Хронотоп в литературе. Понятие хронотопа и его роль в социально-гуманитарном познании
от гр. chronos - время и topos - место) - термин, введенный М.М. Бахтиным в литературоведение для обозначения характерных способов описания взаимосвязи временных и пространственных отношений в художественных произведениях разных жанров, разных исторических эпох, разных авторов и т.д. Как показал М.М. Бахтин, хронотоп в литературе имеет настолько важное ж а н р о в о е значение, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем ведущим началом в хронотопе является время. лит.: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная лит., 1975. Ильгиз А. Хасанов
Отличное определение
Неполное определение ↓
Хронотоп
от греч. chronos – время и topos – место. ? единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским (см. Ухтомский). Широкое распространение в лит-ведении, а затем в эстетике получил благодаря трудам Бахтина. В значит. степени рождение этого понятия и его укоренение в иск-ведч. и эстетич. сознании было инспирировано естественнонаучными открытиями нач. 20 в. и кардинальными изменениями представлений о картине мира в целом. В соответствии с ними пространство и время мыслятся как взаимосвязанные координаты единого четырехмерного континуума, содержательно зависимые от описываемой ими реальности. По сути такая трактовка продолжает начатую еще в античности традицию реляционного (в противоположность субстанциальному) понимания пространства и времени (Аристотель, Бл. Августин, Лейбниц и др.). Как взаимосвязанные и взаимоопределяемые трактовал эти категории и Гегель. Акцент, поставленный открытиями Эйнштейна, Минковского и др. на содержат. детерминированности пространства и времени, так же, как и их амбивалентная взаимосвязь, метафорически воспроизведены в X. у Бахтина. С др. стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноосферы (см. Вернадский, Ноосфера), характеризуемой единым пространством-временем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психол. пространства и времени, к-рые в восприятии имеют свои особенности. Здесь же, как и в бахтинском X., имеется в виду одновременно духовная и материальная реальность, в центре к-рой находится человек. Центральной в понимании X., по Бахтину, является аксиологич. направленность пространственно-временного единства, функция к-рого в худож. произведении состоит в выражении личностной позиции, смысла: "Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота X.". Иначе говоря, содержащиеся в произведении смыслы могут быть объективированы только через их пространственно-временное выражение. Причем собственными X. (и раскрываемыми ими смыслами) обладают и автор, и само произведение, и воспринимающий его читатель (слушатель, зритель). Т.о., понимание произведения, его социокультурная объективация есть, по Бахтину, одно из проявлений диалогичности бытия. X. индивидуален для каждого смысла, поэтому худож. произведение с этой т.зр. имеет многослойную ("полифоническую") структуру. Каждый ее уровень представляет собой взаимообратимую связь пространств. и временных параметров, основанную на единстве дискретного и континуального начал, что дает возможность перевода пространств. параметров во временные формы и наоборот. Чем больше в произведении обнаруживается таких слоев (X.), тем более оно многозначно, "многосмысленно". Каждый вид искусства характеризуется своим типом X., обусловленным его "материей". В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах к-рых временные качества выражены в пространств. формах; временные, где пространств. параметры "переложены" на временные координаты; и пространственно-временные, в к-рых присутствуют X. того и другого типов. О хронотопич. строении худож. произведения можно говорить с т.зр. отд. сюжетного мотива (напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевского); в аспекте его жанровой определенности (по этому признаку Бахтин выделяет жанры авантюрного романа, авантюрно-бытового, биогр., рыцарского и т.д.); в отношении индивидуального стиля автора (карнавальное и мистерийное время у Достоевского и биогр. время у Л. Толстого); в связи с организацией формы произведения, поскольку такие, напр., смыслонесущие категории, как ритм и симметрия есть не что иное, как взаимообратимая связь пространства и времени, основанная на единстве дискретного и континуального начал. X., выражающие общие черты худож. пространственно-временной организации в данной системе культуры, свидетельствуют и о духе и направлении доминирующих в ней ценностных ориентаций. В этом случае пространство и время мыслятся как абстракции, при посредстве к-рых возможно построение картины унифицированного космоса, единой и упорядоченной Вселенной. Напр., пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как сознание времени спатиализировано и одновременно сакрализовано и эмоционально окрашено. Культурный X. Древнего Востока и античности выстроен мифом, в к-ром время циклично, а пространство (Космос) одушевленно. Ср.