Эпилог романа война и мир его функции. Читая классику

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Предмет истории есть жизнь народов и человечества. Непосредственно уловить и обнять словом, — описать жизнь не только человечества, но одного народа, представляется невозможным.

Прежние историки часто употребляли один простой прием для того, чтоб описать и уловить кажущуюся неуловимой — жизнь народа. Они описывали деятельность единичных людей, правящих народом; и эта деятельность выражала для них деятельность всего народа.

На вопросы о том: каким образом единичные люди заставляли действовать народы по своей воле и чем управлялась сама воля этих людей, историки отвечали, на первый вопрос признанием воли Божества, подчинявшей народы воле одного избранного человека и на второй вопрос — признанием того же Божества, направлявшего эту волю избранного к предназначенной цели.

Таким образом вопросы эти разрешались верою в непосредственное участие Божества в делах человечества.

Новая наука истории в теории своей отвергла оба эти положения.

Казалось бы, что отвергнув верования древних о подчинении людей Божеству и об определенной цели, к которой ведутся народы, новая наука должна бы была изучать не проявления власти, а причины, образующие ее. Но она не сделала этого. Отвергнув в теории воззрения прежних историков, она следует им на практике.

Вместо людей, одаренных божественною властью и непосредственно руководимых волею Божества, новая история поставила или героев, одаренных необыкновенными, нечеловеческими способностями, или просто людей самых разнообразных свойств, от монархов до журналистов, руководящих массами. Вместо прежних, угодных Божеству, целей народов: иудейского, греческого, римского, которые древним представлялись целями движения человечества, новая история поставила свои цели — благо французского, германского, английского и, в самом своем высшем отвлечении, благо цивилизации всего человечества, под которым разумеются обыкновенно народы, занимающие маленький северозападный уголок большого материка.

Новая история отвергла прежние верования, не поставив на место их нового воззрения, и логика положения заставила историков, мнимо отвергших божественную власть царей и фатум древних, притти другим путем к тому же самому: к признанию тoгo, что 1) народы руководятся единичными людьми, и 2) что существует известная цель, к которой движутся народы и человечество.

Во всех сочинениях новейших историков от Гибона до Бокля, несмотря на их кажущееся разногласие и на кажущуюся новизну их воззрений, лежат в основе эти два старые неизбежные положения.

Во-первых, историк описывает деятельность отдельных лиц, по его мнению, руководивших человечеством: один считает таковыми одних монархов, полководцев, министров; другой, — кроме монархов — и ораторов, ученых, реформаторов, философов и поэтов. Во-вторых, цель, к которой ведется человечество, известна историку: для одного цель эта есть величие римского, испанского, французского государств; для другого — это свобода, равенство, известного рода цивилизация маленького уголка мира, называемого Европою.

В 1789-м году поднимается брожение в Париже; оно растет, разливается и выражается движением народов с запада на восток. Несколько раз движение это направляется на восток, приходит в столкновение с противодвижением с востока на запад; в 12-м году оно доходит до своего крайнего предела — Москвы, и, с замечательною симметрией, совершается противодвижение с востока на запад, точно так же, как и в первом движении, увлекая за собой серединные народы. Обратное движение доходит до точки исхода движения на западе, — до Парижа, и затихает.

В этот 20-тилетний период времени огромное количество полей не паханы; домà сожжены; торговля переменяет направление; миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей христиан, исповедующих закон любви ближнего, убивают друг друга.

Чтó такое всё это значит? Отчего произошло это? Чтó заставляло этих людей сжигать домà и убивать себе подобных? Какие были причины этих событий. Какая сила заставила людей поступать таким образом? Вот невольные, простодушные и самые законные вопросы, которые предлагает себе человек, натыкаясь на памятники и предания прошедшего периода движения.

За разрешением этих вопросов мы обращаемся к науке истории, имеющей целью самопознание народов и человечества.

Ежели бы история удержала старое воззрение, она бы сказала: Божество, в награду или в наказание своему народу, дало Наполеону власть и руководило его волей для достижения своих божественных целей. И ответ был бы полный и ясный. Можно было веровать или не веровать в божественное значение Наполеона; но для верующего в него, во всей истории этого времени, всё бы было понятно и не могло бы быть ни одного противоречия.

