Шедевры византийской мозаики. Византия

Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.


Искусство древнеегипетских мозаистов – это разнообразие материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, слоновая кость и ценные породы деревьев) и областей применения – мебель, предметы быта, одежда фараонов. Мозаичными элементами инкрустирован и знаменитый трон Тутанхамона.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.


Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция


Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.


Флорентийская мозаика появилась в России в середине XVIII в. Русские мастера легко освоили технику, составив достойную конкуренцию итальянцам. В СССР флорентийская мозаика применялась для декора станций метрополитена, хотя априори техника применялась при создании небольших полотен.

Рим

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

Утка на полу выполнена в технике opus tessellatum. «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана.

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.


Особенности рисунка панно, выполненного в римском стиле:
  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.


Местные художники находились под влиянием и византийских, и романских традиций:
  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).


Мозаичное панно вне зависимости от техники исполнения – это доминирующий элемент интерьера. Его сюжет и цветовая гамма – основа дизайна помещения. comments powered by HyperComments










Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.

И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план.

Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.

В случае с Византией можно точно назвать год, который стал точкой отсчета византийской империи, культуры, цивилизации. Император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н.

э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь в 330 году.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.

Периоды истории византийского искусства

Раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
иконоборческий период (VII-начало IX века). Он получил название темное время - во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
период Македонского Возрождения (867-1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства.
период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261-1453).

Искусство Византийской империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации. В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток, в исторические записи вошли рассказы о проводимых мастерами-смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому стеклу различных свойств. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.

По сравнению с античной мозаикой из кусочков камня смальтовые композиции отличались бoльшим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности и, что немаловажно, были значительно доступнее по стоимости. Это и определило быстрое рапространение технологии смальты как в самой Византийской империи, так и за ее пределами (в частности, в Древней Руси)

Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.

Мавзолей Галлы Плацидии , по преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а ее так называемый мавзолей был молельней-капеллой, посвященной св. Лаврентию - особо чтимому в роду Феодосия мученику и покровителю императорской семьи. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мавзолей представляет собой греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. Тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ свод лишен оконных проемов. Лишь через узкие окна в стенах в церковь проникает тусклый, мерцающий свет.

Нижняя часть стен капеллы (до уровня высоты человеческого роста) облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка. Поверхности купола и арок, а также закругленные участки стен под арками (люнеты) украшены мозаиками из смальты. Кусочки смальты, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. В силу этого свет от нее отражается под разными углами, создавая не равномерный холодный блеск, а волшебное сияющее мерцание, словно трепещущее в полутьме храма.

Тематика росписи мавзолея связана с погребальным обрядом. Мозаики расположены только в верхних частях храма. В центре свода - крест (символ победы над смертью) со звездами на синем небе. Своды украшены плотными растительными орнаментами, связанными с символикой райского сада. В южном нижнем люнете изображен св. Лаврентий, идущий с крестом на смерть. Раскрытый шкафчик демонстрирует книги четырех Евангелий, вдохновляющих мученика на подвиг во имя Спасителя.

Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

В верхних, больших люнетах по сторонам окон изображены апостолы в рост попарно. Они воздевают руки к куполу с крестом, в немом жесте воплощая евангельский призыв, олицетворением которого служит образ св. Лаврентия: «Возьми свой крест и следуй за Мной». Апостолы изображены таким образом, что их поворотами и жестами организуется переходящее от люнета к люнету круговое движение. Лишь верховные первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете (там, где находится алтарь) изображены симметрично: движение здесь завершается.

В северном нижнем люнете - Христос в образе Доброго пастыря взирает на посетителя со стены над входом. Овцы гуляют вокруг Него по зеленой траве, и Он ласково прикасается к подошедшей овечке. Одет Божественный пастух в золотые одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь на крест. Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак триумфального шествия христианства. Фигура Сына Божьего показана в сложном контрапостном развороте: его ноги скрещены, рука тянется к овце, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен вдаль.


Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов.
Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Розовато-зеленая гамма, тонкие переходы цвета, использование полутонов в передаче плоти демонстрируют неблекнущее очарование античности, подчеркнутое заключением композиции в тяжелую и пышную раму окружающего коробового свода.
Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы (изображение решетки под сильно сокращающимся окном) создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства. Композиция строится не центрично и пирамидально (по примеру «Доброго пастыря»), а перекрестно, по диагоналям. Фигура св. Лаврентия запечатлена в движении. Ломкие контуры складок его одежды не падают, а взлетают и перекрещиваются в прихотливом ритме. В лице святого нет и следа мягкой красоты и психологической нейтральности пасторали. В нем остро и властно проявляется духовное начало, экстатическая озаренность мученика за веру.

Баптистерий Православных в Равенне, V в. Мозаика купола

Баптистерий (крещальня) Православных в Равенне - пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник. Баптистерий декорирован при епископе Неоне (451-73 гг.). Его роскошное убранство позволяет ощутить особую пышность обряда крещения. Декорация весьма продумана с точки зрения архитектурной, причем архитектурное (обогащенный ионический ордер) и скульптурное убранство (горельефы с образами пророков) органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее как составная часть.

Главной особенностью декорации является проведение единого мотива на всех ее уровнях - арки на колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки, обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы. В более сложном и богатом виде тот же мотив встречается в третьем, мозаическом ярусе декорации. Здесь этот мотив воплощен иллюзионистически: он воспроизводит пространство базилики, где портики с епископскими креслами и фруктовые деревья располагаются по сторонам апсид, в которых представлены троны с крестами или алтари с раскрытыми Евангелиями на престолах. Выше, в самом последнем ярусе, окружающем центральный медальон, мотив арки на колоннах выступает в скрытом виде: колонны становятся здесь роскошными золотыми канделябрами, разделяющими фигуры апостолов, а арки или фронтоны - изгибами драпировки, провисающей фестонами с рамы центрального медальона.

Декорация баптистерия тесно связана с темой Небесного Иерусалима, открывающегося взору христианина в сцене Крещения Спасителя (Богоявления), расположенной в куполе, непосредственно над крестильной купелью. Декорация кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом: фигуры и разделяющие их элементы трактованы как своего рода радиусы - золотые лучи, исходящие от центрального диска. Тема Горнего Иерусалима объясняет наличие венцов в руках апостолов: это они сядут на двенадцать престолов, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. Так Крещение сразу поставлено в контекст поиска доброго ответа на суде Христовом, и пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса - образ христианской души, приносящей добрый плод. Суд же состоит в том, что «Свет пришел в мир», и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом, обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга), обретает в композиции особое значение.


Баптистерий Православных в Равенне. V в. Мозаика купола.
Центральный медальон, содержащий сцену крещения Христа (Богоявление).
Вокруг Центрального медальона - апостольский круг.

Тема Горнего Иерусалима выступает в тесном сплетении с темой земной церкви. Наряду с перспективой видения Небесного Града в сцене Богоявления, не менее существенна здесь тема передачи власти и благодати. От принимающего Крещение Спасителя (центральный медальон) благодатная энергия через апостолов (радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации). Это истечение благодатной энергии мыслится непрерывным, постоянным.

Идея неиссякаемости, бесконечности этого потока подчеркивается особенностью композиции апостольского круга: в нем нет ни начала, ни конца, нет центра, к которому бы двигались ученики Христовы. Точнее, этот центр расположен за пределами самого круга, это образ Спасителя на центральном медальоне. Живопись в целом весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный. Лишь разноцветные тени (серые, голубые, сизые) оттеняют эти светоносные ризы. Золотые одежды уподоблены тонкой воздушной ткани - она ложится пышными, словно вздувающимися складками. Белая ткань, напротив, застывает неестественно ломкими складками.

