Икона богородицы с ангелами в небесах. Дни поминовения новопреставленных

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благодатное Небо»

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты - самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды - Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? - яко возсияла еси Солнце Правды; рай? - яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? - яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас тойже
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.


Предание

В Архангельском соборе Московского Кремля до наших дней сохранилась чтимая икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится на своем историческом месте в иконостасе по левую сторону от царских врат. Она была исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Начавшееся в XIX веке почитание иконы было связано с деятельностью митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы.

О происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо» существуют две версии. Согласно первой, бывшей весьма популярной среди кремлевских служителей и археологов, эта икона является «царьградской» святыней, привезенной Софьей Витовтовной, дочерью литовского князя и супругой Московского князя Василия Дмитриевича, из Смоленска, куда она была прислана из Царьграда патриархом «в благословение гражданам православного Смоленска, еще до покорения его языческим князем Витовтом» (Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880, с. 162-163). Эта легенда возникла на основе известной записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска многих древних икон, а также частей «страстей Стасовых», присланных из Царьграда. Версия о византийском происхождении древнего образа прочно вошла во все печатные издания XIX - начала XX в. о чудотворных иконах Божией Матери.

Второе предположение о возможном местопребывании первоначальной иконы до ее появления на Руси основывается на сведениях, почерпнутых из Клинцовского иконописного подлинника (XVIII в.). В нем содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной, супругой царя Иоанна III, из Литвы, и при этом отмечается «западный перевод» образа. Эта версия, главным образом, основывается на самой иконографии иконы из Архангельского собора, которая восходит к прототипу, «похожему на почитавшуюся в мужском монастыре… в предместье Вильны» Виленскую икону, по преданию явленную в 1341 г. На Виленской иконе Богоматерь была изображена стоящей на луне, а над ее головой ангелы держали царственный венец.

Во второй половине XIX - начале XX вв. празднование иконе совершалось дважды: 6/19 марта и в Неделю Всех святых. Кроме того, в Архангельском соборе ежедневно после литургии перед образом совершался молебен (по пятницам - с акафистом и водоосвящением). Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Показательно, что икону «Благодатное Небо», соединившую в себе духовную культуру Востока и Запада, чтили как православные, так и иноверные. Известно, что от образа получила исцеление одна лютеранка, увидевшая икону во сне и пославшая свою православную гувернантку молиться за молебном перед иконой о своем здравии. Это повеление исполнялось служанкой в течении шести недель, после чего больная дама поправилась и сама стала приходить в собор на молебны.

Иконография

На иконе «Благодатное Небо» из Архангельского собора Божия Матерь представлена в полный рост, с Младенцем Христом на руках, сидящим справа. Руки Богоматери, поддерживающие Младенца, скрещены; правая рука с жестом благословения положена на левую руку, в которой Она держит белый плат. Младенец Христос изображен в повороте влево; правой простертой рукой Он благословляет, левой прижимает к груди закрытое Евангелие. Богоматерь и Младенец Христос окружены ярко-красной овальной мандолой-сиянием, заполненной исходящими от фигур желто-охристыми с белильными штрихами лучами, напоминающими языки пламени. Фон иконы облачный, сине-зеленый, заполненный клубящимися облаками. По сторонам от фигур, в верхней части, имеется надпись: «ЧТО ТЯ НАРЕЧЕМ О БЛАГОДАТНАЯ НЕБО ВОССИЯ ЕСИ СОЛНЦЕ ПРАВДЫ РАИ ЯКО ВЗРАСТИЛА ЕСИ ЦВЕТ НЕТЛЕНИЯ ДЕВУ ЯКО ПРЕБЫЛА ЕСИ НЕТЛЕНА ЧИСТУЮ МАТЕРЬ ЯКО ИМЕЛА ЕСИ НА РУКУ СЫНА ВСЕХ БОГА» (слова Богородична, читающегося на первом часу после утрени). Слева и справа от нимба Богоматери - традиционные обозначения Ее имени: МР и ΘУ. Буквы имени Христа написаны на нимбе Богоматери над Его головой: IХ. Внизу под ногами Богородицы сохранились следы графьи, очерчивающей изображение лунного серпа.

