского, учить различать хорошие, плохие поступки.

Познакомить с яркими поэтическими образами животных в стихотворения Маршака. Развивать поэтический слух, память, внимание.

Цель: приобщение детей к художественной литературе, через ознакомление с рассказом В. Сутеева «Три котёнка» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,
  • формировать эмоционально-образное восприятие рассказа,
  • учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа,
  • пояснить детям значение слов сажа, самоварная труба,
  • активизировать в речи детей слова: мука, сажа, самоварная труба,
  • показать через познавательно-исследовательскую деятельность, каким образом в рассказе котята меняли цвет.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь,
  • развивать звуковую культуру речи,
  • развивать внимание, память,
  • развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературные произведения,
воспитывать отзывчивость (желание помочь).

Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: игрушка-персонаж мультфильма «Котенок по имени Гав», фланелеграф, персонажи из рассказа для фланелеграфа, емкости на каждого ребенка с мукой, с сажей, с водой, полотенца.

Конспект занятия по художественной литературе во 2 младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка»

Ход НОД

Создание мотивации для предстоящей деятельности.

Звучит песня « Я пушистый маленький котенок…», в группе появляется персонаж, мягкая игрушка «котенок».

— Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел (ответы детей).

Обращаю внимание на то, чтобы дети отвечали предложением в процессе всей непосредственно-образовательной деятельности.

— Котёнка зовут «Гав». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются с персонажем)
— Ребята, котенок Гав шепнул мне на ушко, что у него совсем нет друзей, ему скучно и одиноко.
— Вы согласны помочь котёнку? (ответы детей)
— Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей)

— Если дети затрудняются с ответом, предлагаю. Давайте мы познакомим его с другими котятами. Я знаю шустрых и очень любопытных котят. Сейчас я покажу вам и нашему гостю одну историю, которая случилась с этими любопытными котятами. Этот рассказ называется «Три котенка», его написал Владимир Сутеев. Вы вместе с нашим гостем послушайте, посмотрите и потом мы вместе с вами выясним, что же произошло с котятами.

Показ рассказа на фланелеграфе (с повтором).

Поясняю детям значение слова сажа, самоварная труба.

— Ребята котёнок Гав предлагает поиграть.

Физминутка «Маркиз»


То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет вперед
Это делает разминку наш Маркиз — пушистый кот.
Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).
У Маркиза все в порядке: когти шерсть и аппетит.

— Дети, вам понравился рассказ « Три котенка»? Давайте спросим нашего гостя, понравился ли ему рассказ? (дети спрашивают котенка).
— Какого цвета были котята в самом начале рассказа? (ответы детей)
— Кого увидели и за кем гнались котята в рассказе? (ответы детей) Если дети затрудняются, делаю визуальные подсказки с помощью изображений на фланелеграфе.
— Почему котята стали белые? (ответы детей)
— Почему котята стали серые? (ответы детей)
— Почему котята стали мокрые? (ответы детей)
— Какого цвета они стали, когда высохли? (ответы детей)
— Котята были любопытными, они познавали мир.

А хотите превратиться в любопытных котят и пройти все их приключения? Тогда, я вас превращаю в маленьких котят, проходим и садимся за столы.

На столе стоят по три емкости на каждого ребенка (с мукой, сажей и водой) и лежат полотенца.

— Ребята, давайте вспомним, куда сначала прыгнули котята? (ответы детей) Опускаем ручки в муку. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— Куда котята залезли, когда гнались за лягушкой? (ответы детей) Чем испачкались в самоварной трубе котята? (ответы детей)
— Опускаем ручки в сажу. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— А потом котята куда прыгнули? (ответы детей)
— Опускаем ручки в воду, что случилось с нашими руками? (ответы детей) А теперь вытираем руки полотенцем.
— А что случилось с котятами, когда они выпрыгнули из воды? (ответы детей)
— Какого цвета стали котята, когда высохли? (ответы детей)

Подведение итога деятельности


— Дети, понравилась вам история про любопытных котят? (ответы детей)
— Ребята котёнок говорит вам большое спасибо за то, что вы познакомили его с котятами, теперь у него есть друзья. Вместе им будет весело играть.

Рефлексия

На столе лежат мордочки котят – веселые, грустные и нейтральные. Предлагаю детям выбрать любую на память о том, как помогли котёнку.