Тема Богоявления - это в первую очередь тема истечения света, дарования света. Апостолы показаны как носители этого предвечного света, поскольку они несут свет христианского просвещения - просвещения истиной. Лики апостолов внушительны, каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью. Они предстают как реальные личности, чему способствует неотработанная пока еще типология и иконография христианских образов. Крупные носы, резко очерченные носо-губные складки, рельефные морщины, мощно выступающие затылки, пухлые губы, выразительные взгляды. В этих образах, уподобленных римским патрициям, угадывается невероятная внутренняя энергия, что символизирует могущество христианской церкви V века, ставшей практически единственным духовным и политическим авторитетом в западном мире.

Большой императорский дворец в Константинополе. V в.

В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.


Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Олень и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Заяц и собаки. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Мальчик с корзиной. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Пасторальная сцена. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.


Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.


Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Мозаики из смальты в церкви Успения Богоматери, Дафни

Наиболее ярким и завершенным проявлением византийского стиля конца XI столетия и эпохи Комнинов являются мозаики церкви Успения Богоматери в Дафни, близ Афин, представляющие уникальное явление в истории византийского искусства. Храм декорирован отчасти по классической схеме: в куполе - Пантократор с шестнадцатью пророками в простенках барабана, в апсиде - Богоматерь с поклоняющимися пророками. Однако большое количество праздничных сцен расположено на плоских поверхностях стен, а не только на переходных элементах архитектуры между прямоугольными и круглыми частями или арочных проходах.


Христос - Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы. В этот мир благородной и нейтральной красоты не вмещаются кровь, боль и терновый венец Распятия.

В мозаиках Дафни нарастают повествовательные тенденции: сцен становится больше, в них появляются пейзаж, элементы архитектуры, большее внимание уделено сюжету. Однако главным побуждением мастера отнюдь не является тяга к выраженному развитию рассказа. Тщательно отобранные детали, идеальный характер действия, отсутствие каких бы то ни было эмоций и, тем более, экспрессии и духовного напряжения фиксируют мир не как процесс, а как состояние. Художника скорее интересует не что происходит, а как происходит.


Крещение Христа. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В Дафни получили развитие композиционные принципы византийской живописи. Композиции мозаик очень свободны, исполнены широкого дыхания не занятого формами пространства. Характерна не просто статуарность, но идеальная завершенная округлость объемов, уподобляющая фигуры росписи прекрасной круглой скульптуре. Изменилось соотношение фигур между собою и с пространством: персонажи изображены в самых разных ракурсах и разворотах, обилие трехчетвертных и профильных абрисов создает постоянное движение объемов из глубины наружу. Объемные, но легкие ткани демонстрируют пластику тел и одновременно отстают от поверхности, как бы слегка отдуваемые ветром.


Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В ликах поразительны особая холодноватая красота, безмятежность, бесконечное удаление от мира страстей и эмоций. Даже миловидные нежные типы (Богоматерь, ангелы) полностью отвлечены от душевной умилительности. Ощущение идеального бесстрастия уподобляет образ человека и Богочеловека бесстрастию идеально устроенного и упорядоченного космоса. Цветовая палитра смальты приобретает особую воздушность и внутреннее сияние. Необыкновенное богатство цветовых переливов, мгновенно преображающих основной тон, вызывает ощущение колеблющейся поверхности тканей. Все цвета взяты в едином, холодновато-серебристом ключе с преобладанием пепельных, серебристых, голубых, холодных розовых и сияющих сапфировых оттенков. Золотая смальта фонов выглядит неплотной и прозрачной благодаря светлому, чуть зеленоватому оттенку золота.

Мозаики из собора в Чефалу

Мозаики базилики в Чефалу (Сицилия) относятся к классическому направлению искусства комниновской эпохи, продолжавшему жить на протяжении всего XII столетия. Создание мозаик в Чефалу совпало с царствованием Мануила Комнина, временем широкой экспансии византийского искусства, блистательной работы константинопольских художников по всему миру, реанимирующих славу великой Римской империи, о возрождении величия которой грезил император.