Икона «Благодатное Небо» восходит к изображениям, иллюстрирующим 1-ый и 5-ый стихи XII главы Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...». Иконографический прототип этих изображений возник в Германии в XV в. В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится витражное стекло из Среднего Рейна (1480-1490), где представлена Мадонна с Младенцем на полумесяце, на голове Ее корона; фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандолу. Подобные образы были широко известны в Западной Европе: они встречаются в гравюрах, скульптуре, в миниатюрах и на витражных стеклах. Различные варианты этого изображения получили большое распространение в польском искусстве. В Россию они пришли в XVII в. через Украину, Белоруссию и Литву.

Символическое значение образа «жены, облеченной в солнце» раскрывается уже в «Толковании на Апокалипсис» св. Андрея, архиепископа Кесарийского (V в.), который разумеет под ним Святую Церковь. Другие иносказательные образы данного отрывка из Апокалипсиса, согласно пояснению св. Андрея, означают: луна - «вера баней очищаемых и освобождаемых от тления», змей - «диавол».

В русской духовной культуре конца XV - начала XVI в. новая богородичная иконография «жены, облеченной в солнце» являлась аллегорией «Богородицы-Церкви, преследуемой драконом ересью» и убегающей туда, где воссияло православное Московское царство, сменившее Римское и Византийское (послания известного инока Филофея) . (См. Щенникова Л.А. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Московского Кремля: Иконография и почитание образа” // Florilegium. К 60-летию Б.Н. Флори. - М., 2000, с. 446.

В конце XVII в., когда был написана икона из Архангельского собора, в «Слове на Покров» св. Димитрия Ростовского апокалипсический образ Жены соединился с образом молящейся за мир Богородицы в едином эсхатологическом значении: «в последняя лютая времена, егда умножившимся грехом нашим умножася беды на ны… тогда Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Мати Госполня, подает нам Покров Свой и защищение… Якоже оногда святыи Иоанн Богослов виде на небеси знамение велие: Жену. Облеченную в Солнце, сице святый Андрей в небеси подобней Влахернстей Церкве, узре Невесту неневестную…». Это последнее символическое значение образа «жены, облеченной в солнце» характерно для таких вариантов иконографии «Благодатное Небо», которыми являются многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов конца XVII - начала XVIII в.

Наиболее ранним изображением, восходящим к иконографическому типу «Благодатное Небо», является икона из местного ряда иконостаса южного придела в церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII в. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу представлены коленопреклоненные Георгий Хозовит и Андрей Критский - соименные святые строителя церкви Григория Никитникова и его сына Андрея. В этом изображении отсутствуют полумесяц под ногами Богоматери и лучи сияния.

Еще один вариант изображения, следующий, скорее, западным образцам, представлен на иконе, исполненной Василием Познанским для церкви Распятия Большого Кремлевского Дворца в 1682 г. В этом изображении Богоматерь стоит на полумесяце, а по внутреннему краю облачного сияния представлены парящие херувимы.

Самой близкой аналогией чтимому образу Архангельского собора является икона из Третьяковской галереи, исполненная в XVIII в. Она повторяет один из самых распространенных западных образцов с луной под ногами «Жены» и тремя летящими ангелами.

Списки с иконы

Наиболее чтимым списком иконы из Архангельского собора является образ, хранящийся в зимнем храме Воскресенского собора Романова-Борисоглебска (г. Тутаев Ярославской области). Эта икона-копия была заказана в 1900 г. руководителю реставрационной мастерской Я. Е. Епанечникову для ризницы церкви Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова селе Ваулове Романов-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Икона написана в академическом стиле (исполнена маслом на жести, вставлена в деревянную раму). Богоматерь с Младенцем изображены без корон и без сияния-мандорлы. Чин благословения и освящения образа был совершен в Петербурге, в доме графа В.П. Мордвинова на Знаменской улице (дом 9) священником церкви Иоанна Богослова (Леушинское подворье) Евгением Иерусалимским.

Тропарь, глас 6

Что Тя наречем, о Благодатная? / Небо, яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай, яко прозябла еси цвет нетления; / Деву, яко пребыла еси нетленна; / Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. // Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, // Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того младенца Христа, но и носила Его при Своих персех, и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Егоже хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и молимся пред святою иконою Твоею и смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: помози нам немощным и грешным и сподоби нас Твоего Матернего заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь святую, град сей, страну нашу и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления. О, Милостивая Мати, умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Господу Богоприятныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи прегрешений наших прощения, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.