Планирование чтения художественной литературы в младшей группе детского сада

Сентябрь 1 неделя

Чтение

С. Черный «Приставалка» ;

Г Цыферов «Про друзей» ,

«Когда не хватает игрушек» (из книги );

«Два жадных медвежонка» (венг. ; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;

«Пальчик - мальчик…» , «Храбрецы» , англ., обр. С Маршака.

Сентябрь 2 неделя

Чтение

«Кот петух и лиса» , обр. Боголюбской; К. Б. ;

К. Бальмонт «Осень» ;

А. Н. Толстой «Еж» ;

К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» ;

«Заинька попляши…» ;

«Волк и козлята» .

Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

К. Чуковский. «Путаница» ,

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел» );

М. Зощенко. "Умная птичка"

П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Заучивание наизусть : Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»

Сентябрь 3 неделя

Чтение » Еду-еду к бабе, к деду.»,.

«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;

«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;

К. Бальмонт. «Осень» ;

А. Майков. «Колыбельная песня» ,

С. Черный., «Про Катюшу» ;

А. Милн. «Три лисички»

Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»

Заучивание наизусть : «Огуречик, огуречик.»

Сентябрь 4 неделя

Чтение

«Заинька, попляши.»

«Упрямые козы» , узб., обр. Ш. Сагдуллы;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , (из );

К. Чуковский» Краденое солнце»,

Т. Александрова. «Медвежонок Бурик» ;

Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду»

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Заучивание наизусть :

«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;

Октябрь 1 неделя

Чтение

«Заинька, попляши.» ,

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

«Упрямые козы» , узб., обр. Ш.

С. Черный «Приставалка» ;

К. Чуковский. «Мойдодыр» ,

Б. Житков. «Зебра» , (из книги «Что я видел» );

М. Зощенко. "Умная птичка";

Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;

Заучивание наизусть :. А. Плещеев. «Сельская песня» ;

Октябрь 2 неделя

Чтение

«Колобок» , обр. К. Ушинского;

«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;

С. Маршак. «Зоосад» , (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский., «Мойдодыр» ,

Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел» );. А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка» , пер. с болг. М. Маринова;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

Октябрь 3 неделя

Чтение

«Сорока, сорока.,

«Колобок» , обр. К. Ушинского;

Песенки. «Кораблик» , англ., обр. С. Маршака;

А. Плещеев. «Осень наступила.» ,

С. Маршак. «Жираф» , «Зебры» , (из цикла «Детки в клетке» ); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел» );

Ч. Янчарский. «Игры» , «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика» , пер. с польск. В. Приходько

Октябрь 4 неделя

Чтение

А. Блок. «Зайчик» ;

«Тили-бом! Тили-бом.» ;

А. Плещеев. «Осень наступила.» ,

А. Майков. «Колыбельная песня» ,.» (из новогреческих песен) ;

С. Маршак «Белые медведи» , «Страусенок» , (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский. «Путаница» ,

М. Зощенко. "Умная птичка";

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале» , пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;

Ноябрь 2 неделя

Чтение

«Сорока, сорока.,

«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , «(из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

С. Маршак. «Пингвин» , «Верблюд» , (из цикла «Детки в клетке» ); Г. Цыферов. «Про друзей» , из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка» );

К. Чуковский. «Так и не так» ;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

Ноябрь 3 неделя

Чтение

«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой

С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский. «Краденое солнце» ,. «Так и не так» ;

А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой;

Ноябрь 4 неделя

Чтение

«Ночь пришла,.» ,

«Два жадных медвежонка» , венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;

К. Бальмонт. «Осень» ;

А. Блок. «Зайчик» ;

К. Чуковский «Так и не так» ;

Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;

Л. Муур. , пер. с англ. О. Образцовой

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»

Декабрь 1 неделя

Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Как у нашего кота.» ,

«У солнышка в гостях»

С. Гродецкий, «Кто это?» ;

Д. Мамин-Сибиряк. ;

Заучивание наизусть : А. Плещеев. «Сельская песня» ;

Декабрь 2 неделя

Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Сидит белка на тележке.» ,

«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;

«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;

А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ;

Н. Забила. «Карандаш»

Декабрь 3 неделя

Чтение

«Ай, качи-качи-качи» .»,

«Гуси-лебеди» ;,обр. М. Булатова;

«Купите лук.» «Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;

А, Пушкин. «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

С. Капугикян. «Кто скорее допьет» , пер. с арм. Т. Спендиаровой

Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;

А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова;

Декабрь 4 неделя

Чтение

«Жили у бабуси.» ,

«Снегурочка и лиса» ; обр. М. Булатова

В. Берестов. «Курица с цыплятами» ,

Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет» );

А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова

Заучивание наизусть : Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.) ;

Январь 2 неделя

Чтение

«Заря-заряница.» ;

«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;

«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;

С. Маршак. «Тихая сказка» ,

А. Н. Толстой. «Петушки» .

