Рисуем в Photoshop CS6. Как сделать арт из фото в графическом редакторе Как сделать классный арт

Жанр: Иллюстрации

В данном уроке я хотела бы объяснить новичкам (или же людям, которые "пришли" из других программ) принципы работы в программе Adobe Photoshop на примере создания обыкновенного портрета (͡° ͜ʖ ͡°) Длинный урок.

1. Начало работы


Итак. Вот перед нами окно Photoshop. Человек, который впервые видит это, чаще всего просто не знает, с чего начать. Я выделила основные инструменты, с которыми предстоит работать в данной программе. 1. То, что вызывает проблемы у большинства новичков в пользовании данной программы. Человек просто не знает, как смешивать цвета, когда кисть идет одним сплошным жирным цветом. Чтобы избежать нервотрепки на эту тему, тыкаем на выделенные кнопочки. Они отвечают за нажим и интенсивность цвета. Так же можно играть непрозрачностью для удобства рисования. (Окна появляются лишь в том случае, если активен инструмент "Кисть") 3. Инструмент кисть. 4. Ластик. 6. Отсылка к пункту номер три. В окне, которое появляется, если нажать на стрелку, можно менять размер кисти и саму кисть. В соседнем правом окне можно изменить настройки кисти. (Окна появляются лишь в том случае, если активен инструмент "Кисть") 2. Здесь всё просто и понятно. Слои, как они есть. Создать слой и удалить слой. Сразу скажу, что если вы будете рисовать на фоне, то уже не сможете ничего рисовать под ним, поскольку фон залит белым цветом по-умолчанию, в отличии от начального фона в SAI, который, в принципе, прозрачный. 5. Поворот листа, лупа и палитра. 7. Пипетка. Не подумайте, она не для того, чтобы тырить цвета с фоток. Она вызывается клавишей левый alt и благодаря ей можно смешивать цвета, накладывая слои цвета поверх основы. Гм. Тавтология получается.

2. Нажим и интенсивность цвета

Пример того, как работают кнопки под цифрой 1 в первом пункте.

3. Скетч


Чтобы начать рисовать, обязательно создаём новый слой. Выбираем удобную вам кисть. Я нарисовала простой скетч-портрет для показа.

4. Основа


Создадим второй слой под первым. На нем накидываем основные цвета.

5. Оттенки


На том же слое поверх рисуем блики, тени, добавляем различные цвета, чтобы рисунок выглядел объёмнее и интереснее.

6. Смешивание цветов

Здесь возвращаемся к использованию пипетки и кисти. Принцип прост: жмем alt и мажем. Жмем и мажем. Многие вам скажут, что от кисти ничего не зависит. Так вот, на деле это совсем не так. В зависимости от выбора кисти ваш предмет будет различной формы и сглаженности.

7. Придача формы


Если вы еще не устали листать похожие друг на друга картинки, то мы продолжаем. Создаём новый слой над скетчем. Начинаем мазать-мазать-мазать цветом сверху, пока не добиваемся приятного глазу результата. Степень проработки зависит от вашей лени и времени `v`

8. О режимах наложения и обтравочной маске


Мы подошли к тому этапу, когда хотим подредактировать свою работу. Но как? Давайте разберемся. В фотошопе есть такая штука, как режимы наложения. Кнопка, отвечающая за режимы наложения, находится прямо над слоями и на ней по-умолчанию стоит значение "Обычные". Чтобы открыть окно, нужно нажать на него левой кнопкой мыши и выбрать любой режим тем же нажатием ЛКМ. Помимо этого, есть в фотошопе такая вещь, как обтравочная маска. Вызывается она нажатием правой кнопки мыши на слое (Чтобы случайно не превратить часть рисунка в обтравочную маску, создайте новый слой и кликните ПКМ на нём). Что нам даёт обтравочная маска? По сути это аналог "Прикрепления слоя", с которым наверняка знакомы пользователи SAI. Обтравочная маска ограничивает область рисования с целого листа до нарисованного на предыдущем слое. Если создать обтравочную маску над другой обтравочной маской, они будут действовать на слой, к которому прикреплена первая маска. То есть, если мы рисуем примером нашего портрета, то маска будет действовать только на последний слой, где мы дорабатывали рисунок. Нехорошо получается. Однако, не используя маски, мы будем закрашивать все слои, что есть ниже. Ой! Мы замазали фон!

