Тибетские поющие чаши -древняя медитация! Поющая чаша — что она делает и какой эффект оказывает.

Поющие или тибетские чаши - это уникальный музыкальный инструмент. Они используются для медитаций и различных духовных практик, с целью релаксации и проведения религиозных обрядов. Удивительные свойства чаш помогают восстанавливать энергетику чакр и очищать тонкие тела.

Звук тибетских чаш чем-то напоминает звон колокола. Но если колокола движутся при воспроизведении звуков, то поющие чаши остаются на месте. Мастер, играющий на чаше, может использовать две различные техники:

  1. Специальным стиком (палочкой) водить по внутренним краям чаши, создавая долгий, будто бы «поющий» звук. Он напоминает гудящие колокольчики.
  2. Наносить легкие удары стиком по внешнему краю чаши. Если ударять по нижней части, то звук рождается более низкий, глубокий. Вплоть до низкочастотного гула, вводящего в транс.

Поющие тибетские чаши впервые появились в Гималайском регионе. Хотя в названии есть слово «тибетские», доподлинно неизвестно, где именно они были созданы.

Затем эти музыкальные инструменты стали использовать в Индии, Бутане, Непале. Далее они распространились вместе с буддизмом по Азии в Китай, Таиланд, Японию, Вьетнам и другие страны. На сегодняшний целительная музыка поющих чаш известна также в Европе и Америке.

В древности их производили из особого сплава 5 металлов, имеющего название «панчалоха», в который входят:

  • медь (как основа);
  • цинк;
  • олово;
  • железо;
  • золото, или серебро, или никель.

Таким образом получалась латунь или литая бронза, в которую был добавлен драгоценный металл.

Существует красивая легенда возникновения поющих чаш. В стародавние времена основной религией в Тибете являлся шаманизм. Ламы регулярно выходили на связь в Высшими Духами. В один прекрасный день Духи сообщили, что на Земле вскоре появятся необыкновенные предметы Силы, позволяющие людям разговаривать с Космическим разумом.

Ламы принялись медитировать, чтобы понять послание Духов. Они выяснили, что предметы Силы будут по форме похожи на чаши, при этом выплавлять их нужно из смеси 8 металлов. Среди этих металлов: медь, золото, серебро, железо и др.


Но вот последний восьмой элемент так и остался загадкой для Лам. Чаши, которые выплавляли из смеси 7 элементов не приносили обещанных результатов.

После этого Ламы вновь спросили Высших Духов, как им отыскать недостающий элемент. В ответ им был послан метеорный дождь.

Тибет находится высоко над уровнем моря, поэтому метеориты, которые падают на его территорию, проходят более тонкий слой атмосферы, следовательно, обладают иными свойствами, чем метеориты в остальных частях света. Руда из этих метеоритов стала заключительным 8-ым элементом.

Чаши в наше время

Популярность поющих чаш растет изо дня в день. Современные модели как правило значительно проще по исполнению, чем их древние аналоги. Эти музыкальнее инструменты производят из меди или бронзы, в которые не добавляют драгоценные металлы. Безусловно, это влияет на воспроизводимые звуки — их «богатство» и глубину.

Различают также изделия, изготовленные:

  • ручным методом — они дороже;
  • и машинным методом — более дешевые.

Самыми лучшими считаются изделия, выполненные с помощью ручной ковки с использованием сплава из 3 или более металлов.

Поющие чаши Тибета стали не только атрибутом духовных и религиозных практик, но также сувенирной продукцией. Путешественники везут из Непала и Индии современные образцы. Они обычно украшены изображениями божеств, различными орнаментами, символами удачи или мантрами.

Принципы действия

Человек в современном мире окружен всевозможными вибрациями. А так как наше тело на 90% состоит из воды, то организм человека способен чутко реагировать на них. Вспомните, как вибрации от брошенного в воду камня рождают круги на воде… Аналогично и в теле человека рождается внутреннее движение, резонанс на клеточном уровне.

Различают гармоничные и дисгармоничные вибрации. Вторые часто окружают человека — это и технологический шум, и высоковольтные провода, и многое другое.

Гармоничное звучание поющих чаш помогает противостоять негативному влиянию современной техногенной цивилизации.

Поющие чаши Тибета в процессе звучания рождают две волны, идущие по спирали:

  • расходящуюся наружу волну — забирает прочь в окружающее пространство весь негатив.
  • звук, закручивающийся внутрь, который привлекает чистую Космическую энергию на благо здоровья и благополучия.


Медитация

Познакомиться с необыкновенным влиянием тибетских чаш можно двумя основными способами, о которых я расскажу ниже.

  1. Самый лучший способ — это посещение концерта или сеанса медитации с поющими чашами. Их проводят, например, в клубах йоги или буддистских центрах. Обычно такой сеанс выглядит следующим образом.

Для участников в зале расстилают коврики для йоги или матрасики. В передней части зала располагается музыкант и несколько поющих чаш. Возможно оформление зала свечами и ароматическими палочками с целью создания медитативного настроения.

Когда участники займут свои места, им предлагается закрыть глаза, расслабить всё тело и погрузиться в музыку. Многие при этом испытывают глубинное чувство гармонии со Вселенной в Божественной любви.

  1. Если первый вариант недоступен, то можно посмотреть видеозаписи в интернете. Существует большое количество разнообразных видео поющих чаш. Конечно, эффект от них не такой сильный, как от живого концерта. Но всё же общее представление и медитативный эффект получить можно. Вот пример такого видео:

Медитация оказывает целительное воздействие на человека. Слушая пение этих музыкальных инструментов, мы помогаем уму успокоиться и временно замолкнуть. Внутреннее молчание очень важно в процессе духовного роста.

Удивительные и завораживающие звуки помогают установить связь с Космическими энергиями и познать свою истинную сущность. Восприятие становится более тонким, а чувства — глубокими.

Массаж

Звуковой массаж поющими чашами является уникальным оздоровительным методом, позволяющим сбалансировать энергии всего организма человека.

Существуют разные методики такого массажа. В одном из них чаши располагаются вокруг тела человека. При этом в районе ног ставятся более крупные чаши, которые издают глубокие звуки. А ближе к голове — маленькие с тонкими стенками, звук от которых высокий и радостный.

Мастер начинает ударять попеременно о разные чаши. Там, где звучание изменяется, у человека проблемная зона. Здесь мастер задержится подольше, чтобы гармонизировать энергии. Таким образом энергетика приходит в равновесие.

Перед началом сеанса мастер обязательно предупредит вас о противопоказаниях.

Целительная музыка тибетских чаш помогает в лечении и профилактике целого ряда проблем организма человека, это:

  • трудности концентрации;
  • депрессия и стресс (читайте статью о );
  • фобии и страхи;
  • мышечное напряжение;
  • нестабильность эмоциональной сферы;
  • бессонница;
  • гиперактивность;
  • хроническая усталость.

С помощью массажа поющими чашами можно заниматься восстановлением . Перед началом сеанса мастер подбирает подходящую чашу для каждой чакры. Важно, чтобы был резонанс от извлекаемых звуков. Далее мастер держит чашу над определенной чакрой и извлекает звуки, последовательность — от к верхним чакрам.


