В каком весе выступает боксер м ростропович. Мстислав Леопольдович Ростропович

Выдающийся виолончелист, дирижёр и филантроп.
Заслуженный артист РСФСР (1955).
Народный артист РСФСР (1964).
Народный артист СССР (1966).

Родился 27 марта 1927 года в Баку в семье музыкантов.
Его отец Леопольд Витольдович Ростропович был известным виолончелистом, а мать – пианисткой. Мстислав Леопольдович начал заниматься музыкой ещё в раннем детстве. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал композицию с Сергеем Прокофьевым и Дмитрием Шостаковичем.
В 1946 году окончил Московскую консерваторию.
Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в Славянске.
Дирижёрский дебют состоялся в 1962 году в Горьком (ныне Нижний Новгород).
В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории (1948-1974) и 7 лет – в Ленинградской.
Первым в СССР стал инициатором проведения музыкальных фестивалей: именно М. Л. Ростроповичу принадлежала идея организовать Первый фестиваль современной музыки в Горьком в 1962 году. Этот грандиозный проект был осуществлен лишь спустя много лет, но именно в том виде, как об этом мечтал сам композитор: фестивали музыки Шостаковича прошли в Санкт-Петербурге (1997), Лондоне (1998), Токио (1998), Чикаго (1999) и Нью-Йорке (2002).
Важнейшим событием стал Фестиваль Шостаковича в Лондоне, когда вместе с Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) в течение двух месяцев Ростропович исполнил все симфонии Шостаковича и много других его произведений.
Сотрудничество с LSO дало возможность Ростроповичу организовать столь же развернутые фестивали, посвящённые Прокофьеву (1991), Бриттену (1993) и Шнитке (1994).
С 1987 по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.
Почетный доктор 50 университетов (среди них – Гарвард, Кембридж, Йель, Оксфорд).

Ушёл из жизни 27 апреля 2007 года в 10 часов 45 минут в московском онкологическом центре на Каширском шоссе. Похоронен 29 апреля на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).

Жена - народная артистка СССР Галина Вишневская (1926-2012).

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2007) - за выдающийся вклад в развитие мирового музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1997) - за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие мирового музыкального искусства
Медаль «Защитнику свободной России» (1993) - за мужество и самоотверженность, проявленные при защите демократии и конституционного строя 19-21 августа 1991 года
Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945» (2005)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Иностранные награды
Командор ордена искусств и литературы (1975, Франция)
Почётный орден Бриллиантовой звезды (1977, Тайвань)
Орден Франсиско Миранды 1-го класса (1979, Венесуэла)
Офицер Ордена Почётного легиона (1981, Франция)
Кавалер ордена Заслуг (1982, Люксембург)
Командор ордена Даненброг (1983, Дания)
Орден литературы и искусств (1984, Швеция)
Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1984, Италия)
Орден Изабеллы Католической (1985, Испания)
Командор Ордена Почётного легиона (1987, Франция)
Почётный рыцарь-командор ордена Британской Империи (1987, Великобритания)
Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»(1987, Германия)
Президентская медаль Свободы (1987, США)
Кавалер Большого креста ордена Леопольда I (1989, Бельгия)
Командор ордена Святого Карла (1989, Монако)
Орден Нидерландского льва (1989, Нидерланды)
Кавалер ордена Мая «За заслуги» (1991, Аргентина)
Командор короны ордена Адольфа де Нассау (1991, Люксембург)
Медаль Памяти 13 января (1992, Литва)

Национальный орден Заслуг (1993, Эквадор)
Кавалер ордена Освободителя Сан-Мартина (1994, Аргентина)
Великий офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (1995, Литва)
Великий офицер Национального ордена Кедра (1997, Ливан)
Большой крест ордена Заслуг перед Республикой Польша (1997, Польша)
Великий офицер Ордена Почётного легиона (1998, Франция)
Орден «Слава» (1998, Азербайджан)
Командор ордена Заслуг (1999, Люксембург)
Командор ордена Культурных заслуг (1999, Монако)
Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2001, Германия)
Почётный знак «За науку и искусство» (2001, Австрия)
Орден «Независимость» (2002, Азербайджан)
Большой крест ордена Заслуг (2003, Венгрия)
Орден Восходящего солнца 2-й степени (2003, Япония)
Орден Карлоса III (2004, Испания)
Офицер Национального ордена «За заслуги» (2004, Румыния)
Орден Гейдара Алиева (2007, Азербайджан)
Орден «За заслуги» (Гватемала)
Орден Сантьяго (Португалия)
Командор орден Феникса (Греция)
Командор первого класса ордена Льва (Финляндия)
Ведомственные и общественные награды
Российские:

1-я премия 3-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1945)
Памятная медаль к 70-летию (1997, Ассоциация «Русская исполнительская школа»)
Премия Нижнего Новгорода (1997)
Приз «Слава/Gloria» (1997)
Царскосельская художественная премия (1999)
Премия «Благородство» (1999, Самара)
Премия «Российский национальный Олимп» (2001)
Медаль «200 лет МВД России» (2002, МВД России)
Орден «Созидатель Петербурга» (2002)
Мемориальная серебряная (с позолотой) медаль «Кремль. Встреча Нового года. 2003» (2003)
Медаль «10 лет Комитета по делам воинов-интернационалистов» (2003)
Наградной знак-орден «Меценат» (2003, фонд «Меценаты столетия», Москва)
Орден Доблести Георгиевского Союза (2004, Санкт-Петербург)
Приз Фонда Ролана Быкова (2004, Москва)
Юбилейная серебряная медаль «К 100-летию со дня основания Института русской литературы (Пушкинского Дома)» (2005)
Орден Петра Великого I степени (2005, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка)
Серебряная медаль им. Н. К. Рериха «За заслуги в области экологии» (2005, МАНЭБ, Санкт-Петербург)
Почётный знак и наградной крест «За труды в благотворении» (2006, ГУВД Москвы)
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Легенда» (2008)
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» номинации «Память» (посмертно) (2012, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга
Российская премия Л. Э. Нобеля
Медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» (МЧС России и УВКБ ООН)
Зарубежные:

