Ценности и ценностные ориентации молодежи. Ценностные ориентации современной молодежи

Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность (по П Менцеру) - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением .

По сути, ценность - не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Ценность как совокупность всех предметов человеческой деятельности может рассматриваться как "предметные ценности", т. е. объекты ценностного отношения. Сама по себе ценность - это некая значимость объекта для субъекта. Ценности - это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы.

Способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как и субъективные ценности. Таким образом, предметные и субъективные ценности представляют собой два плюса ценностного отношения человека к окружающему его миру.

То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.

Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитивные и негативные (среди них можно выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические

Рассматривая сущность и особенности понятия "ценности", ученые пользуются и такими понятиями, как "этика ценностей", "философия ценностей". Первое связано с работами Н. Гартмана, второе - Ф. Ницше, пытавшимся осуществить переоценку всех ценностей, "упорядочить их по рангам".

Любая историческая общественная форма жизнеустройства, жизнедеятельности людей имеет не просто отдельные ценности, но их систему, определенную иерархию ценностей. Без усвоения личностью такой системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен не только успешный процесс социализации личности, но и соответствующее поддержание нормативного порядка в обществе вообще.

Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидальную призму", в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром.

Сами по себе системы ценностей не существуют в строгих исторических временных рамках. Они дают о себе знать и за пределами (по времени) той социальной общности, в которой возникли и максимально проявились. Возьмем для примера ценности античного времени, или Просвещения, или наиболее близкие нашему пониманию, восприятию и ощущению ценности недавнего социалистического времени, ностальгическая приверженность к которым сохраняется у

многих граждан и на пути сегодняшних социальных общественных трансформаций, перехода от тоталитаризма к демократии.

В свое время марксизм-ленинизм отрицал какой бы то ни было релятивизм в трактовке ценностей, пропагандировал идеи исторической преемственности в развитии ценностных систем. Именно такая преемственность (по О. Г. Дробницкому и др.) способствует формированию так называемой системы общечеловеческих ценностей, приоритетных и в последующие времена, эпохи. В общем, эти утверждения небеспочвенны, ибо такие ценности, как Добро, Гуманизм, Мир и многие другие, по-существу, имеют огромное социальное и общечеловеческое значение (лишь с некоторыми особенностями) в любое время и даже в различных формациях.

Приоритетное значение имеют индивидуальные ценности людей (личностей}, ибо только некая их сумма может представлять собой ценности социальные, ценности всего общества.

Иерархия индивидуальных (личностных) ценностей является своеобразным связующим звеном между отдельным человеком (индивидом) и обществом, его культурой в целом. Иными словами, есть духовный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют посредством ценностей определенного человека.

Не все потребности и ценности человеком ясно осознаются и познаются. При этом важно учитывать то обстоятельство психологического плана, что для подавляющего большинства людей суперценностью являются они сами, т. е. "Я - ценность!" В определенной мере это - объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.

Высокоразвитая личность (вспомним Прометея, Иисуса Христа, Дон-Кихота и др.) скорее пожертвует собственной физической жизнью, нежели откажется от своего "Я-образа". И хотя развитие индивидуальности, личности - процесс сложный, противоречивый, осуществляющийся чаще всего посредством проб и ошибок, прекрасно, что для каждого человека самое главное - собственное развитие. Прекрасно, что достигнув чего-то, мы вдруг можем осознат, что многое не успели, не смогли, не сделали. Главное, что ценностные ориентации не могут быть заданы либо привнесены кем-то извне. Они - результат и предпосылки деятельности конкретного человека.

Ценностные ориентации (или реже - предпочтения) - это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать сис-темообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.

В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности. "Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного" .

Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе большинство осознанных, признанных как собственные ценностей, стремление руководствоваться ими позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества как в материальном, так и в духовном отношении.

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети и др.

Наличие и развитие отдельных ценностей в глобальном масштабе далеко не всегда приносит желаемые результаты прежде всего

из-за их несоответствия местным реалиям. Скажем, ценности "общества потребления" несовместимы с потребностями развивающихся стран, ибо они попросту не могут быть удовлетворены. Гражданам таких стран, особенно молодежи, ничего, кроме разочарования, пропаганда и культивирование таких ценностей попросту не дадут. Таким образом, ценностные ориентации - это:

1) идеологические, политические, моральные, эстетические и друие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;

2) способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком определенного социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях, интересах, т. е. в процессе социализации.

В свою очередь, социализация - это процесс передачи общественного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, знаний, норм) индивидуальным членам общества . Цель социализации состоит в том, чтобы помочь формирующейся личности выжить и адаптироваться в общественном потоке определенных сложностей, кризисов, а то и различных революций - экологических, энергетических, информационных, компьютерных; овладеть опытом, который накопили старшие, предыдущие поколения; понять и уяснить свое призвание и определить собственное место в обществе; самостоятельно отыскать пути наиболее эффективного приспособления к нему.

Ценностные ориентации личности не только определяют мотивацию индивидуального поведения, но и в совокупности (как разнообразные представления об общественной и политической жизни) составляют мировоззрение человека как личности.

В соответствии с ориентацией на определенные ценности, их иерархией в сознании молодых людей, психологическими и поведенческими реакциями на изменение общественно-политической ситуации в странах переходного периода можно выделить и охарактеризовать несколько типологических групп молодежи.

Первая группа - это молодые люди, сохранившие прежние ценности или хотя бы отдающие предпочтение им. Представители этой группы (ориентировочно их не более 10%) поддерживают в Украине коммунистическую, социалистическую, отчасти селянскую партии,

входят в состав комсомольских организаций. Эта молодежь склонна к протестам, пикетам, демонстрациям, другим акциям социального протеста как самостоятельно, так и совместно со старшими товарищами, активно привлекающими ее к этому, в том числе и в целях последующего изменения политического курса. В значительной мере такие молодые люди отрицают путь рыночных трансформаций, являются открытыми приверженцами авторитарного сознания и симпатизируют харизматическим лидерам и вождям.

