Принцесса турандот краткое. Биография и сюжет

В древних преданиях нередко встречаются сюжетные линии, когда герою с риском для жизни приходится разгадывать сложные загадки. Этот мотив вошел в основу сказки о китайской принцессе Турандот. Сначала девушка предстала злобной капризной наследницей трона, ради удовольствия играющей с жизнями женихов. Но с легкой руки Карло Гоцци персонаж стал символом борьбы за равные права женщин и мужчин. «Итальянская» Турандот попыталась разрушить стереотипы своего времени о том, что предел мечтаний каждой «нормальной» женщины – выйти замуж и служить мужчине.

История создания

Сказка «Турандот» получила известность благодаря писателю из солнечной Италии Карло Гоцци. Автор использовал в работе историю своенравной китайской принцессы, взятую из творчества азербайджанского поэта Низами. Литератор, живший в 12 веке, творил на персидском языке. Поэма вошла в сказочный сборник, напечатанный в парижской типографии в 1712 году.

Именно из этого издания Гоцци заимствовал сюжеты для своих фьяб, талантливо миксуя детали. Основные элементы персидских сказаний обогащались фольклором, а также принципами комедии дель арте, где зрелищность привносили классические персонажи-маски итальянского театра – Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла.


Произведение итальянца родилось в 1762 году. Чуть позже немецкий поэт и драматург настолько проникся гениально изложенной сказкой, что не удержался от соблазна перекроить ее для Веймарского театра. Так начался славный поход фьябы «Турандот» по мировым театральным сценам.

Биография и сюжет

Сюжет сказки основан на нежелании дочери китайского правителя Альтоума выходить замуж. Гордая и своенравная Турандот считает представителей сильной половины человечества предателями, лжецами и вообще созданиями, не способными любить. Но наследницу престола женихи, конечно, не оставляют в покое, выстраиваясь в очередь.


Чтобы усыпить бдительность отца, которому приходится по вине строптивой дочери воевать с разными странами, а заодно отсеять недостойных ее руки и сердца, принцесса придумала блестящий план. Свататься разрешается всем представителям голубых кровей, но при одном условии – если жених разгадает три загадки, то пропуск в мужья девушки гарантирован, того же, кто окажется недостаточно умным, ждет казнь.

Ко дворцу невесты выстроилась еще более длинная вереница наивных и безрассудных принцев. Еще бы, ведь девушка способна влюбить в себя только по одному портрету. Однако и стены дворца начинают обрастать снесенными с плеч головами женихов. И все же однажды затея Турандот разбилась вдребезги – тайно гостивший в Пекине принц Калаф легко дает ответы на загадки. Принцесса воспринимает событие как унижение: девушке противна сама мысль, что мужчина оказался смекалистее ее и теперь придется покориться. Турандот обещает покончить жизнь самоубийством перед алтарем.


Но Калаф уже всем сердцем полюбил юную даму, поэтому предлагает реванш – Турандот должна назвать имя и статус потенциального мужа. По счастливой случайности принцессе удается добыть достоверную информацию. Отчаявшийся Калаф собрался проститься с жизнью прямо на глазах у возлюбленной. Но девушка вдруг сменила гнев на милость, понимая, что гордость тает от любви, и спасла принца от смерти. Калаф обрел долгожданный статус супруга китайской красавицы.

Постановки и роли

Первым персидскую сказку для сцены подготовил драматург из Парижа Лесаж. Комическую оперу «Китайская принцесса» представили публике в 1729 году в Ярмарочном театре в столице Франции. Работа была несколько ущербной, потому что «переводчик» использовал только центральный сюжет – злая принцесса отправляет недалеких женихов один за другим на казнь. Гоцци усложнил характер главного персонажа, вложив в действия Турандот смысл. По сути, девушка вступила в борьбу за равноправие полов.


Пьесу в обработке Шиллера сыграли в начале 19 века в Берлине. Именно этот спектакль вдохновил композитора на создание оперы «Турандот», которая стала завершением творческого пути легендарного музыканта. Шедевр с успехом дебютировал весной 1926 года в Милане.

В оперных постановках по мотивам легенды персидских сказок участвовал даже «король верхнего до». В послужном списке – партия принца Калафа. Кстати, это самая сложная партия в творении Пуччини. Ее сумел осилить муж , который считается лучшим лирико-драматическим тенором современности. В опере «Турандот» артист дебютировал в Мариинском театре в 2016 году.


Драматическая пьеса имеет славную историю на сценах российских театров. С восторгом постановку приняла публика в 1922 году. Режиссер выбрал оригинальную трагикомедию Гоцци с ее импровизацией и изяществом, откинув литературную обработку Шиллера. Во главу угла театральный гений поставил не сюжет, а остроумные современные реплики героев.


Людям, переживающим непростые революционные времена, Евгений Багратионович подарил веселый, легкий праздник. Первыми роли Турандот и Калафа исполнили актеры Цецилия Мансурова и Юрий Завадский. В театре им. Вахтангова пьеса шла (с перерывами) до 2006 года, став эстетическим символом этого храма Мельпомены. И всегда был аншлаг.


