Таррагона памятник пирамида из людей. Башни из людей в испании

Третья обзорная статья из цикла "Пирамиды мира". Сразу оговорюсь, что некоторые сооружения не являются строго пирамидами, скорее, это сооружения пирамидальной формы.

Босния

О пирамидах в Боснии на этом портале уже есть хорошая, полная статья, поэтому кратко.

В 2005 году исследователь Семир Османагич выдвинул предположение, что гора Високо, расположенная примерно в 20 км от боснийской столицы, на самом деле и не гора вовсе, а пирамида высотой 220 метров, построенная из блоков 2-3 метра в длину. Итогом раскопок стала пирамида Солнца с усеченной вершиной, так же сориентирована по сторонам света, как и ее египетские сестры.
И если "главная" пирамида считается искусственной, то при возведении ее более низких спутниц, обнаруженных в мае 2006 года, неведомые архитекторы пошли по пути наименьшего сопротивления: они просто обложили природные холмы плитами и навесили террасы. Османагич уверен, что возраст его находок превышает 10 тысяч лет. Всего вместе с основной пирамидой боснийская долина насчитывает пять монументов.
Интересный факт: обнаружены туннели, ведущие под меньшие пирамиды, но в них нет следов ни мелких животных, ни насекомых. Зато там обнаружился гладкий манускрипт с напоминающими руны письменами. Однако для большинства ученых ни каменная кладка и облицовка, ни правильная форма пирамид так и не стали весомыми аргументами - открытие считается псевдонаучным.

Италия

По сравнению с великими пирамидами Египта сооружение, возведенное для римлянина Гая Цестия Эпулона в период с 18 по 12 годы до нашей эры, выглядит сущим котенком: его высота "всего" 36,4 метра, а длина основания - 30 метров. В отличие от остальных, эта пирамида - неправильная; по сути, в ней нет той таинственной составляющей, которая вынуждает обывателя смотреть на подобные монументы с ожиданием чуда. Пирамида является мавзолеем, считается, что в ней захоронен Рем, один из основателей Рима. Его брат, Ромул, покоился в Ватиканской пирамиде, не сохранившейся до наших дней. Цестиева пирамида выполнена из бетона, внешняя отделка - мрамор и кирпич. Распечатать ее вход официально разрешили только в 1660 году, но до этого пирамида была вскрыта неизвестными охотниками за наживой, и разграблена.

Древний народ, обучивший римлян строить дороги и впоследствии римлянами же и поглощенный - этруски.
Они не оставили о себе много информации, а та, что есть, очень скудна. Тем значимее стала находка итальянских археологов, которые в прямом смысле откопали несколько пирамид, датируемых примерно V веком до нашей эры. Основная их часть скрыта под землей, поэтому ни о высоте (глубине?), ни о длине основания ничего пока сказать нельзя: сейчас исследователи проникли всего на 3 метра. Верхушка первой из найденных пирамид перестроилась уже в современности, и использовалась в качестве винного погреба. Под современным полом скрывался средневековый, копнули глубже - обнаружили множество античных артефактов и туннели, которые, как предполагается, ведут к другим скрытым пирамидам. Археологи утверждают, что можно однозначно судить о религиозном предназначении этрусских сооружений, либо использовании их в качестве гробницы. Чего на самом деле этруски хотели достичь при помощи своих пирамид, нам уже никто никогда не расскажет.

Испания

Официальная наука считает пирамиды Гуимар, обнаруженные на острове Тенерифе, строениями фермеров. Мол, копал фермер поле, а найденные камни складывал у его края. И вот так складывал, складывал, и нечаянно нагромоздил ступенчатую пирамиду с прямоугольным основанием и высотой до 12 метров. И совсем ничего, что длина граней - 15-80 метров. Ну, фермеры так фермеры. На совести историков.