Ко второй группе можно отнести тех, кто диаметрально противоположен в своих ценностных ориентациях первой группе. Это - юноши и девушки, которые практически всецело отрицают ценности прошлого, отстаивают идеи трансформации общества на основе ценностей, которые имеют общества с развитой рыночной экономикой, высоким уровнем социального обеспечения граждан. Более половины молодежи воспринимает ценности рыночного хозяйства, отстаивает частную собственность, отдает предпочтение свободе экономического выбора каждого человека (где работать или не работать вообще). По данным исследований, проведенных среди молодежи Украины, почти две трети молодых людей считают себя приверженцами максимального обогащения каждого человека как условия создания богатого общества .

Третья группа - это молодые люди (весьма незначительное количество), которые хотя и критикуют ценности социалистического общества, но полностью не отрицают их, а требуют некой коррекции при сохранении таких обязательных атрибутов, как единое государство, основные принципы устройства общества. Относящиеся к этой группе молодые люди имеют отношение к рабочему, профсоюзному движению, пропагандируют идеи либерализма. В случае медленного развития трансформационных процессов в сторону общества с рыночной экономикой молодежь этой группы, скорее всего, будет пополнять первую группу, более решительно настроенную на возврат ценностей планово-распределительного, социалистического общества.

К четвертой группе относятся молодые люди, для которых характерны не просто отрицание "старого мира", а нетерпимость к любым ценностям, кроме своих собственных. Такой тип людей ученые определяют как квазиреволюционный, ибо они настолько радикальны, что не просто стремятся разорвать свои отношения со старыми структурами, но и готовы разрушить их, уничтожить. Таких молодых людей достаточно точно характеризуют радикализм, нетерпимость к

накоплению, отрицание объективной исторической преемственности в развитии общества и его граждан. Их много среди так называемых "новых" большевиков, взгляды которых имеют некую специфическую национальную окраску. Это - отдельные журналисты, молодые писатели, представители технической и творческой интеллигенции, публицисты, парламентарии, студенты.

Возможно и более детальное разделение молодежи на отдельные группы с учетом тех ценностей, базисными основами которых являются не просто идеи коммунизма или капитализма (что выглядит весьма однобоко и примитивно), но и либерализма, национал-демократии, национал-радикализма, национализма, охлократии, утопизма и т. п.


Похожая информация.


Наянзина Евгения Михайловна

Культура молодежи и проблемы этой социально-демографической группы оказываются сегодня в сфере повышенного внимания российских исследователей. Такой интерес вполне закономерен и основывается на том, что молодежь, являясь полноценным ресурсом общества, определяет характер развития этого общества и воплощает в своей жизнедеятельности возможности раскрытия социально-культурного, социально-экономического потенциала государства. На фоне общемировой тенденции усиления значимости черт молодости в жизни старших поколений и тех преобразований, которые осуществляются в современной России, выявление доминант ценностного сознания молодежи представляется актуальной задачей.

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценностные ориентации.

Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм , который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос».

Персоналистический онтологизм , ярким представителем, которого был М. Шелер . Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно

Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Культурно-исторический релятивизм , у истоков которого стоял В. Дильтей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.).

Социологизм , который связан с такими именами, как М. Вебер,Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и, особенно в школе структурно функционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и других проблем.

Тематика ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест с момента ее институционализации (исследования И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. И. Чупрова и др.). В различных концепциях молодежи она рассматривается в тесной связи с определением специфики молодежи (концепция социального развития молодежи В. И. Чупрова, концепция молодежи в обществе риска Ю. А. Зубок, тезаурусная концепция молодежи В. А. Лукова и др.).

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» . Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  • подростки до 18 лет
  • молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  • молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Исследование ценностных ориентаций молодежи в отечественной науке дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал . От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит состояние общества.

Ценностные ориентации молодого человека являют собой гибкую и постоянно корректируемую связь между личностью и обществом. Мир молодых всегда обращен в будущее. У молодого поколения преобладает ориентация на меритократическую систему трудовых вознаграждений, приоритетов "частной" жизни и социальных свобод.

Нами было проведено исследование на тему «Ценностные ориентации молодежи».

Для проведения исследования был выбран метод опроса и разработана анкета. Данный метод был выбран, потому что является наиболее удобным для опроса большого количества людей с целью получения разнообразной информации.

В ходе исследования было опрошено 250 человек: 122 юношей и 128 девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Были опрошены студенты гуманитарно-педагогической, технической и физкультурной направленности Тольяттинского государственного университета. В основном опрошенные нами люди - это студенты (55,6%);37,6% - с высшим образованием, 5,2% со средним образованием и 1,6% респондентов имеют среднее специальное образование.

Для получения наиболее полной информации мы предложили молодым людям проранжировать предложенные нами ценности. Список ценностей мы взяли у М. Рокича , конкретные и абстрактные.

Итак, конкретные ценности по результатам исследования у молодежи имеют следующий порядок.

Активная деятельная жизнь - 29,2% респондентов при ранжировании присвоили первый ранг указанной ценности, т.е. данная ценность для них является наиболее важной. Среди мужчин на первое место активную деятельную жизнь поставили 22,1%, а среди женщин 31,1%.

Второе место, в ходе ранжирования, заняло здоровье. 26% от всех опрошенных присвоили второй ранг именно ему. Здоровью второе место отдали 15,6% мужчин и 41,4% женщин.

Четвертый ранг присвоен материально обеспеченной жизни - 22,4%, на четвертое место 30,3% мужчин и 34,4% женщин поставили именно эту ценность.

Наличие хороших и верных друзей занимает пятое место в списке ценностей молодежи, пятый ранг присвоило, данной ценности, 22,8% молодежи. Среди мужчин 27,9% и 32% среди женщин отдали пятое место данной ценности.

Шестой ранг был присвоен интересной работе -28,8%. 29,5% мужчин и 36,7% женщин решили, что данная ценность должна быть на шестом месте в списке ценностей.

