Какие ценности сейчас в российском обществе. Состояние базовых ценностей российского общества


Содержание:
1.Введение
2. Ценности современного Российского общества
3. Заключение
4. Список литературы

Введение
Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества.
Ценность вообще и социологическая, в частности, в отечественной социологической науке исследована недостаточно. Достаточно ознакомиться с содержанием учебников и учебных пособий по социологии, изданных в конце двадцатого века и в последние годы, чтобы убедиться в этом. Вместе с тем проблема актуальна, социально и гносеологически значима как для социологии, так и для целого ряда социально-гуманитарных наук - истории, антропологии, социальной философии, социальной психологии, государствоведения, философской аксиологии и ряда других.
Актуальность темы представляется в следующих основных положениях:
· Понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, скажем, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. А поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения.
· Ценности объединяют людей на основе их общезначимости, знание закономерностей их интегративного и консолидирующего характера вполне оправдано и продуктивно.
· Социальные ценности, включающиеся в предметное поле проблем социологии, такие как моральные ценности, идеологические ценности, религиозные ценности, экономические ценности, национально - этические и др., имеют важнейшее значение для изучения и учёта ещё и потому, что они выступают мерилом социальных оценок и критериальных характеристик.
· Выяснение роли социальных ценностей значимо также и для нас, студентов, будущих специалистов, осуществляющих в будущем социальные роли в социальной реальности - в трудовом коллективе, городе, регионе и т. д.

Ценности современного Российского общества
Перемены, произошедшие за последние десять лет в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. И в этом отношении изменения в мировоззрении населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом.
В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.
Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. В современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе. Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия собственных же хозяйственных и финансовых решений. Стремление отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от непрошеных вторжений, в том числе от "недремлющего ока" государства, сочетается с тягой к "сильной руке". Это только беглый перечень тех реальных противоречий, которые не позволяют однозначно оценить место России в современном мире.
Предполагая рассмотрение процесса развития в России новых ценностных ориентаций, не лишним было бы прежде уделить внимание самой «почве», на которую попали семена демократического общественного устройства. Иными словами, то, какой стала нынешняя иерархия ценностей под воздействием изменившейся политической и экономической ситуации, во многом зависит от общих мировоззренческих установок, исторически сложившихся в России. Спор о восточной или западной природе духовности в России длится уже не один век. Понятно, что своеобразие страны не позволяет отнести ее к какому-то одному типу цивилизации. Россия постоянно пытается войти в европейское сообщество, однако этим попыткам часто препятствуют «восточные гены» империи, а иногда -- последствия собственной исторической судьбы.
Чем же характеризуется ценностное сознание россиян? Какие произошли в нем изменения за последние годы? Во что трансформировалась прежняя иерархия ценностей? Опираясь на данные, полученные в ходе нескольких эмпирических исследований по данной проблематике, можно выявить структуру и динамику ценностей в российском обществе.
Анализ ответов россиян на вопросы по поводу традиционных, "общечеловеческих" ценностей позволяет выявить следующую иерархию приоритетов россиян (по мере снижения их значимости):
семья -- 97% и 95% всех опрошенных в 1995 и 1999 годах соответственно;
Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.
работа -- 84% (1995) и 83% (1999);
друзья, знакомые -- 79% (1995) и 81% (1999);
свободное время -- 71% (1995) и 68% (1999);
религия -- 41% (1995) и 43% (1999);
политика -- 28% (1995) и 38% (1999). 1)
Обращает внимание весьма высокая и стабильная приверженность населения таким традиционным для любого современного общества ценностям, как семья, человеческое общение, свободное время. Сразу обратим внимание на стабильность, с которой воспроизводятся эти основные «ядерные» ценности. Четырехлетний интервал не оказал существенного влияния на отношение к семье, работе, друзьям, свободному времени, религии. В то же время интерес к более поверхностной, «внешней» сфере жизни – политике, возрос более чем на треть. Вполне объяснимо и то, что для преобладающей части населения в сегодняшней кризисной социально-экономической ситуации большое значение имеет работа: это основной источник материального благополучия и возможности реализовывать интересы в других сферах. Несколько неожиданным, на первый взгляд, представляется лишь взаимоположение в иерархии ценностей религии и политики: ведь на протяжении семи с лишним десятилетий советской истории в стране активно культивировался атеизм и "политическая грамотность". Да и последнее десятилетие российской истории было ознаменовано, прежде всего, бурными политическими событиями и страстями. Поэтому неудивителен и некоторый рост интереса к политике и политической жизни.
Раньше желательные для общественного строя качества как бы заранее задавались коммунистической идеологией. Теперь же, в условиях ликвидации монополии одного мировоззрения, на смену человеку «запрограммированному» приходит человек «самоорганизующийся», свободно выбирающий свои политические и идеологические ориентации. Можно предположить, что идеи политической демократии правового государства, свободы выбора, установки демократической культуры не пользуются популярностью у россиян. Прежде всего, потому, что в сознании россиян активизирована несправедливость сегодняшнего общественного устройства, связанного с ростом дифференциации. Признание частной собственности как ценности может не иметь ничего общего с признанием ее как объекта и основы трудовой деятельности: частная собственность в глазах многих – лишь дополнительный источник (реальный или символический) потребительских благ.
Сегодня в сознании россиян актуализированы в первую очередь те ценности, которые так или иначе связаны с деятельностью государства. Первая среди них – законность. Спрос на законность, это спрос на стабильные правила игры, на надежные гарантии того, что перемены не будут сопровождаться массовым выбросом людей из привычных жизненных ниш. Законность понимается россиянами не в общеправовом, а в конкретном человеческом смысле как жизненная потребность в установлении государством такого порядка в обществе, который на деле обеспечивает безопасность индивидов (отсюда и высокий рейтинг слова «безопасность» как главной потребности витального типа). Есть все основания предположить, что в сознании большинства россиян при всех идеологических сдвигах, которые произошли за последние годы, преобладает все же соотнесение закона с привычными функциями прежнего государства, как гаранта общественного порядка, распределителя основных благ. Частный человек, сформировавшийся в советскую эпоху, видит в другом частном человеке (или организации) конкурента не в производстве, а исключительно в потреблении. В обществе, где все источники и функции развития были сосредоточены в руках государства, в обществе, пытавшемся технологически развиваться без института частной собственности, такой итог был неизбежен. В настоящее время одной из главных ценностей россиян является ориентация на частную жизнь, на благополучие семьи, достаток. В кризисном обществе семья стала для большинства россиян центром притяжения их душевных и физических сил.
Понятие безопасности, как никакое, пожалуй, другое, фиксирует и преемственность с сознанием «традиционно советского» типа и одновременно несет в себе альтернативу ему. В нем можно увидеть ностальгические воспоминания об утраченной упорядоченности (следы «оборонного сознания»), но вместе с тем – и идеи защищенности личности, почувствовавшей вкус свободы, защищенности в самом широком смысле слова, в том числе и от произвола государства. Но если безопасность и свобода не смогут стать взаимодополняющими, то идея безопасности при повышающемся интересе к ней вполне может соединиться в российском обществе с запросом на новую идеологизированную несвободу «национал-социалистического» толка.
Итак, ценностное «ядро» российского общества составляют такие ценности, как законность, безопасность, семья, достаток. Семью можно отнести к интеракционистским ценностям, остальные три – к витальным, самым простейшим, значимым для сохранения и продолжения жизни. Эти ценности выполняют интегрирующую функцию.
Ценности -- это глубинные основы общества, то насколько однородны или, если хотите, однонаправлены они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.
Как уже было отмечено, коренные преобразования в обществе невозможны, неокончательны без изменения ценностного сознания людей это общество составляющих. Представляется чрезвычайно важным изучение и полноценный мониторинг процесса трансформации иерархии потребностей и установок, без чего невозможно настоящее понимание и управление процессами общественного развития