-век. христ. сознание сформировало свой X., складывающийся из линейного необратимого времени и иерархически выстроенного, насквозь символичного пространства, идеальным выражением к-рого является микрокосм храма. Эпоха Возрождения создала X., во многом актуальный и для современности. Противопоставление человека миру как субъекта – объекту позволило осознать и измерить его пространств. глубину. Одновременно появляется бескачественное расчлененное время. Возникновение характерного для Нового времени единого темпорального мышления и отчужденного от человека пространства сделало эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике и картезианской философии. Совр. культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, нац., ментальных и др. отношений характеризуется множеством различных X.; среди них самым показательным является, пожалуй, тот, что выражает образ сжатого пространства и утекающего ("утраченного") времени, в к-ром (в противоположность сознанию древних) практически нет настоящего. Лит. : Ритм, пространство и время в лит-ре и искусстве. Л., 1974; Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истор. поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критич. статьи. М., 1986; Пространство и время в искусстве. Л., 1988; Трубников Н.Н. Время человеч. бытия. М., 1987; Флоренский П.А. Время и пространство // Социол. исследования. 1988. N 1; Time in Science and Philosophy. Prague, 1971. Н.Д. Ирза. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
В контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный "центр"» . Ухтомский ссылается на Эйнштейна , упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события» .
М.М. Бахтин также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений ».
«Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. … Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные в начале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс».
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе
Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Из историков его активно использовал медиевист Арон Гуревич .
Примечания
Литература
- М. М. Бахтин Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. : Сб. - М .: Худож. лит, 1975. - С. 234-407.
- Л. А. Гоготишвили. Хронотоп // Новая философская энциклопедия . - М.: Мысль, 2000. - Т. 4. - ISBN 5-244-00961-3
- Paul Smethurst. The postmodern chronotype: reading space and time in contemporary fiction. - Amsterdam: Rodopi B. V. - 2000
- Азаренко С. А. Социальный хронотоп и методология современного обществознания // Социемы № 13 - 2007
- Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
- Поэтика хронотопа: Языковые механизмы и когнитивные основания: Материалы международной научной конференции / Под ред. Г.Берестнева. - Вильнюс: Изд-во Института литовского языка, 2010. - 236 с., 200 экз., ISBN 978-609-411-060-3
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Хронотоп" в других словарях:
ХРОНОТОП (“времяпространство”). В узком смысле эстетическая категория, отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе… … Философская энциклопедия
- (дословно время пространство) единство пространственных и временных параметров, направ ленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским. Широкое распространение в лит … Энциклопедия культурологии
ХРОНОТОП - (от греч. chronos время + topos место; буквально времяпространство). Пространство и время это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими это экзистенциальная… … Большая психологическая энциклопедия
- (греч. chronos – время и topos – место), пространственно временные координаты, в которых происходит действие произведения. Термин предложен М. М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе» (1937–38) и используется в литературоведении… … Литературная энциклопедия
хронотоп - (от греч. chronos время и topos место) изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно временную картину мира и … Словарь литературоведческих терминов
хронотоп - хронот оп, а … Русский орфографический словарь
хронотоп - Единство времени и пространства в тексте. Формально содержательная категория время пространство (М.М. Бахтин) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
хронотоп - Единство времени и пространства в тексте. Формально содержательная категория «время пространство» (М.М. Бахтин) … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
хронотоп - у, ч. Категорія простору і часу (у художніх, літописних і т. ін. творах) … Український тлумачний словник
А; м. [греч. chronos время и topos место] Книжн. Категория пространства и времени (в художественных, летописных и т.п. произведениях). Библейский, средневековый х … Энциклопедический словарь
Художественный текст, независимо от того, к какому литературному жанру он принадлежит, отражает события, явления или же психологическое состояние героев данного произведения. Являясь интегральной характеристикой любого произведения, художественное пространство и время сообщают ему определенное внутреннее единство и завершенность, придавая этому единству совершенно новый неповторимый смысл. В статье рассматривается понятие хронотопа в литературе и лингвистике.