19,2% респондентов отдали седьмой ранг, а значит и седьмое место продуктивной жизни. 36,1% мужчин и 34,4% женщин присвоили седьмое место данной ценности.

Чуть меньше половины опрошенных 38,4% решили, что общественное мнение должно занимать восьмое, предпоследнее место в списке конкретных ценностей. Юноши (20,5%) и девушки (28,1) не считают эту ценность важной, поэтому в системе рангов, присвоили общественному мнению восьмой ранг.

На последнем месте в нашем списке, ценность, которой 35,6% молодежь присвоили девятый ранг, девятое место - это удовольствия. 29,5% парней и 34,4% девушек оставили на последнем месте данную ценность.

Перейдем к абстрактным ценностям. Здесь так же респонденты проставляли ранг, где первый ранг - это наиболее важная ценности, а девять- наименее важная.

Таким образом, первый ранг был, присвоен любви- 41,6% респондентов поставили ее на первое место. 45,9% мужчин и 39,8% женщин считают, что любовь является важной ценностью.

Не менее важной ценностью для современной молодежи является познание. 16,4% молодых людей присвоили второй ранг этой ценности, 26,2% юношей и 32% девушек.

Третье место в списке абстрактных ценностей занимает счастье других, так считают 12,8%. Почти одинаковое количество молодых людей (32,8%) и девушек (34,4%) присвоили этой ценности третий ранг.

Уверенность в себе, как ценность занимает четвертое место, так решили 25,6% опрошенных. Четвертый ранг присвоили, данной ценности, 27% парней и 39,8% девушек.

19,2% молодежи поставили на пятое место развитие. 24,6% мужчин и 22,7% женщин считают, что эта ценностей не является одной из главных.

Респонденты 22,8% решили, что красота природы и искусства тоже не является главной ценностью и поэтому присвоили ей шестое место. 24,6% мужчин и 33,6% женщин поставили шестой ранг.

Творчество, занимает одно из последних мест в списке ценностей. 22,4% считают, что творчество должно занимать седьмое место. Седьмой ранг творчеству присвоили 36,1% мужчин и 25% женщин.

Для 22,8% опрошенных свобода занимает восьмое место в списке ценностей. 30,3% юношей и 28,9% девушек отдали восьмой ранг этой ценности.

На последнем месте абстрактных ценностей у опрошенных (12,8%) стоит жизненная мудрость. Мужчины 26,2% и женщины 38,3% присвоили девятый ранг этой ценности.

Благодаря ранжированию мы получили следующие результаты. Самыми важными ценностями является активная деятельная жизнь, здоровье и счастливая семейная жизнь, а так же любовь, познание и счастье других. И наименее важным для респондентов выступает общественное признание, удовольствия, свобода и жизненная мудрость.

Большинство опрошенных на первое место среди ценностей ставят материально обеспеченную жизнь - гипотеза не была подтверждена. На первом месте у молодых людей активная деятельная жизнь и любовь. А материальная обеспеченная жизнь занимает лишь четвертое место, из девяти возможных.

Счастливая семейная жизнь не является приоритетной для молодежи. Не смотря на то, что данная ценность не занимает первое место в списке ценностей, молодые люди отдали ей третье место, что показывает ее важность.

Респонденты считают необходимым наличие хороших и верных друзей. Из девяти возможных рангов, этой ценности был присвоен пятый ранг. Что показывает ее малую значимость для молодежи.

Интересная работа для опрошенных не является основной ценностью. В списке ценностей у молодежи, интересная работа занимает одно из последних мест.

Для молодых людей общественное признание стоит на последнем месте в списке ценностей.

Меньшинство респондентов считают жизненную мудрость важной ценностью. Респонденты присвоили девятый, наименее значимый ранг, именно этой ценности.

Молодые люди не рассматривают свободу как ценность. Свободу респонденты поставили на одно из последних мест в списке ценностей.

Уверенность в себе - одна из главных ценностей молодежи, данная гипотеза подтвердилась.

Исследование показало, что для молодого поколения важными являются такие ценности как: любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В целом для молодежи на первом месте стоят ценности скорее нравственного характера, чем материального.

Библиографический список

1. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Современное общество - 1993. - №2.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Изд-во Политиздат, 1989.

4. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 1999.

5. Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

6. Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4.

Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. - 2001. - №4. - С. 43

Методика ценностные ориентации (М. Рокич) [Обращение к документу: 5 марта 2011] - Доступ через http://www.psihologu.info/content/view/58/2/

Ценностные ориентации современной Российской молодежи
Процессы, происходящие в России в постперестроечный период, изменили не только экономическую и политическую жизнь общества, но и обыденные представления людей о смысле и ценностях индивидуального и общественного бытия. Трансформировалось понимание сути жизненного успеха, целей и средств их достижения, не только исследователи, но и обыватели все чаще обращают внимание на происходящие процессы духовно-нравственной эрозии общества. При этом молодежь, безусловно, является наиболее уязвимой и восприимчивой к происходящим изменениям. Так, по мнению большинства респондентов, для современных молодых людей характерно безразличие к каким-либо идеалам и циничное отношение к жизни (так считают более 64 % молодежи и 70 % людей старшего возраста). Причем распространение циничных настроений и «морального релятивизма» в большей мере характерно для самых юных представителей молодого поколения . Кроме того, согласно исследованиям, молодежь стала более беспринципной по сравнению с 90-ми годами (фиксируется увеличение числа мнений (на 7 %) о том, что нужно стремится улучшать свое материальное благосостояние, вне зависимости от способа его получения). Многие молодые люди соглашаются с тем, что мы живем в другое время и некоторые моральные ценности и нормы уже устарели и не имеют смысла (46 %). Но что интересно, этой же позиции придерживаются каждый третий респондент старшего поколения, которые собственно и должны передавать свой нравственный опыт молодым .