Заключение

Наиболее значимыми ценностями являются: жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственные характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов, общественных движений и тому подобных социальных сегментов.
Среди социологического рассмотрения ценностей важное место принадлежит также религиозным ценностям. Вера в Бога, стремление к абсолюту, дисциплина как добропорядочность, высокие духовные качества, культивируемые религиями настолько социологически значимы, что эти положения не оспариваются ни одним социологическим учением.
Рассмотренные идеи и ценности (гуманизм, права и свободы человека, экологическая идея, идея социального прогресса и единства общечеловеческой цивилизации) выступают в качестве ориентиров в формировании государственной идеологии России, которая становится неотъемлемым звеном постиндустриального общества. Синтез традиционных ценностей, достояния советского строя и ценностей постиндустриального общества является реальной предпосылкой формирования своеобразной матрицы интегративной государственной идеологии России.

Список литературы:

    revolution.allbest.ru/ sociology/00000562_0.html
    и т.д.................

Министерство связи и массовых коммуникаций

Федеральное агентство связи

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Кафедра социологии, политологии и психологии

Домашняя письменная работа

Тема: «Ценности в современном российском обществе»

Выполнил студент

Проверил

Введение 3

Ценности в современной России: итоги экспертного исследования 4

Доминирующие ценности 6

Материальное благополучие 6

Ценность «Я» (индивидуализм) 7

Карьера (самореализация) 7

Стабильность 8

Свобода 9

Уважение к старшим 9

Бог (вера в Бога) 10

Патриотизм 10

Долг и честь 11

Антиценности 12

«Идеальные» консолидирующие ценности 13

Выводы: ключевые тренды развития российской ценностной доктрины 14

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

Ценность - характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении под «ценностью» понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка), его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное, проще говоря, хорошее или плохое.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор- разделять эти ценности или нет. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера.

В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.

Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.

Целью моей работы является изучение этих изменений и выявление новых, современных ценностей российского общества.

Ценности в современной России: итоги экспертного исследования

В период с 15 июля по 10 сентября 2007 года специалисты Фонда имени Питирима Сорокина провели исследование «Ценности в современной России». Оно стало первым этапом одноименного масштабного проекта, направленного на содействие выработке ценностной базы, способной консолидировать различные группы российского общества.