Золотая медаль Королевского филармонического общества (Великобритания, 1970)
Золотая медаль Национальной академии Святой Цецилии (Италия)
Золотая медаль Общества охраны авторских прав «Омаж де ля Сасем» (Франция, 1988)
Золотая медаль «Виотти д"Оро» (Италия, 1988)
Золотая медаль в честь 200-летия Джорджтаунского университета (США, 1989)
Золотая медаль Архимеда (Греция)
Золотая медаль Всемирной выставки в Севилье (Испания, 1992)
Золотая медаль Х. Колумба (Италия)
Золотая медаль Моцарта (ЮНЕСКО, 2007)
La grande Medaille de Vermeil (Франция, 1976)
Серебряная медаль «Премио Виа Кондотти» (Рим, Италия, 1989)
Серебряная медаль в честь 125-летней годовщины Музыкальной академии Ф. Листа (Венгрия, 2000)
Серебряная медаль университета Рио-де-Жанейро (Бразилия)
Серебряная медаль к 70-летию (фонд Бильбао, Испания)
Серебряная медаль Белградского университета искусств (Югославия)
Медаль Генерального совета департамента Буш-дю-Рон (Франция)
Медаль Дж. Верди (Италия, 1951)
Медаль Палаццо Марино (Италия)
Медаль Стендаля (Италия, 1951)
Медаль Четырёх свобод им. Ф. Рузвельта (Нидерланды)
Медаль Общества Ю. Венявского (Польша)
Медаль Раматуэлле (Сан-Тропе, Франция)
Медаль Гарвардского университета «За вклад в искусство» (США)
Медаль Македонии
Медаль «Антико Сиглио делла Чита» (Турин, Италия)
Медаль «Реал Колизео де Карлос III» (Мадрид, Испания)
Медаль «Остел дьё Браун» (Севилья, Испания)
Медаль Общества любителей музыки (Бордигера, Италия, 1980)
Медаль в честь Ростроповича (Франция, 1987; США, 1987)
Медаль «За заслуги в музыкальном искусстве» (Испания)
Медаль Н. Казанзакиса (Греция)
Медаль международного конгресса памяти А. Сахарова «Мир, прогресс, права человека» (1991)
Медаль Дж. Пибоди за выдающийся вклад в музыку Америки (США, 1994)
Медаль Французской Академии (Франция, 1995)
Медаль «Дворец музыки» (Италия, 1997)
Медаль Ф. Шопена (Польша, 1997)
Почетная медаль Министерства культуры Вьетнама
Почётная медаль Фонда американо-российского культурного сотрудничества (США)
Премии
Государственные премии СССР и Российской Федерации
Сталинская премия второй степени (1951) - за концертно-исполнительскую деятельность
Ленинская премия (1964) - за концертно-исполнительскую деятельность (1961-1963)
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки в номинации «за произведения в области литературы и искусства, созданные зарубежными соотечественниками» (1991) - за концертные программы последних лет
Государственная премия Российской Федерации (1995)
Зарубежные премии и награды[править | править код]
1-я премия на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (1947)
1-я премия на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште (1949)
1-я премия на Международном музыкальном фестивале «Пражская весна» (1950)
1-я премия на Международном конкурсе имени Г. Вигана в Праге (1950)
Премия Edison, Comissie Collectieve Grammofoonplaten Campagne (CCGC), Grand Gala du Disque Classique (Амстердам, Нидерланды, 1964)
Премия «Грэмми» (1970, 1977, 1980, 1983, 2003)
Премия Международной лиги прав человека (1974)
Премия Эрнста фон Сименса (Германия, 1976)
Премия Альберта Карре и доктора Эдуарда Гарде (гран-при Academie Nationale du Disque Lyrique «Orphees d"Or») (Франция, 1977)
Премия Союза музыкальной прессы Бельгии «Caecilia» в номинации «Опера» (Бельгия, 1979)
Премия Мантуи за лучшую оперу в Италии «Золотая сцена» (1980)
Премия Леони Соннинг (Дания, 1981)
Премия Национального хорового фонда (Вашингтон, США, 1981)
Премия «Жизнь в музыке» от ассоциации «Омадже-то Венеция» (1984)
Премия «Артисту года» от Антидефамационной лиги «Бнай Бритиш» (1984)
Премия «Выдающемуся гражданину» (Университет штата Нью-Йорк, 1984)
Премия Алгура Медоуза за совершенство в искусстве (США, 1985)
Премия Альберта Швейцера (1985)
Премия за исполнительское искусство Лиги «Против клеветы» (США, 1985)
Премия Анри Эньяльбера «Des grands vins de Fronsac» Музыкального общества Фронсак (Франция, 1986)
Премия в номинации «Лучший международный солист» (BMI & Washington Area Music ASSN) (Вашингтон, США, 1987)
Премия «Искусство в искусстве» (Испания, 1989)
Премия имени Джона Мак-Говерна за отличие в искусстве (1989)
Премия имени Поля Хьюма (Музыкальная школа Левина, Вашингтон, США, 1989)
Премия «Виа Кондотти» (Италия, 1989)
Премия «Борцу за права человека» - от Фонда «За будущее» (Париж, 1991)
Премия Центра Кеннеди (США, 1992)
Императорская премия ассоциации искусств (Япония, 1993)
Премия «Полярная звезда» (Шведская Королевская академия музыки, премия музыкантам, приравненная по значению к Нобелевской, 1995)
Премия «Gramophone» в номинации «Запись года» (Великобритания, 1995)
Премия «EMI-Classics» (Великобритания, 1995)
Премия «Der Deutschen Schallplattenkritik» (Мюнхен-Гамбург, ФРГ, 1995, 1997)
Премия «Gramophone» за выдающиеся достижения (Великобритания, 1997)
Премия Принца Астурийского «Конкордия» («Согласие») за вклад в достижение согласия в обществе (Испания, 1997)
Премия «Gramophone» за лучшую историческую запись (Великобритания, 1998)
Премия «ECHO», Deutsche Phonoakademie (Германия, 1998)
Премия «Амброгино д"оро» (Милан, Италия, 1999)
Премия музыкальных критиков Аргентины (Аргентина, 1999)
Премия Микеланджело Антониони в области искусства (Италия, 2000)
Премия COAS (Cooperadora de Accion Social) (Аргентина, 2002)
Премия Томаса Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды, 2004)
Премия Вольфа в области искусств (Израиль, 2004)
Премия «ECHO Klassik», специальный приз «Посол Музыки», Deutsche Phonoakademie (Германия, 2004)
Премия UCLA за исполнительское мастерство (США, первое присуждение в области музыки)
Премия Фонда «Амбасадор» (США)
Премия «За отличие в искусстве» (Калифорнийский университет, США)
Премия Карла IV (Чехия)
Международная премия Каталонии (Испания, 1992)
Международная гуманитарная премия Международного центра Индианаполиса(США, 1992)
Международная музыкальная премия «Примавера» (Италия, 1996)
Международная премия Испании «Габаррон» (2002)
Международная премия Артуро Бенедетти Микеланджели (Италия, 2003)
Международная премия Исаака Стерна (США, 2003)
Международная премия имени Николая Рериха (Санкт-Петербург, Россия, 2005)
Международная премия «Золотое сердце» (Москва, Россия, 2006)
Гуманитарная премия Федерации «Объединенный еврейский призыв» (США, 1985)
Директорская премия Информационного агентства США (1989)
Дирижёрская премия Дитсона (Колумбийский университет, США, 1990)
Артистическая премия Конгресса США «Arts Caucus» (Вашингтон, США, 1993)
Европейская премия «За человечность» Европейского фонда культуры (Базель, Швейцария, 2000)
Государственная премия Литвы (2002)
Президентская премия «За заслуги», The National Academy of Recording Arts and Siences (США, 2003)
Художественная премия Валенсии (Испания)
Награда за искусство исполнения международной еврейской организации Бней-Брит (США, 1985)
Награда «Золотой век» (Италия)
Награда Фонда послов (США)
Золотой диск Toshiba-EMI Limited (Япония, 1977, 1978)
«Почетное свидетельство» Организации Американских государств и Интерамериканского музыкального совета (высшее отличие, присуждаемое этой организацией)
Почетная победа в области классической музыки (Франция, 2004)
Благодарность Организации американских государств и Интер-Американского музыкального совета (США, 1998)
Международный общественный орден «Золотой сокол», кавалер (Москва, Россия, 2004)
Приз Жака Роше (Académie du Disque Français) (Франция, 1970)
Приз Общества друзей музыки (Австрия, 2001)
Большой Приз Музыки (Латвия, 2001)
Гран-при (Académie du Disque Français) (Париж, Франция, 1975, 1984)
Гран-при (Des Disquaires de France) (Париж, Франция, 1977)
Знак высокой оценки Туринской филармонии (Италия, 1980)
Знак Культуры Палермо (Италия)
Знак Святого Германа Аляскинского (Русская православная церковь Америки, США)
Знак «Корона Франции» (1975)
Золотой знак университета Болоньи (Италия)
Звания и титулы
Международный артист (Филиппины, 1982)
Мэтр-архонт музыки Великой и Святейшей Православной Церкви Христовой (Высший церковный титул, присуждаемый гражданским лицам указом Вселенского Патриарха, 1989)
Посол доброй воли ЮНЕСКО (Париж, Франция, 1997)

