Что есть любовь по куприну. Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

Куприн в своих произведениях показывает нам настоящую любовь, где нет ни грамма корысти, и, которая не жаждет никакой награды. А любовь в рассказе «Гранатовый браслет» описывается всепоглощающей, это не просто увлечение, а великое чувство на всю жизнь.

В рассказе мы видим настоящую любовь одного бедного чиновника Желткова к замужней Вере Шеин, как он счастлив просто любить, ничего не требуя взамен. И как мы видим, ему совершенно было не важно, что он ей не нужен. И как доказательство своей безграничной любви, он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет, единственную ценную вещь, которая досталась ему в наследство от мамы.

Родные Веры, недовольные вмешательством в их личную жизнь, просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела. Но разве же можно отнять любовь?

Единственной радостью и смыслом в жизни Желткова была любовь к Вере. У него не было, каких либо целей в жизни, его ничего больше не интересовало.

В итоге он решает покончить с собой и выполняет волю Веры, оставив её. Любовь Желткова так и останется безответной…

Поздно поймёт она, что это была настоящая любовь, та, о которой многим приходиться только мечтать, прошла мимо неё. Позже, глядя на мёртвого Желткова, Вера будет сравнивать его с величайшими людьми.

Рассказ «Гранатовый браслет» красочно показывает нам все мучения и нежные чувства, которые противопоставлены бездуховности в этом мире, где влюблённый готов на всё ради любимой.

Человек, который сумел так трепетно полюбить, присутствует какое-то особое понятие жизни. И пусть Желтков был всего лишь обычным человеком, он оказался выше всех установленных норм и стандартов.

Куприн изображает любовь, как недостижимою тайну, а для такой любви не существует сомнений. «Гранатовый браслет» очень интересное и в тоже время грустное произведение, в котором Куприн старался нас научить ценить в жизни что-либо своевременно…

Благодаря его произведениям мы оказываемся в мире, где перед нами предстают бескорыстные и добрые люди. Любовь - это страсть, это мощное и настоящее чувство, показывающая лучшие качества души. Но кроме всего этого, любовь - это правдивость и искренность в отношениях.

Вариант 2

Любовь - это слово вызывает совершенно разнообразные эмоции. Оно может нести, как позитивный настрой, так и негативный. Куприн был уникальным автором, который мог в своих произведениях сочетать несколько направлений любви. Одним из таких рассказов стал «Гранатовый браслет».

Автор всегда трепетно относился к такому явлению, как любовь, а в своем рассказе он ее превознес, можно сказать, боготворил, что сделало его произведение настолько волшебным. Главный герой - чиновник Желтков - был безумно влюблен в одну даму по имени Вера, правда открыться ей смог целиком только в конце своего жизненного пути. Вера сначала не знала, как реагировать, потому что ей приходили письма с признаниями в любви, а ее семья смеялась и издевалась над этим. Один только дедушка Веры предположил, что слова, написанные в письмах, могут оказаться не пустыми, тогда внучка пропускает мимо себя любовь, о которой мечтают все девушки на свете.

Любовь показана как светлое, чистое чувство, а объект обожания чиновника Желткова предстает перед нами образцом женского идеала. Наш герой готов завидовать абсолютно всему, что окружает и прикасается к Вере. Он завидует деревьям, которых она могла коснуться, проходя мимо, людям, с которыми она разговаривает по дороге. Поэтому, когда к нему пришло осознание безвыходности его любви и жизни, он решает преподнести любимой женщине подарок, с помощью которого, хоть и не самостоятельно, он сможет прикоснуться к ней. Этот браслет был самым дорогим предметом, который имел наш бедный герой.

Любовь на расстоянии очень тяжело ему давалась, но он лелеял ее в своем сердце долгое время. На прощание, перед смертью, он написал ей последнее письмо, в котором сообщил, что уходит из жизни по велению Бога, а ее благословляет и желает дальнейшего счастья. Но можно понять, что Вера, поздно осознавшая свой шанс, уже не сможет спокойно и счастливо жить, возможно, это была единственная настоящая и искренняя любовь, которая ждала ее в жизни, и она ее упустила.

