Биография Алексея Плещеева (кратко). Плещеев алексей николаевич

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.

Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Плещеев Алексей Николаевич

Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. В апреле 1849 г., когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

22 декабря 1849 года Алексея Плещева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной "во внимание к молодым его летам" ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки".

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то…
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Плещеев Алексей Николаевич

Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".

"Вперед! Без страха и сомненья..." - одно из самых известных стихотворений Алексея Николаевича Плещеева.

Часто мы готовы назвать человека дураком только за то, что он не сочувствует нашим убеждениям.

Плещеев Алексей Николаевич

Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.
Жрецов греха и лжи мы будем
Глаголом истины карать,
И спящих мы от сна разбудим,
И поведем на битву рать!
Не сотворим себе кумира
Ни на земле, ни в небесах;
За все дары и блага мира
Мы не падем пред ним во прах!..
Провозглашать любви ученье
Мы будем нищим, богачам
И за него снесем гоненье,
Простив безумным палачам!
Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил;
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!
Пусть нам звездою путеводной
Святая истина горит;
И верьте, голос благородный
Недаром в мире прозвучит!
Внемлите ж, браться, слову брата,
Пока мы полны юных сил:
Вперед, вперед, и без возврата,
Что б рок вдали нам ни сулил!

Родился 4 декабря 1825 года в Костроме. Отец был чиновником и умер, когда Алексею Николаевичу исполнилось всего два года. Мать, Елена Александровна, воспитывала сына одна, Плещеев получил прекрасное домашнее образование. Детство будущего поэта прошло в Нижнем Новгороде.

В 1839 году семья Плещеевых переезжает в Петербург, где Алексей Николаевич поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Спустя два года (1842 г.) Плещеев уходит из училища, а в 1843 году поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже с этого возраста Николай Алексеевич увлекается социалистическими идеями, живо интересуется политической деятельностью и предстоящими реформами в стране.

В 1845 году Плещеев покидает университет, так и не окончив его. К этому времени он уже активно занимался литературной деятельностью, писал стихи и выступал как прозаик.

В 1849 году Плещеев был арестован из-за своей связи с петрашевцами. По обвинению в распространении запрещённой литературы его приговорили к расстрелу, но приговор не привели в исполнение и заменили четырьмя годами каторги. В этом же году Плещеева лишили состояния и, смягчив приговор, направили для несения пограничной службы в Оренбургский край. Там Плещеев получил звание унтер-офицера, затем прапорщика, а после перешёл на гражданскую службу.

В 1857 году Плещеев женится. Он мечтает переехать в Петербург навсегда, но над ним установлен тайный полицейский надзор и по политическим соображениям правительство не разрешает Плещееву жить в столицах.

В 1859 году Плещеев получает разрешение переехать в Москву, где он полноценно может заниматься творчеством. В Москве Плещеев сотрудничает с журналом "Современник", печатается в газетах и журналах. Он пишет критические статьи, увлекаясь идеями социализма, давая отзывы об общественно-политической жизни России.

В 1863 году Николая Алексеевича пытаются обвинить в антиправительственной деятельности. Обвинение оказалось снято за неимением доказательств.

В 1864 году умирает жена Плещеева. Позже Плещеев женится во второй раз. Перед ним остро встаёт проблема обеспечения семьи, он поступает вновь на службу, в то же время пытаясь заработать на жизнь публикациями собственных произведений.

С 1872 года Плещеев живёт в Петербурге и работает в журнале "Отечественные записки". Поэт постоянно борется с нуждой, работает, чтобы обеспечить достойный уровень жизни своей семье. Судьба вознаградила поэта за долгие годы трудов и в конце жизни он получает наследство, позволившее ему безбедно существовать и заниматься творчеством.

ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич родился в семье губернского чиновника - поэт.

Его семья принадлежала к старинной дворян­ской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводит­ся на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.

До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностран­ных языков.

В 1839 был отдан в Пе­тербургскую школу гвардейских подпра­порщиков, где некогда учился и Лермон­тов .

В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Од­нако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его поки­нуть университет, чтобы на свободе за­няться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» - историей и полит­экономией.

В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чте­ния», «Литературной газете».

В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он ста­новится членом общества, возглавляемого Петрашевским.

В 1849 кружок был разгром­лен. Алексей Николаевич вместе с другими членами круж­ка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заме­нена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядо­вым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.

В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерван­ную литературную деятельность. Он актив­ный сотрудник «Современника», в 1859- 60 неофициально редактирует газету «Мос­ковский вестник».

В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.

В 1887, 1898 и 1905 - полное собрание его стихотворений.

В 1860 и 1896-97 - два тома повестей и расска­зов.

Плещеев издает в эту пору «Повести и рас­сказы» И. С. Тургенева , семь выпусков полезного пособия для учащихся - «Гео­графические очерки и картины» , литера­турные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое по­ложение, он вынужден служить ревизо­ром Контрольной палаты Московского почтамта.

С 1867 в связи с возобновлением Некра­совым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.

В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, актив­ным его сотрудником.

С 1877 - заведую­щим стихотворным отделом. После за­крытия «Отечественных записок» вме­сте с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал сти­хотворным и беллетристическим отделами. Плещеев заботился об успехе журнала и прила­гал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы. Он при­нимал деятельное участие в работе Лите­ратурного фонда, был старшиной Артисти­ческого кружка в Москве, организован­ного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических пи­сателей, председателем Общества сцени­ческих деятелей, членом Театрально-ли­тературного комитета, активным участни­ком Общества российской словесности.

Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина , Лермонто­ва, Огарева , Алексей Николаевич продолжал традиции граж­данской лирики.

Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, кото­рую пели в канун революции.

Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой» , которое до не­давнего времени приписывали то Добролю­бову, то Рылееву . Призывавшее к бесстра­шию, оно способствовало сплочению пере­довых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.

Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского , его стрем­ления честного служения своей музой об­ществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев вни­мательно следит за деятельностью Чер­нышевского , Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг., звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?» ). Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдаю­щему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице» ).

Самое сильное стихотворение этого цик­ла - «Отчизна» , где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «нена­висть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?» ).

Реалистические тенденции русской ли­тературы обусловили развитие сатириче­ского жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, кото­рому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастли­вец», «Дети века все больные» ). Самое силь­ное стихотворение этого цикла - «Марш отступников» , полное ненависти к ренега­там и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева. Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические собы­тия, обращаясь к молодежи, к единомыш­ленникам, участникам революционного движения. Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэ­та и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.

Как и Некрасов, он обращается к об­разам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чер­нышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечатель­ных борцов революционной демократии. И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цен­зуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современ­ники узнали тех, чей облик нашел во­площение в стихах Алексея Николаевича.

Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкно­венно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60-70-е гг. то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою отор­ванность от крестьянской массы. Его мучило сознание, что он не может вопло­тить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за сво­боду народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно» ). Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обще­ству, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей со­вестью, оставаясь верным служению отчизне.

Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающая­ся простотой, задушевностью («Летние песни» ). Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей лю­бовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяс­нить окружающий мир. Он нарисовал пре­красные картины родной природы «роди­мой сторонки». Эти чудесные стихи по до­стоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написав­шие на них музыку.

Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального твор­чества, придавая большое значение выбору оригинала. Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому ис­кусству, как к работе художественной. Его перу принадлежат первые в России перево­ды из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мо­пассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.

Разносторонне образованный, обладав­ший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических ста­тей, обзоров, рецензий, напечатанных ано­нимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.

Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Статьи революционно-демокра­тических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современ­ник» и «Отечественные записки» отража­ли отношение передовых людей к творче­ству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии. Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.

Умер – , Париж.

Р усский писатель-петрашевец родился в обедневшей дворянской семье. Подростком его отдали в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где он, однако, не доучился, покинув ее 1843 году, чтобы поступить в Петербургский университет для изучения восточных языков. Благодаря университету он начал входить в литературные круги столицы, познакомился с Достоевским, Гончаровым, Салтыковым-Щедриным и другими.

В 1845 году он подружился с участниками кружка Петрашевского. Тогда же он оставил университет из-за стесненного материального положения и посвятил себя исключительно писательству. На следующий год вышел его первый сборник стихов, вскоре он начал пробовать себя и в прозе. В 1849 году Плещеев в числе других членов кружка петрашевцев был арестован. 21 человек был приговорен к расстрелу, но все были помилованы прямо на месте казни (в том числе Достоевский). Плещеев получил взамен четыре года каторги.

В 1850 году он оказался сосланным в солдаты в Уральске, затем в Оренбурге. Всего в тех краях он провел восемь лет. Плещеев добровольно принял участие в Туркестанских походах и за храбрость был повышен до унтер-офицера, а затем получил чин прапорщика и возможность перейти на гражданскую службу. Он поступил в канцелярию оренбургского губернатора и женился.

В 1858 году ему разрешили вернуться в Петербург и возвратили права потомственного дворянина. Тогда же, после десятилетнего перерыва, вышел его второй сборник стихов. На следующий год «под строжайшим надзором» он поселился в Москве и стал заниматься литературой, в частности сотрудничать с журналом «Современник». Со временем Плещеев все больше вовлекался в политическую жизнь, по неподтвержденным слухам, даже держал подпольную типографию. При этом лирика его оставалась мелодичной и романтической, из-за чего на его стихи было написано более сотни романсов и песен. В 1868 году овдовевший писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова занял пост секретаря журнала «Отечественные записки».

В 1890 году Плещеев получил огромное наследство от одного из родственников, что позволило ему обеспечить детей, учредить фонды для поощрения талантливых писателей, финансировать издания. Через три года, направляясь для лечения в Ниццу, 67-летний Плещеев по дороге скончался от апоплексического удара.

Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 века писатель С.И. Плещеев). Отец Плещеева с 1826 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде. С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков.

С 1844 года Плещеев публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи, варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали. С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе («На зов друзей», 1945; прозванное «русской Марсельезой», «Вперед! Без страха и сомненья...» и «По чувствам братья мы с тобой», оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи.

В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы Алексей Николаевич сближается с другими ссыльными – Т.Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л. Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: «Когда твой кроткий, ясный взор...», «Тобой лишь ясны дни мои...», оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения («Раздумья», «В степи», «Молитва»). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.

В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. В августе 1859 поселяется в Москве. Много печатается (в т.ч. в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 Плещеев становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, Тургенев, Толстой, Писемский, Рубинштейн, Чайковский, актеры Малого театра.

В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Переводил также (зачастую впервые в России) художественную и научную прозу. Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов, более 100 его стихотворений положены на музыку. Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег. Близкий к театральной среде, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864, и др.).

В 1880-е годы Плещеев поддерживал молодых писателей – В.М. Гаршина, А.П. Чехова, А.Н. Апухтина, И.З. Сурикова, С.Я. Надсона; общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус и другими.

В 1890 Плещеев приезжал в родовое имение при с. Чернозерье Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне Мокшанского района для принятия наследства, жил в Мокшане. В 1891 пожертвовал деньги в помощь голодающим губернии. До 1917 при Чернозерском училище была стипендия Плещева. Умер Алексей Николаевич в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.


Top