Актуальность исследования обусловлена очевидным запросом общества на новое осмысление ценностного фундамента. Различные государственные и социальные институты откликаются на такой запрос активизацией обсуждения данной темы, однако оно не сопровождается изучением фундаментальных основ, на которых должна происходить ожидаемая коррекция ценностной доктрины общества. Как понимают россияне понятие «ценности»? Какие нравственные нормы способны консолидировать общество? Формированию какой идеологии эти ценности должны служить? Ответы на эти и другие вопросы инициаторы исследовательского проекта попытаются найти.

Целью первого – данного – этапа работы было изучение ценностных трендов российского общества. В частности, к решению были предложены следующие задачи:

    Изучить мнения о ключевых ценностях, доминирующих в российском обществе на современном этапе.

    Определить вектор коррекции аксиологических предпочтений различных религиозных, этнических и возрастных групп россиян.

    Зафиксировать понимание различными аудиториями понятия «национальная идеология», а также прогнозы экспертов в отношении выработки национальной идеи России.

    Определить ценностные приоритеты российской молодежи, связанные с ними политические предпочтения и электоральные планы.

Исследование проводилось посредством экспертного опроса и фокус-групп с различными молодежными аудиториями.

По оценке опрошенных экспертов-обществоведов, российская ценностная система до сих пор хаотична, переживает трансформацию и в своем новом качестве еще не сложилась окончательно.

Причинами столь длительного процесса оформления являются «многочисленные катаклизмы, выпавшие на долю России в минувшем столетии » и отразившиеся на коллективном сознании населения. Эксперты полагают, что «люди до сих пор не оправились от ощущения выбитой из-под ног почвы ».По оценкам экспертов-обществоведов сегодня в России нет единой ценностной системы.

Однако в стране сосуществует множество ценностных подсистем, стихийно сформировавшихся в соответствии с интересами и потребностями тех или иных социальных групп.

Отдельные эксперты назвали современную ценностную картину России «ситуацией ценностных обломков », когда «различные части общества пользуются своими обломками ».

Доминирующие ценности

В числе аксиологических установок, характерных для современного российского общества, участники исследования – эксперты и акторы молодежных фокус-групп – указали следующие ценности (ранжируются по принципу нисхождения отмеченной значимости):

    Материальное благополучие.

    Ценность «Я» (индивидуализм).

    Карьера (самореализация).

  1. Стабильность.

  2. Уважение к старшим.

    Бог (вера в Бога).

    Патриотизм.

    Долг и честь.

Материальное благополучие

Приоритет ценностей материального благополучия и потребительского достатка (в просторечии – меркантилизм) для большей части современного российского общества отмечается многими экспертами. В первую очередь эти ценности выделяют опрошенные эксперты-обществоведы, имеющие возможность в ходе своей профессиональной деятельности следить за динамикой социальных запросов. Ими отмечается, что потребительская ориентация для России нетрадиционна, поскольку начала формироваться лишь в период 90-х годов, когда из социально активной жизни ушли поколения-«идеалисты».

Анализируя причины доминирования потребительской ориентации как ценности, эксперты указали в качестве таковых массированную пропаганду потребительского образа жизни и урбанизацию страны.

Ценность «Я» (индивидуализм)

Опрошенные полагают, что именно в концентрации отдельной личности на собственных потребностях и, соответственно, «в восприятии окружающего мира через эгоцентричную призму » состоит суть индивидуализма как ценности.

Подобная ситуация, считают эксперты, является следствием внедрения идеи потребительского общества, когда гипертрофированная ориентация на достаток фокусирует человека лишь на личных интересах. Индивидуализм является ответом на пустующую нишу «общих» ценностей, советская система которых была разрушена, а новая не создана.

Доминирование индивидуалистских ценностей, по мнению ряда опрошенных, ограничивает социально-психологическое богатство и культурологические перспективы страны.

Карьера (самореализация)

Своеобразной конвертацией индивидуалистских приоритетов современного российского общества является представление экспертами в качестве важной ценности самореализации, под которой в первую очередь подразумевается успешная карьера. По мнению большой части опрошенных, именно она дает россиянам, особенно молодежи, «ощущение собственной полноценности в глазах окружающих », свидетельствует о «соответствии общественным стандартам », дает чувство того, что «ты добился чего-то в жизни ». Самореализацию как доминирующую на текущем этапе ценность выделили как эксперты, так и представители молодежи, участвовавшие в фокус-группах.

Семья

Базовый характер ценности семьи был отмечен всеми без исключения участниками исследования.

Однако характер лояльности к семейным ценностям в ряде экспертных групп рознился. Значительная часть опрошенных с уверенностью настаивает на том, что семья в России была и остается ключевым элементом социальной системы.

Сторонники такой позиции отмечают, что в новой России усиливается тренд роста значимости семьи и настаивают на необходимости системной работы по внедрению семейных ценностей в общественное сознание.

