Мифические образы в повести ночь перед рождеством. Образ и характеристика черта в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение

В повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" черт предстаёт перед читателем, прежде всего, как воплощение зла и коварства. Являясь отрицательным героем, в то же время он невольно вызывает смех многими своими проделками.

Гоголь описывает внешность чёрта, сравнивая его то с немцем, из-за "узенькой, беспрестанно вертевшейся и нюхавшей всё, что ни попадалось" мордочки, то с губернским стряпчим, из-за "острого и длинного, как мундирные фалды" хвоста. Однако по тонким ножкам, пятачку, козлиной бородке и рогам становится понятно, что "никакой он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт".

Автор намеренно наделил чёрта качествами, присущими человеку: он хитёр и остроумен, изобретателен и ловок, но также труслив и мстителен. Благодаря своей схожести с обычными людьми, чёрт представляется нам более реальным существом, нежели просто сказочным персонажем. Но и волшебного дара, характерного для сказок, герой тоже не лишён: то он перевоплощается в коня, то вдруг становится таким маленьким, что может с легкостью влезть в карман.

Основная цель лукавого - месть кузнецу Вакуле, который, нарисовав в церкви картину, изображавшую святого Петра в день Страшного суда, обрёк нечистую силу на изгнание из ада. Вакула питает нежные чувства к Оксане - очень красивой девушке, дочке богатого казака Чуба. В ночь перед Рождеством Чуб должен был отправиться к дьяку на кутью. Чёрт, зная об этом, крадёт с неба месяц, надеясь, что из-за непроглядной тьмы Чуб на половине пути передумает навещать дьяка и вернётся домой, где обнаружит Вакулу.

Казак недолюбливал кузнеца и не одобрял его любви к Оксане, а значит, не мог позволить им пожениться. Хитрый чёрт рассчитывал на то, что Вакула, хоть и являвшийся очень набожным, решится на самоубийство, однако его ожидания не оправдались. Наоборот, чего бы чёрт ни придумал - всё оборачивалось против него самого. Сначала он оказался в маленьком мешке, в котором просидел долгое время, скрываясь от многочисленных любовников Солохи. Затем, обнаруженный ненавистным кузнецом, он вынужден был возить его на собственной спине от Диканьки до Петербурга и обратно, дабы выпросить у царицы черевички для капризной дочери Чуба. А напоследок, в качестве "благодарности", чёрт получает от Вакулы три мощных удара хворостиной. Так, вместо того, чтобы доставлять неприятности другим, герой вредит сам себе.

Чёрт играет очень важную роль в произведении: с помощью данного образа Гоголь показывает, что зло, какими бы способностями оно ни обладало, всегда будет наказано по заслугам.

Вариант 2

Николай Васильевич написав свою повесть, наполнил ее волшебством и мифическими героями. Одним из них он изображает черта. Он его показывает в своем произведении как отрицательного героя, хитрого и коварного проказника, но при том вызывает смех своим поведением.

Внешность его автор не перестает сравнивать, то с немцем из-за его маленькой и узенькой мордочки, то с губернским стряпчим из-за острого и весьма длинного хвоста. Но его тоненькие ножки, приплюснутый нелепый нос пятачком, а так же маленькие рожки, похожие на козлиные, и длинная борода. Становится понятно, что он не похож на губернского стряпчего или немца, а является просто чертом.

Гоголь специально наделил его качествам свойственным человеку, таким как:

  1. хитрость;
  2. изобретательность;
  3. ловкость;
  4. остроумие;
  5. мстительность;
  6. трусливость.

Из-за своей схожести с обычным человеком, черт предстает перед читателем как реальное существо, а не просто мифический и сказочный персонаж. Но автор, его не лишает волшебного дара.

Целью черта, становится месть кузнецу Вакуле, и всячески пытается ему навредить и помешать женится на красавице Оксане, к которой испытывает чувства. Но все его проказы оборачиваются против него, и только своим лукавством приносит неприятности и проблемы самому себе, получая сплошные нагоняи.