9. Выделения цветом при помощи режимов наложения


Чтобы подчеркнуть особые места на рисунке, показать свет или просто наложить сверху градиент для "симпатичности" мы можем использовать те же режимы наложения. На рисунке я отметила те места, куда может падать свет. Создадим новый слой со значением "Мягкий свет". Используя инструмент кисть, нанесём белый цвет на выделенные места. Пусть для примера я и использовала пятиминутный скетч, но даже по нему можно заметить, что появляется некое ощущение объёма и атмосферы.

10. Градиент и режимы наложения


Создадим новый слой со значением "Мягкий свет". Чтобы использовать градиент, вы должны выбрать кнопку, которая находится под "Ластиком" и провести прямую линию на рисунке. Есть различные виды градиентов, но пока мы рассмотрим только вид по-умолчанию. Если вы не выбирали градиент из меню, которое автоматически появляется во второй верхней панели и открывается кликом по стрелочке, то градиент будет соответственен цветам вашей палитры. Если первый цвет у вас розовый, а другой синий, то и градиент у вас будет розово-синим. Градиент может быть только одного, постепенно растворяющегося, цвета. Чтобы изменить структуру и цвет градиента (например, в том случае, если вы всё же выбрали образец из меню), открываем всё тоже меню образцов градиента. Первые два градиента соответственны цветам вашей палитры. Первый - двухцветный, а второй - полупрозрачный. Проводим линию градиента на слое со значением "мягкий свет". Кажется, наш рисунок стал немного теплее =)

11. Немного о кривых


Хм. Давайте нарисуем зайчика. В какой-то момент вы решили, что он получился слишком бледным. Не стоит пугаться, это можно исправить. В моём случае окно "Коррекция" располагается над окном "Слои". Если этого окна у вас нет, нажмите левой кнопкой мыши на пункт "Окно" в самой верхней панели и выберите пункт "Коррекция". Вы можете выбрать любой значок на панели и поэкспериментировать. Для примера я возьму "Кривые". Поставим случайное значение наших двух точек и наш зайчик станет гораздо ярче! Вы можете брать на кривой и более двух точек, хотя в основном вам потребуются только эти две.

12. Последние шаги


И вот, когда наше изображение почти готово, мы можем подредактировать цвет, чтобы придать рисунку атмосферы, легкости и т.д. и т.п. Играемся с яркостью и контрастом. Создаём новый слой со значением, допустим, "Мягкий свет" и отмечаем цветом нужные вам места `v` Вот и всё! Наш портрет готов. P.S. Большое спасибо Vornava за исправления, подсказки и указания на очепятки =)

Этот Photoshop урок познакомит вас с очень известным направлением в изобразительном искусстве как Поп-арт.

Рядом с поп-артом стоит имя Andy Warhol, который был и художником, и фотографом, и кинорежиссером, и издателем.

Именно он в середине 20 века создавал уникальные картины-коллажи из совершенно неожиданных вещей - от изображений консервных банок до столь гламурных коллажей с Элвисом Пресли и Мэрлин Монро.

Этот стиль стал невероятно популярным в то время, благодаря чему начало появляться бесчисленное количество иммитаций творчества этого художника.

Потому что создавать картинки в стиле Поп-арт очень просто, особенно, если вы владеете программой Photoshop.

Техника, о которой мы хотим вам рассказать заключается в том, что сначала делается черно-белый трафарет на основе исходного рисунка. А затем части этого рисунка раскрашиваются в очень яркие цвета в разных вариациях.

Любой портрет можно превратить в поп-арт рисунок, но особенно для этого подойдет фото с четкими границами.

Желательно, чтобы человек на фото смотрел прямо в объектив камеры.

1. Ниже показан процесс вырезания мальчика с родного фона и размещение его на новом. Для нас важно, чтобы мальчик и фон размещались на разных слоях.

Чтобы быстро убрать однотонный фон используйте инструмент - волшебная палочка , если фон разноцветный, то возьмите инструмент - Перо

2. Скорее всего Вы уже заметили, что изображения в стиле поп-арт славятся очень высокой контрастностью.

Последующие шаги удалят много мелких деталей, поэтому вам не стоит быть слишком аккуратным по ходу работы.

Разместите яркий фоновый слой прямо под рабочим слоем (с мальчиком).

3. Чтобы сделать высоко-контрастное изображение, то сначала убедитесь в том, что вы находитесь на слое с вырезанным мальчиком и выберите в меню Image > Adjustment > Threshold .