Й. Чапек. «Трудный день» , «(из книги , пер.. чешек. Г. Лукина;

Январь 3 неделя

Чтение

«Чики-чики-чикалочки.» ,

«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;

В. Берестов. «Бычок» ;

Н. Носов «Ступеньки» ;

Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;

Январь 4 неделя

Чтение

«Гуси-лебеди» ;

«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой

«Кисонька-мурысенъка.» ,

«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;

«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали» ;

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка» (в сокр.) ;

Февраль 1 неделя

Чтение

«Как у нашего кота.» ,

«Купите лук.» , пер. с шотл. Н. Токмаковой;

«У солнышка в гостях» , пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;

Й. Чапек. «В лесу» , (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;

Февраль 2 неделя

Чтение

«Сидит белка на тележке.» ,

«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;

К. Чуковский. « «Муха-цокотуха» ,

Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;

Заучивание наизусть : Н. Саконская. «Где мой пальчик?»

Февраль 3неделя

Чтение

«Ай, качи-качи-качи» .»,

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

Н. Забила. «Карандаш» , пер. с укр. 3. Александровой;

«Как у нашего кота.» ,

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»

Февраль 4 неделя

Чтение

В. Берестов. «Петушки» ;

«Жили у бабуси.» ,

А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

Март 1 неделя

Чтение

«Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;

С. Маршак. «Тихая сказка»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,А. Н. Толстой. «Еж» , «Петушки» .

Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;

Март 2 неделя

Чтение

П. Косяков. «Все она» ;

«Травка-муравка. ,.» ,

Обр. М. Булатова;

«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;

К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;

Л. Толстой. «Птица свила гнездо.» ;

Март 3 неделя

Чтение

«На улице три курицы.»

«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;

«Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;

«Лесной мишка и проказница мышка» , латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

П. Косяков. «Все она» ;

К. Ушинский. «Васька» ,

Март 4 неделя

Чтение

«Тень, тень, потетень.» ,

«У страха глаза велики» , обр. М. Серовой;

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

А. Майков. «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен) ;

К. Чуковский «Айболит»

Л. Толстой. «Таня знала буквы.» ;

«Поет зяблик»

Заучивание наизусть :. «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;

Апрель 1 неделя

Чтение

«Дождик, дождик, пуще.» ,

«Теремок» , обр. Е. Чарушина

«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;

К. Чуковский «Айболит»

Л. Толстой. «У Вари был чиж,.» ,

М. Карем. «Мой кот» , пер. с франц. М. Кудиновой.

Апрель 2 неделя

Чтение

А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;

«Божья коровка. ,» ,

«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.

«Свинья и коршун» , сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова

А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;

К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна» ;

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;

О. Альфаро. «Козлик-герой» , пер. с исп. Т. Давитьянц;

Апрель 4 неделя

Чтение

«Радуга-дуга.» ,

«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке» ;

К. Чуковский. «Черепаха» ;

Л. Толстой. «Пришла весна.» ;

О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!» , пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду »

Май 1 неделя

Чтение

А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;

«Курочка-рябушечка.»

«Разговор лягушек» , пер. с чеш. С. Маршака.

В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица» ;В. Бианки. «Купание медвежат» ;

«Не только в детском саду » (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой.

Май 2неделя

Чтение

«Травка-муравка. ,.» ,

С. Михалков. «Песенка друзей» ;

Э. Мошковская. «Жадина» ;

Ю. Дмитриев. «Синий шалашик» ;

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

Май 3 неделя

Чтение

«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;

«Тень, тень, потетень.» ,

«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.

«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;

И. Токмакова. «Медведь» .

К. Чуковский. «Чудо-дерево» ,

С. Прокофьева. «Маша и Ойка» ,

А. Н. Толстой «Лиса» ,

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

Май 4 неделя

Чтение

«Курочка-рябушечка.» ,

Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» , пер. с англ. О. Образцовой

К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;

П. Косяков. «Все она» ;

С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки» );

«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;


Комплексно-тематическое планирование

2017-2018 учебный год

ООД (вид деятельности) Чтение художественной литературы

Возрастная группа 2 младшая группа №1

Часть программы: ВариативнаяV

Инвариативная_

Подготовила: Орлова Н.А

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.

