Алтарь в риме. Алтарь Мира: все о древнем артефакте

(лат. Ara Pacis Augustae) - уникальный исторический памятник, установленный в 13 году до нашей эры в качестве мемориального алтаря (торжественные жертвоприношения совершались 30 января и 30 марта). Достопримечательность воздвигли в честь богини мира Пакс и военных побед императора Августа, положивших конец гражданской войне, в которую была втянута вся Римская империя после убийства Юлия Цезаря.

Содержание
содержание:

Отметим, что в древнейшие времена римляне не знали богиню мира Пакс, её почитание было инициировано лично Августом в рамках его политики, направленной на нормализацию жизни гражданского общества в послевоенный период. Новую богиню изображали молодой женщиной с оливковой ветвью и рогом изобилия.

Мемориальный алтарь являлся типичным сооружением для подобных церемоний своего времени. Главный художественный интерес представляют мраморные стены, украшенные скульптурными барельефами, сюжеты которых подчинены идее всеобщего поклонения и признания величия римской цивилизации.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Архитектурное описание

Северная и южная сторона Алтаря Мира изображают жертвенную процессию, во главе которой выступает император Август (в качестве Великого понтифика). За ним следуют жрецы, семья Августа, сенаторы, патриции и важные граждане Рима. Даже спустя две тысячи лет, наблюдая барельефы в современном состоянии, можно говорить о высоком мастерстве скульпторов, которые добились портретного сходства всех присутствующих. Особенно хорошо изображены радостные дети, улыбающиеся и переговаривающиеся друг с другом.


Западная сторона представляет двух богинь, которые покровительствовали Риму. Первой из них является богиня земли Теллус, покровительница плодородия и изобилия. Теллус увековечена с двумя младенцами на руках, одного из них она кормит грудью, а другой сидит у неё на коленях. Цветы, богатый урожай и фигуры девушек, олицетворявших земные стихии, дополняют композицию. Символизируя благополучие города, эти барельефы служили напоминанием неустанной заботы императора о своём народе. Изображение второй богини на западной стороне, которой выступала богиня Рома , почти не сохранилось, но судя по всему, она восседала на троне из копий и мечей поверженных врагов, держа в руках образ богини победы Виктории, символизируя мир, достигнутый оружием.

Восточная сторона демонстрирует исторические сюжеты становления Римского государства - историю Ромула и Рема, а также Энея, приносящего жертвы Пенатам.

Таким образом, Алтарь Мира, являясь важным памятником античности, даёт возможность каждому туристу получить некоторое представление об устройстве, культуре и традициях римского общества.

В VI веке, после падения Рима (476 год), река Тибр вышла из берегов и полностью затопила Алтарь Мира. Только в XVI веке, когда вода отступила, были обнаружены отдельные сохранившиеся скульптурные элементы и рельефы сооружения.

К планомерным раскопкам и реконструкции приступили в XIX веке. В 1938 году архитектор Витторио Морпурго создал специальное охранное здание для античного памятника. Спустя 50 лет, строение пришло в негодность, стало разрушаться и угрожало сохранности Алтаря Мира. Поэтому в 2006 для достопримечательности построили новый современный музейный комплекс, приурочив его открытие к празднованию дня основания Рима. Здание архитектора Ричарда Майера, из стекла и белого травертина, включает в себя не только помещение с алтарём, но и аудитории, и выставочные залы.

Алтарь Мира – алтарь в Риме, посвященный богине мира. Монумент был сделан по поручению римского сената в 13 году до н.э. в честь возвращения императора Августа из трехлетней поездки по Римской Испании и Галлии. Освящен в 9 году до н.э. во время празднования мира, принесенного Августом Римской империи в результате многочисленных военных побед.

Алтарь Мира состоит из небольшого алтаря в центре и четырех окружающих его стен. Вдоль стен расположены двухуровневые бордюры, на которых видны изображения мира и процветания как результата превосходства Рима. Помимо этого, алтарь должен был напоминать римлянам о достижениях династии Юлиев-Клавдиев.

