Интересные факты из жизни плисецкой. Интересные факты о майе плисецкой

2 мая скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая. Восхитительная и непостижимая, она была вне времени. В посте памяти «золотые» правила самой гламурной балериной страны и интересные факты из её жизни.

Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она собиралась пойти по стопам матери, актрисы немого кино Рахиль Мессерер, и стать актрисой.

Но после того, как её отца расстреляли, а мать отправили в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила Суламифь Мессерер – тетя по материнской линии, солистка балетной труппы Большого театра. От неё-то Майя Михайловна и унаследовала профессию.

«Умирающего лебедя», который стал визитной карточкой балерины, в первый раз Плисецкая станцевала в 14 лет.

Суламифь Мессерер сама занималась постановкой номера для племянницы и изменила первоначальный вариант Михаила Фокина, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры Майи. Она выходила спиной к залу, чтобы зрители могли оценить красоту её рук.

Плисецкая рассказывала, что подсмотрела своего «Умирающего лебедя» в Московском зоопарке, куда ездила специально, чтобы понаблюдать за лебединой пластикой.

Плисецкую называли самой гламурной балериной, а её наряды обсуждали не меньше, чем роли. Наряды для неё создавали Ив Сен-Лоран и Пьер Карден, а последний называл её своей музой.

«Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказала балерина.

В 1962 году Плисецкая познакомилась с Робертом Кеннеди, братом американского президента.

Он очень красиво за ней ухаживал, дарил бриллианты и цветы. Они много лет оставались друзьями.

Родион Щедрин создал для своей супруги много балетов, среди которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».

Плисецкая, ушедшая со сцены в 65 (!) лет говорила, что благодаря мужу её сценическая карьера была продлена на полвека.

Майя Плисецкая всю жизнь обожала футбол. В Мюнхене, Плисецкую и Щедрина часто встречали на футбольных матчах. Болела Майя Михайловна за ЦСКА.

Родион Щедрин всегда был рядом с Майей Плисецкой во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака мужа.

Что общего у селедки, спорта, «Бандита» и Майи Плисецкой – интересные факты из жизни легенды русского балета. Бесподобная танцовщица навсегда запомнилась поклонникам высокого искусства великолепным исполнением партий Одетта-Одиллия. После себя балерина оставила светлую память, массу ярких цитат и мемуары.

  1. В детстве Плисецкая мечтала быть, как мама, актрисой, но судьба распорядилась иначе . При Сталине ее родители были репрессированы (отец расстрелян), поэтому девочку на воспитание взяла тетка по материнской линии, благодаря которой Майя попала в балетную школу. Детскую мечту – сняться в кино – Плисецкая осуществила лишь в 1967 году, сыграв княгиню Тверскую в драме «Анна Каренина».
  2. Номер «Умирающий лебедь», ставший впоследствии фирменным знаком Майи Михайловны, поставила приемная мать – солистка Большого театра и балетный педагог Суламифь Мессерер. В постановке она сделала акцент на пластичность и красоту рук племянницы.

  3. Майя танцевала «лебедя» более полувека : впервые она вышла на сцену с этим номером в 42-м году в Свердловске в эвакуации, в последний раз – в 96-м в Москве на Красной площади. До Плисецкой лучшим «умирающим лебедем» считалась Анна Павлова. Теперь же современные балерины редко исполняют номер, опасаясь сравнения с великой Майей.

  4. В жизни балерина отличалась завидным постоянством . Яркое тому подтверждение – 50-летний брак, полный любви и гармонии, с композитором Родионом Щедриным. В знак верности супруги завещали после смерти соединить их прах и развеять над Россией.

  5. Плисецкая придерживалась идей «чайлдфри» , то есть добровольно отказалась от материнства в пользу карьеры.

  6. Среди поклонников Майи было много известных мужчин . Один из них – политик Роберт Кеннеди. С братом президента балерина познакомилась во время гастролей по Америке. Новый знакомый был очень галантен, дарил драгоценности и цветы. Когда же Роберт погиб в результате покушения, Плисецкая посвятила нью-йоркский концерт в Metropolitan Opera его памяти.

