Самая известная группа в мире модерн токинг. Modern Talking Биография


Во второй половине 1980-х группа - дуэт «Модерн Токинг» был едва ли не самой популярной поп-группой в нашей стране Коллектив давно распался, однако его поклонникам по сей день интересна биография исполнителей этой группы, и они верят, что дуэт возродится.

Группа Модерн Токинг - биография

Продюсер Дитер Болен по всей Германии искал парня, которому можно доверить новые хиты. 20-летний красавчик Томас Андерс (настоящее имя Бернд Вайдунг) подходил по всем статьям: играл на фортепиано, гитаре, уже успел записать сингл и поучаствовать в турне. Во время прослушивания Дитеру пришла в голову идея: выйти на сцену вместе с ним. Сыграть на контрасте! Дуэт получился колоритным: брутальный блондин и субтильный брюнет. А сингл You"re My Heart, You"re My Soul, выпущенный в 1984 году, занял первое место во всех европейских хит-парадах.

Особенно популярной группа Модерн Токинг стала в нашей стране. Сразу появились анекдоты, про «больного» Дитера, а название дуэта переиначили на «По морде током». Шутки - признак настоящего признания! Но не успели поклонники переписать на кассеты первые виниловые альбомы группы, как пришла страшная весть - дуэта больше нет. Многие не верили: зачем разбегаться на пике популярности?

Оказалось, это правда. В 1986 году на концерте в Мюнхене произошла ссора между бэк-вокалистками. Нора Баллинг, по совместительству жена Томаса, обиделась за что-то на двух других девушек, протеже Дитера. Каждый бросился защищать своих - и дуэт дал трещину. Однако по контракту должны были быть записаны еще два альбома. Хлопать дверью, а потом платить неустойку никто не собирался.

В 1987-м, когда обязательства были исполнены, Андерс и Болен разошлись. Только тогда Томас изложил свою версию: он устал от бесконечных концертов и гастролей. Попросил сделать паузу в гастролях на несколько месяцев, а Болен не пожелал терять деньги.

Отказывая Андерсу, Болен был уверен: все равно вернется. Но на всякий случай создал группу «Блю Систем», с которой и продолжил выступления. В качестве композитора он сотрудничал с Си Си Кетч, Бонни Тайлер, Крисом Норманом и другими поп-исполнителями.

Но и Андерс не пропал: уже в 1989 году выпустил сольный альбом, а через год основал фирму звукозаписи. Он и сам оказался неплохим сочинителем, и второй альбом включал уже и его песни. В 1990-х Томас начал писать музыку для кино и сниматься в фильмах, принимал участие в танцевальных шоу и, конечно, давал концерты.

Совершенно неожиданным для всех стало известие, что группа «Модерн Токинг» снова вместе. В 1998-м располневший Дитер и коротко стриженый Томас, реанимировав старые хиты, отправились в турне. За пять лет они выпустили пять успешных альбомов, записали множество видеоклипов и даже пошли на эксперимент: начали выступать втроем, с рэпером Эриком Синглтоном. Столь же неожиданным был и финал.

21 июня 2003 года группа Модерн Токинг дала прощальный концерт в Берлине, а 23-го в продажу поступил последний альбом. Незадолго до этого Болен обвинил Андерса в «походе налево»: тот, мол, втихаря давал сольные концерты. А вскоре выпустил автобиографию, где обвинил напарника еще и в присвоении денег дуэта. Андерс отстоял свое честное имя в суде, однако стало ясно: сотрудничеству конец.

И все же поклонники продолжают надеяться. В 2014 году в честь 30-летия группы вышел альбом ремиксов, а Андерс заявил о примирении и возможном воссоединении с Боленом. Пока «третьего пришествия» не произошло, но фанаты Томаса уже торжествуют: летом 2016 года запланированы его сольные концерты в России. А вдруг и Дитер выйдет на сцену?..

Состав Дитер Болен
Томас Андерс
Другие
проекты
Blue System
Systems in Blue moderntalking.com Modern Talking на Викискладе

Modern Talking англ.  -  «современный разговор») - немецкий музыкальный дуэт , существовавший с по и с по 2003 годы , исполнявший танцевальную музыку в стиле евродиско , европоп и евродэнс . В состав группы входили Томас Андерс (ведущий вокал) и Дитер Болен (гитара , бэк-вокал , написание песен, продюсирование). Является одним из наиболее успешных коллективов за всю историю популярной музыки и самым успешным из числа созданных в Германии: записи группы по всему миру были проданы тиражом более 120 миллионов экземпляров (по состоянию на 2003 год).

Синглы дуэта занимали первые места в чартах с середины 1980-х годов («You’re my heart, you’re my soul») до начала 2000-х годов («Win the Race»), а сборники возглавляли мировые хит-парады (Back for Good). Музыка группы до сих пор попадает в плей-листы радиостанций, и их альбомы продолжают продаваться по сей день . Дуэт внёс большой вклад в развитие европейской и (отчасти) азиатской музыки.

Рекорд Modern Talking - пять синглов № 1 (в Германии) подряд и 4 мультиплатиновых альбома подряд - не побит до сих пор .

История группы [ | ]

До образования дуэта [ | ]

Знакомство музыкантов состоялось в феврале 1983 года в стенах берлинской звукозаписывающей компании «Hansa»: начинающий композитор и продюсер Дитер Болен искал вокалиста для исполнения композиции «Was macht das schon» - кавер-версии песни F.R. David «Pick Up The Phone», для которой он написал немецкоязычный текст. На предложение Дитера Болена откликнулся начинающий певец Томас Андерс, который вскоре прилетел в Гамбург для начала совместной работы.

Начало Modern Talking [ | ]

Начало одного из самых известных музыкальных коллективов начинается 29 октября 1984 года , когда Томас Андерс и Дитер Болен выпустили первый сингл Modern Talking « » («Ты моё сердце, ты моя душа») . Когда Томас и Дитер записывали эту песню, все присутствующие в студии аплодировали - настолько по сердцу им пришлась эта мелодия . Первоначально сингл не получил должной оценки слушателей, и только после выступления в программе Formel Eins (21 января 1985 года) дуэт стал по-настоящему популярным: сингл стал суперхитом, заняв первое место сначала в немецких хит-парадах, а затем и в европейских чартах. По 60 тысяч пластинок продавалось ежедневно в одной только Германии .

На волне популярности группы компания по производству спортивной одежды Adidas заключила контракт с Дитером Боленом на показ их одежды в клипах и на концертах.

Не менее популярным был и следующий альбом музыкантов под названием « » с песнями «Geronimo"s Cadillac » («Кадиллак Джеронимо») и « » («Дайте мне мир на Земле»). Песня из этого альбома « » («Одинокие слёзы в китайском квартале») издавалась синглом в Испании , заняв там 9-е место . Записывая синглы в студии, Дитер Болен никогда не пел высокие партии в группе. Вместо него их исполняли Михаэль Шольц , Детлеф Видеке и Рольф Кёлер ( - , -).

Первый распад группы в 1987 году [ | ]

Обладая честолюбивым и энергичным характером, Нора Баллинг претендовала на более значимую роль, стремясь подчинить творческую жизнь группы себе. По воспоминаниям Дитера Болена, «Нора могла просто так запретить Андерсу выходить на сцену, увозила его в путешествия в разгар записей, срывала съемки и гастроли» .

На фоне этих противоречий на концерте в Мюнхене в 1986 году произошёл окончательный разрыв. Музыканты решили не расстраивать фанатов раньше времени и только спустя год, записав ещё два альбома и дождавшись окончания контракта, объявили о распаде группы по обоюдному согласию.

Сам Томас Андерс о распаде говорит так:

Почти все считают, что дуэт распался из-за Норы. Но на самом деле я просто очень сильно устал, устал от Дитера, от нашего общего дела и бесконечных поездок. У меня совершенно не было свободного времени для встреч с друзьями или чтобы просто побыть дома. Я себе вообще не принадлежал, я принадлежал нашей компании, которая меня вовсю использовала. К сожалению, это состояние трудно объяснить. Конечно, многие могут сказать: "Да, но ты ведь зарабатывал деньги, и немалые. А если зарабатываешь большие деньги, нужно трудиться на износ". Отчасти я согласен с такой постановкой вопроса. Но если ты проводишь в разъездах три года подряд 320 дней в году, живешь в течение года в 300 разных гостиницах, то однажды ты чувствуешь себя изможденным и опустошенным, уставшим от всех и вся. При этом твой партнер испытывает абсолютно другие чувства - Дитер был всегда сосредоточен только на карьере и на успехе. С моими ощущениями он вообще не считался. Я ведь просил всего лишь небольшой тайм аут. Просто 2-3 месяца, чтобы отдохнуть, а затем вернуться снова на сцену. Все это очень трудно понять людям, потому что гораздо проще сказать, что дуэт распался из-за невыносимой Норы. Да, без сомнения, она была очень сложным человеком. Но ведь многие женщины имеют достаточно тяжелый характер. Вина Норы в том, что распалась наша группа - 10−15%. Она ни в коем случае не была главной причиной нашего распада.

