Минхо из бегущего в лабиринте настоящее имя. Бегущий в лабиринте ки хонг ли осваивает лабиринты голливуда

Очень холодно. Парень медленно открывает глаза. Небо...оно такое синее, спокойное. Что это за место? Он совершенно ничего не помнил кроме одного: его зовут Минхо. Минхо резко сел и оглянулся по сторонам. В его памяти всплыло незнакомое слово "Глэйд", он не понимал, откуда, но он знал, что так называется место, в котором он находится. Рядом с собою он увидел около 20-ти юношей разного возраста. Ребята находились в недоумении: кто-то осматривался, кто-то остался сидеть на земле, пытаясь понять, что же происходит. Кучерявый парень с изумрудно-зелеными глазами, лет 16 на вид, встал в центре строения и заговорил, повысив голос: - Парни, подойдите сюда: нам нужно поговорить! - его голос был очень звонок. Подростки не спеша подошли к зеленоглазому. - Меня зовут Ник, и это единственное, что я помню, - заговорил зеленоглазый. - Я тоже помню только свое имя - Галли. Я - Галли, - сказал черноволосый, долговязый и тощий юноша. Минхо заметил, что его нос размером и формой походит на большой кулак, глаза тускло-зелёные, а голос хриплый. - Кажется, нам всем стёрли память. Меня зовут Ньют, - высказался высокий юноша со светлыми волосами. Говорил он явно с британским акцентом - Я Алби, и вы, парни, правы. Ни черта не помню кроме имени, - темнокожий парень, с коротко стриженными волосами и чисто выбритым лицом, выглядел озадачено. - Меня зовут Минхо, - азиат поклонился. - Я, знаете ли, жду аплодисментов. - Стараясь разрядить обстановку, он улыбнулся. К счастью, Глэйдеры ответили улыбкой, и Минхо, страшно довольный собой, сел по-турецки. Имена остальных парней он не запомнил. Пока Минхо напрягал мозг, чтобы вспомнить, что он тут делает, прозвучал голос Ника: - Итак, теперь мы знакомы. Нужно разойтись и поискать выход из Глэйда. Через час на этом же месте всё обсудим. Минхо увидел, как несколько юношей выходили из огромного прохода в стене; они были достаточно далеко от него, он не стал их догонять и просто поплёлся сзади. Когда он вышел, то увидел разветвление коридоров, и тогда решил нагнать товарищей. Ньют предложил разделиться: Алби, Ньют и Минхо пошли направо, ещё трое парней, имена которых Минхо не помнил, ушли налево. Они шли около двадцати минут, сворачивая всегда вправо. На втором разветвлении Минхо понял, что это лабиринт. Уже десять минут они слышали странный скрежет металла, не понимая, откуда доносится звук. Минхо остановился и, навострив уши, начал прислушиваться. Он стоял и слушал меньше минуты, но уже успел отстать от своих новых знакомых. Внезапно и так неожиданно, он услышал крик Ньюта, а спустя несколько секунд даже увидел, что они убегают от чего-то.... или даже от кого-то. Но что это? Гривер⒈ . Да, именно это слово всплыло у Минхо в памяти. Они втроем бежали, бежали, что есть мочи. И вот через некоторое время они оказались у ворот Глэйда. Ник и остальные стояли в центре, рассказывая, что успели найти. Но не успели они забежать, как стены начали сдвигаться. Что? Стены? Удивление Минхо не было предела. Как эти исполинские стены могут двигаться? Невероятно! Около двух минут осталось до того, как они сомкнутся, а трое ребят, с которыми Алби, Ньют и Минхо разделились, только появились на горизонте. Один из них был ранен. Но они не успевают, и спасительный проход закрывается. Что это всё означает? Страшно. - Идите все сюда, живо, - твердо скомандовал Ник, кажется, теперь он у них главный. - Ньют, что вы там нашли? - Там - "Лабиринт". Мы разделились, и в глуби лабиринта встретили какую-то штуку. По-моему, оно называется "Гривер"⒈. И, кажется, оно хотело нас убить, но нам удалось убежать. - Он потупил взгляд. Ник не стал расспрашивать дальше и сменил тему: Остальные Глэйдеры рассказали, что нашли огород: живность, небольшой домишко, туалет, душ, кухню, что-то вроде тюрьмы и маленькое здание с железной дверью. Когда стемнело, Минхно улегся наподобие гамака и стал обдумывать прошедший вечер. Он понимал, что после того, что он пережил вместе с Алби и Ньютом, они не просто его знакомые, они стали его друзьями. Да, друзьями, пожалуй, всё именно так. Ужас в лабиринте очень сблизил их и неизвестно, что ждёт их дальше. Минхо зевнул; события этого дня очень утомили его; глаза начали слипаться и он, постепенно, начинал проваливаться в небытие, позволив своим снам унести его в более спокойный мир.