Алтарь Мира стоял в пределах изящного мраморного ограждения, на котором были изображены сцены традиционных римских добродетелей, а также сам император с супругой во время совершения жертвоприношений. Здесь же изображены мужчины, женщины и дети, обращающиеся к богам, - интересно, что изображение детей в то время было новшеством, если не сказать – беспрецедентным явлением. И сегодня Алтарь Мира считается шедевром, самым известным скульптурным произведением эпохи Августа. Две трети верхних сцен на монументе заняты изображениями священнослужителей, а на оставшемся пространстве расположились фигуры из римской мифологии – Ромул, Рем, король Нума, Эней и др. Вероятно, Август считал себя потомком Энея, поэтому выбор фигур был определен. В нижней части монумента изображены сцены природы.

Изначально Алтарь Мира располагался на северных окраинах Рима – он стоял на северо-восточном углу Марсова поля, территории, которую Август превратил в своеобразный музей под открытым небом. Во 2-м веке н.э. алтарь обнесли защитной стеной, и он постепенно оказался погруженным в слой земли. Первые фрагменты монумента были обнаружены в 1568 году под зданием Палаццо Киджи – они были помещены на хранение на Виллу Медичи, в Ватикан, а также галереи Уффици и Лувра. В 1859 году еще одни фрагменты были найдены на той же территории под зданием Театра Олимпия, которое было частью Палаццо Перетти. Полвека спустя, уже после того, как обнаруженные фрагменты были идентифицированы как часть Алтаря Мира, в Министерство народного образования был направлен запрос на проведение дальнейших раскопок. Разрешение было получено, но когда половина монумента была уже откопана, а 53 фрагмента тщательно изучены, раскопки пришлось остановить. Только в 1937 году, к 2000-летней годовщине со дня рождения Августа, было решено возобновить работы с применением последних технологий. А в 1938 году по приказу Бенито Муссолини для защиты Алтаря Мира было построено специальное здание рядом с Мавзолеем Августа – это была попытка дуче создать тематический парк Древнего Рима во славу фашистской Италии.

Сегодня на месте здания, возведенного по приказу Муссолини, стоит новое строение, спроектированное американским архитектором Ричардом Мейером. Оно было открыто в 2006 году. Мэрия Рима планирует создать пешеходную зону вдоль берега Тибра, ведущего к монументу.

Символизирует присутствие в повседневной жизни римлян государственных религиозных праздников, которые издавна проводятся с соблюдением традиций. Ритуалы, проводимые еще с античных времен, всегда включали в себя определенные символы. Алтарь Мира, находящийся в Риме, был связан с определенными традициями, которые объединяли людей в то время.

Священные жертвы в честь богов, ритуальные обряды предсказателей и священников – всё это было направлены на поддержание социальной сплоченности общества, на его воспитание и развитие в необходимом направлении властителями. Алтарь Мира был местом проведения общественных пиров и олицетворял все мирные начинания Рима. Датируется найденный Алтарь Мира 9 г. до н.э. Величественное сооружение, созданное при императоре Августе, означало мир, воцарившийся в средиземноморье после многих лет войн и распрей. Мир принес император Август после походов в Испанию и южную Галлию (сейчас это территория Франции). Воздвигнутый по решению Сената памятник символизировал мощь и силу императора, сумевшего принести столь долгожданный мир стране.

Историки считают, что Алтарь Мира в Риме – это часть комплекса монументальных архитектурных сооружений, находившихся в районе Кампо Марцио (Марсово поле) вдоль древней улицы виа Лата (сейчас виа дель Корсо). Недалеко от ритуальных сооружений располагался Мавзолей Августа. Также считается, что огромные солнечные часы (Horologium Augusti) были частью древнего комплекса.