У другого ряда экспертов апелляция к семье как ценности носит внешний – инерционный – характер: данная ценность указывается как основополагающая, однако последующие рассуждения о ней демонстрируют периферийное отношение к институту семьи в реальности.

Отдельно стоит выделить позицию молодежи относительно семьи: неожиданным результатом исследования оказался тот факт, что, несмотря на размывание института семьи в современном глобализированном обществе, подавляющее большинство молодой аудитории констатирует значимость семьи, указывает на важность сохранения и защиты семейного института.

Стабильность

Подавляющее число опрошенных – эксперты и участники молодежных фокус-групп – отметили в качестве ценности, являющейся для них базовой, стабильность, под которой подразумевается отсутствие социально-политических и экономических катаклизмов.

Молодежь связывает со стабильностью вероятность своего жизненного успеха.Эксперты среднего и старшего возраста объясняют стремление к стабильности усталостью от «эпохи перемен».

Стремление общества к стабильности, отмечают эксперты, имеет социально-психологический и прагматический аспекты. Во-первых, коррекции обстоятельств существования от экстремальных до комфортных требует инстинкт психологического самосохранения общества. Во-вторых, со стабильностью россиянами связываются перспективы персонального и национального экономического прорыва.

Свобода

Свободу в качестве базовой общественно значимой ценности в ходе исследования отметили, в основном, представители молодежной аудитории. При этом стоит указать на семантическую дихотомию ценности свободы, которая проявилась в связи с тем, какие молодежные группы высказывались по данному поводу.

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

Типология ценностей

Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное пред

метное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей. А если связывать ценности с качествами, способностями, чертами личности, то Олпорт и Одберт насчитали таких черт 18 (XXI. а Андерсон сумел сократить этот список сначала до 555. затем до 200 названий. Но наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях ЖИЗНИ. не так много Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд предложил ограничиться двумя. Маслоу пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич оценил число терминальных ценностей в полторы дюжины, а инструментальных - в пять-шесть дюжин, но эмпирически исследовал по 18 тех и других. Словом, речь идет о двух- четырех десятках базовых ценностей.

С учетом результатов эмпирических исследований, в том числе нашего, по этому основанию можно выделить четыре группы ценностей:

Ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры;

Ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

Ценности ниже среднего, но не самого низкого статуса, или «периферию» - они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или в «хвост»;

Ценности низшего статуса, или упомянутый «хвост» ценностной структуры, состав которого малоподвижен.

Ценностное ядро можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (по нашим данным, к ним относятся те ценности, которые одобряют свыше 60% населения).

Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией, он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутриличностные конфликты (в среднем, такие ценности одобряют 45-60% населения).

Периферия включает в себя оппозиционные ценности (их одобряют примерно 30- 45% населения), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты.

Наконец, в хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряют менее 30% населения).

Таким образом, в процессе трансформации России столкнулись две системы ценностей - либеральная, которая пришла на смену социалистической, и традиционная, сложившаяся на протяжении многих веков и смены поколений. Внешне выбор выглядит вроде бы просто: либо права и свободы личности, либо традиционные ценности, когда на первый план выходит идея коммунальности, подчеркнутого антииндивидуализма.

Однако такая прямолинейность искажает и излишне идеологизирует реальный смысл этого ценностного противостояния и чревата утратой преемственности. В либеральном обществе формируется и функционирует своя "коммунальность", равно как в традиционном обществе появляются яркие индивидуальности, сохраняется внутренняя свобода, по-своему ценится и поощряется инициатива и самодеятельность.

Безусловно, в своих идеологических и культурных предпочтениях оба типа общества существенно и заметно отличаются друг от друга, но в сфере житейских ценностей - семья, безопасность, справедливость, благополучие и т.д. - у них много сходного и общего. Если традиционализм принято упрекать в консервативности, этатизме и патернализме, то на том же основании либерализму следует вменить разрушительный антропоцентризм и подмену соперничества бездушной конкуренцией.

По нашему мнению, ценностный раскол опасен тем, что он, постоянно стимулируя рост дискомфортного состояния у человека, может привести к таким социальным последствиям, которые практически уничтожат все достижения модернизации. Являясь стержнем мыслей, поступков, творчества людей, социальных групп, общества в целом, конфликт ценностей как явление социальной патологии заставляет людей лавировать, что приводит к внутренним шатаниям, к борьбе и общества, и личности с самим собой, к постоянному воспроизводству неустойчивости и, в конце концов, к появлению желания преодолеть состояние такого раскола.

Причину раскола в современном российском обществе, можно связать, прежде всего, с неготовностью российского общества к инновациям. Формирование нового типа общества с необходимостью требует освоения каждым членом общества новых идеалов, моделей поведения, правил общения, иной мотивации труда и т.д. Не для всех россиян подобная задача оказалась не по плечу. Это и стало причиной раскола на тех, кто способен к инновационному поведению и тех, кто освоить его не может.