Почётный профессор Московской консерватории
Почётный профессор Кубинской национальной консерватории
Почётный профессор Московской консерватории с 1993 года
Почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов с 1998 года
Человек года[править | править код]Почётный председатель Нью-Йоркского общества виолончелистов и др.
Действительный член Академии изящных искусств Франции (имя музыканта включено в число «Сорока бессмертных») (1987).
Иностранный почётный член Американской академии искусств и наук (1972)
Член Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1971)
Член Шведской королевской музыкальной академии (1975)
Член Королевской академии музыки Англии (1984)
Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1981)
Почётный доктор более 50 университетов в различных странах, среди них:
Гарвардский университет (США)
Йельский университет (США)
Принстонский университет (США)
Кембриджский университет (Великобритания)
Оксфордский университет (Великобритания)
Сорбонна (Франция)
Болонский университет (Италия)
Тель-Авивский университет (Израиль)
Почётный гражданин 28 городов и областей более 10 стран, в том числе городов Афины (Греция, 1975), Токио (Япония), Тель-Авив, Иерусалим (Израиль), Вендрель(Каталония, Испания), Милан, Азоло, Турин, Кремона (2002), Флоренция (2006) (Италия), Вильнюс (Литва, 2000), Тбилиси (Грузия, 1998),Оренбург (1993), Воронеж(2002), Нижегородской области (1996) (Россия), Славянск (Украина, 2000), Ментор, Скрентон (1983), округ Лакауанна (Пенсильвания, 1985), штат Теннесси (1985), Марксвилль (США), Фронсак, Эвиан-ле-Бен, Ментона (Франция), Буэнос-Айрес (Аргентина, 2001), Автономная Республика Аджария (Грузия, 2003).
Титул «Супер-Звезда» от Общероссийской общественной премии «Российский национальный олимп» (Москва, Россия, 2001)
Титул «Сэр Королевства Великобритании»
Человек года
1970, 1980, 1983 - во Франции;
1974 - в ФРГ;
1977, 1984 - в Великобритании;
1983 - в США;
1984 - «Артист года», Антидефамационная лига «Бнай Бритиш»;
1987 - «Человек года» по версии Национального еврейского фонда;
1987 - «Музыкант года» по версии общества «Музыкальная Америка» (США);
2004 - «Герой Европы» по версии журнала «Time»;
«Персона года-2008», «За вклад в отечественную культуру и искусство» - по решению Дирекции и Попечительского Совета Российской Ежегодной Общенациональной Премии в области индустрии развлечений и досуга RUSSIAN ENTERTAINMENT AWARDS.