В 10 г. до н.э. в Риме оказались первые два обелиска, привезенные императором Августом. По надписям на этих обелисках можно понять, что они символизируют победу над Египтом и посвящены богу Солнца. Один из них, первоначально помещенный на арене Цирка Максимус, сейчас находится на площади Пьяцца дель Пополо. Второй обелиск также находится сейчас в Риме. Его использовали в качестве указателя для солнечных часов, сейчас он помещен перед Палаццо Монтекарио.

Символическая роль меньшего обелиска была достаточно значительной. 23 сентября – день осеннего равноденствия, император Август считал днем рождения. В этот день тень обелиска касалась Алтаря, указывая тем самым, что Октавиан Август был рожден для восстановления мира в государстве после длительного периода внутренних и внешних потрясений.

Алтарь Мира был возведен в месте, не случайно выбранном древними. Марсово поле всегда ассоциировалось с богом войны Марсом, использовалось для обучения воинов. 4 июля 13г. до н.э., когда Август вернулся с победой из Испании и Галлии, Сенат издал указ о возведении Алтаря Мира. Император Август провозглашался в этом декрете миротворцем и защитником государства. Церемония торжественного освящения состоялась 30 января 9 года до н.э., в день рождения Ливии, жены Августа. Алтарь Мира представлял сооружение из мрамора, которое находилось под открытым небом и имело ритуальное предназначение. Здесь римляне приносили ритуальные жертвоприношения и совершали традиционные обряды.

Алтарь Мира в Риме возвели рядом с Тибром, поэтому он постоянно страдал во время разлива реки. По сохранившимся свидетельствам, даже во II веке нашей эры Алтарь Мира имел уже значительные повреждения – многие части сооружения были сломаны и разобщены. Из года в год выносимый рекой ил и песок поднимали уровень поверхности вокруг Алтаря Мира, сокрыв, в конечном итоге на несколько сотен лет монументальный памятник, со временем подвергшийся забвению.

Чудесное открытие древнего артефакта

Благополучно забыв о сакральном монументе, римляне не пытались его искать. В середине XVI века неожиданно были обнаружены первые фрагменты Алтаря Мира при расчистке грунта под основание Палаццо Фиано, здание, которое и сейчас можно увидеть на via Lucina и via del Corso. В 1536 году во время подготовки к строительству палаццо из земли достали девять мраморных блоков большой величины, украшенных барельефами. Древние блоки сразу же были куплены представителями богатых семей. Несколько купил кардинал Джованни Риччи из Монтепульчано, позже он перевез их в Тоскану, а остальные оказались приобретением семьи Медичи во Флоренции, а также попали в Ватикан и Лувр во Франции.

В 1859 году производились работы, связанные с укреплением фундамента Палаццо Фиано, и оказалось, что разрозненные фрагменты античного артефакта до сих пор находятся в земле под зданием. Во время ремонта были обнаружены и извлечены рельеф Энея и глава бога Марса с рельефа Луперкаля. Немецкий историк-искусствовед Фридрих фон Дюн, профессор Гюйдельбергского университета, первым выдвинул предположение, что стоит связать найденные фрагменты с Алтарем Мира, речь о котором вел Октавиан Август в «Res Gestae Divi Augusti» («Деяния божественного Августа»), создавал он это автобиографическое произведение сам.

Однако понадобилось еще 20 лет, чтобы согласиться с выдвинутой гипотезой, уже в 1881 году историки пришли к выводу, что эти фрагменты принадлежат к чтимому древними Алтарю Мира в Риме. После этого было предложено продолжать раскопки и постараться воссоздать величественное сооружение. Работы по восстановлению Алтаря Мира в Риме велись до 1903 года, на поверхности оказались 53 фрагмента Алтаря Мира. Видимо, продолжение раскопок остановила боязнь разрушения здания, находящегося поблизости.

