Человек и природа в современной прозе. Природа и человек в современной отечественной прозе (по повести В

В 70-е и 80-е гг. нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись, города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели во всю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это такие известные у нас и за границей прозаики, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин.

Героя повести «Царь-рыба» Астафьев называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше, и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. «Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора». Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. «И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья». В этот миг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. «Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела - на доисторического ящера походила она...» Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела отпускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет вверх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: «Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и...» И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести «Пожар». Герои повести занимаются заготовкой леса. Они «словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли». Эпиграф повести: «Горит село, горит родное» - заранее настраивает читателя на события повести. Распутин раскрыл душу каждого героя своего произведения через пожар: «Во всем том, как вели себя люди - как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, - во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти». В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих добро и делающих зло. Главный герой повести Иван Петрович Егоров - гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!... В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!» Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон». В данном случае «захромала» земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания. В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: «Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Возможно, эти слова сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.

Природа и человек в современной отечественной прозе. Василий Владимирович Быков - талантливый мастер слова. Он включает в свои произведения раз­личные метафоры, не столько украшающие его до­ходчивую и яркую речь, сколько помогающие читате­лю понять замысел автора, проникнуться его идеей.

Писатель прекрасно знает традиции русской клас­сической литературы, являясь достойным преемни­ком мастеров слова XIX в.

Быков дает картины природы не для того, чтобы они служили фоном происходящего. Они являются полноправными участниками событий, оттеняя настроение героя или контрастируя с ним.

В повести «Пойти и не вернуться» природа посто­янно сопровождает героев, предостерегая, укрывая или пугая своим могуществом и силой. Идя на зада­ние и попав в снегопад, Зоська Норейко со страхом за­мечает; что заблудилась в «этом бесконечном боло­те». Выскочивший из-под ног заяц заставил девушку замереть от ужаса. Она еще не догадывается, что природа - ее союзник. Надо бояться людей, а при­рода согреет и приютит, как это получилось со стож­ком, в котором промокшая в ручье Зоська обогрелась и пообсохла.

Писатель старается показать, что, если человек слит с родной природой, он из этого источника черпа­ет свои душевные силы. Романтичная и мечтатель­ная натура Зоськи, безусловно, отозвалась бы на ок­ружающую красоту, не будь она так озабочена предстоящим заданием, но нет-нет, да промелькнет в ее сознании мысль об окружающем ее мире, той красоте, которую пытаются растоптать и отнять фа­шисты. «Зоська осторожно выбралась из стожка. Кругом стояла тишина, слегка подмораживало». Не­ман пугает девушку своим могуществом. Она не представляет, как можно перебраться в такую погоду через огромную реку.

Находясь в утлом суденышке, Зоська ощущает свою беззащитность, уязвимость, но она пока боится больше реки, чем немцев и предстоящего перехода. Пророчески звучат слова перевозчика Бормотухина: «Хиба тут страшно?» И только попав под обстрел немцев, раненная в голову, Зоська спасается в роще, в полной мере отдаваясь на волю природе. «Антон по­мог Зоське встать, с короткими остановками они пе­решли поле и углубились в следующую рощу». Не до­ходя до деревни, остановились под деревом. «Это была груша-дичка, роскошно раскинувшая крону почти до земли. Тут же были навалены камни, собранные с поля. За ними можно было укрыться от ветра». Словно волшебное дерево из детской сказки, всегда помогающее героям, оно и теперь укрывает Зоську, дает ей возможность собраться с силами перед реши­тельным и последним разговором с Антоном. Писа­тель наводит нас на мысль, что, может быть, это де­рево уберегло героиню от смерти, уготованной ей Голубиным.

В. Быков помогает оценить всю значимость окру­жающего мира, умеет обрисовать незабываемую кар­тину природы, помочь читателю вызвать желание со­хранить ее красоту.


Над чем задуматься? Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек».


Над чем задуматься? Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная составляющая.


Над чем задуматься? Английский писатель Ч. Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».


Тезис: «Человек и природа – единое целое. Все мы - порождение природы, её часть» М.Пришвин «Кладовая солнца» В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Ч.Айтматов «Плаха»




В.Астафьев «Царь-рыба» В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.


Тезис: «Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым». В.Шукшин «Старик, солнце и девушка» В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!


Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве.


В.Шукшин «Залетный» Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он. Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб». Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…


Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство" «...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...»


Тезис: Необходимо бережно относиться к природе. Сент-Экзюпери «Маленький принц» Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили». Б.Ш. Окуджава «Мышка»




Произведения-аргументы к тематическому блоку: 1.Б.Екимов «Ночь проходит» 2.В.Шукшин «Старик, солнце и девушка» 3.В.Крупин «Сбрось мешок» 4.В.Распутин «Прощание с Матерой» 5.В.Шукшин «Залетный» 6.В.Астафьев «Тот, кто не растет, умирает…» 7.В.Дегтев «Разумные существа» 8.В.Дегтев «Одуванчик» 9. Ч.Айтматов «Плаха» 10. В Астафьев «Васюткино озеро» 11. Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»


Афоризмы…Цитаты…. Уильям Шекспир: Земля, природы мать, ее же и могила: что породила, то и схоронила. Михаил Пришвин: Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой сам человек. Михаил Пришвин: Для иных природа это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Александр Герцен: Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.


Леонардо да Винчи: В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься ствол им делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни. Марк Туллий Цицерон: Изучение и наблюдение природы породило науку. Леонардо да Винчи: Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Мишель Монтень: В природе нет ничего бесполезного. Жюль Ренар: Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка. Карл Маркс: Человек живет природой.