Ключевые слова: картина мира, концепт, литература, понятие, хронотоп
В литературном произведении художественное пространство неразрывно с понятием «время».
Так литературоведы рассматривают время и пространство как отражение философских, этических и др. представлений художника, анализируют специфику художественного времени и пространства в разные эпохи, в разных литературных направлениях и жанрах, изучают грамматическое время в художественном произведении, рассматривают время и пространство в их неразрывном единстве .
Данные понятия отражают соотнесенности событий, ассоциативные, причинно-следственные и психологические связи между ними, в произведении они создают сложный ряд событий, выстраиваемых в ходе развития сюжета. Художественный текст отличается от обычного (обиходного) текста тем, что говорящий создает воображаемый мир, чтобы произвести определенный эффект на читателя.
Время в художественной литературе обладает определенными свойствами, связанными со спецификой художественного текста, его особенностями и авторским замыслом. Время в тексте может иметь четко определенные или, наоборот, размытые границы (события, например, могут охватывать десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться / не обозначаться в произведении связанными с историческим временем или временем, которое автор устанавливает условно .
Первое свойство художественного времени - системный характер. Это свойство проявляется в организации вымышленной действительности произведения, его внутреннего мира с воплощением авторской концепции, его восприятием окружающей действительности, с отражением именно его картины мира через персонажей .
В художественном произведении время может быть многомерным. Это свойство художественного времени связано с самой природой или сущностью литературного произведения, имеющего, во-первых, автора и предполагающего наличие читателя, во-вторых, границы: начало рассказа и его конец. В тексте, таким образом, возникают две временные оси -- «ось рассказывания» и «ось описываемых событий». При этом «ось рассказывания» является одномерной, тогда как «ось описываемых событий» многомерна. Соотношение этих «осей» порождает многомерность художественного времени и делает возможными временные смещения и множественности временных точек зрения в структуре текста. Нередко в художественных произведениях нарушается последовательность событий, и большую роль играют те самые временные смещения, нарушения временной последовательности повествования, что и характеризует свойство многомерности, влияющее на авторское деление текста, на смысловые отрезки, эпизоды, главы .
Взаимосвязь временных и пространственных отношений М.М.Бахтин обозначил хронотопом (что в дословном переводе значит -- «времяпространство»). М.М.Бахтин применил этот термин в литературоведении для выражения неотделимости пространства и времени друг от друга. Время здесь представляет четвертое измерение пространства. В литературе хронотоп имеет существенное жанровое значение. Жанр и жанровые разновидности того или иного произведения определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Бахтин полагает, что в литературном хронотопе время непременно доминирует над пространством, делая его более осмысленным и измеримым . Литературные хронотопы имеют, прежде всего, сюжетное значение, они являются организованными центрами основных описываемых автором событий. Хронотоп, как единство времени и места действия произведения, не только определяет обстоятельства и формы общения, но и определенным образом поддерживает принятое в данной культуре отношение к этим обстоятельствам . Взаимосвязь пространства и времени очевидна. Так, в английском языке имеются предлоги, выражающие одновременно пространственные и временные отношения, типа in, at, before, after, by, next и т.п.
By my side - пространство;
By six o"clock - время.
В лингвистике существует объективный образ пространства и времени. Если пространство доступно непосредственному восприятию человека и описывается в языке с помощью слов, выражений, фразовых глаголов и т.п., употребляемых в их прямом или переносном значении, то время непосредственному восприятию органов чувств недоступно, поэтому его модели могут быть изменчивы .