Фрагменты Алтаря Мира, извлеченные при раскопках в начале 1900-х годов

В начале двадцатого века появилась идея – собрать остатки вместе и попробовать реконструировать Алтарь Мира. С таким предложением выступил президент Пьемонтского общества археологии и изящных искусств Орест Маттироло, который тогда подверг серьезному изучению фрагменты древнего сооружения. Но эта идея не получила единогласной положительной поддержки. Наоборот идее даже придали политическую окраску, ведь к власти в 1921 году в Италии пришла фашистская партия, а получивший пост Председателя Совета Бенито Муссолини объявил себя Дуче – преемником древних римских императоров. 10 мая 1936 года он провозгласил Итальянскую империю.

Алтарь Мира Муссолини

Идея возрождения славы Великого Рима не оставляла сторонников фашизма в Италии. Алтарь Мира в Риме должен был символизировать величие фашистского режима. Сам Бенито Муссолини отождествлял себя с Императором Августом и утверждал, что все его действия направлены на продолжение преемственности Римской империи. Важную роль в пропагандистском возрождении играли искусство и архитектура.

Возобновление раскопок

В 1937 году раскопки решили возобновить. Для того, чтобы не было разрушений, были применены последние технологические достижения. Грунт во время раскопок Алтаря Мира замораживали для сохранения прочности, это позволило достать большое количество фрагментов Алтаря Мира, остававшихся в земле. Это было связано с запланированным на 1938 год празднованием юбилея 2000-летия со дня рождения Августа, первого римского императора.

Через год раскопки были завершены, и нужно было сложить все фрагменты, оказавшиеся на поверхности, воедино. Это оказалось самым сложным. Ведь никаких источников, которые могли бы помочь восстановить внешний облик Алтаря Мира в Риме, найдено не было. Ни рисунков, ни чертежей не сохранилось. Помочь могли только две монеты времен Древнего Рима эпох Нерона и Домициана, на которых Алтарь Мира был изображен с двух разных сторон.

Для помощи в процессе восстановления оригинального вида Алтаря Мира в Риме, в феврале 1938 года король Италии Витторио Эммануэле III издал специальный указ, согласно которому при Национальном университете появился отдельный факультет по изучению наследия императора Августа. Итогом работы факультета должно было стать объединение всех найденных фрагментов, даже тех, что оказались в частных коллекциях. Тем не менее, некоторые оригинальные фрагменты, которые по тем или иным причинам невозможно было вернуть, до сих пор остаются в Музеях Ватикана, Музее Лувра и в Галерее Уффици.

После размышлений о месте нахождения будущего восстановленного Алтаря Мира было решено установить его недалеко от полуразрушенного мавзолея Августа. Для подобной реконструкции требовалось снести достаточно много зданий рядом с мавзолеем, масштабным разрушением часто руководил сам Муссолини. Основное руководство над столь грандиозным проектом было поручено архитектору Витторио Баллио Морпурго. Именно ему было доверено возведение ключевого сооружения, пропагандирующего фашизм. В это же время на месте разрушенных зданий возникали новые палаццо, мощные, величественные, с обязательной пропагандистской символикой на фасадах. Эти палаццо можно увидеть и сегодня, если оказаться на Площади императора Августа, в центре которой и находится восстановленный Алтарь Мира.

Открытие Алтаря Мира в Риме 23 сентября 1938 г

Как и планировалось, 23 сентября 1938 года – к 2000-летию со Дня рождения императора Августа, Алтарь Мира был открыт с имперским размахом. Размещался Алтарь Мира в реликварии, придуманном архитектором Морпурго. Реликварий был создан из красного порфира с белым основанием из травертина.

Вид павильона Витторио Марпурго

Всё, находящееся в реликварии, должно было напоминать о взаимосвязи событий прошлого и настоящего. На стенах крытого павильона находились эпиграфические тексты «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния Божественного Августа), изложенные в обработке филолога Энрики Мальковати, Муссолини хотел, чтобы все его действия вызывали ассоциации с деяниями императора Августа.


