Тип храма в парфеноне и его строение. Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию сооружения.

Особенность восприятия объектов человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней (с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики - богини Афины.

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён - Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые - с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

Парфенон в составе Афинского Акрополя включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парфенон – главный храм и достопримечательность Акрополя в Афинах, располагается в археологической зоне Греции, на скале из известняка, возвышаясь среди других древних храмов и построек, таких как Эрехфейон, Пропилеи, Храм Ники Бескрылой.

Удивительный храм обладает поразительной архитектурной композицией, что привлекает туристов со всего света, которые стремятся запечатлить красоту Парфенона на фото .

Кто построил Парфенон?

Возведение его началось еще до нашей эры в 488 году под влиянием Перикла. Он был построен специально на возвышении Афинского Акрополя. Храм был посвящен Афине Парфенос, таким образом, греки отблагодарили богиню за победу в Марафонской битве над сильным врагом – персами.

Храм, построенный в это время, походил на нынешний Парфенон размерами. Однако в 480 году персы разрушили Акрополь, включая еще недостроенный Парфенон. После этого строительство приостановилось на целых 30 лет. Возобновились работы в 454 году, строительством руководили архитекторы: Иктин и Калликрат, а также скульптор Фидий, который вел наблюдение за строительством.

Парфенон в Афинах строили из добытого здесь пентелийского мрамора, который изначально был чисто-белым, а со временем окислялся и обретал теплый желтоватый оттенок, как будто наполненный солнечным светом. Примечательно то, что прочие постройки до Парфенона возводились из известняка. При кладке не использовался никакой раствор, блоки старательно подгоняли друг под друга и скрепляли между собой железными штырями.

После рождества Христова Парфенон в Греции был превращен в христианскую церковь, которая была освящена в честь Святой Софии. В помещении храма даже сделали колокольню.

В 1460 году, во времена господства Османской империи, турки превратили Парфенон в мечеть, рядом с которым встал минарет. В 1687 году Афины были осаждены венецианцами, и храм использовался как склад для пороха. Это очень негативно отразилось на его состоянии, вся средняя часть храма была разрушена из-за влетевшего в него пушечного ядра и последующего взрыва. Кроме того, английский лорд увез часть скульптур Парфенона, поэтому часть уникального наследия оказалось во Франции и в Лондоне.

Внешний облик великолепного Парфенона

Место для этого великолепного сооружения в Греции выбрано неслучайно, архитекторы приложили немало усилий, чтобы разместить храм в наиболее выгодной с художественной точки зрения позиции. Парфенон должен был венчать Афинский Акрополь, возвышаясь над всеми остальными постройками.

Размеры храма зависели от размера скалы, так как архитекторы древней Греции придерживались правила золотого сечения в строительстве. Чтобы войти в храм Парфенон нужно преодолеть всего три мраморных ступени, общая высота этой широкой лестницы всего полтора метра.

Парфенон имеет форму прямоугольника, оформлен в дорическом ордере, благодаря чему обладает величественной колоннадой, которую видно издалека. Храм имеет 8 колонн на торцах и по 17 с боковых сторон (всего их 50), все они сужаются по направлению вверх и каждая оформлена декоративными желобами – каннелюрами. Колонны на углах стоят с небольшим уклоном по направлению к центру. Все эти особенности призваны сделать здание более утонченным и целостным на вид, особенно если смотреть на храм издалека.

Как выглядел храм Афины Парфенон?

В древности все внутреннее пространство Парфенона было поделено на две части.

  1. Помещение, которое восточнее, более длинное и имело название Гекатомпедон. В пространстве, скрытым за колоннами внутри храма, раньше стояла статуя богини Афины. Фигура была украшена золотом и слоновой костью, она имела деревянную основу и приличную высоту – 12 метров, работал над ней зодчий Фидий. В своей руке Афина держала более миниатюрную статую Ники. На голову ее был одет шлем, имеющий три гребня с изображениями сфинкса и грифонов.
  2. Западное помещение имело название Парфенон. В нем хранили казну и архив государства. Впоследствии Парфеноном стали именовать весь храм целиком.

Парфенон украшали различные скульптурные композиции, барельефы и горельефы. Одна из них изображает рождение богини. По легенде Зевс проглотил свою беременную жену, чтобы родившийся наследник не смог его превзойти и убить. Но, несмотря на эту хитрость Зевса, божественный ребенок все-таки смог появиться на свет. Гефест, бог огня, разрубил голову Зевса, и новорожденная богиня Афина выпрыгнула наружу.

Другой фронтон изображает спор за Аттику. Афина и бог морей Посейдон спорили, кто же из них будет покровителем города. Оливковое дерево, которое вырастила Афина, больше понравилось жителям, чем соленый источник, высеченный из скалы Посейдоном.

На торце храма изображена торжественная процессия, идущая вдоль Парфенона в честь праздника Панафинеи и поклонения богине-покровительнице города. Участвовали в ней всадники, жрицы и жрецы. Афине преподносили новую одежду, которая называлась пеплос.