По словам местных жителей, всего на острове было девять пирамид, но три из них разобрали, так как сочли бесполезными и пустили на бесплатный стройматериал. Напоминает судьбу облицовки египетских пирамид. Видимо, это общий бич для подобных сооружений.
В ходе раскопок под пирамидами была найдена керамика, кости, артефакты и утварь. Находки датируются 680-1020 годами нашей эры, точнее радиоуглеродный анализ сказать не смог, как не смогли ученые точно определить время постройки самих пирамид.
Тур Хейердал в пух и прах разбил официальную версию своими выводами, но к нему никто не прислушался. По его словам, перед строительством пирамид земля под их основанием была тщательно выровнена, а углы ступеней - обработаны. Это не просто хаотичное нагромождение камней, это строительство монумента определенной формы. Более того, камни - не валуны с полей, а застывшая лава. Хейердал тоже не смог сказать, когда были построены пирамиды, но предположил их астрономическое предназначение: в день летнего солнцестояния с вершины самой большой из пирамид можно дважды наблюдать заход солнца, так как оно сначала скрывается за одной из вершин, появляется снова и окончательно скрывается за следующей. А в день зимнего солнцестояния лестницы на западной стороне пирамид указывают точно на восходящее солнце.
Под одной из пирамид есть пещера, в которой обитали аборигены Канарских островов - гуанчи. Следы их культуры и были обнаружены при раскопках.

Греция

О количестве пирамид в Греции нет устоявшегося мнения. Одни источники утверждают, что их всего три, другие насчитывают больше двух десятков. Расскажу о самых популярных. Конечно, они не такие высокие и заметные, но их значение от этого меньше не становится.

На окраине Арголидской равнины, в Эллинико, стоит пирамида с прямоугольным основанием, сложенная из известняка.
Ее высота всего 3,5 метра, стороны основания немного превышают 7 и 9 метров. Вход, расположенный на восточной стороне, ведет в квадратное помещение внутри пирамиды. Во II веке нашей эры жил географ, Павсаний. В своих заметках он оставил упоминания о двух похожих по описанию сооружений, которые были общими могилами: в одном похоронили павших в гражданской войне за трон Аргоса, в другом - тоже аргивян, погибших в сражении со спартанцами в 668-669 годах. Исследователи уверены, что могилы не сохранились до наших дней, и выдвинули предположение, что пирамида Эллинико была построена в качестве форта для обороны долины. Однако доказательств нет. Различные варианты анализа блоков дали сильный разброс результатов, 2000-3000 лет, но это может говорить и о том, что для строительства использовался старый материал, поэтому точную дату возведения пирамиды сказать нельзя.

Четырехступенчатую пирамиду Амфиона называют Большой греческой пирамидой: высота усеченного конуса составляет 4 метра. Ее строительству сопутствует легенда о возведении Фив: два брата, Амфион и Зеф, построили древний город. Амфион играл на волшебной лире, которую подарил ему Гермес - благодаря чудесной игре камни сами собой укладывались в нужном порядке, и в скором времени город был завершен. Однако из-за клеветы дочери титанов, Лето, боги наслали чуму на всю семью братьев, и они погибли. Их общей могилой и стала пирамида. Внутри нее археологи обнаружили множество ходов и ответвлений, некоторые из которых заканчиваются комнатами. Исследователи считают, что в одном из таких помещений и похоронены братья. Вместе с тем есть мнение, что они не были греками, а пришли из Египта: об этом говорит типично египетское обустройство пирамиды. Растительные мотивы орнамента и подвески-лилии, направление главного тоннеля строго на Полярную звезду (в пирамиде Хеопса точно такое же расположение), и другие признаки, известные только археологам: все указывает на египетские корни братьев. К сожалению, и эта пирамида не сохранила свои сокровища до наших дней: ее давно разграбили; ученым остались только три украшения из золота, датируемые 2700-2400 годами до нашей эры, и еще безымянный скелет. Изучать холм прекратили в 1973 году. Есть смелое предположение, гласящее, что греческая пирамида старше египетских сестер; если бы это подтвердилось, то только представьте масштабы "бедствия" для ученого мира: сколько степеней и наград полетит в топку, когда придется переписывать значительный кусок летописи человечества! Может, поэтому и не ведутся дальнейшие раскопки, а может, грекам просто перекрыли финансовый поток в эту область.

Пирамида на Крите сохранилась лучше своих "товарок", но и изучена в разы меньше.
Там не проводились раскопки и какие-либо серьезные исследования, поэтому большая часть сведений о пирамиде в Ханье - предположения. Известно, что она не состоит из множества отдельных блоков, а целиком вырублена в скале на высоте 290 метров над уровнем моря. Основание - окружность 29 метров, высота - 8,5 метров. В пирамиде вырублена камера, длина и высота - около 2 метров, ширина - 1,4 метра. Кроме способа строительства, от остальных пирамида отличается еще и расположением входа: если у большинства он находится с восточной стороны, то в этой он прорублен с запада. Подобная конструкция есть в южной пирамиде фараона Снофру, расположенной в Дахшуре. Не исключено, что конусообразное сооружение - след минойской цивилизации.