Виолончелист, педагог, дирижер, композитор, общественный деятель

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, 1-я пр.)
Лауреат Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Праге (1947,1-я пр.) и в Будапеште (1949, 1-я пр.)
Лауреат Международного конкурса виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1950, 1-я пр.)

Лауреат Сталинской премии (1951)
Лауреат Ленинской премии (1964)
Лауреат Государственной премии РФ (1995)
Лауреат премии им. Альберта Швейцера (США, 1985)
Лауреат премии «Полярная звезда» (Швеция, 1995) и многих других

Сын виолончелиста Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892-1942), окончившего Петербургскую консерваторию по классу А. В. Вержбиловича с золотой медалью. Первые годы жизни Ростроповича связаны с Баку, где отец, тогда профессор Азербайджанской консерватории много выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. В 4 года сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы им. Гнесиных. В 13-летнем возрасте исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели К. Сен-Санса в г. Славянске.

С 1943 года был студентом Московской консерватории по классам виолончели (у С. М. Козолупова) и композиции (у В. Я. Шебалина). Под руководством Д. Д. Шостаковича изучал курс инструментовки. Необычайную одаренность молодого музыканта в те годы отмечали не только его наставники, но и Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян. В 1946 году блестяще закончил консерваторию (имя Ростроповича занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1947 году, будучи аспирантом, исполнил малоизвестный тогда Первый концерт для виолочели с оркестром С. С. Прокофьева.

Концертная деятельность

С огромным успехом концертировал в СССР (города Сибири, Заполярья, Дальнего Востока), а также во всех союзных республиках и во многих странах мира. Выступления Ростроповича на фестивалях в Праге, Будапеште и особенно на Международном конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана стали сенсационными. Диапазон выразительных возможностей артиста, его репертуар стремительно расширялись. В сложившиеся традиции исполнения виолончельных шедевров И. С. Баха и Л. ван Бетховена внес много нового (трактовка музыкальных образов, драматургии и т. д.). В 1949-1950 впервые исполнил (с С. Т. Рихтером) сонаты для виолончели и фортепиано Мясковского и Прокофьева (посвящены Ростроповичу). В 1951 году за 2 вечера исполнил все Сюиты Баха для виолончели соло, через 2 года — 5 сонат Бетховена (также с Рихтером). Внес исключительный вклад в процесс создания Прокофьевым Симфонии-концерта ор. 125 (впервые сыграл ее в Копенгагене, 1954). Среди выдающихся достижений Ростроповича — исполнение им концертов Шостаковича для виолончели с оркестром ор. 107 (1959) и ор. 126 (1966). Активно выступал в составе фортепианного трио с Э. Г. Гилельсом и Л. Б. Коганом. В 1960-е годы за короткий срок Ростроповичем были осуществлены не имевшие тогда аналогов масштабные концертные циклы, представлявшие собой широкую панораму музыки для виолончели (сочинения А. И. Хачатуряна и К. С. Хачатуряна, А. Жоливе, Д. Б. Кабалевского, А. Соге, М. С. Вайнберга, Л. Пипкова, В. Я. Шебалина, Ю. А. Левитина, У. Пистона, П. Фосса, Е. К. Голубева, В. Лютославского, Л. К. Книппера и мн. др., большинство сочинений посвящено Ростроповичу).

Искусство Ростроповича вызвало к жизни появление сочинений для виолончели в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где ранее интерес к этому инструменту практически отсутствовал. В те же годы возникла творческая дружба с Б. Бриттеном. Композитор, до того не обращавшийся к сольной виолончели, за короткий срок создал для нее ряд значительных сочинений (Симфония-концерт, Соната для виолончели и фортепиано, 3 сюиты для виолончели соло). Огромный художественный резонанс вызывали также совместные выступления Ростроповича с певицей Г. П. Вишневской (женой; исполнял партию фортепиано.). Новизна интерпретации известных вокальных шедевров стимулировала появление новых (вокальные циклы Шостаковича, Бриттена).

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» Прокофьева. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. продолжал активную исполнительскую деятельность.

С 1974 года Ростропович жил в США; в 1978 году за право-защитную деятельность Ростропович и Вишневская были лишены гражданства СССР, в 1990 году гражданство было восстановлено. В 1977-1994 годы возглавлял Национальный симфонический оркестр США (Вашингтон). В 1990 году предпринял с этим оркестром турне по России.

Педагогическая деятельность

Преподавать начал в 1947 году в ЦМШ, будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент Козолупова в Московской консерватории, вскоре получил собственный класс, с 1960 года — профессор. С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории (в 1961-1966 заведующий кафедрой виолончели). Не порывая связей с традициями школы Козолупова, в своей системе преподавания многое унаследовал от отца, особенно в вопросах воспитания и развития артистической фантазии ученика. Педагогический облик Ростроповича отмечен меткостью афоризмов, смелостью ассоциаций, выразительностью жестов, неповторимостью личного показа. При кажущейся импровизационности урока всегда присутствовала скульптурно-точная форма его построения, опирающаяся на пропорциональность периодов «показа» и «слушания».