Поющие чаши лечебны по своей природе, при их использовании наблюдается быстрая смена нервозности на умиротворенное состояние, наблюдается всплеск творческих озарений, успокаивается ум, а боль, если на место ее проекции в теле поставить чашу и извлечь звук, постепенно уходит.

Тибетские поющие чаши

Поющие чаши Тибета – самый загадочный музыкальный инструмент, представляющий собой разновидность колокола. Появление чаш окутано легендами. Считается что сама чаша – это символ матки, а стик – фаллический символ. Звук, рождаемый от соприкосновения стика и чаши – это ребенок. Глубинный звук чаши достигается за счет того, что сплав чаши содержит до 7 разных металлов, а древние чаши, хранящиеся в музее содержат до 12 металлов, но технология изготовления такой чаши канула в Лету.

Польза поющих тибетских чаш

Многие эффекты, от воздействия чаши на организм человека раскрываются не сразу, постепенно, и в этом магия чаш. Во время сеанса происходит трансформация сознания. Поющие чаши польза:

  • регулируется артериальное давление;
  • если это массаж чашами – проходят спазмы, наступает мышечное расслабление;
  • меняется душевное состояние, уходит невроз, депрессия;
  • нормализуется сон;
  • улучшается метаболизм;
  • у женщин нормализуется менструальный цикл;
  • улучшаются все психические процессы организма;
  • на тонком плане – повышается энергетика, гармонизируются чакры.

Поющая чаша – что она делает?

Поющая чаша для чего она нужна – этим вопросом задаются люди, впервые узнавшие о таком виде терапии. Еще 10 веков назад, чаши использовались тибетскими монахами для вхождения в трансовое состояние и отрешение ума от мирских забот, вхождение в космический поток и ощущение единства со всей вселенной. В настоящем времени поющие чаши широко используются в массаже, нидра йоге, в медитациях, оказывая свои исцеляющие свойства на организм.

Массаж поющими чашами

Пассивная гимнастика или массаж поющими тибетскими чашами осуществляется после полного расслабления и погружения человека в легкий транс. Сама техника звукового массажа выполняется следующим образом:

  1. Пациент принимает положение лежа на спине на полу.
  2. Поющая чаша как пользоваться при массаже? Звукорезонансный терапевт или массирует одной чашей энергетические центры, или выставляет чащи на проекции чакр, больных органов.
  3. Поочередно из каждой чаши специалист извлекает звук путем пестика или стика-резонатора, проводя по краю емкости.
  4. Вибрация звука поющих чаш проникает во все клетки тела и иногда возникает очень глубокий гиптотический транс во время которого происходит .
  5. Пациент меняет положение, ложится на живот и вся процедура с чашами повторяется.

Поющие чаши – звукотерапия

Лечение поющими чашами сегодня практикуется во многих центрах нетрадиционной медицины. Специалист по звукорезонансной терапии подбирает для пациента чаши так, чтобы звук вызывал расслабление и умиротворение, а это индивидуальная работа. Бывает так, что звук какой то одной чаши вызывает у человека тревожность, этого не должно быть. Выбирая чаши для самостоятельной звукотерапии важно повзаимодействовать с ними, послушать, есть ли сонастройка и лишь после этого приобретать.

Тибетские поющие чаши – во многом магичны, считается что звук, который они порождают, может проходить сквозь время и пространство. Полезное упражнение из звукотерапии с использованием чаш:

  1. Принять комфортное положение.
  2. Отпустить все мысли, полностью расслабиться.
  3. Провести по краю чаши пестиком, настроиться на звук, почувствовать как он проникает в каждую клеточку тела.
  4. Сонастроиться на тональность и начать поочередно пропевать гласные звуки в тон чаши: А, И, О, У, ОУМ.
  5. Закончить упражнение глубоким дыханием.

Очищение пространства поющими чашами

Исцеляющая музыка – поющие чаши, звук колоколов обладают способностью гармонизировать пространство, чистить его от застойной энергии. Происходит это благодаря тому, что извлекаемый звук создает завихрение или спираль в центре чаши призывая космический благостный поток, а негативная энергия уходит. Для того чтобы очистить помещение нужно взять чашу, зажечь благовония и обойти комнату по часовой стрелке, извлекая звук, особенное внимание нужно уделить углам. Пройтись от 3 до 7 раз. Если звук извлекается унылый важно оставить чашу в центре комнаты на некоторое время.

Медитация – поющие чаши

Медитация «тибетские поющие чаши», как и все медитации выполняется при соблюдении следующих моментов:

  1. Важно принять удобное положение сидя или лежа.
  2. Расслабиться.
  3. Сделать несколько дыхательных циклов: медленный вдох на 2 счета и еще более медленный выдох на 4 счета.
  4. Направить свой внутренний взор на ту область тела, чакру с которой нужно поработать, если это аудиозапись то позволить себе раствориться в звуках извлекаемой чаши, если есть чаша, то можно начать извлекать из нее звук ладонью или стиком и начать вслушиваться в этот звук пропуская через свое тело.
  5. Вернуться сознанием во внешний мир, вдох-выдох, поблагодарить себя, чашу за прекрасную медитацию.

Йога – поющие чаши

Йога психического сна или по-другому йога нидра с поющими чашами – это медитация на глубокое расслабление ума и тела. Звуки чаш помогают добиться «бессловесности» ума, происходит беспрепятственное течение по телу, гармонизируются все энергетические центры. Иногда, человек засыпает в медитации и 20 минут сна кажутся ему несколькими часами по окончанию практики. Йога нидра с применением чаш омолаживает организм и позволяет направить фокус внимания человека внутрь себя.

Поющие чаши для гармонии чакр

Восточные духовные течения идущие из древности, рассматривали тело человека как очень совершенный механизм, поломки, неблагополучия которого происходили из-за разбалансировки того или иного энергетического центра (чакры). Таких центров в теле огромное количество, даже отдельная клетка является чакрой, но основных энергетических котлов – 7, расположены они вдоль позвоночного столба и головы.

Американский музыкант Джонотан Голдман, специалист по обертонному пению исследуя поющие тибетские чаши пришел к выводу, что каждая чакра реагирует на определенный звук и исцеление поющими чашами происходит, когда человек сосредотачивается на той области, которая нуждается в исцелении, а звук извлекаемый чашой воздействует на чакру исцеляя тело. Поэтому Джонотан подобрал поющие чаши для каждой чакры, звучащая нота, соответствующая энергетическому центру заставляет чакру вибрировать в унисон:

  • муладхара – нота ДО, чакра ответственна за базовый инстинкт выживания, уровень жизненной силы, здоровья, гармонизация с помощью чаши помогает усилить общую энергетику, выносливость;
  • свадхистана – нота РЕ, связана с оплодотворением, материнством, сексуальностью, поющие медные чаши со звуком ноты Ре гармонизируют сексуальную энергию, раскрываются творческие способности, лечится женское и мужское бесплодие;
  • манипура – нота МИ, нервный котел, солнечное сплетение, мощь и сила, харизма, высокая воля – все это дает развитая манипура, чаша помогает балансировать этот центр если есть нервное истощение, безволие, болезни пищеварительной системы;
  • анахата – нота ФА, сердечный центр, принятие и любовь во всех ее проявлениях, медитация чашей со звуком ноты ФА помогает справиться с обидами и вновь посмотреть на близких и на мир с любовью;
  • вишудха – нота СОЛЬ, творение через голос, выражение через эмоции, балансировка этой чакры помогает убрать застревание чувств и эмоций на уровне горла, очень часто во время медитации, человек может начать плакать –это процесс исцеления;
  • аджна – нота ЛЯ, медитация чашами помогает пробудиться интуиции и экстрасенсорным способностям;
  • сахасрара – нота СИ, этот энергетический центр связывает человека с божественным, с космической энергией, звук чаши в тональности СИ дает почувствовать свою сопричастность к Творцу.