Есть у греков и свой Кайлас - гора-пирамида Тайгетос. Если по-честному, то это целый хребет. Не сказать, что он считался священным, но назван по имени плеяды Тайгеты. У восточных склонов хребта стоял город Спарта; Тайгета была матерью его основателя Лакедемона. По преданию, в одно из ущелий хребта спартанцы скидывали увечных и хилых мальчиков, но исследователи эту информацию не подтвердили. Продолжаются споры о происхождении пирамид: то ли они естественные, то ли искусственные. В любом случае гора очень резко переходит в четкое, гладкое основание пирамиды. Остается только ждать, пока энтузиаст-археолог проведет там ряд исследований.

Еще одна пирамида, от которой осталась только небольшая кучка камней - Лигурийская. Ее обнаружили в 1936 году, и датировали 2100 годом до нашей эры. Однако при раскопках обнаружился каменный топор эпохи неолита. Сейчас можно только приблизительно назвать размер основания: 12 и 14 метров. Большая часть монумента была расценена как бесхозный стройматериал, и использована "по назначению" в селе Лигуриу и церкви Святой Марины.

Продолжение следует.

В прошлую поездку делала вылазку из Барселоны в , а в этот раз добралась до Таррагоны. Обычно я планирую такие вылазки на половину дня, но потом всегда остаюсь почти на весь день. Очень приятно побродить по улочкам старой части города, побывать на рынке, походить вдоль моря. Таррагона достаточно большой и современный город, но есть и симпатичные старые кварталы, где так хорошо просто послоняться, разглядывая симпатичные домики и исторические достопримечательности.

А особую прелесть прогулке добавляла мысль, о том, что уже последний день октября, а солнце при этом греет так, что что можно спокойно ходить в футболке. И даже хочется искупаться в море:)

1. Вид на пляжи с высокой обзорной площадки. Жалко, но совершенно не понятно, как до них добраться. Путь перегораживает автомобильная и железная дорога без намека на переход. Так что только вечером в ожидании обратной электрички с трудом сделав большой крюк все же добралась до моря.

2. Марина с яхтами. И там в районе пирса только нашла подземный переход под огороженными железнодорожными путями.

3. Не смогла удержаться и подловила фотографа за работой.

4. В Таррагоне много милых неожиданно расположенных памятников. В отличие от многих наших, вполне соразмерных человеку и не вознесенных на пьедестал.

5. Город загодя готовится к приближающимся праздникам. Но на такой жаре зиму и елку даже сложно представить.

6. Понравилось оформление балкона.

7. Посещение рынка входит мою обязательную программу знакомства с городом. Этот правда не произвел на меня особого впечатления выбором продуктов и специалитетов. Зато настенная живопись здорово подняла настроение.

8. Любопытно, это портреты реальных продавцов? Я пробовала опознать потом на рынке, но мастерство художника мне этого не позволило.

9. Тут я долго изучала что же происходит на заднем плане. Но так и не смогла для себя дать однозначного ответа.

10. Отличный фонтан, правда расположен на оживленном дорожном перекрестке. Так что нет возможности даже отойти и снять его целиком. Но каждая пара человек-животное заслуживала пристального изучения. Позы и выражения у них были ну очень не стандартные.

11. Особенно заинтриговал этот мальчик. Что же произошло, что у молодого человека такое выражения лица и поза? Я честно говоря, грешу на слона.

12. Знаменитая пирамида из людей, традиционное таррагонское развлечение. Но общий вид известного памятника дала для того, чтоб показать потом маленькую деталь.

13. Почему-то у многих персонажей скульптурной группы руки были странно расположены. Они, по идее, должны поддерживать и создавать крепкий фундамент высокой людской пирамиде. А при этом многие явно просто пользуются давкой в свое удовольствие.

14. Креативный балкончик в старой части города.

15. Дома по периметру симпатичной вытянутой площади.

16. Почему-то все церкви, кроме главного собора были заперты. Но зато он потом с лихвой возместил этот недостаток.