© Все права защищены

К иконе «Благодатное Небо» православные верующие обращаются очень часто. Чудотворный образ помогает в исцелении от недугов, а также дает уверенность в своих силах и защищает от негатива.

Эта икона особенно почитается в Москве, и к лику Богоматери ежегодно стекаются паломники со всей России. Молитвы перед ликом «Благодатное Небо» несут особый смысл, и каждый получает ту защиту , на которую рассчитывает. Священнослужители призывают каждого приобретать икону, особенно если в доме есть люди с хроническими заболеваниями.

История иконы

По своему типу икона «Благодатное Небо» относится к акафистным иконам. Их смысл — прославление Богоматери. Самое раннее упоминание об иконе можно отнести к 1678 году. Именно в этом году был написан список с древнего лика, произошло это в Архангельском соборе.

Широкое распространение образ Богоматери получил в девятнадцатом веке, и в православном мире есть две версии происхождения иконы. Первые упоминания о ней ведутся в Троицкой летописи, и датированы они 1398 годом. В это время икона была привезена из Смоленщины в дар литовскому княжеству. По второй версии, икона была вывезена из Литвы.

Однако в православном мире не обращают большого внимания на то, откуда икона прибыла, ведь ее чудотворные способности года за годом подтверждают существование Высших Сил. С иконы «Благодатное Небо» было сделано множество копий, которые распространились по всей России.

Описание иконы «Благодатное Небо»

На иконе Божия Матерь написана в полный рост, держит на руках или на левой руке Младенца Иисуса. На некоторых списках Богородица попирает ногами месяц. Ангелы над ее головой придерживают венец, указывая на непорочность Девы, принесшей в мир Мессию. Прототипом этой иконы послужил образ «Жена, облеченная в Солнце». Список с иконы представляет лишь небольшой видоизмененный образ Богоматери с Младенцем Иисусом.

Где находится икона Божией Матери «Благодатное Небо»

В России практически нет храма или церкви, в котором бы не было лика Богоматери. Православные верующие в каждом городе и поселении могут обратиться с молитвенными словами к иконе и обязательно получат Божественную поддержку.

О чем молятся иконе Божией Матери

Издревле к Богоматери обращались с разными бедами. Молитвы помогали верующим:

  • обрести здоровье после продолжительной болезни;
  • предотвратить гибель от несчастного случая;
  • сохранить жизнь путешествующих и всех, кто находится в пути далеко от дома;
  • побороть врагов и избавиться от их негатива;
  • предотвратить клевету и злые наветы;
  • справляться с повседневными делами и трудностям на пути;
  • исцелиться от алкоголизма и иной зависимости;
  • исполнить заветное желание.

Икона считается покровительницей военнослужащих, особенно десантников. Служащие молятся святому лику в надежде сохранить свою жизнь и успешно провести дни службы, находясь под Божественной защитой.

Дата празднования

По церковным заветам почитание иконы «Благодатное Небо» совершается 19 марта (6 марта по старому стилю). Кроме того, служба проводится во время Недели Всех Святых. В это время каждый верующий может прочитать молитву, которая обязательно поможет справиться с любыми сложностями, обрести надежную защиту и противостоять злу, ежедневно проверяющему православных на прочность.

Молитва Богородице перед иконой

«Богородице, Дево! К Тебе обращаемся с искренними молитвами в смирении и надежде. Даруй нам, рабам Божьим, здоровья и сил для жизни праведной и борьбы со злом. Прими наши слова искренние да не отверни лика своего от заблудших. Верни нас на путь истинный, огради от неприятностей и смерти лихой. Не оставь без покаяния и не дай сгинуть без вести на чужбине. Помоги, Богородица, защити и сохрани. Аминь».

Каждая икона Божией Матери помогает верующим противостоять дьявольским проискам, оставаться на светлой стороне жизни и каждый день покорять новые вершины. Тем, кто живет в ладу с собой и окружающим миром, не страшны никакие козни и неприятности. Используйте молитву как главное оружие в борьбе с искушениями , каждый день совершайте добрые поступки. Желаем вам счастья и процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.03.2018 05:19

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона...