Другая причина, порождающая раскол, - социальная дифференциация. Россияне оказались не готовы к тому, что прежнее "равенство в бедности" было разрушено и уступило место делению на "богатых" и "бедных". Социальное расслоение привело к тому, что прежде однообразная для всех членов общества шкала ценностей, освещенная идеологией, больше не представляется монолитом, а первые позиции многочисленных "лестниц" социальных предпочтений занимают неодинаковые ценности.

Ситуацию раскола порождает также и ситуация в области идеологии. После крушения коммунистической идеологии, пронизывавшей все уровни и структуры советского общества, возникло много групповых микроидеологий, недостаточно обоснованных, внутренне несбалансированных, но благодаря своим лидерам достаточно убедительных и разделяемых частью общества. Происходит постоянное столкновение одних политических идей с другими, одних социальных программ с противоположными. Обычному человеку достаточно сложно разобраться в нюансах различий между ними.

Еще одна причина, способствующая воспроизводству раскола, - культурная неоднородность реакции на модернизацию. Сегодня совершенно очевидно расхождение между социальными изменениями, происходящими в российском обществе, и оценкой на уровне культуры их перспективной значимости. Эти расхождения обусловлены социокультурной неоднородностью общества, в котором сегодня на уровне конституции официально признаны различия экономических, политических, национальных, культурных интересов. Соответственно этому, высказываются разные точки зрения на характер нынешней социокультурной ситуации в России. Например, Россия понимается как "расколотое общество" (А. Ахиезер) или "кризисный социум" (Н. Лапин), в котором застойное противоречие между культурой и характером социальных отношений блокирует механизмы общественного развития. По А. Ахиезеру, тормозом является раскол в общественном сознании, блокирующий переход общества к состоянию более эффективного воспроизводства и выживания. Так авторы сходятся в диагностике общества, в определении пределов общественных преобразований, к которым они относят ценностные ограничения общественного сознания, недостаточную распространенность либеральных инновационных ценностей.

Следуя методологии социокультурного анализа, осмысление и преодоление раскола, полагает А. Ахиезер, прежде всего, должно быть достигнуто в культуре, в нарастании рефлексии истории, ибо раскол - это состояние общественного сознания, неспособного осмыслить целостность, в данном случае - истории России.

Конфликт ценностей в России оказался связан также с тем, что произошло разрушением традиционной схемы социализации, которая всегда базировалась на трех основаниях - семья, учитель и общественные идеалы. Семья как социальный институт призвана играть важнейшую роль в формировании личностных качеств у ребенка, основ нравственности, представлений о нормах и правил поведения. Но семья в современной России уже не может дать детям полноценной социализации, уроков нравственности и здоровой жизни не только потому, что многие семьи сильно заражены аномией и "отклоняющимся" поведением, но и потому, что даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.

В основном по тем же причинам произошла сильная деградация школы как носителя позитивных ценностей, агента социализации. Трансформировался в обществе и учитель. Изменился характер его поведения в обществе и в школе. Он перестал совмещать в себе обучающего и воспитателя. Учитель перестал быть товарищем, другом, советчиком, он превратился либо в безразличного созерцателя, равнодушного к своей работе, либо в жестокого тирана, намеренно использующего авторитарный способ управления своими учениками. Нищий учитель уже не авторитет для многих школьников. Естественно, что такой учитель и внушаемые им ценности встретили сопротивление среди подростков, они усваивались болезненным путем или не усваивались вообще, что приводило к конфликтам в системе "учитель-ученик".

Необходимо также учитывать, что рядом с государственными учебными заведениями широкое распространение получили и частные - гимназии, лицеи, колледжи и т.д., которые сулят более высокие социальные статусы и роли в различных сферах жизни общества. Процесс социализации не может не учитывать эту реальность разведения детей посредством различных образовательных систем на противоположные социальные полюсы. Поэтому в целом социализация в детстве и в школьном возрасте, т.е. в важнейший период становления личности человека, содержит в себе глубокие противоречия и дисфункциональность, закладывая основы девиантного поведения огромного числа людей.

Кризису семьи и учительства сопутствует и кризис прежних общественных идеалов. Он наступил не с началом рыночных реформ. Его влияние ощущалось и до эпохи гласности. Для того чтобы общественная система продолжала существовать на протяжении какого-то времени, требуется, чтобы каждое поколение наследовало хотя бы часть определенных социокультурных установок, принятых старшим поколением, иначе разорвется "связь времен". Иными словами, чтобы преодолеть раскол, необходимо, чтобы в современном российском обществе воспроизводились социокультурные ценности и нормы, разделяемые большинством членов общества, и в первую очередь, молодым поколением.