Как долго работать поющими чашами?

Поющие чаши Тибета – лечение воздействием звука на все системы человеческого организма всегда индивидуально. Сам сеанс может длиться от 20 минут до 1 часа. Многое зависит от задачи, с которой человек приходит и готовности довериться процессу. У кого-то после первого сеанса уходят тяжелые мигрени, бессонница, другим нужно больше сеансов, чтобы застарелые психотравмы, психосоматика ушли. Трансформация сознания случается уже во время сеанса и еще долго сопровождает человека, меняются мысли, ум успокаивается, уходит тревожность.

Поющие чаши – обучение

Пройти обучение для работы с тибетскими чашами можно в йога-центрах, а также центрах , которые существуют во многих городах и очень часто в таких центрах проводятся курсы поющих чаш специалистами, прошедшими обучение на Тибете. В Непале существует несколько центров звукорезонансной терапии, например «Центр поющих чаш и гонгов» В. Сурикова, в Москве тоже есть такой центр. Международная школа «Sound Yoga» проводит обучающие семинары как за рубежом, так и в странах СНГ, России.

М ногим знакомы звуки поющих чаш, однако иногда возникают те или иные вопросы по этому поводу. В этой статье мы изложим историю поющих чаш и объясним основные принципы их устройства и действия.

Происхождение поющих чаш

Родина металлических поющих чаш - страны Востока. Несмотря на то, что их происхождение и изначальное предназначение до сих пор окутаны покровом тайны, всё же известно, что когда-то, давным-давно, эти чаши использовались в ритуалах и церемониях, включавших работу со звуком. На Запад поющие чаши были впервые привезены с Гималаев только во второй половине XX века, после вторжения китайцев в Тибет в 1950-е годы.

Поющие чаши у нас называют по-разному: музыкальные чаши, звучащие чаши, тибетские чаши, поющие чаши Тибета. Они не предназначены для хранения жидкостей или сыпучих материалов, они создают звучащие энергетические поля, насыщающие пространство положительной энергией.

Кроме тибетских чаш (родом с Гималаев) существуют также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи своё особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши. Поразительное мастерство древних ремесленников, которые уже много веков назад умели создавать произведения искусства, наделённые такой необыкновенной силой и звучностью, заслуживает огромного уважения и тщательного изучения.

Существуют также кристаллические, кварцевые поющие чаши. Их производят в США. Выглядят они очень красиво и издают весьма своеобразный звук. Такую чашу можно в точности настроить на определённый тон.

Если вы используете несколько поющих чаш, поместите между ними кристаллы горного хрусталя. Горный хрусталь очищает и усиливает энергию взаимодействия между чашами, а резонанс, производимый чашами, в свою очередь, очищает кристаллы.

Тибетские поющие чаши – это средство медитации, которое издавна использовалось в духовной практике. Такие чаши изготавливаются из уникального сплава металлов, который позволяет получить необычный звук, который существенно отличается от звучания любых других музыкальных инструментов. Если мы поставим несколько чаш в ряд, то увидим, как они отличаются друг от друга. Чаши всё равно будут разными, даже если у них одинаковый диаметр. Этот эффект достигается способом ковки чаши, а также разным сплавом металлов, применяемым в изготовлении чаш.

Форма поющей чаши

Звук и тембр поющей чаши зависят не только от её размера, но и от особенностей строения, например, от ширины обода, толщины стенок, соотношения диаметров донца и обода, от профиля днища и так далее.

При изготовлении большинства гималайских поющих чаш, используемых в наши дни, соблюдались особые правила, определяющие ширину, профиль и декор обода, угол наклона стенок к днищу. Хорошая поющая чаша непременно имеет правильную форму: все её изгибы гармоничны. Извлекая звуки из поющей чаши, исполнитель обычно ставит её на подстилку из ткани или держит в руке. Если днище чаши слишком плоское, то на плоской твердой поверхности она не производит достаточно сильного резонанса. Диапазон обертонов чаши зависит от толщины стенок и от состава сплава. Поверхность подлинных поющих чаш ручной работы покрыта мелки¬ми вмятинами - следами от инструмента мастера, формовавшего сплав. Эти углубления должны гармонировать с формой чаши в целом, иначе в обертонах возникает диссонанс. Чем толще стенки чаши, тем более явственно слышатся унтертоны; чем тоньше стенки и чем меньше чаша, тем слышнее обертоны. При ударе молоточком чаша не должна дребезжать или издавать какие бы то ни было призвуки. Подлинные чаши правильной формы звучат чисто и ясно.

Существует множество легенд о происхождении поющих чаш , хотя истинная история их происхождения такая же загадочная, как сами Гималаи и тибетские монахи.

Согласно первой легенде появление поющих чаш связывают с духовным правителем Тибета, Пятым Далай Ламой, который построил в Дрепунге свой первый дворец, и дал ему название Кунгар Ава. Трон правителя был создан в виде поющей чаши. Многие верующие приходят в монастырь в Дрепунг, чтобы поклониться священной поющей чаще. По их верованиям, человек, который слышит её пение, никогда не попадёт в их тибетский ад, который у них называется «нарак».

Вторая легенда предполагает , что поющие чаши Тибета пошли от странствующих монахов. Они бродили по свету с чашами для подаяния, куда для них опускали деньги или еду. Монахи должны были с благодарностью принимать любое, даже самое скудное подношение. Через это принятие они достигали высшего духовного просветления, а через него – чувство единства со всем миром, любви ко всему живому.

Третья легенда древнее прочих . Она рассказывает о тех временах, когда основной религией в Тибете был ещё шаманизм, и верховные ламы получали знания от общения с Высшими Духами напрямую. Однажды им обещали дать такие предметы силы, с помощью которых любой человек сможет общаться с Высшим Разумом напрямую. После глубоких медитации и транса жрецы увидели, что те предметы, о которых говорили духи, имеют форму чаш и сделаны из сплава восьми различных металлов: олова, железа, меди, цинка, свинца, золота, серебра, а восьмой элемент остался неузнанным. Сначала ламы пытались изготовить чаши из первых семи элементов, но получившиеся чаши не связывали их с Космосом. И они снова обратились к Высшим Духам, совершив особый ритуал, чтобы он помог им получить ответ о том, как правильно изготовить чаши. После этого в районе горы Кайлас начался метеоритный дождь – так духи послали им недостающий элемент, которым оказалась руда этого метеорита. Изготовленная из восьми элементов чаша издавала необычное по силе и вибрации звучание. Тысячи монахов участвовали в религиозных церемониях, в которых применялись поющие чаши. Они очищали пространство и посылали в него потоки жизнетворной позитивной энергии.