В 2002 году вошел в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Народный артист СССР (1966)

Член Академии наук и искусств США, Академии «Санта-Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Великобритании, Королевской академии музыки Швеции, Баварской академии изящных искусств, Академии Франции («Сорок бессмертных»)
Был президентом Эвианского фестиваля (Франция)

Обладатель докторских степеней 36 университетов, институтов, консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ различных стран мира.

Почетный профессор Ленинградской, Ереванской, Московской (1993) консерваторий, Кубинской национальной консерватории
Почетный член Дома Бетховена (Германия, Бонн), Королевского музыкального колледжа (Великобритания)
Почетный председатель Нью-Йоркского общества виолончелистов и др.

Награжден высшими государственными наградами СССР и РФ

Удостоен титула «Сэр Королевства Великобритании»
Награжден золотыми медалями более 20 городов
Обладатель «Золотых ключей» 8 городов, почетный гражданин 15 городов мира
Кавалер ордена Почетного легиона, командор Ордена литературы и искусств Франции, командор ордена «Феникс» (Греция)
Награжден орденом Искусств и литературы Швеции, Командорским крестом Ордена за заслуги (ФРГ) и др. (свыше 24)
Обладатель золотых медалей Королевского филармонического общества Великобритании, Римской Академии «Санта-Чечилия», «Виотти д"Оро», а также медалей Международного конгресса памяти Андрея Сахарова «Мир, Прогресс и Права человека» (1991); Фонда американско-российского культурного сотрудничества (США), «Защитнику свободной России» (1991) и др.

Участие в жюри конкурсов

Председатель жюри Международного конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского (1962, 1966, 1970). Основал Международный конкурс виолончелистов М. Ростроповича (Франция), Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России, Музыкально-педагогический институт им. Л. и М. Ростроповичей в Оренбурге.

Ученики:

Среди учеников: М. Абрамян, Т. Габарашвили, К. Георгиан, Д. Герингас, Н. Гутман, М. Майский, А. Никитин, Б. Пергаменщиков, Э. Тестелец, Ю. Фалик, М. Чайковская, Н. Шаховская, а также С. Апполин (ЧССР), Ж. Дю Пре (Великобритания), Л. Г. Ренар (Мексика), Р. Сухецкий (Польша), П. Циммерман (ГДР).

Сочинения

Литература о данном педагоге:

  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Редколлегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М., 1966.
  • Козолупов С. Мстислав Ростропович // Советское искусство. 1946. 11 мая
  • Гинзбург Л. М. Л. Ростропович // Советская музыка. 1954. № 1;
  • Гайдамович Т., Книппер Л. Зрелость артиста // Советская музыка. 1957. № 3;
  • Блок В. Концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1958. № 21-22;
  • Сабинина М. Сольные концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1961. № 2;
  • Берлинский В. Два концерта М. Ростроповича // Советская музыка. 1961. № 2;
  • Гусман И. Дирижерские дебюты Д. Шостаковича и М. Ростроповича // СК. 1962 № 138;
  • Мильман М. Сонатный вечер М. Ростроповича и С. Рихтера // Советская музыка. 1962. № 4;
  • Медведев А. Три века виолончели (концертный цикл М. Ростроповича) // Музыкальная жизнь. 1963. № 22;
  • Гайдамович Т. Личная тема — современность // Музыкальная жизнь. 1964. № 12;
  • Шостакович Д. Красота души человеческой // Комсомольская правда. 1964. 10 марта;
  • Юдин Г. Звучит музыка Шостаковича, и оперой дирижирует Ростропович // СК. 1967. № 136;
  • Гайдамович Т. В классе Ростроповича // Советская музыка. 1968. № 1
  • Гайдамович Т. Мстислав Ростропович. М., 1969;
  • Золотов А. Два вечера с Ростроповичем // Известия. 1990. 15 февр.;
  • Хентова С. Ростропович. СПб., 1993;
  • Грум-Гржимайло Т. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М., 1997 и др.

МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ – ГРАЖДАНИН МИРА

«Все, что я играю, я люблю до обморока».

Величайший академический музыкант прошлого века не только имел уникальный исполнительский талант, но и был человеком весьма принципиальным. Он не побоялся выступить против тоталитарной системы Советского Союза, за это и был выслан из страны, а также лишен гражданства. За границей Мстислав Леопольдович стал фигурой мирового масштаба, заняв одно из самых значимых мест в мире музыки.

Музыка с пеленок

Родным городом для Мстислава Ростроповича стал Баку, где он родился 1927 года. Его родители были музыкантами, они переехали из Оренбурга по приглашению основоположника профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеира Гаджибекова. С первых дней жизни Мстислав был приобщен к музыке. А с пяти лет он уже учился в Москве в музыкальном техникуме. Когда началась война, Ростроповичи вновь уехали в Оренбург. В 1942 году Мстиславу пришлось взять на себя ответственность за семью – от сердечного приступа скончался отец. Будущий выдающийся виолончелист и дирижер в юном возрасте стал преподавателем музыкального училища, чтобы прокормить мать и сестру.

В этот период он начинает самостоятельно сочинять музыку. Он создал поэму для виолончели, фортепианный концерт и прелюдию для фортепиано. В военные годы он стал еще и гастролирующим артистом. выступал с оркестром Малого театра, давал многочисленные концерты в госпиталях, воинских частях и колхозах.