П осле событий второй части фильма , Томас с другими Глайдерами собирается призвать П.О.Р.О.К. к ответу, и спасти своих друзей. Для этого им предстоит отправиться в самый самый центр зла - к основной базе П.О.Р.О.К. и познакомиться поближе с делами, которые происходят в переживающим катастрофу мире.

Томас, Ньют и Фрайпан остаются тремя последними Глайдерами на свободе, обладающими иммунитетом к вирусу "Вспышка", который постепенно заражает все население мира. Вопреки приказам лидера отряда сопротивления "Правая рука" Винса, Глайдеры уходят из лагеря, чтобы спасти своего друга Минхо, которого захватил П.О.Р.О.К. в прошлой части фильма. Парни направляются в «Последний город», где находится штаб-квартира П.О.Р.О.К. По дороге группу атакуют Зараженные, люди, потерявшие рассудок из-за вируса "Вспышка". Их спасают Хорхе и Бренда, которые решили отправиться вместе с ними в Последний Город. В штаб-квартире П.О.Р.О.К. ученые вводят сыворотку, полученную из крови Минхо, зараженной "Вспышкой" девушке, но, к их разочарованию, сыворотка не вылечивает ее.

Группа подходит к границе Последнего города, окруженного стеной, которая защищает город от Зараженных. Перед стеной команда видит людей, уже больных "Вспышкой", но еще не ставших Зараженными, которые собравшись в группу устраивают акцию протеста, так как хотят попасть в город. Военный патруль П.О.Р.О.К. открывает огонь по протестующим, которые в панике разбегаются. В суматохе Томас, Ньют, Фрайпан, Бренда и Хорхе захвачены в плен группой людей в масках и их забирают в укрытие-лагерь этих людей, где выясняется что один из людей в масках это Галли, который выжил после раны, нанесенной ему в первой части фильма Минхо. Галли представляет их Лоуренсу, лидеру инфицированных, который разрешает им пройти в "Последний Город" через секретный вход. Галли проводит Томаса и Ньюта в город. Им удается выманить и похитить Терезу. Группа забирает ее в заброшенную церковь, где она соглашается помочь им, чтобы попасть внутрь штаб-квартиры П.О.Р.О.К. Тереза ​​также удаляет у Глайдеров трекеры, которые П.О.Р.О.К. вживил в них, прежде чем они вошли в Лабиринт.

Томас, Ньют и Галли используя Терезу заходят в здание П.О.Р.О.К. и находят оставшихся Иммунных (не чувствительных к вирусу людей). Галли помогает детям-иммунитетам и отправляется на поиски сыворотки-антидота для восставших, в то время как Томас, Ньют и Тереза ​​отправляются на поиски Минхо. Их засекает и пытается поймать озлобленный Янсон, который возглавляет войска П.О.Р.О.К., собираясь убить Томаса. Тереза ​​помогает им сбежать и спрятаться от солдат, и сбегает сама, чтобы сделать анализ крови Томаса, которую она получила, удалив его трекер, так как помнит, что Бренда излечилась от вируса после использования крови Томаса (см. вторую часть). Галли забирает сыворотку и забирает детей-иммунитетов на автобус, где их ждет Бренда. Потом Галли возвращается в П.О.Р.О.К., чтобы помочь Томасу, а Бренда вынуждена быстро уехать, поскольку силы П.О.Р.О.К. подходят близко. Томас и Ньют пробираются в медотсек, где держат Минхо и освобождают его. Их преследует Янсон, и они прыгают из окна в воду, чтобы убежать. Тереза ​​обнаруживает, что кровь Томаса может вылечить Вспышку. Она делится своим открытием с лидером П.О.Р.О.К. Авой Пейдж, и они обе считают что должны найти Томаса. Бренду и детей загоняют в угол солдаты П.О.Р.О.К. Фрайпан спасает их, используя кран, чтобы перенести автобус за пределы стены. Тем временем Лоуренс собирает своих повстанцев, и взрывает стену города, что позволяет повставнцам и Зараженным проникнуть в город и атаковать.