Когда Италия стала участницей Второй мировой войны, Алтарь Мира в Риме закрыли для посещения. Алтарь был обнесен двухметровой стеной. Огромные витражные окна павильона были демонтированы и убраны для хранения в закрытое помещение района Сан-Лоренцо. 10 мая 1940 года итальянцы стали участниками войны и для спасения реликвии были предприняты все меры. Алтарь Мира завалили мешками с песком, чтобы обеспечить его сохранность. Но 19 июля 1943 года Рим подвергся атаке с воздуха американцами и бомбы попали в место хранения витражей Морпурго, оригиналы были уничтожены, а мешки с песком почти полностью разрушили рельефы, нанесенные во время реставрации 1937-38 годов. Алтарь Мира необходимо было восстанавливать вновь, как и мир вокруг.

1949 год ознаменовал начало возрождения Алтаря Мира в Риме. Высший Совет по древностям и изобразительному искусству организовал конкурс идей, который должен был остановить споры вокруг Алтаря Мира, а также лишить это сооружение сколько-нибудь политической идеи. Алтарь Мира в Риме предлагалось подвергнуть реконструкции и перенести в Академию изящных искусств. Но Римский муниципалитет решил оставить артефакт на прежнем месте, оградив его стеной в 4 метра, тем самым лишить его имперского величия.

Алтарь Мира в Риме до реконструкции 1970 г

В 1970 году было решено провести основательную реконструкцию здания, хранившего Алтарь Мира. Инициатором восстановительных работ стал Ротари-клуб, который провел конкурс проектов и учредил «Премию Ара Пачис», врученную за лучшую идею по восстановлению памятника. Вновь появились витражные окна вместо заложенных оконных проемов. А забор, закрывавший сооружение и затруднявший осмотр артефакта было решено снести. Долгие годы были потрачены на сохранение Алтаря Мира в том виде, который символизировал этот древний памятник. Но Алтарь Мира разрушался из-за перепадов температур, загазованности Рима, несмотря на все попытки его сохранить.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

В 1997 году появилась новая идея американского архитектора Ричарда Майера. Он предполагал возможность строительства нового павильона, отвечающего последним требованиям, в котором Алтарь Мира был бы защищен надлежащим образом.

В 2000 году масштабные работы, связанные с реконструкцией Алтаря Мира, были начаты.

Начало реконструкции 2000 г


От сооружения Витторио Морпурго оставили лишь одну восточную стену с нанесенным на нее в 1938 году эпиграфическим текстом Октавиана Августа «Res Gestae Divi Augusti».

Архитектор Ричард Майера спроектировал новое здание и занялся его воплощением в жизнь.

Новое открытие Алтаря Мира в Риме состоялось в 2006 году, на открытии присутствовал мэр Рима Вальтер Вельтрони, а также представители партии «Fiamma Tricolore». Без политического скандала вновь не обошлось, представители партии обвиняли правительство Рима в том, что было потрачено слишком много средств на восстановление Алтаря Мира, «чтобы осчастливить еще одного иностранного архитектора».

По сохранившимся документальным источникам было известно, что Алтарь Мира во времена Августа был богато украшен. Барельефы, как и все древнеримские статуи, были цветными. После реконструкции было решено применить цифровые технологии, чтобы оживить Алтарь Мира. В результате 22 декабря 2009 года стороны памятника осветили проекторами, наложив цветные изображения на фризы. Эта экспериментальная технология, впервые примененная в истории археологии, открыла для общественности памятник в новом видении, и была использована в дальнейшем для представления прочих археологических объектов Древнего Рима.

Уникальный музей, представляющий к осмотру только один экспонат, расположился на берегу Тибра. Это Алтарь Мира. И своим названием с музеем «поделился» тот самый единственный выставочный экспонат.