В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.

Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».

Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.

В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.

10 класс, 11 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по книге Божественная комедия Данте Алигьери

    Произведение «Божественная комедия» сделала Данте Алигьери всемирно известным писателем. Кажется, что любой литературный шедевр способен затронуть самые загадочные уголки наших душ

  • Женские образы в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

  • Анализ произведения Платонова На заре туманной юности

    Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

Ключевые слова: братство любви, жертвенная сущность любви, основные положения теории русских философов, теория любви

любовь человеческий существование куприн

По мнению Н. Бердяева, любовь есть всегда любовь к личности, любовь есть неиссякаемая энергия. Но подлинный смысл и цель ее не в помощи ближнему, не в добрых делах, а в соединении душ, в содружестве и братстве любви.

Отношение к женщине формировалось у Н. Бердяева под влиянием учения В. Соловьева о Вечной Женственности. Женщина, по мнению Н. Бердяева, намного ближе к любви, потому что ее природа и природа любви одинакова. Он объясняет сущность женской любви таким образом: «Женская любовь целостна, она захватывает все ее существо. Она может стать смертельно опасной, так как, по мнению философа в ней есть магия и деспотизм, в то же время она может подняться до необычайной высоты и спасти своей верностью» .

Н. Бердяев говорит о том, что любовь трагична в этом мире и не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви то, что сохраняет ее таинственную святость, это - отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Сущность любви, по мнению Бердяева, в жертвенной гибели, которая кладет на любовь печаль вечности, любовь теснее, истиннее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта - залог вечности.

Автор пишет: «Любовь - акт творческий, созидающий, в любви утверждается личность единственная и неповторимая. Все, что подчиняется индивидуальному, социальному порядку, враждебно любви, ее неповторимой тайне. Любовь не знает закона, не знает послушания ни чьей воле. Жертвенность любви, ее отречение от мирского благоустройства, делают ее свободной» . Бердяев утверждает, что любовь нужна для божественных предназначений, поэтому любовь не должна бояться порождаемых ею страданий. В. Соловьев в своей книге «Смысл любви» говорит и о другой любви, о любви родительской. Материнская любовь, по Соловьеву, достигает высокой степени самопожертвования и не требует от родителей преодоления эгоизма, в родительской любви не может быть полной взаимности и жизненного общения уже потому, что любящая и любимое принадлежат к разным поколениям.

Основные положения теории любви философов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева были близки творчеству А.И. Куприна. Можно выделить общие моменты, характерные для теоретических работ философов, которые были реализованы в произведениях А.И. Куприна. Бердяев, Соловьев, Куприн были современниками, поэтому общий взгляд на мир, жизнеустройство так похожи у этих великих людей. Жертвенная сущность любви в бердяевском понимании представлена в произведениях Куприна «Гранатовый браслет». Работы философов во многом повлияли на творчество писателя.

Тема любви в творчестве А.И. Куприна является одной из ведущих. Идея принадлежности этого чувства к иному миру раскрывается писателем как Божественный дар, реализуемый в земной жизни. Не все люди наделены таким даром, лишь единицы, но и они способны с помощью этой силы преобразовать мир. Все произведения писателя о любви заканчиваются трагически, главным героям не суждено быть вместе, они разлучены навсегда, обычно один из любимых погибает, так и не познав всю красоту этого волшебного чувства. Подлинной силой человека, способной противостоять лжецивилизации, для А.И. Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. Автор постоянно искал психологическую среду, где может зародиться это чувство. Писатель, один из немногих, смог показать возвышенное чувство, всепоглощающую, жертвенную, рыцарскую любовь, «ту, о которой мечтает каждая женщина и на которую уже не способны мужчины» . Куприн А.И. искал такое проявление чувства в реальной жизни, но не смог найти, люди разучились или не способны так любить.