Широкую известность получил спектакль Рубена Симонова, где в главных героев «Турандот» перевоплотились и . Постановка 1963 года позже попала на голубые экранытворческую работу сняло телевидение.

Третье восстановление спектакля пришлось на 1991 год под режиссерством Гария Черняховского. Турандот играли и , а Калафа – Александр Рыщенков и .

Сегодня театралы и поклонники сценического искусства ждут молодого режиссера, который вдохнет в пьесу новую жизнь. , художественный руководитель театра, озвучивал решение о приостановке спектакля:

«Пройдет какое-то время, мы попробуем его вернуть, но я еще не понимаю, как».
  • Значение имени с персидскими корнями Турандот – «дочь Турана».
  • Подступы к театру им. Е. Вахтангова украшает фонтан «Принцесса Турандот». Памятник героине сказки, которая играет роль талисмана театра, создал скульптор Александр Бурганов. Он установлен в 1997 году – в честь 75-летнего юбилея пьесы. Канонический стиль фонтана гармонично вписывается в архитектуру Арбата. Скульптуру облюбовали влюбленные парочки, потому что по вечерам подсветка создает романтичную атмосферу.

  • В Китае опера «Турандот» находилась под запретом. Власти считали, что страна в постановке показана с темной стороны. Запрет пал в 1998 году, когда появилась работа режиссера Чжан Имо «Турандот в запретном городе», ставшая сенсацией в искусстве.
  • В 1991 году в России учредили первую театральную премию «Хрустальная Турандот». Награда, которую не спонсирует государство, предназначена исключительно для московского театрального сообщества. В списке лауреатов премии 2017 года значатся постановки «Мастер и Маргарита» («Студия театрального искусства» Сергея Женовача), «Царь Эдип» (театр им. Вахтангова), «День опричника» (Ленком) и «Аудиенция» (Театр Наций).

Цитаты

«Я не могу себе представить, что могу я стать рабой мужчины!»
«Первая загадочка будет очень простенькая: почему верблюд не ест ваты? Она простенькая, но никто не догадается».
«Мужчины женятся - женщины мужаются».
«Женщина всегда должна быть жидкой, как вода, чтобы принять любую форму, не сгореть от страсти, просочиться в самый малюсенький капилляр, утечь куда глаза глядят в нужный момент, растворить все неприятности, не соединяться никогда с жиром, не быть раздавленной, быть всегда необходимой, добивать, по капле капая на мозги, быть подобной водопаду в любви, иногда быть нудной, как осенний дождь, и нужной, как летний ливень, быть радостной, как фонтан и неотвратимой, как цунами».
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в спальню не врывалось!»
«Не меряй, Барах, нежную любовь аршином интереса!»
«Для того, чтобы избавиться от мышей, нужно их всех загнать под шкаф, а потом быстро-быстро отпилить ножки! И все».

Спектакль театра им. Вахтангова

К. ГОЦЦИ
(1720-1806)
ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ

КОМПОЗИЦИЯ СПЕКТАКЛЯ ТЕАТРА им. Е. ВАХТАНГОВА

Музыка Н. Сизова и А. Козловского

Алтоум М. Дадыко
Турандот Ю. Борисова
Адельма Л. Максакова
Зелима Е. Райкина
Скирина Н. Нехлопоченко
Тимур А. Кацынский
Калаф В. Лановой
Барах Г. Дунц
Измаил Е. Федоров
Панталоне Ю. Яковлев
Тарталья Н. Гриценко
Труффальдино Э. Зорин
Бригелла М. Ульянов
Ведущий В. Шлезингер