Ансамбль был исполнен константинопольскими мастерами по заказу норманнского короля Роджера II. Композиции сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью. Важнейший элемент мозаичной декорации собора - монументальное изображение Христа Пантократора в конхе апсиды. Этот типично византийский образ традиционно занимал в греческих храмах центральный купол. В руке Христа Евангелие, на развороте которого читается строка: «Я есмь Свет Мира». Отражая двойственный характер сицилийской культуры того времени, надпись воспроизведена на двух языках, на одной странице - на латыни, на другой - по-гречески, хотя при этом само изображение явно принадлежит византийскому мастеру.


Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Чефалу. XII в.

Лик Христа исполнен величия, однако в нем нет той суровой отчужденности и духовного накала, которые характерны для восточнохристианских представлений о Христе как о «грозном Судии». Композиция отличается ясностью, строгостью, прозрачностью художественного языка и внутреннего смысла. Фигура Христа полна изящества и особого благородства форм.

Основным видом изобразительного искусства в Восточно-Римской или ромейской империи, впоследствии Византии стала живопись (при почти полном отказе от ваяния/скульптуры).
Главные формы ромейско-византийской православной живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись (в том числе выполненная из эмали и золотого шитья) и книжные миниатюры. Самыми замечательными художественными произведениями этой эпохи являются, по признанию большинства искусствоведов, являются мозаики.

Мелкие разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками), из которых выкладывается изображение, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Мастера-мозаичисты умели создавать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Иногда поверхность кубиков смальты делалась граненной, как например, на мозаиках в католиконе (главная церковь) монастыря Хосиос Лукас в Греции, созданных в начале XI в.

Сретение, мозаика, кафоликон монастыря Осиос/Хосиос Лукас, в Фокиде, Греция


Сила воздействия в зрителя и сохранность мозаики значительно выше, чем у фрески, хотя время создания примерно одинаково.

Вход Господень в Иерусалим, фреска, монастырь Осиос/Хосиос Лукас, Греция, XI v.


Мозаичисты учитывали оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Даже в наше время, расчищенная от вековой пыли и копоти, она остается такой же сияющей и звучной по цвету.

Мозаика и фрески как изысканное декоративное средство было известно с глубокой древности. Например, в Британском музее, Лондон, Великобритания хранится знаменитый «штандарт из Ура», Ассирия, около 2600 г. до н.э.


Мозаики «штандарта» рассказывают о результатах УР (а) - военного похода, победах над врагом, трофеях и особенностях придворной жизни царя и его приближенных - таковы основные темы мозаик Древней Месопотами, включая сцены из жизни древних шумер.

В Археологическом музее, Ираклион, Крит, Греция хранятся фрески из Кносского дворца, например, культовая мистерия «Игра с быком, Минотавром. Тавромахия», возраст ее
около 1500 г. до н.э. - слева;
Священные рога у южных границ территории дворца, по преданиям - трон царя Миноса - справа.

Игры - состязания с животными.

Игры с дельфинами, мозаика Тавромахия - игры с быком, мозаика


Живописное искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) также представлено великолепными фресками и мозаиками.

На вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На красном фоне стен в естественный рост человека представлены участники праздника, посвященного богу Вакху/Дионису.

Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.


На фреске «Весна» из города Стабий, близ Помпей, Италия девушка, символизирующая весну (богиня Флора?), удаляется от зрителя в глубину пространства цветущего луга. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее каштановые волосы, золотисто-желтая накидка и розовый тон обнаженных плеч гармонируют с ярким зеленым фоном, а легкость движений девушки, как будто плывущей по воздуху, создают основу живописной композиции фрески.

Весна, Стабий, Помпеи, фреска


На фресковых росписях часто встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, гавани, извилистые берега рек. Хороших фресок набралось на небольшой альбом, поэтому прошу вас, друзья, я его обязательно выложу, но немного позже.

Мозаикой греки называли изображения посвященные музам. Музы вечны - вечны должны быть и эти картины, поэтому их набирали сначала из кусочков цветного камня, а затем в эллинистический и римский периоды из кусочков специально сваренного стекла - смальты.