17. Памятник так печально взирает на море, что сразу хочется спуститься к пляжу. Но это потом, так как столько всего еще не осмотрено.

18. За спиной у памятника маленькая чудесная площадь с двумя ресторанчиками. Левый воплощение китча и туристического ужаса, а вот в правом насладилась превосходным обедом.

19. По-моему даже по фотографии понятно, как там было тепло.

20. В Таррагоне встретила много симпатичных и не очень граффити различного уровня мастерства.

21. Брусчатка на площади перед собором.

22. У многих горгулий почему-то выражение лица "Боже мой, что же я наделала!"

23. Или я не права?

24. Скульптор оформлявший собор, или это была целая команда, отличался жизнелюбием и превосходным чувством юмора. Таких веселых, милых и забавных персонажей я не встречала в других соборах.

25. Главный вход в собор.

26. Солнечная геометрия.

27. Мадонна над входом.

28. Витражи на солнце дают потрясающий эффект.

29. Калейдоскоп.

30. Кажется, что можно легко поймать этих разноцветных солнечных зайчиков.

31. А центральная роза наоборот почти не цветная.

32. Роскошное кружево деревянной резьбы.

34. Что хотел сказать художник? У много лет, сперва в колледже, а потом и в двух институтах изучала историю искусств. И коронной фразой многих лекторов был вопрос "Что хотел сказать художник?" И мы дожны были пофантазировать на данную тему. Тут я предлагаю фантазировать уже вам.

35. Над входом в галерею внутреннего дворика барельеф, перекликающийся с оформлением капителей колонн и панно над арками ими образованными. Выражения лиц у многих персонажей будут весьма сходны.

36. Такое "лицо" у быка, видимо потому что копытом книгу держать ну очень неудобно.

37. А тут я даже думать не хочу над тем, что хотел сказать художник...

38. Эти птички мне так напомнили почему-то двух братцев из третьего "Ледникового периода".

39. Честно говоря, выражение лица ангела, мне лично, кажется весьма не благочестивым.

40. Во дворике растут апельсины и цветут розы. А на окружающих его стенах множество маленьких круглых окошек, украшенных превосходной резьбой.

41. Благодаря которым получаются вот такие ажурные тени.

42. Без комментариев.

43. Еще один лев мою коллекцию. На это раз в красивом парике.

44. Снаружи собор украшают вот такие милые мордашки.

45. Интересно, как выглядит внутренняя планировка в таком доме.

46. Так же в старом городе много красивых дверей...

47. ...и фактурных стен.

48. Птички на стене...

49. ...и фонтане.

50. Ворота Св. Антония выводят из старого города к высокой набережной. По прежнему не видно дороги вниз к морю.

51. И я возвращаюсь в старый город.

52. Слон наверное такой грустный, потому что прямо под его длинным носом устроили помойку.

53. Прелесть, а не машинка!

54. Тут как раз выпустили детей из ворот начальной школы. Их было слышно издалека. Жизнерадостный визг так подходил этим милым узким улочкам, нагретым солнцем! Детки быстро разбегались в разные стороны, а родители пытались отловить свои сокровища.


55. Прекрасные ворота, я просто мечтала увезти их с собой.

56. Еще одна горгулья с собора. Судя по всему от детского визга у нее разболелась каменная голова.

57. Оказывается я гуляю на высоте почти 70 метров над уровнем моря.

58. Жить в таком доме вряд ли легко, но снимать подобную фактуру мне так нравится!

59. Раньше меня удивляло, что в европейских городах пересечение улиц, образующее замкнутое пространство размером с обычную московскую комнату, гордо именуется "площадью". К этому сперва было сложно привыкнуть после наших масштабов, а потом стало нравится.

60. Эта девочка тоже видимо только освободилась после школы. И он сели с папой подкрепиться на ступенях перед длинной дорогой домой.

61. Надпись на витрине отлично подходила этой компании. Они жадно что-то ели на ходу, очень громко обмениваясь впечатлениями, и я не смогла удержаться.

62. Еще один дом с граффити.

63. Скоро тут будут продавать жареные каштаны, а пока девочки готовятся.

64. К сожалению из-за осеннего времени солнце садится рано. Скоро стемнеет, так что пора возвращаться в Барселону.

65. Но перед этим, я все же доберусь до пляжа и немного постою в волнах.