Но новая наука истории не может отвечать таким образом. Наука не признает воззрения древних на непосредственное участие Божества в делах человечества и потому она должна дать другие ответы.

Новая наука истории, отвечая на эти вопросы, говорит: вы хотите знать, чтò значит это движение; отчего оно произошло и какая сила произвела эти события? Слушайте.

«Людовик XIV был очень гордый и самонадеянный человек; у него были такие-то любовницы и такие-то министры, и он дурно управлял Францией. Наследники Людовика тоже были слабые люди и тоже дурно управляли Францией. И у них были такие-то любимцы и такие-то любовницы. Притом, некоторые люди писали в это время книжки. В конце ХVІІІ-го столетия, в Париже собралось десятка два людей, которые стали говорить о том, что все люди равны и свободны. От этого во всей Франции люди стали резать и топить друг друга. Люди эти убили короля и еще многих. В это же время во Франции был гениальный человек — Наполеон. Он везде всех побеждал, т. е. убивал много людей, потому что он был очень гениален. И он поехал убивать для чего-то африканцев, и так хорошо их убивал и был такой хитрый и умный, что, приехав во Францию, велел всем себе повиноваться. И все повиновались ему. Сделавшись императором, он опять пошел убивать народ в Италии, Австрии и Пруссии. И там много убил. В России же был император Александр, который решился восстановить порядок в Европе и потому воевал с Наполеоном. Но в 7-м году он вдруг подружился с ним, а в 11-м опять поссорился, и опять они стали убивать много народу. И Наполеон привел 600 тысяч человек в Россию и завоевал Москву; а потом он вдруг убежал из Москвы, и тогда император Александр, с помощью советов Штейна и других, соединил Европу для ополчения против нарушителя ее спокойствия. Все союзники Наполеона сделались вдруг его врагами; и это ополчение пошло против собравшего новые силы Наполеона. Союзники победили Наполеона, вступили в Париж, заставили Наполеона отречься от престола и послали его на остров Эльбу, не лишая его сана императора и оказывая ему всякое уважение, несмотря на то, что пять лет тому назад, и год после этого, все его считали разбойником вне закона. А царствовать стал Людовик XVIII, над которым до тех пор и французы, и союзники только смеялись. Наполеон же, проливая слезы перед старою гвардией, отрекся от престола и поехал в изгнание. Потом искусные, государственные люди и дипломаты (в особенности Талейран, успевший сесть прежде другого на известное кресло и тем увеличивший границы Франции), разговаривали в Вене и этим разговором делали народы счастливыми или несчастливыми. Вдруг дипломаты и монархи чуть было не поссорились; они уже готовы были опять велеть своим войскам убивать друг друга; но в это время Наполеон с батальоном приехал во Францию, и французы, ненавидевшие его, тотчас же все ему покорились. Но союзные монархи за это рассердились и пошли опять воевать с французами. И гениального Наполеона победили и повезли на остров Елены, вдруг признав его разбойником. И там изгнанник, разлученный с милыми сердцу и с любимою им Францией, умирал на скале, медленною смертью, и передал свои великие деяния потомству. А в Европе произошла реакция, и все государи стали опять обижать свои народы».

Напрасно подумали бы, что это есть насмешка, — каррикатура исторических описаний. Напротив, это есть самое мягкое выражение тех противоречивых и не отвечающих на вопросы ответов, которые дает вся история, от составителей мемуаров и историй отдельных государств до общих историй и нового рода историй культуры того времени.

Странность и комизм этих ответов вытекают из того, что новая история подобна глухому человеку, отвечающему на вопросы, которых никто ему не делает.

Если цель истории есть описание движения человечества и народов, то первый вопрос, без ответа на который всё остальное непонятно, — следующий: какая сила движет народами? На этот вопрос новая история озабоченно рассказывает или то, что Наполеон был очень гениален, или то, что Людовик XIV был очень горд, или еще то, что такие-то писатели написали такие-то книжки.

Всё это очень может быть, и человечество готово на это согласиться; но оно не об этом спрашивает. Всё это могло бы быть интересно, если бы мы признавали божественную власть, основанную на самой себе и всегда одинаковую, управляющею своими народами через Наполеонов, Людовиков и писателей; но власти этой мы не признаем и потому, прежде чем говорить о Наполеонах, Людовиках и писателях, надо показать существующую связь между этими лицами и движением народов.