  7. Король фламенко и выдающийся хореограф Хоакин Кортес, пораженный тем, как Майя исполняет испанский танец, подарил ей свой талисман – туфли, в которых сам покорил весь мир .

  8. Известную балерину всю жизнь тянуло к молодым . В отличие от большинства танцовщиц она не боялась выступать в дуэте с партнерами намного моложе себя. В разные годы она танцевала с такими восходящими звездами балета, как Годунов, Богатырев, Ратманский.

  9. Подтянутая, грациозная, гибкая – Плисецкая всегда была в отличной физической форме . Когда ее спрашивали, в чем секрет стройности, она советовала: «Меньше жрать». Из рациона балерина исключала пасленовые, жирную и жареную пищу, соусы, шоколад, какао, молочные продукты, яйца, мясо. Любимое блюдо Майи Плисецкой – селедка.

  10. Слывшая модницей балерина, гастролируя за рубежом, покупала там ткани, аксессуары, обувь, одежду . В свое время наряды для Плисецкой шили Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него.

  11. Еще одним значимым кутюрье в жизни балетной примы была Коко Шанель . Со знаменитой француженкой Майю познакомил Серж Лифарь. Коко тогда было 80, но ее энергичность впечатлила Плисецкую, впрочем, как и произнесенная Шанель фраза: «Характер – это и есть судьба».

  12. Балерина отличалась постоянством и в отношении ароматов . Десятилетиями она хранила верность духам «Бандит», созданным в 44-м парфюмером Робертом Пиге. Казалось, что дерзкий, провокационный аромат с мужскими нотками перекликается с сущностью самой Майи.

  13. Плисецкая редко снималась для модных журналов , но в 2006 сделала исключение для издания «Эль» и фотографа Беттины Реймс.

  14. Настоящей страстью и балерины и ее супруга был футбол . В советское время Плисецкая болела за ЦСКА, а после переезда в Мюнхен встретить ее на стадионе можно было чаще, чем в опере.

  15. В честь балерины бразильский художник Эдуардо Кобра создал гигантский мурал «Майя» на одном из московских домов . Красивое и радужное граффити с точными геометрическими формами и сочными цветами имеет 15 м в ширину и 12 м в высоту. Оно было посвящено 88-му дню рождению Плисецкой.

Майя Михайловна Плисецкая рождена 20 ноября 1925 года. Это была не совсем обычная семья. Каждый из двенадцати детей деда ее, Михаила Мессерера, работавшего зубным врачом, в той или иной мере жизнь свою связал с балетом. Майя не могла не стать балериной. Но никто не мог предсказать, что ей придется пережить не одну эпоху балета. Она создала образы, ставшие классикой для мирового балета. Лучшие мужчины мира восхищались ею, а она посвятила себя одному.

Майя и Щедрин

Лилия Брик, имя которой известно почитателям творчества Маяковского, как музы и возлюбленной поэта, стала человеком, которая познакомила тогда уже известную балерину с молодым композитором. Необходимо отметить, что в свою первую встречу особого интереса они друг у друга не вызвали. Возможно, из-за разницы в возрасте, она старше его на семь лет. По прошествии трех лет они уже вместе проводили в Карелии свой отпуск. А поженились – в 1958 году. Наверное, это могло произойти и позже, если бы штамп в паспорте не давал для балерины шансов выезжать на заграничные гастроли и избавиться от преследований властей.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин в браке прожили 57 лет . Муж всегда сопровождал ее на гастролях. Даже для помады своей она использовала карман его пиджака, потому что он находился рядом постоянно.


По ее мнению, Щедрин по меньшей мере на четверть века продлил ее жизнь в балете, он посвятил ей много произведений. Всем известно, насколько короток век балерины, а великая Плисецкая покинула сцену лишь в 65 и солисткой Большого театра! Но она не перестала выходить на сцену. В 70 лет это стал балет «Курозука», в 75 – «Аве, Майя!», в 78 – «Послеполуденный отдых фавна».

Она не завела ребенка. Победил балет!

