Взаимосвязь природы и общества характеризуется. Взаимосвязь природы и общества

Билет 5 Вопрос 1. Взаимосвязь общества и природы.Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек – часть природы, природное существо в силу своего происхождения. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования. Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Природная среда, географические и климатические условия и по сей день оказывают значительное влияние на развитие хозяйства той или иной страны, народа, ускоряя или замедляя темпы их развития.И русские историки (В. О. Ключевский), и зарубежные заметили благотворное влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь народов. Реки служили удобными торговыми путями; не позволяли населению обособляться; содействуя компактному проживанию; ускоряли процесс формирования государства. Суровый климат, богатая среда обитания замедляли темпы развития народов, отбрасывая их на периферию мировой истории.Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Т. де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов.В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям.Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую организацию общественной жизни, при которой возможно гармоничное развитие общества и природы.

Билет 5

Вопрос 1 . Взаимосвязь общества и природы.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек – часть природы, природное существо в силу своего происхождения. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования.

Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.

Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Природная среда, географические и климатические условия и по сей день оказывают значительное влияние на развитие хозяйства той или иной страны, народа, ускоряя или замедляя темпы их развития.

И русские историки (В. О. Ключевский), и зарубежные заметили благотворное влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь народов. Реки служили удобными торговыми путями; не позволяли населению обособляться; содействуя компактному проживанию; ускоряли процесс формирования государства. Суровый климат, богатая среда обитания замедляли темпы развития народов, отбрасывая их на периферию мировой истории.

Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Т. де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов.

В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям.

Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую организацию общественной жизни, при которой возможно гармоничное развитие общества и природы.

Одной из актуальных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является взаимосвязь общества и природы .

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир во всем многообразии его форм. В этом значении природа выступает как синоним понятия Вселенная. В узком смысле слова - в соотно­шении с понятием «общество» под природой понимают весь материальный (неорганический и органический) мир за исключением общества. В этом контексте приро­да отожествляется с окружающей человека средой, т.е. с той частью действительности, которая выступает как со­вокупность естественных условий существования челове­ческого общества.

Общество , качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. В процессе эво­люционного развития природы сформировались необхо­димые климатические и биологические предпосылки для возникновения человека и общества. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и об­щества в целом. Общество черпает из природы средства питания и сырье для изготовления средств производства.

Существование и развитие общества в определенной степени определяются запасами природных ресурсов, так как они территориально распределены неравномерно. На развитие общества влияние оказывают естественные бо­гатства, дающие средства к жизни (естественное плодо­родие почвы, наличие рыбы в морях и реках, дичи в ле­сах и пр.), а также природные богатства, являющиеся средствами труда (уголь, нефть, газ, гидроресурсы и т.д.). На ранних стадиях развития общества, в особенности в условиях первобытно-общинного строя, естественные богатства средств к жизни играли для людей гораздо большую роль, чем природные богатства средств труда. Однако начиная с промышленной революции XVIII в. главную роль в развитии общества стали играть природ­ные богатства, являющиеся средствами труда.

На жизнедеятельность человека и общества известное влияние оказывают климатические условия различных географических широт (наиболее благоприятны средние широты, а менее благоприятны - районы Севера и пус­тынь) и стихийные силы природы (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.).

Общество, в свою очередь, всей своей жизнедеятель­ностью оказывает влияние на природу. Через материаль­ное производство общество осуществляет свое значи­тельное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее. История совместного существования общества и природы представляет собой единство двух тенден­ций: 1. с развитием общества расширяется господство человека над природой; 2. одновременно постоянно уве­личивается дисгармония между обществом и природой.

Закономерностью взаимодействия общества и приро­ды выступает обмен веществ между ними: человек по­требляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется в основном через производство, в ходе которого, потреб­ляя природные ресурсы для производства материальных благ, общество выделяет в природу продукты жизнедея­тельности и отходы производства. В настоящее время эти отходы загрязняют природу в такой степени, что по­является опасность нарушения динамического равнове­сия процессов биосферы.

В рамках экологии - науки о вещественно-энергети­ческих процессах между организмами и окружающей средой - разрабатываются общие принципы взаимодей­ствия общества с природой. Ученые считают, что обще­ство структурно включено в биосферу и в этом смысле может рассматриваться как часть ее целостной системы. Как часть этой системы общество должно поддерживать ее целостность. Преобразуя компоненты биосферы, не­обходимо учитывать, что они играют определенную роль в поддержании биосферного равновесия и могут изме­няться в определенных пределах, допускаемых их функ­циональной ролью в системе биосферы.

Стройную концепцию воздействия общества на при­роду разработал академик В.И. Вернадский . Он рассмат­ривал человечество как мощную геологическую силу, влияние которой на биосферу возрастает. На определен­ном этапе развития биосфера переходит к ноосфере (сфе­ре разума ). В.И. Вернадский называл ноосферой среду обитания человечества, управляемую научным разумом.

Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

- (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество - природа».