Любопытно, что, создав группу Blue System ещё до выпуска последнего альбома («In The Garden Of Venus»), Дитер фактически конкурировал со своей основной на тот момент группой .

После распада [ | ]

Начало воссоединению легенды 80-х положил ни к чему не обязывающий телефонный звонок Болена, в котором он дружески приглашал Андерса в Гамбург . Разговор был продолжен в одном из гамбургских ресторанов быстрого питания за порцией отборного жареного картофеля с гуляшом . Томас поначалу сильно засомневался в актуальности возрождения дуэта, но Дитеру всё же удалось его убедить.

Таким образом, совершенно неожиданно для своих поклонников Modern Talking, вновь объединив свои усилия, с триумфом вернулись на поп-сцену в марте 1998 года , выступив на популярном немецком телешоу «Wetten, dass..? » с попурри , составленном из своих бессмертных хитов № 1 и выпустив альбом «Back For Good», состоявший из танцевальных ремиксов старых песен с добавлением четырёх новых композиций: «I Will Follow You», «Don’t Play With My Heart», «We Take The Chance», «Anything is Possible». Завершал альбом № 1 Hit Medley, собранный из популярных песен дуэта .

Завершение карьеры [ | ]

Спонтанное решение, тем не менее, долго обдумывалось. Там в Ростоке было 25 000 людей и я сказал им о завершении проекта Modern Talking... Если бы у меня были бы долгие дискуссии с руководством звукозаписывающей компании, они наверняка бы мне сказали "Нет, не делай этого! Ведь в следующем году группе исполняется 20 лет!" Я стал бы отказываться, но они попытались бы меня убедить, как делали это 75 раз раньше. А мне действительно хотелось остановиться в этом году. Так что я подумал: "Ок, если я скажу это сейчас, 25 000 человек услышат меня и на этом всё закончится".

Томас Андерс о прекращении существования Modern Talking :

Мы всегда говорили, что ничего не хотим делать в отчаянии. К лучшему это или к худшему, мы больше не хотим быть вместе. Мы не вступали в брак и мы не являемся сиамскими близнецами , которые неотделимы друг от друга. Так что, если один из нас теряет интерес к совместной музыке, надо уходить.

Официальная причина этого непростого решения, по словам Дитера, состояла в том, что Томас без его ведома предпринял сольную гастрольную поездку в США летом 2003 года . В далёком 1987 году Андерс уже поступал подобным образом, организовав турне без Дитера Болена в Восточной Европе под вывеской «The Thomas Anders Show» (при том что на рекламных плакатах было написано «Modern Talking»). В 2003 году на плакатах и растяжках в США вновь значилось: "Концерт C.C.Catch и группы Modern Talking в «Тадж Махале», хотя Дитер Болен не участвовал в том концерте.

Неофициальной причиной завершения карьеры Modern Talking поклонники дуэта считают падение уровней продаж записей группы и стремление Дитера Болена больше времени уделять раскрутке популярнейшего в Германии телешоу «Германия ищет суперзвезду» и его участников, записи которых продавались значительно лучше, чем сам Modern Talking .

За время существования группы было продано более 120 миллионов звуковых носителей по всему миру. Modern Talking до сих пор популярны в странах восточной Европы, России, Аргентине, Чили, Польше, Венгрии, Финляндии, Вьетнаме и других странах .

Судьба участников группы [ | ]

Стиль большинства песен после воссоединения дуэта - европоп . Modern Talking выпустили четыре композиции в стиле латино - No Face No Name No Number (2000), Maria (2001), I Need You Now (2001), Mystery (2003). Песня Blackbird (2003) относится к джазу, Angie’s Heart (New Version) (1998) - клубный поп, We Are Children Of The World (2002) - поп-рок, Juliet (2002) - усовершенствованное диско, Blinded By Your Love (1987), You And Me (1987) и Who Will Save The World (1987) - поп-рок, Witchqueen of Eldorado (2001) и If I… (2002) - этнический поп, When The Sky Rained Fire (2002) и Who Will Love You Like I Do (2002) - евродэнс . Трек The Night Is Yours - The Night Is Mine (1985) можно отнести к.

Особенности стиля 1984-1987 [ | ]

У Modern Talking было несколько отличительных особенностей, которые выделяли их от других исполнителей того же стиля:

Тематика песен [ | ]

Во многих песнях группы Modern Talking поётся о неразделённой любви, о разбитом сердце. В нескольких треках Дитер Болен уделил внимание теме победы («You Can Win If You Want», «We Take The Chance» «Win the Race», «Ready For The Victory», «10 Seconds To Countdown», «TV Makes The Superstar», «Life is too short» и частично в «Don’t give up»). Также в лирике Modern Talking есть место теме будущего («In 100 Years», «Who Will Save The World» и частично в «Who Will Be There»). Песня «It’s Christmas» пропитана духом Рождества. На альбоме «America» есть трек, в котором поётся о королеве ведьм («Witchqueen Of Eldorado»). В песне «We Are The Children of the World» поётся о дружбе и солидарности.

Авторство текстов [ | ]

Практически все тексты песен группы были написаны Дитером Боленом, и авторство принадлежит ему одному, исключениями являются следующие треки: «Love Is Like A Rainbow», «For Always And Ever» (1999), «Love Is Forever» (2000), «I Need You Now» (2001), «Love To Love You» (2002) - написаны Томасом Андерсом; «It Hurts So Good» (1999) и «I’ll Never Give You Up» (1999) - написаны совместно Дитером Боленом и Томасом Андерсом; «Do You Wanna» (1985) - написан Дитером Боленом, текст Мэри Эпплгейт.

Люди, работавшие в проекте [ | ]

Отношения с другими известными исполнителями [ | ]

Интересные факты [ | ]

  • Хит «You"re My Heart, You"re My Soul » в 1985 году достиг первого места в чартах нескольких стран (среди них Бельгия , Германия , Австрия , Швейцария ). Он был перепет множеством исполнителей.
  • Хит «Cheri, Cheri Lady » достиг первого места в нескольких странах, включая Германию , Австрию , Норвегию , Швейцарию , Бельгию .
  • Хит «Brother Louie » также достиг первого места в ряде стран. Он был в чарте Великобритании 8 недель и достиг четвёртого места .
  • Хит «Atlantis Is Calling », вышедший в 1986 году, стал пятым подряд и последним хитом группы № 1 в Германии. Некоторые последующие синглы достигали первого места в других странах .
  • Рекорд Modern Talking - пять синглов № 1 (в Германии) подряд и 4 мультиплатиновых альбома подряд - не побит до сих пор .
  • В первый период - с 1985 по 1987 года - они выпускали по 2 альбома в год, а с 1998 по 2003 года - по 1 альбому.
  • В 1988 году продажи Modern Talking достигли 85 миллионов копий.
  • В 1998 году в Германии в первую неделю было распродано 700 тысяч копий альбома «Back For Good ».
  • В 1998 году на первом концерте в Будапеште было около 200 тысяч человек.
  • В декабре 1998 года концерт Modern Talking в СКК «Петербургский» посетило 25 тысяч зрителей.
  • В 1998 году альбом «Back For Good » стал лидером общемировых продаж .
  • В 1999 году в Канаде был релиз альбома «Back For Good ». и по итогам годовых продаж на amazon.ca альбом занял почётное 16 место.
  • В 1999 году в Монте-Карло Modern Talking получили награду The World Music Award как «Самая продаваемая немецкая группа в мире».
  • Они продали 100 тысяч копий «Back For Good » в Южной Африке.
  • Сингл «Sexy Sexy Lover » был в двадцатке чарта MTV Europe .
  • В 2001 в Манчестере (Англия) Modern Talking выиграли награду Top of the Pops Award как лучшая немецкая группа.
  • Синглы Win the Race и Ready for the Victory были записаны на заказ для немецкого канала RTL для прокрутки во время трансляций гонок «Формула 1 » .
  • В США Modern Talking продали мало копий своих записей, в то время как по всему миру на 2003 год было продано более 120 млн копий звуконосителей дуэта (BMG).
  • Компиляция 2010 Modern Talking - 25 Years Of Disco-Pop - попала на высокие места в чарты Германии, Австрии и Польши, тем самым доказав, что группа после распада всё ещё популярна.
  • Несмотря на то, что Modern Talking никогда не были в американских чартах, о них неоднократно [ ] писали в американском авторитетном журнале Billboard, их песни перепевали такие американские исполнители, как George McCrae (кавер на Don’t Take Away My Heart), известный по работе в группе KC and the Sunshine Band и (каверы на YMH YMS И YCWIYW).
  • Нилу Теннанту из группы Pet Shop Boys нравится песня «You"re My Heart, You"re My Soul » [ ] .
  • В советском мультфильме «Возвращение блудного попугая» попугай Кеша слушает в плеере песню группы Modern Talking You"re My Heart, You"re My Soul . Также он упоминает название группы, произнося фразу: «По вашим многочисленным заявкам братья Вайнеры исполнят песню „Модерна Токинга“» .
  • В январе 1986 года Дитер Болен выступил во Франции на передаче «C’est Encore Mieux l’apres-midi» с ненастоящим Томасом Андерсом как группа Modern Talking. Солиста зовут Uwe Borgwardt - он участник The Koola News.
  • В СССР видео с участием группы впервые было показано 7 февраля 1986 года в передаче «Ритмы планеты». Следующей передачей, показавшей «Modern Talking» в СССР, была «Утренняя почта» от 18 мая 1986 г., с повтором через неделю.
  • В 2009 году в Comedy Club в передаче «Легендарные легенды», в общем названием: Norden Vicking, Podzem Parking, Медиа-холдинг, Щлюшенц Покинг, Чай Вдвоем, Много Тиолкинк и Modern Tаlking. Группы состоит: Томас Андерс, Дитер Болен и Claus Fon Gen Talle.