Подводя итог повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством», можно сказать, что она является одной их лучших и удачных его работ. Наполненная волшебством и сказочной атмосферой. Благодаря своей ненавязчивой атмосферы, ее интересно дочитать до конца. Спустя столько лет со дня своего издания, она не потеряла актуальности и спроса по сегодняшний день. Она учит добру и как в любой сказки зло побеждает добро и хорошие поступки. Так и в повести Гоголя проказник черт был наказан добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.

Сочинение про Черта

Отрицательным персонажем и представителем темных сил в повести является Черт. Автор наделяет его качествами коварного злобного человека, но с некоторыми смешными повадками и потешными ужимками. Черт выполняет не только отрицательную роль в повести: невольно он совершает и добрые дела.

Автор наделяет черта человеческими чертами характера, чтобы были понятны его мотивы и поступки. Он изворотлив, хитер и злобнен. Черт сильно обижен на кузнеца Вакулу и пытается ему отомстить, не смотря на то, что он является сыном Солохи, за которой пытается ухаживать. Черт в последний день перед Рождеством пытается напакостить не только ему. Он крадет месяц и устраивает сильную метель. Тем не менее, его поступки не лишены ребячества и вызывают смех.

Черт мстителен. Больше всего он пытается напакостить Вакуле, потому что тот нарисовал картину с изгнанием черта. Он знает, что тот влюблен в Оксану, в дочь зажиточного казака, который не приветствует кузнеца. Девушка тоже смеется над Вакулой, чем доводит его до отчаяния. Черт крадет месяц, чтобы Чуб сбился с дороги и вернулся домой, застав кузнеца у себя дома. Однако его выходка больше вредит другим героям, чем Вакуле.

Черт надеется, что кузнец из-за отчаяния наложит на себя руки. Однако сам оказывается в мешке, который выносит из дома Вакула. Поняв, кто в нем прячется, кузнец использует силу черта, чтобы осуществить свой план и принести Оксане черевички императрицы Екатерины. Ему не удается провести юношу, не смотря на хитрость и изворотливость.

Черт немного труслив, поэтому он подчиняется мужественному и решительному Вакуле. Имея в себе темную силу, он все же боится кузнеца. Получилось так, что черт хотел поквитаться с ним, но своими проделками наказывает себя самого. Невольно он помогает кузнецу добиться расположения Оксаны, хотя желал сделать совсем иначе.

Обычно черта изображают опасным и коварным существом, но Гоголь прибавляет ему комические и обаятельные черты. В какой-то момент читатель начинает смеяться над его проделками и сочувствовать, когда ему приходится подчиняться Вакуле и принимать от него удары плетью в качестве благодарности. Он очень трогателен, когда пытается ухаживать за Солохой. При этом женщина сама его обольщает, а тот смиренно поддается ее чарам.

Не смотря на коварство и мстительность черта, он не вызывает только отрицательные чувства. Над ним хочется посмеяться и потешаться, и немного посочувствовать, когда он попадает во власть сильного Вакулы. Но все же черт ― отрицательный персонаж, и в повести Гоголя он является представителем зла, которое неминуемо побеждает добро в лице молодого кузнеца.

Образец 4

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» – одна из лучших работ писателя, где есть разные сказочные персонажи: черт, ведьма Солоха, Пацюк именно они наполняют более интересную атмосферу. Автор наделил волшебством, праздником и юмором это чудесную поэму. Так же нельзя не заметит, что напоминаем очень сказку с хорошим поучительным концом. Все люди любят на Новый Год пересматривать фильм, который снят по мотивам поэмы Гоголя.

В произведении показывают черта, как зло, которое хочет всем все испортить и при этом остаться в выигрыше. Гоголь показывает его хитрым, умным и в то время смешным. Именно своими проделками черт становится отрицательным и комедийным героем. Его внешний вид автор сравнивает с немцем или трубочистом, тонкие ножки, козлиная бородка и рожки ничем не отличаться от них. Так как он сказочный герой, то имеет способность летать и перевоплощаться, что более заинтересовывает читателя.