- Природа - I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера).

- Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

- Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

- Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

Во-первых, воздействие природы на общество,

Во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае , природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае , общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

Природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

Охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

Обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Прежде всего, соотнесем, сопоставим понятия природы и общества. В истории цивилизации понятия природы и общества подобно другим философским категориям претерпевали существенную трансформацию, употреблялись в различных значениях. И в современной философии эти понятия используются неоднозначно.

Природа, земная и космическая, - та часть материального мира, которая не создана человеком, независима от него и существует до появления общества. Материальным является и само общественное бытие. Человек является продуктом и субъектом общественно-трудовой деятельности. Фактически природа - это одно из наиболее широких понятий. Оно охватывает все существующее, т. е. бытие, частью которого является и сам человек. В истории философии и естествознания чаще употребляется понятие «природа» для обозначения земных естественных (зачастую и геологических, физических) условий существования человека и общества. В этом аспекте под природой понимается естественная среда обитания человечества и в этом смысле она противопоставляется понятию общества.

«Природа в самом общем смысле есть существование вещей, подчиненное законам» (И. Кант).

В широком смысле общество - обособившаяся часть природы. Понятие общества обозначает всю совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество, как качественно новая материальная система, проявляется в функционировании и развитии, воспроизводстве социальных организаций, институтов, групп, классов, наций, межнациональных общностей и др.

В узком смысле под обществом понимают исторически конкретный тип социальной системы (например, «рабовладельческое общество») или определенную форму социальных отношений (например, гражданское общество, противопоставленное государству).

Общество, будучи закономерным результатом развития природы, возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на природу, но одновременно общество всегда испытывало и испытывает обратное воздействие со стороны природы. Эта диалектическая взаимосвязь природы и общества носит сложный, противоречивый характер. Исторически взаимодействие природы и общества менялось. Но сегодня возникли наиболее острые противоречия в связи с формированием расширяющегося очеловеченного пространства (по В. И. Вернадскому «ноосфера»). Обострение противоречий во многом обусловлено тем, что общество все более разрушительно воздействует на природу и истощает ее.

Часть природы, которая оказывалась вовлеченной в процесс производства и качественного изменения человеком, французский ученый Ж. Э. Реклю обозначил понятием географический среды. Причем не только Реклю, но ряд других ученых высказывали и обосновывали мысль о приоритетности географического фактора в развитии общества, рассматривая бедность и богатство естественных условий как важнейшую причину, определяющую ход цивилизационной истории. Такой подход в науке под названием географического детерминизма использовался для оправдания политики отдельных государств, направленной на захват чужих территорий и расширение «жизненного пространства» для населения своей страны.

Содержание и форма конкретных механизмов взаимосвязи природы и общества производны от исторически сложившихся способов производства. Вопрос о конкретных формах взаимосвязи природы и общества сегодня приобретает особое теоретическое и практическое значение. Особенно при выяснении смысла истории, будущего всего человечества. Ныне перед человечеством стоит проблема выживания. Поэтому все поли тические, социальные и экономические явления следует рас: сматривать с позиции необходимости решения этой проблемы. Она требует от каждого из людей нового уровня социальной ответственности, понимания перспектив развития цивилизации, четкого знания, куда и зачем идет человечество. Философия, как духовная квинтэссенция современности, обязана активно участвовать в выработке решения жизненно важной глобальной проблемы взаимодействия природы и общества.

Первое, самое общее представление о взаимосвязи природы и общества позволяет получить приятие окружающей среды жизнедеятельности человека. Различают естественную среду, которая охватывает неживую и живую материальные системы, которые возникли вне и независимо от человека, но со временем становятся объектом его воздействия и познания (например, часть Вселенной в результате развития космонавтики). В естественной среде обитания различают 2 вида явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения и животные) и естественные богатств, выступающие в качестве предметов труда (уголь, энергия ветра, нефть и т. д.). На начальных и ранних этапах истории главную роль в жизни человечества играли естественные источники средств жизни. Практика порождает и обусловливает активно-творческое отношение человека к миру. Существенным результатом развития общественного производства является создание искусственной среды жизни человека. Искусственная среда состоит из вещественной основы (производственные сооружения, орудия труда, домашние растения и животные, здания и т. п.) и системы определенных общественных отношений (производственные, семейные, бытовые и др.). Таким образом, компоненты, связанные с проблемами выживания человека, можно разделить, во - первых, на те, существование которых не зависит от человека (космические катаклизмы, излучения, планетарные стихийные бедствия, катастрофы и т. д.); во-вторых, на те, которые создаются человеком (ухудшение среды обитания, мировые и локальные военные конфликты, сокращение минерально-сырьевых и энергетических ресурсов и т. п.).