Дискография [ | ]

Студийные альбомы [ | ]

Сборники [ | ]

Синглы [ | ]

  • 1984 «You"re My Heart, You"re My Soul » (№ 1 Германия, № 1 Бельгия, № 1 Дания, № 1 Италия, № 1 Испания, № 1 Греция, № 1 Турция, № 1 Израиль, № 1 Австрия, № 1 Швейцария, № 1 Финляндия, № 1 Португалия, № 1 Ливан, № 2 Южная Африка, № 3 Франция, № 3 Швеция, № 3 Норвегия, № 15 Япония, № 56 Великобритания) (8 миллионов продаж).
  • 1985 «You Can Win If You Want » (№ 1 Германия, № 1 Австрия, № 1 Бельгия, № 1 Турция, № 1 Израиль, № 2 Швейцария, № 2 Португалия, № 3 Дания, № 5 Финляндия, № 6 Швеция, № 6 Нидерланды, № 8 Франция, № 10 Южная Африка, № 70 Великобритания)
  • 1985 «Cheri, Cheri Lady » (№ 1 Германия, № 1 Гонконг, № 1 Греция, № 1 Турция, № 1 Израиль, № 1 Австрия, № 4 Португалия, № 7 Италия, № 10 Нидерланды, № 15 Южная Африка, № 44 Япония)
  • 1985 «» (издавался синглом только в ЮАР)
  • 1986 «Brother Louie » (№ 1 Германия, № 1 Швеция, № 1 Испания, № 1 Чили, № 1 Греция, № 1 Турция, № 1 Израиль,№ 1 Южная Африка, № 2 Ирландия, № 4 Великобритания, № 10 Португалия, № 5 Италия, № 15 Мексика, № 16 Нидерланды, № 34 Канада)
  • 1986 «Atlantis Is Calling (S.O.S. for Love)» (№ 1 Германия, № 2 Австрия, № 3 Швеция, № 3 Швейцария, № 4 Бельгия, № 6 Голландия, № 8 Норвегия, № 21 Франция, № 13 Италия, № 55 Великобритания)

Как познакомились основатели Modern Talking Томас Андерс и Дитер Болен? Кто придумал название группе? Почему Томас не хотел исполнять песни на английском языке? Как возникла главная фишка группы – высокий голос? Какая песня принесла Modern Talking всемирную известность? Почему Дитер сначала хотел уничтожить песню "Cheri, Cheri Lady"? Что стало причиной распада дуэта в 1987 году? Как прошло возвращение Modern Talking на европейскую поп-сцену, и почему группа прекратила существование?

Начало карьеры

История группы Modern Talking началась в 1983 году со знакомства Дитера Болена и Томаса Андерса. К тому времени они были уже опытными ребятами – Томас занимался вокалом с подросткового возраста, а Дитер несколько лет работал в сфере шоу-бизнеса. Они познакомились благодаря звукозаписывающей компании "Hansa", через которую Дитер искал вокалиста для исполнения композиции "Was macht das schon". На предложение откликнулся Томас, и работа началась.

За год музыканты выпустили 5 синглов на немецком языке, среди которых был и настоящий хит "Wovon träumst du denn", проданный в количестве 30 тысяч копий. Несмотря на то, что дуэт начал приобретать популярность в Германии, он оставался практически неизвестным в мире. Дитер хотел большего. Он мечтал о международном признании и понимал, что достичь его можно лишь исполняя песни на английском языке. Андерс хотел делать немецкоязычную карьеру, поэтому предложение партнера отверг.

То Дитер отдыхал на Мальорке и случайно услышал по радио английскую группу Fox The Fox. Солисты пищали как резанные, и Болена осенило – именно такой высокий голос необходим для припева песни "My love is gone", с которой он мучился уже несколько дней. Музыкант переделал композицию на английский язык и назвал "You"re My Heart, You"re My Soul". Говорят, после записи в студии все присутствующие аплодировали несколько минут.

Идея с высоким голосом настолько понравилась парням, что вскоре стала их главной фишкой. Теперь во всех песнях за припевом Андерса будет следовать второй – высокий – припев, исполненный Дитером и бэк-вокалистками. Это был первый, пока еще маленький, триумф дуэта. Для того, чтобы стать настоящими звездами нужно было сделать совсем немного – уговорить Томаса выйти на международную сцену.

Всемирная популярность

Томас настойчиво хотел делать немецкоязычную карьеру, и Дитеру стоило большого труда уговорить его выпустить син

л "You"re My Heart, You"re My Soul". Когда же это удалось сделать, встал вопрос о названии группы. Тут свою лепту внесла секретарша Петра, которая, увидев плакаты групп Modern Romance и Talk Talk, предложила название Modern Talking. И решение было принято.

Сингл вышел осенью 1984 года, но еще долго пылился на прилавках. Болен считал, что причиной этому была совершенно дурацкая обложка, на которой были изображены лакированный ботинок и кроссовок. Андерс, еще пребывающий в сомнениях, не хотел светить свою физиономию, а это, по мнению его партнера, могло пойти на пользу продажам.

Все изменилось в январе 1985 года, когда Modern Talking выступили в телепрограмме "Formel Eins". Сингл устремился на верхние строчки чартов, пока не возглавил немецкий хит-парад. Следующей к ногам дуэта пала континентальная Европа. На волне успеха Болен и Андерс записали еще один хит "You Can Win, If You Want", а вскоре – дебютный альбом "The First Album" (1985). В мир

е началась "Токингомания".

В том же 1985 году свет увидела еще одна знаменитая песня – "Cheri, Cheri Lady". Страшно подумать, но сначала Дитер хотел выбросить ее в мусорную корзину. Он посчитал, что она слишком простая и не понравится слушателям. Томас уговорил своего партнера записать композицию, не подозревая, какое значение она будет иметь для творчества группы. Песенка про "Милую Леди" стала мировым хитом и сделала Modern Talking королями европейской поп-сцены.

Критики неоднократно упрекали дуэт в простенькой мелодии и слабых текстах, но благодаря такой музыке группа и достигла большого успеха. Болен – автор музыки и практически всех текстов – однажды заявил, что в тысячу раз труднее сделать мелодию на трех аккордах, которую затем будет напевать вся Европа, чем музыкальную пьесу с 86 тысячами аккордов для знатоков. И в этом он был прав. Людям нужны были не тяжеловесные философские композиции, а легкие, быстрые, танцевальные песни.