За пределами штаб-квартиры Галли находит Томаса, Минхо и Ньюта, который, похоже, заражен. Отправив Минхо и Галли вперед, Ньют дает Томасу ожерелье с серебряным цилиндром, и теряет сознание. Тереза ​​по громкоговорителям сообщает по всему городу, обращаясь к Томасу, что его кровь может спасти Ньюта, и все, что ему нужно сделать, - это вернуться в П.О.Р.О.К. Ньют приходит в себя, однако он теперь уже Зараженный и он нападает на Томаса. Томас вынужден убить Ньюта.

Томас пробирается в П.О.Р.О.К. и встречается с Авой, которая говорит, что П.О.Р.О.К. действует только для блага мира. Ее убивает Янсон, который превращается в Зараженного. Янсон вырубает Томаса и тащит его в медицинский кабинет, к Терезе, которая хочет забрать кровь Томаса​​. Однако Янсон рассказывает, что и он и П.О.Р.О.К. на самом деле хотят вылечить только тех, кто им нравится, и Тереза атакует его. После драки Янсона убивают, а Томас и Тереза сбегают на крышу, к вертолету, пилотируемому Брендой и Хорхе. Томас заскакивает на борт, но, к его ужасу, здание П.О.Р.О.К. рушится, взорванное армией Лоуренса, а Тереза ​​падает и разбивается.

Томас, Минхо, Фрайпан, Галли, Бренда и Хорхе соединяются с Винсом и остальными Иммунными и "Правой Рукой", эвакуируясь в безопасное убежище, которое было обнаружено Авой. Там Томас обнаруживает, что ожерелье, которое дал ему Ньют, содержало записку, адресованную Томасу. Все еще в депрессии от смерти Терезы, он читает записку, в которой Ньют говорит ему, чтобы он заботился о себе и обо всех, и благодарит Томаса за то, что он его друг.

В украинский прокат выходит фильм - третья и финальная часть в меру знаменитой подростковой антиутопии.

Первый Бегущий вышел в 2014-м, как ответ на успех Голодных игр , прогремевших двумя годами ранее. Второй - в 2015-м. Заключительная часть увидела свет только сейчас.

Производство фильма задержалось из-за травмы спины, которую получил главный актер трилогии - Дилан О’Брайен во время выполнения одного из трюков. За три года злоключения героев в двух предыдущих частях немного стерлись из памяти, но, к счастью, современное кинопроизводство построено таким способом, что потенциальный зритель может смотреть продолжение особо не задумываясь о том, что было в начале.

Да и проблема Лекарства от смерти далеко не в этом.

Сюжет

Фильм начинается с фатальной ошибки. Томас и компания атакуют поезд с заключенными в нем детьми. У детей иммунитет к вирусу, превратившему две трети человечества в зомби. Их везут в Последний город, чтобы мучить и параллельно искать в их крови лекарство от вируса.

Среди пленных находится давний друг Томаса и компании, Минхо. Цель атаки - освободить Минхо, но ребята промахиваются с вагоном и он едет дальше на встречу пыткам. Томас - парень упрямый и пока все спят решает в одиночку отправиться в оплот врага и спасти товарища.

По законам жанра, возле машины его поджидают Ньют и Сковородка (в постапокалиптическом будущем с именами беда), а на полпути к ребятам присоединяются Хорхе и Бренда из второй части. Вместе они намерены пробраться в Последний город и наконец вызволить Минхо. План вроде простой. По факту же все оборачивается драматическим кошмаром.

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Twentieth Century Fox Film Corporation

Сценарий и драматургия

Казалось бы между Голодными играми и Бегущим в лабиринте много схожего. Обе франшизы поставлены по популярным книжным сериям, Бегущий - по романам американца Джеймса Дэшнера, Игры - по книгам Сьюзан Коллинз, обе истории рассказывают про приключения подростков в неприглядном будущем. Но это только на первый взгляд. Принципиальная разница между ними в том, что Игры были среди тех фильмов и сериалов, что задали тренд, а Бегущий его только подхватил.