Как утверждал С.П. Капица, мы живем «в недиабатических условиях, как во взрывной волне, когда абсолютно все не находится в равновесии. А совесть, мораль, моральные устои общества - это свидетельства духовного равновесия, которое достигается медленной эволюцией. …Но, поскольку мы находимся в состоянии глубочайшего перелома, …старые принципы просто не поспевают эволюционировать» . Современное общество, вторит ему А.С. Запесоцкий, испытываем огромные затруднения с передачей морали от старого общества к новому. Результаты ускорения наглядно проявляются в педагогике. Раньше ребенок мог усваивать моральные нормы в семейных условиях. По мере ускорения общественного развития возникают социальные институты, которые должны прививать ценности наряду с семьей. Далее – уже компания сверстников начинает, по-своему, оказывать влияние на взрослеющих молодых людей, которое зачастую идет в разрез с общепринятыми нормам. Сегодня семья и образовательные учреждения уже не срабатывают, изменяется роль религии как традиционного института поддержания нравственных принципов. В такой ситуации решающую роль в поддержании морали приобретает телевидение, оказывающее влияние на все общество в целом. Но этот институт на современном этапе, по сути, несет аморальные ценности. И получается, что общество начинает с нуля, отбросив все накопленное предыдущими поколениями в сфере нравственности .

В условиях, когда существовавшие ранее инстанции, не могут обеспечить моральность общества единственное возможное решение, как утверждает А.А. Гусейнов, состоит в том, чтобы инстанция, поддерживающая мораль, делегировалась самому действующему индивиду. «Или мы перейдем на этот механизм, который наиболее адекватен самой сути морали, именно как самой интимной инстанции в человеке, или человечеству конец». Не означает ли, что неравновесность современного общества должна сделать сами механизмы регулирования неравновесными? Сегодня усиленно сокращается роль патерналистского начала и возрастает индивидуальная ответственность личности за свои поступки и их моральное наполнение . Однако для этого необходимо, чтобы внутренне регулирование собственных поступков было эффективным и соотносилось с целесообразным существованием всего общества; чтобы личная свобода соотносилась с внутренней моральной ответственностью, что для современных индивидов пока недостижимо.

Современная молодежь ценит такие либеральные ценности как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивидуалистических тенденций и снижению коллективистских начал, приводящим к кризису социальной идентичности. Атомизация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологические компенсационные механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга .

В основе досуговой активности значительной части российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения, она стала более потребительской и вестернизированной, что отвлекает от более высокой культуры. Неотъемлемой частью досуга становятся музыкальные шоу, танцы, телевидение, кино, Интернет. Популярным является также спорт, немаловажным фактором чего является активная пропаганда спортивного образа жизни, проводимая «сверху» .

Современные условия жизни деформируют исторически сложившуюся иерархию общечеловеческих и российских культурных ценностей. Выдающиеся достижения народной и классической отечественной культуры заменяются в сознании молодежи вестернизированными, зачастую низкокачественными ценностями массовой культуры американского образца. В одном из исследований выявлено, что артистический мир в ценностных ориентациях молодых людей в основном представлен американскими актерами, хотя российские актеры тоже упоминаются, но не в таком количестве. В музыкальном отношении практически не упоминаются представители классических жанров и народная музыка. Это не удивительно, если учитывать, что данные жанры практически не представлены в современном телевидении и радиовещании .

Один из важных показателей ценностных ориентиров молодежи – отношение к религии. Понять особенности религиозного сознания и поведения российской молодежи можно лишь учитывая наличие противоположных тенденций в современном мире: с одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обществе, а с другой – усиление процессов глобализации, мировоззренческой неопределенности и секуляризации религиозных ценностей. Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия – это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию». Современная молодежь демонстрирует двойственность отношения и поведения, когда дело касается религиозного и морального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разрешенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены в важной роли религии в обществе . Все это свидетельствует о противоречивом характере религиозного возрождения в России.

В религиозной самоидентификации молодых респондентов, отмечен парадокс, состоящий в несовпадении числа верующих и приверженцев определенных конфессий (которых гораздо больше). Данный факт можно объяснить отождествлением в сознании молодежи религии с культурой и национальным образом жизни в целом, так как религия является необходимым элементом национальной идентичности. В частности, русскость обычно ассоциируется с православием и с той ролью, которую играла Русская Православная Церковь в историческом прошлом. То же самое можно сказать и об исламе – его тесной связи с национальной культурой народов. Исследования фиксируют это явление во всех регионах России. Оно «служит основой процесса конфессионализации этнополитических течений» .

В целом следует отметить, что идеологический вакуум, образовавшийся в нашей стране после отказа от ценностей и идеалов советской эпохи, пока не удается заполнить другой какой-либо целостной системой светского характера. Поэтому многие молодые люди обращаются к религиозным представлениям и ценностям, которые носят, однако, в сознании молодежи весьма поверхностный характер.

Как показывают результаты многочисленных исследований, лидирующее положение в системе ценностей современной молодежи занимает семья, наряду с ценностью материального благополучия . Абсолютное большинство молодых желают иметь детей, однако отмечается немало и тех, у кого возникают опасения, что они могут завести семью или встретить любимого человека. Причем опросы фиксируют тенденцию роста таких страхов за последние десять лет .

Взаимоотношения полов окончательно десакрализуются и сводятся до уровня биологических инстинктов. Сексуальные отношения полов оказываются все менее связаны с процессом детопроизводства. Показательно, что в современной России на десять новорожденных детей приходится тринадцать совершенных абортов . Итогом сексуальной революции явилось то, что физиологическое удовольствие, всегда являвшееся средством для продолжения рода, становится самоцелью. Отсюда репродуктивная функция взаимоотношения полов отходит на второй план и вытесняется гедонистической, потребительской. На фоне всей сексуальной жизни человека, рождение детей, да еще в семейных условиях, это чрезвычайно редкие случаи, применительно к которым уже сегодня разрабатываются новые, более прогрессивные способы воспроизводства людей .