Февраль 1922 года. В голодной послевоенной Москве, жившей в то время без света и тепла, родилась сказка, наивная, смешная и увлекатель¬ная. Сказка, где актеры «играли в театр», старинный венецианский театр. Это была знаменитая «Принцесса Турандот» Карло Гоцци и Евгения Вахтангова, ибо режиссер выступил в этом спектакле на равных правах авторства с драматургом XVIII века. На сцене Третьей студии МХАТ в исполнении неопытных дебютантов, недавних студентов и начинающих актеров - Юрия Завадского, Цецилии Мансуровой, Бориса Щукина, Анны Орочко, Рубена Симонова, Александры Ремизо¬вой, Бориса Захавы, Иосифа Толчанова - была разыграна одна из замечательных театральных сказок итальянского драматурга. Разыграна в форме импровизационной. Форме, которая ос¬тавила блестящий след в истории молодого советского искусства, в практике одного из инте¬реснейших театров Москвы, названного вскоре именем режиссера этого спектакля.
На премьере «Турандот» присутствовали круп¬нейшие театральные деятели. Забыв о своей «искушённости», они радостно «поддались» пленительной игровой стихии, наслаждаясь атмосфе¬рой юности, неистощимой веселости, искрящейся фантазии, царивших на сцене и в зрительном зале. Вахтангова на его обычном месте в шестом ряду партера не было: смертельно больной, он ждал известий дома.
«Мы еще только начинаем... Вы должны по¬верить нам, что форма сегодняшнего спектакля - единственно возможная для Третьей студии», - прочел Завадский (принц Калаф) строки из об¬ращения режиссера к зрителям. В своем письме Вахтангов дал обоснование поискам новой «сов¬ременной формы», которая «потребовала не только рассказа содержания сказки, но и сцени¬ческих приемов, может быть, для зрителя незаметных, но совершенно необходимых для школы актера…»
Что же это были за сценические приемы? Чем объясняется обращение молодого коллектива, только вступавшего в эпоху строительства совет¬ского театрального искусства, к старинной полузабытой сказке. И каким образом достигалось то радостно приподнятое ощущение театрального праздника, которое обеспечило вахтанговской «Турандот» легендарный успех и столь долгую, продолжающуюся и в наши дни блестящую сценическую жизнь?
В поисках новых выразительных средств в борьбе с театральной рутиной неутомимый экспе¬риментатор Вахтангов предложил юным сту¬дийцам попробовать свои силы, развить свои ак¬терские возможности на материале, который бы содержал в себе заряд оптимистического, истинно народного, «площадного» мировосприятия, причем именно театрального мировосприятия, преображения жизни средствами театра, доступ¬ного и понятного любому зрителю.
Лучшего драматургического материала, чем театральные сказки старого венецианца, - осле¬пительно жизнелюбивые, построенные на вирту¬озных импровизациях забавных «масок» итальянской народной «комедии дель арте», - трудно было бы представить. Однако, начав работать над «Турандот»,. так сказать, по принципу «рассказа содержания сказки», коллектив вряд ли су¬мел бы создать новаторское, подлинно революционное произведение сценического искусство, каким в конце концов стал замечательный вах¬танговский спектакль.
Режиссер повел коллектив студийцев дорогой драгоценной творческой фантазии, «на ходу» придумывая все новые, поразительно простые и эффектные способы достижения цели. Исполни¬тели (кое-кто из них впервые появлялся на сцене) были увлечены задачей отнюдь не легкой, но вдвойне заманчивой: «сыграть в игру», то есть не просто правдоподобно раскрыть трогательно-наивную и немного смешную логику действий героев гоцциевской сказки, но и передать дух представлений театра дель арте, а, кроме того, не забыть и о себе самих вдоволь насладиться переменчивым блеском увлеченного лицедейства. При этом «двойном» и даже «тройном» перевоплощении артисты не утрачивали ни своей непосредственности, ни артистической индивидуальности.
Подстать этой вызывающей, смеющейся, поющей условности были придуманы и костюмы. Поверх вечерних туалетов студийцы в ритме чудесного вальса «Турандот» набрасывали разноцветные куски ткани - и становились, кто - восточным принцем, кто - рабыней, кто - начальником стражи или гарема... Да и сам этот вальс исполнялся... на гребенках, ещё более во¬влекая зрителей в пленительный водоворот «самых трагических» и насквозь театральных страстей.
Недаром стиль этого незабываемого праздника театральности был определен режиссером как «фантастический реализм», причем происхождение термина «фантастический» идет от «фантазии», а отнюдь не от «фантастики». «Турандот» была полностью лишена налета мистики, того принципиального ухода от современности, которым грешили в первом двадцатилетии нашего века немало крупных мастеров театра.
Спектакль был поэтическим, радостным, по самой сути актерского самочувствия импровизационным. Отсюда и комедийные преувеличения, и невероятные по сценическим законам интим¬ного, бытового театра прорывы в откровенную и радостную буффонаду. «Если бы Вахтангов заставил актеров летать, они бы летали», - говорится в одной из бесчисленных рецензий того времени. Казалось, для актеров Третьей студии нет и на самом деле ничего невозможного - столь велика была власть обаятельного спектакля над зрительным залом, участвующим в развитии событий чуть ли не с той же долей активности, что и сами исполнители. В ослепительной вспышке музыки и света «рассказывали» свою сказку, старинную полузабытую сказку венецианца Кар¬ло Гоцци режиссер, актеры, музыканты, костюмеры...
«Принцесса Турандот» идет на сцене вахтанговского театра и сегодня. В апреле 1963 го¬да Рубен Николаевич Симонов возобновил этот замечательный спектакль. Чуть изменилось оформление, увеличился оркестр, в котором по-прежнему солируют гребенки. В главных ро¬лях выступили прославленные мастера сегодняш¬него вахтанговского театра: Юлия Борисова, Николай Гриценко, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев... Молодежь сыграла свои первые большие роли.
По-прежнему большой радостью для актеров и зрителей становится каждое представление. По-прежнему смешат или волнуют нас комиче¬ские перепалки забавных масок или высокие страсти главных героев. По-прежнему старинная, бессмертная театральная сказка Гоцци и Вах¬тангова открывается прелестной бравурной пе¬сенкой:

«Вот мы начинаем
Нашей песенкой простой...»