Некоторые метопы Парфенона изображают различные сцены из битв и не только между людьми. На них греки борются с кентаврами, амазонками, боги борются с гигантами. Также они иллюстрируют сцены Троянской войны.

Многие детали Парфенона раньше были раскрашены, в основном преобладали синие и красные цвета. Его красили особым способом: наносили тонким слоем воск с красителем, затем под влиянием температуры краска проникала в камень. Достигался великолепный эффект окрашивания мрамора, при этом была видна его структура. Также здание было украшено венками из бронзы.

Об особости назначения и бытия Парфенона, несомненно, знали создатели Афинского акрополя. Вселенские истины всегда прорываются из высей своего существования и обретают явь в деяниях творцов, наделенных Божественным провидческим даром. При этом смысл сокровенного знания может быть даже неведом им. Достаточно, что они — творцы, действующие в соответствии с намерениями Высших сил.

К людям, для которых открыто сокровенное знание, не могли не относиться создатели Афинского акрополя, уже потому что иначе божественно-прекрасным зданиям путь появления на белый свет был бы заказан. При этом авторы должны были пребывать в свободном поиске — самостоятельно выбирать, что им должно делать или не должно.

Цицерон писал о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона».

Фидий владел многими знаниями, например, из области оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

Многие считают, что «Золотое сечение» получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия — мастера, воплотившего это соотношение в своих работах.

Слава Фидия была колоссальной, но большинство его работ не сохранилось, и мы судить о них можем только по копиям и описаниям античных авторов.


ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве). Западный фасад.
Нынешняя, технически несравнимая с предыдущими реставрация

Нынешнее изучение Парфенона с помощью некого подобия «чертежного кульмана», которым в докомпьютерную пору пользовались проектировщики, позволяет неопровержимо строго и точно убедиться в разновеликости ВСЕХ колонн и ВСЕХ интерколюмниев (межколонных пространств), которые лишь кажутся одинаковыми и поставленными перпендикулярно.Нет ни одной цифры в этой поэме цифр, которая была бы идентичной в сравнении с другими и находилась бы в идентичном положении. Все колонны имеют общий наклон к центру колоннады и наклон этот меняется в зависимости от занимаемого места в общем ряду. Наклон очень мал - от 6,5 см до 8,3 см, но он имеет концентрический характер, и это построение колонных рядов вовлекает колоннады в общее «усилие, сходящееся в одной точке». Где эта точка? Где-то там, где царят Боги. Делаем выводы из общей курватуры, открытой исследованиями, предваряющими последнюю во времени реставрацию храма…

В ПАРФЕНОНЕ — СИМВОЛЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ОБЩИХ УСТОЕВ —
НЕТ НИЧЕГО, ЧТО НЕ БЫЛО БЫ ИЗМЕНЧИВЫМ И НЕПОСТОЯННЫМ.
КОНЕЧНО, В ПАРФЕНОНЕ ЗАПЕЧАТЛЕНА ВЕЧНОСТЬ, НО ОСОБАЯ:
НЕ АБСТРАКТНОГО АБСОЛЮТА, А ЖИЗНИ ЖИВОЙ.

ЭТО НАДЕЛЯЕТ ПАРФЕНОН ТЕМ СОВЕРШЕНСТВОМ,
ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ЕГО В ОДУХОТВОРЕННОЕ СУЩЕСТВО —
ЗЕМНОЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ, НЕРАЗРЫВНО.

СООТВЕТСТВЕННО ПАРФЕНОН СТАНОВИТСЯ ТОЙ СИЛОЙ,
ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ВОЕДИНО ДВА МИРА: БОГОВ И ЛЮДЕЙ,
ИЛИ БЫТИЙНОГО И СО-БЫТИЙНОГО, НЕБЕСНОГО И ЗЕМНОГО,
СОВЕРШЕННОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО, ВЕЧНОГО И ТЕКУЩЕГО…

СУЩЕСТВОВАНИЕ САМОГО ПАРФЕНОНА ТРАГИЧНО,
И ТРАГЕДИЯ ЭТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН ПАРИТ.
НЕ ПРИНАДЛЕЖА НИ К РЕАЛЬНОМУ, НИ К ИРРЕАЛЬНОМУ МИРАМ.
ПАРФЕНОН ЕСТЬ, ОН ЗДЕСЬ? ЕГО УЖЕ НЕТ, ОН ТАМ…
ПРИ УТРАТЕ ПАРФЕНОНА В ЭПИЦЕНТРЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБРАЗУЕТСЯ ПУСТОТА, ЧТО СДЕЛАЕТ СТРЕМЛЕНИЕ
К ДОСТИЖЕНИЮ ИСТИНЫ И ДОБРА ПУСТЫМ — НАПРАСНЫМ.

МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ЭЛЛАДЫ —
МЫ ГЕНЕТИЧЕСКИ С НЕЙ СВЯЗАНЫ НАВСЕГДА.


ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве).
Фрагмент восточного фасада. За внешним периптером виден пронаос
с портиком из шести дорических колонн. Над ними — копия фриза, охватывавшего целлу по всему периметру

Все элементы конструкции Парфенона, включая кровлю крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки тщательно подгонялись друг к другу, горизонтальная связь между ними поддерживалась с помощью двутавровых железных скреп, вертикальная – с помощью железных штырей.

Все это очень интересно, но мало чем помогает постижению художественного содержания Парфенона. Подобный метод возведения позволял достигнуть математической и геометрической точности храма, что пленяет разум, как изящное решение теоремы.

Так и должно быть, ибо не может быть иначе. Все прямые, составляющие Парфенон, лишь относительные прямые, как всякие прямые в жизни. То же можно сказать о кругах и пропорциях. Математика материального Парфенона - не что иное, как стремление к математическому совершенству: в ней нет иной точности, кроме точности реального мира, познанной человеком и воспроизведенной искусством, - она всегда относительна и подвижна.

Последние исследования Парфенона приближают к постижению тайны, поднимающей метод его возведения над двутавровыми скрепами и железными штырями…


«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,
картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

Античные источники называют Фидия руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона. То было время, когда лежал в развалинах Акрополь, застроенный до греко-персидских войн культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями.Выступая на Народном собрании, Перикл предложил афинянам: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение».

Для Акрополя Фидий исполнил в бронзе колоссальную статую богини Афины-Промахос — покровительницы и защитницы города. Непосредственно для Парфенона Фидий создал…

Двенадцатиметровую статую богини Афины-Парфенос в чрезвычайно дорогой и сложной хризоэлефантинной технике: основа — дерево, покрытие — золото и слоновая кость.

Многофигурные композиции из круглой скульптуры, что заполняли глубокие (0,9 метра) треугольные фронтоны: восточный — «Рождение Афины из головы Зевса», западный — «Спор Афины с Посейдоном за первенство в Аттике».

Горельефы для 92 метоп, или квадратных панелей, располагавшихся между триглифами фриза над внешней колоннадой.

Барельефную полосу или фриз целлы, на котором изображалась «Панафинейская процессия», подносившая Афине новое одеяние – пеплос. Общая длина фриза — 160 метров, высота — 1 метр, отметка от стилобата -11 метров, всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Фидий создавал произведения совершенные по художественной форме своей, величественные и вместе с тем простые и понятные всем. Творения Фидия являются высочайшей вершиной в истории развития скульптуры. Влияние творчества древнегреческого мастера ощутимо в европейской скульптуре с античной эпохи до наших дней.





В фризах, тянущихся вдоль северной и южной сторон целлы, представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии – музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки.

При том, что ни один мотив движения ни разу в точности не повторяется, всему фризу в целом присуще ритмическое и пластическое единство. Движение то убыстряется, то замедляется, фигуры то сближаются, почти сливаясь друг с другом, то пространство между ними расширяется. Волнообразный ритм движения пронизывает весь фриз.

Парфенон. Восточный фронтон. Один из фрагментов многофигурной композиции «Рождение Афины из головы Зевса». 432 году до н.э.
Изображение Ириды — Богини Радуги, вестницы Олимпийцев

Три фрагмента, сохранившиеся от многофигурной композиции восточного фронтона, — несомненные шедевры. И лежащему юноше (Богу Дионису?), и Богине Ириде свойственны естественность и величественность поз. Юноша возлежит, как Бог. Дева бежит, как Богиня. Мужские фигуры обнажены, Женские облачены в хитоны с этими умопомрачительными складками, что позволяют воспроизвести светотеневую игру, легкость воздушной, свободно играющей ткани, что совпадает с движением, или его проявляет, или его определяет.

Несомненно, скульптура Парфенона в сочетании с архитектурой храма является одним из высочайших образцов античного синтеза искусств.

Время не сохранило все скульптуры — Время пощадило нас,
для которых созерцание подобных произведений искусства,
как переход в Мир, где безраздельно властвует Совершенство.




В триглифно-метопном фризе Парфенона были представлены четыре темы: гигантомахия – битва олимпийских богов с гигантами, кентавромахия – битва греков-лапифов с кентаврами, амазономахия – битва греков с амазонками, четвертая — битва между участниками Троянской войны. Согласно тематике, сначала утверждается небесная иерархия; затем люди вступают в бой с дикими существами — кентаврами: полулюдьми-полуживотными; потом греки сражаются с варварами; наконец, они вступают в битву с равными им героями.

В один смысловой ряд поставлены боги, лапифы и греки, в другой - гиганты, кентавры и троянцы. Единая идея проходит через все сюжеты: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. Одновременно, все эти мифы заключали ясно осознаваемую современниками аллегорию борьбы и победы греков над персами.


Афинский акрополь. Парфенон. Одна из 92 метоп
дорического периптера. Авторы — Фидий и его ученики.
Изображена сцена борьбы лапифов с кентаврами

Не всегда греки одерживали победу. На демонстрируемой метопе торжествующий кентавр несется над поверженным противником. Как можно? Греки драматизируют все. Без драматизации жизнь для них лишена напряжения, а значит —
и интереса.