Стираются традиционные тендерные роли мужчины и женщины, выводя на первый план абстрагированную от половых различий модель человека. В отношении распределения ролей в семье, в одном из российских исследований, больше половины опрошенных молодых людей выступают за равноправную семью, где женщина должна играть активную роль наряду с мужчиной. Ориентация на партнерский брак, таким образом, является определяющей в представлениях о семейных отношениях. В мировоззрении современной молодежи возрастает значение женщины в материальном обеспечении семьи – такой позиции придерживается особенно большинство представителей мужского пола .

Как видно из нашего анализа, у современной молодежи наблюдаются противоречивые установки и ценностные ориентации и отсутствие какой-либо целостной картины мира. Примечательно также, что ценности молодых людей, проживающих в различных типах поселения и с различным уровнем образования, как показывают исследования, сходны между собой . Это обуславливает формирование во многом единообразного восприятия действительности, в котором приоритетное положение у молодежи занимают индивидуалистические ценности рыночной экономики и, прежде всего, стремление к высокому социально-профессиональному статусу. В целом, для ценностного сознания молодежи характерно сосуществование противоположных суждений, выражающих его амбивалентность, а также эклектичность; преобладание утилитарных и гедонистических установок; инструментальное отношение к трудовой деятельности (как средству) и вытеснение на второй план терминальных ценностей (рассматривающих труд как самоцель). В постперестроечный период наблюдается усиление значимости семьи, которое, однако, тесно взаимосвязано с утратой ценности труда, трудового коллектива как значимой опоры в жизни индивида, ориентиров на общественную деятельность. В сознании современной российской молодежи происходит вытеснение общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жирнов А. А. Молодость как социокультурный феномен. …автореф. дисс. канд. культурологии. Шуя. 2011. 22 с.

2. Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алатейа, 2009. 264 с.

3. Молодежь в России. 2010. Обзор литературы. Доклад ООН / под ред. Я. Охана., М.: ФСГС, 2011. 96 с.

4. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. - М.: Институт социологии РАН, 2007. 95 с.

5. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. №2. С. 83-90.

6. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. 648 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. М., 2006. С. 288.

8. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С. 37 - 43.

9. Совесть: бесполезное свойство души? : круглый стол по проблемам нравственности и духовности. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. 136 с.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта: непосредственно предопределение путей производимого изменения и прогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.

Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры «постпереходного» российского общества.

Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян.

Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в рисунке 1.

Таблица 1. Распределение главных жизненных целей молодежи.

жизненные цели

% ответивших

иметь хорошую семью

получить хорошее образование

устроиться на хорошую работу

иметь свою квартиру

заработать много денег

обеспечить будущее детям

открыть свой бизнес

жить в достатке

приобрести дорогие вещи

Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Получить хорошее образование

Получить престижную работу

Создать прочную, счастливую

Создать собственный бизнес

Стать богатым человеком

Заниматься

любимым делом

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

Таблица 3.

К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

Получить престижную работу

Создать прочную, счастливую семью

Создать собственный бизнес

Стать богатым человеком

Заниматься любимым делом

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

Побывать в разных странах мира

Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?

Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

Таблица 4.

Чего опасается сегодня российская молодежь.

Опасения

% ответивших

невозможность получить образование

остаться без средств существования

преступность

проблемы с устройством на работу

потерять работу

остаться без друзей

не встретить любимого человека

не суметь создать семью

диктатура власти

В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3).

Таблица 5. Какие чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %.

Молодежь

Старшее поколение

Эмоциональный подъем, чувство бодрости

Обычный жизненный тонус, ровные чувства

Состояние неуравновешенности, чувство тревоги

Состояние безразличия, чувство апатии

Когда как

Затруднились ответить

Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и старшего поколения.

Таблица 6

. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %

Молодое поколение

Ценностные ориентации

Старшее поколение

Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня

От меня мало что зависит - важно, какая экономическая ситуация будет в стране

Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру

Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо

Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни

Главное в работе - это сколько за нее платят

Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены

Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем

Свобода - то, без чего жизнь человека теряет смысл

Главное в жизни - материальное благополучие, а свобода второстепенна

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

Жить как все, лучше, чем выделяться среди других

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали

Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы

Как видим, базовые ценности молодежи (четвертая и шестая пары)и старшего поколения очень близки. И те, и другие ориентированы в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

В то же время анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, сколько на вопрос, “в каких условиях и как реализовывать жизненные цели”, демонстрируя достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность - справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка - сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. И не случайно в первых трёх и седьмой парах ценностных суждений, отражающих противоположность инициативно-индивидуалистического и патерналистско-коллективистского типов сознания, ответы представителей молодежи распределялись качественно иначе, чем ответы представителей старшего поколения.

Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” - только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - и это справедливо (см. табл.7).

Таблица 7.

Распространенность инициативных и патерналистских идеалов среди “благополучной” и “неблагополучной” российской молодежи, %.

В целом для старшего поколения характерна та же тенденция. Считают, что благополучие каждого должно зависеть от его собственных усилий 55,6% “благополучных” и 38,9% “неблагополучных” представителей старших возрастных групп. Из них же - сторонниками того, что материально преуспевшие должны заботиться об остальных, было соответственно 44,4% и 58,2%. Приведенные данные позволяют говорить о том, что существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные” молодые россияне ещё менее склонны помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевших сограждан, чем их родители.

Наконец, как показывают приведенные данные, в группе ценностей морального плана (пятая и восьмая пары), молодые россияне продемонстрировали определенную преемственность со старшим поколением, хотя происшедшие в этой области сдвиги все же не могут не насторожить. Так, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы. Среди старшего поколения данное соотношение составило соответственно 75,5% и 23,8%.

Однако эти расхождения отражают скорее различия в целевых установках у молодежи и старшего поколения, чем реальную готовность к нарушению молодыми людьми норм морали, а тем более - права. Убеждение в том, что можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например, уже две трети молодых россиян. Вместе с тем то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены - факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель вдвое меньше - 17,6%.

Обращает на себя внимание и правовой нигилизм молодежи, впрочем, практически тождественный правовому нигилизму старшего поколения. Достаточно отметить, что только каждый десятый представитель молодежи и каждый седьмой представитель старшего поколения готовы безоговорочно подчиняться требованиям закона. Основная же масса и тех, и других готовы это делать только при одном условии - что закон един для всех, и представители власти будут следовать нормам закона так же, как и все остальные граждане.