Перед выбором

Не только одаренный, но и уже опытный Мстислав в 16 лет стал студентом Московской консерватории, чтобы совершенствовать искусство игры на виолончели и приобрести навыки композитора. Ростроповичу повезло, преподаватель Семен Козолупов сразу разглядел его огромный потенциал. Премудростям композиторского мастерства обучали и . Последнему Мстислав показал партитуру своего фортепианного концерта и исполнил его для наглядности. Дмитрий Дмитриевич по достоинству оценил старания юноши и предложил ему брать индивидуальные уроки, чтобы повышать уровень. Но в будущем Ростропович так и не стал композитором. Причина оказалось простой. Когда Мстислав впервые услышал симфонию № 8 Дмитрия Шостаковича, впечатление оказалось столь велико, что на свои композиторские перспективы Ростропович решил махнуть рукой. Он осознал, что никогда не сможет достичь уровня великого Шостаковича. А время показало, что виолончелист сделал правильный выбор, ведь мир узнал неподражаемого исполнителя.

Первые награды

Первую профессиональную награду заслужил в 1945 году на всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. Ему присудили первую премию. Такой успех сделал из студента второго курса сразу пятикурсника. А еще через 5 лет он стал победителем международного конкурса в Праге. К тому времени у него за плечами уже были консерватория и аспирантура. Мстислав Ростропович очень быстро стал одним из видных преподавателей. Больше четверти века он работал в столичной консерватории и еще несколько лет – в Ленинграде. За это время он воспитал не один десяток профессионалов с мировым именем. Его учениками были Наталья Шаховская, Давид Герингас, Наталия Гутман, Марис Виллеруш и другие.

Музыкант-рекордсмен

Творческая жизнь Мстислава Леопольдовича имела два четких направления. С одной стороны он был великим виолончелистом с впечатляющим репертуаром произведений, а с другой – гениальным симфоническим и оперным дирижером. Чтобы понять всю мощь его таланта, стоит только упомянуть, что больше полусотни знаменитых композиторов создали музыку специально для Ростроповича. Он стал первым исполнителем свыше сотни произведений для виолончели и около 70 раз давал премьеры с оркестром.

Дебют Ростроповича-дирижера состоялся в 1957 году. Под движения его волшебной палочки в Большом театре представили . Оглушительный успех не заставил себя ждать.

Дирижер гастролировал по всему Советскому Союзу, а также он играл в одном ансамбле со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом.

Часто выступал на одной сцене вместе со своей женой – оперной певицей . Они познакомились в 1955 году на фестивале «Пражская весна» и с того дня больше не расставались.

Опальный Мстислав Ростропович

Будучи человеком всесторонне развитым, Мстислав Леопольдович общался с людьми разных сфер деятельности. К примеру, его связывали теплые дружеские отношения с Александром Солженицыным. Когда в прошлом осталась хрущевская оттепель, а к власти пришел Леонид Брежнев, государственная машина пыталась затравить автора знаменитых произведений. Тогда Ростропович поселил Солженицына у себя на даче и выступил в его защиту с открытым письмом через газету «Правда». Тут же последовала реакция властей. Мстислав Леопольдович стал невыездным, а работа с крупными оркестрами оказалась для него под запретом. Пресса сразу же отвернулась от виолончелиста. На родине он стал врагом и маргиналом.

Мир у ног маэстро

В 1974 году опальный Ростропович с женой и двумя дочерьми получили выездную визу и покинули СССР. Фактически их выслали из Союза, а со временем еще и лишили гражданства. Спустя много лет, отвечая на вопрос журналистов, он сказал, что совершил лучший поступок в жизни, когда выступил в защиту Солженицына и его совесть абсолютно чиста.

После отъезда из СССР музыкант большую часть времени проводил в Соединенных Штатах Америки. Много лет он был руководителем Вашингтонского национального симфонического оркестра. Дирижер объездил с гастролями весь мир. Его приглашали работать с главными оркестрами Великобритании, Австрии, Франции, Японии и Германии. Без единого намека на пафос его называли звездой мирового масштаба.

60-летний юбилей Мстислав Леопольдович встретил в Вашингтоне. По этому случаю в столице США был организован первый всемирный конгресс виолончелистов. В этот день президент Рональд Рейган удостоил дирижера высшей государственной награды – медали Свободы. На торжество даже прибыла королева Великобритании Елизавета II.

Карьера Ростроповича на Западе была головокружительной. У него появилось столько высокопоставленных друзей, что на юбилей съехался весь мировой бомонд. Он дружил с Пикассо и Шагалом, Дали и Бродским, а когда Мстислав Леопольдович объявил об окончании сотрудничества со столичным симфоническим оркестром, ему прислали благодарственные письма все президенты США, с которыми он познакомился, занимая столь высокий пост руководителя оркестра.

Экстраординарная карьера

В Соединенных Штатах был не только известным дирижером и виолончелистом, но и активным борцом за права человека. Он не боялся приезжать с концертами в регионы, где происходили конфликты. А в 1989 году прямо у Берлинской стены исполнил сюиту для виолончели .

Тем временем сменилось и руководство СССР, объявив о планах реформирования общества. Михаил Горбачев отменил в 1990 году постановление о лишении гражданства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Но музыкант не принял снова советское гражданство, оставшись космополитом. Не стал он и гражданином России после распада СССР.

Впервые после многолетнего перерыва он выступил в 1996 году в Большом театре, где представил оперу «Хованщина». Дирижер и музыкант продолжал гастролировать, его виолончель звучала на крупнейших сценах мира – в Сан-Франциско, Мюнхене, Монте-Карло.

Нередко записывал и концерты для радио. За это его даже наградили почетной премией «Грэмми» с оригинальной формулировкой – за «экстраординарную карьеру и жизнь в записях». Он был первым русским музыкантом и седьмым во всем мире, кто получил «Грэмми» в такой необычной номинации. Всего же Мстислав Леопольдович был лауреатом этой премии пять раз. А его эмоциональность и артистизм, филигранная красота игры и вдохновенность всегда восхищали критиков.