Можно заметить, что главный герой наделен теми качествами, которые присущи и человеку: хитрый, коварный, умный, трусливый, мстительный. При любой возможности он может отомстить любому человеку, который его не удовлетворил, при этом радуется и сразу приходит к действиям. Вот например, когда Вакула нарисовал картину, которая не понравилась черту, он все время готовил ему подлости. Вспомним, когда в начале повести черт украл месяц, чтобы сделать пакость. Из-за того, что на улице будет сильно темно, отцу придется вернуться домой и застать свою дочь с Вакулой. Однако все его замыслы одерживают провал и становятся против него, так как известно, что добро всегда выходит победителем.

Я думаю, что автор очередной раз пытается читателям доказать, что каждый плохой поступок обернется противоположно, а зло будет побеждено добром. Как показано в этой повести черт потерпел поражение, а Вакула возродил добро.

Вариант 5

В своих произведениях Гоголь всегда пытался добиться эффекта удивления, может даже шокирования своего читателя, с помощью страшной, мистической истории, которые он, зачастую, брал из народного фольклора. И с этой задачей он справлялся на ура, так как многие его произведения перечитывались десятки, если не сотни раз, что и сделало ему такую популярность. Без сомнения, этот автор внёс большой вклад в развитие фольклора и культуры нашей страны. Примером послужит произведение “Ночь перед рождеством”.

В произведении повествование знакомит нас с удивительной, волшебной историей, по ходу, развития которой мы знакомимся с огромным множеством удивительных персонажей, даже с мифическим Чёртом. В произведении Чёрт имеет роль вселенского зла, а остальные персонажи играют роль добра, которое любыми способами побеждает это самое зло. Таким образом, автор создаёт удивительную картину, в которой перед нами предстаёт борьба самого добра и зла, в истинных их проявлениях. В конце же борьбы, автор показывает, что добро всегда побеждает зло, в любом случае, даже независимо от обстоятельств, что в свою очередь мотивирует читателя совершать только добрые поступки, которые в свою очередь делают окружающий нас мир лучше и чуточку добрее.

Чёрт же предстаёт перед нами точно также как он и описан в народном фольклоре, откуда и брал его прообраз Гоголь. Он маленький, чёрный, с животными чертами лица. Отвратительный всем своим внешним видом, таким образом, автор создаёт образ антигероя, задача которого в произведении всеми силами отталкивать от себя симпатию читателя. Что у него достаточно хорошо получается.

Характером же Чёрт как таковой не имеет каких-либо человеческих черт, но отчаянно старается их имитировать, и притом имитировать не самые лучшие черты, и отнюдь не добродетели. Он показывает себя как хитрое, злостное, и алчное существо, которое готово пойти на всё, и не поступиться самыми омерзительными поступками, дабы получить желаемое, таким образом и складывается внешний образ персонажа, который автор наполнил множеством интереснейших уникальных черт, и которые в совокупности с персонажем и его историей, создают уникальный образ, который врезается в память читателю, и вводит его в некие размышления над прочитанным.

Я считаю, что именно эти черты характера и образ были показаны в произведении “Ночь перед рождеством” в персонаже Чёрта.

Образец 6

«Ночь перед Рождеством» - повесть Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1830 – 1831 годах. Увидела свет в издании «Вечера на хуторе близ Диканьки» и завоевала любовь народа. Яркие, оживлённые описания главных героев, продуманные до мелочей характеры и подробное, представляющее в уме читателя картину, описание нечисти легко давалось писателю.

Образ черта в данной повести не стал исключением из правил писателя. Перед читателем предстаёт самый настоящий чёрт, с узенькой мордой как у немца, заканчивающаяся пятоком, как у свиньи, тонкие ноги и острый длинный хвост как у настоящего губернского стряпчего. Такое сравнение с людьми не с проста, оно нарочно высмеивает и сравнивает их с чертом. Также чёрт наделён небольшими рожками на голове и козлиной бородкой.