некоторое время на песню "Cheri, Cheri Lady" был снят клип. Его снимали в родовом замке жены Томаса Норы. Она активно принимала участие в съемках – давала режиссерские наставления, делала музыкантам грим. Впоследствии, вмешательство Норы в дела группы станет одной из причин распада Modern Talking. Но пока зажигательный диско-дуэт упивался лучами славы. В 1985 году популярность Modern Talking дошла до СССР, а в 1986 году, с выходом альбома "Ready For Romance", были покорены Англия и Канада.

Не менее популярным стал альбом "In The Middle Of Nowhere" (1986), в котором были такие хиты, как "Give Me Peace On Earth" и "Geronimo"s Cadillac". Уже тогда между участниками дуэта стали возникать разногласия. В конце 1986 года Томас и Дитер окончательно рассорились, не придя к согласию по поводу исполнительного состава, куда входили бэк-вокалистки. Кстати, одной из бэк-вокалисток Андерса была его жена Нора, которая, по мнению прессы, и сыграла решающую р

оль в конфликте.

Музыканты решили не расстраивать фанатов раньше времени и только спустя год, записав еще два альбома и дождавшись окончания контракта, объявили о распаде группы. Это был тяжелый удар для поклонников Modern Talking и большая потеря для европейской поп-музыки.

Возвращение и уход

После распада Modern Talking Томас и Дитер занялись сольными проектами, но ни один из них большого успеха не достиг. В 1998 году неожиданно для всех было объявлено о возвращении Modern Talking на мировую сцену. По словам Болена, они с Томасом уже давно вели переговоры о воссоединении, но тщательно скрывали это от журналистов.

Modern Talking вернулись на поп-сцену с настоящим триумфом, выпустив альбом "Back For Good" (1998). Несмотря на то, что он содержал только четыре новые песни, он стал четырежды платиновым в Германии и разошелся по миру в количестве 26 миллионов копий.

С 1999 по 2003 года Modern Talking выпустили пять новых альбомов, вновь

зобравшись на вершину популярности. Вопреки всем ожиданиям их успех был на порядок выше успеха 80-х годов. Это связывают с внезапным появлением дуэта и интересными кавер-версиями песен, которые были спеты со звездами поп-музыки.

Внезапно появившись на европейской поп-сцене, Modern Talking так же внезапно ушли. В 2003 году музыканты объявили о том, что группа прекращает существование. 21 июня в Берлине состоялся прощальный концерт дуэта, на котором присутствовало 13 тысяч зрителей. После концерта Дитер обратился к зрителям, сказав, что времена меняются, и никто не знает, что будет завтра. Томас пообещал, что с концом Modern Talking его голос не исчезнет.

Последние слова музыкантов вселяют надежду на то, что Modern Talking еще порадует поклонников. Со дня их прощального концерта прошло 11 лет – ровно столько длился их первый перерыв. Неужели Андерс и Болен готовят сюрприз? Все может быть, ведь как сказал Дитер, никто не знает, что будет завтра

Какая же дискотека 90-х без легендарной группы Modern Talking? Именно они стали кумирами молодёжи того времени. Большинство ребят, подростков, студентов, тратили свои последние деньги на их пластинки. Их песни играли на всех дискотеках и вечеринках, а встретиться со своими кумирами мечтал каждый второй молодой человек.

Об исполнителях

Томас Андрес – сценический псевдоним музыканта Бернда Вайдунга. Он с раннего детства был творческим ребёнком. Пел в хоре, играл на фортепиано, посещал уроки нотной грамоты в музыкальной школе. Бернд активно участвовал в школьных конкурсах и фестивалях, отправлял заявки на мероприятия городского и международного масштаба и почти везде занимал призовые места. Псевдоним ему пришлось взять по той причине, что собственное имя было слишком сложным для запоминания и произношения.

Дитер Болен – второй участник дуэта, известный композитор, автор текстов песен. В момент знакомства с Томасом он активно искал талантливого исполнителя своих композиций, так как в одиночку не мог справиться со сложными двухголосными аранжировками. В студии Болена сразу было записано около десятка песен на немецком языке. С выхода первых же кассет группа стала популярна в Германии. Их поклонники заполняли полные залы, а концерты проходили на огромных площадках.

Творческий путь

Но молодые люди быстро поняли, что немецкие пластинки являются потолком их популярности, а выйти на международный уровень получится только с песнями на английском языке. И они активно принимаются за эту работу.

Официальной название Modern Talking родилось в процессе работы, в 1984 году. Ребята сразу стали работать над английскими текстами и спустя год уже выпустили первые синглы. После выхода в свет первой песни артисты моментально стали популярны во всём мире.

В СССР группа стремительно набирала популярность. Их хиты звучали в каждом городе, на каждой дискотеке. Дитер Болен даже был признан героем молодёжи Союза.

За год существования дуэт завоевал более 10 профессиональных наград и был признан самым популярным в мире. Их композиции расходились миллионными тиражами, но всё равно не хватало на всех желающих приобрести заветные пластинки. Скачать песни Modern Talking бесплатно и без регистрации можно на нашем сайте.

Но дуэту не суждено было просуществовать долго. Уже в 1987 году он распался. Молодые люди не могли решить, кто из них лучше и талантливее, каждый пытался перетянуть успех на свою сторону. Встал серьёзный вопрос относительно авторских прав на песни. Болен был уверен, что он является единственным «хозяином» хитов.

Оказывается был ещё один предмет разногласий – это жена Томаса. Нора хотела стать третьей солисткой, а заодно и директором группы и всецело решать все вопросы, связанные с творчеством Modern Talking.

Некоторое время артисты пытались выступать сольно, регулярно ругались в присутствии журналистов и других звёзд.

Дуэт пробовал воссоединяться в 1998 году, но просуществовал ещё 5 лет и покинул эстраду окончательно.

Слушать песни Modern Talking онлайн можно прямо сейчас.

Биография Томаса Андерса.

Томас Андерс родился 1 марта 1963г. в небольшой деревушке Мерце (в двух километрах от Мюнстермайфельда и двадцати километрах от Кобленца.) Настоящее имя певца Бернд Вайдунг. Почти всю свою жизнь (исключая детство, юность и гастроли) он прожил в городе Кобленце. После первого распада Modern Talking часто жил в Америке, в Лос-Анджелесе.
Бернд с детства мечтал стать певцом, он занимался игрой на фортепьяно около 13 лет, любил больше времени проводить, слушая музыку, нежели гуляя со сверстниками. Он любил петь, и так как его мама заведовала небольшим магазинчиком в Мерце, он иногда выступал перед торговым представителем, который раз в неделю заезжал к ним, чтобы обговорить поставки. Бернд вспоминал: “Стоя перед зеркалом и упражняясь быть певцом, я себе все время представлял, что выступаю на большой концертной сцене или перед телевизионной аудиторией, и от моей музыки у тысяч людей выступают слёзы на глазах.” На Рождество он пел песни для всех гостей в доме, за что получил плитку шоколада и пакетик чипсов. Ему это очень понравилось, так как мало того что он делал, то что ему нравилось, но еще и получал за это что-то хорошее.
Будучи юношей, Бернд выступал на праздниках, пел по приглашению на вечерах. Стал зарабатывать некоторые деньги. Так как в школу ему приходилось ездить в город, он бывало, ехал домой на такси, а не на автобусе. Дома его за это ругали, но он говорил, что до автобуса еще целый час. Он был не очень компанейским человеком, хотя и в хороших отношениях с одноклассниками. Например, если у класса отменялся какой-то урок, он не любил сидеть на матах и пить заваренный чай. Он шел в городе в кафе, и заказывал себе вкусное кофе со сливками. На что его отец говорил, что с такими запросами ему придется много зарабатывать в жизни. Бернд также не любил уроки физкультуры. Особенно играть в футбол.