Единственное, что внушает оптимизм в ответах на вопрос об отношении к закону - выявленная относительно небольшая часть (около трети) тех, кто в своем поведении склонен ориентироваться не столько на закон, сколько на свое понимание справедливости. Это позволяет надеяться, что строительство правового государства, в основе которого лежат нормы закона, имеет в России определенные перспективы.

Важным аспектом настоящего исследования была также попытка рассмотреть не только декларируемые позиции, но и реальные формы негативного поведения молодежи. В целом опрос показал (см. табл. 6), что доля тех, в чьем социальном опыте такое поведение имело место, весьма значительна, но все же меньше, чем можно было бы предположить, судя по наиболее популярным газетным штампам. Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи.

Таблица 8.

Степень распространенности среди молодежи различных форм негативного поведения, %

Приходилось ли …

Да, часто

Редко, только пробовали

Сами этого не делали, но других за это не осуждают

Не приходилось, являются противниками подобных действий

Не захотели отвечать на вопрос

Пить крепкие напитки

Сознательно обманывать кого-то для достижения своих целей

Употреблять наркотики

Давать взятки

Уклоняться от налогов

Вступать в половые связи до брака

Использовать сексуальные связи для достижения корыстных целей

Иметь сексуальные отношения с человеком своего пола

По другим формам негативного поведения показатели заметно ниже. В то же время высокий процент тех, кто отказался определить свою позицию по ним, позволяет предположить, что реальные цифры, характеризующие их распространенность в молодежной среде, могут быть несколько выше.

Кто же в первую очередь попадает в группы с негативным поведением? Разумеется, здесь действуют одновременно очень много факторов, связанных в значительной степени с индивидуальными особенностями молодых людей, и все же некоторые общие закономерности выделить можно. Для этого надо, прежде всего, развести входившие в исследование формы поведения на девиантное экономическое поведение (взятки, уклонение от налогов), и бытовое девиантное поведение (наркотики, гомосексуализм, секс в корыстных целях).

Экономические формы девиации характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодежи в возрасте до 20 лет, и 15,0% в возрасте 24-26 лет; взятки давал каждый четвертый россиянин старше 24 лет и каждый шестой в возрасте до 20 лет). Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи: молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий. По значимости фактор профессиональной принадлежности был сопоставим только с вертикальной мобильностью в ходе реформ (но не с уровнем материального благосостояния, который практически не имел значения!). Среди тех, кто выиграл в ходе реформ, экономическая девиация распространена вдвое больше, чем среди тех, кто считает себя проигравшим.

Что касается бытовой девиации, то здесь картина довольно пестрая. Сексуальные связи в корыстных целях в большей степени склонны использовать молодые люди, чьи родители не добились в жизни успеха (12,6% при 8,1% у тех, чей отец добился успеха в жизни); жители села, рабочие и работники сферы обслуживания (12,6%, 10,2% и 10,0% соответственно), выигравшие в ходе реформ (11,8% при 6,9% у проигравших). Пол, возраст, материальное положение и образование (за исключением отсутствия даже среднего образования) значения не имели.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт молодёжной политики и социальной работы

Кафедра социальной работы

Социологическое исследование

«Ценностные ориентации молодежи»

Выполнила студентка группы СР – 22

Специальность 040101.65 Социальная работа

Специализация Социальная работа с молодёжью

Форма обучения: очная

Руководитель:

Новосибирск 2012
Содержание:

Введение ……………………………………………………….………………………….………….3

Раздел 1. Понятие ценность……………………………….…………………….………...…………4

1.1 Классификация ценностей…………………………..…..…………………….…………..……..6

Опрос путем анкетирования;

Гипотеза:

Экспериментальной базой

Раздел 1. Понятие «ценность»

Ценность – это особый вид реальности. Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).

Ценность всегда и одновременно ценность чего-то (кого-то), и ценность для кого-то. Подчеркнем еще раз: ее основой может быть объективная реальность, продукты человеческого творчества и содержания сознания: соответственно, камень, вода, автомобиль, теория, образ и т. д. Но ценность обязательно антропогенна, поскольку возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.

Строго говоря, способностью предпочитать одни вещи другим наделены все живые существа, – сама потребность самосохранения вынуждает их чего-то в мире страшиться, к чему-то тянуться. Больше того, животное защищает свое потомство, и, значит, может любить. Однако вряд ли можно говорить о ценностях в полном смысле слова в существах, не способных отдать себе в них отчета.

Среди всех творений Вселенной только человек в состоянии оценивать природу, результаты своих действий и вместе с тем оказывается способным на самооценку.

Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т. е. того, кто способен ценить. Алмаз не имеет никакой ценности, если никогда не попадет в руки человека. Автомобиль – не более чем груда железа, если он был брошен угонщиками там, где его никто и никогда не найдет и если о нем все забыли.

Ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек.

Специфический признак существования ценности – значимость. Значимость – это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная значимость. Значения могут быть и отрицательными.

Ценности бывают материальными и духовными, однако, в любом случае они устанавливаются (т. е. конституируются) человеком, поэтому в них заложена определенная виртуальность, связанная с тем, что сама оценка – это дело разума человека, его вкуса, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов и т. д.

Понятно, что ни разум, ни все остальное, связанное с оценивающими способностями человека, не являются какими-то предметами, а принадлежат области его субъективности, которая передается и ценностям. Однако речь в данном случае идет не о субъективизме, понимаемом как произвол или неуправляемая прихоть, тем более не об эгоизме или корыстности, а о субъективности как области внутреннего мира человека разумного, обладающего сознанием, свободой, совестью и другими чисто человеческими качествами.