Следовательно, каждый писатель осмысливает время и пространство по-своему, наделяя их собственными характеристиками, отражающими мировоззрение автора. В итоге художественное пространство, создаваемое писателем, является уникальным и не похоже ни на одно другое художественное пространство и время. Связь художественного текста с категориями пространства и времени обусловлена уже самой языковой категорией предикативности, являющейся основной характеристикой предложения как коммуникативной языковой единицы. Поскольку сами явления окружающего мира существуют во времени и пространстве, языковая форма их выражения не может не отражать этого их свойства. Пользуясь языком, нельзя сформировать высказывание, не выразив временной соотнесенности его содержания с моментом речи или определенного положения в пространстве .
Следовательно, в каждом произведении время и пространство находятся в единстве. Это единство художественного времени и художественного пространства является одной из тех категорий художественного текста, которые соединяют различные элементы художественного текста в одну единую, сложную систему.
художественный пространство время литературный
Библиографический список
- 1. Кандрашкина О.О. Категория пространства времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения // Филология. 2011. С. 1217-1221.
- 2. Николина Н.А. Филологический анализ текста / Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -- 256 с.
- 3. Булыгина Т.Е. Перемещение в пространстве как метафора эмоций /Т.В. Булыгина, Д. Шмелев // Логический анализ языка: языки пространств. М., 2000. - 288с.
- 4. Карасик В.И. Лингвокультурные концепты времени и пространства // Пространство и время в языке: Тезисы и материалы международной научной конференции 6 - 8 февраля 2001 г. Части 1. - Самара: 2001. - С.16 - 18.
- 5. Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor /G. Lakoff// Metaphor and Thought/ ed. by A. Ortony. - Cambridge University Press, 1993. - 696 p.
- 6. Енукидзе Р. И. Художественный хронотоп и его лингвистическая организация: Автореф.канд. филол. наук. - Тбилиси: 1984. - С. 10 - 15.
Хроното́п («время» и τόπος, «место») - «закономерная связь пространственно-временных координат». Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный "центр"». Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» впространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события».
М.М. Бахтин также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений».
«Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. … Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные в начале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс».
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе
Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Из историков его активно использовал медиевист Арон Гуревич.
В социальной психологии под хронотопом понимают некоторую характерную коммуникативную ситуацию, повторяющуюся в определённом времени и месте. "Известны хронотоп школьного урока, где формы общения заданы традициями обучения, хронотоп больничной палаты, где доминирующие установки (острое желание излечиться, надежды, сомнения, тоска по дому) накладывают специфический отпечаток на предмет общения, и др.»
Понятие хронотопа Бахтин определяет как существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. «В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета истории. Приметы
времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем». Хронотоп-формально-содержательная категория литературы. Вместе с тем Бахтин упоминает и
более широкое понятие «художественного хронотопа», представляющего собой
пересечение в произведении искусства рядов времени и пространства и
выражающего неразрывность времени и пространства, истолкование времени как
четвертого измерения пространства.
Бахтин замечает, что термин «хронотоп», введенный и обоснованный в теории
относительности Эйнштейна и широко употребляемый в математическом
естествознании, переносится в литературоведение «почти как метафора (почти, но
не совсем)»
Бахтин переносит термин «хронотоп» из математического естествознания в
литературоведение и даже связывает свое «времяпространство» с общей теорией
относительности Эйнштейна. Это замечание нуждается, как кажется, в
уточнении. Термин «хронотоп» действительно употреблялся в 20-е гг. прошлого
века в физике и мог быть использован по аналогии также в литературоведении.
Но сама идея неразрывности пространства и времени, которую призван обозначать
данный термин, сложилась в самой эстетике, причем намного раньше теории
Эйнштейна, связавшей воедино физическое время и физическое пространство и
сделавшей время четвертым измерением пространства. Сам Бахтин упоминает, в
частности, «Лаокоон» Г.Э. Лессинга, в котором впервые был раскрыт принцип
хронотопичности художественно-литературного образа. Описание статически-
пространственного должно быть вовлечено во временной ряд изображаемых событий
и самого рассказа-изображения. В знаменитом примере Лессинга красота Елены
не описывается статически Гомером, а показывается через ее воздействие на
троянских старцев, раскрывается в их движениях, поступках. Таким образом,
понятие хронотопа постепенно складывалось в самом литературоведении, а не
было механически перенесено в него из совершенно иной по своему характеру
научной дисциплины.