Алтарь Мира Августа посвящён римской богине мира и считается одним из древнейших образцов древнеримских скульптуры и архитектуры. Возведение алтаря было инициировано сенатом после триумфальных победы и возвращения великого императора Августа из похода на Галлию и Испанию (Иберию).

Алтарь Мира. Немного истории

Строительство памятника во славу Августа было начато в июле 13 года до н.э. Через четыре года работы были окончены, и 30 января 9 года до н э. алтарь был освящён сенатом. В этот день началась, так называемая, эпоха «римского мира». Алтарь Мира в Риме расположили в северной его части на Марсовом поле у дороги Виа Фламиниа. Падение римской империи и нашествия варваров привели к значительным разрушениям памятника. А потом его и вовсе смыло водами Тибра.

Год 1568 открыл новую страницу в книге под названием «Алтарь Мира». В тот год во время строительных работ над новым зданием были найдены куски барельефов древнеримского памятника. Эти обломки скульптурных композиций быстро «разлетелись» по частным коллекциям, а уже оттуда попали в Лувр, в и на виллу Медичи. Только спустя триста лет археологи выяснили, с чем столкнулись. Тогда и начались масштабные раскопки в этом районе. Поисковые работы продолжались вплоть до 20-х годов XX века, а в 30-х все части алтаря были собраны в единое целое.

Работы проходили под чутким руководством Бенито Муссолини, настоящего поклонника Августа. Диктатор, считавший себя наследником великого императора, приказал восстановить памятник и разместить его рядом с гробницей первого императора. В 1938 году на берегу Тибра фаворит Муссолини архитектор Витторио Морпурго возвёл здание, внутри которого расположился сам Алтарь Мира. Правда в 90-х годах прошлого века строение пришло в негодность и начало угрожать сохранности памятника древнеримской архитектуры. В 2003 году уже другой архитектор, выходец из Америки, занялся строительством нового музейного комплекса.
Торжественное открытие музея, построенного Ричардом Майером, состоялось в 2759-ю годовщину столицы – 21 апреля 2006 года.

Что представляет собой Алтарь Мира?

Алтарь, возведённый в честь великого императора, чрезвычайно прост и лаконичен по форме.
Его стены высечены из каррарского мрамора греческими мастерами и украшены барельефами и фризами. Здесь есть процессия, собирающаяся закладывать камень, и рельеф Теллуры. Но наиболее ценен барельеф северной части алтаря, изображающий семью императора Августа (его самого, жену Ливию, пасынка Тиберия и дочь Юлию). Некоторые барельефы и сегодня вызывают споры среди теологов, философов и историков.

По сути, Алтарь Мира состоит из таблиц, изображающих вино и животных, предлагаемых богам в качестве жертвоприношения, и корпуса, их окружающего. Практически всё внутреннее пространство занимает престол. Между двумя таблицами имеется проход. Скорее всего, он был нужен затем, чтобы вещества, используемые при жертвоприношении, беспрепятственно вытекали наружу.

В новом здании, кроме единственного экспоната, имеются ещё выставочные залы для временных экспозиций и аудитория для лекций. Кроме того, здесь сохранили одну из стен павильона, построенного Морпурго. На ней начертаны славные деяния императора Августа.

Музей Алтарь Мира располагается по адресу: Via Muzio Clementi, 9, 00193 Roma в Италии. Он открыт для посетителей с 9.00 до 19.00. Выходной день – понедельник. Добраться до него можно при помощи линии А столичного метрополитена. Выход – остановка Фламинио.

Контакты

Адрес: Lungotevere in Augusta, 00186 Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Часы работы: Вт — Вс с 09:00 до 19:00, Пн — выходной

Стоимость: 10.50€, льготный — 8.5€

Официальный сайт: www.arapacis.it

Как добраться

Метро: станция Spagna (линия А)

Автобусы: остановка Augusto Imperatore/Ara Pacis (№№ 81, 628, N25)

Италия — страна, которая сегодня ассоциируется с сытной пастой, пиццей, загорелыми барышнями и настоящими мачо. А когда-то на ее просторах располагалась часть огромной Римской империи и все дороги вели в город, который является современной столицей.