Здесь мы подошли к одному весьма важному моменту. Необходимо отличать ценное как просто полезное, выгодное или нужное, как средство к чему-то другому, – от ценности в своем полном и высшем, специфически человеческом смысле слова. В чем это отличие? Ценность-пользу всегда можно измерить и соответственно возместить другой ценностью, но любая высшая ценность по-своему абсолютна и утрата ее невосполнима; такая ценность – то, что часто называют «бесценным». Грубо говоря, нельзя указать ее цены или денежной стоимости (ведь деньги воплощают идею меры и обмена). Вот то, что имел в виду английский писатель и драматург Оскар Уайльд в своем широко известном афоризме : «циник знает всему цену, но не знает ценностей».

Высшие ценности как бы самоценны для человека, ему претит сама мысль использовать их только как средства к достижению своих целей. Это роднит понятие высшей ценности с таким понятием, как святыня (видимо, на заре человечества высшие ценности человека были еще только религиозными). Подчеркивая исключительный характер какой-либо ценности, мы нередко метафорически употребляем именно этот термин.

Критерий незаменимости, самоценности легко отделяет простую цену от подлинной ценности: все живое и все истинно любимое нами, независимо от своего масштаба, именно незаменимо. Так, полюбившуюся картину или вид из окна никогда не заменят для нас другие, во сто раз более дорогие, признанные или роскошные; любая безделушка, связанная, скажем, с памятью о близком человеке, для нас дороже самой полезной вещи того же назначения; пропавшего котенка нельзя заменить купленным на рынке другим. И уж конечно, согласно знаменитой формуле Иммануила Канта, любой человек может быть для нас только целью (самоценностью) и никогда – средством.

Ценности играют колоссальную, больше того – определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты.

1.1 Классификация ценностей:

Различать и классифицировать ценности можно по многим критериям: «по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности общества, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида); по типу потребностей субъекта (ценности моральные, экономические, политические, религиозные, медицинские и др.)».

Предметные (естественные благо и зло, полезность, социальное благо и зло, моральное добро и зло) и субъектные (общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений) ценности являются лишь двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений, предпочтений и т. д.), а вторые - как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого, представляемого. Поэтому предметные ценности являются объектами оценки и предписания, а субъектные - способом и критерием этих оценок и предписания.

Ценности выстраиваются в определенную иерархическую систему. Исследователи по-разному классифицируют ценности. Например, с точки зрения (автора статьи «Ценность» в Российской социологической энциклопедии) в систему ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:

· Смысложизненные ценности (представления о добре и зле, благе, счастье);

· Универсальные ценности:

· Витальные ценности (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право на собственность, правопорядок и т. д);

· Демократические ценности (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет, гарантии социального равенства и справедливости и т. д.);

· Ценности общественного признания (трудолюбие, квалификация, социальное положение и др.);

· Ценности межличностного общения (честность, бескорыстие , доброжелательность, порядочность, взаимопомощь , терпимость, верность, любовь и др.);

· Ценности личного развития (чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности национального языка и культуры и т. д.).

Раздел 2. Проведение социологического исследования на тему: «Ценностные ориентации молодежи».

2.1 Программа исследования.

Объект исследования: студенты НГПУ ИМПиСР.

Предмет исследования: нравственные ценности современного общества.

Цель работы: выяснить, какие нравственные ценности являются приоритетными для современной молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по данной проблеме;

2.Составить анкету, которая бы позволила проверить гипотезу;

3.Провести анкетирование среди студентов;

4.Обработать полученные анкетные данные и представить полученные результаты;

5.Проанализировать полученные данные и проверить гипотезу.

Методы исследования:

Анализ научной литературы;

Опрос путем анкетирования;

Гипотеза: Я предположила, что для современной молодежи не утратили свою ценность те качества, которые ценились во все времена: отзывчивость, ум, доброта. Я считаю, что в ходе анкетирования именно эти качества будут названы нашими респондентами как приоритетные. Я также предположила, что ценными окажутся для наших респондентов здоровье, семья, образование и престижная работа.

Экспериментальной базой служат студенты ИМПиСР. В исследовании приняли участие 30 человек.

2.2 Анализ полученных результатов

В опросе приняли участие 30 человек.

Рисунок 1

В основном это молодые люди, учащиеся на 2-3 курсах.

Курс

Количество человек

Рисунок 2

Обработанные данные свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных задумываются о своем будущем и имеют главную цель в жизни (75%). Это свидетельствует о том, что они целенаправленно осуществляют реализацию своих планов. 13% опрошенных ответили, что пока не имеют цели в жизни, а 12% респондентов еще не задумывались над этим вопросом.

https://pandia.ru/text/78/304/images/image004_2.png" width="512" height="298 id=">

Рисунок 4

Главной жизненной целью большинство опрошенных считают быть здоровым, это отметило 35% опрошенных. На втором месте жить в достатке, так ответило 26% респондентов. На третьем месте идет желание имеет хорошую семью (24%). 8% считают для себя важным иметь хороших друзей. Всего 5% хотят получить хорошее образование, и только 2% хотят открыть свой бизнес.

Рисунок 5

Больше всего студентов беспокоят проблемы с устройством на работу (35%). Также молодые люди боятся не встретить любимого человека и остаться без средств существования (26-27%). Всего 7% выражают опасения в связи с ростом преступности. И только 5% беспокоятся из-за невозможности получить образование.

Время свободное" href="/text/category/vremya_svobodnoe/" rel="bookmark">свободное время предпочитают смотреть телевизор. Радует что наша молодежь все-таки ценит и читает книги (17%), также радует, что студенты посещают театры, выставки и музеи, так ответили 14% студентов. 13% респондентов, из них 87% мужчины, предпочитают играть в компьютерные игры. Самыми непопулярными ответами оказались: ходить по магазинам и спать. Также респонденты предложили свои варианты ответов: занимаются спортом, танцами, проводят время с друзьями т. д.

https://pandia.ru/text/78/304/images/image008_2.png" width="510" height="296 id=">

Рисунок 8

42% респондентов считают, что учеба позволят приобрести профессию, большое количество (22%) получают образование для того чтобы утвердится среди близких, ответы «стать образованным» и «подготовится к самостоятельной жизни» набрали практически одинаковое количество голосов. Лишь 7% респондентов учатся ради того, чтобы стать богатым.