Сложно заявлять, что понятие хронтопа применимо ко всем видам искусства? В
духе Бахтина все искусства можно разделить в зависимости от их отношения ко
времени и пространству на временные (музыка), пространственные (живопись,
скульптура) и пространственно-временные (литература, театр), изображающие
пространственно-чувственные явления в их движении и становлении. В случае
временных и пространственных искусств понятие хронотопа, связывающего воедино
время и пространство, если и применимо, то в весьма ограниченной мере. Музыка
не разворачивается в пространстве, живопись и скульптура почти что
одномоментны, поскольку очень сдержанно отражают движение и изменение.
Понятие хронотопа во многом метафорично. Если использовать его применительно
к музыке, живописи, скульптуре и подобным им видам искусства, оно
превращается в весьма расплывчатую метафору.
Коль скоро понятие хронотопа эффективно применимо только в случае
пространственно-временных искусств, оно не является универсальным. При всей
своей значимости оно оказывается полезным лишь в случае искусств, имеющих
сюжет, разворачивающийся как во времени, так и в пространстве.
В отличие от хронотопа понятие художественного пространства, выражающее
взаимосвязь элементов произведения и созда ющее особое эстетическое их
единство, универсально. Если художественное пространство понимается в
широком смысле и не сводится к отображению размещенности предметов в реальном
пространстве, можно говорить о художественном пространстве не только живописи
и скульптуры, но и о художественном пространстве литературы, театра, музыки
Особенностью описания М. М. Бахтиным категорий пространства и времени,
изучение которых в разных моделях мира стало позднее одним из основных
направлений исследования вторичных моделирующих семиотических систем,
является внедрение понятия «хронотоп». В своем докладе, прочитанном в 1938
году, свойства романа как жанра М. М. Бахтин в большей степени выводил из
«переворота в иерархии времен», изменения «временной модели мира»,
ориентации на незавершенное настоящее. Рассмотрение здесь - в соответствии с
разобранными выше идеями - является одновременно семиотическим и
аксиологическим, так как исследуются «ценностно-временные категории» ,
определяющие значимость одного времени по отношению к другому: ценность
прошлого в эпосе противопоставляется ценности настоящего для романа. В
терминах структурной лингвистики можно было бы говорить об изменении
соотношения времен по маркированности (признаковости) - немаркированности.
Воссоздавая средневековую картину космоса, Бахтин приходил к выводу о том, что
«для этой картины характерна определенная ценностная акцентировка пространства:
пространственным ступеням, идущим снизу вверх, строго соответствовали
ценностные ступени». С этим
связывается роль вертикали (там же): «Та конкретная и зримая модель мира,
которая лежала в основе средневекового образного мышления, была существенно
вертикальна, что прослеживается не
только в системе образов и метафор, но, например, и в образе пути в
средневековых описаниях путешествий. К близким выводам пришел П. А. Флоренский,
отмечавший, что «искусство христианское выдвинуло вертикаль и дало ей
значительное преобладание над прочими координатами <.„> Средневековье
увеличивает эту стилистическую особенность христианского искусства и дает
вертикали полное преобладание, причем этот процесс наблюдается в западной
средневековой фреске», <...> «важнейшую основу стилистического
своеобразия и художественный дух века определяет выбор господствующей
координаты»
Подтверждением этой мысли служит проведенный М. М. Бахтиным анализ хронотопа
романа переходного периода к эпохе Возрождения от иерархической вертикальной
средневековой картины к горизонтали, где основным становилось движение во
времени из прошлого в будущее.
Понятие «хронотоп» - это рационализированный терминологический эквивалент к
понятию той «ценностной структуры», имманентное присутствие которой является
характеристикой художественного произведения. Теперь уже можно с достаточной
долей уверенности утверждать, что чистой «вертикали» и чистой «горизонтали»,
неприемлемым из-за их однотонности, Бахтин противопоставлял «хронотоп»,
совмещающий обе координаты. Хронтоп создает особое «объемное» единство
бахтинского мира, единство его ценностных и временных измерений. И дело тут
не в банальном постэйнштейновском образе времени как четвертого измерения
пространства; бахтинский хронотоп в ее ценностном единстве строится на
скрещении двух принципиально различных направлений нравственных усилий
субъекта: направления к «другому» (горизонталь, время-пространство, данность
мира) и направления к «я» (вертикаль, «большое время», сфера «заданного»).