Майя и брат президента

Роберту Кеннеди знаменитую русскую балерину представил на приеме в честь выступления Большого театра в Вашингтоне советский посол в ноябре 1962 года. Ему даже пришлось стать переводчиком, потому что познания Плисецкой в английском ограничивались несколькими словами. В том первом разговоре они и выяснили, что рождены в один день и год. Наутро вместе с букетом роз ей доставили первый его подарок, браслет из золота с двумя подвесками, с изображением Скорпиона на одном и Святого Архангела Михаила – на другом. Состоялся и телефонный разговор. Тут ей пришлось припомнить все известные слова на английском. В этот же день она получила еще один подарок – вина коробку.

Через год из Америки в день рождения для нее был привезен букет фарфоровых гвоздик. С тех пор это превратилось в традицию. И каждый из них искал оказию, чтобы поздравить друга с их общим днем рождения.

Когда они встретились в следующий раз, это была встреча старых знакомых. Он сам показывал ей Нью-Йорк и как намек на опоздание купил в подарок будильник. Он заходил на ее спектакли. В театре его считали записным донжуаном. Сама же балерина объясняла это просто, тем, что они были интересны друг другу.


Июнь 1968 года. Визит артистов Большого театра в Нью-Йорк. И хоть Роберт просил лично освободить для него один вечер, встреча не состоялась. Весь мир услышал о покушении. И о смерти.

В «Метрополитен-опера» в тот день должны были давать «Спящую красавицу». В честь своего американского друга Плисецкая танцевала «Умирающего лебедя». После сообщения дирекции об этом зал встал.

Майя и Пьер Карден

Плисецкая – самая гламурная русская балерина. Она в любые, даже самые трудные времена, когда в стране практически невозможно было достать приличную вещь, умудрялась одеться с иголочки. При этом она оставалась долгое время невыездной, так что приобретать себе наряды там, за границей, возможности не имела. И все же ее наряды всегда обращали на себя внимание. Даже сам Хрущев отметил ее способность красиво одеваться, как будто она слишком богата. Никому на ум не приходило, что это вещи, за которые балерина платит спекулянтке тройную цену.

А тем более, когда она стала с театром выезжать на гастроли, на ней появились костюмы, мечтать о которых никто не мог в советское время. Они вызывали не меньший интерес и ажиотаж, чем ее легендарные роли.

Плисецкая стала музой для известных творцов. И среди них особое место занимает Пьер Карден. У них сложились с маэстро моды особые отношения. Их знакомство состоялось в 1971 году во Франции. И с тех пор она стала его музой. Более тридцати лет он создавал ей лучшие сценические костюмы и наряды. Его абсолютному вкусу балерина доверяла безоговорочно. «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» Майя Михайловна танцевала в нарядах Кардена. Однако, довольно долго на афишах Большого имя маэстро не упоминалось по прямому указанию Министерства культуры. Плисецкая в связи с этим испытывала неловкость за страну. Тем более что денег у нее он ни разу не попросил.

Они вместе даже создали шоу «Мода от 1950 годов до XXI века», настоящую феерию.

Майя и Коко Шанель


На гастролях в Париже ей случилось познакомиться с тогда уже восьмидесятилетней легендарной Коко Шанель. Они встретились в ее новом бутике и специально для известной балерины манекенщицы демонстрировали новую коллекцию дизайнера. Эта женщина поражала. Когда она поднималась на сцену, чтобы лично продемонстрировать очередной девушке, как носить надетую на нее вещь, Коко никто не мог дать больше двадцати. Во время этой встречи Плисецкая услышала от Шанель: «Характер – это и есть судьба». Эти слова стали для нее знаковыми. Майя Плисецкая умерла в 2015 году . Мир потерял великую балерину.

Ей было 89 лет. Красотой, талантом и грацией артистки восхищались миллионы людей. Предлагаем вам вспомнить самые интересные факты из жизни легендарной балерины, а также посмотреть редкие фотографии с ней в нашей галерее.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве. Будущая звезда балета появилась на свет в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Майя Михайловна унаследовала профессию тети – солистки Большого театра, балерины Суламифь Мессерер. Плисецкая всю себя отдала профессии и ради того, чтобы как можно дольше оставаться в форме, отказалась от рождения детей. Свою карьеру она завершила в 65 лет, однако в день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».