Строительство человеческих башен - одна из важнейших каталонских традиций. Этим занимаются все: и стар и млад. Туристы с удивлением и интересом наблюдают за построением башен, об этом вы можете прочитать более подробно в статье , а пока обратите внимание на памятник этой замечательной забаве.

Памятник крайне оригинален, как оригинальна и традиция, которой он посвящен. Важен тот момент, что данный вариант досуга - строительство человеческих башен, существует только в Каталонии. Это интереснейшее действие, при построении задействуется несколько сотен человек. Как раз этому процессу и посвящён памятник Кастельс, который полностью отражает процесс возведение башни и показывает основных людей.

Монумент появился не так давно, но уже завоевал любовь местных жителей и гостей города. На удивление, это один из немногих памятников, который пришелся по душе всем.

История monument als Castells

Автор данной композиции - Франсеск Англес (Francesc Annglés). Изначально была сделана гипсовая скульптурная группа, которая послужила макетом для современного памятника. Сама законченная композиция вылита из бронзы.

Пока скульптура изготавливалась среди жителей города проводилось открытое голосование, на котором нужно было решить, в каком месте (из предложенных четырех) можно разместить памятник. Где он будет выгоднее смотреться. В итоге по результатам было выбрано место на центральной улице Рамбла Нова, вероятно потому, что эта точка очень близка к стадиону Tarraco Square Arena, где проводится конкурс Кастельс, да и улица туристическая, популярная, дополнительный монумент только повысит ее привлекательность.

Кстати, в Таррагоне раз в 2 года официальные соревнования Кастельс групп, сюда съезжаются лучшие команды со всей провинции, чтобы посоревноваться в мастерстве и показать свои умения. Незабываемое зрелище.

Внешний вид памятника Кастельс

Монумент изображает композицию из 219 человек, которые составляют конструкцию quatre de vuit (четыре человека на уровне в башне, состоящей из 8 уровней). Наверху находится ребенок, завершающий конструкцию, взмах рукой означает, что башня построена. По сути, это изображение каталонской башни из людей в тот момент, когда она считается завершенной.

В основной композиции есть скульптуры, посвященные известным личностям, например в нижней части построения можно найти Пабло Пикассо (художник) или Хуана Самаранча (испанский политик), а также художник изобразил себя.


Кроме самой башни рядом располагается 4 скульптуры - это образы участников, выполняющих определенные роли в реальном построении. Там есть руководитель, который следит за формированием башни и дает рекомендации, а также три музыканта, которые отбивают ритм.

Высота памятника - 11 метров, вес 12 тонн.

Местоположение: пересечение улиц Rambla Nova и Carrer del Pare Palau; Rambla Nova 129

Скульптура «Ветер», созданная в 1989 году одним из известнейших скульпторов Каталонии - Жузепом Жассансом, является необычным памятником, расположенным рядом с центральной городской церковью Сант-Пере.

Необычность такого соседства заключается в том, что скульптура представляет собой обнаженную женщину, руки которой напоминают ветви склонившегося от ветра дерева, а поза - танцевальное па балерины.

Данная скульптура является одной из самых известных работ Жассанса и его первой публичной работой для Реуса.

Скульптура Els Castellers

Скульптура Els Castellers - одна из необычных скульптур, которая представляет собой башню, построенную из людей.

Она была возведена в 1999 году. С первого взгляда это творение может показаться странным. На самом же деле построение башен, в которых элементами строительства выступают сами люди, является каталонской традицией, появившейся еще в XVIII веке.

Обычно такие постройки проходят в форме соревнований между несколькими командами и устраиваются в конце сентября - в религиозные праздничные дни перед храмом Мизерикордия и на Рыночной площади.

Скульптурная композиция высотой 11 метров и весом около 12 тонн сформирована из 219 бронзовых фигур. Внешне она представляет собой семиэтажную крепость, первый этаж которой образует целый круг людей. Впервые такая живая пирамида была построена здесь в городе в 1770 году.

Скульптура Als Castells

Monument Als Castells – бронзовый памятник, изображающий «пирамиду» из 219 человеческих фигур.

Автором этого уникального монумента является современный скульптор Франсеск Англес, для творчества которого свойственно изображение человеческих групп в различных сценах. Памятник был возведен в 1999 году и стал одной из главных достопримечательностей Таррагоны. Высота композиции равна 11 метрам, а ее вес составляет 12 тонн.