Маргинализацию переходного времени нельзя было не компенсировать. Поэтому в сфере нравственной культуры значительно возросла роль религии. В духовной культуре источником пополнения ценностей стали дореволюционные произведения, творения зарубежных соотечественников, традиционная культура. Выдвинутые либерально-демократические идеологемы не соответствовали реальным экономическим и социальным отношениям, а также "кризису сознания" интеллектуальной элиты, лишенной привычных способов социального самоутверждения. Фактически в российской культуре оказалось разрушенным единое поле нравственных ориентиров. Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо и многие другие, предельно фрагментированы и чаще всего отражали сугубо групповые интересы. В итоге солидарность, консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог оказались в глубоком упадке. Повсеместно и на всех уровнях возобладал принцип "каждый выживает в одиночку". В социологии подобное состояние социальной системы обозначается понятием "аномия". Аномия - это дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентации, наступление ценностного вакуума. Аномия несовместима с поступательным движением общества.

Страна испытала кризис национального духа и самосознания: рухнула прежняя; коммунистическая система ценностей и, не успев самоутвердиться, поставлена под сомнение ее либеральная альтернатива. Общество оказалось в состоянии аномии, рассогласования и утраты ценностных ориентиров, а психологически - растерянности и подавленности перед лицом провала двух социальных экспериментов - коммунистического и либералистского. Дважды прерванная и порванная связь времен на протяжении одного века поставила общество и отдельного человека в недоуменное положение по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Фрустрация, экзистенциальный вакуум, утрата смысла жизни стали типичными состояниями массового и индивидуального сознания. Протагор говорил, что человек - мера всех вещей. Мир стабилен, если эта мера прочна, мир шаток, если оказывается, что эта мера неустойчива. Утрата ценностных ориентиров привела к появлению маргинальной "расколотой" личности, мысли, поступки, решения которой базировались на агрессии, характеризовались дезорганизацией. Репродукция "расколотого человека" продолжается и сегодня.

"Расколотый человек" современной России, который, с одной стороны, хочет жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники, является главной проблемой в процессе реформирования российского общества. Этот человек по-прежнему сомневается в ценности отдельной личности и уповает на силу архаичного, почти племенного "мы", на силу авторитета. Существуя в ситуации ценностного раскола, разлома культур, такой человек осваивает противоречивую культуру, формирует напряженный конфликтный внутренний мир. Отсюда эта конфликтность пронизывает все уровни российского социума, ломая наметившиеся позитивные сдвиги.

Радикальным экономическим мерам 90-х годов по выведению России из кризиса должна была соответствовать иная по сравнению с господствовавшей тогда система ценностей, способная нейтрализовать аномию и консолидировать общество.

Важно отметить, что социокультурные ценности не могли и не должны были вводиться правительственным декретом. Однако полагать, что они могли возникнуть исключительно сами собой в ткани общества - в семье, школе, церкви, средствах массовой информации, культуре, общественном мнении и т.д. - также ошибочно. Должно было иметь место встречное движение власти и общества, а этого не произошло. Нравственная сторона российских реформ была проигнорирована как властями, так и лидерами общественных движений, творческой интеллигенцией. В данном случае уместно вновь обратить внимание на то, что российская интеллигенция, всегда рассматривавшаяся в качестве проводника нравственного сознания, не выполнила полностью своей исторической роли. По мере того как гуманитарно-политизированная верхушка интеллигенции теряла монополию на выработку ценностных систем, свои ценности выдвигали предприниматели, банкиры, и они отбирали из ценностей-символов те, что соответствуют их миропониманию и интересам. По ключевым направлениям идеологических дискуссий 90-х годов наметилось движение к синтезу либерально-демократических и традиционалистских ценностей и установок, в то время как радикальные ценностные ориентиры постепенно вытесняются на периферию общественного сознания.

В начале нового столетия в российском обществе стала превалировать синтезированная система, включающая в себя элементы различных идей - от либеральных до националистических. Их сосуществование отражает не идейные столкновения непримиримых оппонентов и не попытку синтеза противоборствующих начал, а, скорее, незавершенность процессов складывания новых ценностных и политико-идеологических ориентиров в массовом сознании, в восприятии российской власти и элиты в целом. Осуществляемые в течение двух веков последовательные модернизации не смогли утвердить в России западные ценности - индивидуализм, частную собственность, протестантскую трудовую этику. Наиболее активное сопротивление реформам оказывало традиционалистское сознание и такие его черты как коллективизм, корпоративизм, стремление к уравнительности, осуждение богатства и др.

Модернизации в России имеют глубокую специфику, связанную с тем, что общество "раскололось", поляризовалось; ценностное разнообразие обратилось не только в конфликт ценностей, но в конфликтное столкновение цивилизационных типов. Цивилизационный дуализм российского общества (раскол по цивилизационным предпочтениям между модернизационной элитой и остальным населением) порождал противоречия, которые останавливали ход модернизации.

Базовые национальные ценности - это совокупность духовных идеалов, присущих определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику. Нередко они определяют и на социальном и Впрочем, национальные ценности выполняют множество функций. Но обо всём по порядку.

О понятии

Формирование таких духовных идеалов, как базовые национальные ценности, происходило в ходе исторического развития культуры общества, в соответствии с геополитическим положением государства.

Главная особенность заключается в том, что именно эти установки выражают самобытность и своеобразие российского народа, а также его уклад жизни, традиции, обычаи и важнейшие потребности. Если выражаться другими словами, то базовые национальные ценности являются сердцевиной духовной жизни нашего общества, синтезом его лучших качеств и черт.