По мнению художника, в мире существуют утонченные переживания, влюбленные способны сохранить верность, однако любви, которая сильнее смерти, не существует. Процесс творческого самоопределения писателя, поиски им собственного пути в литературе всегда неповторимы и своеобразны, но каждый писатель проходит этап учительства. Этот период поисков, проб и ошибок принято называть ранним в творческой биографии писателя. Временные рамки этого периода у А.И. Куприна с 1889 -1896 г. Именно в этот период молодой писатель сталкивается с реальной русской действительностью, в ее разнообразных проявлениях, постепенно накапливает жизненный опыт, постигает разнообразие человеческих характеров и судеб. А.И. Куприн использует пока еще литературные штампы, его произведения наполнены сентиментальностью и экстравагантностью. В раннем творчестве очень часто из рассказа в рассказ переходит трафаретный образ светской женщины - соблазнительницы, жестокой, холодной, пустой. Из-за таких женщин погибают, сходят с ума талантливые, умные мужчины. Писатель порою видел в женской любви бесовское начало, сладость и в то же время жестокое, ядовитое, являющееся иногда причиной безумия влюбленного. Женщина в таких рассказах наделена непостижимой силой власти над умом и волей мужчины.

Сошел с ума художник, герой новеллы «Безумие». Его стали посещать одни и те же видения, перед ним являлась мистическая женщина, в объятиях которой он постигал «дьявольское блаженство» любви, величайшее блаженство и муку одновременно, а возращение к действительности было для него страшно.

В произведениях А.И. Куприна «Allez», «Олеся», «Наталья Давыдовна», мы видим, что не только мужчины способны любить, страдать, женщины не менее самоотверженны в любви, готовы на всё ради ее сохранения, даже на смерть. Очаровательные девушки отдают свою нежность недостойным, грубым, примитивным мужчинам, в руках которых они становятся игрушкой, вещью без надобности. Нора в рассказе «Allez» погибла из-за любви, так и не достигнув долгожданного счастья. Во многих произведениях писателя герои, одаренные способностью глубоко понимать мир, очень утонченные натуры, духовно богатые, все же не обретают счастья, то не находят отзыва в сердце избранника, то не умеют сохранить любовь.

В рассказе «Олеся» главная героиня - цельная, самобытная, свободная натура, не связанная никакими социальными условностями и запретами, которые, к сожалению, порабощают Ивана Тимофеевича, ее возлюбленного. Иван Тимофеевич связан с определенной социальной средой, скован ее законами. Олеся верно подмечает, что паныч - «человек, хотя и добрый, но только слабый. Доброта его нехорошая, не сердечная» Герой - эгоист по натуре, он причиняет боль другим людям, приносит в их жизнь пустоту и разочарование. Олеся же, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от общественных фальшивых устоев, способна на настоящее, искреннее чувство, но паныч не может понять любовь девушки, для него мнение общества дороже. Но все же, появление Олеси в жизни Ивана Тимофеевича преобразует его существование, Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Земля и небо украшают встречи возлюбленных: сияние месяца «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми, прозрачными покровами». Повесть заканчивается тем, что Иван Тимофеевич находит нитку красных бус. Это не столько память о нежной, великодушной любви девушки, сколько символ ее чистого, негаснущего чувства. Каждая бусинка как огонек этой любви.

Несмотря на то, что творчество писателя этого периода многие исследователи характеризуют как незрелое, полное шаблонов, для нас оно важно тем, что позволяет наметить эволюцию темы любви в творчестве А.И. Куприна. Следующий период, который важен для нас в изучении данной темы, приходится на конец XIX начало XX века (1896-1911). Это было страшное для России время, время пессимистических настроений после поражения революции. Оно вызвало моральный кризис у людей нестойких, слабых, больных.