Вибрация

Нада брахма: весь мир - звук.

Современная наука подтверждает это древнеиндийское изречение: всё на свете, не исключая даже самую плотную материю, производит вибрации. Человеческое тело состоит в основном из воды, а вода - превосходный проводник вибраций: от брошенного в воду камня возникают волны, равномерно расходящиеся по поверхности и под водой. Внешние вибрации, будь то свет, электромагнитное излучение или звуки, вызывают в нашем организме самые разнообразные реакции - не только посредством слухового восприятия, но и главным образом через резонанс на клеточном уровне. Наши тела с готовностью откликаются на всевозможные колебания в окружающей среде, и в том числе на звуки. Звук и вибрация поющих чаш оказывают уравновешивающее и гармонизирующее воздействие.

В современном западном мире нас повсюду окружают источники вибраций, опасных для здоровья: транспортные средства, высоковольтные провода, флуоресцентные лампы... Они нарушают равновесие организма и истощают тело и разум.

Богатые обертонами звуки поющих чаш с успехом противостоят этому разрушительному влиянию. Они настолько чисты и гармоничны, что способны восстанавливать порядок даже посреди хаоса негативных вибраций. Достаточно просто сесть или лечь, расслабиться и раскрыться навстречу этим звукам - и всё произойдёт само собой.

Тибетские поющие чаши используются как вспомогательный инструмент при медитации, но также они очищают и гармонизируют пространство, используют для очищения воды и придания ей целительных свойств. Это уникальный предмет духовных практик, который несёт в себе гармонию, добро и спокойствие, и даже в неумелых руках не принесёт вреда.

Резонаторы для поющих чаш

Поющие чаши являют собой вид колокола-резонатора, который распространяет волны звука и энергии, заряжая окружающее пространство. Чаша может иметь любое происхождение, бывают чаши из Тибета, Индии, Непала, королевства Мустанг. Главное, что нужно знать, это то, что настоящая поющая чаша должна быть кованой, а не фабричного производства, чтобы её «голос» имел свою индивидуальность, соотносился с вашим внутренним состоянием, был настроен на вашу ауру.

Поющие чаши создают вибрацию, извлекая из себя обертоны божественных звуков. Они очищают и успокаивают душу, наполняют её гармонией, подготавливают пространство для медитативных практик, изменяют негативную энергию.

Для извлечения звука из гималайских поющих чаш обычно используются два приёма: удары и трение. Чтобы заставить чашу петь, используются специальные стики-резонаторы. Когда вы вращаете его по краю чаши, она издаёт звук, напоминающий вибрацию или гудение. Важно, чтобы голос поющей чаши подходил именно вам, чтобы он не раздражал вас, а наоборот, успокаивал.

Стик-резонатор чаще всего представляет собой короткую и толстую деревянную палочку, напоминающую по форме пестик для ступки. Стоит отметить, что важно соотносить диаметр, длину и вес резонатора. Часто если чаша не поёт, то дело не в том, что она неисправна, а в неправильно подобранном стике или в неправильном его использовании.

Он должен быть подобран соразмерно диаметру поющей чаши. Вы должны понимать, что, к примеру, стик диаметром около 25 мм. не способен извлечь звук из поющей чаши большого диаметра, но он хорошо подходит для работы с маленькими чашами. Для массивных кованых поющих чаш с большой глубиной и объёмом поверхности подойдёт стик диаметром от 4 сантиметров и более.

Для того чтобы извлечь звук из чаши, при вращении стика важно держать запястье в одном положении, когда вы перемещаете руку по окружности. В таком случае не меняется угол соприкосновения резонатора с чашей. Важно также не менять давление на стенки чаши на разных её участках. Всем этим компонентам – давлению, углу соприкосновения и равномерности движения – следует уделять равное внимание, в особенности, если ваша чаша имеет высокие края.

Поющая чаша с преимущественно обертональным звучанием может менять тона при изменении давления на её стенки. Если использовать, как обычно, прямой угол соприкосновения, перпендикулярно стенкам чаши, то она будет издавать низкие звуки, если увеличивать угол наклона, то звуки будут более высокими.

Существуют также различные виды резонаторов для поющих чаш, что также имеет значение в деле извлечения музыкальных звуков. Стики-резонаторы могут быть сделаны из различных сортов дерева, они могут быть чисто деревянными или покрытыми кожей, они бывают с резьбой или резными фигурками. Для маленьких чаш с тонкими стенками, которые звучат достаточно высоко, может использоваться металлический ударный молоточек, который помогает извлекать из них звонкие высокие звуки.

У деревянных резонаторов степень извлекаемого звука зависит от типа древесины, из которой сделан резонатор. Непальские стики, в основном, изготавливают из древесины твёрдых пород. Такой стик считается более непослушным и в неопытной руке может выскальзывать из ладони, ударяться о чашу, заставляя её издавать дребезжащие и визжащие звуки. Его лучше использовать более опытным и продвинутым мастерам игры на поющей чаше. Для начинающих лучше подойдёт стик-резонатор из древесины более мягких пород, которые взяты не из сердцевины дерева, а из верхних, более мягких пород.

Деревянный стик чаще всего используется для извлечения высоких тонов. Однако также считается, что кожа выравнивает резонатор, и звучание получается чище, без каких-либо побочных звуков. Однако существуют маленькие поющие чаши, которые можно запустить только деревянным резонатором.

Какие-либо дополнительные фигурки на резонаторе могут помещать извлечению чистого звука, однако мастера пользуются и такими. Что касается резных колец, которые часто присутствуют на стиках, то они обычно не препятствуют образованию звука.

Малые чаши и их маленькие резонаторы-молоточки, как правило, используются в совокупности с чашами больших объёмов. Этот эффект нарастания звука может использоваться, например, для звукового массажа или на музыкальных выступлениях народных коллективов.

В любом случае, важно понимать, что чаша и стик – это две единые части одного гармоничного музыкального процесса, и они должны идеально подходить друг другу, быть со-настроенными, то есть настроенными друг на друга. Поэтому при выборе поющей чаши нужно так же тщательно выбирать и стик-резонатор, ведь он не менее важен в деле извлечения звука.

Для этого служат специальные молоточки и палочки разной величины, изготовленные из различных материалов. Чаше всего применяются гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой; встречаются также маленькие металлические палочки и большие войлочные молотки. Уверенно, но плавно потирая палочкой обод чаши, из неё можно извлекать звуки различных тонов с унтертонами и обертонами - в зависимости от положения палочки и скорости трения.

Плавные круговые движения дают почти непрерывный основной тон; интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения. Иногда работа с чашей начинается с удара по ободу, дающего основной тон. Последующее трение поддерживает этот тон и производит другие звуки. Но лучше, когда пение чаши начинается без предварительного удара, - когда звук не «выколачивается» из чаши, а нарастает постепенно.

