Рафаэль в пушкинском. Выставка рафаэля открылась в пушкинском музее

В Москве начинается "итальянский сентябрь". 13 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка, которую посол Италии в Москве Чезаре Мария Рагальини на пресс-конференции в ТАСС назвал уникальной не только для России, но и для всего мирового сообщества. Речь идет, конечно, о выставке "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии".

Впервые сразу восемь картин и три рисунка Рафаэля Санти из Урбино покидают итальянские музеи и приезжают в Москву. В том числе один из ранних автопортретов художника 1506 года, специальный показ которого состоится в посольстве Италии, парные портреты Аньоло Дони, флорентийского коллекционера античных древностей, мецената, и его супруги Маддалены (1505-1506), портрет Элеоноры Гонзага и знаменитый портрет неизвестной из Национальной галереи Марке (Урбино). Кроме портретов, в Москву из Галереи Палатина (вошла не так давно в состав Галерей Уфицци) приедет любимая картина великого герцога Фердинанда III Лотарингского, отсюда название - "Мадонна Грандука" (1505), а также "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" из Национальной пинакотеки в Болонье, которой так восхищался Александр Иванов.

8 картин и три рисунка Рафаэля Санти впервые покидают итальянские музеи и приезжают в Москву

Неудивительно, что, как сказал посол Италии, "было невероятно трудно уговорить директоров музеев отпустить из дома такого уровня произведения". Насколько трудно было найти компанию, которая бы оплатила страховку (страховка каждой работы - в диапазоне от 40 до 100 млн евро), история умалчивает. Важнее, что эта компания нашлась - без поддержки "Роснефти" этот проект был бы абсолютно невозможен, подчеркнула директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В том, что эта, по словам г-на Чезаре Марии Рагальини, "самая амбициозная инициатива за последние годы из тех, с которыми сталкивалось посольство Италии", стала реальностью, не последнюю роль сыграло и то, что "Италия в Пушкинском музее чувствует себя как дома", и то, что итальянское искусство и Рафаэль оказали особое влияние не только на русское искусство, но и на русскую литературу и культуру.

В Эрмитаже было четыре картины Рафаэля. В 1931 году две из них были проданы - и теперь эти полотна украшают Национальную картинную галерею в Вашингтоне

Собственно, именно исследование этого влияния стало одной из важнейших задач концепции выставки. Об этом сказала куратор выставки с российской стороны Виктория Маркова, упомянув, что первая картина, приобретенная для русского собрания в 1720 году, была приобретена как творение Рафаэля Санти.

Другой вопрос, что позднейшая атрибуция не подтвердила авторства, но очевидно, что уже тогда имя Рафаэля много значило для покупателя. А уж во времена Екатерины II имя Рафаэля становится синонимом искусства.

Гаврила Державин, обращаясь к Рафаэлю, начинает очередную оду Фелице: "Рафаэль чудный, бесприкладный, // Изобразитель божества! // Умел ты кистию свободной // Непостижимость написать...".

В XIX веке перед "Сикстинской мадонной" склонят головы вслед за Винкельманом и Гёте русские романтики, а Достоевский отношением к "Сикстинской мадонне" будет определять своих героев.

Италия в Пушкинском музее чувствует себя как дома. Фото: Репродукция картины Рафаэля Санти

Надо заметить, что в позапрошлом веке подданные Российской империи могли видеть мадонн Рафаэля не только в Дрездене. В Эрмитаже было четыре картины Рафаэля. Это в 1931 году две из них были проданы - и теперь эти полотна украшают Национальную картинную галерею в Вашингтоне.

Сегодня в Эрмитаже - два шедевра легендарного мастера итальянского Высокого Возрождения. В ГМИИ им. А.С. Пушкина есть работы кисти отца Рафаэля - Джованни Санти и ученика Рафаэля - Джулио Романо. Так что зрители нынешней выставки могут увидеть их работы после посещения итальянской выставки.