Афинский акрополь. Парфенон. Одна из 92 метоп
дорического периптера. Авторы — Фидий и его ученики.
Изображена сцена борьбы лапифов с кентаврами

Лапифы — фессалийское племя, обитавшее в горах и лесах Оссы и Пелиона. Ведут свое происхождение от Пенея (бога одноименной реки в Фессалии), дочь которого Стильба родила от Аполлона сына Лапифа.

Сражение, изображенное в сохранившихся метопах, началось во время свадьбы царя племени лапифов Пирифоя. На свадьбу были приглашены кентавры. Напившись, они бросились на женщин. И началась битва, в которой никто не хотел уступать другому. Это — на событийном уровне. В Бытийном смысле боролись идеальные герои и дикие существа…


Афинский акрополь. Парфенон. Одна из 92 метоп
дорического периптера. Авторы — Фидий и его ученики.
Изображена сцена борьбы лапифов с кентаврами

На другом рельефе изображен немолодой кентавр, прижимающий к себе гречанку и старающийся ускакать вместе с ней. Чаще всего кентавры и лапифы изображены в разгар борьбы.

А вот еще более яростная сцена: кентавр замахивается, а лапиф останавливает его руку и отпихивает его ногой. Преимущество греков неоспоримо: как бы то ни было, в большинстве композиций – победа на их стороне.


Афинский акрополь. Парфенон. Одна из 92 метоп
дорического периптера. Авторы — Фидий и его ученики.
Изображена сцена борьбы лапифов с кентаврами

Сохранившиеся метопы представляют собой двухфигурные композиции, отличающиеся разнообразием движений и мотивов. Они выполнены разными мастерами, так как в некоторых из метоп есть резкая угловатость движения и подчеркнутая передача отдельных деталей, в других присутствует естественное и свободное воспроизведение реального действия и чувство меры, сохраняющее гармонию образа совершенного человека.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Фриз (зофор) Парфенона дает ясное представление об особенностях построения классического рельефа: все планы, на которые расчленяется рельеф, идут параллельно плоскости стены и друг другу. Параллелизация многочисленных фигур не вызывает ощущения однообразия, так как снимается сменой планов и ритмическим построением целого — волнообразным. Начало движения — пик — спад перед следующим началом.

Если бы можно было бы увидеть фриз в целом. Создаются его приблизительные реконструкции.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Обратите внимание, портрет жертвенного быка несказанно хорош. Животное красиво в стати зрелой своей. Животное знает о предстоящей ему участи. И не сопротивляется тому, что должно с ним произойти. Животное лишь ищет участия. Эта просьба звучит в изгибе его мощной шеи (выи), в его взгляде, но… Люди к подобным просьбам безразличны, ибо…

Главным событием «Панафиней» было массовое жертвоприношение, во время которого забивалось до сотни быков. Именно поэтому данный кровавый ритуал получил название «гекатомба» (буквально - «сто быков»). В честь гекатомбы месяц проведения «Панафиней» получил название «Гекатомбеон» - и именно с него в Афинах начинался год. За начало месяца принималось первое новолуние после летнего солнцестояния.

Из-за несовпадения солнечного и лунного циклов, начало «Гекатомбеона» приходилось в разные годы на разное время, но в большинстве случаев выпадало на август.

Сто быков в процессии ее содержание меняют —
Фидий на эту сторону «Панафиней» внимания не отвлекает.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Не менее прекрасно строгое шествие афинских девушек, длинные одежды которых образуют мерные складки, напоминающие каннелюры колонн Парфенона. Девушек, покинувших ради такого праздника свои гинекеи и стыдливо закутанных в одежды, украшает их целомудрие, что проявляется в их сдержанной поступи.

Над входом в Храм на его восточном фасаде-боги, смотрящие на процессию. Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности делал возможным для афинян горделивое утверждение эстетического равенства образа человека образам божественных Олимпийцев.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с юными прислужниками. Жрец принимает сложенный пеплос. Жрица тоже что-то принимает. Внешнее назначение процесса восхождения к Афине-Парфенос состоялось.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Завершает скульптурный декор Парфенона рельефный фриз, так называемый зофор. На нем представлена торжественная процессия в дни праздника Великих Панафиней, в которой принимали участие как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников.

Фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. Он поражает своим разнообразием: из пятисот фигур юношей — пеших и конных, старцев, девушек, жертвенных животных ни одна не повторяет другую. При всем разнообразии пластики движений фриз отличает композиционное единство.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Можно выделить во фризе четыре содержательно определенных части… Первая: подготовка к движению в западной части фриза — над торцевым портиком целлы. Вторая и третья части: собственно движение в фризах, тянущихся вдоль северной и южной сторон целлы. Четвертая — заключительная — часть: сцена передачи пеплоса жрецу и жрице Афины в присутствии богов и официальных представителей из афинских граждан.