Печать отставания в итоге преследовала Бегущего в лабиринте все эти годы. Но дело здесь не только в ускользающей точке актуальности и том факте, что все показанное в Бегущем мы где-то уже видели. В конце концов, тема пост-апокалипсиса давно исчерпана и главный вопрос сейчас - как рассказывать? А не что. По этой части трилогия режиссера Уэса Болла отстала еще больше.

Справедливости ради, стоит сказать, что так было не всегда. Первый фильм, озаглавленный просто Бегущий в лабиринте , брал атмосферой тайны, впечатляющим лабиринтом, но самое главное - максимально удачным, харизматичным кастингом. Актеры были главной драгоценностью франшизы. Во втором фильме тайна поистрепалась, а актерские усилия стали постепенно разбиваться о сценарные недоразумения.

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Twentieth Century Fox Film Corporation

В третьей части этот процесс достиг своей кульминации. Начинается фильм с построенной на куче допущений, но бодрой сцены ограбления поезда. Дальше - передышка в условном лагере повстанцев и поход детей на город взрослых. Последнее, логичным образом, занимает большую часть хронометража фильма. И здесь режиссер Уэс Болл, не без помощи сценариста Т.С. Наулина, попадает во множество расставленных им же самим ловушек.

Локации сменяют одну другую, триллер становится хоррором и наоборот, но не снимавшему ничего серьезного до Бегущего Боллу не хватает смелости докрутить ни один жанр до той точки, когда становится по-настоящему страшно. Герои старательно страдают и пытаются решить сложные проблемы по-детски простыми способами, но им не сочувствуешь.

Во-первых, потому что за них не боишься. Во-вторых, потому что они слишком много страдают и в какой-то момент это надоедает. В-третьих, потому что сами создатели фильма в какой-то момент забывают, зачем Томас и компания полезли в этот город, путаются, у кого из подростков в крови сильнее антитела, не могут ответить на вопрос - зачем уничтожать прекрасно обустроенный город, если в нем можно жить?

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Twentieth Century Fox Film Corporation

Плюс - Боллу слишком тяжело расстаться со своим детищем и он никак не может придумать, как поставить точку в истории. В итоге у фильма примерно пять финалов, один тоскливее другого.

Картинка

Больше всего Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти похож на экранизацию не книги, а компьютерной игры. Сцена ограбления поезда сменяется сценой поездки на машине через туннель с зомби, которая в свою очередь сменяется бойней перед стеной и в дальнейшем - бойней за стеной. Как будто переходишь с уровня на уровень.

Такая чуть более дорогая и менее дикая версия Обители зла . И в условиях безнадежно потерянных возможностей, то, как фильм выглядит, становится его главным достоинством. Компьютерная графика, декорации, взрывы, зомби, Последний город - все красиво нарисовано, убедительно построено и старательно взорвано.

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Twentieth Century Fox Film Corporation

Актеры

С этим пунктом дела обстоят грустно. Как уже говорилось, кастинг был главным достоинством франшизы. В конце концов, мы говорим о подростковой антиутопии, и здесь все должно держаться на взаимодействии молодых героев, пресловутой химии. В первом фильме она была. Во втором связи стали теряться.

В третьем, несмотря на попытки спасти друга из беды, связь исчезла совсем. Остались старательно выполняемые задания и драматично произнесенные строчки диалогов, пронизанные отсутствием логики и глупостью. Актеры те же, играют так же, но потенциал уже потерян.

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти - вердикт НВ

6/10

Фильм Уэса Болла не катастрофически плох. Режиссеру удалось построить масштабный мир и населить его убедительными персонажами. Похвально и стремление перенести тот самый лабиринт из физической плоскости в ментальную. То есть в третьей части герои разбираются с собственными запутанными отношениями. Пытаются снова собраться вместе и обрести покой.

Но все испортили излишний драматизм, отсутствие смелости и полный провал в попытках найти подходящее настроение. Будь Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти самоироничнее и страшнее, все сложилось бы совсем иначе.

Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти

The Maze Runner: The Death Cure

Подростковая антиутопия

Режиссеры - Уэс Болл

В главных ролях: Дилан О’Брайен, Кая Скоделарио, Томас Сангстер, Джанкарло Эспозито, Натали Эммануэль, Эйдан Гиллен, Уолтон Гоггинс, Патриша Кларксон и другие.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в

Первая часть заканчивается тем, что участников экспериментального товарищества Глейд, успешно прошедших лабиринт, спасают. На этом у зрителей появилось огромное желание увидеть, что будет дальше. Начало второй части – небольшой флэшбэк, Томас, Минхо, Ньют, Тереза, вот, вот, еще немного… Казалось бы, сейчас начнется: трейлер обещает Жаровню, где не продержишься и дня, встречу с обитателями других лабиринтов, оппозицию ПОРОК’у (как мы помним, ПОРОК – это не очень хорошо) и т.д. Но по мере развития сюжета второй части нет-нет – да и вспомнишь «Тепло наших тел». Инфекция, превращающая людей в зомби? Да. Только в масштабе подростково-серьезной антиутопии, где большая часть планеты испепелена вспышками на солнце.

Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»

Герои выбираются за пределы лабиринта, потом, повозившись на базе, куда их привезли и выяснив, что там творятся темные дела, выбираются и из нее. Конечно же, со спецэффектами и в своем репертуаре: база = лабиринт, охранники = гриверы, свобода снаружи = «Томас, веди нас ». Зрелищность и экшен второй части «Бегущего в лабиринте» гораздо круче, чем в первой – ради этого, наверное, и можно посмотреть «Испытание огнем», 3D-удовольствие гарантировано. Однако и только. После того, как команда глейдеров вышла из базы в ночь, смысл их похода потерялся в песчаной буре. Можно сколько угодно прикидывать, что эти ребята теперь будут делать – до конца фильма они проболтаются по пустыне просто так, шарахаясь то от зомби-крэнков, то от ПОРОК’а, то еще черт знает от кого и попадая в постапокалиптичные увеселительные учреждения. Цель им явится (и задекларируется Томасом с кафедры) только после предательства в своих рядах. Разумеется, в конце второго часа фильма. Разумеется, Томас решит побежать обратно — потому что смысла бежать еще куда-то попросту нет, и это было понятно с самого начала.

Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»

Кроме огня пулеметов, электрометов и еще-чего-то-метов и огня межличностных отношений главных героев реального огня в «Испытании огнем» нет. Выжженная Жаровня сильно напоминает город из упомянутого «Тепла наших тел», и те самые зомби, о бытии которых так иронично рассказывал Р, как будто прошли кастинг в «Бегущего в лабиринте», пообещав быстрее бегать и страшнее выглядеть. Не сказать, что получилось плохо – нет, зомби сейчас в тренде, но коварная мысль «Где-то мы это уже видели » не дает покоя. Тем более, что наши герои-бегуны, по сути, с этой зомбиинфекцией бороться не хотят, а желают просто спокойно жить где-нибудь подальше от ПОРОК’а, который хочет найти лекарство и спасти мир. Смысл снимать про таких фильм? Они и сами не знают. Они просто бегут.

Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»

На чем же держится команда глейдеров? На бравом Томасе? Ой, нет: Минхо (Ки Хонг Ли) спасет всех. Ему доверили шутки, ему поручили притягивать хоть какие-то оживляющие действо «случайности», ему же доверили все эмоции — он единственный, кто вообще жив из этой очаровательной шайки-лейки. Он же и составляет львиную часть обаятельности команды, которая является их главным козырем со времен того, как ребята, зная, что составляют непосильную конкуренцию « », побежали по лабиринту. Лицо альфа-бегуна Томаса (Дилан О’Брайен) меняется только тогда, когда он говорит или кричит. Лицо мудрого Ньюта (Томас Сэнгстер) меняется в пределах трех эмоций и еще когда он говорит заветное «Томми!» (теперь понятно, почему англоязычная часть интернета сходила с ума от этой фразы после премьеры). Лицо Терезы (Кая Скоделарио), в принципе, и должно быть загадочным, так что оно даже во сне остается таинственно-напряженным.

Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»

Интересно, что создатели-таки исправили «косяк», который выдвинули им после первой части: вот-де к мальчикам попадает девочка, а они не реагируют. Специально для того, чтобы показать «мальчиковость» глейдеров, есть «веселый повар-мясник» Фрайпен (которого в фильме все зовут просто «Бежим, быстрее!») и Айрис, мальчик-в-капюшоне. С первым, шутником-резонером, все замечательно, и зрители оценят момент, когда Ньют покачает перед ним пальчиком. Айрис же, тихий, молчаливый и страшно подозрительный, настолько загадочен, что его история в фильме раскрывается в предложении: «Он жил в лабиринте с одними девочками» .

Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»

Благо, впечатление от подкачавших «старых» героев более-менее спасают новички второй части. Эйдан Гиллен, знакомый нам по « » и «Голгофе», на «ура» воплотил образ хитроватого и вероломного начальника базы Дженсона. Роза Салазар в роли Бренды во время сцен погони и перестрелок выглядит гораздо героичнее, чем трусящий рядом Дилан О’Брайен, хотя ее персонажа явно недооценили в плане действия. Джанкарло Эспозито в роли «мусорщика» Хорхе добавляет картине хулиганистости, а сюжету — необходимой разрядки. Все же обаятельность героев частично вытаскивает «Испытание огнем» — этого у фильма не отнимешь.

Кадр из фильма «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»

Подводя итог и принимая во внимание хороший актерский состав, относительно интересные потуги экшен-боевика на философичность и метафоричность, яркие и масштабные спецэффекты и обаятельность героев, от которой никуда не деться, можно вывести второй части «Бегущего в лабиринте» четверочку. С учетом того, что вся-вся вторая часть – это всего лишь разбежка перед третьей. Если Уэс Болл завалит следующий фильм подобным бегом «просто так», то вся его трилогия канет в небытие. А этого очень не хотелось бы.

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 22

Ava Paige

1 1 0

Канцлер, высшее должностное лицо ПОРОКа

0 1 0

Первый лидер Глэйда. Был спасён Томасом и Минхо в Лабиринте. Также прошёл через Метаморфозу, что сильно изменило его характер. Погиб в конце книги. Своим именем обязан Альберту Эйнштейну

Aris Jones

1 3 0

Глэйдер, единственный парень в группе Б, в некоторое степени является отражением Терезы в группе А. Был первым, у кого на шее заметили татуировку, гласящую "Собственность ПОРОКа. Группа Б, субъект Б-1. Партнер»." Был назван в честе великого математика Аристотеля. Как оказалось в дальнейшем, Арис также как и Тереза мог телепатически общаться с Томасом. Обладает иммунитетом

0 2 0

Бывший бегун, прошел через Метаморфозу, после чего напал на Томаса, за что и был изгнан из Глэйда в Лабиринт. Предположительно был назван в честь Бенджамина Франклина

3 5 0

Сотрудник ПОРОКа, присоединившаяся к глэйдерам во время перехода через Жаровню. До событий, описываемых во второй книге "Сквозь топку", Бренда проживала вместе с родителями северной Канаде. Со своего первого появления оказывает недвусмысленные знаки внимания Томасу, чем порой вгоняет его в ступор

1 1 0

Лидер "Правой руки". В книге: участвовал в разработке плана, согласно которому Томас вернулся в Штаб-квартиру ПОРОКа, а позже туда передали и других имунных для того, чтобы организация продолжила свои испытания. На самом деле все это было уловкой, и позже Томас вместе с имунными сбежали, а представители Правой руки уничтожили здание. В фильме сюжетные функции персонажа изменены (а здание ПОРОКа уничтожает другой персонаж - предводитель банды хрясков Лоуренс). "Правая рука" во главе с Винсом вылавливает иммунов в пустыне и предоставляет им убежище в своем лагере. В "Лекарстве от смерти" Винс и его команда руководят операцией по спасению иммунов, захваченных ПОРОКом для опытов.