После того как Бернд подрос, он подрабатывал помощником бармена. Он также успел поучиться в Университете, где изучал публицистику и музыковедение, но решил взять паузу, чтобы сосредоточиться на карьере певца. Он участвовал в различных конкурсах: на радио, на телевидении. После одного из выступлений на ТВ, где ему занизили оценки, Бернд был очень расстроен, но тем не менее, его заметила звукозаписывающая компания и продюсер Дэниэль Дэвид. В 1980 году вышел его первый сингл “Judy”. Бернд планировал петь на немецком. Имя ему предложили сменить на более легко произносимое и запоминающееся. В качестве имени предлагали Томми, но Бернд настоял на Томасе. У главы их компании была фамилия Андерс. Таким образом, они быстро придумали фамилию, а продюсер также рассчитывал, что эта фамилия им может как-то подсобить в дальнейшем. У Томаса Андерса выходят синглы, затем альбом. Он несколько раз появляется на ТВ, дает концерты.
Кстати, Томас рассказывал, что даже на его кредитных картах стоит его псевдоним Томас Андерс. Потому что однажды он расплачивался в отеле карточкой со своим настоящим именем Бернд Вайдунг, и сотрудница позвонила в полицию, сказав, что не знает, что ей делать, так как Томас Андерс расплачивается чужими карточками. (Но на семейных фото с первой женой Норой на его кружке можно увидеть имя Бернд.) Также мама называет певца Берндом. Тем не менее, он говорит что не разделяет себя как Бернда или Томаса, что он везде один.

Вскоре после записи своих первых немецкоязычных синглов, Томас знакомится со своей будущей женой — Норой Изабель Баллинг. Нора была из очень обеспеченной семьи, и с Томасом ее познакомил ее хороший друг, желая видимо как-то похвастаться своими знакомствами. По словам Норы, когда она увидела Томаса, то подумала, что он очень симпатичный, но такой маленький. На самом деле Нора почти на голову выше Томаса, но это никак не мешало этой красивой паре. У Норы в живых была только мать. Сама она была похожа на отца, в отличии от ее сестер, которые были брюнетками. Нора училась на визажиста и подрабатывала в качестве фотомодели. Она рекламировал украшения, часы, духи. После года болезни ее мать умерла. У сестер была давно своя жизнь и Нора абсолютно одна проживала в своем пентхаусе в Кобленце. Вскоре Томас и Нора поженились. Норе было двадцать, а Томасу двадцать один. И буквально через несколько месяцев Томас записал свой первый хит “ You’re My Heart, You’re My Soul” в составе группы Modern Talking.

Томас Андерс и Дитер Болен.

Томасу однажды предложили посотрудничать с автором песен и продюсером Дитером Боленом, который работал на лейбле Hansa. Вместе они записывают несколько песен на немецком языке.
Дитер, хотя и не имел музыкального образования, но с раннего детства сам научился играть на гитаре. Он как-то сходил на один урок, но так как он был левша, то ничего полезного для себя из него не вынес. Он сам освоил инструмент, также увлекался игрой на синтезаторе. Во время учебы на экономической специальности, куда его направили родители, он подрабатывал игрой в клубах, создав несколько групп. Его родители заведовали небольшим собственным делом, связанным со строительными материалами. Но нередко случались неприбыльные времена, и родители в целом развивали в Дитере самостоятельность. Он никогда не сидел без работы, хотя, например, не любил заниматься домашним хозяйством, как правило, этим занималась девушка, которая проживала с ним, в дальнейшем супруга и т. д. Дитер не отличался постоянством. Хотя нужно заметить, что он всегда заботился о своих чадах, которых у него трое от первого брака и недавно родился еще один малыш в новой семье, и чтобы у его семьи был приличный дом, даже когда он еще много не зарабатывал. По его словам он никогда не подходил к кухне. В этом одна из его противоположностей с Томасом, потому что Томас любит готовить. С возрастом это стало одним из его небольших хобби.
Дитер любил говорить, что если он убирал с рояля у подруги ноты, то она ничего не могла сыграть. В то время как он мог спокойно. Это конечно и не плюс, и не минус. Дело в том, что Дитер Болен, прежде всего, прекрасный автор песен, он мелодист. А далеко не все кто хорошо владеет инструментами, имеет музыкальное образование, умеют сочинять песни. Он сочиняет непосредственно песни, и если очень нужно, что-то может аранжировать, сыграть на каких-то инструментах уже профессионал при ее записи. Хотя в основном Дитер занимался песней от начала и до конца – то есть записывал, работал над аранжировкой.

Когда Дитер закончил Университет у него была одна перспектива, работать в небольшой фирме у отца. Но он направился в ту звукозаписывающую компанию, которая неизменно давала ему отказ на письма с его демо и каким-то чудом, показывая дипломы и сложно представить что, в нее устроился. Он писал песни и предлагал их известным или более-менее известным исполнителям, но нередко также получал отказ. Он посчитал, что просто их не передают менеджеры и старался сам встретиться. С течением времени у него появились успехи. Он мог уже довольно неплохо жить на авторские права от песен, которые были популярны. Дитер всегда мечтал о международном успехе, и поэтому считал, что нужно писать песни на английском.
Голос Томаса очень понравился Дитеру. Он говорил следующее: “ В его голосе было столько чувства, столько сладкого мёда, что при желании им можно было бы намазать тост. У меня мороз по коже прошёл. Наверное, это был единственный раз в моей жизни, когда я повстречал исполнителя с действительно хорошим голосом. Главным в нём был не объём, не сила, а очарование оттенков.”

Modern Talking – 80-ые.
Когда Дитер стал работать с Томасом Андерсом, и у них еще оставалось время после записи основных песен на немецком языке, Дитер предложил ему исполнить песню “You’re My Heart, You’re My Soul .” Томас изучал английский в школе и в целом у него конечно прекрасное произношение. Он несколько раз послушал песню, почитал текст и записал ее достаточно быстро.

Изначально эта песня называлась “My love is gone.” Дитер все время думал чего бы этакого добавить в припев этой песни, чтобы он был лучше. Он рассказывал следующее: “Осенило меня во время отпуска, когда я загорал на пляже Пагуеро. В динамиках грохотала английская группа “Fox The Fox”, так что лопались барабанные перепонки. В одной песне пищали в припеве фальцетом, высоко-высоко, в до-миноре. И на меня снизошло вдохновение, снизошло прозрение. Идея новой гениальной песни. Я решил, что припев из «My love is gone» должны исполнять высокие голоса кастратов, он должен повторяться эхом. Это создавало абсолютно новое экзотическое звучание, ничего общего с приевшимися непонятными песнями. И у меня наконец-то появился повод появиться на сцене и петь вместе с исполнителем. Ибо визг, подобный голосу евнуха, со студенческих лет, со времени Марианны Розенберг был моей специальностью. “ Дитер не обладал выдающимися вокальными данными, но по части такого пения был, конечно, специалистом. Его вокал много раз накладывался при записи, и в итоге с пением Томаса получилась визитная карточка звучания группы Modern Talking.
Никто из них и подумать не мог, что песня “ You’re My Heart, You’re My Soul” станет настолько популярной. Эта песня перевернула всю их жизнь. Она заняла первые строчки в чартах в двенадцати странах мира, была хитом в Испании, Италии, Франции, Дании, Швейцарии, Финляндии, России и многих других странах. Песня попала на высокие места в Японии, на африканском континенте. Сингл разошелся тиражом в восемь миллионов экземпляров.
Шеф лейбла Hansa хотел изначально назвать группу “Турбо-Дизель.” Но Дитеру сразу представлялся громыхающий трактор и стройка его отца. Они долго спорили, пока главный секретарь не подошла к плакату “Top Fifty”, висевшем в углу. Там в чартах были какие-то группы под названием «Talk Talk» и «Modern Romance», и она предложила: «Я бы назвала группу Modern Talking.»

Дитер очень переживал насчет того сумеет ли он написать еще один такой хит, как “You’re My Heart, You’re My Soul.” Он говорил что сочинял, половину отправлял в корзину, при этом ему постоянно звонили, что там- то выступления группы, когда будут новые демо и прочее. Тем не менее, он написал второй хит “You Can Win, If You Want” (“Ты можешь победить, если захочешь”), который, несмотря на историю о девушке с трудностями в семье, конечно же, отражает и его терзания на тот момент.
Хит “Cheri, Cheri Lady” увидел свет во многом благодаря Томасу. Дитер забраковал эту песню, посчитав ее слишком простой, но Томас сказал что это просто отличная песня и он зря ее отбросил. И песня стала, на самом деле, хитом. Вот что Томас рассказывал о их совместной работе: “ Для нового альбома Дитер всегда присылал мне 40-50 композиций, из них я выбирал понравившиеся, примерно 20. Из них Дитер выбирал 12-13, которые я потом записывал в студии. Дитер пересылал мне магнитофонные кассеты с демо-песнями домой (такие кассеты давно стали легендой из прошлого). На кассетах содержались сделанные на компьютере барабаны, и дорожка с клавишными. Если у него было время, возможно, ещё и бас-партия. Всё остальное было вытьём его голоса, или просто словами “здесь должно быть гитарное соло.”