Снова, в который уже раз, слышим мы таин¬ственный и томный «вальс Турандот», под мело¬дию которого на глазах у радостно изумленных зрителей актеры - наши современники пре¬вращаются в актеров итальянской труппы, играющих капризную принцессу и принца Калафа, страстную ревнивицу Адельму и любопытную Скирину...
Снова дурачатся веселые маски - ворчливый Панталоне, истовый служака Бригелла, растороп¬ный, живой, как ртуть, Труффальдино, застенчи¬вый заика и озорник Тарталья. Каждый из них неистощим в шутках «сугубо на злобу дня», как и тогда, сорок лет назад.
И снова рождается на наших глазах наивная, смешная и торжествующе театральная сказка в вахтанговцев.
М. Бабавва

Опера - это всегда масштабно, эффектно, красиво. Это мощные голоса, яркие костюмы и, конечно, сильный текст или захватывающий сюжет. В данной статье рассказывается о пьесе "Принцесса Турандот", которая была написана аж в восемнадцатом веке. Также описывается, где и когда появилась опера "Турандот": краткое содержание, история создания, персонажи и многое другое.

Граф Карло Гоцци

Родился будущий автор "Турандот" в 1720 году, в Венеции. Писать начал с небольших поэм и эссе, где критически разбирал все то, что ставилось на сценах Италии того времени. Именно эти критические очерки принесли Гоцци первую известность не только среди специалистов, но и среди широкой публики.

По легенде, первую пьесу Гоцци написал, поспорив с одним из самых известных драматургов своего времени - Карло Гольдони. Суть спора заключалась в том, что пьесу необходимо было написать на самый незамысловатый сюжет и добиться с ней максимально возможного признания. Вскоре после этого спора у Гоцце из-под пера вышла "Любовь к трем апельсинам", с которой драматург не только очень громко заявляет о себе, но и зачинает новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Кстати, С. Прокофьев для своей одноименной оперы использовал именно эту пьесу Гоцце.

Помимо Прокофьева, фьябы Гоцце высоко оценивали Гофман, Гете, Островский и многие другие.

Пьеса "Принцесса Турандот" написана в 1762 году и по праву относится к числу лучших творений мастера. В данном произведении нет магических превращений, как было в ранних работах Гоцце, мотив "Принцессы" более реален. За основу автор взял мотивы "Китайской принцессы" Лесажа. С самых первых постановок "Принцесса Турандот" вызвала шквал эмоций и восторженных отзывов критиков той эпохи.

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини называют вторым по величине и значимости в мире оперы, после Джузеппе Верди. Родилась будущая легенда 22 декабря 1858 года в городе Лукке. Попав в Миланскую консерваторию, он пишет оперу "Виллисы", которая привлекла внимание будущих клиентов и покровителей Пуччини.

Опера "Манон Леско", которая была написана в 1893 году, имела просто оглушительный успех. Последующая опера "Богема" принесла автору славу не просто хорошего оперного композитора, но и лучшего. Пуччини творил до самого последнего дня своей жизни, и венцом его творчества стала, к сожалению, незаконченная опера "Турандот".

Опера "Турандот": история создания

Впервые идея о создании этой оперы зародилась у Пуччини в 1919 году. Посмотрев драматический спектакль в театре Макса Рейнгардта, композитор решил создать что-то свое. Выбор пал на сказку Гоцца "Принцесса Турандот".

Работа над оперой продолжалась с лета 1920 до ноября 1924 года, когда Пуччини скончался, так и не закончив произведение. Доделывал работу после смерти старшего товарища его коллега Франко Альфано.

Опера "Турандот" отличается от всего того, что писал композитор раньше. Если ранние работы Пуччини отличались камерностью, то здесь, как отмечали критики позже, композитор ввел массивный звук хоров. Также не исключено, что данное нововведение могло появиться под влиянием еще одного известного композитора - М. Мусоргского.

Опера "Турандот": действующие лица

В опере принимают участие следующие действующие лица:

  • сама принцесса Турандот;
  • ее отец - Альтоум, китайский император;
  • Тимур - свергнутый царь, слепой и нищий;
  • Калаф - сын Тимура, жених и муж Турандот, который выдержал испытания и ответил на загадки;
  • Лиу - рабыня Тимура, которая убивает себя;
  • Пинг, Панг, Понг - служащие при дворце;
  • Мандарин;
  • народ, солдаты.

Авторы либретто к опере

Пока писалась сама опера "Турандот", либретто для нее сочиняли люди, приглашенные и уже известные в музыкальных кругах, - Адами и Симони. Чуть подробнее о каждом:

  • Джузеппе Адами родился в Вероне. Изначально учился на юриста и о занятиях музыкой даже не думал. Но судьба распорядилась иначе, и уже к 1905 году он становится одним из главных либреттистов в музыкальной среде довоенной Европы. Как признавал и сам Джузеппе, слава пришла к нему вместе с работами, которые писал он вместе с Пуччини.
  • Ренато Симони родом был также из Вероны. Очень много писал для сцены, занимался критикой, работал обозревателем в ряде газет и писал об оперной сцене. Первая работа в качестве "соавтора" относится к 1915 году - это опера "Мадам Сан-Жен". Опера "Турандот", в создании которой Симони принимал участие наряду с Пуччини и Адами, была лучшей его работой и по признанию самого Симони, и по оценкам критиков того времени.