Именно мозаики были основой декоративного убранства дворцов и вилл знати Древнего Рима. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. Кстати, существует легенда, что знаменитая золотая смальта была создана греческими мозаичистами в языческом Риме и использована для украшения знаменитого Золотого дворца Нерона, затем на долгие столетия способ ее изготовления был забыт или утерян и возобновлен только в христианскую эпоху.
Так или иначе, но живописное античное искусство и сегодня поражает великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, знанием и использованием прямой воздушной перспективы, т. е. многим из того, что было «изобретено» художниками ренессанса.

В Национальном археологическом музее Неаполя сохранилась копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III».

битва против персов при Иссе

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей.

Мозаика II века до н.э.


Мозаики и фрески стали принадлежностью христианского храма в первые века н.э., когда верующие, вынужденные скрываться, стали использовать живописные античные сюжеты и образы подземных лабиринтов - катакомб, которые служили для погребения умерших. Христиане наделяли эти образы новым символическим содержанием: пальмовая ветвь - непременный атрибут императорских триумфов - символ райского блаженства, виноградная лоза - таинство евхаристии, хлеба и вино - пресуществление в плоть и кровь Христа, Орфей - Христос, а Психея - символ христианской души.

Для новых варварских государств, возникших на обломках Западно-Римской империи, и преклонявшихся перед культурой великого Рима, было очень важно, что мозаика оставалась господствующим способом изображения в храмах, это свидетельствовало о преемственности традиций и сохранении статуса наследников за Восточно-Римской империей. Кроме того, ромеи в тот период времени могли себе это позволить (мозаика очень дорогое удовольствие) - покрыть большую часть стен, внутренних поверхностей куполов и сводов, столбов и колонн великолепной мозаикой и это производило огромное впечатление на другие народы.

Крупным культурным центром Империи ромеев, где в храмах и усыпальницах сохранилось большое количество христианских мозаик, является Равенна - обитель великих теней.

Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Из цикла итальянских стихов А. Блока.

Равенна - древняя и прекрасная.


В Равенне находится уникальный комплекс памятников V-VII вв., переломного времени, когда встретились Рим и Византия, античность и средневековье.
Знамение их встречи и кратковременного союза - мавзолей Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, Равенна, Италия, первая половина V в.

мавзолей Галы Плацидии: общий вид снаружи, общий вид интерьера


Тесный, слабо освещенный, он украшен внутри удивительными мозаиками, о которых трудно сказать относятся они к римско-эллинистическому прошлому или византийско-средневековому будущему.

Согласно христианскому учению, оформление храма и мавзолея должно соединять два мира: реальный и потусторонний, горний и дольний. Изобразительное искусство играло тут первую роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из реального мира в сверхчувственный. Этим определено, продиктовано художественное оформление интерьера мавзолея Галлы Плацидии.

И мастера-мозаичисты выполнили задачу на «пять с плюсом» - интерьер в мавзолее воспринимается как преображенный мир, противостоящий реальности. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а своды, паруса и купол выложены мозаикой глубокого синего тона.
У мозаик мавзолея не золотой, а синий фон: из густо мерцающей синевы выступают по-античному задрапированные в белое фигуры христианских мучеников и святых, вспыхивают золотые звезды, расстилаются сказочные ландшафты рая с алыми маками, золотыми оленями и птицами, где арки увиты золотыми виноградными лозами, а в куполе крест и звездное небо. Эта мозаика символизирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.

рай в мавзолее Галы Плацидии, мозаика, Крест и звёздное небо — мозаика в куполе.


Призрачность и таинственность усиливает естественный свет из окон, расположенных в люнетах и своде.
Люнет - часть стены в форме полумесяца, ограниченная сверху архивольтом, а снизу - горизонтальным карнизом. Близкие по смыслу понятия: десюдепорт, закомара, кокошник, фронтон.

