Жизненный путь духовных исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Толстого. Как изменился Пьер после плена? Как меняются взгляды на жизнь пьера

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Война и мир, образ Пьера Безухова. Характеристика и духовные искания героя. Жизненный путь Пьера Безухова. Описание, внешность и цитаты Безухова.

«Война и мир» — одно из самых масштабных произведений мировой литературы. Л.Н. Толстой раскрыл перед читателями широкую панораму имен, событий, мест. Каждый человек может найти в романе близкого по духу героя. Честным и бескомпромиссным подойдет Андрей Болконский, живым и оптимистичным – Наташа Ростова, уступчивым и тихим – Марья Болконская, добрым и импульсивным – Пьер Безухов. Именно о последнем и пойдет речь.

Пьер – незаконный, но любимый сын графа Безухова, получивший после смерти отца высокий титул и состояние. Внешность героя не аристократична: «Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках», — но его лицо становится красивым и приятным, когда Пьер улыбается: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». Л. Н. Толстой уделял огромное внимание улыбкам: «В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Портрет Пьера отражает и его внутренний мир: что бы ни происходило, он остается добрым, наивным и несколько оторванным от реальности.

Пьер 10 лет учился за границей. Вернувшись, герой находится в поисках своего призвания. Он ищет что-то подходящее, но не находит. Безделье, влияние ловких людей, всегда готовых развлечься за счет богатых друзей, собственная слабохарактерность – все это ведет Пьера к кутежам и безумствам. На самом деле, он добрый и умный человек, готовый всегда помочь и поддержать. Пусть он наивный, рассеянный, но главное в нем – душа. Поэтому Андрей Болконский, хорошо разбирающийся в людях, и чуткая Наташа Ростова питают к Пьеру теплые чувства.

В свете герой не пользуется успехом. Почему? Все просто: свет насквозь лживый и прогнивший, чтобы стать там своим, надо потерять лучшие свои качества, забыть о собственных мыслях и говорить только то, что хотят услышать, льстить и скрывать настоящие чувства. Пьер же скромный, простой, правдивый, он чужд свету, его «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной» не было места в салонах.

Чего не достает герою для счастья? Решительности и силы воли, ведь жизнь носит его, как соломинку по реке. Так он кутил, потому что не хотел отстать от «друзей». Потом женился, потому что Элен Курагина соблазнила его, окружила его своей красотой, хотя они оба не любили друг друга. Пьер ездил на ненужные ему собрания и балы, обманывал себя иллюзиями, ложными идеями (например, масонством). Найти себя ему помогло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. Герой участвовал в Бородинской битве, наблюдал то, как простые люди, не философствуя и не рассуждая, как любил сам Пьер, просто идут и умирают за Родину. Кроме страшной и героической битвы, Безухов испытал унизительный плен, но там встретил знакового человека – Платона Каратаева. В Платоне заключались настоящая жизненная мудрость и духовность. Его философия не витала в облаках, а заключалась в том, что счастье внутри каждого человека, оно в его свободе, удовлетворении потребностей, простых радостях и эмоциях. После этой встречи жизнь Пьера изменилась: он принял себя и окружающих с их недостатками, он обрел смысл жизни и любовь. Его отношениям с Наташей постоянно что-то мешало: сначала она была невестой друга, а Безухов не мог совершить предательство, потом девушка была слишком подавлена разрывом с женихом, и ей было не до чувств. И только после окончания войны, после духовного перерождения и Пьера, и Наташи они смогли отдаться любви, сделавшей их счастливыми на долгие годы.

Меню статьи:

Пьер Безухов является тем персонажем, который вызывает чувство восхищения и жалости одновременно. Незаурядный внешний вид молодого человека определенно отталкивает – Пьер выглядит обрюзгшим и некрасивым, однако в противовес к этому он красив душой, и в этом заключается особый трагизм этого персонажа. Толстой неоднократно наталкивает читателя на мысль о том, что хорошо любить красивого, привлекательного человека, в то время как внешне неприятного любить сложно.