Извлекать звуки из поющей чаши можно и с помощью обычного смычка для скрипки. Иногда исполнитель наливает в чашу немного воды, из-за чего звучание очевидным образом меняется. Когда звук достигает определённой интенсивности, вода начинает расплёскиваться (поэтому поющие чаши иногда в шутку называют «брызгающимися»).

Варьируя угол наклона палочки и силу нажима на обод, можно получать самые разнообразные звуки: в музыку вплетаются новые унтертоны и обертоны, иногда одновременно, иногда по отдельности. Каждому углу наклона палочки соответствует свой особый звуковой диапазон. Из одной-единственной чаши можно извлечь до пяти-шести слышимых унтертонов и обертонов. Кроме того, исполнитель может акцентировать какой-либо один тон, приглушив остальные.

Используя несколько чаш разной величины, можно создать сложную музыкальную композицию, в которой унтертоны и обертоны различных тонов гармонично поддерживают и дополняют друг друга.

Палочки из металла или твёрдой древесины извлекают из чаши резкий чистый тон. Войлочные молоточки дают гораздо более мягкий звук, уютный и умиротворяющий. Некоторые исполнители акцентируют те или иные тоны, приближая губы к ободу чаши, - звуки получаются совершенно необыкновенные!

И наконец, по мнению некоторых специалистов, терапевтическое воздействие звука во многом зависит от того, в какую сторону движется палочка при трении о чашу - по часовой или против часовой стрелке.

Узоры на поющих чашах

Настоящая поющая чаша должна быть кованой, не фабричного, а кузнечного производства, и особенно важно, чтобы она была создана из сплава нескольких металлов: их должно быть нечётное число, от пяти до девяти. Основные металлы это - золото, серебро, железо, олово, ртуть, медь, свинец. Возможно использование только пяти металлов, без золота и серебра. В чашах, изготовленных после 19 века, также добавлялись цинк и никель. Важно соблюдать баланс между количеством металлов и их объёмом в сплаве.

Тибетские поющие чаши часто украшаются буддийскими символами, призывающими удачу. Это может быть текст «Ом Мани Падме Хум», перекрещенные ваджры, восемь тибетских символов удачи или особые тибетские орнаменты.

Шестислоговая мантра «Ом Мани Падме Хум» буквально обозначает: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», но на самом деле имеет множество значений. Совокупность её слогов передаёт чистоту тела, ума и речи Будды. Второе слово «мани» - «драгоценность» символизирует сострадание и любовь, стремление к пробуждению, к переходу на новую высшую ступень. Слово «падме» - «цветок лотоса» олицетворяет мудрость. «Хум» обозначает неделимость мудрости и действия.

Ваджра – это особый буддийский жезл, орудие богов. Он похож на скипетр, изголовье которого находится с обоих концов. Считается, что это особое оружие, способное резать скалы, прочное, как алмаз и несокрушимое, как молния. Их наконечники напоминают бутоны цветов или шишки. Чем более сложная структура у ваджры, тем она мощнее. Изображение двух скрещенных ваджр часто помещают на дно тибетской чаши, что символизирует силу.

Что касается символов удачи, наносимых на чаши, то они очень разнятся в зависимости от группы, на которые они поделены. Каждая из групп несёт определённый смысл и оттенок счастья и удачи.

Восемь символов удачи – это дары, преподнесённые Будде богами после обретения им Просветления. Первый из них - это драгоценный белый зонт, защищающий от страданий, болезней и злых духов, второй - пара золотых рыб, символизирующая духовное освобождение, третий - белая раковина, освобождающая от невежества и помогающая в обретении знаний, четвёртый - белый цветок лотоса, символ Просветления, мудрости и духовного роста, пятый - драгоценный сосуд, исполняющий желания, шестой – бесконечный узел, олицетворяющий бесконечное время и взаимосвязь всех вещей, седьмой – победное знамя, указывающее на победу буддизма над невежеством, восьмой – Золотое Колесо Учения.

Обозначение всех восьми предметов одновременно называется . Их часто изображают на стенах храмов, домов, монастырей, а также на занавесях и дверях.

На поющих чашах также изображают малые символы удачи. Восемь драгоценных субстанций, имеющих вид восьми различных предметов. Их соотносят с шагами, составляющими . Это изображения зеркала, медицинского камня гхиванга (желудочного камня волшебного слона), простокваши в сосуде, древесного яблока билва, раковины, красного порошка синдхура, травы куша и белых горчичных зёрен. Они символизируют мудрость и правильное воззрение, долголетие, здравый рассудок, власть, мудрость, удачу и добродетель.

Чудо поющей чаши

Поющие чаши – это самый положительно наполненный музыкальный инструмент. Трудно представить способ использовать их в нехороших целях. Поэтому узоры на поющих чашах не могут сделать их хуже или лучше, они могут лишь усилить посыл, направляемый вибрацией в пространство и заряжать его определённым способом: на мудрость, на здоровье, на просветление или на удачу. В любом случае это будет гармоничный и здоровый поток энергии, очищающий и помогающий во всех начинаниях.

Поющая чаша издаёт неповторимые, уникальные звуки. Её невозможно спутать ни с каким другим музыкальным инструментом.

Но это лишь одна из причин, по которым поющие чаши следует признать подлинным чудом. Комплексное целебное воздействие поющих чаш было выявлено и стало исследоваться на Западе только в последнее десятилетие XX века.

Существуют превосходные звукотерапевты, способные с помощью поющих чаш внести гармонию в самые основы нашей жизни. В руках талантливого специалиста даже одна-единственная тщательно выбранная чаша может творить настоящие чудеса.

Важную роль здесь играет резонанс. Вибрации чаши входят в резонанс с внутренними вибрациями человеческого организма и восстанавливают их равновесие. Благодаря этому человек погружается в спокойное, безмятежное состояние, и звуки поющей чаши проникают на уровень мозговых волн, переводя их на более гармоничную частоту. Ни один из прочих музыкальных инструментов, применяемых в звукотерапии, не оказывает настолько эффективного воздействия.

Каждая отдельно взятая поющая чаша либо подходит вам, либо нет - третьего не дано. Чтобы понять, годится ли для вас данная конкретная чаша, испытайте её как следует: внимательно вслушайтесь в её звучание и в собственные ощущения. Если вы не чувствуете ничего особенного или же звук чаши кажется вам неприятным, то работать с ней не имеет смысла. Выбирая чашу, не довольствуйтесь малым, не останавливайтесь на «почти подходит» и не позволяйте навязать вам то, что на самом деле не нравится вам, - иначе вы просто выбросите деньги на ветер. Но если звук чаши доставляет удовлетворение, помогает расслабиться или проясняет мысли, значит, эта чаша затронула в вас какие-то глубинные струны.

Точно так же следует проверять и оценивать записи звука поющих чаш: выбирайте те композиции, которые в данный момент кажутся вам приятными и подходят вашему настроению.

Для того чтобы купить поющую чашу, нужно в первую очередь ориентироваться на себя. Желательно увидеть её, взять в руки, попробовать поработать с ней, заставить её издать звук. Нужно не только убедиться в том, что вы можете заставить её звучать, звук также должен отозваться в душе, чтобы вы поняли, что это – ваша чаша.