световое окно в люнете мавзолея Галы Плацидии


И только в люнете над входом, изнутри, место отсутствующего окна занято мозаикой Доброго Пастыря, сверкающей подобно освещенному окну.
Изображение Христа - рафинированный эллинистический вариант «Добрый пастырь в райском саду». На фоне вполне земного пейзажа, под сверкающим голубым небом Христос, юный, безбородый пастух, напоминающий кроткого Орфея античных мифов, но в золотых одеждах, реально сидит на пригорке, его скрещенные ноги касаются земли и хорошо видна тень от его ступней, обутых в сандалии.
Вокруг него по зеленой траве гуляют овцы (белые овцы - символы душ праведников), к одной из них он простирает руку. Над головой Христа нимб, но античная прическа, явно парик, обобщенные, довольно мелкие черты лица - все элементы явно унаследованы из античности.
Важна живость сложной позы - Христос изображен не анфас, а вполоборота, часть его внимания обращена не к зрителям, а к «овцам» - духовной пастве. Опирается Христос не на пастушеский посох, а на крест - знак триумфального распространения христианства в мире (кстати, тень от креста тоже хорошо видна на земле).

Добрый пастырь, мозаика


И еще одно, четко видна (обозначена пунктиром) граница мира дольнего/земного - светло-голубое небо и горнего, темно-синего в верхней части мозаики. «Язык» горнего неба, опустившись, «укутывает» только голову и плечи Христа - только он принадлежит обоим мирам.

Тип молодого Христа («Христос Еммануил») - редкий в иконографии: так изображали его в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества».

Другой замечательный комплекс мозаик в церкви Сан-Аполлинаре Нуово, построенной королем Теодорихом, в VI в. в Равенне.

Сан-Аполлинаре Нуово, вид снаружи и интерьер.


Иной образ Доброго Пастыря в церкви Сан-Аполлинаре Нуово: Христа окружают белые овцы, но его руки подняты в благословляющем жесте, а взгляд устремлен вдаль.

Добрый пастырь, мозаика


Другая мозаика «Чудо с хлебами и рыбами» из той же церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне, созданная в 504 г., не менее интересна. На ней тоже изображен молодой Иисус Христос, безбородый, еще человек (до распятия), что подтверждает цвет нимба вокруг его головы - нимб зеленого с золотым цвета.
Зеленый цвет - символ незавершенности развития и преобразования, золотой - передает носителю образы и информацию иного духовного мира. Но Христос в фиолетовых с золотыми полосами одеждах. Фиолетовый цвет - символ трансцендентного мира, глубокого погружения в потустороннее пространство.

В полном соответствии с каноном, симметрично по обе стороны от Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере: Иаков с Иоанном и Петр с Андреем (поэтому иногда эту мозаику называют «Чудесный улов»). Призванные в белых с голубым одеждах - цвета символизирующие духовную чистоту, святость, отрешенность от мирского; хлеба и рыбы они принимают покровенными руками, как Святые дары, которыми Христос причащает и благословляет апостолов.

Чудо с хлебами и рыбами или Чудесный улов


Христос изображен анфас, его руки раскинуты, в одной хлебы, в другой - рыбы, дары он передает своим последователям; их фигуры изображены в четверть и пол-оборота, но лица обращены к зрителям. Глаза всех изображенных увеличены и устремлены прямо на зрителей. Все образы представлены в рамках схематизированного, но земного пейзажа - они реально стоят на цветущей зеленой поверхности земли, правее и левее этой группы холмы и зеленые деревья и кустарники. Фон мозаики мягкий, смешанный, неяркий зеленовато-коричневатый с золотыми вкраплениями.

И еще одна мозаика, точнее ее часть, но не включить ее я не могла, надеюсь, она понравится и вам, друзья, особенно тем, кто любит и ценит эксцентрику.