Рим переполнен достопримечательностями, значительная часть которых, появилась около двух тысячелетий тому назад. Римский форум, и , наверное, знают все, но это далеко не все, что можно посмотреть в итальянской столице.

Любителям старины и просто туристам, жаждущим увидеть что-нибудь необычное, придутся по душе развалины , первые христианские храмы и языческие жертвенники. В этой статье речь пойдет об Алтаре Мира, памятнике архитектуры эпохи Октавиана Августа.

Алтарь Мира в Риме — немного истории

Решение о строительстве Алтаря мира (Ara Pacis) было принято римским сенатом 4 июля 13 г. до н.э. В то время консулом Рима был Ти

Берий Нерон. Монумент возвели в честь возвращения императора Августа после победоносных боев в Испании и Галлии. Его открытие произошло 30 января 9 г. до н.э. Магистраты, жрецы и весталки должны были совершать на алтаре ежегодные жертвоприношения.

Жертвенник находился на Марсовом поле , на севере от построек Агриппы. В старину там проходили маневры пехоты и кавалерии. Сегодня это место, где расположен Палаццо Фиано-Перетти-Альмаджа (угол Корсо и виа ин Лучина), западная сторона виа Фламиниа.

В XVI веке Ara Pacis Augustae находилась в пойме реки Тибр, где она была погребена под четырьмя метрами ила. Первые останки алтаря были обнаружены рядом с Палаццо Фиано в 1568 г. Следующие фрагменты были найдены в 1859 г. Со второй половины 1800-х гг. раскопки начали проводить регулярно. С 1903 г. целенаправленно начали искать остатки Алтаря Мира.

В 1938 г. Бенито Муссолини построил защитные здание для алтаря возле Мавзолея Августа.

Исследования, сделанные в 90-х гг. XX века показали, что алтарь плохо защищен. Городская администрация решила провести серьезную реконструкцию и заменить здание, которое появилось в 1938 г. Современный комплекс строили в 1996 – 2006 гг. С 21 апреля 2006 года музей Алтарь Мира открыт для посетителей.

Алтарь Мира в Риме — описание

Когда мы впервые слышим о Ara Pacis, то сразу не можем понять, что это старинный монумент или выставочный зал. Благодаря стараниям современных архитекторов удалось сделать невероятное. Кроме того, что в комплексе хранится алтарь эпохи императора Августа, там проходят лучшие выставки Рима.

Музей Алтарь Мира — корпус прямоугольной формы, выполненный из стекла и бетона. Наиболее ценный памятник эпохи Августа сейчас надежно защищен от пыли, выхлопных газов, вибрации, изменений температуры и влажности. При строительстве музейного комплекса использовались инновационные технологии, которые позволяют уберечь Алтарь Мира от разрушения. Помещение было спроектировано архитектурной студией американца Ричарда Мейера.

Чтобы добраться до центрального павильона, посетители проходят через затемненную зону. Естественный свет, который освещает Ara Pacis, фильтруется через 500 квадратных метров кристаллических панелей. Это дает возможность ощутить единство пространства музея с внешним миром, а также помогает создать тишину, необходимую, для того, чтобы насладиться памятником в полном объеме.

Алтарь — общепризнанный шедевр, самый известный из сохранившихся примеров скульптуры, существовавшей в Древнем Риме. От греческих образцов его отличает наличие неидеализированных фигур , вып

Олненных в натуральную величину, и узнаваемых портретов людей . Он должен был показать военное превосходство Римской империи и визуально напоминать о славной династии Юлиев-Клавдиев.