Поведение черта заключается в постоянном желании обмануть. Его пяточок всё время принюхивается, будто ищет кого одурачить. Чёрт остроумен и ловок, труслив и мстителен. Увидев такой набор качеств, читатель может провести параллели, например, что мстят только трусы. Несмотря на это, чёрт не обделён и волшебными, непривычными силами: превращается в коня, летает по небу и то уменьшается в размерах, чтобы полезть в карман Вакулы – кузнеца. Сопоставление с людьми во внешности и характерах поведения делает образ более живым и понятным. Основной целью данного героя повести является месть Вакуле за то, что он нарисовал картину на стене церкви при входе, где Святой Пётр изгоняет нечисть.

Украв месяц, чёрт надеется, что Чуб, отец Оксаны, в которую влюблен Вакула, испугается темноты и вернётся домой от дьяка. Там, по плану чёрта, он должен был застать Вакулу с Оксаной и прогнать его, так как не одобрял его любви к своей дочери. Но чтобы не делал чёрт, всё шло далеко от его планов. И вместо того, чтобы испортить жизнь Вакуле, он наоборот помогает осуществить его мечту – жениться на Оксане. Перевозит кузнеца на собственной спине в Санкт – Петербург к царице, залезает в карман, проводит на приём к Екатерине Великой и везёт обратно, снова на своей спине. За всю работу, Вакула награждает его ударами розг и побоями. Добро торжествует, ведь чёрт не смог помешать любви и чистому сердцу кузнеца.

Чёрт играет огромную роль в произведении. Несмотря на свои сверхчеловеческие способности, он проигрывает Вакуле и выполняет его приказания. Чёрт побеждён. Я считаю, что таким образом автор хотел показать, что со злом можно и нужно бороться. Главное быть честным, добрым и сильным духом и телом, как Вакула – кузнец.

Сочинение 7

Одним из самых знатных и действительно универсальных произведений великого писателя – Николая Гоголя, является повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Николай Васильевич скрупулезно придумывал образы, стараясь показывать все преимущества и недостатки, каждый герой по-своему особенный. Писатель верил в фантастические, сверхъестественные силы, а также в народные суеверия, поэтому в своем произведении нашел место для ведьмы и черта, который стал одним из самых ярких персонажей.

Черт – разумный и хитрый своего рода, проказник. В начале повествования говорится, что у него остается всего одна ночь, когда есть возможность безнаказанно бродить в мире людей и учить их грешить. Вследствие этого, черт пытается подоспеть напакостить везде.

Николай Гоголь дал мистическому существу негативные качества людей, такие как: хитрость, трусость и коварность. Однако, все равно отмечает, что он «умен как черт» и «чертовски красив».

Этот образ приближен к человеческому, несмотря на наличие копыт, рожек и хвоста. Черту свойственно мерзнуть, как и обычным людям. Еще стоит обратить внимание, на его отношения с Солохой. Ухаживая за ней, он ведет себя, как простой мужчина. Подобные вещи, делают персонажа совсем нестрашным, а даже наоборот, немного забавным, вызывающим улыбку на лице.

Мстительность героя проявилась, когда он пытался насолить кузнецу Вакуле, за то, что он создал обидный для него рисунок. Однако, его месть напоминает месть маленького ребенка. Но черт все равно радуется, ведь у него все же есть возможность отомстить. Ярким и запоминающимся действием стала кража луны, чтобы жители Диканьки не нашли верный путь. Спустя время, она выскользнула из рук черта, и все стало на свои места.

Прочитав все произведение, складывается мнение, что один из главных персонажей – черт, наделен особенным обаянием. Трус и проказник, абсолютно не страшен, а смешон. Вдобавок ко всему, с большими моральными особенностями.

С помощью черта, Гоголь как бы указывает на слабости людей. И в конце, довольно интересно обыгрывает, пытаясь показать, что зло наказуемо: Вакуле удается перехитрить мистичного озорника.

Несколько интересных сочинений

    Жизненные ценности весьма обширное понятие, которое охватывает, по сути, все сферы человеческой жизни. Ценности могут быть как материальными, так и нравственными.

  • Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

    Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

  • Детство - самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются

  • Остроухов И.С.