События первого действия разворачиваются в Пекине.Толпа окружает императорский дворец. Люди взволнованно слушают указ, который объявляет в том, что дочь императора выйдет замуж за того, кто сможет отгадать три загадки. Неудачника же ждет казнь. Уже множество голов украшают колья, что высятся вокруг дворца, но нет конца смельчакам. Одних притягивает красота императорской дочери, других - несметные богатства, которые пойдут как приданное.

В толпе сбивают с ног немощного слепца, которого сопровождает одна служанка. Ее крики с просьбой о помощи привлекают внимание юного принца одной арабской страны, и он приходит на выручку. В слепце юноша узнает своего отца, которого много лет назад свергли противники власти и выгнали из страны.

На глазах толпы, юноши и его отца еще один претендент вновь не справился с задачей. Его казнят. На балконе стоит принцесса Турандот и наблюдает за всеми событиями свысока. Оный арабский принц бросает на нее взгляд и тут же влюбляется. Он желает участвовать в испытаниях, и никакие отговорки отца не влияют на его мнение. Он влюблен, поэтому будет добиваться руки принцессы. Звучит гонг и нового претендента провожают во дворец.

Во втором действии рассказывается о придворных людях: советнике Пинге, прорицателе Панге и поваре Понге. Все трое мечтают удалиться от дел, уехать из дворца и жить где-нибудь на лоне природы. Но они вынуждены участвовать в кровавых играх своей госпожи.

Показан дворец императора. На троне - принцесса Турандот. Калафа (именно так зовут арабского принца) вводят в зал, и он готов выслушать загадку.

Ненависть и жестокость Турандот объясняется тем, что когда-то давно принцессу из ее рода обесчестил чужеземный завоеватель. Теперь она своим долго считает мстить за позор и больше всего любит наблюдать, как мужчин казнят.

На две загадки дает ответ Калаф. Над третьей же думает долго и глубоко. Турандот уже предвкушает очередную казнь, но арабский принц находит ответ и на последнюю загадку.

Все замерли в испуге - что же будет? Турандот умоляет отца отменить уговор - она не желает выходить замуж за чужеземца. Но воля отца-императора непреклонна: Калаф победил, он должен получить награду. И тут сам арабский принц отказывается от победы, объясняя это тем, что не желает неволить принцессу. А взамен загадывает свою загадку и дает время до восхода солнца.

В начале третьего действия под страхом смерти все жителя города стараются найти ответ на загадку незнакомого всем арабского принца. А загадка эта - отгадать его имя, ведь его никто не знает, кроме слепого отца и невольницы. Сам Калаф бродит по садам, что окружают дворец, и мечтает о браке с Турандот, когда она наконец усмирит свой пыл.

А тем временем люди находят служанку слепого отца и начинают выпытывать имя юноши. Служанка была влюблена в Калафа и не желает его выдавать. Выхватывая кинжал у одного из приближенных принцессы, она закалывает себя. Пораженная таким поступком, Турандот не может понять, отчего же девушка так поступила.

Близится утро, Калаф и Турандот остаются одни. Неожиданно, принц заключает принцессу в свои объятия, а Турандот, желая вырваться, отвечает на его поцелуй. Сердце девушки растоплено. Калаф на ухо раскрывает свое имя принцессе.

Все заканчивается свадьбой и ликованием народа в честь того, что их жестокая принцесса наконец обрела любовь.

Турандот

Дочка императора, а значит - второе лицо в стране. Очень умна и прекрасна лицом, но черства и не знает, что такое любовь. Всегда с удовольствием наблюдает, как происходят казни ее женихов.

Образ девушки очень ярок, тем более нужно учитывать то, что главными героями обычно были мужчины. Время равноправия (в том числе и духовного) было далеко впереди, поэтому решение автора выдвинуть на первый план девушку считалось очень смелым поступком.

Еще задолго до Гоцци имя Турандот мелькало в легендах и сказаниях. На основе именно исторических, а иногда и откровенно легендарных данных, драматург и писал свое произведение. Произведения у Гоцци и у Пуччини значительно отличаются. Если пьеса получилась более исторически точной, стремящейся показать нам эпоху в деталях, то в опере главное внимание направлено исключительно на девушку.

Калаф

Образ юноши, который и смел, и благороден, и умен, далеко не нов. Если рассматривать такое произведение, как опера "Турандот", краткое содержание которого было дано выше, можно заметить, насколько юноша противопоставляется всем остальным. И принцессе, и народу, и дворцовому окружению. Особенно это заметно, когда весь город старается узнать его имя - люди даже доводят до самоубийства служанку.

Калаф - это арабский принц, который вернул престол своему роду. Отца его, как это известно по тексту, выгнали из страны, когда герой был еще взрослеющим юношей, и он ничего не смог сделать. Когда Калаф вырос, он забрал себе престол, но отец пропал без вести. Совершенно случайно, спустя годы, отца с сыном сводит судьба.