Детство и юношество Пьера Безухова

Пьер Безухов был незаконнорожденным наследником графа Кирилла Безухова. Несмотря ни на что, граф Кирилл дал своему сыну достойное образование и воспитание – десять лет Пьер вместе с гувернером живет за границей, где и проходит процесс его обучения.

В 20-ти летнем возрасте Пьер возвращается в Россию. На этот момент граф Кирилл был тяжело болен и находился на грани жизни и смерти. Несмотря на то, что старый граф фактически не принимал личное участие в воспитании Пьера и был для молодого человека чужим и незнакомым, Пьер искренне жалеет отца и переживает за него.

Вернувшись в Россию, Пьер некоторое время пребывал в замешательстве – в виду своего возраста, особенностей воспитания и чувствительности натуры, он рисует себе жизнь, полную ярких красок, бескорыстия и стремления к вечному и прекрасному, но не знает с чего начать.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию романа Л.Н. Толстого “Война и мир” по главам.

Пьер часто появляется в компании с Анатолем Курагиным, также поддерживает дружеские отношения с Андреем Болконским. На первый взгляд кажется, что Пьер в виду своей наивности пытается быть хорошим для всех, но по сути это не так – молодой человек общается с различными по характеру и моральным ценностям людьми, чтобы определить, что подходит ему.

Граф Кирилл Безухов в скором времени умирает, оставляя все свое бесчисленное богатство Пьеру. С этих пор молодой человек становится самым желаемым гостем во всех домах и перспективным женихом. Князь Василий Курагин помогает Пьеру обустроиться в новом для него мире – он способствует зачислению Пьера в дипломатический корпус и присвоению Безухову чина камер-юнкера.
Вскоре князь Василий сумел расположить Пьера к себе и даже женить его на своей дочери.

Женитьба на Елене

Елена Курагина не была типичной «русской женщиной». В ней не было ни застенчивости, ни кротости характера, ни мудрости. Однако, Елена, безусловно, обладала одним из самых сильных оружий – красотой, шармом и жеманством. Многие молодые люди мечтали обладать этой девушкой, поэтому Пьер, который из-за своей внешности не был любимцем прекрасного пола, был пленен Еленой и довольно быстро сделал девушке предложение.

Елена вызывает у Пьера страсть, плотское желание, которого Безухов стыдится – в его понятии это низкие чувства. Пьер убежден, что семья – это нечто возвышенное, основанное на гармонии.

Каковой бы ни была сильной страсть Пьера, умение оценивать ситуацию у него все еще остается – Пьер понимает, что Елена глупа, но просто так отказаться от нее не может. Пока молодой человек раздумывал, нужна ли ему Елена, князь Василий удачно обставил ситуацию так, что Пьер стал неофициальным женихом Елены. Мягкохарактерному Безухову было сложно пойти против общественного мнения, и он сделал предложение Елене, хоть и осознавал, что это не та женщина, которая ему подходит.

Разочарование в семейной жизни не заставило долго ждать – Елена не стала скрывать своего отвращения и напрямую заявила, что она не намерена рожать детей от такого человека, как Безухов.

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В этот момент Пьер начинает осознавать, что его понятие о семье и семейной жизни было утопией. Безухов медленно погружается в хандру и становится абсолютно несчастливым в семейной жизни.
Елена не стала удручаться семейной жизнью и, пользуясь деньгами мужа, стала на путь светской львицы. Скоро в доме у Безуховых стала собираться элита общества. Сам Пьер не брал участие в мероприятиях жены и удачно ретировался из ее жизни. Елена заводит себе любовников, и скоро о ее любовных похождениях начинает говорить весь город. Единственный человек, который был в неведении – Пьер Безухов, он все так же считал свою жену честной и благочестивой.

Известия об изменах жены для Пьера стали неприятным событием. Разгневанный Безухов впервые проявляет характер – в ссоре с женой он не ведет себя как обычно – стеснительным мямлей – гнев и злость вырываются наружу. Пьер перестает жить с женой, но не перестает ее спонсировать, что не могло не радовать Елену.