В сцене подготовки к шествию движения юношей, завязывающих ремни на сандалиях, чистящих коней, или просто стоящих в ожидании, спокойны. Лишь изредка это спокойствие оттеняется резким движением вставшего на дыбы коня или каким-либо стремительным жестом юноши. Когда сборы закончены и начинается само шествие, движение развивается все быстрее и быстрее…

Отверстия во фризе заставляют вспомнить, что все фигуры были раскрашены, а сбруя коней была медной. Это в наше время процессия превратилась в дивное видение, сотканное из света и тени.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Особенно замечательна вереница скачущих всадников, в которой мощное в своем единстве движение складывается из бесконечного многообразия схожих, но не повторяющихся движений отдельных фигур. Это первый случай, когда на фризе храма изображены не только боги или герои, но и простые граждане. Так захотели оба - Перикл и Фидий!

И вот, что характерно: лица всадников бесстрастны - ни улыбок, ни проблесков радости на них нет. Значит, люди, приближаясь к Богам (те ждут их в конце фриза), принимают такое отрешенное выражение. Не могут не принимать, ибо им предстоит пережить момент перехода из своего — со-бытийного мира — в иной — Бытийный мир. И эта отрешенность свидетельствует о многом…

ОТРЕШЕНИЕ — НАЧАЛО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
ДУШИ ОЧИЩЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СИЛЫ ДУХА.
ЛЮДИ НЕ МОГУТ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К БОГАМ,
НЕ СТАВ ИМ ПОДОБНЫМИ ИДЕАЛЬНЫМИ СУЩЕСТВАМИ.

ИМЕННО В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ «ТОРЖЕСТВ», ТАК ОТКРЫТО ВЫСКАЗАННЫЙ ФИДИЕВЫМ ФРИЗОМ.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Исследователи пришли к мнению, что Фидий своими руками высек большую часть скульптур и рельефов Парфенона. Именно он создал или, во всяком случае, по его замыслу был создан фриз, идущий непрерывным поясом вдоль целлы Храма. Его резец изобразил здесь с простотой, от которой замирает сердце, насколько участники процессии по мере восхождения к Богам приближаются к Идеалу, очищаясь от всего суетного, возвышаясь над обыденным.

Фриз Фидия — рассказ о высочайшем назначении и смысле «Панафинейских торжеств», неопровержимый для тех, кто не верит на слово Архитектуре…


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Среди мифологических сюжетов были и сцены, непосредственно отражающие современную жизнь Афин.
Так Фидий изобразил колесницы состязающихся в ловкости наездников. Уже современники говорили о неистощимой фантазии Фидия.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Справа и слева от центрального сюжета с дарением изображены четыре мужские фигуры, опирающиеся на посохи (толстые деревянные палки). Они ожидают прибытия процессии. Скорее всего, это — лица, отвечающие за проведение Панафиней и являющиеся посредниками между участниками процессии и Богами.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

По бокам торцевого фриза помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, чтобы легче было наблюдать за приближением процессии. Исследователи называют имена Богов. Я не привожу их атрибуций, потому что они ничего не прибавляют к сути…

Боги и люди изображены одинаково прекрасными.
То дух гражданственности давал афинянам право горделиво утверждать эстетическое равенство Человека и Олимпийца.

Различия между Богами и людьми дает себя знать в одном: Боги сидят, люди предстоят перед ними. Автор фриза верил в своих современников, потому что был другом Перикла — совершеннейшего из афинских граждан?


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Фидий передавал в мифических фигурах свое собственное живое чувство веры в торжество человеческого разума, в силу присущей людям красоты.

Идеальная красота, глубокая человечность Богов и Богинь, им изображенных, не только радовали глаз, но и вселяли уверенность, что современники способны подняться над обыденной жизнью. В этом было огромное воспитательное значение искусства Фидия.


Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Общая длина фриза — 160 метров, высота барельефов — 1 метр.
Фриз поднят над уровнем стилобата на 11 метров.
Всего во фризе было около 350 пеших и 150 конных фигур.

Современники способны стать равными Богам? Это — утопия, за которую надлежит расплатиться. Такой расплатой было завершение жизни великого Фидия.

Пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла»… Фидия обвинили в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено (Фидий так прикрепил съемные золотые пластины по совету Перикла, чтобы их можно было в любой момент взвесить).

Следующее обвинение повлекло гораздо большие неприятности. Скульптора обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой профиль и Перикла. Скульптора бросили в тюрьму, где он покончил с жизнью, либо от яда, либо от лишений и горя. Плутарх пишет: «Над Фидием тяготела слава его произведений». Добавим — невыносимая для современников.

В честь Фидия назван кратер на Меркурии.


Большая многофигурная группа, помещенная в тимпане восточного фронтона, была посвящена мифу о чудесном рождении Богини мудрости Афины из головы Зевса.
Богиня в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил ему голову топором.

Каким увидел этот момент Фидий, неизвестно: в центре тимпана в пору христианизации Афин было пробито окно, тоже топором, по-видимому. От всей группы остались фрагменты, позволяющие судить лишь о высочайшем художественном уровне скульптур, заполнявших тимпан.