Поклонение волхвов - это волхвы, друзья, хотя мне тоже не верится


Самое большое количество мозаик сохранилось в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия, построенной императором Юстинианом в VI в. Это была придворная императорская церковь, этим объясняется многообразие тем сюжетов и фонов, на которых они изображены. Причем, есть некоторая интересная особенность: сюжеты на зеленых, сине-голубых и редких белых фонах - чисто христианские, а цвета фонов - относятся к поздней античности. В целом зеленый фон преобладает, а золотой фон связан в основном с мозаиками алтаря.

базилика Сан-Витале, общий вид, фасад, интерьер центрального нефа и апсиды


базилика Сан-Витале, интерьер трансепта и свода, ленточная мозаика на столбах и арках


Две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии. Одну возглавляет император Юстиниан, другую - императрица Феодора. Все фигуры одинаковы по росту, императоров выделяют пурпурные одежды, короны и нимбы. В изображении лиц императорской четы и епископа Максимилиана угадывается стремление художника передать портретное сходство, но застывшие позы, отрешенное выражение лиц, очертания фигур скрытые складками мантий лишают образы индивидуальности - это идеальные образы идеальных правителей, а не реальные люди. Но мозаика точно передает дух ромейского церемониала, официальную парадность, возведенную в ранг сверхземного.

император Юстиниан со свитой, мозаика, императрица Феодора, со свитой, мозаика


У всех изображенных слишком большие, неподвижные глаза, а нимбы вокруг голов Юстиниана и Феодоры возводят этих живых людей, хотя и наделенных сакральной властью, в ранг святых. Именно эта традиция стала одной из причин возникновения иконоборчества. По мнению их современников, далеко не все императоры, императрицы и патриархи церкви были достойны столь высокого ранга, особенно при жизни.

В нижнем ярусе Юстиниан и Феодора в сопровождении свиты, преподносящие дары храму. Эта мозаика интересна тем, что указывает на явные различия в отношении православной ромейской церкви императору и императрице. Хотя их головы покрыты нимбами, но над головами Феодоры и стоящего между ней и Юстинианом патриарха - зеленая сень, а зеленый цвет - символ незавершенности духовного развития, большей «человечности».

Юстиниан и Феодора


На уровне второго яруса, в люнете, расположенном на трех арках находится очень интересная мозаика - комбинаторная или комбинированная. Ее содержание включает два основных сюжета, которые тесно связанны между собой. Между собой их связывает Троица. Последовательное их «прочтение» напоминает верующим о важных библейских событиях Ветхого Завета.

Гостеприимство и Жертвоприношение Авраама, мозаика


В VII веке византийская живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. От церкви Успения в Никее, Турция, построенной в этом же веке и разрушенной во время греко-турецкой войны 1917-22 гг., сохранились только фотографии и фрагменты мозаик. Один из сохранившихся фрагментов - крылатые фигуры со знаменами и державами в руках, в роскошных одеждах придворных телохранителей.

Удивительны лица этих воинственных ангелов - они напоминают об античном идеале красоты - нежные овалы, классические пропорции и черты, чувственный рот мал, нос тонкий, а взгляд пристальный гипнотизирующий. Они исполнены в мягко-живописной манере, напоминающей импрессионистическую. Оливковые, розовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены «в беспорядке», который на деле является идеально точным расчетом выдающихся мастеров-мозаичистов: на расстоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика.

ангел Дюнамис., фрагмент мозаики с алтарного свода церкви Успения в Нике, Турция


Это совершенный пример «одухотворенной чувственности», но они не выражают ничего определенного, связанного с реальным человеческим чувством или переживанием. Их одухотворенность бесстрастна, а чувственность бесплотна.

Покрывая мозаикой сферические криволинейные поверхности, мастера-мозаичисты обнаружили, что светлые орнаменты и фигуры оказывались зрительно выдвинутыми вперед, в реальное пространство интерьера. Эффект усиливался золотым фоном, который не имел глубины и не допускал ее. В сочетании с вогнутой поверхностью золото фона как бы «выносило» изображение святого в одну пространственную среду с молящимися.
В тоже время образы святых, неподвижно стоящие перед молящимися, и пристально на них смотрящие огромными глазами, представлялись людям значительными и неземными.