Это придает произведению не просто физическую и не только смысловую, но
художественную объемность.
ХРОНОТОП
(дословно "время-пространство")
единство пространственных и временных параметров, направ-ленное на выражение опр. (культурного, худож. ) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским. Широкое распространение в лит-ведении, а затем в эстетике получил благодаря трудам Бахтина.
В значит, степени рождение этого понятия и его уко-ренение в иск-ведч. и эстетич. сознании было инспириро-вано естественнонаучными открытиями нач. 20 в. и кардинальными изменениями представлений о картине мира в целом. В соответствии с ними пространство и время мыслятся как" взаимосвязанные координаты единого че-тырехмерного континуума, содержательно зависимые от описываемой ими реальности. По сути такая трактовка продолжает начатую еще в античности традицию реляци-онного (в противоположность субстанциальному) пони-мания пространства и времени (Аристотель, Бл. Августин, Лейбниц и др. ) . Как взаимосвязанные и взаимоопределя-емые трактовал эти категории и Гегель. Акцент, постав-ленный открытиями Эйнштейна, Минковского и др. на содержат, детерминированности пространства и времени, так же, как и их амбивалентная взаимосвязь, метафори-чески воспроизведены в X. у Бахтина. С др. стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноос-феры, характеризуемой единым пространством-време-нем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психол. пространства и вре-мени, к-рые в восприятии имеют свои особенности. Здесь же, как и в бахтинском X., имеется в виду одно-временно духовная и материальная реальность, в цент-ре к-рой находится человек.
Центральной в понимании X., по Бахтину, являет-ся аксиологич. направленность пространственно-временного единства, функция к-рого в худож. произве-дении состоит в выражении личностной позиции, смысла: "Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота X.". Иначе говоря, содержащие-ся в произведении смыслы могут быть объективиро-ваны только через их пространственно-временное выражение. Причем, собственными X. (и раскрывае-мыми ими смыслами) обладают и автор, и само про-изведение, и воспринимающий его читатель (слуша-тель, зритель) . Т.о., понимание произведения, его социокультурная объективация есть, по Бахтину, одно из проявлений диалогичности бытия.
X. индивидуален для каждого смысла, поэтому ху-дож. произведение с этой т.зр. имеет многослойную("полифоническую") структуру.
Каждый ее уровень представляет собой взаимообратимую связь пространств. и временных параметров, основанную на единстве дис-кретного и континуального начал, что дает возмож-ность перевода пространств, параметров во временные формы и наоборот. Чем больше в произведении обна-руживается таких слоев (X.) , тем более оно многознач-но, "многосмысленно".
Каждый вид искусства характеризуется своим типом X., обусловленным его "материей". В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах к-рых временные качества выражены в пространств. формах; временные, где пространств, параметры "перело-жены" на временные координаты; и пространственно-временные, в к-рых присутствуют X. того и другого типов.
О хронотопич. строении худож. произведения можно говорить с т.зр.отд. сюжетного мотива (напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевско-го) ; в аспекте его жанровой определенности (по этому признаку Бахтин выделяет жанры авантюрного романа, авантюрно-бытового, биогр., рыцарского и т.д.) ; в отно-шении индивидуального стиля автора (карнавальное и мистерийное время у Достоевского и биогр. время у Л. Толстого) ; в связи с организацией формы произведения, поскольку такие, напр. , смыслонесущие категории, как ритм и симметрия есть не что иное, как взаимообратимая связь пространства и времени, основанная на единстве дискретного и континуального начал.