Но страстная влюбленность в жизнь, жадное и пытливое внимание ко всему здоровому, сильному и прекрасному, вера в творческую силу народа придают творчеству Куприна яркую, оптимистическую окраску. Этот период является расцветом творчества художника, создавшего на стыке двух веков едва ли не самые значительные свои произведения. А.И. Куприн не прекращает писать о любви, находится в поиске гармоничного чувства среди людей.

В рассказе «Суламифь» (1908 г.) А.И. Куприн показывает, как сильная и настоящая любовь возвышает человека, раскрывает его лучшие качества. Чувство Соломона и Суламифи светлое и радостное. Их любовь раскрывает богатые возможности этих людей, вдохновляет на добрые дела. Каждый из героев готов на самопожертвование ради другого. Любовь дает мудрому, все познавшему Соломону радость и новое познание мира, новое понимание жизни. А для Суламифи наступает пора первого подлинного постижения всего окружающего.

Любовь Соломона и Суламифи самоотверженна и бескорыстна. А.И. Куприн верил, что такая любовь существует в реальном мире и на протяжении долгих лет писатель искал идеал любви, среди обычных людей он видел утонченные переживания, способность сохранить благодарную верность избраннику. Однако «настоящей любви», такой, которая сильнее смерти, он не увидел. А.И. Куприн отказывается от варианта счастливой любви и пишет о любви одного человека, которая возродила другого.

Так, в 1911 году было написана повесть «Гранатовый браслет», в которой дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием жизни «маленького человека». Чиновник Желтков влюбился в богатую аристократку Веру Шеину. Конечно, ни о каких симпатиях с ее стороны не могло быть и речи, но молодому человеку это и не надо было. Ему было достаточно было находиться рядом, наблюдать за ней, никаким образом не вмешиваясь в ее жизнь, не тревожа ее спокойствия и благополучия.

Любовь гибнет из-за того, что люди поставлены в сложные жизненные обстоятельства, которые исключают достижение счастья. Но для Желткова любовь неразделенная - это все равно любовь, только дарующая горькое счастье, Такая любовь возможна лишь для людей, которые отдаются этому чувству самоотверженно. Желтков произносит слова, которые заставляют Веру задуматься о настоящей любви в жизни людей: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь - это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить» . Желтков погибает из-за любви к княгине. Кто бы мог подумать, что этот невзрачный, серый человек способен на такую великую любовь, которая бывает раз в сто лет. Генерал Аносов считает, что «любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Бог наградил любовью маленького человека со смешной фамилией Желтков, и он не дает проникнуть в свою тайну людям, даже не допускающим мысли о существовании подлинного чувства. Куприн - мастер, у которого важна каждая деталь, каждое слово. И это мастерство ярче всего проявилось в «Гранатовом браслете». Само украшение - браслет символизирует любовь, которая не подчиняется никаким законам и правилам, которая идет наперекор всем устоям общества.

Желтков только бедный чиновник, а Вера - княжна. Но это обстоятельство его не смущает, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет в том, что никто и ничто, даже смерть не заставит утихнуть его прекрасное чувство. Вера поняла всю силу любви, услышав сонаты Бетховена, музыка помогла донести голос Желткова. И Вера принимает в свое сердце все то, что перенес он, принимает заново в слезах раскаяния и просветления, переживает жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на муки, страдания и смерть. Теперь эта жизнь всегда останется с нею и для нее. Вера не смогла понять Божественный дар, которым был награжден маленький человек и с которым он умер, унеся тайну любви с собой в могилу.

Творчество писателя второй половины 90-х годов важно для нас в осмыслении темы любви, ее эволюции. Любовь в произведениях этого периода представлена как Божественный дар, которым Всевышний награждает человека и которая наполняет смыслом всю его жизнь. Куприн писал о России по воспоминаниям, но слабеющая память не давала ему возможность так изобразить русскую жизнь, как писатель этого хотел. Для А.И. Куприна - писателя это было большой трагедией.