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.

Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5).

Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.

Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.

В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.

Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.

Во 2-й половине XIX – начале XX века празднование иконе совершалось два раза в год: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после Литургии перед образом совершался молебен с акафистом и водоосвящением.

Православные иконы пишутся строго в соответствии с каноном. Тем не менее, существует ряд образов, которые выделяются из общего числа. Характерным примером является икона Благодатного Неба, которая изображает Богоматерь с младенцем, чаще всего не плечный образ (только до плеч), а во всю длину тела.

Откуда появилась икона

Изначально существовал прототип данной иконы, который именовался Жена, облачённая в солнце, и был создан на основе видения описанного Иоанном Богословом. Тут изображение отличается интересной символикой и оригинальностью.

Богородица стоит на полумесяце, который смотрит двумя сторонами вверх, а сама окружается лучами света, которые исходят около нее повсюду. Также на голове Девы Марии и младенца Христа короны – типичный символ для католической иконописи. Именно в католичестве этот образ изначально прорабатывался, начиная с 15 века, спустя пару веков на Руси появляется икона Богородицы Благодатное Небо, которая основана на этом исходном, скажем так, материале.

Есть и другая версия, согласно которой данную икону привезли сначала в Смоленск из Константинополя, а потом и в Москву. Тем, кто привез святой образ считается супруга князя Василия Дмитриевича.

Так или иначе, на Руси этот образ особенно почитали, в частности ходили в Архангельский собор Кремля для того чтобы помолиться перед иконой.

В чем помогает икона «Благодатное небо»

Если рассматривать значение иконы Благодатное Небо Божией Матери, то нужно углубиться в символику, которая во многом обуславливалась контекстом того времени. Именно тогда, когда образ начал распространяться на территории Руси, распространялась идея о Москве как преемнице Рима и Византии. Тут образ Благодатное Небо икона Божией Матери пришелся кстати и стал активно использоваться для того, чтобы указывать на преемство России в деле святой христианской веры.

Дева Мария «облаченная в солнце» тут представала как образ святой церкви. Этот образ противопоставлялся различным ересям и другим отхождениям от истинной веры. Именно поэтому, когда говорят в чем помогает икона Благодатное Небо указывают на возвращение в истинную веру.

К примеру, данному образу молятся о вразумлении людей, которые начали заблуждаться или впадать в ересь.

Также тут могут возноситься молитвы о людях, которые много грешат, о том, чтобы исцелиться от различных недугов. Перечислим другие наиболее распространенные варианты просьбы перед этим образом:

  • рождение счастливых и здоровых деток и замужество;
  • о том чтобы избавиться от завистников и недругов, особенно такая молитва популярна у мужчин;
  • для того чтобы получить защиту в путешествии, уберечься от различных катастроф и внезапной гибели;
  • чтобы раскаяться;
  • об исцелении от зависимостей;
  • для того чтобы помочь стране избежать различных горестей, а правителям обрести подлинную мудрость.

Как видите, много в чем помогает икона Благодатное Небо. Значение этого образа тут также часто ассоциируется с защитницей всего мира, с Девой, которая молится обо всем мире. Также именно этот образ считают прототипом того как будет выглядеть явившаяся перед Вторым пришествием Дева Мария. Поэтому в каком-то смысле тут также прослеживаются эсхатологические мотивы.

Самые ранние версии

В середине 17 века была написана икона для храма Святой Троицы, который располагается в Никитинках. На этой иконе отсутствуют лучи света, но есть светлый ореол, который обрамляет Деву Марию. Особенностью тут также является наличие Андрея Критского и Георгия Хозовита, которые являются святыми соименными людям, которые возводили церковь в Никитинках.

В 1682 году Василий Познанский создал для Кремля другой образ Благодатное Небо, который во многом напоминает исходные изображения из католической традиции. Тут присутствует полумесяц, а также есть парящие ангелы, которые располагаются в пространстве облачного сияния. Похожий вариант сейчас хранится на территории Третьяковской галерее, эта икона создана в 18 века.

Молитвы и тропарь иконы Благодатное Небо

Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо — яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай — яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву — яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.

Молитва Божией Матери

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.


Top