Если вместо божественной власти стала другая сила, то надо объяснить, в чем состоит эта новая сила, ибо именно в этой-то силе и заключается весь интерес истории.

История как будто предполагает, что сила эта сама собой разумеется и всем известна. Но, несмотря на всё желание признать эту новую силу известною, тот, кто прочтет очень много исторических сочинений, невольно усомнится в том, чтобы новая сила эта, различно понимаемая самими историками, была всем совершенно известна.

Предлагаем вашему рассмотрению краткое содержание эпилога части первой знаменитого романа Война и мир, что даст возможность очень быстро познакомиться с содержанием и смыслом каждой его части. Чтобы было удобно изучать эпилог романа Война и мир, предлагаем по главам.

Глава 1

В первой главе эпилога автор рассуждает об истории и реакции. Уже прошло семь лет после событий, что описываются в четвертом томе. И вот автор стал рассуждать об Александре Первом и . О том, что все историки обвиняют Александра в либеральных начинаниях. Каждый рассуждает о том, что он должен был действовать так, а не эдак, вот поэтому его действия неправильные. Но как пишет , если бы Александр действовал иначе, то все равно нашлись бы те, кто бы вновь оказался недоволен. Невозможно оценить действия Наполеона и Александра Первого, чем они хороши или плохи. Однако можно с уверенностью сказать о том, если бы все было по-другому, то не было бы и жизни, ничего бы не было.

Глава 2

Толстой продолжает свои размышления. Теперь он пытается понять два определения. Это гений и случай. Объяснить их точно невозможно, но в целом, когда происходящему нет объяснения, то применяют слово случай, а если человек видит происходящее, что нельзя сравнить с общечеловеческими устоями, законами, мнением, тогда это гений.

Глава 3

В третьей главе Эпилога Толстой вновь ведет рассуждение о движении европейских народов. Автор говорит о славе, величии и о миллионах случайностей. При этом он пишет, что Бонапарт занял свое положение случайно, а его действия были глупыми и подлыми. В случае с Наполеоном нельзя говорить о его гениальности.

Глава 4

Автор пишет о дипломатах, которые считают, что именно они влияют на затишье движения в истории. Дальше пишет автор о том, что случайная роль Наполеона завершается ровно тогда, когда совершаются действия. Он размышляет над тем, какую роль играл Александр в народном движении. При народной войне в Александре никто не нуждался, но вот в европейской войне государь выходит на первый план.

Глава 5

В пятой главе эпилога писатель знакомит с жизнью Ростовых. Он пишет, насколько плохо сказались на графе Ростове все события, с которыми столкнулась семья. Это и пожар Москвы, их бегство со столицы, смерть Пети и смерть Андрея Болконского, отчаяние Наташи. Каждое событие ударом отражалось на здоровье графа, который в один момент слег. Сначала он пытался казаться веселым, веселился и на свадьбе Наташи с Безуховым, но это все было показное. И как только молодые уехали, здоровье вмиг стало ухудшаться. В последние дни своей жизни граф постоянно просил прощения у жены, которая не отходила ни на шаг от мужа. Жалел граф очень о том, что разорил свое имение.

Граф умирает. Николай, узнав о смерти отца, берет отпуск и едет домой. После смерти отца, стали известны все долги, о которых никто и не подозревал. Однако Николай не отказался от наследства, а вступил в права с обязательством все выплатить. Однако их было настолько много, что не хватило денег от продажи имения. Николай, чтобы не быть арестованным за долги, которые стали требовать кредиторы, пошел в отставку и поступил на государственную служу. Около 30 тыс. рублей берет Николай в долг у Пьера. Сам же с матерью и Соней живет в небольшой квартире.

Наташа с Пьером живут в Петербурге и о проблемах Ростовых не в курсе. Дела же у Николая все хуже. Откладывать не получалось, так как он скрывал бедственное положение от матери, которая в свою очередь жила на широкую ногу. Выход был в женитьбе на богатой наследнице либо же в смерти матери, но ни о том, ни о другом не смел думать.