Произведений о любви в творчестве эмиграции у А.И. Куприна было мало. Для нашего исследования интерес представляет повесть «Колесо времени». Здесь писатель обращается к знакомому для нас сюжету неразделенной любви мужчины и женщины, но чувства людей представлены в ином аспекте, нежели в произведениях написанных до эмиграции.

В период эмиграции тема любви очень сильно изменилась, появились новые аспекты осмысления автором этого чувства. Одиночество, тоска по Родине повлияли на творчество писателя, эмиграция явилась поворотным моментом в его жизни. Важно, что А.И. Куприн все же писал в эмиграции произведения о любви, наполняя их новым звучанием и давая этой теме новое осмысление.

Раннее творчество писателя полно штампов и шаблонов, исследователи считают этот период еще незрелым. Для нас важно увидеть своеобразие темы любви в произведениях раннего художника. В таких художественных текстах, как «Аль-Исса», «Безумие» любовь мужчины и женщины губительна. Эти рассказы были написаны под влиянием декадентского течения, в них очень много ненужной экстравагантности и экзотики.

В рассказах «Олеся», «Аllez» любовь осмысливается как глубокое чувство, обычно неразделенное. В «Олесе» любовь представлена как Божественный дар, изменивший жизнь девушки, но не понятый главным героем, не захотевшим изменить своим привычкам, бросить вызов обществу. В дальнейшем этот тип героя обнаружит себя и в других произведениях более позднего периода.

Во второй половине 90-х годов автор находится в поисках настоящего гармоничного чувства. Произведения о любви этого периода наполнены одухотворенностью, страстью, нежным чувством. Любовь вносит радость, наполняет светом жизнь героев. Любовь - Божественный дар реализуется в произведениях «Гранатовый браслет», «Суламифь»; жизнь главных героев заканчивается трагически, потому что любовь по Н. Бердяеву должна быть жертвенной, величайшей трагедией на Земле. Любовь опутана социальными условностями, которые не дают по-настоящему реализовать чувства людей.

А.И. Куприн дает понять, что любовь должна быть бескорыстной, самоотверженной, не ищущей награды, ее не должны волновать низменные перспективы и благоустройства, только тогда любовь станет свободной и вечной. Писатель так и не смог найти среди людей такой любви, есть верность, преданность, но взаимного самоотречения, самопожертвования, возвышенности чувства нет.

Таким образом, начиная с раннего творчества А.И. Куприна, тема любви, Возвышенной, дарованной нам от Бога, становится одной из главных и ведущих. Яркими произведениями, в которых представлена эта тема, являются «Гранатовый браслет», «Суламифь». Но если в «Олесе» произведении раннего периода, любовь оказалась невозможной, но никто из героев не погибает, то в творчестве 90-х гг. несостоявшаяся любовь оборачивается трагедией. Любовь должна быть трагедией, и по мнению русских философов ХХ в., и по мнению самого писателя. Она реализуется в земной жизни Божественным даром, озаряющим человека, вырывающим его из повседневного существования, уносящим в свой волшебный сказочный мир.

Ценной стороной творчества русского художника в период реакции была неисчерпаемая вера в жизнь, любовь к ее простым, ни с чем не сравнимым радостям. Любовь к жизни составляет подтекст всех лучших произведений писателя этих лет. Все Бог создал на радость человеку. Такое выражение благодарности жизни в эпоху реакции, когда декаденты на все лады воспевали смерть, имело большое прогрессивное значение. В это же время у писателя продолжает звучать центральная тема его творчества - тема «маленького человека».