Несмотря на то, что группа просуществовала только три года, а в дальнейшем Томас и Дитер пошли в сольное плавание, Modern Talking выпустили шесть очень популярных альбомов. То есть выходило по два альбома в год. Конечно во многом благодаря неимоверной работоспособности и упорству Дитера. При этом он еще успевал вместе с Томасом выступать на ТВ и концертах, давать интервью – причем график был очень плотный. Когда группе в 1985г. в одной программе вручали все их “золото” и “платину” за проданные альбомы и синглы, было около 50 наград.
У меня была в детстве пластинка Modern Talking “Поговорим о любви”. Это был их второй альбом. И я не могу сказать, что мне нравился больше голос или музыка. Мне нравилось конкретно все вместе. У меня были пластинки Abba, венгерской певицы Judith, компиляция “Super Hits” (хиты “ Self-control”, “Girl just want yo have fun” и др.) Когда мне хотелось слушать Modern Talking, для меня это была необычная группа, с присущим только им звучанием. В этой музыке было что-то легкое, волшебное и романтичное. Я любила слушать их, рисуя свои детские “шедевры”. Еще когда я слушала эту пластинку, мне иногда почему-то представлялся какой-то красивый дом на скалистом берегу, или который прятался за лианами и бурной растительностью. Еще мне не казалось, что те, кто исполняет эти песни, очень счастливы. Песни были иногда с легкими нотками грусти. На обратной стороне пластинки присутствовало фото участников группы. Я, конечно, никого не выделяла, просто интересно было посмотреть, как выглядят те, кто поет песни на пластинке. И почему-то я правильно решила, кому какой голос в песнях принадлежит. Когда я повзрослела, группа к тому времени уже распалась. До меня не особо доходили сведения о творчестве Томаса Андерса или Дитера Болена. У меня были знакомые по переписке, которым нравилась помимо прочего эта группа. Помню, как группа объединилась. Тогда я писала иногда статьи для нескольких газет. И меня попросил один знакомый написать вымышленную статью о Modern Talking, связанную с их гастролями в России, после того как я ему показала одну российскую газету, где было много высосанных из пальца статей. Просто он хотел пошутить над знакомой поклонницей группы. Но это было не в моем стиле, и я отказалась, хотя и по сей день общаюсь с этим человеком.

Еще до второго объединения группы я случайно наткнулась по ТВ на какую-то передачу о них где-то году в 97-98. Там были отрывки из клипов, Томас с цепочкой с подвеской “ Нора.” Меня очень удивил вид молодого Томаса, я отметила, что он выглядит очень хорошо и стильно и не сомневалась в том, что у него в то время было много поклонниц. В программе постоянно говорили про Нору, но то ли я невнимательно слушала, то ли так все преподнесли. Но мне тогда представилось, что Нора просто была какая-то женщина, которая ни на шаг не отступала от Томаса и просто сама хотела прославиться и хотела быть третьим участником группы.
Мне, конечно, нравятся старые хиты группы, ряд сольных песен Томаса. Comeback группы мне понравился тем, что приятно было услышать знакомые мелодии, которые навевали много воспоминаний, но рэп в данном случае казался лишним. С другой стороны тогда оставался вариант только создания ремиксов на старые хиты. Несколько новых песен, что были в частой ротации, мне весьма понравилось, но много очень для меня, форматных, что ли вещей.
Мои самые любимые песни группы это “Cheri, Cheri Lady” (клип также очень неплох), “You Can Win If You Want”, “Jet Airliner”, “Atlantis Is Calling (S.O.S. for Love)”, “Geronimo’s Cadillac”. После воссоединения мои фавориты – это “Juliet”, “Sexy sexy love,” “After your love is gone”, ”You’re not Lisa”, “Mrs. Robota.”
В новых альбомах группы, кроме танцевальных хитов можно найти и медленные баллады под сопровождение фортепьяно, несколько песен в испанском стиле, например, такие как “Mystery”,”Maria”, ”No face, no name, no number.” На мой взгляд, самый лучший альбом с новыми песнями после второго воссоединения группы – это “Year of the dragon.”
Мне жаль, что так и не сложились в группе по-настоящему дружеские отношения. Но я конечно согласна, что успех Modern Talking – это совокупность таланта обоих. Возможно, Дитеру хотелось большего признания. В группе в 80-ых он для людей непосвященных на самом деле выглядел как просто ее участник. Не все знали, что он пишет всю музыку. С другой стороны, если бы он оставался просто автором песен, тогда бы о нем никто бы не знал еще больше. Ведь изначально и не планировалось его выступление на сцене с Томасом.

После первого распада группы Дитер вначале занимался продюсированием. Он написал очень успешную песню для Криса Нормана “Midnight lady”, которая звучала в популярном сериале Tatort (Комиссар Шимански), вновь помог напомнить о себе Бонни Тайлер. Также Дитер писал песни и продюсировал C. C. Catch (Каролина Катарина Мюллер). Вот что он писал о ней в своих мемуарах: “ Выяснилось, что хоть Каролина и не Мария Каллас, но может прекрасно петь с придыханием «hhh…». Если она пела «I love you», это звучало скорее как «Айхай лахав йуухуу», как будто пела по-тирольски. В ней было что-то неповторимое, а неповторимость в нашей среде гораздо важней, чем хороший голос. И я решил дать ей шанс.” Несколько песен в исполнении C. C. Catch это некогда забракованные песни для Modern Talking. Например, песня “I Can Lose My Heart Tonight”, которую отмели, так как думали, что она не поднимется выше двадцатого места в чартах. Конечно, можно упрекнуть Дитера за то, что его до такой степени беспокоили чарты. Но в тоже время нужно обладать уникальным талантом, чтобы умудрятся так нередко попадать в яблочко. У многих даже при большом желании так не получится, поэтому в этом сочетание мастерства, хорошее знание и понимание музыкальной кухни. Конечно, если бы он занимался какой-то инструментальной музыкой, или джазом его постоянные разговоры о чартах могли бы насторожить. Но так как он продюсер и работает в сфере популярной музыки и шоу-бизнеса, то он в принципе занимается тем, чем занимается, но при этом достаточно оригинально и талантливо. Причем он достаточно честно говорит со временем, когда он продюсирует человека с хорошим голосом, а когда, с не очень хорошим, потому что ему нужно заплатить кредит за дом.
В последствии C. C. Catch по словам Дитера заболела звездной болезнью, перестала готовиться к выступлениям, и прочее и ушла на другую фирму. Но альбомы, записанные с другими продюсерами уже не имела такого успеха.
Позже Дитер Болен создал группу “Blue system.” Изначально его не хотели видеть на сцене после распада Modern Talking, а только как продюсера. Это его очень обижало. Однажды он все-таки пришел к главе лейбла и стал настаивать на том, что хочет создать собственную группу. Его спросили, какого будет название и так как он не рассчитывал на столь быстрое согласие, то он посмотрел на этикетку своей джинсовой куртки и сказал “Blue system”. Группа просуществовала с 1987 по 1998гг и выпустила за это время 13 достаточно успешных альбомов.

Некоторые размышления о Томасе Андерсе времен 80-ых и в целом. Меня, конечно, поражает его порядочность. Казалось бы привлекательный юноша, мировая звезда, миллионы поклонниц и такая преданность жене. Это вызывает восхищение. Да и в принципе, привлекательный вид, кроме природных данных — это еще и старания Норы, первой жены, которая по образования была визажистом-стилистом. Загорелый вид Томаса, шикарные волосы, одежда, которая выглядит в целом неплохо и на сегодняшний день. Он выглядел этаким утонченным, романтичным эстетом.
Я была очень удивлена словами Томаса, что кто-то не понимал этого его вида, изречениями некоторых журналистов. По-моему этот его вид тоже, по сути дела, был ключом успеха группы, помимо хорошего вокала и мелодий песен. Хотя меня повеселила история в биографии Томаса Андерса его авторства про то, как он заказал в гостинице ополаскиватель для Норы, а служащий принял за Нору его. У меня просто тоже были случаи, когда я была в компании друзей и к нам могли обратиться “девочки”, хотя там были не одни девочки. Меня это тоже веселило.
Я понимаю, например, у нас некоторые могут придраться к прическе человека, просто потому что нужно прицепиться к чему-то. Как правило — это недалекие люди и часто в не особо трезвом виде. Но мне казалось, что Германия в 80-ых была вполне цивилизованной страной. И здесь открывается банальная причина некоторых статей о Томасе, и его внешнем виде и в целом неприятия чужой индивидуальности. Банальная зависть. Я не утверждаю, что лучше тот или иной внешний вид. Люди не должны выглядеть одинаково.