Под опекой Ростроповича

Преподавательскую деятельность Ростропович продолжил в Валенсии, где открыл в 2004 году школу высшего музыкального мастерства. Он проявлял недюжинные организаторские способности и проводил фестивали, на которых открывал миру новые таланты. Кроме этого, дирижер создал фонд помощи одаренным студентам, а дети-музыканты получали от него гранты и стипендии.

Не обошел Ростропович вниманием и лечебные учреждения. Вместе с Галиной Вишневской он реализовал не один проект помощи больным детям. Также впервые после распада СССР фонд Вишневской-Ростроповича провел вакцинацию детей против гепатита B.

В 2006 году здоровье Мстислава Леопольдовича резко ухудшилось. У него обнаружили рак печени. Ростропович перенес две операции. После нескольких месяцев, проведенных в больнице, музыкант отметил 80-летний юбилей. Поздравить его пришли самые известные коллеги, давние друзья, общественные деятели. Но вскоре состояние виолончелиста снова ухудшилось, 2007 года он ушел из жизни. В память о легендарном Мстиславе Ростроповиче ежегодно проходит фестиваль его имени.

ФАКТЫ

Признание Мстислава Ростроповича в мире было колоссальным. Он был членом Академий искусств нескольких стран, профессором 50 университетов, почетным гражданином десятков городов, кавалером французского ордена Почетного легиона и обладателем японской Императорской премии, а Великобритания посвятила его в почетные рыцари.

Однажды после очередных гастролей в США Ростроповича пригласили в посольство СССР и сообщили, что основную часть полученного гонорара он должен сдать. Музыкант не стал возражать, попросив своего импресарио купить на всю сумму гонорара дорогую фарфоровую вазу. На приеме в посольстве Ростропович взял в руки невероятно красивую вазу, полюбовался ею, а затем развел руки. Фарфор ударился о мраморный пол и разлетелся на кусочки. Один из них Мстислав Леопольдович поднял и медленно завернул в носовой платок со словами: «Это – мое, а остальное – ваше».

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Мстислав Ростропович фотография

С 1932 по 1937 год Ростропович учился в Москве в музыкальной школе имени Гнесиных. В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). Уже в четырнадцать лет (по другим данным – в пятнадцать) Ростропович начал преподавать в местном музыкальном училище – после смерти отца он стал главой семьи и заменил его на преподавательской работе. В эвакуации им были созданы фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано, он много выступал, в том числе - с оркестром Малого театра, исполнявшим "Вариацию на тему рококо" Чайковского. Являясь артистом концертно-эстрадного бюро, он также давал концерты в госпиталях, воинских частях, колхозах, райцентрах.

В возрасте 16 лет Ростропович поступил в Московскую консерваторию, попав сразу на два факультета - композиторский и в класс виолончели, к преподавателю-виолончелисту Семену Козолупову. Ростропович показал другому преподавателю консерватории, выдающемуся композитору Дмитрию Шостаковичу партитуру своего первого фортепианного концерта, а потом виртуозно сыграл его. Шостакович предложил Ростроповичу позаниматься с ним "в классе по инструментовке", но композитором Ростропович так и не стал. Сам виолончелист говорил, что Восьмая симфония Шостаковича после первой же репетиции произвела на него такое впечатление, что он перестал сочинять музыку: "С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты". В 1945 году Ростропович получил I премию на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов, а в 1950 году одержал победу на конкурсе имени Гануша Вигана в Праге. В 1945 году, после победы на всесоюзном конкурсе, студент Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый.

Окончив консерваторию в 1946 году Ростропович поступил в аспирантуру, в которой учился до 1948 года после чего стал преподавателем: в течение 26 лет он преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Среди его учеников были такие известные исполнители, как Наталия Гутман, Сергей Ролдугин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский. Как отмечалось в прессе, многие из воспитанников Ростроповича впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира.

Творчество Ростроповича-музыканта можно разделить на два направления: виолончелиста (солиста и ансамблиста) и дирижера – оперного и симфонического. Он исполнил практически весь репертуар классической виолончельной музыки. Кроме того, около 60 крупнейших композиторов ХХ века написали для него сочинения. Он впервые исполнил 117 произведений для виолончели и дал 70 оркестровых премьер. В 1967 "Евгений Онегин" Чайковского в Большом театре стал его дирижерским дебютом, впоследствии в ГАБТ он в этом качестве принял участие в постановке опер "Семен Котко" и "Война и мир" Прокофьева.

Ростропович в советский период много выступал с концертами в СССР и других странах мира. Как камерный музыкант он играл в ансамбле со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом. Многократно аккомпанировал своей жене, оперной певице Галине Вишневской. В 1951 году Ростропович стал лауреатом Сталинской премии в 1965 - Ленинской премии в 1966 году был удостоен звания Народного артиста СССР.

С 1969 года (по другим данным, с 1970 года) Ростропович подвергался гонениям со стороны властей. Причиной для этого послужили выступления музыканта в защиту опального писателя Александра Солженицына. Виолончелист написал открытое письмо в газету "Правда" в защиту своего друга ("Я знаю произведения Солженицына, люблю их и верю, что он пострадал за право писать правду", - утверждал Ростропович), а позднее он и его супруга приютили Солженицина у себя на даче. После этого Ростроповичу не давали возможности выступать с большими оркестрами и не отпускали в заграничные гастроли, а в 1974 году Ростропович и Вишневская были высланы из СССР за диссидентскую деятельность. В 1978 году они были лишены советского гражданства. Уже после своего возвращения в Россию маэстро в одном из интервью сказал: "Лучшее, что я сделал в жизни - это, наверное, даже не музыка, а письмо в "Правду" - с этого момента моя совесть была чиста".

После отъезда из СССР Ростропович и Вишневская жили в США (по другим данным - во Франции). В 1977-1994 годах музыкант возглавлял Вашингтонский национальный симфонический оркестр. Кроме этого, он в эти годы неоднократно выступал по приглашению известнейших оркестров Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и других стран.