Наверху скульптуры изображен ребенок, машущий рукой, а рядом с башней творец установил руководителя процессом построения композиции с земли и музыкантов. Уникально то, что среди фигур можно увидеть изображения реальных людей – Пабло Пикассо, Жуана Миро, Хуана Антонио Самаранча, Пау Казальса и многих других. В одной из фигур можно рассмотреть и самого скульптора.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Так уж случилось, что из всех дней нашего короткого отдыха на морском побережье Испании, в Таррагону мы выбрались именно 11 сентября, в день, когда вся Каталонии праздновала День Независимости. Мы конечно ожидали, что в Таррагоне этот день должен быть каким-то праздничным, но не могли себе даже и представить, что предстояло нам там увидеть.

Таррагона древнейший римский город, который до сих пор хранит остатки былого величия Римской империи. Когда мы ехали туда, то планировали просто погулять, посмотреть на старый город, с его средневековой архитектурой,

// 2-oi-shans.livejournal.com


ну, и как все заезжие туристы, постоять на "Балконе Средиземноморья", полюбоваться видами на море, город и развалины римского амфитеатра.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Но, когда оказались в центре старого города, то попали в настоящий людской водоворот. Сразу стало понятно, что в городе сегодня праздник и все жители города куда-то направляются. Всё, что нам оставалось - присоединится к людскому потоку и двигаться вместе с ним. Так мы оказались на одной из площадей, в самом центре людской воронки.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Здесь играла музыка, выступали музыкальные коллективы, а транспаранты на домах, указывали на то, что здесь скоро должно что-то произойти.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Пока мы глазели по сторонам, людей становилось все больше и больше. И что сразу бросалось в глаза, так это то, что половина из них была одета в одинаковые костюмы - белые брюки и цветные рубашки. Рубашки были разных цветов, и это наводило на мысль о том, что они принадлежат участникам каких-то команд.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Расспросы местных жителей, с помощью жестов и простейших вопросительных предложений на ломаном испанском, заканчивались тем, что нам показывали рукой на лестницу и произносили загадочное кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


Лестница вела на небольшую площадь перед собором, где уже начинали собираться группы людей в одинаковых костюмах.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Разгадка загадочного кастельс нашлась в витрине одного домов. Все сразу стало понятно... кастельс - это живые замки или башни из людей. Можно было и догадаться... Ведь в написании каталонское castells = ангийскому сastels, и означает замки. Но все дело видимо было в произношении, ударении и в скорости, с которой местные произносили это кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


О том, что в Каталонии проводятся состязания по строительству живых пирамид мы конечно же знали, и не раз видели по телевизору, как это происходит в той же Барселоне, но видеть это шоу "живьем" еще не доводилось. Оказывается традиции проведения состязаний по строительству живых замков зародились именно в Таррагоне, и уходят своими корнями в глубь средних веков.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Постепенно площадь перед собором начала заполняться зрителями, участниками состязаний, их помощниками, и начались "обматывания". И надо сказать, что эти обматывания, по зрелищности мало чем уступают самому процессу "строительства".

// 2-oi-shans.livejournal.com


В Таррагоне четыре команды кастельеров. У каждой команды свой цвет рубашек и эмблема, которая указывает на принадлежность к определенному клубу. Кроме цветных рубашек и белых брюк, форма каждого из участников включает широкий черный пояс и бандану. Пояс нужен для поддержки спины и для более удобного подъёма и спуска, позволяя зацепиться ногой и ухватиться руками.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Тем временем на площадь продолжали прибывать участники команд и весь этот процесс сопровождался грохотом барабанов и звуками духовых инструментов.

// 2-oi-shans.livejournal.com


К 12 часам площадь забилась людьми "под завязку" и самым интересным было то, что команды участников никак не были отделены от зрителей, и просто располагались в их толпе.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Мы ждали, что будут какие-то объявления о начале состязаний, но ничего подобного не случилось.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Началось все даже без громких команд. Просто в какой-то момент все увидели, что состязания начались и над землей начала расти колонна из участников первой команды.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Интересен тот факт, это хорошо видно на всех фотографиях, что участники всех команд не испытывают друг к другу ни какой конкурентной "нелюбви" и охотно помогают держать основание башни своим соперникам.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Кому-то с местами "в зрительном зале" очень повезло.


Top