Когда группа стала популярной, жена Томаса Нора поначалу очень увлеклась всей этой суматохой, и по словам певца ей это пошло на пользу, так как она отвлеклась от нерадостных событий в собственной жизни. Но потом конечно Нора стала ревновать, заметив то, какой популярностью пользуется ее муж. Здесь чувства у меня двоякие. С одной стороны, Томас человек, который очень постоянный, в отличии от Дитера, и ревность была излишней. С другой для Норы Томас все- таки был практически единственным близким человеком на тот момент. К тому же она была еще очень молодой и не очень опытной. У многих складывалось впечатление, что Нора надела на Томаса цепочку с ее именем, заставила его еще и обвенчаться в церкви, делала какие-то совместные фотосессии. Но сам Томас говорил, что она ничего его не заставляла, что она иногда была излишне ревнивой, но в ней не было всего того ужасного что ей приписывали. Да и посмотрев несколько передач того времени с ее участием у меня не сложилось о ней мнение как о какой-то самоуверенной, наглой женщине. Она выглядела порой слегка застенчивой и что самое главное, искренней. К этому конечно можно еще добавить хороший вкус, эффектную фигуру и внешность.

Почему-то когда я впервые увидела Томаса с цепочкой “Нора “ у меня были мысли, что человек видимо очень любит эту Нору и это вызывало уважение. Конечно с точки зрения промоушена, учитывая большое количество поклонниц – это не было прибыльным предприятиям. Но зато это было честно. Если человеку нравится петь, он обладает привлекательной внешностью, ему теперь что ли давать обет безбрачия. Здесь просто был некоторый конфликт между тем, кем был в жизни Томас Андерс и тем как раскручивали его группу. Норе просто нужно было быть более уверенной в себе, и я не сомневаюсь, что Томас сам бы о ней говорил и фотографировался и прочее, как он сейчас это делает со второй женой Клаудией, и она наверняка не особо к этому стремится.
И в то же время хочу заметить, что у группы на самом деле хватает поклонников мужчин. Например, мой отец любил слушать эту группу, друзья нашей семьи могли их песни крутить в машине целыми днями, и у меня у самой было несколько знакомых, у которых Томас был любимым певцом.

Причины распада Modern Talking.

Мне довелось посмотреть концерт Томаса Андерса в Чили, где он поет песни группы, но уже без Дитера и в новом имидже. На бэк- вокале его первая жена Нора и ее подруга. И откровенно говоря, смотрятся они хорошо. Другое дело, что в группе пели только Томас и Дитер. И конечно в целях маркетинга компании выгодно, чтобы не было цепочек с Норой, не было ее на сцене. Конечно, если бы она была постарше, то думаю, вела бы себя умнее. Потому что все зависит от человека, а не от его популярности. Дитер как был непостоянным с юношеского возраста, так и остался, а Томас был очень честным человеком и ответственным и так всегда себя и вел. Если уж он достаточно рано женился, в 21 год, до его карьеры в группе, значит не просто так ведь. Мне кажется, Норе нужно было тоже какое-то серьезное занятие, нужно было дальше пробовать работать в качестве фотомодели.
Нельзя сказать, что от Норы исходил один негатив для группы. Посмотреть на Дитера, который не разбирался в одежде и одевал вещи, предоставленные бесплатно Адидас, для рекламы. И посмотреть на Томаса, у которого все по размерчику, модное по тем временам. Сам он загорелый, волосы подкрашены, хорошо уложены, губы помазаны блеском. Кроме природных данных здесь еще и заслуга Норы, которая была стилистом Томаса и гримером. Ее рука видна даже в том, как она иногда подводила глаза Томасу, также как и сама себе. Просто разные люди могут это по-разному делать.
В целом читая книги, интервью сложно так сказать вынести окончательный вердикт касательно первого распада группы. Каждый говорит вначале одно, потом другое. Мне кажется, ключевая была фраза Дитера, что, мол, Нора говорила: “Мой Томас в клипе не поедет с тобой в машине, а со мной. “ А его это возмущало, мол, как это ее, когда я его открыл миру. Он не был главным, не мог командовать. Просто Дитер не привык сильно с кем-то считаться. И Нора тоже. А Томас занял нейтральную позицию. Все конечно в силу того что они еще были неопытные, у Норы не было занятия по душе, а Дитер не привык, когда с ним кто-то не согласен. Кроме того сам Томас считал что ему просто нужно было отдохнуть пару месяцев после непрерывных гастролей. Может и Нора бы успокоилась. Дитер за это время бы не торопясь сочинил новые песни. Но Дитер настолько устал от противостояния с Норой, и то, что Томас ее поддерживает, что ссоры между ними начали негативно настраивать против группы некоторых поклонников и зрителей, что решил закрыть группу. При этом понятное дело, что в концепцию группы Нора не вписывалась. Просто Дитеру нужно было найти для Норы занятие. Но он, конечно, не привык с кем-то работать, ради кого-то париться, если это был не певец.
Я также почитала книги, написанные Дитером Боленом. Конечно с Томасом они очень разные по характеру. Томас постоянный, уравновешенный, Дитер вспыльчивый, прямолинейный, не постоянный. На первых порах, конечно, мешало то, что Томас был еще очень молод, как и его первая жена. Они не понимали, что такой успех — это может быть временным, что нужно работать. А Дитер это хорошо понимал, так как ему в жизни часто приходилось проявлять самостоятельность. И к этому успеху он шел много лет.

И вообще на самом деле вдвоем работать в творчестве не так уж и легко, как кажется. Нужно уметь находить компромиссы, а когда к этому подключаются, по сути, посторонние касательно творчества люди, до добра это не доводит.
Касательно второго распада Modern Talking, конечно, Дитер в своей второй книге несколько перегнул палку. Чувствуется, что он намеренно пытается наговорить на Томаса. Потому что до этого он писал о тех же вещах иначе. Конечно, он был недоволен и тем, что они так и не стали друзьями хоть немного. Как я поняла, Дитеру не нравилось, что Томас не уделяет столько времени группе, как он. Но здесь тоже нужно иногда понимать, что певец на то он и певец, чтобы петь, хорошо выглядеть и фотографироваться, скажем. Он все равно не будет корпеть над песней столько, сколько автор.
Я считаю, что в том, что произошло, нет чего-то плохого или хорошего. Все произошло так, как должно было быть. Не факт, что было бы лучше, если бы, например, у Норы был другой характер или бы она вела себя по-другому. Я не считаю, что кто-то конкретно виноват в первом распаде группы. Все коим-то образом приложили к этому усилие, к тому, что группа шла к этому. Виновато не понимание друг друга и нежелание идти на компромиссы, договариваться. В любом случае группа записала шесть прекрасных альбомов, много хитов — это не мало.

Сольная карьера Томаса Андерса.

