Обучение игры на бас гитаре с нуля. Обучение игре на бас-гитаре

Профессионально играть на бас - гитаре умеют далеко не все те, кто обучался этому мастерству. Оно требует от человека полной отдачи, усидчивости, терпения. Не многие могут через это пройти. - сложная, но выполнимая цель для новичков в этом деле.

Потребуется помощь преподавателя, определённые вложения в стоимость обучения, инструмента, собственные нервы и время.

Вам предстоит пройти долгий путь, он будет лежать сквозь неудачи и маленькие победы. Они приведут вас к желаемой цели. Игра на бас - гитаре не оставляет равнодушными никого, кто её слышит. Поэтому результат оправдывает всё потраченное время и силы.

Выбор бас-гитары для обучения

Выбор бас - гитары очень важен для начинающего музыканта. Если выберут за вас не то, что вы хотели - велика вероятность бросить всё на первых порах. Подбирайте бас - гитару под себя по форме, цвету и другим параметрам, которые подходят именно вам.

Бас - гитары различаются по:

  • форме
  • цвету
  • количеству струн
  • мензуре
  • материалу
  • существованию ладов
  1. Гитары бывают четырёхструнными, пятиструнными и шестиструнными.
  2. Мензура - это расстояние от начала и до конечной точки натянутой струны.
  3. Бас гитары изготавливают из твёрдых и мягких сортов деревьев, графита, лютита; часто бас - гитары изготавливают из нескольких различных материалов.
  4. Существуют ладовые и безладовые бас - гитары.

Стоит подбирать бас - гитару под себя, учитывая рекомендации специалистов.

Способы и приемы игры на бас-гитаре

Существует несколько приёмов игры на бас - гитаре. Выделяют всего три основных:

  • Пиццикато
  • Игра медиатором

Каждый может выбрать любой из этих методик на свой вкус. Если вы не планируете стать виртуозом в игре на бас - гитаре - выберете понравившийся способ самостоятельно. Лучше всего освоить все три приёма не только для общего развития, но и для разнообразия своей игры.

Что из себя представляет каждая методика?

  1. Пиццикато - игра, в которой вы "щипаете" струны. Такая игра звучит мягко, красиво, её осваивают новички. В этой методике играть можно любыми пальцами, кроме мизинца.
  2. Слеп - в этой игре бас - гитарист ударяет боковой стороной большого пальца по струнам.
  3. Игра медиатором - при использовании этой техники звук выходит отчетливее и жёстче.

Пиццикато и слеп используют в джазе и др, а игру медиатором - в исполнении тяжёлой музыки.

Научитесь играть на басу что-то простое

Основная функция - создание ритма и формирование связи между ритмической и мелодической частью композиции. В этом причина небольшой популярности бас - гитары. Многие музыканты предпочитают играть музыку «под себя», а бас предназначен для работы в группе. Он отлично взаимодействует с любыми инструментами, к примеру, с ударными создает отличный ритм, а с соло гитарой поддерживает гармонию.

Не нужно рвать и метать, чтобы профессионально выделываться на какой - либо сцене. Начните с чего - то простого. Всё придёт со временем. Чем проще ваши начальные шаги, тем легче будет продвигаться вперед. Если вы выберете что - то трудное - вы не продвинетесь ни на шаг, лишь сделаете кучу ошибок, что может привести к остановке процесса.

Начните изучать азы в выбранном творчестве, а не бездумно дёргайте струны. В этом деле вам поможет профессионал.

Учиться игре на басу самостоятельно или у преподавателя

Выбор стоит исключительно за вами. Если вы являетесь целеустремлённым интровертом и не хотите никого слушать во время обучения, то вы скорее предпочтёте самостоятельное обучение.

Мы настаиваем на том, чтобы вы обратились к специалистам, например, в эту школу https://www.spmuz.ru/instrument_bas-gitara.html .Они научат вас правильно держать инструмент, выбрать для вас удобную позу и подберут методику обучения, которая подойдёт именно вам.

Почему стоит нанять преподавателя? Потому что под чётким руководством профессионала вы сделаете меньшее количество ошибок и не остановитесь на половине пути. Для этого нужно найти преподавателя, который подойдёт именно вам по характеру и способу преподавания. Не стоит записываться к жёсткому человеку, если вы нежная и хрупкая личность, также, не стоит идти к мягкой преподавательнице, если вам требуется суровый контроль.

Самостоятельное обучение на бас-гитаре

Перед началом обучения запомните это:

Справка: Как вы могли заметить, на бас - гитаре пальцы обозначаются буквами.

Выберете удобное для вас положение:

  • Вы можете выбрать положение сидя или стоя, но важно, чтобы в обоих случаях сохранялось правильное положение инструмента. Убедитесь также, что ремень держит вашу гитару на одном уровне независимо от того, сидите вы или стоите.
  • Бас-гитара должна находится где-то между уровнем бедер и ключиц. У большинства музыкантов при игре гитара располагается в районе пупка, но это зависит от личных предпочтений.
  • Гитара должна висеть под углом в 30 градусов, чтобы вам не приходилось сгибать кисти слишком сильно.

Обучение игры на любой гитаре начинается с урока о том – как правильно держать инструмент. От правильности положения гитары зависит то, насколько быстро и правильно вы ее освоите. А то насколько правильно вы ее освоите, напрямую влияет на технику и скорость вашей игры, так, что рекомендуем отнестись к этому уроку со всей серьезностью.