У пришедших в храм возникало ощущение пребывания внутри самой святости, что составляло основную идею всякого христианского центрического храма.
Достижению этих целей способствовали такие приемы как принцип симметрии (расположение фигур должно быть симметрично относительно Христа), плоскостность композиции, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимствованные у древнеегипетских образцов.

Мозаика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты очень подходила для создания отвлеченных образов, возвышенных и ирреальных.

Следущий раздел будет посвящен ромейской/византийской иконе, без нее не было бы и русской иконы, а значит душа нашего народа была бы иной.

Шикарные монументальные полотна, выделяющиеся особенным размахом и масштабностью изображений, представляет собой византийская мозаика . Это древнейший вид искусства составления какого-либо образа или картины из одинаковых частиц небольшого размера. Центральной темой таких мозаик была христианская...

Шикарные монументальные полотна, выделяющиеся особенным размахом и масштабностью изображений, представляет собой византийская мозаика . Это древнейший вид искусства составления какого-либо образа или картины из одинаковых частиц небольшого размера. Центральной темой таких мозаик была христианская направленность, а движущей силой на пути к совершенствованию технологии укладки, созданию новых оттенков, фактур стало желание достигнуть максимального визуального эффекта.

В отличии от римских мозаик, которые решали светские задачи по украшению и приданию функциональности помещениям в частных виллах или общественных зданиях, у византийских мозаик были немного иные функции. Основным их предназначением считалось придание художественной ценности отделке соборов, усыпальниц, храмов, базилик и т.д. Византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния – картины отличаются некоторой неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения.

Из чего изготавливается византийская мозаика?

Много веков назад в Византии был создан удивительный материал, названный смальта. По древним преданиям, именно византийцы обнаружили уникальные свойства стекла, которое набирает небывалой прочности при добавлении различных металлов к расплавленной мелкой стеклянной крошке. Так получилась смальта – стекломасса с примесью золота, меди, ртути в разных соотношениях. Каждый отдельно взятый металл обеспечивал определенный оттенок мозаичных блоков, которым при помощи простых инструментов мастера придавали удобные для укладки геометрические формы. Так получилась византийская мозаика – эксклюзивный вид искусства, выполняемый при помощи смальты.

«Изюминка» византийского стиля

Особенностью использования такой мозаики в храмах было создание шикарного золотистого фона, который прослеживается в большинстве полотен. Обычно для укладки мастера применяли прямой набор, когда получалось единое золотое поле, которое не только великолепно смотрелось при дневном свете, но и казалось «живым» в таинственных отблесках свечей. Такой эффект движения обуславливала игра оттенков и отражений света на золотистой смальте.

Немаловажным нюансом, присущим византийской кладке, является наличие точных контуров каждого изображенного объекта. Чтобы добиться максимальной четкости, контуры облика, предмета выкладывались кубиками мозаики в ряд со стороны его фигуры, и в один ряд со стороны общего фона. Если наслаждаться красотой и величием такого полотна с дальнего расстояния, то выделенные контуры придают персонажам эффектности, акцентируя их лик на мерцающем золотом фоне.

Среди других особенностей более позднего искусства укладки византийской мозаики прослеживается тенденция к правильности поддержания пропорций человеческого тела, которое иногда изображалось и в повороте, и в движущемся состоянии.

Византийская настенная «живопись»: история происхождения

Наиболее давние сохранившиеся образцы мозаик относятся еще к III-IV векам, хотя смальта была найдена примерно в I-II веках до н.э. Самыми известными византийскими изразцами считаются мозаика Равенны, а также изображение Айя-Софии в г. Константинополе. В Киевской Руси найдены остатки производства смальты возле Софии Киевской. По предположению археологов, русскими мастерами руководили выходцы из Византии. Византийская мозаика не утратила своего благородства и энергетики до наших дней: это творческий полет, отражение душевной роскоши, аура гармонии и умиротворения.


Top