Томас в дальнейшем записывает сольные альбомы. Он хотел отойти от имиджа, что у него был в группе. Он стал собирать волосы в хвост, носить рваные джинсы. Альбомы не пользовались таким успехом, как записи Modern Talking, хотя они неплохие и есть очень сильные песни. И причина конечно очевидна. Во-первых, недостаток более ритмичных песен, во-вторых такой хит- мейкер как Дитер на каждом углу не валяется. Конечно, многие ругают Дитера за излишнюю простоту в песнях. Но все равно существует определенный стиль группы и его музыкально сложно скопировать. К тому же, нужно понимать в каких условиях работал Дитер. Первый его контракт заключался в том, что он должен был написать более тридцати песен за месяц и при этом у него вешали перед носом чарты и говорили, учись, как нужно работать.
В целом сольные альбомы у Томаса до второго возобновления Modern Talking — это красивые мелодичные поп-песни, баллады. Есть целый альбом на испанском языке “Barcos de Cristal”. Очень красивая одноименная песня, которая звучала как главная песня в аргентинском телесериале.
Когда я стала слушать альбом Томаса “Strong” (2010г.) у меня было изначально немного предвзятое мнение, исходя из того, что мне доводилось слышать чаще всего из него. Думала, что будет что-нибудь излишне коммерческое или что-то в духе “Why do you cry”. Последняя конечно неплохая песня, но как оказалось на альбоме она далеко не самая лучшая. Но альбом мне понравился. Процентов 70 я включила в один из своих плейлистов. На альбоме есть романтические песни, порой меланхолические, что его больше выделяет из общего настроения других сольных альбомов певца, легкие танцевальные мелодии. Приятно, что над альбомом работали в России, что так сказать не ударили в грязь лицом.
Объясняется моя симпатия к творчеству Томаса Андерса конечно не только тем что я с 5-и до лет 10-и слушала на пластинке альбом Modern Talking “Поговорим о любви”. Ведь артист тоже взрослеет, в чем-то может меняться. К тому же мне нравился в альбоме не только голос, но и в первую очередь музыка. Просто Томас Андерс можно сказать вырос в 80-ых, а у меня тоже немало было любимых групп, рассвет которых пришелся на это время, поэтому естественно, что мне могут понравиться те песни, которые этот известный певец выберет для исполнения.
Конечно, нельзя сказать, что у Томаса очень сильный голос по общим меркам, но в том жанре, что он выступает, у него голос вполне. И он у него очень красивый по звучанию и чувственный. В этом его изюминка. Голос Томаса сразу легко узнается, его ни с кем не спутаешь, он особенный. А это на самом деле важно и о многом говорит. Кроме того конечно положительный имидж и такие же личностные качества тоже сыграли немалую роль.
Также мне очень понравилась песня-сингл “Ibiza Baba Baya” 2008г., очень красивая мелодия, звучание, великолепно спето. Из ранних сольных альбомов Томаса мне очень понравились песни “The sweet hello, the sad goodbye” (особенно),“You are my life,” “Will you let me know,” “Don’t say you love me,” “Road to higher love”, “South of love” и немало песен в испано-язычном альбоме.

Я думаю, что Томасу не нужно было так много времени проводить в Лос-Анжелесе и искать там каких-то авторов песен. Я понимаю, что после распада группы, он хотел спокойствия и тишины. Но пока он был за границей, Дитер налаживал, образно выражаясь, связи на родине. Кроме того я считаю Томасу не нужно было менять имидж или во всяком случае не сразу. Он удачно его изменил. Но тем самым он показал, что “Modern Talking” в прошлом, он стал другим. И можно сказать пытался заново все начать. А зачем? Нужно было продолжать. Одинокий брошенный вокалист из “Modern Talking”, который все так же в контраст Дитеру утонченно выглядит и поет романтичные песни, он постепенно взрослеет и меняет имидж. Просто я думаю, очень резко они сменили имидж.
Нора поначалу ездила с Томасом в турне, но постепенно она поняла, что это не так уж и легко. Особенно турне по России. Она все больше жила в Лос-Анжелесе, где они с Томасом купили дом. В Кобленце у них оставался пентхаус Норы, и была квартира в Берлине. В дальнейшем они купили большой шикарный дом недалеко от Кобленца, а пентхаус Норы и квартиру в Берлине продали. Но Нора все равно больше жила в Лос-Анжелесе. Она немного подрабатывала в туристической фирме, хотя конечно Томас обеспечивал в дальнейшем и себя и ее. Они были женаты пятнадцать лет, хотя Томас говорит, что реально они жили как семья около шести лет. Просто, по его словам, его пугала волокита с бумагами и не было необходимости в разводе.
Нора наверное не хотела возвращаться в Германию, потому что она чувствовала за собой какую-то вину в том, что некоторыми поступками как-то помешала карьере Томаса и поняла что это все не так легко, как ей представлялось, без Дитера. Возможно, ей было просто интереснее в Лос-Анжелесе. Для одного Томаса дом в Германии был слишком большим, и они решили его продать и он купил себе пентхаус в Кобленце. Поначалу они с Норой ездили друг к другу, переживали, расставаясь, но постепенно они стали жить, к сожалению, разными жизнями. Очень жаль, что такая красивая любовь не выдержала трудностей и так закончилась.
Томас иногда давал концерты, его записи пользовались некоторым успехом за рубежом, но в Германии его упорно игнорировали. Ну есть еще поговорка “нет пророка в своем отечестве.” Я вообще заметила даже по статьям что некоторые немецкие журналисты менее уважительны в статьях к группе, нежели зарубежные. Хотя должны были бы гордится тем, что группа из их страны известна во всем мире и вошла в историю популярной музыки. Но и журналистам не чуждо ничто человеческое…

Modern Talking – возвращение.


Томас с друзьями организовал компанию по подготовке праздников, вел программу “Loveline” на радио с 22.00 до полуночи, иногда давал концерты. Вскоре он знакомится с Клаудией. Он с друзьями любил сидеть вечером в кафе. Он знал почти всех посетителей, как вдруг увидел симпатичную незнакомую женщину за соседним столиком. Он стал спрашивать у друзей кто она. Находчивые друзья стали подходить как бы ненароком к Клаудии и пытаться завести разговор, а один даже притащил цветок, мол, он от Томаса. Клаудия сказала Томасу: “ Ты всегда такой нерешительный?” Она узнала кто он, но в Кобленце к Томасу относились “спокойнее” , он был там более привычным человеком.

Клаудия работала секретарем в строительной фирме, у нее еще были отношения с человеком. Они были несколько месяцев с Томасом просто друзьями. Томаса, конечно, это расстраивало, но он решил подождать, чтобы предыдущие отношения Клаудия сами закончились и только потом что-то предпринимать. Клаудия могла часами плакаться Томасу, а он ее внимательно выслушивал. В итоге, когда Клаудия осталась одна, она поняла что любит Томаса. Она говорила, что однажды она заскочила к нему на 15 минут, а он приготовил ей шикарный ужин и пел песни, аккомпанируя себе на рояле. В итоге она ушла домой только часа в четыре. Ее родители не воспринимали Томаса поначалу серьезно. Считали что Клаудия просто игрушка для него, и к тому же он был официально еще женат.
Томас и Нора развелись. У Норы тоже новая семья и она больше не хочет быть публичным человеком. Они сохранили друг к другу уважительное отношение. Томас говорит, что конечно нельзя полностью вычеркнуть Нору из его биографии, так как они много лет были вместе. Тем не менее, Нора однажды подала в суд на Томаса, в связи с его автобиографией. Просто у них была договоренность о не раскрытии подробностей совместной жизни. Хотя на самом деле он ничего сильно не раскрыл, а по сравнению с книгами Дитера можно сказать вообще ничего почти не написал.
Однажды Томасу поступило предложение о возобновлении группы Modern Talking. Он очень долго сомневался, но так как Дитер был тоже согласен, то решил, что нужно попробовать. Он думал, что они стали взрослее и все будет иначе. Конечно, он волновался, и чтобы их возвращение не было провалом.

Изначально Дитер хотел просто записать новые песни, но лейбл посоветовал им вначале сделать новые обработки их старых хитов. Никто не ожидал такого успешного возвращения группы Modern Talking. Продажи записей даже превосходили первоначальные, их успех в 80-ых. Конечно, многим людям было приятно вспомнить свое прошлое, послушать заново любимые песни, подтянулись и новые поклонники. И в целом очень не хватало и не хватает в музыке чего-то оригинального и при этом запоминающегося. Как правильно сказал Томас сейчас столько каналов, что им всем наспех надо ваять каких-то звезд, крутить их. А в его время их было не так много. В итоге количество стало доминировать над качеством.

Comeback был очень успешным. Группа выпустила семь альбомов за пять лет, сняла новые клипы, дала много концертов. Клаудиа и Томас поженились, и у них родился сын Александр. У Дитера были непонятные отношения: Наддель, Верона, Эстефания. Это те, чьи имена были широко известны. Писали, что кто-то сделал карьеру благодаря имени Дитера. Может, я какие-то журналы неправильные читаю, но честно говоря, я все эти имена узнала, только когда прочитала книгу Дитера Болена. Наддель я помню по фото в журнале, году в 2000, где она с Дитером в купе поезда во время концертов в России.
Дитера пригласили заниматься шоу ”Германия ищет суперзвезду” , где из талантливых и не очень ребят стряпали артистов и он постепенно потерял интерес к “Modern Talking”, и конечно ему снова не хватало чего-то в группе. Мне кажется, тогда ему больше импонировал собственный успех, нежели совместный. Но как бы там ни было, главное, что и Томас Андерс и Дитер Болен вместе действительно вписали свою главу в истории музыки, что они радуют поклонников своим сольным творчеством и будут продолжать радовать.
© Мария Сергина. Все права защищены. Использование всей статьи или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора.

E-mail:[email protected]
© Copyright: Мария Сергина, 2012


Top