Фронтон, посвященный теме чудесного рождения Богини — покровительницы Афин — и торжественному изображению Олимпа, был главным, ибо у него заканчивалась процессия и происходила передача пеплоса жрецу Афины.




Правый «треугольник» композиции. Британский музей

Во фронтонах соблюдается принцип единства архитектуры со скульптурой: расположение фигур естественно, но при этом они включены в композицию, строго определенную архитектурной формой. Это дает себя знать в наличии двух композиционных «треугольников» — левого и правого.

В «треугольниках» развивается тема пребывания Богов на Небесах и Земле… Казалось бы, на Олимпе идет спор за обладание Землею, но какого-либо резкого жеста среди участников выяснения отношений не найти. Напротив, сидящим и лежащим божественным фигурам присуща апатия: их совершенная мускулатура находится в состоянии полного покоя. И в этом дает себя знать прозрение Фидия: сила Богов, выраженная в любом действии, свидетельствовала бы об ее ограниченности, в абсолютном покое непримененной силы проявляется безграничность возможностей Богов и Богинь. Они не прилагают никаких усилий, потому что могут совершить все. Боги созерцают происходящее и этого достаточно.



«Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой». 432 год до н. э.

Другой ракурс и картина, рассказывающая о внутреннем состоянии Богов, меняется. Опять эти складки хитонов на божественных телах… Складки подобны волнению вод: они льются, низвергаются потоками, превращаются в кружево пены морской. Они свидетельствуют: если понадобится и здесь — на Олимпе — может грянуть, как в Океане, шторм, что превратит Вселенский покой в круговерчение Пучины, Бездны.

Не надо…
Пусть безграничность возможностей Богов
останется непримененной…



«Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой». 432 год до н. э.
Левый «треугольник» композиции. Британский музей

Группа на западном фронтоне Парфенона изображала спор Афины и Посейдона за обладание Аттической землей. Согласно мифу, спор решался сравнением чудес, которые могли произвести Посейдон и Афина. Посейдон, ударив трезубцем о скалу, исторг из нее соленую целебную воду. Афина же создала оливковое дерево - основу сельскохозяйственного благополучия Аттики. Боги признали чудесный дар Афины более полезным людям, и владычество над Аттикой было передано Афине.

Западный фронтон первым встречал направлявшуюся к Парфенону торжественную праздничную процессию, напоминая афинянам о том, почему именно Афина стала покровительницей страны.


«Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой». 432 год до н. э.
Возможно, статуя Артемиды. Британский музей
Галина Зеленская

Фидий сам изваял фигуры обоих фронтонов. Многое утрачено навсегда. Оставшееся свидетельствует: трудно представить что-нибудь более прекрасное этих женских фигур в свободном — естественном — движении, подчеркнутом складками струящихся по их телам хитонов.

Спор происходит на Небесах? Но там ветра нет, ибо там, где царит Вечность, нет изменений. Значит, спор происходит на Земле. Боги снизошли к людям, чтобы здесь — находясь среди них, решать земные проблемы.

БОГИ НИСХОДЯТ К ЛЮДЯМ. ЛЮДИ ВОСХОДЯТ К БОГАМ.
ГАРМОНИЯ ИХ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ТОРЖЕСТВУЕТ.



«Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой». 432 год до н. э.
Вид с внутренней стороны фронтона, закрытой для зрителя

Весьма интересно то обстоятельство, что скульптура, воспринимаемая зрителями лишь с фасадной стороны, выполняется круглой, будто существуют точки кругового обзора. Что это обозначает?

Изображение Богов делается не только для людей,
но, прежде всего, для самих Богов.
Фидий верит, что Боги, на Землю нисходя,
сохраняют присущие им свойства, например — Всевидение…

Это — очень последовательный ход размышлений
о Божественной сути, неподвластной ограничениям
в любых условиях: небесных, земных.
Это — проявление ограниченности человеческих возможностей,
преодолеть которые можно, но — лишь в искусстве.


Парфенон. Восточный фронтон. Один из фрагментов многофигурной композиции «Рождение Афины из головы Зевса». 432 году до н.э.

Попробуйте сказать, что этот конь простой, земной, а не явление Божественной сути самого близкого людям той поры существа, в котором воплощены все совершенства? Он что-то говорит нам? А мы ничего из сказанного им не слышим, не понимаем. тем самым лишая себя общения с божественно прекрасными существами…


Западный фасад.
Во фронтоне — все, что осталось от «Спора Афины и Посейдона
за обладание Аттикой». За внешним периптером виден пронаос
с портиком из 6 дорических колонн.

Нынешний Парфенон может показаться кому-то очень ветхим, очень разрушенным. Мне он кажется бесконечно прекрасным, ибо «руины обнажают истину». Истина, утверждаемая Парфеноном, сводится к чудо-тезису: подлинная Красота - это «красота простоты». Но, той простоты, что представляет собой конечный результат чрезвычайной сложности, не улавливаемой поверхностным зрением — лишь чувством ощущаемой. Иным и не может быть величайшее произведение человеческого искусства.