6 3 0

Один из глэйдеров, прошедший через Метаморфозу. Питает к Томасу жгучую ненависть, настаивал на суровом наказании для того за нарушение правил Глейда. Назван в честь Галилео Галилея. Галли настаивал на том, чтобы остаться в Глейде, а не кидаться на поиски выхода из Лабиринта. Член "Правой руки" (в любительском переводе "Удар Правой") - организации, созданной против ПРОРОКа

0 1 0

Один из медяков в Глэйде, почти все время находился рядом с Клинтом. Про Джеффа практически ничего не известно, предположительно его имя происходит от Томаса Джефферсона. В фильме Джефф направился с Томасом на поиски выхода из Лабиринта и был убит гривером

0 0 0

Куратор садоводов в Глэйде. Во время суда над Томасом настаивал, что тот не должен быть наказан, поскольку его действия привели к спасению Минхо и Алби. Был убит гривером. Вполне возможно, что Зарт был назван в честь гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта

0 0 0

Один из медяков в Глэйде, почти все время находился рядом с Джеффом. Судя по всему, своим именем был обязан Биллу Клинтону. В книге не упоминалось, что Клинт погиб, но не было сказано и обратного

22 10 0

Глэйдер, один из первых прибывших, куратор бегунов. Первый (вместе с Томасом), кому удалось выжить в Лабиринте ночью. Татуировка, появившаяся на его шее после "спасения", гласила "Объект А-7. Лидер". Обладает иммунитетом. Согласно книге Минхо не лезет за словом в карман и часто зло шутит

55 28 2

Глэйдер, один из первых прибывших, бывший бегун, второй лидер после Алби. Карьеру бегуна закончил из-за травмы ноги. Был назван в честь Исаака Ньютона. Друг Томаса, один из первых, кто хорошо к нему относился по прибытии в Глэйд. Татуировка на шее "А-5. Клей". Стал хряском из-за отсутствия у него иммунитета Убит Томасом по своей просьбе

0 2 0

Глэйдер, член группы Б. Вероятно, была названа в честь Рахиль, одной из двух жен патриарха Иакова, поскольку все девушки в группе Б так или иначе обязаны своими именами религиозным деятелям. Подобно тому, как Арис является отражением Терезы, Рейчел в некоторой степени соответствует Томасу. Она была предпоследней, кто прибыл в Глейд, и могла телепатически общатЬся с Арисом, как и Томас с Терезой. Она была одной из тех, кто смог выбрался из Лабиринта, но почти сразу была убита Бет (очевидно, отражение Галли в группе Б)

Siggy Fraypan

0 0 0

Повар Глэйда. Вместе с Томасом покинул Глейд, оказался одним из тех, кто обладает иммунитетом. Назван в честь Зигмунда Фрейда

1 6 0

Один из лидеров группы Б. Если проводить параллель с группой А, то она фактически является отражением Ньюта

Teresa Agnes

6 8 2

Единственная девушка в Глэйде, одна из создателей Лабиринта. Прибыла в Глэйд последней. Возлюбленная Томаса, имеет с ним телепатическую связь. Долгое время глэйдеры не доверяли ей из-за вестей, которые она принесла, когда прибыла. Названа в честь Матери Терезы. Настоящее имя Терезы - ДиДи, татуировка на шее гласит "Объект А-1. Предатель"

29 24 3

Главный герой трилогии, прибывший в Глэйд предпоследним. Любопытный и смелый до безрассудства, он не только в обход законам Глейда кинулся на помощь Минхо и Алби в Лабиринт, но и стал одним из первых, кому удалось там выжить ночью. Далее стал бегуном. У Томаса есть телепатическая связь с Терезой. Также уже в конце первой книги (и фильма соответственно) стало известно, что он является одним из создателей Лабиринта. Был назван в честь изобретателя Томаса Эдисона и, судя по твиттеру Джеймса Дашнера, его настоящее имя Стивен. В шестой главе второй книги у Томаса на шее появляется татуировка, согласно которой он обозначен как А-2 и жертва группы Б. Один из немногих, обладающих иммунитетом

0 0 0

Куратор Мясников в Глэйде. Во время суда над Томасом признал, что тот поступил храбро, но в тоже время настаивал на наказании (чтоб другим неповадно было). Точно неизвестно, кому обязан своим именем, так как существует два варианта: Роберт Уинстон, британский ученый, или, возможно, Уинстон Черчилль

0 1 0

Глэйдер, член группы Б. Если проводить параллель с группой А, то она фактически является отражением Алби. Названа скорее всего в честь Гарриет Табмен, американской аболиционистки, борца против рабства и за социальные реформы в США

4

Заместитель директора, высшее должностное лицо в организации ПОРОКа после канцлера Пейдж. Получил прозвище от Минхо. Главный антагонист трилогии


Top