Глава 6

Княжна Марья в Москве. Она была наслышана о проблемах Ростовых, и уважала Николая за то, что он делал ради матери. Марья едет к Ростовым. Ее встретил Николай. Увидев девушку, он проявил холодность и сухость, хотя Марья надеялась на иной прием. Николай Соне сказал, что терпеть не может подобных Марье барышень. Он пытался забыть о княжне, но его мать постоянно о ней напоминала. Графиня говорила, чтобы он присмотрелся к девушке, описывала все ее достоинства и просила, чтобы тот поехал к ней с визитом.

Сама Марья пожалела о своем первом визите к Ростовым, она не могла простить холодность Николая, но успокаивала себя тем, что отдала должность Ростовой, ведь та была всегда к ней добра.

И вот спустя время Николай наведался к Марье, но по его холодному взгляду Марья увидела, что это всего лишь должность уважения. Так же холодно решила держаться с ним и княжна. Но лед растопился. Разговаривая с графом, княжна понимает его холодный прием. Причиной тому было ее богатство, в то время как он был беден. Этот благородный поступок Николая еще больше привязал к себе Марью. Молодые решают быть вместе.

Глава 7

Марья и Николай женятся и всем семейством уезжают в Лысые горы. За три года графу удается выплатить все долги, а получив наследство после умершей кузины, отдал долг и Пьеру. Дела Ростова пошли вверх, он планирует выкупать семейное имение. Увлекся хозяйством, что стало делом его жизни. Николай не любил нововведений и был уверен, в чем не ошибся, что именно в силе мужика-работника удача. Марья ревновала мужа к делу, и не понимала его восхитительных разговоров о хозяйствовании, обижалась, когда он говорил не влезать не в свое время. Однако все равно поддерживала мужа. А дела шли вверх. К нему мужики сами шли и просили их выкупить.

Глава 8

Автор продолжает описывать жизнь Ростовых. Николай стал замечать за собой жестокость в отношении к мужикам. Очень часто он поднимает руку. И вот последний раз, когда произошло наказание, случился разговор с женой. Марья попросила больше никогда не поднимать руку на людей. Граф дал слово и старался его всегда держать, но случалось, что он срывался и тогда он вновь каялся и давал обещания не делать подобное.

Николай рассказывает Мари о Соне и просит, чтобы та полюбила ее и пожалела. В разговоре Марьи с Наташей о Соне, вторая называет ее пустоцветом, но Соня ничего не замечает, живет, как получается, она как та кошка, что привыкла к дому.

Глава 9

В канун Николина дня Ростов решил заняться делами, представляя себе, что будет завтра, когда съедутся гости и придется выслушивать их поздравление.
Вечером все родные собрались за столом. Марья увидела, что Николай не в духе и решила узнать причину. Незначительная ссора между мужем и женой. Мари думает, что муж ее разлюбил, а тем более сейчас, когда она в положении. Далее мы знакомимся мимолетом с детьми Ростовых, после чего Николай и Марья мирятся. Николай сказал, что без нее он не может жить. Марья была счастлива.

Глава 10

Наташа за семь лет успела родить двух дочерей и сына. Это отразилось на ее фигуре. Теперь, когда-то худенькая и подвижная девушка превратилась в полную женщину, которая перестала появляться в обществе. Всю себя она посвятила детям и мужу. Она перестала за собой ухаживать, рассказывая о том, что просто нет времени, да и нет смысла в этом. От Пьера она стала требовать, чтобы и он был всегда в семье и не ездил ни по каким клубам и не заигрывал с другими женщинами. Сама же Наташа выполняла любую прихоть мужа и это было ей в удовольствие.

Глава 11

Безухову нужно ехать в Петербург. Уехал на три недели, но задержался. Наташа сама не своя, переживает и ревнует. Как раз в канун праздника Пьер возвратился. Наташа была на седьмом небе от счастья, но сразу этого не показала. Упрекнула мужа в том, что тот не приехал вовремя, что он там веселился, пока их ребенок был при смерти. Пьер в детской с детьми. Наташа наблюдает за ними и понимает, что он прекрасный отец.