X., выражающие общие черты худож. пространствен-но-временной организации в данной системе культуры, свидетельствуют и о духе и направлении доминирующих в ней ценностных ориентации. В этом случае простран-ство и время мыслятся как абстракции, при посредстве к-рых возможно построение картины унифицированного космоса, единой и упорядоченной Вселенной. Напр., пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как со-знание времени спатиализировано и одновременно сакрализовано и эмоционально окрашено. Культурный X. Древнего Востока и античности выстроен мифом, в к-ром время циклично, а пространство (Космос) одушевленно. Ср.-век. христ. сознание сформировало свой X., склады-вающийся из линейного необратимого времени и иерар-хически выстроенного, насквозь символичного простран-ства, идеальным выражением к-рого является микрокосм храма. Эпоха Возрождения создала X., во многом актуаль-ный и для современности.
Противопоставление человека миру как субъекта - объекту позволило осознать и изме-рить его пространств, глубину. Одновременно появляется бескачественное расчлененное время. Возникновение ха-рактерного для Нового времени единого темпорального мышления и отчужденного от человека пространства сде-лало эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике и картезианской философии.
Совр. культура со всей сложностью и многообрази-ем ее социальных, нац. , ментальных и др. отношений характеризуется множеством различных X.; среди них самым показательным является, пожалуй, тот, что вы-ражает образ сжатого пространства и утекающего ("утраченного") времени, в к-ром (в противоположность сознанию древних) практически нет настоящего.
Пространство и время в литературном произведении. Виды художественного времени и пространства. Понятие хронотопа. Функции и виды хронотопов.
Худ лит-ра (в этом отношении ей подобны театр и кино) воспроизводит жизненные процессы, протекающие во времени, т. е. человеческую жизнь, связанную с цепью переживаний, мыслей, намерений, поступков, событий.
Впервые «пространство и время» со смыслом художественного произведения связал Аристотель. Потом представления об этих категориях выполнялись: Лихачевым, Бахтиным. Благодаря их работами, «пространство и время», утвердилось в качестве основопологания литературоведческих категорий. В любом худ. произведении, неизбежно отражено реальное время и пространство. Вследствие чего, в произведении складывается целая система пространственно-временных отношений.
Художественное время и художественное пространство – это характер художественного образа, которые обеспечивает целостное восприятие художественной действительности и организует композиционное произведение.
Художественное время и пространство символично. Основные пространственные символы : дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого пространства), порог, окно, дверь (граница). В современной литературе: вокзал, аэропорт (места решающих встреч).
Художественное пространство может быть: точечным, объемным.
Художественное пространство романов Достоевского – это сценическая площадка. Время в его романах движется очень быстро а у Чехова время остановилось.
Известный физиолог Ухтомский объединил два греческих слова: хронос – время, топос – место в понятие хронотоп – пространственно-временной комплекс.
М.М. Бахтин в работе “Формы времени и хронотопа” в романе исследует хронотоп в романах разных эпох начиная с античности. Он показал, что хронотопы разных авторов и разных эпох отличаются друг от друга.
Бахтин : термин «хронотоп ». Для него это две нерасчлененные вещи, синтез, единство.
Хронотоп – существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе или в литературном произведении.
По Бахтину хронотоп - в первую очередь принадлежность романа. Он имеет сюжетное значение. Структура пространства строится на оппозиции : верх-низ, небо-земля, земля-подземное царство, север- юг, лево-право, замкнутое-открытое.
Структура времени : день-ночь, весна-осень, свет-мрак и др.
Функции хронотопа:
Определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности;
Организует пространство произведения, водит в него читателей;
Может соотносить разное пространство и время;
Может выстраивать цепочку ассоциаций в сознании читателя и на этой основе связывать произведения с представлением о мире и расширять эти представления.
Кроме этого, и время и пространство выделяют конкретное и абстрактное. Если абстрактно время, то абстрактно и пространство, и наоборот.
Виды частных хронотопов по Бахтину:
хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.
хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.
хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство.
хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное.
хронотип порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.
Крупный хронотоп:
Фольклорный (идиллический). Основывается на законе инверсии.
Тенденции современного хронотопа:
мифологизация и символизация
удвоение
обращение к памяти персонажа
усиление значения монтажа
время само становится героем повествования
время и пространство - неотъемлимые координаты мира.