Рисунок 9

Среди качеств, наиболее ценимых студентами, являются отзывчивость, целеустремлённость, уверенность в себе, доброта, ум. Мало ценится инициативность и красота.

Рисунок 10

Опрос показал, что большинство респондентов эгоцентричны и преследуют только свои цели (92%)

Рисунок 11

Опрос показал, что 3/4 студентов ИМПиСР ни разу в жизни не давали взятку и 19% не осуждают других людей, которые дают взятки. Один раз взятку давали 16% респондентов. И 4% уже многократно давали взятки.

Рисунок 12

Результат ответов на этот вопрос очень порадовал: студенты стремятся к работе, ради того, что бы получать удовольствие. 38% опрошенных хотят работать ради того, чтобы получать много денег, 4% респондентов предпочитают не выделяться среди других. 6% респондентов предложили свои ответы, среди которых: хорошее начальство, дружный коллектив, не сложная работа.

Рисунок 13

72% респондентов считают, что надо проявлять гуманность, те кто материально преуспел должны заботится о тех, кто преуспел. Для 17% важнее духовные ценности, материальные не имеют большого значения. 1/10 опрошенных студентов считают, что каждый должен заботиться сам о себе, богатые не должны помогать бедным.

Рисунок 14

Почти половина респондентов (42%) считают, что будущая работа должна приносить много денег. Радует, что почти такое же количество (39%), считают, что человек своей деятельностью должен приносить помощь людям и только 13% решили, что профессия должна быть престижной. 6% опрошенных предложили свои варианты ответов: работа должна приносить удовольствие, должна нравиться моим родителям и т. д.

Рисунок 15

Из опроса можно понять, что 41% опрошенных студентов ИМПиСР получив образование не собираются работать по специальности. У 35% опрошенных студентов жизненные цели частично совпадают с будущей профессией. И только 25% респондентов не сомневаются в выборе своего будущего.

Заключение

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

· Большая часть студентов имеет цель в жизни;

· Наибольшую ценность представляют здоровье и семья;

· Деньги не являются приоритетной ценностью студентов,
хотя четверть опрошенных главной жизненной ценностью считают
жить в достатке. Здесь мы видим некоторое противоречие в ответах наших респондентов.

· Больше всего студенты опасаются проблем с трудоустройством в будущем
и не встретить любимого человека.

· В людях респонденты больше всего ценят отзывчивость, доброту и ум, но при этом не ценят инициативность.

Таким образом, я могу сделать вывод, что моя гипотеза оказалась верной, по основным показателям ответы моих респондентов совпали с моими предположениями. Современная молодежь ценит в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают здоровье, семью и образование.

Для современной молодежи свойственны и духовно - нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели.

Приложение – анкета

Ценностные ориентации молодежи.

Уважаемый респондент, мы проводим социальный опрос на тему «Ценностные ориентации молодежи г. Новосибирска (конкретно ИМПиСР)» и будем признательны, если Вы ответите на вопросы нашей анкеты. Опрос проводится анонимно.

Ваш возраст:

1. Есть ли у вас цель в жизни?

в) не задумывался над этим.

2. Выберите наиболее ценное для Вас в жизни (не более 3-х ответов):

а) карьера;

в) деньги;

г) друзей;

д) образование

е) здоровье.

3. Какие жизненные цели Вы считаете для себя наиболее важными (не более 3-х ответов):

а) открыть свой бизнес;

б) иметь хорошую семью;

в) жить в достатке;

г) иметь хороших друзей;

д) получить хорошее образование;

е) быть здоровым.

4. Что вызывает опасение и неуверенность в Вашей дальнейшей жизни (не более 2-х ответов):

а) невозможность получить образование;

б) остаться без средств существования;

в) преступность;

г) проблемы с устройством на работу;

д) не встретить любимого человека;

е) Ваш вариант ответа___________________________________________

5. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время:

в) играть в компьютерные игры;

д) ходить по магазинам;

е) посещать музеи, выставки, театры;

ж) Ваш вариант ответа__________________________________________

6. Какие чувства Вы испытываете чаще всего:

а) эмоциональный подъем и чувство бодрости;

б) обычный жизненный тонус, ровные чувства;

в) состояние неуравновешенности, чувство тревоги;

г) состояние безразличия;

д) когда как;

е) затрудняюсь ответить.

7. Чем ценна для вас учеба (не более 2-х ответов):

а) учеба позволяет приобрести профессию;

б) стать образованным;

в) стать богатым;

г) подготовится к самостоятельной жизни;

д) утвердиться среди близких.

8. Какие качества Вы больше всего цените в людях (не более 3-х ответов):

б) доброту;

г) уверенность в себе;

д) целеустремленность;

е) отзывчивость;

ж) инициативность;

з) красоту;

и) Ваш вариант ответа___________________________________________

9. Приходилось ли Вам кого-то сознательно обманывать для достижения собственных целей:

10. Приходилось ли Вам когда-нибудь давать взятку:

б) сам(а) этого не делал(а), но других за это не осуждаю;

в) да, один раз;

г) да, многократно.

11. Что для Вас главное в Вашей будущей работе:

б) получать удовольствие от деятельность;

в) не выделяться среди других;

12. Ваше мнение о материальных ценностях:

а) материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо;

б) надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботится о тех, кто не преуспел.

в) для меня материальные ценности не имеют большого значения.

13. Ваша будущая профессия должна:

а) приносить большой материальный достаток;

б) быть престижной;

в) приносить пользу людям;

г) Ваш вариант ответа___________________________________________

14. Совпадают ли Ваши жизненные цели с вашей будущей профессией?

б) да, частично;

Список используемой литературы:

1. , Кудишина современного гуманизма // http://*****/2011/05/16/gost/

2. Разин ориентация и благо человека. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 1996. – № 1. – С. 77-85.

3. // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. . М.: Изд. ИСПИ РАН, 19с. - С.871-872.


Top