Опера на родине и в Европе

Премьера оперы состоялась двадцать пятого апреля 1926 года, на сцене миланского театра "Ла Скала". На премьере дирижер Артуро Тосканини, неожиданно прервав оперу, объявил залу, что "перо выпало из рук мастера" - именно на этом моменте обрывалась опера, которую писал Пуччини.

Все дальнейшие постановки оперы завершались дуэтом и финалом, которые написал по черновикам Пуччини его товарищ Франко Альфано. Хотя эта версия продолжения не является единственной - свой вариант представил в 2002 году Лучано Берио, а также Хао Вейя в 2008.

Начиная с 1927 году, оперу ставят практически во всех крупных городах мира. Например, постановку показывали в Каире, Будапеште, а в 2006 году - в Буэнос-Айресе. Это все указывает на то, что опера Пуччини "Турандот" - одна из самых знаковых в истории оперного искусства.

Опера в России

Опера "Турандот", краткое содержание которой было дано в статье, очень часто ставится и в России. Премьерный показ оперы состоялся в 1928 году, в Бакинском оперном театре. Постановщиком выступил А. Ридель.

С 1931 года пьесу ставят в Большом театре. Она выдержала тридцать девять представлений и была снята с репертуара спустя три года - в 1934.

Вновь оперу ставили в 2002 году, опять же - в Большом театре. Двадцать восьмого января 2017 года состоялась премьера произведения в новом прочтении, в московской "Геликон-опере".

Критика и отзывы

Музыковед Израиль Нестьев отмечает, что в опере "Турандот" Пуччини нарушил свои традиции и вместо камерных сцен и исполнения ввел громкие и мощные оперные номера, которые не только требуют мощных голосов, но и поражают своими размахами.

На премьере первой постановке был Владимир Маяковский, который, весьма пренебрежительно относящийся к музыкальным номерам в общем и к опере в частности, оценил "Турандот".

Заключение

Опера "Турандот", краткое содержание которой было представлено в данной статье, - одно из знаковых произведений не только для Италии, но и для всего мира.

Карло Гоцци

«Турандот»

Астраханского царя Тимура, его семейство и державу постигло страшное несчастье: свирепый султан Хорезма разбил войско астраханцев и, ворвавшись в беззащитный город, повелел схватить и казнить Тимура, его супругу Эльмазу и сына Калафа. Тем под видом простолюдинов удалось бежать в сопредельные земли, но и там их преследовала мстительность победителя. Долго скиталось царское семейство по азиатским просторам, терпя невыносимые лишения; принц Калаф, дабы прокормить престарелых родителей, брался За любую чёрную работу.

Эту печальную историю Калаф рассказывает своему бывшему воспитателю Бараху, которого случайно встречает у ворот Пекина. Барах живёт в Пекине под именем персиянина Хассана. Он женат на доброй вдове по имени Скирина; его падчерица Зелима — одна из невольниц принцессы Турандот.

Принц Калаф прибыл в Пекин с намерением поступить на службу к императору Альтоуму. Но сперва он хочет посмотреть на празднество, приготовления к которому, похоже, идут в городе.

Однако это готовится не празднество, а казнь очередного потерпевшего неудачу претендента на руку принцессы Турандот — царевича Самаркандского. Дело в том, что тщеславная жестокосердная принцесса вынудила отца издать такой указ: всякий принц может свататься к Турандот, но с тем, что в заседании Дивана мудрецов она загадает ему три загадки; разгадавший их станет её мужем, неразгадавший — будет обезглавлен. С тех пор головы многих славных принцев украсили стены Пекина.

Из городских ворот выходит убитый горем воспитатель только что казнённого царевича. Он швыряет на землю и топчет злосчастный портрет Турандот, одного лишь взгляда на который хватило его воспитаннику, чтобы без памяти влюбиться в бессердечную гордячку и тем самым обречь себя на погибель.

Как ни удерживает Барах Калафа, тот, уверенный в собственном здравомыслии, подбирает портрет. увы! Куда девались его здравомыслие и бесстрастие? Горя любовью, Калаф устремляется в город навстречу счастью или смерти.

Император Альтоум и его министры Тарталья и Панталоне всей душой скорбят о жестокости принцессы, слёзно оплакивая несчастных, павших жертвой её нечеловеческого тщеславия и неземной красоты. При известии о появлении нового искателя руки Турандот они приносят богатые жертвы великому Берджингудзину, дабы тот помог влюблённому принцу остаться в живых.

Представ перед императором, Калаф не называет себя; он обещает раскрыть своё имя, только если разгадает загадки принцессы. Добродушный Альтоум с министрами умоляют Калафа быть благоразумным и отступиться, но на все уговоры принц упорно отвечает: «Я жажду смерти — или Турандот».