    Илья Семёнович Остроухов родился в 1858 году в Москве. Он был очень разносторонней личностью и, помимо изобразительного искусства, которым прославился, увлекался писательством

  • Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого

    Лев Николаевич, понимает слово народ, совершенно по другому, нежели его читатели. Он говорил о том, что именно народ является неотъемлемой частью истории человечества.

Сочинение


Волшебная ночь перед Рождеством в одноименной повести Г. Гоголя начинается с фантастического события. Из трубы одного из домов повалил черный дым, и вместе с ним вылетела верхом на метле ведьма. Там, где она пролетала, звезды исчезали одна за другой. В скором времени ведьма набрала их полный рукав. Черт, который также появился в ночном небе, обжигая руки, схватил месяц и спрятал его в карман. И потому сделалось так темно, что ничего уже нельзя было разглядеть. Даже дорогу в кабак тяжело было найти.
Вволю позабавившись на небе и ощутив холод, ведьма проскользнула в трубу дома и превратилась в обычную женщину по имени Солоха. Ее знали в селе за то, что она умела привораживать к себе степенных казаков. Черт вслед за Солохой через печную трубу проник в дом.

Чего только не бывает в праздничную ночь! Это же кузнец Вакула странствует из Диканьки в Петербург верхом на черте, чтобы достать для своей любимой Оксаны черевички самой царицы. Встретившись в столице с запорожцами, парень попадает в царский дворец, и царица дарит ему невыразимо красивые ботинки.

А какой же праздник обходится без шуток и смеха! Смеются парни и девушки, ходят с колядками от дома к дому. Смеется и читатель над казаками, которые в рождественскую ночь решили наведаться к Солохе на огонек. Никто из Солохиных гостей: ни глава, ни дьяк, ни черт, ни Чуб - не хотели, чтобы их там кто-то видел. Поэтому Солоха прячет своих кавалеров в мешки из-под угля. Какой же комический вид они имеют, когда их вызволяют из тех мешков парни и девушки, думая, что там лежат угощения!
Смеется читатель и над пузатым Пацюком, который отдавался праздничной трапезе очень необыкновенным способом. Он сидел на полу по-турецки перед небольшой кадкой, на которой стояла миска с галушками, и хлебал из миски похлебку, хватая время от времени зубами галушки. А вареники сами летели из миски прямо в разинутый рот Пацюка, который лишь жевал и глотал пищу.

В ночь перед Рождеством черт, который хотел посмеяться над людьми, был обманут сам. Вместо того, чтобы навредить Вакуле, которого он ненавидел за малярные способности, нечистый выполняет все желания кузнеца да еще и получает в награду три удара хворостиной по спине.

Повесть Г. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в первый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих повестях автор описал милую его сердцу Украину, где он родился и вырос. В них фантастично переплелись давние легенды и картины жизни простых украинцев, фантастическое и комическое.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством»

ГУ «Затобольская средняя школа №1»

Костанайской области, Костанайского района

Конспект урока по литературе
в 6 классе
« Образы низшей славянской мифологии

в повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством».

Образ черта » .

подготовила

учитель русского языка и литературы

Рагулина Ксения Николаевна

с. Затобольск, 2013г.

Тема: Образы низшей славянской мифологии в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Образ черта.

Класс:6

Цели:

    Раскрытие образа черта в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством»; способствовать формированию понятий: «образ-символ»

    Создание условий для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.

    Воспитание у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре;

Ход урока.

    Вызов. 2 минуты.

Создание колаборативной среды.

Слово учителя. Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать Вас на уроке. Позвольте поздравить всех Вас с наступающими святыми праздниками. Ведь скоро наступит Новый Год, Рождество. В преддверии этих праздников принято загадывать свои самые заветные желания, есть поверье, что они обязательно сбудутся! У вас на столах лежат сияющие звездочки, посмотрите на них, загадайте про себя желание, поднимите повыше, оглянитесь. Какая замечательная создается картина! Вам она ничего не напоминает?

Учащиеся: с описания такой картины, звездной ночи, начинается повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

СЛАЙД: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Учитель: верно! И сегодня мы продолжим работу по этой повести. Ваша активная работа будет проходить в группах. И начнем мы с небольшой разминки на знание текста художественного произведения.