Со временем Пьер опять сближается с женой, но жить полноценной семьей все же не получается. Елена все также изменяет мужу. Что правда Безухов получает нечто вроде моральной компенсации за такое поведение жены – повышение по службе, которого, впрочем, стыдится. В результате молодые люди полностью исчерпывают себя в рамках совместного брака – Елена принимает католичество, чтобы развестись с мужем, но осуществить задуманное не успевает – женщина умирает. Таким образом, брак Пьера Безухова с красавицей Еленой Курагиной продлился 6 лет.

Толстой не детализирует описание воссозданного эффекта на Пьера этим известием. Смерть Елены происходит во время пребывания Пьера в плену и, как следствие, знакомства его с Каратаевым. Исходя из общей ситуации, можно предположить, что он испытал значительное облегчение, так как смерть Елены позволяла ему вновь обрести свободу и внутреннее равновесие.

Масонство

Сложные отношения в браке и ощущение дисгармоничности себя как личности, способствуют возникновению желания найти себя в этом мире, ощутить себя нужным и полезным.

Пьер был далек от религии – он не верил в Бога, поэтому даже в сложный период своей жизни он не испытывает потребности искать утешение в лоне религии. По воле случая Безухов знакомится с Иосифом Алексеевичем Баздеевым, который состоял в масонской ложе.

Идеи этого общества скоро пленяют молодого человека – он видит в этом возможность обрести счастье. Масоны радостно принимают Пьера в свои ряды. Причина этого радушия кроется в состоянии Безухова – Пьер может вносить существенные сумы в качестве пожертвования. Исходя из такой позиции, разочарование Пьера в масонстве не заставило себя долго ждать. В 1808 году Пьер неожиданно для себя стал главой петербуржского масонства.

Смерть Баздеева стала неприятным известием в жизни Безухова – Пьер теряет всякий интерес к общественной деятельности и саморазвитию. В этот же период происходит обручение Наташи Ростовой и Андрея Болконского – Пьер, безусловно, испытывает дружеские чувства по отношению к князю Андрею, но порадоваться за него не может – его симпатия к Наташе не позволяет ему это сделать. В результате Безухов начинает жить как настоящий повеса – его часто можно было заметить в кутежах и пьянках вместе с Анатолем Курагиным.

Пьер на войне

В 1812 году жизнь готовит для Безухова еще один неприятный сюрприз – война с Наполеоном. Это событие для Пьера становится неприятно вдвойне. С одной стороны Пьеру неприятен сам процесс военных событий – по свое натуре он человек миролюбивый. С другой стороны Безухов всегда был восхищен образом Наполеона и как политической личностью, и как полководцем, но после того, как у Бонапарта появляется желание захватить Россию – восхищение Пьера этой персоной улетучивается, и его место занимает глубокое разочарование и даже злость.

Пьер решает послужить Родине – он отправляется на фронт. Благодаря своему состоянию, Безухов обеспечивает материально полк – принимать лично участие в военных действиях Безухов не может, да и в целом, он человек не военный.

Когда все же Пьер появляется на полях сражения, то все вокруг отмечают, что понятие Безухова о войне очень пространственно – его фигура в белых панталонах и отменном костюме выглядит очень комично на фоне всего побоища.



Пьер воспринимает все с какой-то восторженностью и торжественностью. Он отмечает, что лица у офицеров из окружения Кутузова запечатлелось «теплота чувств». Простые солдаты же не воспринимают Безухова столь радушно – на их лицах прочитывается злость и недоумение. Им непонятно, что делает здесь этот господин в изысканной шляпе. Как бы Пьер не был польщен военным дымом, он все же замечает такое отношение солдат к себе и ему становится неловко. У Пьера исчезает это чувство единства с военными, возникшее в самом начале, он понимает, что здесь он лишний.