Сама природа, эта прекрасная и неутомимая владычица, заботится о том, чтобы научить все юношество, что такое любовь. (В.Тредиаковский) Марк Туллий Цицерон: *Вся природа стремится к самосохранению. *Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе *Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается. * Земля никогда не возвращает без излишка то,что получила. * И что только ни делает с человеком природа!!!




Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.(Ф.Г.Раневская) Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.(З.И.Годфрид) Леса учат человека понимать прекрасное.(Г.Гейне) Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. (Ф.Энгельс)


Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.(Сенека) Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.(Г.Гейне) Много в природе дивных сил, но сильней человека - нет.(Софокл) Природа... будит в нас потребность любви...(И.Тургенев) Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы.(Д.Писарев) В природе все и без насилия согласно с Дао, и без уговоров проникнуто благом, каждая вещь в спокойной радости, не зная гордыни, обретает гармонию.(Хуайнань Цзы)


Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. (Альфонс де Ламартин) Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же?(Генри Торо) Иоганн Гёте: Природа - творец всех творцов.(И.Гёте) Марк Туллий Цицерон: Сила природы велика. Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше. Лукреций: Все совершенствует природа. (Лукреций)


Земля, природы мать, ее же и могила: что породила, то и схоронила.(У.Шекспир) Михаил Пришвин: Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой сам человек. Для иных природа это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.(А.Герцен) В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься ствол им делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.(Л.да Винчи)


Изучение и наблюдение природы породило науку.(М.Т.Цицерон) Леонардо да Винчи: Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.(Л.да Винчи) В природе нет ничего бесполезного.(Мишель Монтень) Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.(Жюль Ренар)


В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.(Л.да Винчи) Изучение и наблюдение природы породило науку.(М.Т.Цицерон) Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.(Л.да Винчи) В природе нет ничего бесполезного.(Мишель Монтень) Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.(Жюль Ренар)

В 70-е и 80-е гг. нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями.

Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись, города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели во всю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все

Родились близ природы, знают и любят ее. Это такие известные у нас и за границей прозаики, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин.

Героя повести «Царь-рыба» Астафьев называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше, и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. «Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора». Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич

Старался не обращать на это внимания.

Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание.

Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. «И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья». В этот миг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. «Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела - на доисторического ящера походила она…»

Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела отпускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет вверх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью.

Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: «Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и…»

И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести «Пожар». Герои повести занимаются заготовкой леса. Они «словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли». Эпиграф повести: «Горит село, горит родное» - заранее настраивает читателя на события повести.

Распутин раскрыл душу каждого героя своего произведения через пожар: «Во всем том, как вели себя люди - как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, - во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти». В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих добро и делающих зло.

Главный герой повести Иван Петрович Егоров - гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!…

В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!» Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон». В данном случае «захромала» земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания.

В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: «Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Возможно, эти слова сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.

I. Человек – хозяин и защитник природы.

II. Проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях русских писателей.

1. Человек и природа в произведениях В. Астафьева и Ч. Айтматова.

2. Отношение к земле и отчему дому в произведениях В. Распутина.

III. Гармония человека и природы – обязательное условие жизни.

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Еще в начале двадцатого века наш соотечественник В. И. Вернадский утверждал, что человечество становится геологической и, возможно, космической силой. Не сразу были поняты и оценены эти пророческие слова. Но сейчас каждый из нас может убедиться в их верности: человечество «сотрясает» Землю, подобно геологическим катаклизмам. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности.

Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство – это три стороны одного и того же процесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому не случайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя.

Еще в прошлом веке русские публицисты впервые заговорили о симптомах того явления, которое в наши дни получило название «экологического кризиса» и которое ныне представляет серьезную опасность для существования человека. Так, к примеру, известно, что сейчас на планете исчезает безвозвратно до десятка видов животных и по одному виду растений еженедельно. Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство.

Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали известных писателей. Во многих произведениях В. Распутина и В. Астафьева, В. Белова и Ч. Айтматова, Ф. Абрамова и Д. Гранина звучит мысль о том, что природа наша – это дом, который человек разрушает собственными руками. Так, в своем произведении «Царь-рыба» В. Астафьев с болью задает вопрос: «Кто и как искоренит эту давнюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в собственном дворе? Почему появляются такие люди, как Гога Горцев?» Гога Горцев, «турист», никогда не считал людей ни друзьями, ни товарищами, был, по своему собственному признанию, «свободной личностью». Такие люди, как Гога, кажутся сильными личностями. Им свойственна жажда нового, стремление повидать мир и людей. «Туристы» вроде Гоги Горцева на первый взгляд могут даже вызвать симпатию. Но для них главное – урвать свой кусок, ради которого они готовы пожертвовать чужой жизнью. Бездуховное отношение к жизни («после нас хоть потоп»), эгоизм, самомнение приводит таких героев к ощущению абсурдности существования, к духовной деградации и физической гибели.

Случайно поскользнувшись, погибает в тайге «сильная личность» Гога Горцев, подтверждая тем самым мысль о том, что случайность – это проявление закономерности. Тщеславие и гордыня роднят астафьевского героя с Орозкулом из повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Орозкулу всегда сладко слышать, как называют его «большим хозяином большого леса». Он зверски расправляется не только с этим лесом, но и с Рогатой матерью оленихой, чьими детьми считали себя старик Момун и его внук.

Что происходит с человеком? Такой вопрос волнует многих людей. Внутренняя сущность человека раскрывается не только во взаимоотношении друг с другом. У каждого из нас есть то, что мы называем святынями: отчий дом, мама…

Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать? Об этом размышлял В. Распутин в повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». А в повести с символическим названием «Пожар» писатель рассказывает о пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Пожар в поселке, пожар в душах людей…

Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле.


Top