Делать нечего. Торжественно открывается заседание Дивана, на котором Калафу предстоит потягаться мудростью с принцессой. Та является в сопровождении двух невольниц — Зелимы и Адельмы, некогда татарской принцессы. И Турандот, и Зелиме Калаф сразу кажется достойнее предыдущих претендентов, ибо он превосходит всех их благородством облика, обхождения и речей. Адельма же узнает Калафа — но не как принца, а как служителя во дворце её отца, царя Хорасана; уже тогда он покорил её сердце, а теперь она решает во что бы то ни стало не допустить его женитьбы на Турандот и самой завладеть любовью принца. Поэтому Адельма старается ожесточить сердце принцессы, напоминая ей о гордости и славе, тогда как Зелима, напротив, молит её быть милосерднее.

К радости императора, министров и Зелимы, Калаф разгадывает все три загадки Турандот. Однако принцесса наотрез отказывается идти к алтарю и требует, чтобы ей было позволено на следующий день загадать Калафу три новые загадки. Альтоум противится такому нарушению указа, беспрекословно исполнявшегося, когда надо было казнить неудачливых искателей, но благородный влюблённый Калаф идёт навстречу Турандот: он сам предлагает ей отгадать, что это за отец и сын, которые имели все и все потеряли; если принцесса назавтра отгадает их имена, он готов умереть, если же нет — быть свадьбе.

Турандот убеждена, что, если ей не удастся отгадать имена отца и сына, она будет навек опозорена. Убеждение это вкрадчивыми речами подогревает в ней Адельма. Своим острым умом принцесса поняла, что под сыном таинственный принц имеет в виду себя самого. Но как же разузнать его имя? Она просит совета у своих невольниц, и Зелима подсказывает заведомо безнадёжный способ — обратиться к гадателям и каббалистам. Адельма же напоминает Турандот слова принца о том, что в Пекине есть один человек, знающий его, и предлагает не пожалеть золота и алмазов, дабы за ночь, перевернув верх дном весь город, разыскать этого человека.

Зелима, в чьей душе чувство долго боролось с долгом, наконец скрепя сердце говорит госпоже, что, по словам её матери Скирины, отчим её, Хассан, знаком с принцем. Обрадованная Турандот тут же посылает евнухов во главе с Труффальдино разыскать и схватить Хассана.

Вместе с Хассаном-Барахом евнухи хватают его чрезмерно болтливую жену и какого-то старца; всех троих они отводят в сераль. Им невдомёк, что несчастный оборванный старик — не кто иной, как Астраханский царь Тимур, отец Калафа. Похоронив на чужбине супругу, он пришёл в Пекин разыскать сына или найти смерть. К счастью, Барах успевает шепнуть господину, чтобы тот ни под каким видом не называл своего имени. Калафа тем временем препровождают в специальные апартаменты, охраняемые императорскими пажами и их начальником Бригеллой.

Сераль Турандот. Здесь принцесса допрашивает привязанных к колоннам Бараха и Тимура, угрожая им пытками и жестокой смертью в случае, если они не назовут имя загадочного принца и его отца. Но обоим Калаф дороже собственной жизни. Единственное, о чем невольно проговаривается Тимур, это то, что он — царь и отец принца.

Турандот уже даёт евнухам знак начать расправу над Барахом, как вдруг в серале появляется Адельма с вестью, что сюда направляется Альтоум; узников спешно уводят в подземелье сераля. Адельма просит принцессу больше не мучить их и обещает, если ей позволят действовать по своему усмотрению, за ночь разузнать имена принца и царя. Турандот полностью доверяется приближённой невольнице.

Тем временем к Альтоуму прибывает гонец из Астрахани. В привезённом им тайном послании говорится, что султан Хорезма умер и что астраханцы зовут Тимура занять принадлежащий ему по праву престол. По описанным в послании подробным приметам Альтоум понимает, кто такой этот неизвестный принц. Желая защитить честь дочери, которой, он убеждён, нипочём не отгадать искомые имена, а также сохранить жизнь Калафу, император предлагает ей раскрыть тайну — но с условием, что, блеснув в Диване мудрецов, она затем согласится стать женой принца. Гордость, однако, не позволяет Турандот принять предложение отца; кроме того, она надеется, что Адельма исполнит своё обещание.

Бригелла, стерегущий покои Калафа, предупреждает принца, что, мол, поскольку стражники — люди подневольные, да к тому же всем хочется отложить деньжат на старость, ночью ему могут явиться привидения.

Первое привидение не заставляет себя долго ждать. Это — подосланная Адельмой Скирина. Она сообщает Калафу о кончине матушки и о том, что его отец теперь в Пекине. Скирина просит принца черкнуть несколько слов старику отцу, но тот разгадывает уловку и отказывается.

Едва Скирина ни с чем удаляется, как в покоях принца оказывается Зелима. Она пробует другой подход: на самом деле, говорит невольница, Турандот не ненавидит принца, а тайно любит. Посему она просит его раскрыть имена, с тем чтобы наутро ей не посрамиться перед Диваном, и обещает там же в Диване отдать ему свою руку. Проницательный Калаф не верит и Зелиме. Третьей является сама Адельма. Она открывается Калафу в своей любви и умоляет вместе бежать, поскольку, по её словам, коварная Турандот все равно повелела на заре убить его, не дожидаясь заседания Дивана. Бежать Калаф решительно отказывается, но, поверженный в отчаяние жестокостью возлюбленной, в полубреду произносит своё и отцовское имя.