2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.

3. Полная хрестоматия для дошкольников. Книга 1. АСТ, Серия: Планета детства, Год выпуска: 2015;

4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО,

Дата

Организованная образовательная деятельность

Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием

Месяц

Неделя

Тема ООД

Программная цель

Дополнительное методическое обеспечение

Ноябрь

№1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение

Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта.

«Транспорт»

№2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского.

Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу.

Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения.

«Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить»

№3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова

Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова

«Растем здоровыми и крепкими»

№4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н.

Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

Толстой Л.Н.

«Моя семья. День матери»

Декабрь

№1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга.

«Я и мое тело, что я знаю о себе?»»

№2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС

Рассматривание иллюстраций

Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание.

Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Иллюстрации к сказке

№3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС

Инсценирование отрывков

Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки.

Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь.

Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы

«Мой дом»

№4 ОС «Елка» - ЧтениеК.Чуковский

Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

«Новый год»

№5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина

Рассказывание из личного опыта

Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года

«Новый год»

Январь

КАНИКУЛЫ

№2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..»

Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Русское народное творчество»

№3 ОС «Гуси-лебеди»

Чтение РНС

Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Книга с иллюстрациями, настольный театр

«Мальчики и девочки»

№4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша»

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание.

Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Одежда»

Февраль

№1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение

Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Я в обществе»

№2 ОС «Рукавичка»

Чтение УНС

Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде».

Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом.

Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

Книга с иллюстрациями, мнемотаблица

«Масленица»

№3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание

Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Наши папы железнодорожники»

№4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС

Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова,

мнемотаблица

«Мой дом»

Март

№1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова

Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…»

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Наши мамы лучше всех»

№2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки.

В.Маяковский

«Мы помощники»

№3 ОС «Два жадных медвежонка» -

Рассказывание

Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Посуда»

№4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой

Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Книжкина неделя»

№5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС

Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга.

Иллюстрации, текст сказки

«Неделя безопасности»

Апрель

№1 ОС «Пришла весна» -

Чтение Л.Н. Толстой

Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу.

Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации

«Весна - красна»

№2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева

Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны.

Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин.

«День космонавтики»

№3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов

Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им).

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Природа нашего края»

№4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак

Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Птицы и животные нашего края»

№1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Комнатные растения»

№2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко»

Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко».

Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

№3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха»

«Насекомые»

№4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город».

Формировать навык внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях.

Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

«Мой город Находка»

Рыбалка Маргарита Викторовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС "ЖУРАВУШКА"
Населённый пункт: Г.НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала: статья
Тема: Чтение художественной литературы во второй младшей группе
Дата публикации: 14.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование художественной литературы на занятиях в детском саду -

мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает

улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка.

Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению,

воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно

совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики

выбранного произведения.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление,

воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему

миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для

малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в

обществе.

Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе

позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные

образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств,

красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает

эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит

с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы

отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг

может быть составлена для удобства) отличается использованием большого

количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят

стабильный интерес к чтению.

стандартом, есть русский фольклор: Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и

семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и

лиса». Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на

тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-

чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-

заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к

деду…», «Тили-бом! Тили-бом!». Помимо чтения сказок, стихотворений

также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития

творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников

запоминающиеся детские песенки. Например, во время разучивания песенки

«Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется

первое знакомство малышей с миром профессий. Среди поэтических

«Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ежик и барабан»,

Г. Виеру; «Хитрый ежик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее

допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна.

Формирование гуманности Чтение художественной литературы во 2 младшей

группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с

выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными

сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в

подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство

гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится

сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при

общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в

подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта,

сочувствие, справедливость, забота.

Эстетическое воспитание С помощью художественного слова дети понимают

красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о

нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А.

Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой

думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка.

Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных

характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время,

когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику,

эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.

Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к

чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг

воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со

стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель

одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных. Д.

Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца - Длинные

уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и

сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности

бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его

младшей группе детского сада. Какие еще произведения вошли в этот

перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с

семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце». Без внимания не

должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в

данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о


Top