Наше здоровье во многом зависит от того, как часто мы отдыхаем, расслабляемся и умеем ли поддерживать эмоции в норме. Но, несмотря на многочисленные способы достижения гармонии и умиротворения, большинство из нас не умеют поддерживать покой в собственном внутреннем мире. Можно бесконечно перечислять все эти методы, но хотелось бы остановиться на тибетской медитации, а именно на «поющих чашах».

Многие из нас попадают в ситуации, когда все вокруг не ладится. Начинаются проблемы в личной жизни, здоровье ухудшается. Все это вскоре приводит к тому, что уже невозможно спокойно жить. Я однажды оказалась в такой ситуации. Долгое время я нервничала по пустякам, не могла сосредоточиться на чем-то. Начались постоянные головные боли, бессонница. Я была близка к тому, чтобы оказаться в депрессии.

Раньше я слышала о медитации, о тибетских техниках, благодаря которым восстанавливается внутренняя энергия и гармония. Не скажу, что скептически к ним относилась, просто времени не было. Но в тот момент я поняла, что собственное здоровье важнее, чем остальные заботы. Поэтому в день стала выделять сначала по 30 минут, а потом по часу на медитацию. Кстати, для расслабления я выбрала тибетскую медитацию «поющие чаши». Сначала слушала аудиозаписи, а потом сама начала извлекать звуки.

Во время медитации с организмом происходят чудесные изменения. Чувствуешь себя легко и свободно, организм насыщается энергией, а плохие мысли уходят навсегда. Мне понадобилось 1,5 недели, чтобы прийти в себя. Настроение повысилось, сразу появились силы, чтобы жить дальше. Теперь хотя бы раз в неделю я медитирую, чтобы не допустить вновь того убитого состояния организма.

Особенности тибетской медитации

Большинство из нас, когда слышат о Тибете, представляют себе далекое и загадочное место. Перед глазами предстают восточные мудрецы, знающие ответы на многочисленные вопросы и хранящие секреты здоровья и долголетия. Тем не менее, они охотно делятся с нами своими знаниями, в том числе практикой медитации.

Главным образом медитация направлена на познание собственной души и раскрытие возможностей тела. Тибетские монахи верят, что все заболевания происходят не из-за болезни конкретного органа, а вследствие неизлеченных душевных ран. Поэтому медитация тибетских монахов направлена на обретение внутренней гармонии и счастья.

Хотелось бы отметить, насколько важно задать правильную установку перед началом медитации. В Буддизме забота о ближних и сострадание к ним является приоритетной задачей. Возьмите эту идею за установку, тогда у вас все получится.

Перед началом освободите сознание от посторонних мыслей. Сосредоточьтесь на дыхании, следя за каждым вдохом и выдохом. Проделайте это около 20 раз, за это время снизится напряжение, ум успокоится.

Практика медитации включает множество упражнений. Приведем лишь некоторые из них, которые пользуются особой популярностью среди разных слоев населения:

  1. Йога сновидений – медитация направлена на духовный рост и личностное развитие. Благодаря ней монахи учатся анализировать и корректировать события, которые увидели во сне.
  2. Практика туммо – это довольно сложное упражнение, однако овладев им, вы сможете управлять энергетическими полями. Это позволит вам контролировать температуру собственного тела.
  3. «5 тибетских жемчужин» – практика включает 5 несложных приемов, с помощью которых вы добьетесь крепкого здоровья и долголетия.
  4. Развитие любви к себе – тибетские монахи считают, что без любви к себе невозможно развивать такие качества, как эмпатия и милосердие. Без них путь к просветлению закрыт.
  5. Практики для мертвых – с их помощью происходит очищение человека, а сознание умершего подготавливается к лучшему перерождению.
  6. Янтра-йога и трул-кхора – были созданы с целью привести учеников к состоянию «естественного разума».
  7. Медитация «поющие чаши» – именно о них мы будем говорить в данной статье. Они знакомы многим людям далеко за пределами Тибета. За счет особых звуковых вибраций наш организм структурируется, восстанавливается здоровье и пробуждается сознание.
  8. Травотерапия – данная практика включает применение трав с горных хребтов Гималаев, которые известны уникальными лечебными свойствами. Тибетские рецепты направлены на оздоровление организма, сохранение молодости и красоты, с их помощью очищается сознание. Однако, немногим удается правильно выполнить рецепт.
  9. «Цветное дыхание» – отлично расслабляет организм, помогая обрести покой и гармонию. Практика заключается в создании баланса между внутренней энергией и энергией Вселенной. Кроме того, во время медитации происходит самовосстановление, самоисцеление и регенерация поврежденных структур организма.
  10. Тибетские пульсации – за счет использования пульса человека данная практика способствует освобождению организма от психических и телесных заболеваний.
  11. Танец «Мандала» – основан на тибетских пульсациях и работе с мандалами. Особенно полезен для женщин, поскольку пробуждает и раскрывает женскую природу. Также танец выступает в качестве профилактики многих женских патологий.


Естественно, практик очень много, их насчитывается около 3000. Их перечисление займет долгое время, поэтому легче просто перечислить основные принципы, которые их объединяют:

  • лечите не заболевание, а собственный образ жизни;
  • стремитесь очищать тело от грязи, употребляйте только полезные и здоровые продукты;
  • гоните прочь мрачные мысли, зависть и высокомерие;
  • будьте добрее к себе и к окружающим;
  • живите в любви, делитесь радостью и вдохновением;
  • пусть утро начинается с радости, а вечер заканчивается улыбкой.

Тибетские практики помогут вам развить внутренний мир, раскрыть его внутреннюю природу и собственные возможности, о которых вы возможно не подозревали. Благодаря медитации мы имеем уникальную возможность оздоровления без применения дорогостоящих медикаментов. Кроме того, в суете современного мира так важно поддерживать гармонию и покой, которые легко достигаются при выполнении тибетских практик.

Монахи видят в медитации своеобразное лекарство для нашего организма. Начав заниматься уже сегодня, вы заметите, как изменится ваш взгляд на мир и смысл бытия. Вы запросто обретете радость, счастье и свободу от бытовых забот.

Даже простая медитация перед сном, способствует укреплению здоровья, хорошему отдыху и накоплению энергии.

Показания и противопоказания

Конечно, медитацией можно заниматься вне зависимости от того, имеются ли у вас какие-либо патологии. Однако стоит отметить, что музыка тибетских чаш окажет благоприятное воздействие на организм при некоторых проблемах:

  • нарушения концентрации внимания;
  • депрессия, стресс, тревожность;
  • фобии, навязчивые страхи
  • головная боль;
  • напряжение мышц;
  • нестабильное эмоциональное состояние
  • плохое настроение;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • быстрая утомляемость.

Практика поющих чаш поможет в кратчайшие сроки избавиться от перечисленных нарушений и восстановить энергию в организме. Повысится качество жизни, иммунная система и защитные способности организма.

Однако в некоторых ситуациях нежелательно слушать и ставить чашу. Например, у некоторых людей начинаются головные боли от ее звука. Но давайте подробнее перечислим противопоказания. Их можно разделить на абсолютные и временные.


