Характер главной героини пьесы гроза. Характеристика героев пьесы гроза

1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;

Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами;

Кабаниха - речь лицемерная, «давящая»;

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

3. Использование приема контраста и сопоставления:

Монолог Феклуши - монолог Кулигина;

Жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Город Калинов - это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе - это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни - позиция автора, призывающего изменить ее.

А.Н. Островский «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме

Катерина
В детстве В семье Кабановых
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Вывод. Для Катерины главное - жить согласно своей душе Вывод. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Мир, в котором живёт героиня. Выросла в простой купеческой семье, где царили любовь и уважение друг к другу. В религии находила высшую правду. Её мир наполнен поэзией и красотой. Они - в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, в вышивании золотом по бархату.

Характер героини. Натура сильная, страстная, свободолюбивая. «Я ещё лет шести была..! Обидели меня чем-то дома... я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!». «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!» - признаётся она. - А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой».

В чём трагедия героини. Катерина светлая, искренняя, но там, где ей приходится жить (в доме Кабановых), эти качества просто никому не нужны. А она не хочет жить по законам «тёмного царства» и не умеет к ним приспосабливаться, потому что это значило бы изменить свои нравственные устои.

Любовь в жизни героини. Вышла замуж не по любви, но очень старалась быть Тихону хорошей женой. Потребность в любви живёт в ней - она ищет любви самозабвенной, жертвенной. Тихон по-своему её любит, но боится этой любви. Во всём подчиняясь матери, он не может защитить жену. Вспыхнувшая страсть к Борису лишила героиню воли - родилась новая Катерина, готовая умереть за свою любовь. Брак, освящённый в церкви, свят для неё, и она хорошо осознаёт последствия своей греховной любви. Борис единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах, он даже советует ей покориться судьбе. Катерина: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Ради любви она готова на всё, даже преступить те понятия о грехе и добродетели, которые для неё святы.

Гибель Катерины - это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Критики о драме «Гроза»

«Гроза» явилась поводом для бурной полемики, развернувшейся между двумя революционно-демократическими журналами: «Современник» и «Русское слово». Но критиков более всего занимала революционная ситуация в России, её возможные перспективы, а не литературные вопросы.

Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

Пьеса оставляет самое отрадное впечатление, которое вызывается концом, в котором дан страшный вызов «тёмному царству», самодурной силе.

В Катерине мы видим протест против Кабановской нравственности, она «луч света в тёмном царстве». Если женщина - самое бесправное существо - выражает протест, это значительно.

Катерину можно сравнить с пружиной (чем больше гнёт, тем больше «отдача», когда пружина от гнёта избавится).

«Гроза» - самое решительное произведение А. Н. Островского.

Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина - «полоумная мечтательница» (она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и не знает, что будет делать завтра. Она на каждом шагу путает и свою жизнь, и чужую, и, наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшийся узел самым глупым средством - самоубийством).

Оценивает «стихийный протест» Катерины как глупую бессмыслицу, она в лучшем случае «болотный огонёк», а «лучом света» называет Евгения Базарова. Критик не верит в революционную возможность крестьянства (Катерина невежественна и суеверна), а верит в естественные науки как в революционную силу, способную просветить народ.

А. А. Григорьев «После „Грозы“ Островского»

Увидел в пьесе поэзию «народной жизни»: «Это создано так, будто не художник, а целый мир создавал».

Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Цели:

определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Ход урока.

Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

Дайте определение слову «гроза»?

Какое значение имеет в пьесе?

(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши ). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Группа 3 . Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Итог урока . Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
  2. Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?

История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.


Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.




Положение женщин в России в 1 половине 19 века. Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта. собой свод правил семейного быта.


Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.


Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Говорящие фамилии Возраст героев Возраст героев «Хозяева жизни» «Хозяева жизни» «Жертвы» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Какое место занимает Катерина в этой системе образов?




Система действующих лиц пьесы «Жертвы» Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».




Особенности раскрытия характеров героев Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами.


Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя: Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».


Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши монолог Кулигина, монолог Феклуши монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, Катерина Варвара, Катерина Варвара, Тихон Борис Тихон Борис


Домашнее задание Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Чем отличается от жителей города Кулигин? Чем отличается от жителей города Кулигин? Дикой и Кабаниха. Дикой и Кабаниха.

- 27.98 Кб

БОРИС И ТИХОН
Борис Дикой и Тихон Кабанов - два персонажа, которые наиболее тесно связаны с главной героиней, Катериной: Тихон является ее мужем, а Борис становится возлюбленным. Их можно назвать антиподами, которые резко выделяются на фоне друг друга. И, на мой взгляд, предпочтения в их сравнении стоит отдать Борису, как персонажу более активному, интересному и приятному читателю, в то время как Тихон вызывает некоторое сострадание - воспитанный строгой матерью, он, по сути, не может принимать собственных решений и отстаивать свое мнение. Для того чтобы обосновать свою точку зрения, ниже я рассмотрю каждого персонажа в отдельности и постараюсь проанализировать их характеры и поступки.

Для начала, рассмотрим Бориса Григорьевича Дикого. Борис приехал в город Калинов не по собственной прихоти - по необходимости. Его бабушка, Анфиса Михайловна, невзлюбила его отца после того, как тот женился на благородной, и после смерти оставила все свое наследство второму сыну, Савелу Прокофьевичу Дикому. И не было бы дела Борису до этого наследства, если бы не умерли его родители от холеры, оставив его с сестрой сиротами. Савел Прокофьевич Дикой должен был выплатить часть наследства Анфисы Михайловны Борису с сестрой, но при условии, что они будут к нему почтительны. Потому Борис на протяжении всей пьесы всячески старается услужить дяде, не обращая внимания на все упреки, недовольства и ругань, а затем и уезжает в Сибирь на службу. Из этого можно сделать вывод, что Борис не только думает о своем будущем, но еще и заботится о сестре, которая находится в еще менее выгодном положении, нежели он сам. Это выражается в его словах, которые он однажды сказал Кулигину: "Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. (...) Какова ей здесь жизнь была - и представить страшно".

Все детство свое Борис провел в Москве, где получил хорошее образование и манеры. Это так же добавляет его образу положительные черты. Он скромен и, пожалуй, даже несколько робок - если бы Катерина не ответила на его чувства, если бы не пособничество Варвары и Кудряша, он ни за что бы не перешел границ дозволенного. Его поступками движет любовь, возможно, первая, чувство, которому даже самые разумные и рассудительные люди не в силах противостоять. Некоторая робость, но искренность, его нежные слова Катерине делают Бориса персонажем трогательным и романтичным, полным очарования, которое не может оставить равнодушным девичьи сердца.

Как человеку из столичного общества, из светской Москвы, Борису тяжело приходится в Калинове. Ему непонятны местные обычаи, ему кажется, что в этом провинциальном городе он чужой. Борис не вписывается в местное общество. Сам герой по этому поводу говорит такие слова: "...трудно мне здесь, без привычки-то! Все на меня дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что это все наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак". Бориса одолевают тяжелые размышления на счет его дальнейшей судьбы. Молодость, желание жить отчаянно восстают против перспективы остаться в Калинове: "А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу...".

Итак, мы можем сказать, что Борис в пьесе Островского "Гроза" является персонажем романтичным, положительным, а его необдуманные поступки можно оправдать влюбленностью, которая заставляет молодую кровь кипеть и делать совершенно безрассудные вещи, забывая о том, как они выглядят в глазах общества.

Тихона Ивановича Кабанова же можно рассмотреть, как персонажа более пассивного, не способного принимать собственные решения. На него оказывает сильное влияние его властная мать, Марфа Игнатьевна Кабанова, он находится у нее "под каблуком". Тихон стремиться к воле, однако, как мне кажется, сам не знает, что же точно он хочет от нее. Так, вырвавшись на свободу, герой поступает следующим образом: "...а я как выехал, так и загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так что кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом и не вспомнил-то". В своем желании вырваться "из плена", Тихон закрывает глаза на чужие чувства, в том числе - на чувства и переживания собственной супруги, Катерины: "..а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я таперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?". Я считаю, что в этом заключается главная ошибка Тихона - он не послушал Катерину, не взял ее с собой, и даже не взял с нее страшной клятвы, как она сама просила в предчувствии беды. В произошедших далее событиях есть доля его вины.