Лучшие дня

СМИ неоднократно писали о Ростроповиче как о правозащитнике и поборнике демократии. В 1974 году за усилия по защите прав человека Ростроповичу была присвоена ежегодная награда Лиги прав человека. Ярким событием стало выступление маэстро в Германии в 1989 году у Берлинской стены, где он сыграл виолончельную сюиту Баха.

В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев своим указом аннулировал постановление президиума Верховного Совета СССР о лишении Ростроповича и Вишневской гражданства и восстановил снятые с них почетные звания. Впоследствии многие страны предлагали Ростроповичу принять их гражданство, но он отказывался и до конца жизни оставался "гражданином мира". Во время путча ГКЧП в августе 1991 года Ростропович специально прилетел в Москву из Парижа и присоединился к защитникам российского Белого дома.

В последующие годы Ростропович продолжил активную деятельность как исполнитель и дирижер. В Сан-Франциско он дирижировал "Пиковой дамой" Чайковского, в Монте-Карло - "Царской невестой" Римского-Корсакова, выступил участником ряда мировых оперных премьер – "Жизнь с идиотом" (1992, Амстердам), "Джезуальдо" (1995, Вена) Шнитке, "Лолита" Щедрина (в Стокгольмской опере), постановок "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и других городах мира. В России Ростропович в Большом театре дирижировал "Хованщиной" Мусоргского в редакции Шостаковича (1996), в Париже с оркестром Французского радио записал оперы "Война и мир", "Евгений Онегин" (Чайковский), "Борис Годунов" (Мусоргский), "Леди Макбет Мценского уезда". В 2003 году он стал первым русским музыкантом и седьмым в мире, кому была вручена премия Grammy "за экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях" а в 2004 году Ростропович получил Grammy в категории "Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра". Критики отмечали безупречное техническое мастерство музыканта, присущую его исполнительской натуре красоту звука, артистизм, стилистическую культуру, драматургическую выверенность, заражающую эмоциональность и вдохновенность. Сам же Ростропович говорил: "Все, что я играю, я люблю до обморока".

Ростропович, кроме концертной, занимался также и преподавательской деятельностью, открывал музыкальные школы, вел мастер-классы. В 2004 году Ростропович возглавил Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Он неоднократно не только принимал участие в разного рода музыкальных фестивалях, но и выступал организатором собственных. Ростропович являлся президентом носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, а также основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии и стипендиальный фонд для талантливых детей в России. Кроме того, широкую известность получила благотворительная деятельность музыканта: он был президентом "Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича", оказывавшего помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации (так, в частности, в 2000 году фонд начал осуществлять в России программу по детской вакцинопрофилактике против вирусного гепатита В которая стала крупнейшей программой в этой области со времени распада СССР) и других стран.

В 2006 году СМИ писали об ухудшении состояния музыканта. По некоторым данным, летом этого года Ростропович перенес сложную девятичасовую операцию в Женеве. Сообщалось, что после поездки в Воронеж в декабре 2006 года он был госпитализирован в московский онкоцентр и был выписан оттуда только в начале марта следующего года. В апреле он вновь попал в больницу. 27 апреля 2007 года пресс-служба Ростроповича сообщила о его кончине.

Имя Ростроповича было включено в число "Сорока бессмертных" – почетных членов Академии искусств Франции. Ростропович являлся членом Академии наук и искусств (США), Академии "Санта Чечилия" (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладателем Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Ростропович был удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах и стал почетным гражданином многих городов мира. Ростропович являлся командором орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетным рыцарем-командором Светлейшего ордена Британской империи. Он был награжден государственными наградами 29 стран в том числе высшими: Президентской медалью Свободы (США), Орденом Почетного Легиона (Франция), орденом Рыцаря Британской Империи, орденом "Полярная звезда" (Швеция). Среди других его зарубежных наград - золотая медаль Королевского филармонического общества Лондона (1970), японский Орден Восходящего Солнца (2003), орден Великого князя Литовского Гедиминаса II степени (1995) и ряд других. Ростропович также был награжден и отечественными государственными наградами: медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Защитнику свободной России" (1993). В марте 2007 года, накануне своего юбилея, Ростропович был награжден российским орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Отмечая уникальность личности и деятельности Ростроповича, СМИ писали: "Своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг "кровообращения" культуры и связей между людьми".

Ростропович был женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской. Брак был заключен в 1959 году (по словам самого Ростроповича, он женился на Галине в 1955 году - спустя четыре дня после знакомства). У Ростроповича остались две дочери - старшая Ольга и младшая Елена, и шесть внуков - Олег, Мстислав, Иван, Сергей, Анастасия и Александра.

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927, Баку - 27 апреля 2007, Москва) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы, педагог. Народный артист СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии второй степени (1951) и двух Государственных премий России (1991, 1995). Пятикратный лауреат премии Грэмми.

Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой, в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.

Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями.

В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец.

В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Мстислав Ростропович в детстве

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве.

Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.

В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра».

Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери - Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.

Мстислав Ростропович в Галина Вишневская

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали , разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.

В 1974 году получил выездную визу и выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

В 1978 году они были лишены советского гражданства. Газета «Известия» от 16.03.1978 писала: "Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976-1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. ...Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую" .

Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году.

С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

Последними записями Ростроповича были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возвращение в Россию» - документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

Во время августовского путча 1991 года и событий октября 1993 года выступал на стороне Президента России , в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома.

В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории.

С 1959 по 1974 годы Ростропович - профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской консерватории.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения Ростроповичу посвятили около 60 композиторов, в том числе Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Оливье Мессиан, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий и, особенно, Бенджамин Бриттен.

В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.

Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя.

Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.


Top