Чувство это заставило исследователей искусства Древней Греции искать и найти, в чем заключается «сложная простота» Парфенона. В результате возникло понятие «курватура» — изменение геометрии и размеров здания под воздействием их зрительного восприятия. Курватурам Парфенона посвящена целая библиотека, открывшаяся трудами Витрувия.

Согласно им, стилобат Храма несколько повышается к центру: стрела подъема по северному и южному фасаду составляет около 12 см, по восточному и западному – 6,5 мм. Угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, — к углам. Крайние интерколюмнии (расстояния между последней и предпоследней колоннами) меньше, чем рядовые. Диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга. Стволы всех колонн имеют легкую припухлость посередине — энтазис. Лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь. Каков результат?

ПРИ СНЯТИИ АБСОЛЮТНОЙ ТОЧНОСТИ ГЕОМЕТРИИ И РАЗМЕРОВ
ХРАМ ОЖИВАЕТ: СТАНОВИТСЯ ОДУШЕВЛЕННЫМ СУЩЕСТВОМ —
СТРАДАЮЩИМ И СО-СТРАДАЮЩИМ ДРУГИМ…


Парфенон представляет собой дорический периптер, что стоит на стилобате из трёх мраморных ступеней общей высотой около 1,5 метров. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9 на 69,5 метра. План основан на отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырёхугольника. Периптер имеет 46 колонн (8 + 8 + 15 + 15) высотой по 10,4 метра, с диаметром у основания — 1,9 метра.

За колонными рядами периптера стоит целла — внутренние помещения или собственно храм. Внешний размер целлы 21,7 на 59 метров. По объемно-планировочному решению это — амфипростиль: храм, имеющий два колонных портика по обеим торцевым сторонам. Портики по шесть колонн образуют пронаосы — преддверия храма: восточный и западный.

Целла была поделена поперечной стеной на два помещения: опистодом и наос. Опистодом (что значит — находящийся в задней части дома) — закрытое помещение в западной части Парфенона с четырьмя колоннами в центре для поддерживания покрытия. В опистодоме хранились дары Богине Афине.

В ритуальном помещении целлы — наосе — стояло два ряда из девяти дорических колонн, образовывая три нефа, средний из которых был значительно шире и выше двух других — боковых. Предполагается, что над нижним рядом, для обеспечения нужной высоты перекрытий, был воздвигнут второй ярус дорических колонн. В центральном нефе возвышалась статуя Афины Парфенос работы Фидия.

Есть предположения, что колонны в пронаосах и опистодоме были ионическими. Тогда общий счет становится следующим: в периптере — 46 больших дорических колонн, в наосе — 18 и 18 дорических колонн меньших размеров, в пронаосе — 12 ионических колонн (6 + 6), в опистодоме — 4 ионических колонны. Вывод…

ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИОНИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ ИЛИ НЕТ,
ДОРИКА — В ОБРАЗНОМ СМЫСЛЕ МУЖСКОЙ ОРДЕР —
ДЕРЖИТ В ПАРФЕНОНЕ ПРИОРИТЕТ…


ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве), покровительнице города. Начало строительства — 447 год до н.э. Освящение храма — в 438 году. Скульптурные работы завершены в 432 году до н.э.
Авторы шедевра мирового зодчества: Иктин, Калликрат и Фидий.

Относительно дальнейшей судьбы храма известно, что около 298 года до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины Парфенос золотые пластины для покрытия расходов на содержание армии.

После завоевания Греции римлянами — в 146 году до н. э. — была вывезена большая часть скульптур Акрополя в Рим.

В 426 году н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же статуя Афины Промахос была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.

С утверждением православия в 666 году храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы — «Панагии Афиниотисса». Соответственно, была изменена и его планировка. Восточный вход, когда-то ведший в древний наос, был закрыт апсидой для устроения там алтаря, а в центре фронтона со скульптурой прорубили окно. Западный вход стал единственным. Поскольку он вёл в опистодом, отделённый от наоса глухой стеной, пришлось прорубить и эту стену. На юго-западном углу храма была построена колокольня.

После турецкого завоевания, около 1460 года, здание было превращено в мечеть. В 1687 году, когда венецианский военачальник Ф. Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю среднюю часть древнего храма. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь.

Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Томас Элджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802–1812 большая часть сохранившегося убранства Парфенона с большими сложностями и потерями была перевезена в Великобританию, а позднее приобретена Британским музеем.

В 1928 году — по обретении Грецией независимости — был создан фонд, задавшийся целью поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента. 15 мая 1930 года была торжественно открыта северная колоннада.


ПАРФЕНОН, посвященный Афине Парфенос.
Сопряжение двух фасадов: южного и восточного.

Конкретизирую содержание двух курватур…

Угловые колонны втроем составляют независимый ансамбль. Самая крайняя колонна (средняя из трех), в реальности наклоненная внутрь, зрительно кажется совершенно вертикальной. Эта иллюзия позволяет более подчеркнуто выявить основную несущую функцию колонн, вселяя в зрителей уверенность в прочности и долговечности храма.