Работа на выявление знаний содержания художественного текста. 3 минуты.

У вас несколько картинок, разбросанных в хаотичном порядке, необходимо верно и последовательно, согласно композиции повести их собрать! Кто же из Вас знает текст лучше и справится быстрее?

Группа, справившаяся быстрее всех выходит сверяться к доске, остальные сверяются с доской. (КОНТЕЙНЕР)

Ребята, у кого не возникло трудностей и ошибок, в листе самооценивания поставьте себе свой первый «+».

    Осмысление.

Учитель: молодцы! Вы отлично справились с заданием! И мы можем обратиться к теме урока. А какой она будет, и какие цели перед нами будут стоять на уроке, вы ответите самостоятельно, если свяжете между собой ключевые понятия урока: СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, ПОВЕСТЬ, «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ», ЧЕРТ . 2 минуты.

Обучающиеся: сегодня на уроке мы рассмотрим образ черта, персонажа из славянской мифологии, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель: совершенно верно! Запишите тему в тетрадь.

Театрализация: внезапно появляется сам черт с обращением к ребятам.

ЧЕРТ: дорогие ребята, помогите мне! На счет моего образа существует много разных мнений, кто-то считает меня очень вредным и злым, кто-то напротив забавным! Я прошу вас быть максимально внимательными и в полной мере раскрыть мой образ. В этом Вам поможет вот эта таблица:

Учитель: вот как! Давайте поможем герою нашего урока. Мы уже знаем с вами, как представлен черт в славянской мифологии. Вспомним?

Ответы учеников. Ученики рассказывают о мифологическом герое, остальные заполняют колонку таблицы «Образ черта в славянской мифологии».

Черт — в славянской мифологии злой дух. ЧЕРТИ -существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Само происхождение нечисти связывается с мифом о падших ангелах (ЧЕРТИ - ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

ЧЁРТ в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, пытаются заполучить душу человека;

ЧЕРТИ могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, вихри - беснующиеся ЧЕРТИ, чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); ЧЕРТИ особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток или года, например, на святки и в канун Ивана Купалы.

Учитель: молодцы! Справились с первой колонкой таблицы! Поставьте себе отметку в лист самооценивания. Переходим ко второй колонке таблицы. Работа над анализом образа черта в произведении. Каждой группе раздается определенный эпизод из текста с участием черта. К эпизоду даны вопросы для анализа, задание составить синквейн. Заранее розданы листы А3, с изображением черта. Учащиеся знакомятся с эпизодом и составляют синквен по образу черта, разукрашивают изображение героя, объясняя затем выбор красок.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему c инквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять c инквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

    Черт

    Хитрый, хваткий

    Вертится, крадется, прячет

    «Несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ».

    «губернский стряпчий»

Литературный прием: сравнение (совершенно немец; мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, ; настоящий губернский стряпчий); используется много глаголов, которые передают активность героя.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1

Губе́рния -

Обучающиеся: мы выбрали черный цвет, так как в данном эпизоде, герой выступает как проказник, который желает навредить Вакуле.

    Черт

    Мелкий, красивый

    Нашептывает, ухаживает, воображает

    «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!».

    Кавалер

Обучающиеся: мы выбрали красный цвет, так как в данном эпизоде черт предстает перед нами, как влюбленный герой, а красный цвет считается цветом любви и страсти.

Литературный прием: антитеза – противопоставление (воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно);

    Черт

    Уверенный, хитрый

    Вылетел, перебежал, начал разрывать.

    «А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад».

    Проказник

Обучающиеся: мы выбрали красно-коричневый цвет, так как посчитали, что он указывает на хитрость героя.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (проворный франт; с козлиною бородою; украденный месяц)

-

Обучающиеся: мы выбрали два цвета: бирюзовый и черный, потому что думаем, что в нашем эпизоде сначала черт выступает как очень смелый и хвастливый герой, но потом он становится трусливым и тихим как ягненок.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (собачье рыльце); антитеза – противопоставление (скрытая, противопоставлены понятия друг-враг, смелый-трусливый).