Нередко они определяют позицию гражданина, формируют отношение к государству, а также к его прошлому, настоящему и будущему. Часто осознание человеком духовных идеалов и небезразличное отношение к ним помогает ему осознать свою ответственность за сохранение и последующее приумножение национального достояния.

Немного истории

Базовые национальные ценности российского общества, как категория, начали формироваться с начала 90-х годов прошлого столетия. Этот факт легко запомнить, поскольку данный процесс практически совпал с утверждением РФ в качестве суверенного государства.

Также он сопровождался проведением активных научных дебатов. Которые касались применения в условиях нашего этнически богатого государства понятия «национальные интересы».

В 1992 году появилась некая определённость. Был принят закон «О безопасности», и именно в этом документе был сделан акцент на ценность жизненно важных интересов личности, а также государства и всего общества. Подобная формулировка была весьма удобной. Ведь с её помощью проблема национальных интересов корректно обходилась стороной, но в то же время ценностям уделялось особое, задокументированное место.

Но спустя четыре года, в 1996-м, в Послании по нац. безопасности Президента РФ Федеральному Собранию появилась другая, более конкретная формулировка. В которой термин «национальные интересы» был закреплён нормативно. И он интерпретировался не только как база, заложенная в основу формирования задач внешней и внутренней политики государства. С того момента этим понятием начали обозначаться и жизненно важные интересы личности и целого общества. Их развёрнутая система обозначена в Концепции нац. безопасности РФ от 1997 года. В 2000-м документ был дополнен информацией о толковании национальных интересов в сфере пограничной политики.

Обращаясь к Конституции

Базовые национальные ценности нашего народа определены главным государственным документом. Ознакомившись с Конституцией, можно выделить шесть главных духовных идеалов.

К первому относится утверждение свобод и прав человека, а также гражданского мира и согласия. Эта ценность не только обозначена в преамбуле. Она, можно сказать, лейтмотивом проходит через весь текст Конституции. А во второй статье и вовсе перечислены высшие государственные ценности. К ним относится человек, его свободы и права.

Ещё в список, в котором обозначены базовые национальные ценности России, входит самоопределение и равноправие народов, вера в справедливость и добро, а также память предков, что передали нам уважение и любовь к Отечеству.

Третьим духовным идеалом является несокрушимость демократии и суверенная государственность. К четвёртой ценности принято относить процветание и благополучие нашего Отечества. А к пятой - ответственность за него. Последней установкой, входящей в перечень ценностей, является осознание гражданина частью мирового сообщества.

Помимо перечисленного, высоко ставится безопасность людей, их благосостояние и достоинство. Стоит также подчеркнуть важность таких понятий, как справедливость, нравственность, патриотизм, человечность, гражданственность и законность.

Всё это и есть базовые национальные ценности российского общества. Которые традиционно воспринимаются как граждан нашей страны, и даже в некоторой мере как мировоззрение.

Сфера политики

Система базовых национальных ценностей имеет огромное государственное значение. Она является основополагающей базой политики. И обеспечивает понимание главных ориентиров развития всей нации в целом. Без этого усиление мощи народа невозможно.

Всё дело в том, что нация - это политическое сообщество граждан определённой страны. Которые живут на её территории и причисляют себя к ней вне зависимости от своего этнического происхождения. Нация выражает экономическую и культурно-историческую общность народов, которые её образуют. И ещё она подразумевает сохранение языка межэтнического общения, сложившегося образа жизни и традиций. Всё перечисленное также применимо и к нашей стране, несмотря на многообразие народов, проживающих на её территории.

Национальные интересы пересекаются с жизненно важными потребностями общества и стратегическими целями нации, которые реализуются в государственной политике. Таковы современные реалии. Именно так правительство способствует благу нации государства. В политике эти интересы и ценности обусловлены потребностью выживания, развития страны, а также приумножением национальной мощи.

Формирование ценностей

Что ж, каким представляется обозначенное понятие в политической сфере ясно. Теперь стоит обратиться к такой теме, как формирование базовых национальных ценностей.

Начать следует с того, что духовно-нравственное развитие и воспитание сегодня осуществляется не только в семье, но и в школе. Программа, по которой оно происходит, разрабатывается с учётом исторических, культурных, эстетических, демографических, а также социальных и экономических особенностей региона. Принимаются во внимание также запросы семей и прочих субъектов образовательного процесса.

Естественно, данный воспитательный аспект оговорен в ФГОС. Базовые национальные ценности прививаются учащимся на первой ступени обучения. Которая является важнейшей во всём образовательном периоде человека. Именно на этом этапе дети приобщаются к российским базовым ценностям, начинают осознавать важность семьи, а также принадлежность к определённой социальной, конфессиональной и этнической группе.