По мере цивилизационного развития роль общества и значение искусственной среды в жизни человека последовательно возрастают. Можно сказать, что в результате антропогенного воздействия человека на природу искусственная среда наступает и вытесняет сегодня естественную. Ныне географам остается только мечтать о чистой географической среде, ибо ее просто не существует. Но существуют техногенные ландшафты и техногенная среда (ежегодно человечество производит техномассу в количестве 1013 - 1G14 т). Само познание природы зависит не только от восприятия природы человеком, но и от познания человеком самого себя. Естествознание, исследующее условия возникновения искусственной среды, вводит в свой понятийный аппарат представление о человеке как субъекте искусственного преобразования природы, введение категории искусственного в структуру естественного является исходным пунктом его экологизации.

Естественная среда - это не только материальные условия жизнедеятельности, она - исходный пункт производства. Она - объект, при взаимодействии с которым возникают определенные практические, познавательные, эстетические и нравственные отношения, т. е. с ней связана и физическая, и духовная жизнь человека. Человек, отражающий природу в своем сознании и ставящий перед собой цели, является субъектом различных видов деятельности. Жизнь человека, равно как и среда его жизни, - это не свойство знания, наоборот, люди сначала должны жить, а потом уж они способны что-то знать о среде своей жизни, т. е. необходимо рассматривать природу не логически, а бытийно, не как объект, а как среду жизни. Это нужно особенно помнить и учитывать при философском анализе проблем человека. Подчеркнем, что социальная экология - область социологии, исследующая закономерности взаимодействия общества и природы1.

Под влиянием идей, появившихся в конце XIX - начале XX вв. в России, получивших название космизма, рассматривавших взаимодействие природы и общества, стали широко использоваться такие понятия, как биосфера, ноосфера, которые позволяют конкретизировать, уточнить и выяснить содержание диалектики природного и общественного, прогнозировать их новые реалии. Биосфера включает все сферы проявления жизни (растительное царство, микроорганизмы, животные, человек). Техносфера представляет собой совокупность материальных средств результатов и продуктов человеческой деятельности. «Ноосфера» обозначает такой процесс, - когда человечество, вооруженное научной мыслью, становится движущей силой развития нашей планеты. Как считал В. Вернадский, ноосферой является мир, в котором знание об этом мире является его структурой, а отношение человека к природе рассматривается в качестве формы проявления самой природы. Ноосфера - это универсальная характеристика связей природы и общества, которая позволяет установить гармонизировать искусственные и естественные компоненты человеческой деятельности и проецирует их на эволюцию биосферы,

Сегодня, когда, остро стоит вопрос о сохранении биосферы, жизни на Земле, остановимся на проблеме эволюции биосферы и ее перехода в ноосферу. Человек должен понять, писал В. Вернадский, «что он не есть случайное, независимое от окружающей биосферы существо».

Полезно помнить, что природный субстрат является необходимой материальной предпосылкой, полем деятельности, природной «ипостасью» любой человеческой вещи, машины, системы машин и т. д. и никакая научно-техническая революция не изменит того обстоятельства, что природная составляющая - атрибут любой социальной вещи. Но, тогда любые предметы материальной культуры, поскольку они природные тела, преобразованные человеком, подчинены, детерминированны естественными закономерностями; механическими, физическими и т. д., сохраняющими качество данного природного субстрата. Однако, создавая предметы материальной культуры, человек преследует свои цели, которые вовсе не совпадают с закономерностями воспроизводства природного тела данных предметов, что, конечно, не отменяет закономерностей, которые продолжают действовать, но часто действовать разрушительно.

История показала, что, вырывая, в том числе и в прямом смысле слова, природные тела, органические и неорганические, из сложившихся естественных связей, получая их в своих целях в «чистом виде», люди всегда (вопрос только когда и в некой форме) обнаруживали ту или иную, но уже социальную, а в XX веке глобальную проблему. Так было и будет всегда, поскольку человек, покоритель «природных кладовых», сам, как ни крути - «природное существо» (К. Маркс), но он как творец неоосферы свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет. Но если природа существовала до человека и может обходиться без человека, то он живет в ней и вне ее жить не может. Став частью биосферы, человек изменяет ее, приспосабливая к своим нужцам и потребностям. В ряде случаев человек улучшил свойства отдельных растений и животных, вывел их новые формы, изменил природный ландшафт, сделал пригодными для обитания людей новые регионы и т. д. В этом смысле воздействие человека на биосферу носит положительный характер. Но если учесть, что эволюция живого идет под влиянием человека, то подавляющее большинство органических форм обречено на вымирание, будучи не в состоянии адаптироваться к среде, резко измененной человеком. Факты свидетельствуют, что в век НТР возрастают последствия разрушительного вторжения человека в биосферу, ведущего к обеднению естественных богатств, масштабному загрязнению окружающей среды, к ломке сложившихся в живой природе связей между биоценозами, отдельными видами и популяциями флоры и фауны. И если на ранних этапах цивилизационного развития последствия деятельности людей не носили рокового характера и природа успевала самовосстанавливаться после нанесенного ей ущерба, то, начиная со времени интенсивного промышленного производства, последствия человеческой деятельности приобретают глобальный, часто катастрофический характер.


Top