Передвиньте ползунок так, чтобы изображение содержало достаточо теней, чтобы все главные формы и черты сохранились.

4. Грубо выделите каждую часть изображения, которую вы позже будете раскрашивать.

Нажимайте Alt + Ctrl + J чтобы каждую часть копировать на отдельный слой. Назовите каждый новый слой. Поменяйте режим смешивания каждому слою на Multiply , и нажмите OK.

5. По очереди активизируйте каждый слой в палитре слоев.
Для каждого нажимайте Ctrl + клик по окошку слоя и переходите в меню Edit > Fill .

Кликните на строчке Use, там выйдет окошко, где вы сможете выбрать строчку Color . Благодаря чему появится палитра цветов, где вы можете на свой вкус подобрать яркий насыщенный цвет, чтобы закрасить какую-нибудь часть изображения.

6. В окне "Стили слоя" (Layer Style , появляется если дважды щелкнуть по слою) выберите стиль Color Overlay (заливка цветом) и поменяйте там blending mode (режим смешивания слоев) на Color . Выберите яркий цвет и нажмите OK.

7. Когда вы повторите эти шаги для каждого отдельного участка изображения, то вы увидите, что перед вами настоящий шедевр в стиле поп-арт.

8. Сохраните этот файл в формате фотошоп (.psd) и сделайте копии слоев, где вы делали колорирование. У вас в панели слоев каждый участок закрашен в определенный цвет. Теперь очень просто можно заменить цвет участка, использую функцию Hue/Saturation (Ctrl +U).

В конце можно скомбинировать все варианты в одно большое изображение.

Такое комбинирование различных вариантов одного и того же изображения очень характерно для стиля 60-х годов Поп-арта.

Не обязательно прибегать к сложной графике для получения изображения со смыслом. В этой работе художник-фрилансер Tom Starley воспользовался базовыми цветами, формами и кистями для создания хорошо сбалансированного, эйфорического настроения с намеком на тему жизни эмбриона. Технически, это не сложный рисунок - большую часть работы выполняет сама фотография, но графические дополнения усиливают эмоции, которые скрыты в оригинале.

Техники урока научат искусно применять фильтр Перекрытие (Overlay) и инструмент Выборочная коррекция цвета (Selective Color), чтобы изменить настроение фотографии. Вы также узнаете, как размещать фигуры для поддержания абстрактного визуального стиля, как пользоваться кистями, чтобы получить эффект движения и сможете добавить глубины переднему плану. Еще мы воспользуемся отличным трюком, чтобы выделить волосы.

Шаг 1

Сначала скачайте набор кистей In The Moment и установите, дважды кликнув по нему.

Нам потребуется снимок модели, желательно с ограниченной палитрой тонов. Я взял обнаженный снимок с iStock.

Примечание: при выборе фотографии вы можете воспользоваться рекомендацией автора либо самостоятельно сделать цветокоррекцию изображения, например, при помощи Карты градиента.


Шаг 2

Дважды кликните по фоновому слою, разблокировав его. Создайте новый слой в Photoshop, перетяните его под фотографию. Заполните слой белым. Всё просто.


Шаг 3

Теперь нам нужно вырезать модель и вставить её на новый слой, сохранив при этом фон. Выберите фотографию, увеличьте масштаб до 300% (Ctrl + “+” ), затем нажмите Р , выбрав инструмент Перо (Pen tool). Аккуратно создайте контур вокруг модели, игнорируя растрепанные пряди волос - не жалейте, мы все равно вернем их позже.


Шаг 4

После того, как вы создали контур вокруг тела модели, кликните правой кнопкой мыши внутри него и выберите Сгенерировать выделение (Make Selection). Нажмите ОК . Мы разделим фотографию на два слоя. Кликните Ctrl + X , чтобы вырезать и Ctrl + V , чтобы вставить выделение на новый слой. Сократите непрозрачность (Opacity) фонового слоя до 64%.


Шаг 5

Теперь можно вернуть непослушные пряди волос. Выключите все слои кроме модели. Выберите инструмент Палец (Smudge tool), используйте размер кисти 1 или 2, установите Интенсивность (Strength) на 95%, затем поставьте галочку Образец со всех слоев (Sample All Layers) на панели Опций (Options bar).


Шаг 6

Перерисуйте пряди, которые не смогли вырезать ранее. Перемещаясь по направлению волос, смахивайте мышкой или цифровым пером вдоль обрезанных кончиков, перерисовав волосы (чем больше, тем лучше). Когда закончите, включите слои обратно.