Возвращаясь к тому, что Тихон не способен принимать собственные решения, можно привести следующий пример. После того, как Катерина сознается в своем грехе, он не может решить, как же ему поступить - вновь послушать свою матушку, которая называет невестку хитрой и говорит всем, чтобы ей никто не верил, или проявить снисхождение к любимой супруги. Сама Катерина говорит об этом так: "То ласков, то сердит, да пьет все". Так же, на мой взгляд, попытка уйти от проблем с помощью алкоголя тоже указывает на слабохарактерность Тихона.

Можно сказать, что Тихон Кабанов - персонаж слабый, как личность, вызывающий сочувствие. Сложно сказать, действительно ли он любил свою жену, Катерину, но можно с уверенностью предположить, что с его характером ему лучше подошла другая спутница жизни, более похожая на его мать. Воспитанный в строгости, не имеющий своего мнения, Тихон нуждается в контроле со стороны, в руководстве и поддержке.

Итак, с одной стороны мы имеем Бориса Григорьевича Дикого, романтичного, молодого, уверенного в себе героя. С другой стороны - Кабанова Тихона Ивановича, слабохарактерного, мягкотелого, несчастного персонажа. Оба характера, безусловно, ярко выражены - Островскому в своей пьесе удалось передать всю глубину этих образов, заставить переживать за каждого из них. Но если сравнивать их друг с другом, Борис привлекает больше внимания, он вызывает симпатию и интерес у читателя, в то время как Кабанова хочется пожалеть.

Впрочем, каждый читатель сам выбирает, кому из этих персонажей отдать свое предпочтение. Ведь, как говорит народная мудрость, на вкус и цвет товарищей нет.

ВАРВАРА
Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства», легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. В. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
В. хитрила, пока было возможно. Когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся Кабанихе сокрушительный удар.
КУЛИГИН

Кулигин - персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстранение, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо - И. П. Кулибина (1755- 1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.
Как и Катерина, К. - натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калинов-цы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному... Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы». «Ты у нас антик, химик», - говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», - поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод - техническое открытие XVIII в. Если пишет К. в духе классиков XVIII в., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» - картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Кали-нова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов. Главное дело жизни К. - мечта об изобретении «перпету-мобиле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество - «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. - безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» - Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигин-ская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения. При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. - натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»
КАТЕРИНА
Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина – «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равноВ могиле лучшеОпять жить? Нет, нет, не надо нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом. Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на «свободу», но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров. И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам». Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины. А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала» его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин – и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины. Уже сейчас назревает над всем этим «царством» зловещая гроза, способная разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший пусть на один миг – сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних. Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки». Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека. Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы


Краткое описание

Борис Дикой и Тихон Кабанов - два персонажа, которые наиболее тесно связаны с главной героиней, Катериной: Тихон является ее мужем, а Борис становится возлюбленным. Их можно назвать антиподами, которые резко выделяются на фоне друг друга. И, на мой взгляд, предпочтения в их сравнении стоит отдать Борису, как персонажу более активному, интересному и приятному читателю, в то время как Тихон вызывает некоторое сострадание - воспитанный строгой матерью, он, по сути, не может принимать собственных решений и отстаивать свое мнение. Для того чтобы обосновать свою точку зрения, ниже я рассмотрю каждого персонажа в отдельности и постараюсь проанализировать их характеры и поступки.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Обучающие: учащиеся разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия, овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер
  • Развивающие: из наблюдений над особенностями стиля Островского делают первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.
  • Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» – отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос: В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

? Слайд 6

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

  • отсутствие описательной речи автора;
  • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
  • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей

3. Информация учителя.

Слайд 7

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

Вывод: Пять реплик - пять характеров.

Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи Что узнаём о герое

«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен, что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

Слайд 15

7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов.

Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

9. Домашнее задание.

Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • Мне удалось…
  • Не удалось..
  • Я понял…
  • Я не понял.

Top