Однако такая тенденция продлилась недолго – солдаты заметили, что Пьер ходит «под пулями как по бульвару», не боясь ни снарядов, ни смерти и прониклись к этому чудаковатому чужаку симпатией. Вскоре Пьер и вовсе стал любимцем. Когда эйфория прошла, Пьер погружается в сплин – конечно он и раньше понимал и осознавал, что война не бывает без жертв, однако вид умерших солдат, которые еще минуту назад смеялись и шутили, действует на него крайне удручающее.

Под общим воздействием Пьер решается совершить подвиг – убить так некогда горячо любимого ним Наполеона. Однако план Безухова терпит крах. Пьер оказывается в плену. Пребывание во французском плену открыло Пьеру глаза на многие вещи. Благодаря Платону Каратаеву Безухов начинает осознавать жизненные ценности и переосмысливать их. Наконец-то Пьер становится на путь, дающий ему надежду на счастье и гармонию.

Женитьба на Наташе Ростовой

События войны с Наполеоном стали значимыми в жизни многих людей. Так, Наташа Ростова все-таки осознала свою привязанность к князю Андрею, но обрести счастье с этим человеком ей было не суждено – Болконский получил серьезное ранение и вскоре умер. В период морального истощения Натальи в ее жизни появляется Пьер Безухов, но уже не в качестве хорошего знакомого и друга, а в качестве жениха.


В этот раз Пьер не ошибся в выборе супруги – спокойная и кроткая Наталья стала воплощением его юношеского идеала супруги. Наташа не интересовалась светской жизнью, она редко бывала на людях и неохотно принимала гостей у себя.

В браке Ростовой и Безухова рождается трое дочерей и сын. Наталья полностью посвятила себя семейной жизни.

Пьер и тайное общество

Общественная деятельность Пьера Безухова не заканчивается с началом семейной жизни. в последних главах романа Толстой неоднократно делает намеки на принадлежность Пьера к какой-то тайной организации. По мнению исследователей, под этими намеками подразумевается деятельность в организации декабристов – юношеское стремление Пьера изменить мир к лучшему не покидает его.

Подведем итог: Пьер Безухов в некой мере является предшественником новой эпохи – гуманизма и гуманных изменений в обществе. Несмотря на все трудности, Пьер не остается в пучине светской жизни, его желание помочь другим, сделать мир лучше оказывается сильнее алкоголя, балов и красоты женщин. Моральная неудовлетворенность Безухова подстегивает его к поиску новых способов реализации себя в социуме. Путь его исканий однозначно, не самый легкий – множество разочарований становятся настоящим испытанием для молодого человека. В конце романа Пьер получает достойное вознаграждение – счастливую семью и возможность помогать другим.

Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура. Когда Пьер оказывается в салоне Анны Павловны Шерер, он вызывает у нее беспокойство несоответствием своих манер этикету гостиной. Он значительно отличается от всех посетителей салона и своим умным, естественным взглядом. Автор по контрасту подает суждения Пьера и пошлую болтовню Ипполита. Противопоставляя своего героя среде, Толстой раскрывает его высокие душевные качества: искренность, непосредственность, высокую убежденность и заметную мягкость. Вечер у Анны Павловны заканчивается тем, что Пьер, к недовольству собравшихся, защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, как главой революционной Франции, отстаивает идеи республики и свободы, проявляя независимость своих взглядов.

Лев Толстой рисует внешний облик своего героя: это "массивный, толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". Особое внимание писатель обращает на улыбку Пьера, которая делает его лицо детским, добрым, глуповатым и как бы просящим прощения. Она как бы говорит: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый".

Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Здесь он очень не похож на карьериста Бориса Друбецкого, который по наущению маменьки ведет игру, стремясь получить свою долю в наследстве. Пьер же испытывает неловкость и стыд за Бориса.

И вот теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали, его ласкали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя характерное для себя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь. Но не так-то легко вырвать его из этого "омута". Однако замечу, что Пьер погружен в него скорее телом, чем душой.

К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. "Что-то гадкое есть в том чувстве, - думал он, - которое она возбудила во мне, что-то запрещенное" . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и безусловкого женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и "окрученный" Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.

Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.

Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много Добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"

И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Но в отличие от пушкинского героя он обладает огромными поместьями в Киевской губернии, отчего ему приходится действовать через главного управляющего.

Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.

Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. К тому же ритуальные процедуры, характерные для масонов, кажутся ему теперь нелепым и смешным спектаклем. "Где я? - думает он, - что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Сначала Пьер не думал о своем новом чувстве, но оно росло и становилось все более властным; возникла особая чуткость, напряженное внимание ко всему, что касалось Наташи. И он уходит на время от общественных интересов в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.

Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", - думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем их любовь становится для него большим горем.

Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой - вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера.

Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". В этом новом восторженном состоянии Пьер забывает об общественных и иных вопросах, которые его так беспокоили. Личное счастье и беспредельное чувство переполняет его, исподволь давая ощущать какую-то неполноту жизни, глубоко и широко им понимаемой.

События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.

Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".

Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым. Правда, в бою, на батарее Раевского, Пьер переживает момент панического страха, но именно этот-то ужас" и позволил ему особенно глубоко понять силу народного мужества. Ведь эти артиллеристы все время, до самого конца, были тверды и спокойны, и хочется теперь Пьеру быть солдатом, просто солдатом, чтобы "войти в эту общую жизнь" всем существом.

Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы, для чего необходимо остаться в городе. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.

Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении. Он увидел массовые убийства и попытался доискаться до их причин.

Необычайное потрясение испытывает он, присутствуя на казни людей, обвиненных в поджигательстве. "В душе его, - пишет Толстой, - как будто вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось". И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду, родилась внутренняя независимость и свобода. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.

Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову: "В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!"

Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла.

В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Человек с детским добрым лицом и улыбкой, тот, чей образ запоминается надолго. Кому из героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» присущи такие черты? Конечно же, Пьеру Безухову, положительному герою, незаурядному человеку, прожившему на протяжении произведения интересную, трудную, но насыщенную событиями жизнь.

Первая встреча с Пьером Безуховым

В первый раз читатель «Войны и мира» встречается с Пьером Безуховым у Анны Павловны Шерер. Сразу бросается в глаза, что он вовсе не такой, как окружающие, и, не вписываясь в пронизанное фальшью светское общество, является как бы белой вороной. Не удивительно, ведь Пьер искренний, прямолинейный, не приемлет ложь и старается избегать её.

«…Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве…» – так описывается встреча этого героя с Анной Павловной, которая, увидев столь нежеланного гостя, расстроилась до такой степени, что на лице появились беспокойство и страх.

Казалось бы, почему? Оказывается, хозяйку дома напугал наблюдательный, естественный взгляд Пьера, так отличавший его от всех присутствующих в этой гостиной.

Примечателен тот факт, что с Безуховым мы встречаемся именно на первых страницах большого четырехтомного романа, что может говорить о важности этого героя для Льва Николаевича, который приготовил ему нелегкую, но замечательную судьбу.

Прошлое Пьера

Из романа наблюдательный читатель может узнать, что Пьер Безухов, почти не знавший своего отца, с десяти лет воспитывался за границей и приехал в Россию уже юношей, в двадцатилетнем возрасте.

Опрометчивый шаг

Наивность и неопытность Пьера Безухова завела его в тупик. Однажды перед молодым человеком встал вопрос: на ком жениться, и так как Пьер после смерти своего отца, Кирилла Безухова, стал графом и богатым наследником, этим не преминула воспользоваться Элен Курагина, для которой любовь к деньгам стояла превыше всего.


Даже внутренний голос, когда «какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге» не смог убедить молодого графа изменить решение. К сожалению, только после свадьбы Безухов осознал, что, связав себя узами брака с такой коварной и корыстной девушкой, как Елена, совершил безрассудный и опрометчивый поступок, повлиявший на его дальнейшую судьбу. Этот тяжелый период жизни описан автором в темных красках.