Абсолютные противопоказания:

  • злокачественные заболевания крови, нарушения ее свертываемости;
  • злокачественные опухоли;
  • дефицит витамина С;
  • гангрена;
  • тромбоз сосудов;
  • воспалительно-аллергические заболевания кожи;
  • аневризма сосудов головного мозга, сердца, аорты, периферических сосудов;
  • психические отклонения;
  • туберкулез в активной форме;
  • гнойно-некротические патологии костей;
  • венерические заболевания;
  • серьезные нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • повышенный риск развития инсульта;
  • серьезные головные травмы;
  • эпилепсия;
  • почечнокаменная, желчекаменная болезнь;
  • нарушения эндокринной системы.
  • проблемы с циркуляцией крови, легочно-сердечная недостаточность 3 степени;
  • СПИД.

Временные противопоказания:

  • сильное возбуждение, переутомление, психозы;
  • гнойные патологии, различные кожные расстройства;
  • простуда, высокая температура;
  • острое воспаление;
  • воспаление лимфоузлов, сосудов;
  • увеличение лимфоузлов, неприятные ощущения в зоне их локализации;
  • кровотечение, кровоточивость;
  • многочисленные аллергические высыпания с возможными кровотечениями;
  • повышение артериального давления;
  • синдром каузалгии, возникший вследствие повреждения периферических нервов;
  • тошнота, рвота и боли в области живота;
  • первый триместр беременности;
  • алкогольное, наркотическое опьянение.

При временных противопоказаниях достаточно дождаться исчезновения патологических явлений.


Как выполнять медитацию «поющие чаши»

Постелите на пол коврик для йоги или матрас, а вокруг него расположите несколько поющих чаш. Если же вы сомневаетесь, что сможете самостоятельно извлечь нужные звуки, включите аудиозапись. К счастью, в интернете много доступных вариантов звуков «поющих чаш». Чтобы создать подходящую атмосферу, пригодятся свечи и ароматические палочки.

Займите место, прикройте глаза и расслабьтесь, стараясь погрузиться в музыку поющих чаш. Если же вы все-таки решили самостоятельно использовать чаши, то давайте разберемся, как правильно это сделать.

  1. Как держать чашу в руке – поставьте ее на ладонь. Убедитесь, что пальцы и рука вытянуты настолько, что вибрация проходит свободно и беспрепятственно. Чаши небольших размеров следует располагать на кончиках пальцев, опять же нужно следить, чтобы их край вибрировал без проблем.
  2. Как подобрать инструмент для извлечения звука – для этой цели подойдет небольшой деревянный молоточек или стик. Молоточек пригодится, чтобы ударять по небольшим чашам. Отлично с этой целью справится и стик. Желательно отдавать предпочтение инструментам обернутым замшей или покрытым войлоком. Следует учитывать, что чем больше чаша, тем толще нужно брать стик.

Прежде чем приступить к медитации, потренируйтесь немного в извлечении звуков. Старайтесь делать это как можно нежнее, аккуратно ударяя по чаше. Необходимо ударять со средней силой: слишком сильные удары извлекают неприятный звук, а слабый – воспроизводит бесполезную пустоту.


При ударе нужно держать стик параллельно краю поющей чаши, чуть ниже обода. Чтобы воспроизвести нужный звук, просто коснитесь стиком чаши и быстро уберите его в сторону.

Техника извлечения звука трением требует терпения. Некоторые чаши легче тереть, чем другие, поэтому вам понадобится время для освоения этой техники. Начинайте тренироваться с помощью деревянной палки или стика с замшевым покрытием. Приложите инструмент к краю чаши и нежно нажимайте на кромку. Медленно, постепенно перемещайте его до тех пор, пока чаша не «запоет».

Когда вы научитесь правильно обращаться с чашей, приступайте к медитации. Но не забывайте про их правильное расположение! Большие поставьте внизу у ног, а маленькие ближе к голове. После этого можете приступать к практике расслабления, поочередно вызывая «пение».

Продолжайте саморазвитие

Как видите, не обязательно посещать врачей, чтобы поддерживать здоровье в норме. С помощью медитаций вы достигнете просветления и гармонии с собственным организмом. А «поющие чаши» являются наиболее простым и популярным методом медиации. Однако, все же убедитесь сначала в том, не противопоказана ли вам подобная терапия. Ведь медиация должна быть направлена только на улучшение вашего состояния.

Приобретайте необходимые инструменты и приступайте к медитации. Это легкая, приятная процедура, которая поможет вам запросто изменить собственную жизнь. Также рекомендую ознакомиться с другими похожими статьями в проекте ТМ. Никогда не останавливайтесь в саморазвитии и стремитесь с каждым днем стать лучше.

Дмитрий Мустаев — психолог, звукотерапевт, путешественник. Некоторое время назад он посвятил все свое время и творческие усилия развитию нового и необычного направления в психологии — звукотерапии.

Давно известно, что звук очень сильно воздействует на психику человека. С древних времен люди использовали ритмичную музыку для расслабления и для вхождения в гипнотические трансовые состояния. Тем не менее, исследования о влиянии звуков на психологическое состояние человека пока еще находятся в зачаточном состоянии.

Но даже те результаты, которые есть на сегодняшний день, обнадеживают и с очевидностью говорят о том, что у звукотерапии в психологии хорошее будущее.

Особое направление в этой области — использование тибетских бронзовых чаш, которые обычно называют «поющими». Такое название вовсе не удивительно, ведь звуки, которые они издают, по-настоящему живые.

Дмитрий Мустаев — один из первых психологов в Москве, кто использовал игру на этих музыкальных инструментах для коррекции психологических состояний своих клиентов, более того, он провел целую серию исследований по влиянию звуков на организм человека.

Предлагаем его статью, в которой он рассказывает историю развития метода.

Тибетские поющие чаши — новый инструмент звукотерапии.

Поющие чаши (известны также как Гималайские чаши, Тибетские чаши). Звук рождается от вибрации стенок чаши и её краев. Исторически поющие чаши делались в Индии, Непале, Тибете, Китае, Корее и Японии. В последнее время основное производство находится в Гималайском регионе и чаще известно под названием «Тибетские поющие чаши».

Поющие чаши используются в разных областях как инструмент для релаксации, медитаций, различных практик связанных с йогой, биоэнергетикой, для так называемого «звукового массажа». Все шире чаши используются в деятельности SPA-салонов, в основном, на Западе.

Поющие чаши в России проявляются все более активно, предоставляя широкое поле для психофизиологических исследований и применения на благо физического и психического здоровья человека, особенно современного городского жителя, которому среда обитания щедро поставляет поводы для негармоничных состояний.

С чего началось моя работа с поющими чашами? С двух малозаметных, в общем-то, событий. Первое состоялось, когда в 2008-м году я привез из Непала первые образцы, одну чашу себе, другую — в подарок. И обратил внимание, что два близких мне человека отреагировали на звук одной из них диаметрально противоположно. От «полного восторга наполненным воздухом в доме» до «железного обруча, сдавившего голову»! Отговорки, что эти люди слушали звук в разном настроении и состоянии, что находятся они на разных ступенях духовного развития и разных степенях приятия себя и мира, мной уже не принимались…

Дмитрий Мустаев. Сеанс игры на чашах.