Шаг 7

На этом этапе мы добавим цвет, используя режим наложения Перекрытие (Overlay) - его можно найти либо в выпадающем меню палитры Слоев (Layers palette), либо в меню Слои > Стиль слоя > Параметры наложения (Layer > Layer Style > Blending Options). Создайте новый слой, заполните его желтым (#ffff00), сократите непрозрачность (Opacity) до 16% и установите режим наложения Перекрытие (Overlay). Ммм, прекрасный желтый оттенок.


Шаг 8

Создайте новый слой и воспользуйтесь инструментом Кисть (Brush), добавив разбросанные мягкие штрихи розового (#ffe02b1). Сократите непрозрачность до 37% и установите режим наложения Перекрытие (Overlay). Повторите процесс, закрасив тело модели кроваво-красным оттенком, соответственно регулируя непрозрачность. Также выберите Перекрытие (Overlay). Сгруппируйте слои и разместите в верхней части документа.


Шаг 9

Теперь, когда мы закончили фон и добавили цвета, можно пускать в ход абстрактные кисти и фигуры. Вместо того, чтобы давать точные инструкции, как и где размещать эти эффекты, следующие шаги и трюки расскажут об основах, от которых нужно отталкиваться в своей работе.


Шаг 10

Возьмите одну из кистей с брызгами краски, находящуюся в материалах урока. Создайте новый слой над моделью и добавьте пару брызг вокруг ее спины. Я выбрал белый, но вы можете использовать любой цвет, который вам нравится.


Шаг 11

Используя кисти из папки с материалами, добавьте больше брызг и фигур вокруг модели, эстетично их расположив. Варьируйте цвет, дублируйте или поворачивайте их, деформируйте кисти, чтобы они подходили контурам тела модели. Убедитесь, что создали новый слой для каждой кисти - это предоставит максимальный контроль. Также такой трюк позволит убрать любую кисть в дальнейшем.


Шаг 12

Теперь добавьте слой под моделью и повторите предыдущие шаги, экспериментируя с кистями. Постарайтесь не переборщить с эффектами - чем меньше, тем лучше. Основной субъект композиции - модель, поэтому убедитесь, что она не утонет в эффектах. Не волнуйтесь о получении точного сходства с моим примером, экспериментируйте и развлекайтесь.


Шаг 13

Если вам не нравится результат, остановитесь. Сделайте перерыв, подумайте, вернитесь к работе позже и экспериментируйте пока не получите нужный эффект. Лично мне настроиться на правильный лад помогает расслабляющая музыка. Старайтесь и сделайте свои элементы плавными, будто они действительно находятся на фотографии.


Шаг 14

Теперь, когда цвет и фигуры добавлены, нужно создать круги света, которые выглядят как блики на объективе. Создайте новый слой над моделью и установите его режим наложения на Перекрытие (Overlay). Выберите одну из сферических кистей, установите довольно большой размер, затем просто кликните в разных местах документа.


Шаг 15

Повторите следующие шаги с кистями меньшего размера. Это очень простой, но эффективный способ и он отлично подходит для создания чувства глубины. Многие подобные эффекты легко применять, но они отлично работают.


Шаг 16

Вы добавили все, что нужно, и сейчас работа выглядит отлично, но неплохо было бы сделать так, чтобы изображение сильнее выделялось. Может показаться, что некоторые цвета могли бы быть ярче, а некоторых вообще не видно. В таком случае воспользуйтесь панелью Корректирующих слоев (Adjustment Layer panel) и добавьте слой Выборочная коррекция цвета (Selective Color) надо всеми остальными. Его можно найти в меню Слой > Новый корректирующий слой > Выборочная коррекция цвета (Layer > New Adjustment Layer > Selective Color).

Шаг 17

Установите слой Выборочная коррекция цвета так, чтобы он влиял на все слои ниже. Это позволит легко изменять каждый цвет - пройдитесь по настройкам и откорректируйте их, получив желаемый результат. И вот всё готово. Сохраните работу, похвастайтесь друзьям и поделитесь ей в комментариях.

Стиль обработки поп-арт не теряет своей популярности. Его применяют для рекламных постеров, в дизайне журналов и просто в соцсетях, в качестве привлекательных аватарок и агитационных баннеров.