Основная часть Алтаря Мира – это стол, на котором происходили жертвоприношения . К нему ведут ступени. Вокруг алтаря есть специальные проходы. Они, вероятно, использовались для стока крови и воды, которой мыли жертвенник. Центральная часть древнеримского алтаря окружена стенами.

Материал, из которого построен Алтарь Мира – отточенный белый мрамор – в старину делал его более заметным среди других построек Рима. На нем изображены эпизоды жертвоприношения богам. Среди фигур на стенах можно увидеть мужчин, женщин, детей, священнослужителей, обслуживающий персонал, гостей города или рабов.

Узнаются образы императора Августа в лавровом венке (символ мира), его зятя Марка Випсания Агриппы, жену Ливию, пасынка Тиберия, дочери Юлии, Гая Юлия Цезаря Випсаниана, Луция Домиция Агенобарбы, Секста Аппулея, Домиция, Германика, Гнея Домиция Агенобу, Антония Младшего, Антония Старшего и др. Средняя часть стен монумента занята изображениями фигур, которые упоминаются в мифах Древнего Рима, ниже – скульптуры природы (растительные орнаменты).

На восточной стене Алтаря Мира находится плохо сохранившийся рельеф с женщиной-воином . Искусствоведы думают, что это Рома. Она сидит на куче оружия, отнятого у противника. Изображение восстановлено, поэтому многие ученые считают его неверным. Трудности связаны еще и с тем, что Алтарь есть на монетах Нерона и Домициана, но о его изображениях нет никаких упоминаний в документальных источниках.

Другие панели уцелели больше. На них — богиня плодородия и процветания с близнецами на коленях, момент, когда пастух Фаустул нашел Ромула и Рема, приношение свиньи в жертву. Северная стена имеет около 46 сохранившихся или частично сохранившихся фигур. Там – священники, члены императорской семьи со спутниками.

Ученые склонны к тому, что первоначальное месторасположение Алтаря Мира позволяло, чтобы в день рождения Августа, на сооружение падала тень от солнечных часов, находящихся поблизости.

Где находится музей Алтарь Мира и как до него добраться

Алтарь Мира расположен на берегу , на углу Lungotevere in Augusta и via Tomacelli. Это район Кампо-Марцио.

Как доехать до Алтаря:

  • Чтобы добраться до памятника архитектуры можно доехать на до станции Flaminio и пройти около 500 метров.
  • Если вы хотите сократить время, на пьяцца Flaminio сядьте на автобусы №№ 628-926 и выходите на остановке «Augusto Imperatore/Ara Pacis». От метро Spagna можно дойти по via Condotti и via Tomacelli. Двигаться надо в сторону главной реки Рима. К достопримечательности можно также добраться автобусами №№ 224, 590.

На набережной Тибра есть автомобильная стоянка.

Часы работы музея:

  • вторник-воскресенье с 9.00 до 19.00 .
  • 24 и 31 декабря в Алтаре Мира можно побывать с 9.00 до 14.00 .

Стоимость билетов:

  • взрослый — 10,50 € ,
  • льготный — 8,50 € .
  • Для римских граждан — 8,50 € и 6,50 € соответственно.
  • В зависимости от временных выставок, которые проходят в музее, цена меняется. Так с 12 марта 2015 года вход в музей и на выставки «Эспозиционе Универсале Рим. Уна читта нуова даль Фашизмо альи анни ’60» и «Беверли Пеппер алль’Ара Пачис» будет стоить 14,00 € (12,00 €) и 12,00 € (10,00 €) для римлян.
  • Аудиогид обойдется в 4,00 € .
  • Бесплатный вход предоставляется всем детям до 6 лет, жителям Рима до 18 лет, старше 65 лет, с доходом меньше 15 000 €, гидам, переводчикам и т.д.

Есть возможность приобрести билеты онлайн. В таком случает достаточно распечатать электронный чек и предъявить его у турникета. Ara Pacis также включен в туристическую карту .

Алтарь Мира на карте Рима:


Top