Ствол самой угловой колонны (средней из трех) более массивен для того, чтобы она могла преодолеть яркость освещения, в основном падающего на нее и делающего ее на фоне неба тоньше. Это — частности. Есть и главное…

ПЕРИПТЕРАЛЬНЫЙ ПАРФЕНОН С 46-Ю КОЛОННАМИ
НАЙДЕННОЙ АРХИТЕКТОРАМИ ВЫСОТЫ И РАССТАНОВКИ,
ДЕРЖИТ ПРОСТРАНСТВО НАД ГОРОДОМ ОТНОСИТЕЛЬНО
САМОГО СЕБЯ — СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ЦЕНТРА.
ПРОСТРАНСТВО НАД АКРОПОЛЕМ ЗАМИРАЕТ…
ПРОСТРАНСТВО НАД АКРОПОЛЕМ ЗАВИСАЕТ…
ПРОСТРАНСТВО НАД АКРОПОЛЕМ СОЕДИНЯЕТ
МИР АФИНЯН С МИРОМ БОГОВ, КОТОРЫХ ОНИ ПОЧИТАЮТ…

ПАРФЕНОН, АКРОПОЛЬ, АФИНЫ СТАНОВЯТСЯ ЯВЛЕНИЕМ
НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ АТТИКИ УНИКАЛЬНЫМ.
ОНИ — ЭПИЦЕНТР ТОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МОЩИ,
ЧТО ДЕЙСТВУЕТ В СИСТЕМЕ ЗЕМНЫХ КООРДИНАТ…

РУИНА ЭТУ ИСТИНУ НЕ СКРЫВАЕТ, НАПРОТИВ —
ОНА ЕЕ ВЫЯВЛЯЕТ, КАК РАНЕЕ СОКРЫТУЮ ТАЙНУ.

Я оправдываю небрежение Времени к Прошлому?
Я доказываю неспособность Времени погубить Совершенство…


ПАРФЕНОН, посвященный Афине Парфенос.
Завершение ряда колонн на продольном — южном — фасаде

Курватура, содержание которой я хочу продемонстрировать сейчас, очевиднее себя являет, чем в других случаях…

Судя по расположению триглифов и метоп на фризе антаблемента, последняя угловая колонна значительно придвинута к предыдущей. Причина: интерколюмний такого же размера, как и расстояние меж всеми остальными колоннами, создал бы в завершении ряда световую пустоту или разрежение там, где должна быть наибольшая напряженность.

Пожалуй, сейчас можно понять смысл еще одной курватуры…. Четыре ряда плит стилобата храма не одинаковой высоты: первый ряд, уложенный на скалу, самый низкий. Верхний - самый высокий. Разница минимальная, более ощутимая ногами, чем на глаз. Но на расстоянии все три ступени кажутся равными и верхняя не производит впечатления, что вдавилась под тяжестью здания.

С другой стороны, поверхность каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная поверхность, если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка вогнутой в середине. Для того чтобы рассеять этот оптический обман, и была сделана незначительная выпуклость. Вот такие действуют тонкости при построении столь мощного в материализованной силе своей Храма…


Графическая реконструкция Парфенона, выполненная в XIX веке. Западный фасад. Во фронтоне — многофигурная группа,
представлявшая «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой»
Галина Зеленская

Еще раз воспроизвожу графическую реконструкцию Храма, чтобы яснее прозвучали некоторые утверждения…

Судя по только что полученной информации, Парфенон представлял собой чисто геометрическое творение. Храм был построен из цифр, возникших в результате многовекового опыта эллинских архитекторов, долго искавших лучшие пропорции между длиной, шириной и высотой здания, между диаметром колонны и ее высотой, между размерами колонн и расстояниями между ними (интерколюмниями), между диаметром колонны у основания и диаметром у ее вершины…

И все это делалось будто затем, чтобы вывести и подтвердить общее правило: «У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции». И еще: «Будь он мал или велик, о размерах его никогда не думаешь». И что же? Слово биографу Перикла — Плутарху, жившему в I веке н. э., то есть пять веков спустя после того, как были созданы «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте» здания Акрополя. Плутарх пишет, что они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу».

О чем думаем мы, глядя на графическую реконструкцию Храма, в которой представлено все, чем он был наделен во времена Плутарха? Геометрия не способна сотворить живое существо — она может дать лишь абстрактное представление о произведении великого искусства.

И однако, раскраска фризов и скульптуры в тимпанах портиков, столь тяжело воспринимаемая на наш взгляд, свидетельствует, что любовь к философской красоте возникла во времена юности эллинов, жаждущих в избытке творческих сил не только простоты, но и радости.

Обратите внимание, раскраска четырехцветна: синий цвет — воспевает красоту Неба, зеленый цвет — красоту Земли, желтый — силу Солнца, красный — просто красивый. Смиритесь с ракраской… Я — не могу…

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.


Top