Но это ещё не всё. Важно помнить, что воспитание базовых национальных ценностей должно сформировать в ребёнке не только любовь к Отечеству, но ещё и уважение к историческому и культурному наследию своей страны и народа. Нередко это способствует учащихся, вызывает у них желание заняться определённым видом деятельности. Известно немало случаев, когда люди начинали свой путь к музыке, воодушевившись в детстве творчеством Чайковского. На занятия балетом многих девочек вдохновляла легендарная Майя Плисецкая, а картины талантливых русских художников вызывали у детей желание научиться так же красиво рисовать. К сожалению, в век развитых технологий современных детей не так сильно интересует искусство, творчество и народное достояние, как это было раньше. И именно поэтому ещё большее значение обретают базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание и привитие культурно-исторического образования.

Образовательные ориентиры

В продолжение темы формирования национальных ценностей необходимо отдельным вниманием отметить важность педагога в данном процессе. Его главная задача - вызвать ко всему ранее перечисленному интерес учеников. Дети, увлечённые темой, намного быстрее поймут, что такое патриотизм, свобода, обязанности человека, гражданственность.

Преподаватель должен суметь объяснить им, чем является каждая базовая национальная ценность. Труд и творчество, здоровье и семья, закон и честь, милосердие и добро… суть этих и многих других понятий должны быть донесены до учащихся.

Также важно объяснить ученикам традиции, которые и отображают преемственность социального опыта российского народа через самопознание. Именно они помогают расширить знания о своём народе. Ведь большинство праздников, идеалов, ритуалов, обрядов и обычаев носят сугубо национальный характер. Изучив историю их возникновения, удается осознать уникальность и многогранность российского народа.

Функции национальных ценностей

Их также необходимо отметить вниманием. Как уже было сказано ранее, функций у ценностей множество. Но если говорить об образовательной сфере, то выделяется лишь несколько наиболее важных.

Базовые национальные ценности в творчестве являются тем, что на высоких моральных основах объединяют все этносы, проживающие на территории РФ. Они объединяют в себе всё минувшее, настоящее и будущее нашего народа, а также ориентируют учащихся на профессиональное самоопределение.

Воспитание детей с учётом национальных ценностей подразумевают специально организованный процесс становления гражданина Российской Федерации. Который помогает учащимся сформировать свою личность самостоятельно. В свою очередь педагог, занимающийся национальным воспитанием детей, должен опираться на свой передовой опыт, конструированный на основе научных и эмпирических знаний.

О патриотизме

В процессе формирования национальных ценностей каждому ученику необходимо помочь осознать то, что он является частицей своего народа и нации. При чём тут патриотизм? При том, что он является огромной духовной силой, способной укрепить энергию каждого индивида и объединить его с устремлением всего государства и народа.

Но патриотизм не должен быть слепым. Это также важно донести до учащихся. Люди не рождаются патриотами, но они могут им стать. После того как они открою для себя правду о своём народе, убедятся в неисчерпаемых возможностях нации, изучат историю и героическое прошлое. Всё перечисленное помогает понять, что кроется в таком понятии, как нация. А это в первую очередь дух. И понимание своего собственного назначения и роли в истории. Именно на основе национальных традициях развивается духовность.

Именно поэтому патриотичное воспитание личности крайне важно. И имеется в виду не только привитие любви к Отечеству. Огромное значение имеет уважение к своему региону, городу, языку. Мало того, любовь и почитание своей малой Родины более ценно и возвышенно, чем то же самое, касающееся всего Отечества в целом.

Вопрос индивидуальности

Воспитание с учётом национальных ценностей важно, но многообразие способов восприятия и интересов приводит к большому разбросу оценок. То, что для одного члена общества является чем-то весомым, для другого может не иметь и вовсе никакого значения. Об этом необходимо помнить.

И с учётом этой особенности в обществе формируется такая система ценностей, которая может называться компромиссной. Ярким примером может считаться предмет религиоведение в школах разноконфессиональных регионов. В рамках которого изучается не только христианство, но ещё ислам и другие вероисповедания. В данном случае принимаются во внимание интересы православных учеников и мусульман. Это отличный пример совокупности определенных моральных норм. Которая способствует формированию внутреннего стержня культуры общества.

Нравственность

Что ж, как можно было понять, национальные ценности очень многообразны. И в связи с этим нельзя не упомянуть тему, касающуюся толерантности. Учитывая многообразность межкультурного взаимодействия очень важно привить каждому подрастающему члену обществу терпимость к иным ценностям, образу жизни, традициям и поведению. Ученики на базе своих «родных» ценностей должны овладеть основами этнокультуры в комплексе её разновидностей. И не может не радовать то, что сегодня, за счёт практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса, это удаётся. Уровень этнокультурных знаний современных учеников и студентов значительно увеличивается. В этом позволяет убедиться наша действительность.

И, кстати, к данной теме проявляет интерес немалое количество детей, подростков и юношей. Есть ежегодный Всероссийский конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве», в котором с удовольствием принимают участие представители подрастающего поколения со всех регионов нашей страны. И это даёт надежду на то, что со временем образованных и глубоко нравственных людей в обществе станет больше. Собственно говоря, на это и нацелена современная система образования.


Top