Учитель: очень хорошо вы справились и с этим заданием, теперь я попрошу выделить главные, ключевые, схожие моменты всех групп и заполнить вторую колонку. Что у вас получилось? Скажите, а между гоголевским чертом и человеком есть что-то схожее?

Ответы учащихся: да, черт в произведении ведет себя как человек, он мерзнет, заигрывает с Солохой, испытывает человеческие чувства, но одновременно с этим, он умеет перевоплощаться, и имеет соответствующую мифологическому герою внешность.

Образ черта в славянской мифологии.

Образ Гоголевского черта

Образ, оживший на экране образ

Существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.

Вмешивается в жизнь людей, насылают непогоду, метель, причиняют мелкие неприятности .

Мерзкий, но считает себя красивым.

В некоторых ситуациях уверенный. Всегда старается схитрить. Очень активный, хваткий. Но бывает хвастливым. В последнем эпизоде проявляется такая черта характера, как трусость.

Образ черта, совмещает в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки».

Черт показан как хитрый проказник.

Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.

Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» Черт похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости.

Учитель: хорошо, но у нас есть еще одна колонка «Образ, оживший на экране». Как вы сможете ее заполнить?

Ученики: если посмотрим видеофрагмент.

Учитель: смотрим и заполняем третью колонку. Просмотр видеофрагмента.

Выводы по основной части урока. Ребята, мы проделали с вами огромную работу по выявлению и анализу образа такого загадочного персонажа в разных источниках. Я думаю, вы готовы сделать определенные выводы по этой части урока. Свои выводы я предлагаю вам представить в виде эссе, сочинения-размышления на основе материалов урока, они все у вас в таблице.

Эссе может начинаться со слов:

    Как отмечал Д. Мережковский, «Гоголь первым увидел черта без маски, увидел его настоящее лицо……

    Н.В. Гоголь активно использовал образы из славянской мифологии в своих произведениях……

    В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их….»

    Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.

Включать в себя такие выражения:

Образ беса в повести, конкретные черты, автор объясняет, наделяет его обаянием, образ не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

И заканчиваться так:

Таков образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими.

    Рефлексия.

    Оценивание. Наш урок подошел к концу, вы очень хорошо поработали, весь урок заполняли листы самооценивания, посчитайте свои плюсы и поставьте себе оценку! (Выставление оценок в журнал).

    Итог урока. Вы обратили внимание, что с начала урока на этой доске висят такие же звездочки, как и у вас на партах – это мои пожелания вам! (некоторые ученики подходят, снимают и читают вслух, остальные снимут их, выходя из кабинета)!

Приложение 1.

Группа 1. Эпизод 1. Как черт украл месяц.

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1 . В Московской Руси — придворный, служащий для несения различных хозяйственных обязанностей (истор.).

Губе́рния - высшая единица административно-территориального деления в России

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 2. Эпизод 2. Как черт за ведьмой ухаживал. Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 3. Эпизод 3. Как черт путникам мешал.

Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 4. Эпизод 4. Как черт сделку с Вакулой заключал.

Черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:

- Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша, - шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! - думал он про себя, - теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде все хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки. - Я готов! - сказал кузнец.- Тут он заложил назад руку - и хвать черта за хвост. - Постой, голубчик! - закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? - При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок - Помилуй, Вакула! - жалобно простонал черт, - все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Приложение 2. Лист самооценивания.

ФИ_____________________________________

Отметка о выполнении

Знание текста

Определение целей и темы урока

Заполнение колонки «Образ черта в мифологии»

Заполнение колонки «Образ Гоголевского черта»

    Я читал и пересказывал эпизод

    Я составлял «Синквейн»

    Я выбирал цветовую гамму

    Я объяснял выбор цветовой гаммы

    Я представлял работу классу

Заполнение колонки «Образ, оживший на экране образ»

Список литературы.

      Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы: Методическое пособие.- Спб.: «Паритет», 2001.- с.84-87

      «Литература в школе» №10, 2006 г.

      Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М., 1976. – Т. 1. –С. 121.

      www. nikolaygogol. org. Ru

      ru.wikipedia.org

      www.liveinternet.ru , Иллюстрация к повести Ночь перед рождеством.

      www.a4format.ru , Иллюстрации. «Ночь перед Рождеством».

05.01.2015 4538 645 Макушева Елена Геннадьевна

Цели: учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении "Ночь перед Рождеством”; формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;

развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков, помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести; учить навыкам работы в группах, защищать свой мини-проект;

воспитательная: привитие интереса к литературе; создать ситуацию успеха.

Оборудование: иллюстрации к повести, презентация урока в формате Microsoft Power Point 2007, текст повести,

запись на доске: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина

домашней жизни народа, его маленьких радостей,

его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

(В.Г.Белинский.)

Ход урока:

1.Оргмомент. Объявление темы, целей и задач урока. Мотивация.

· - Психологический настрой.

2.Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении. Поэтизация верности и бескорыстной любви.

Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о герое, которого выбрали для анализа, т.е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, миром, в котором чудесным образом переплелись реальность и фантастика. Итогом нашей работы будет экспресс-газета, которую вы выпустите к концу урока.

Вы помните, что в этой книге перед читателем предстал украинский народ, носитель благородных и высоких стремлений, с его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками. Не случайно многие критики и писатели восхищались необычайной красочностью стиля Гоголя.

В этом можно убедиться, если погрузиться в текст повести «Ночь перед Рождеством», о которой критик В.Г.Белинский писал: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

3.Работа над темой урока.

3.1. Беседа.

Что мы знаем о жизни великого русского писателя Н.В.Гоголя?

С какой книгой мы познакомились? - Сколько повестей входит в ее состав?

Что мы узнали о жизни украинского народа? - Какие черты характера присущи украинцам?

Перечислите предметы народного быта.

3.2.Беседа по содержанию первых страниц повести.

– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?

· (Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)

– Какие фантастические черты несёт пейзаж?

· (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).

– Кто и почему нарушает эту красоту?

· (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)

– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят (слайды).

– Что делает ведьма?

· (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).

– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).

v Просмотр презентации

· А кто же является главными героями повести? (Оксана и Вакула)

· Какие они? Давайте найдем в тексте описания черт характера героев.

v Работа с текстом.

3.3.Составление кластеров (работа в группах).

Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами. Составим кластеры на героев повести.

v 3.4.Физкультминутка.

Давайте прервем нашу работу и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.

1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли черта. Вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)

Следующее упражнение – ходьба на месте. Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…

3 упражнение - дыхательная гимнастика. Подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4 упражнение – приседание . Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 10 приседаний.

3.5.Работа по теории литературы.

Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал "Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: "Что за прелесть эти сказки!”.

v Какие элементы сказки встречаются в повести?

1) Чёрт украл месяц; 2) Вакула летает на чёрте; 3) Царица подарила свои черевики.

v А какие слова использованы в переносном смысле?

– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

– От мороза горят щёки.

3.6. Народные традиции.

– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь? Ответ : Рождество.

– О каких обрядах вы узнали? 1. Колядование. (Маскарад). 2. Пост. Голодная кутья.

– Что вы узнали о посте?

Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.

– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.

Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.

– А какие черты, по-вашему, характерны для нашего народа? это: гостеприимство, уважение всех национальностей и вероисповедания.

Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского "...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.

4.Рефлексия.

4.1. Викторина.

Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями.

(Класс разбивается на две группы)

Представители каждой команды по очереди выйдите к доске и снимите по три звезды. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить.

v Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)

3)кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(Кузнецом)

4) Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

6)Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)

7)Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (Сундук)

8)Что спрятал черт в карман? (Месяц)

9)Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)

10)За чем отправился Вакула к царице? (За черевичками)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (Колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (Ухаживать)

-Молодцы!

4.2.Угадай героя .

В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их».

v Поэтому, я думаю, вы легко узнаете героев повести по их описанию.

1)Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонки. (Черт)

2)Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум)

3) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

4) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха)

5)Лукавый, с тонкими пальцами, его вторая половина сделала из его толстой косы самую узенькую (Дьяк)

6)Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Top