За такими разговорами проходит ночь. Наутро Калафа препровождают в Диван.

Диван уже в сборе, недостаёт только Турандот и её свиты. Альтоум, уверенный, что принцессе так и не удалось узнать имени отца и сына, искренне радуется и велит здесь же, в зале заседаний, устроить храм.

Уже установлен алтарь, когда в Диване наконец появляется Турандот. Вид у принцессы и свиты траурный. Но, как выясняется, это лишь жестокая мстительная шутка. Она знает имена и, торжествуя, возглашает их. Император и министры убиты горем; Калаф готовится к смерти.

Но тут, ко всеобщей радости и изумлению, Турандот преображается — любовь к Калафу, в которой она не смела сознаться даже самой себе, берет верх над жестокостью, тщеславием и мужененавистничеством. Во всеуслышание она объявляет, что Калаф не только не будет казнён, но и станет её супругом.

Не рада только Адельма. В слезах она бросает Турандот горький упрёк в том, что, ранее отобрав свободу, теперь она отнимает у неё любовь. Но тут вступает Альтоум: любовь не в его власти, но, дабы утешить Адельму, он возвращает ей свободу и Хорасанское царство её отца.

Наконец заканчиваются жестокости и несправедливость. Все довольны. Турандот от всей души просит небо простить её упорное отвращение к мужчинам. Грядущая свадьба обещает быть весьма и весьма радостной.

Сын царя Тимура, Калаф, случайно встречает своего бывшего воспитателя Бараха возле ворот Пекина и рассказывает, что случилось с ним и его родителями после того, как султан Хорезма победил войска его отца. Долго он скитался с родителями и скрывался под видом обычного бедного горожанина. Калаф брался за любую работу. Внимательно слушает Барах (а ныне персиянин Хассан) своего воспитанника. Сообщает ему и свои новости, что женился он на вдове, которую зовут Скирина, а дочь ее прислуживает жестокосердной принцессе Турандот.

Оказывается, Калаф оставил родителей и пришел в Персию, чтобы просить императора Альтоума принять к себе на службу. Город готовится к какому-то великому празднику, и прежде он хотел бы посмотреть на это. Из разговора с Барахом Калаф узнает, что готовится казнь царевича Самаркандского, который не разгадал три загадки принцессы Турандот, и, по указу ее отца, царя Альтоума, теперь должен быть казнен. Он далеко не первый казненный принц. Все царственные особы, которые изъявили желание побороться за принцессу и потерпели поражение (не разгадали ее загадки) были прилюдно обезглавлены. Только разгадавший их принц, сможет избежать столь жестокой участи и стать мужем Турандот.

Воспитатель казненного принца Самаркандского скорбит по своей утрате. Он не смог остановить царевича и все, что может сделать – швырнуть на землю портрет Турандот и потоптать его. Калафт подбирает злосчастный портрет и, при одном лишь взгляде на него, влюбляется в изображенную на полотне Турандот и готов бороться за ее сердце. Барах пытается отговорить Калафа, но безуспешно.

Альтоум, отец принцессы, очень жалеет, что согласился на уговоры любимой дочери и издал подобный указ. Ему искренне жаль всех погибших юношей и Калафа, который рискует своей жизнью. Он со своими министрами пытается его отговорить, но Калаф непреклонен. «Смерть или Турандот», - твердит принц. Альтоум отдает приказ о жертвоприношениях, чтобы как-то помочь юноше. На заседании Дивана принцесса загадывает свои загадки принцу, и все три он разгадывает с легкостью. Только на третьей немного запнулся, потому что Турандот открыла свое прекрасное лицо и смутила Калафа.

Турандот приглянулся принц, он первый вызвал в ее сердце чувство жалости, но то, что он смог легко разгадать ее загадки, разгневало ее. Турандот наотрез отказалась выходить за него замуж, угрожая самоубийством. Она просит отца разрешить ей загадать три новые загадки принцу, но отец отвергает просьбу дочери. Тогда Калаф предлагает ей свою загадку: назвать имена отца и сына, царственных особ, которые все потеряли и вынуждены выполнять черную работу. Все понимают, что для этого надо отгадать имя самого принца и его отца. Если принцесса отгадает – Калаф уйдет ни с чем, если нет, - она станет его законной женой.

Адельма, татарская принцесса в прошлом и невольница Турандот сейчас, узнала Калафа. Когда-то он прислуживал ей и еще тогда она заметила его гордую осанку и горящий взгляд. Узнав о его происхождении, Адельма возжелала убежать с Калафом и стать свободной. Но любовь Калафа к Турандот ей помешала. Адельма пытается настроить Турандот против замужества, но помогает ей узнать имя Калафа и его отца. На заседании Дивана Турандот отгадывает загадку Калафа, но, тронута его желанием умереть из-за любви к ней и добротой по отношению к предательнице Адельме, соглашается выйти за него замуж. Адельме дают свободу и право возвратиться на родину.


Top