Майя Плисецкая была балериной, хореографом (работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде), писателем (она не позволяла править свои автобиографические книги и часами редактировала каждое предложение). До последних дней жизни эта потрясающая женщина прекрасно выглядела и была полна энергии .

  • 1 Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать – актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.
  • 2 Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, изменив изначальный вариант хореографа Михаила Фокина, в котором балерина Анна Павлова выходила на сцену лицом к залу. «Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных. <…> Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее. Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту», - объяснила позже Мессерер.
  • 3 Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью - подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась - вот это устойчивость...».
  • 4 Балерина критично относилась к своим первым выступлениям и считала, что в нынешнее время ее бы даже не приняли в балетную школу: «Непродавленная коленка и подъем средненький».
  • 5 Плисецкая была самой гламурной балериной страны.

Ее наряды обсуждали с не меньшим интересом, чем ее легендарные роли. Со своих гастролей она привозила костюмы, о которых в советское время никто не мог и мечтать. Наряды для нее создавали легендарные Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения – она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды. «Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказывала балерина.

  • 6 Плисецкая сводила с ума не только знаменитых дизайнеров. В 1962 году она познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Он дарил ей цветы и бриллианты, ухаживал, однако они так и остались друзьями.
  • 7 Не устоял перед Плисецкой и поэт Андрей Вознесенский: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая - полюс магии».
  • 8 Более полувека Майя Плисецкая прожила в браке с композитором Родионом Щедриным.

Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» – а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.

«Плисецкая — полюс магии». Сегодня великой балерине исполнилось бы 90 лет.

1) В детстве Майя была крайне подвижным ребенком. Она начала ходить уже в 8 месяцев! Все родные и друзья семьи удивлялись таким двигательным способностям девочки.

Майя Плисецкая начала ходить уже в 8 месяцев


2) Когда Майя в пятилетнем возрасте впервые пришла в театр, он невероятно поразил ее. Это был драматический театр, без танцев и музыки, но образ главной героини и атмосфера театра так сильно впечатлил ребенка, что после окончания спектакля Майя еще долгое время «разыгрывала в лицах» увиденные сцены, копировала реплики в своей речи, чем однажды вызвала шутливое негодование своего отца.

3) Майя унаследовала свою профессию от тети по материнской линии. Суламифь Мессерер была солисткой Большого театра и и удочерила девочку, когда ее судьба приняла трагический оборот. Вскоре после того, как Майе исполнилось 13, отец семьи был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины.


4) «Умирающий лебедь» — первый номер Майи Плисецкой. Номер был поставлен ее тетей. Суламифь внесла изменения в хореографию, и балерина вышла к залу спиной, а не лицом.

Первый номер Майи Плисецкой был поставлен ее тетей

5) Однажды Плисецкой довелось работать с великим педагогом того времени Агриппиной Вагановой. Именно Ваганова предложила Майе поставить «Лебединое озеро», да еще и сделать это так, чтоб «чертям тошно стало».

Майя Плисейкая исполняла роль Одилии в «Лебедином озере» 30 лет

7) Майю и Родиона Щедрина познакомил балет «Золушка». Щедрин был очарован Майей и ходил практически на все ее постановки. В 1958 году пара поженилась, а в 1960 Плисецкая стала примой Большого театра.


8) Яркий образ Майи Плисецкой, ее неповторимость, женственность и грация сводили с ума не только ее супруга. Майя стала музой, источником вдохновения для многих дизайнеров и художников по костюму.

9) Детей у Щедрина и Плисецкой не было, поскольку Майя сделала выбор в пользу карьеры. «Семей с детьми много, а Майя Плисецкая одна», — говорила балерина.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая полвека прожили в браке

10) Отсутствие детей в браке не помешала супругам быть друг другу особенно близкими людьми. Щедрин сопровождал Майю на гастроли, посвящал жене множество балетов и всегда был рядом. Родион Щедрин и Майя Плисецкая полвека прожили в браке.


Top