В этот раз посещение выставки будет по сеансам, билеты можно купить заранее онлайн на удобное время.

Справка "РГ"

Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии":

с 11:00 до 13:59: 400 рублей,

льготный - 200 рублей,

с 14:00 до закрытия музея:

500 рублей, льготный - 250 рублей.

Кстати

Рафаэль умер в Риме в 1520 году в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть" (лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).

МОСКВА. Восемь картин и три рисунка гения эпохи Возрождения Рафаэля Санти (Raffaello Sanzio da Urbino, 1483-1520) будут показаны в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Общая стоимость шедевров оценивается почти в 500 млн евро. Выставка организована при поддержке Президента России и Президента Итальянской Республики. Картины, которые привезли в Москву, принадлежат музеям и галереям Италии, в том числе, всемирно известной галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции и Пинакотеке в Болонье (Pinacoteca Nazionale di Bologna). Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа» будет работать с 13 сентября по 11 декабря этого года.

Рафаэль Санти - Автопортрет

Организация выставки была сопряжена со множеством трудностей: надо было уговорить сразу нескольких директоров крупнейших мировых музеев предоставить шедевры из своих коллекций, найти компанию-страховщика. Директор Пушкинского музея Марина Лошак уверена, без поддержки «Роснефти» выставка не могла бы состояться. С ней солидарен и посол Италии в России Чезаре Рагальини (Cesare Maria Ragaglini): “В течение ближайших пяти лет организовать аналогичную выставку будет очень сложно. В 2020 году исполняется 500 лет со дня смерти Рафаэля и ни один музей не сможет получить эти работы для своих выставок.”

В центре выставки – одна из главных работ художника - знаменитый «Автопортрет» (Autoritratto, 1504-1506) из коллекции «Уффици». По словам посла, приезд Рафаэля в Москву станет одним из самых значимых культурных событий, когда-либо организованных посольством Италии, и первой крупной презентацией гениального итальянца в России.

Рафаэль - один из самых известных художников эпохи Возрождения. Он создал целый ряд исключительных работ, в том числе фреску «Афинская школа» (Scuola di Atene, 1509-1511) из коллекции музея Ватикана (Musei Vaticani), Сикстинскую Мадонну (Madonna Sistina, 1513-1514) из Галереи старых мастеров в Дрездене (Gemäldegalerie Alte Meister), «Преображение» (Trasfigurazione, 1518-1520) из Пинакотеки Ватикана (Pinacoteca vaticana), «Мадонну Грандука» (Madonna del Granduca, 1504) из галереи «Палатин» (Galleria Palatina) в Палаццо Питти, Флоренция, «Мадонну Бельведерскую» (Madonna del Belvedere, 1506) из коллекции музея истории искусства в Вене (Kunsthistorisches Museum Wien), «Oбручение Девы Марии» (The Marriage of the Virgin, 1504) от Пинакотеки Брера (Pinacoteca di Brera), «Святое семейство» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe, 1506) из Эрмитажа в Санкт-Петербурге и т. д.

Ренессанс был значимым периодом для развития культуры Европы, периодом беспрецедентного расцвета искусства. Рафаэль - один из титанов того времени. Современники называли его «божественным», а его имя стало синонимом целой эпохи. Его искусство воплощало в себе идеалы красоты и гармоничного совершенства. Значительное влияние творчество Рафаэля оказало не только на европейское, но и на русское искусство, и этот аспект стал одним из главных лейтмотивов выставки.