Головку грифа следует расположить на уровень плеча или немного выше. Оцените ваше удобство: если вы тянетесь рукой к первым ладам или наоборот слишком сильно ее сгибаете на средних и последних ладах - положение вашей левой руки неправильное. Оценив преимущества такой посадки, вы сможете легко подбирать себе электроакустические гитары.

Правую руку необходимо расположить локтем на выступ корпуса. Кисть можно поместить над звукоснимателем, в зависимости от того, какого эффекта вы хотите достичь. Чтобы получить более сочный и приглушенный звук, вам необходимо перемещать руку вдоль струн. Пользуйтесь медиатором или пальцами, в зависимости от личных предпочтений и поставленной перед вами художественной задачи.

В стоячем положении действуют эти же принципы: гриф нужно расположить на такое расстояние от плеча, чтобы вам не приходилось слишком сильно к нему тянуться или сгибать руку. Разница в том, что положение баса в стоячем положении регулируется изменением длины ремня.

Простые упражнения для начинающих:

  • Начинайте играть первую струну четыре раза, при этом чередуя указательный палец со средним пальцем, т.е. 1 – “i”-2-“m”-3-“i”-“m”;
  • После того, как отыграна первая струна, переходите ко второй, далее к третьей, четвертной;
  • После того, как все струны пройдены до конца, начинайте выполнять то же упражнение в обратном порядке, добавляя безымянный палец.

Заключение

Бас - гитара - инструмент, требующий колоссального внимания к себе. Обучение этому мастерству может занять месяц, год, десяток лет. Всё зависит от обучаемого, как часто практикуется, пользуется ли помощью из вне.

Мы предоставили вам полезную информацию и надеемся, вы сможете осуществить свою мечту и научитесь играть не хуже профессионалов.

В детстве сотни мальчиков и девочек по всему миру мечтают о славе рок-музыкантов. Для многих это так и остается мечтой или попросту забывается. Для других – увлечение музыкой превращается в профессию или остается занятием для души, становится хобби.

Людям, сердцу которых близки гитарные риффы, а желание освоить инструмент стоит на первом месте, прописана школа игры на бас-гитаре.

Предложенный видео-курс под руководством известного студийного бас-гитариста Луиса Джонсона раскроет секреты виртуозного владения инструментом.

Видео-обучение «Школа игры на бас-гитаре»

Бас-гитара

Ошибочным будет мнение, что обучение игры на гитаре и бас-гитаре выглядит одинаково. Конечно, принцип один, но не зря это самостоятельный инструмент со своим уникальным звучанием и функциями.

Бас-гитара предназначена для извлечения низких, резких, схожих с ударными, звуков, то есть басов. Ее звучание всегда будет на порядок ниже, чем у классической гитары. Да и количество струн другое. Как правило, их четыре.

На бас-гитаре играют, в основном, пальцами. Иногда медиатором.

Основная техника игры на бас-гитаре называется слэп. Построена она на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки. Издаваемый при этом громкий звенящий звук практически выполняет функцию барабана. Яркость и четкость звучания позволяет воплощать самые ритмичные композиции.

Мастерство

Новичкам нужно усвоить одну истину: мастерство музыканта зависит от его стиля и техники. Это значит, что в процессе обучения нужно не только зубрить классические приемы игры на бас-гитаре, но и параллельно вырабатывать своей собственный стиль. Техника игры придет с практикой. С ней же появится скорость. Разработаются пальцы.

Будущим бас-гитаристам нужно быть готовым к многочисленным мозолям. Да-да, именно такой побочный эффект имеет любимое занятие. Не сложно догадаться, почему: бить по металлическим струнам по несколько часов в день не могут пройти бесследно. Но результат того однозначно стоит.


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Представляем вашему вниманию серию видео уроков для начинающих играть на бас гитаре. Видео уроки идут в хронологическом порядке, чтобы вы смогли начать с самых азов, ознакомится с типами и конструкциями бас гитары, понять сможете ли вы самостоятельно научиться играть, что для этого нужно и т.д.

Видео уроки - бас-гитара для начинающих:

1. Урок - конструкция и типы бас гитар.

В этом уроки вы получите начальные знания по типам бас-гитар, из чего они состоят, какие функции выполняют отдельные детали, варианты их исполнения.

2. Первые азы - постановка рук, звуковое извлечение.

Итак, вы созрели до того, чтобы впервые в жизни взять бас-гитару, она у вас в руках, что же с ней теперь делать, с чего начать. Начинать нужно с правильной постановки рук. Почему это очень важно? Если изначально у музыканта, не правильно поставлены руки, то в будущем ему будет очень сложно, во первых развить технику, во вторых научиться качественно и красиво извлекать звуки, в третьих есть очень большой риск переиграть руки и получить различные травмы, связанные с игрой на музыкальном инструменте. Причём эти травмы могут быть очень опасными, к примеру перетирание сухожилий, перенапряжение мускулатуры, воспаление связок и т.д.

3. Урок для начинающих бас-гитаристов.

Основы игры Slap, Pop, Slide, Hammer On и Pull Off на бас-гитаре. Всё подробно объясняется и показывается.


Top