В этой статье мы расскажем, как сделать арт в Photoshop. А точнее, мы будем делать из фото арт картинку. И несомненно, лучшая программа для создания артов из фотографий - это Photoshop. Создать арт можно несколькими способами. Мы рассмотрим наименее трудозатратный и наиболее быстрый.

Для работы нам понадобится портрет. Открываем изображение в Photoshop. Делаем дубликат слоя изображения (Ctrl+J ).

Фон на изображении нужно удалить. Как отделить объект от фона мы писали ранее в статье .

Если у вас однородный фон на фото, воспользуйтесь инструментом «Волшебная палочка»/Magic Wand Tool либо . Если фон сложный, то вам нужен инструмент «Быстрая маска»/Quick mask mode .

В нашем случае отделить девушку от фона можно инструментом «Быстрое выделение»/Quick selection tool . Работаем с дубликатом изображения.

Выделите фон, не задевая модель. После этого инвертируйте выделение (Ctrl+I ). Теперь выделен не фон, а объект на фоне, в нашем случае - девушка.

После этого достаточно нажать сочетание клавиш Ctrl+C , Ctrl+V , чтобы отделённое от фона изображение девушки было перенесено на прозрачный слой.

Теперь нам нужно выбрать в «Галерее фильтров»/Filter Gallery тот, с помощью которого можно сделать обводку контуров на нашем чёрно-белом фото и постеризацию теней и светов. Постеризация разобьёт оттенки на уровни, переход между которыми будет очень резкий. На этом этапе создания арта к каждому фото стоит подобрать свой фильтр или даже два, если есть необходимость. Вероятнее всего подойдут следующие фильтры: «Штрихи»/Brush Strokes/«Обводка»/Ink Outlines и «Акцент на краях»/Accented Edges ; «Эскиз»/Sketch /«Ксерокопия»/Photocopy ; . Галерея фильтров находится в пункте «Фильтр»/Filter главного меню программы. Важно! Когда подбираем фильтр, основные рабочие цвета должны быть чёрный и белый.

В нашем случае идеально подошел фильтр «Имитация»/Artistic/«Очерченные края»/Poster Edges . Фильтр настраиваемый. Слева в диалоговом окне нужно перемещать ползунки, пока не добьётесь желаемого результата. «Толщину краев»/Edge thickness задаем 1 , «Интенсивность»/Edge Intensity - 0 , «Постеризацию»/Posterization - 1 . Обратите внимание на то, как света и тени разбились на уровни. Завершив подбор параметров, нажмите Ok .

Остаётся раскрасить изображение. В этом нам поможет корректирующий слой «Карта градиента»/Gradient Map . Вызвать можно в списке корректирующих слоёв, в нижней части палитры слоёв.

Откроется диалоговое окно. Двойным щелчком по градиенту вызываем настройки.

В них нам предстоит задать четыре точки цветов для градиента. Двигаться будем слева направо.

Еще больше о Photoshop - на курсах .

Внизу градиента есть ползунки. Они являются контрольными точками(stops). Слева точка - на Позиции/Location 0%, справа - на 100%. Одним кликом мышки внизу, под градиентом, можно создать новую точку. Ухватив, её можно перемещать влево и вправо. Лишние точки можно удалить, выделив и нажав на «Удалить»/Delete. Нам предстоит поставить точки на позиции 25%, 50%, 75%. Каждой точке зададим цвет. Две последние точки будут одинакового цвета, приблизительно похожего на тон кожи человека.

Задать цвет в контрольной точке можно, сделав по ней двойной щелчок (по ползунку). Откроется палитра. На градиенте всех цветов ползунок смещаем в нужный цвет и в большом окне градиента оттенка выбираем подходящий тон. Закрываем окно.

А теперь точки по очереди.

С добавление каждой новой точки уровни теней будут окрашиваться.

Установим точку на позиции 25%, цвет зададим красный.

Следующая точка будет голубого цвета, позиция 50%.

Предпоследняя точка 75%. Её цвет подбираем близким к цвету кожи. Внизу есть окошко с пометкой # . Скопируйте из этого окошка код цвета (выделяем и жмём Ctrl+C ).

Самая последняя точка у нас уже есть. Позиция 100%. Щёлкаем по ней дважды, открываем палитру, в окошке с пометкой # выделяем надпись и вставляем наш скопированный код, нажав Ctrl+V . Закрываем окно. Карту градиента тоже закрываем, нажав Ok .