Особое внимание в рамках экспозиции уделено портретной живописи Рафаэля. Художника часто называют создателем нового типа портрета эпохи Возрождения, выполняемого с большой реалистичностью. На портретах Рафаэля мы видим не только гармоничный образ конкретного человека, но и обобщенный – всей эпохи. Талантливый художник и архитектор, он сумел повторить ряд творческих достижений Леонардо да Винчи (Леонардо да Винчи, 1452-1519), особенно в части портретных работ. В частности, под влиянием Леонардо была написана «Мадонна Грандука», ставшая эталонной для творчества Рафаэля. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть и подготовительный рисунок для этой картины, отчасти раскрывающий процесс работы художника над ней. Самая крупная из представленных – алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии» (The Ecstasy of St. Cecilia) из Национальной пинакотеки Болоньи (Pinacoteca nazionale di Вologna).

Билеты на выставку можно купить через интернет, стоимость билета от 200 (для льготных категорий) до 500 рублей. Посещение экспозиции организовано сеансами, каждый сеанс - по 45 минут. Выставка вызвала огромный ажиотаж среди москвичей, поэтому о приобретении билетов лучше позаботиться заранее.

Когда Баратынский прочёл Пушкинского «Евгения Онегина», он написал: «Какой слог, блестящий, точный и свободный! Это рисовка Рафаэля, живая и непринужденная кисть живописца из живописцев». Кому из нас и сегодня не хотелось бы видеть эту рисовку? И довольно репродукций и редких встреч с отдельно взятыми произведениями! В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина начала работу выставка нескольких произведений Рафаэля Санти, того, кто искусством победил природу, по мнению Лодовико Дольче.

Восемь живописных работ и три графических. Вроде бы, количество не должно впечатлить. Но только не в этом случае. Когда пять лет назад в Пушкинском демонстрировалась одна только рафаэлевская «Дама с единорогом», очередь желающих увидеть её опоясывала музей. Но, конечно, дело не в количестве произведений и не в произведённом эффекте. Эта выставка - ещё и отбор, это Рафаэль-портретист.

Рафаэль приехал, чтобы впечатлить и ошеломить. И всему виденному прежде назначить новую цену. Какие бы формы не принимало искусство, с ним, Рафаэлем, утверждают искусствоведы, сравнивали и будут сравнивать все, что создавали и создадут живописцы.

«Для меня как для директора галереи Уффици это особенный момент. Стоя перед вами, я с радостью открывую эту прекрасную выставку», - объявил директор галереи Уффици Айке Шмидт.

«Просто если бы привезли какое-то количество вещей Рафаэля, конечно, и этого было бы достаточно. Но здесь есть действительно много смыслов, которые нас обращают и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом и русскую в частности», - подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Этот выставочный проект готовился очень долго. В Пушкинском музее даже сомневались - возможно ли такое, чтобы сразу три итальянских музея на целых три месяца расстались бы со своими шедеврами. И вот они в - Москве. Дорогие, почти бесценные. Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини подчеркивает это.

«Страховая стоимость картины, которя находится за моей спиной, - 100 миллионов евро. Идея такой большой выставки Рафаэля - это попытка посольства выйти на высший уровень целой серии показов итальянской живописи, которые мы проводили последние годы. Это и Тициан, и Караваджо, и Беллини, и Мантеньи. Нынешняя выставка знаменует высшую точку этой счастливой серии», - прокомментировал Чезаре Мария Рагальини.

Один из главных шедевров на выставке, у которого наверняка будут замирать посетители, это, безусловно, «Мадонна Грандука». Картина считается эталонным изображением Богоматери в творчестве художника. А вот автопортрет - Рафаэлю 23 года. Прожита большая часть из отведенных ему богом 37 лет. Рафаэля почитали и почитают гением. Сегодня даже странно, что когда-то Маяковский мог написать такие строки: «А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенке музеев тенькать». Это было написано в 1918 году.

«Все, что касалось прежнего мира, им было не нужно. Им мешало. Но при этом они не говорят, что мы отрицаем эпоху Возрождения, мы отрицаем Микеланджело, Леонардо. Они пользовались одним именем - Рафаэль. Следовательно, Рафаэль даже в момент отрицания остается метафорой, и он заменяет собой целую эпоху, целый мир, целую культуру», - отметила куратор выставки Виктория Маркова.