Разве не может быть трагедией любовь в жизни, где царит пошлость и духовное рабство. Любовь неразделенная - это тоже любовь, правда, дающая немного счастье. Такая любовь возможна только для людей, которые отдаются этому чувству самоотверженно и даже смерть принимают как высший дар любви, хотя самоубийство считается огромным поступком, направленным против Бога. В. Янкелевич в работе «Смерть» пишет: «Самоубийство есть не только насилие над жизнью, но есть также насилие над смертью. В самоубийстве нет вольного принятия смерти в час, ниспосланный свыше. Самоубийца считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать Того, Кто создал жизнь и от кого зависит смерть. Жизнь, она есть прежде жизнь, принадлежащая Богу, который единственный имеет на нее абсолютное право собственности» , но смерть не страшит главного героя и даже такой страшный поступок, как самоубийство, не останавливает его. Только через свою смерть его любовь находит жизнь в сердце княжны. Только таким образом он смог донести до нее то, что она не смогла услышать при жизни. Для писателя было очень важно показать, что маленький человек способен принести себя в жертву ради своей любви и показать, что любовь сильнее смерти и она побеждает несмотря ни на что.

Творчество А.И. Куприна в этот период сосредотачивалось на героических и трагических сторонах современности. Его внимание привлекали явления текущей общественно - политической жизни. Жизнь давала почти готовые сюжеты, сюжетные композиции, острые конфликты. Куприн в своих произведениях показывает смерть героев, борцов за справедливость, отмечает их бесстрашие, мужественность, они не боятся погибнуть за будущее России. В «Гранатовом браслете» писатель дает понять, что любовь должна быть трагедией, жертвой. Герой совершает самый страшный грех на Земле - самоубийство, только доля того, чтобы воскресить жизнь другого человека.

Замкнутость в кругу антинародной эмигрантской интеллигенции пагубно сказалась на самочувствии и работе А.И. Куприна. По его собственному признанию ему пришлось вкусить сверх меры от всех мерзостей, сплетен, грязи, притворства, мелкой мести, а главное непроходимой глупости и скуки.

Период расцвета творчества писателя пришелся на революционные события. Тема смерти в этот период также связана с социальными проблемами, но она уже приобретает оттенок фатальности («Болото»). В этот же период в произведениях А.И. Куприна появляются борцы за справедливость, которые не боятся смерти и готовы отдать свою жизнь за будущее людей. В период революции художник пишет на «злобу дня». В произведениях смерть является следствием борьбы за будущее.

Новое освещение получает тема смерти в произведении «Гамбринус», здесь духовное, светлое искусство побеждает смерть. После революции тема смерти приобретает новый аспект. Мы можем увидеть это изменение в «Гранатовом браслете». Здесь любовь разрешается страшной трагедией маленького человека. Самое главное, что в этом произведении любовь побеждает смерть, и та несет жизнеутверждающий характер. В эмиграционный период мы наблюдаем духовную смерть, которая представлена в произведении «Жанета». Жизнь человека вдали от родины не имеет смысла, все вокруг чужое и герой для всех чужой. Профессор Симонов несет жалкое существование, которое уже никогда не сможет воплотиться в «настоящую жизнь», наполниться светом и любовью.

Так же себя ощущал и сам А.И. Куприн в эмиграции. Творческий родник писателя на чужой земле заметно начал иссякать. Но никто бы не мог подумать, что это может случиться с писателем. Его вера в человека и в возрождение России, казалось, будет непоколебимой вечно, но жизнь показала совершенно иное, и иллюзии А.И. Куприна рассеиваются. То, что случилось с писателем, - это самое страшное, что могло произойти, неспособность себя реализовать подтачивала его изнутри. Может быть, поэтому А.И. Куприн умер в России, не прожив и года.

Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Повесть «Олеся» - раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», - такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел - слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, "озаренные" настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в "Олесе". Так в "Гранатовом браслете". Так в "Суламифи". Так в "Поединке". Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил". Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к "маленькому" человеку. Так возникает повесть "Гранатовый браслет", в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой "полесской колдунье" Олесе в отношениях с "добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем" и умной, расчетливой Шурочке – с "чистым и добрым Ромашовым" ("Поединок"). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к “маленькому” человеку. Так возникает повесть “Гранатовый браслет”, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (”Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.


Top