«…Он молчал… и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно». Шесть лет длилось это продиктованное отнюдь не любовью супружество, когда Элен не только проявляла свой скверный характер, но и изменяла Пьеру с Долоховым, что побудило героя сразиться с обидчиком в дуэли. Результатом поединка стало ранение соперника. Однако, и здесь добрые чувства Пьера взяли верх: увидев, что Долохов ранен, он «едва удерживая рыдания, побежал к нему».

Таким образом, осознав, что его жена – развратная женщина, и жить с ней теперь невыносимо, Пьер разорвал отношения с Элен и уехал в Петербург. К сожалению, в тот период герой романа потерял веру в Бога. Но тогда разочаровавшийся в жизни Пьер даже не мог предположить, что за горами сложных и порою невыносимых обстоятельств, в будущем, его ожидает настоящее семейное счастье!

Новые планы Пьера Безухова

Помогая им, он вновь обретает уверенность, несмотря на «босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы…» Даже взгляд Пьера меняется, ведь он знает, ради чего живет.

Перемены в судьбе

Пьер снова сходится с женой, но на короткое время. Затем их отношения разрываются окончательно, а Безухов отправляется в Москву, после чего уходит на войну, в русскую армию. Элен, поменяв православную веру на католическую, желает развестись с мужем, но внезапная преждевременная кончина не дает осуществиться её планам.

Пьер на войне

Война стала для неискушенного Пьера Безухова суровым испытанием. Несмотря на то, что он оказывал финансовую поддержку созданному им полку, а также задумал покушение на Наполеона, коварные и бесчеловечные действия которого вызвали у Безухова отвращение, на этом поприще он не смог проявить себя как храбрый и отважный защитник Родины.

Не имея навыков стрельбы, не зная по-настоящему военного дела, Пьер попал в плен к врагу, и это не удивительно.

Находясь в страшных условиях, герой романа проходил суровую школу жизни.


Но и здесь появился шанс взглянуть на неё по-новому, сделать переоценку ценностей, а способствовал этому такой же пленный, как и он, по фамилии Картаев, который, однако, в отличие от графа Пьера, был простым крестьянином, и его действия резко отличались от тех, к которым Безухов привык на протяжении жизни. Общаясь с этим человеком не его круга, Пьер понимает, что во многом был неправ, и смысл надо искать отнюдь не в высшем обществе, но в общении с природой и простым народом.

Приближаясь к счастью …

Хотя Пьер Безухов испытал многое в своей жизни, в том числе горькие последствия неудачного брака, в душе он очень хотел любить и быть любимым. И тайные чувства к одной девушке жили в его душе. Любой, кто знаком с романом «Война и мир» знает, о ком идет речь. Конечно же, о Наташе Ростовой, с которой Пьер познакомился еще тогда, когда она была тринадцатилетней девочкой.

Родственные души – вот как можно было бы одной фразой охарактеризовать этих героев романа, которые, пройдя трудный путь, пережив испытания и потери, все же создали крепкую семью. Вернувшийся из плена Пьер женился на Наташе, той, которая стала ему верным другом, советчиком, поддержкой, с кем можно было делить и радость, и горе. Контраст с прошлой жизнью был очевиден, но Пьеру нужно было пройти путь испытаний с Элен, чтобы оценить настоящее счастье с Натальей Ростовой и быть благодарным за это Творцу.

Прочные семейные узы

Жизнь Пьера засверкала новыми красками, засияла радостью, обрела стабильность и прочный мир. Женившись на Наталье Ростовой, он осознал, как замечательно иметь такую жертвенную, добрую супругу. У них родилось четверо детей – три дочери и один сын, – для которых Наташа стала хорошей матерью. На такой позитивной ноте заканчивается роман. «Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» – вот какое точное определение дано Наталье, которая готова была принимать участие в каждой минуте супруга, всю себя без остатка отдавая ему. И это замечательно, что Пьер, хлебнувший так много горя в прошлой жизни, наконец, обрел настоящее семейное счастье.

Пьер Безухов в плену

(по роману "Война и Мир")

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... - подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».


Top