Интерес к выставке Рафаэля беспрецедентный. Поэтому в Пушкинском музее приняли соломоново решение: чтобы посетители элементарно не снесли произведения великого итальянца, доступ ограничили, а сами билеты будут продаваться на сеансы длительностью 45 минут. Впрочем, в Пушкинском музее заверяют: за временем так уж пристально следить не будут и за руку посетителей, разглядывающих великие полотна Рафаэля, из зала не выведут.

11 работ великого итальянца впервые приехали в Россию. Выставка открывается сегодня и проработает в Музее изобразительных искусств до 11 декабря 2016 года. Очереди уже стоят.

Рафаэль Санти - традиционно один из самых почитаемых в России западных художников. Например, писатели Лев Толстой и Фёдор Достоевский в своих кабинетах вместо икон держали репродукцию "Сикстинской Мадонны", считая её вершиной религиозного живописного творчества. Мало кто уже помнит, но именно "Сикстинская Мадонна" после Второй мировой войны хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве, откуда была вывезена на историческую родину только в 1955 году.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак уверена, что стены музея Рафаэля "помнят" и место для его выставки в России выбрано самое подходящее.

- Эта выставка не просто набор полотен, в ней есть некая идея, смыслы, которые обращают нас и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом, и на русскую в частности. Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Так вот, главная история, чудо, заключается в том, что в сложных условиях нам таки удалось её организовать, в краткие сроки и на высшем уровне, - сказала Марина Лошак, имея в виду сложности с вывозом картин, которые пришлось застраховать на беспрецедентные 500 миллионов евро.

На стенах выставки кроме картин Рафаэля разместили стихи его современников - поэтов и друзей художника, а также его отца. Как и все титаны Возрождения, Рафаэль и сам увлекался поэзией (помимо живописи и архитектуры), поэтому на экспозиции нашлось место и его собственной лирике.

По словам директора галерей Уффици, предоставивших большинство работ для московской выставки, Айке Шмидт, отличительной чертой экспозиции является внимание к личности человека, которую наиболее полно проявил в своём творчестве именно Рафаэль. Шмидт сравнил впечатления от картин Рафаэля с художественным приёмом Тарковского в фильме "Солярис":

Если зритель внимательно всмотрится в портреты Рафаэля, то он увидит не просто живых людей, но он увидит их мыслительный процесс. Таким образом Рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни. Как в сцене "Соляриса", когда долгие минуты перед зрителем выплывают герои, которые ничего не делают, - это их образы, смена портретов, которые надо созерцать.

Замминистра иностранных дел России и бывший посол России в Италии Алексей Мешков отметил, что пример организации этой выставки показывает: в непростые времена в России и Европе именно взаимное доверие позволяет вывозить гениальные вещи в чужую страну и не бояться, что они вернутся на родину.

Отметим, что выставка Рафаэля открывает особенный, итальянский, сезон в России. Это и гастроли театра "Ла Скала", и уникальные работы Рафаэля в ГМИИ, а также открывающаяся там же 20 сентября выставка великого итальянского художника-гравёра XVIII века Джованни Баттиста Пиранези.

Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини на официальном открытии выставки

Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пушкинский музей, где открылась

одна из самых ожидаемых выставок этого года «Рафаэль. Поэзия образа», приглашает зрителей в мастерскую итальянского гения.

В зале № 17 приглушенный свет и почти полная тишина. Почти. Звуковая инсталляция Андрея Гурьянова и Антона Курышева мгновенно переносит куда-то в другое измерение, идеальный мир Возрождения - немного вымышленный, как все, от чего нас отделяет время, и одновременно осязаемый. Вот откуда-то слева доносится едва уловимый скрип холста, прерывается, сменяется шорохом кисти, звуком шагов - то размеренных, то более энергичных. Вы - в мастерской художника. Самого Рафаэля Санти. Тсс! Не отвлекайте его от работы. Давайте лучше просто понаблюдаем.