Второе событие произошло через год, когда я немного более осознанно общался с чашами, уже подмечая маленькие «чудеса» вокруг них. Знакомая певица и музыкант назвала одну из чаш «мажорной», сравнив с остальными «минорными». И я с интересом погрузился в теорию музыки, психоакустики и звукотерапии на факультете прикладной психологии. Примерно в тот же период я стал «робко подыгрывать» на чашах своему духовному учителю и научному руководителю Николаю Владимировичу Липецу во время проведения медитативных занятий. В 2009 году мы записали первый альбом на компакт-диске «Час Чудесных Чаш». Дальше ястал вести самостоятельные занятия с поющими чашами. В итоге мой руководитель одобрил тему дипломной работы «Психологическое консультирование с использованием звукотерапии».

После защиты диплома я стал вести по этой теме групповые тренинги, мастер-классы, мероприятия, корпоративные вечера, обучение. Постепенно это переросло в нечто большее, и я оставил офисную деятельность, полностью сосредоточившись на этом чудесном занятии.

Воздействие звука поющих чаш на человека складывается из нескольких факторов.

Всем известно, что человек в большой мере состоит из жидкости (по разным источникам, от 70 до 85%). Жидкость хорошо проводит звуковые колебания и воздействие звука на человека идет не только через органы слуха, но и напрямую – через клеточные структуры, нервные цепи и далее – в подсознание и сознание.

Обработка слуховым центром мозга звука, придание услышанному звуку или фрагменту эмоционального, логического и любого другого «отношения» происходит с запозданием на доли секунд по отношению к звуку, достигшему сознания с «обратной стороны» — через клетки к подсознанию и оттуда – к сознанию. В этом случае в нейронных цепочках не успевают сформироваться предпосылки для образования паттернов, так как тело уже отреагировало само и «сообщило» подсознанию свою реакцию, тем самым освободив каналы восприятия.

Негармонические обертоны, которые слуховой центр не смог снабдить каким-либо признаком,лишают звучание регулярности, мелодической «правильности» и привыкания, формирования паттерна «оценки», «категоризации» звука. Появляется возможность ослаблять и даже разрушать временные и устоявшиеся нейронные связи, их последовательности, отвечающие за привычки, автоматические действия и стандартные реакции.

Трансовое состояние слушателя, возникающее порой при прослушивании звуков поющих чаш, снимает большую часть напряжения в сознании и теле.

(Транс (от фр. transir - оцепенеть) - функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации. Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности, в особенности - бета-волн.

Медициной ИСС (измененное состояние сознания) признается целебным состоянием, вкотором человек получает приблизительно в два раза больше отдыха, чем во время сна. Человек может спонтанно входить в ИСС под воздействием усталости, информационной перегрузки и т.п. Именно таким образом организм защищает себя от стрессов, когда их количество и сила становятся чрезмерными.

Области применения тибетских поющих чаш.

Применение поющих чаш, исходя из моего опыта групповой и клиентской работы, можно рассматривать в следующих направлениях:

1. — релаксация, в том числе «экспресс-релакс», когда за 20 минут снимается большой пласт психосоматических напряжений,

2. — медитация, изменение состояний сознания (ИСС),

3. — коррекция психосоматических расстройств, спонтанное целительство,

4. — гармонизация депрессивных состояний, работа с психотравмами,

5. — работа с зависимостями разного рода,

6. — ослабление и ликвидация последствий программируемых состояний психики,

7. — профилактика и лечение возрастных и пост-травматических изменений слуха,

8. — развитие (точнее – пробуждение) творческих способностей у людей разных возрастных и социальныхкатегорий.

Оригинальность моего метода состоит в сочетании восточного подхода к телу и психике с западным прагматизмом, получением конкретных результатов по конкретным методикам. И это непрерывный поиск, анализ обратной связи с клиентом. Я использую известный холистический подход, взгляд на Человека в цельности его Тела-Ума-Чувств.

Мастеров, работающих с чашами, становится все больше. В связи с этим растет количество «шарлатанов от звука», использующих редкий антураж и мистическую атмосферу, не особо разбираясь в воздействии Звука на Человека.

Один мой подписчик в ВК прямо попросил, мол, «расскажите мне по-быстрому, как это работает и научите стучать по чашкам, а то звукотерапевты в последнее время деньги гребут немалые, я тоже хочу!» Поэтому я исследую разные формы звукотерапии. И поэтому мне хотелось бы объединить мастеров поющих чаш, чтобы клиенты всегда могли проверить репутацию звукотерапевтов.

Терапия звуком с использованием тибетских чаш.

Одна клиентка, работавшая неподалеку от моего кабинета, приходила в обеденный перерыв на короткую сессию, пара встреч в неделю давала ей запас энергии и спокойствия. А для своих коллег, в пору моей работы в офисе одной крупной организации, я придумал «Саунд-ланч», который восстанавливал силы и способность к концентрации, повышал эффективность ежедневной деятельности.

В настоящее время в клиентской работе я успешно применяю несколько собственных методик:

«Поющие чаши в гамаке» (экспресс-релакс и полный вариант звуковой сессии),

«Дорожка обертонов» (регрессионная психотерапия),

«Звук Отпускания» (работа с психо-травмами),

«Чаши-антагонисты» (в практиках приятия и интеграции полярностей),

«Палсинг с поющими чашами»,

и упомянутый «Саунд-ланч» — практика для тех, кто в офисе.

Я сотрудничаю с поэтами, художниками, чайными мастерами, йога-инструкторами по объединению практик со звуком Поющих чаш.

Перспективы метода.

Поющие чаши – мало используемый психологами яркий феномен в мире звукотерапии. И сам по себе, и особенно в умелых руках он способен стать серьезным инструментом на пути познания человеком себя и мира.

В психологической работе у меня имеется опыт он-лайн консультаций в ходе Skype-сессии. При этом синхронизация достигается одновременным звучанием одной и той же записи поющих чаш, как у клиента, так и у психолога. Он-лайн сессия может вестись и голосом, и чатом (перепиской).

Также есть опыт общения со звуками поющих чаш беременных женщин и их будущих деток, на разном сроке вынашивания плода. Это может стать обширной темой исследований в области перинатальной психологии.

Отдельное направление – аутизм. Детишки с этим анамнезом очень восприимчивы к звуку, есть методики работы с ними.

Мои планы просты и, в то же время, глобальны: выпуск собственных поющих чаш с заданными характеристиками для музицирования, психотерапии и духовных практик. Мечтаю создать свой центр, открыть Школу здорового образа жизни. Для этого я провожу обучение, индивидуальные и групповые встречи, общаюсь с мастерами в области цветных металлов, колокольного дела,В планах также создание и участие в работе ассоциации Мастеров звука.

Ближайшие встречи с Дмитрием Мустаевым — 18 марта 2017, медитация в «Открытом мире», г.Москва и24 марта 2917, обучающий семинар в Подмосковье. Подробности и контакты на сайте


Top