Корректирующий слой карты градиента нужно прикрепить к слою с изображением девушки, так как мы будем рисовать задний фон. Чтобы закрепить корректирующий слой, подведите курсор мыши между ним и тем, к которому его применяли. Удерживая зажатым Alt , щёлкните между корректирующим слоем и слоем с изображением. У корректирующего слоя появится стрелка, указывающая на прикрепление к слою ниже.

Создаём новый слой (Shift+Ctrl+N ) и перетаскиваем его под слой с изображением девушки.

Оставаясь на новом слое, берём инструмент «Прямоугольная область»/Rectangular Marquee Tool .

Ставим курсор в верхнем левом углу изображения и, зажав левую клавишу мыши, тянем вниз, справа придерживаемся середины изображения. Появится область, обведённая пунктиром. Затем выбираем инструмент «Заливка» (клавиша G ). Цвет можно подобрать, кликнув двойным щелчком по образцам основных цветов, который находится в самом низу панели инструментов.

Современные графические редакторы способны на многое. Так, с их помощью можно изменить фото, удалив ненужные элементы или добавив новые. А можно превратить, казалось бы, обычный снимок в оригинальный арт, и в рамках настоящей статьи мы расскажем именно об этом.

Большинство современных графических редакторов поддерживает возможность работы с уровнями (слоями), что позволяет превратить изображение в чёрно-белое, а затем придать тем или иным участкам нужный цвет. И это лишь один из возможных вариантов создания арта. Подробнее далее.

Способ 1: Adobe Photoshop

Adobe Photoshop — это один из самых удобных и самый популярный графических редакторов. Он предоставляет практически безграничные возможности для работы с изображениями. Есть в его арсенале и инструменты для создания поп-арт фотографии, которыми мы и воспользуемся для решения нашей сегодняшней задачи.

  1. После установки программы нужно открыть необходимую вам фотографию. Чтобы это сделать, следует обратиться к подменю «Файл» и нажать на кнопку «Открыть» , после чего в появившемся окне необходимо выбрать нужную фотографию.
  2. Первым делом следует избавиться от заднего фона. Для этого создаем дубликат слоя, перетаскивая основной фон на иконку «Создать новый слой» , а основной заливаем белым с помощью инструмента «Заливка» .
  3. Далее добавляем слой-маску. Для этого выделяем нужный слой и нажимаем на иконку «Добавить векторную маску» .
  4. Теперь стираем задний фон при помощи инструмента «Ластик» и применяем слой-маску нажатием правой кнопки мыши на маске.
  5. После того как изображение подготовлено, необходимо применить коррекцию, но перед этим создаем дубликат готового слоя. Для этого перетаскиванием его на иконку «Создать новый слой» . Делаем новый слой невидимым нажатием на небольшую кнопку в виде глаза рядом с ним. Далее выделяем видимый слой и переходим в «Изображение» - «Коррекция» - «Порог» . В появившемся окне устанавливаем наиболее подходящее под изображение соотношение черного и белого.
  6. Убираем невидимость с копии, и, устанавливаем непрозрачность на 60% .

    Теперь вновь переходим в «Изображение» - «Коррекция» - «Порог» и добавляем тени.

  7. Далее необходимо объединить слои, выделив их и нажав сочетание клавиш «Ctrl+E» . Затем закрашиваем задний фон в цвет тени (подбираем на свое усмотрение). И после этого объединяем задний фон и оставшийся слой. Также можете стереть ластиком ненужные или докрасить черным нужные вам части изображения.
  8. Теперь придадим изображению цвет. Для этого необходимо открыть карту градиента, которая находится в выпадающем списке кнопки создания нового корректирующего слоя.

    Нажатием на полоску цвета открываем окно и выбираем там трехцветный набор. После для каждого квадрата подбираем свой цвет.

  9. Все, ваш поп-арт портрет готов, можете сохранять его в любом удобном формате нажатием сочетания клавиш Ctrl+Shift+S .
  10. Как видим, процедура не слишком трудоёмкая. Также на нашем сайте есть альтернативная инструкция по превращению фотографии в поп-арт, доступная по ссылке далее.

Способ 2: Paint.NET

Бесплатный редактор Paint.NET проще Photoshop в освоении, но и менее богат возможностями. Тем не менее, с помощью этого средства тоже можно сделать арт из фотографии.