«Ангел» 1500 года. Завитки светлых локонов, чуть склоненная голова, мягкий абрис лица - юношеского ли, девичьего? Рафаэль только поступил в ученики к Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, знаменитому Перуджино, в мастерской которого он напишет свою первую мадонну - «Мадонну Солли». Это от него юный художник унаследует плавность линий, ясность и поэтичность образов. Это ему будет суждено пережить своего ученика и завершить неоконченные им фрески в церкви Перуджи.

А вот и сам Рафаэль. Обернулся, услышав ваши шаги за спиной, и почему-то задержал взгляд. «Автопортрет» 1506 года. Ему здесь 22. Он уже два года как покинул мастерскую своего учителя и живет и работает во Флоренции, с увлечением изучая работы старших современников: Фра Бартоломео, Микеланджело и Леонардо да Винчи, у которого учится пластической выразительности.

Здесь же в 1505-1506 годах созданы и парные портреты известного коллекционера Аньоло Дони и его жены Маддалены, написанные вскоре после их свадьбы. Это был его первый флорентийский заказ, обративший на него внимание богатых горожан. Рафаэль все еще под сильным впечатлением от «Джоконды», которую Леонардо да Винчи закончил совсем недавно, в 1504-м. Ни один из этих двоих не знает, сколь пристально ее будут изучать искусствоведы, сколько стихов ей посвятят, какими миллионами она будет растиражирована по всему миру. Даже того, что пятьдесят лет спустя она попадет в «Жизнеописания» Вазари. Все это в будущем - а пока Рафаэль явно и сознательно повторяет композицию «Моны Лизы» в изображении Маддалены Дони: те же руки, поворот корпуса, тот же взгляд, обращенный одновременно на зрителя и скользящий мимо него. Но, в противоположность леонардовской сдержанности и даже аскетичности, здесь совершенно иной колорит и подчеркнутый интерес к декоративным деталям костюма модели - массивной подвеске на шее, кольцам, дорогим тканям. Отчасти вынужденный - каждый портретируемый стремился запечатлеть в портрете свой социальный статус, но при этом отражающий формирование собственной манеры Рафаэля.

Все тот же 1505 год. Молодой Рафаэль Санти педантично исследует возможности изобретенной да Винчи техники сфумато. «Мадонна Грандука» - одна из его первых флорентийских мадонн, эталон рафаэлевской Богоматери, вариациями которой впоследствии станут малая «Мадонна Каупера» и «Мадонна Темпи». Перуджиновская самоуглубленность и внемирность и леонардовская укорененность в этой, нашей, жизни. Его же темный фон - о происхождении которого, впрочем, у искусствоведов нет единого мнения. Он нанесен поверх изначальной композиции с окном в сад - наброски пейзажа видны и на расположившемся на соседней стене подготовительном рисунке. Написан ли фон рукой самого Рафаэля или появился на картине после его смерти стараниями религиозного художника XVII века Карло Дольчи, которому она принадлежала, точно неизвестно.

1515-й. За плечами 35-летнего Рафаэля «Афинская школа» для Ватиканского дворца и «Сикстинская мадонна». Он - главный архитектор строящегося в Риме Собора Святого Петра и прославленный на всю Италию живописец с собственной мастерской и многочисленными учениками. По заказу кардинала Лоренцо Пуччи для одной из болонских церквей Рафаэль пишет «Экстаз Святой Цецилии», которому суждено встать в один ряд с его главными шедеврами. А Цецилия, изображенная в сопровождении святого Павла, Иоанна Евангелиста, Августина и Марии Магдалины, с легкой руки Рафаэля станет покровительницей церковной музыки и каноническим образом этой святой. Никто больше не сможет так правдоподобно передать это состояние транса, пребывание между землей и небом и звук немого песнопения.

На открытии выставки:


Top