  1. Откройте редактор и воспользуйтесь пунктами «Меню» «Файл» , чтобы загрузить требуемое фото.
  2. Пэйнт.НЕТ не поддерживает работу с масками, поэтому требуемый фрагмент картинки понадобится самостоятельно освободить от фона. Например, для портрета изображение человека следует выделить с помощью инструмента «Лассо» и воспользоваться средством «Обрезать» из панели инструментов.


    Фрагменты фото, которые не захвачены инструментом, можно убрать «Ластиком» .
  3. Воспользуйтесь меню «Слой» , в котором выберите пункт «Создать дубликат слоя» .
  4. Выделите созданную копию, снова откройте меню «Слой» и выберите «Свойства слоя» .


    Установите режим наложения как «Умножение» со значением непрозрачности 135 .


    Опять используйте меню «Слой» , но на этот раз кликните по варианту «Объединить со следующим слоем» .
  5. Воспользуйтесь меню «Эффекты» , выберите варианты «Художественные» «Картина маслом» .


    Параметр «Размер кисти» установите в позицию «3» , а «Грубость мазков» установите в значении около 140 . Обратите внимание, что в некоторых случаях может понадобиться подбирать подходящее значение на глаз.
  6. Далее выберите меню «Коррекция» , пункт «Постеризация» .


    Ознакомьтесь с полученным результатом – если он вас не удовлетворяет, снимите галочку с опции «Синхронизация» и вручную подберите подходящее сочетание цветов.
  7. Установите в качестве фона произвольный цвет – выберите нужный на RGB-колесе в окошке «Палитра» , затем используйте средство «Заливка» .
  8. В конце работы снова объедините слои (последний пункт шага 4) и сохраняйте изображение через меню «Файл» .

Пейнт.НЕТ пусть и не самый функциональный из доступных графических редакторов, зато полностью бесплатный и простой в освоении. Часть недостающих возможностей можно вернуть с помощью сторонних плагинов.

Способ 3: GIMP

Свободный аналог Фотошопа — GIMP — тоже способен решить сегодняшнюю задачу.

  1. Откройте изображение, воспользовавшись меню «Файл» «Открыть» .
  2. После загрузки изображения используйте инструмент «Свободное выделение» для выбора нужной части картинки. В ГИМП это средство более удобно, чем в Paint.NET, поэтому процедура пройдёт намного быстрее. Для активации выделения в GIMP 2.10 и новее дополнительно нажмите на клавишу Enter , когда выберете требуемый фрагмент.
  3. После выбора части используйте последовательно пункты меню «Правка» «Копировать» и «Правка» «Вставить» .
  4. В диалоговом окне слоёв появится новый плавающий слой. Кликните по нему правой кнопкой мыши и выберите пункт «В новый слой» .


    Повторите операцию, и на этот раз выберите «Слой к размеру изображения» .
  5. Фоновый слой нужно сделать невидимым, кликните левой кнопкой по иконке глаза.
  6. Следующий шаг подобен таковому в Adobe Photoshop – необходимо настроить цветовой порог. В GIMP нужная опция находится в меню «Цвет» и называется соответственно.


    Двигайте ползунок, чтобы добиться сохранения как можно большего числа деталей, после чего нажимайте «ОК» .
  7. Создайте новый слой, используя для этого пункты меню «Слой» «Создать слой» .
  8. Переключитесь на слой с чёрно-белым изображением, после чего воспользуйтесь меню «Выделение» , в котором выберите опцию «Выделение по цвету» . Наведите курсор на любой тёмный участок и кликните левой кнопкой мыши.
  9. Вернитесь на созданный ранее прозрачный слой, после чего кликните по иконке выбора цвета переднего плана, расположенной ниже блока инструментов.

    Выберите с помощью палитры предпочитаемый цвет, после чего наведите курсор на положение «Текущий» , зажмите ЛКМ и перетащите цвет на изображение для автоматической заливки.
  10. Повторите шаги 8-9, но на этот раз выделите и заполните белый участок рисунка.
  11. Используйте инструмент «Выделение смежных областей» , чтобы выбрать фон и залить его цветом, контрастирующим с цветами основного изображения.
  12. Используйте меню «Файл» для сохранения полученного результата.

Возможно, GIMP не самый удобный графический редактор из существующих, но обширные возможности этой программы неоспоримы.

Заключение

Вот таким хитрым, но действенным способом мы сумели сделать поп-арт портреты с помощью трех разных графических редакторов. Какой из рассмотренных способов выбрать — решать только вам.


Top