Глава 12

Приезд Пьера обрадовал не только Наташу, ведь с его приездом все сразу поменялось. У каждого было настроение, да и подаркам все были рады. Не забывал Пьер и о старой графине, которая потеряла смысл жизни, когда не стало мужа и сына. Она теперь просто существовала, но родные не давали ей грустить и как могли о ней заботились.

Глава 13

Графиня не сразу стала рассматривать подарки. Сначала доиграла в пасьянс, а только потом распаковала все. Она осталась довольной. Все собрались за чаем, но при старой графине о политике не говорили, так как она отстала от жизни и ей бы пришлось постоянно все рассказывать, она бы прерывала разговор ненужными вопросами, поэтому при ней говорили на общие темы. Чуть спустя вбежали дети и Пьер пошел играть с ними.

Глава 14

Николенька Болонский очень любит проводить время рядом с Пьером. Пьер говорит, что тот становится быть похожим на отца. Дальше мужчины переместились в отдельный кабинет и заговорили о делах России. Пьер уверен, что вскоре будет переворот, что государь верит в мистификацию и забросил дела. Однако Николай уверен, что переворота не будет. Безухов рассказал, что вступил в тайное общество.

Глава 15

Во время ужина уже о политике никто не говорил. Позже Николай, зайдя в комнату, увидел жену. Она что-то писала. Как оказалось, это был дневник, где она в подробностях пишет о детях и их деятельности. Дальше супруги говорили о Пьере, о том, что тот вступил в тайное общество. Супруги переживают за детей, особенно за Болконского Николеньку, что был в восторге от речей Пьера. Марья просит Николая вывести Болконского в общество.

Эпилог Войны и мира – это гимн Толстого духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми. В семье как бы снимаются противоположности между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Волконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство гордой любви Николая к графине Марье, основанное на удивлении перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена. И трогательна покорная, нежная любовь Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его.

В эпилоге Войны и мира под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. Как в каждой настоящей семье,- пишет Толстой,- в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково – радостно или печально – важно для всех этих миров; но каждый мир (*136) имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию.

‹Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми.

1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, каратаевское умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа-эпопеи.

В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. /p› Как во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность семейных основ. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный духовный союз. Мари, это такая прелесть! – говорит Наташа.- Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит. Да, я знаю,- перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера.- Мне Наташа рассказала. Когда между Николаем и Пьером возникает спор, едва не переходящий в ссору, именно женщины гасят его, переводят в мирное русло. А я нынче скверно себя вел,- делится случившимся Николай Ростов.- Мы заспорили с Пьером, и я погорячился.- По-моему, ты совершенно прав. Я так и сказала Наташе. Пьер говорит, что все страдают, мучатся, развращаются и что наш долг помочь своим ближним. Разумеется, он прав,- говорила графиня Марья,- но он забывает, что у нас есть другие обязанности, ближе, которые сам Бог указал нам, и что мы можем рисковать собой, но не детьми. У Николеньки есть эта слабость, что если что не принято всеми, он ни за что не согласится,- успокаивает Пьера Наташа. Так женские сердца, охраняя гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся мужчин и смягчают домашние конфликты. Первоначально Толстой даже хотел назвать свой роман Все хорошо, что хорошо кончается. Эпилог как будто бы подтверждает мысль писателя о счастливом итоге жизни героев в новом, благополучном семействе. Однако, поразмыслив, Толстой все же пришел к другому названию – Война и мир. Дело в том, что внутри (*137) счастливого семейства Толстой обнаружил зерно таких противоречий, которые ставили под сомнение возникший в ходе войны 1812 года гармоничный мир с народными нравственными традициями в его основе. В конце четвертого тома, пройдя через испытания, приняв каратаевский взгляд, Пьер обретает душевное спокойствие и гармонию: Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? – теперь для него не существовал. Но в эпилоге мы видим иное: потребность мысли, анализа, сомнения вновь вернулась к Пьеру. Он говорит: Когда меня занимает мысль, то все остальное забава. Более того, Пьер занят политической борьбой. Он критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества из числа свободомыслящих людей его круга. Замыслы его высоки и честолюбивы: Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру. И когда Наташа спрашивает Пьера, одобрил ли бы его Платон Каратаев, она слышит в ответ: Нет, не одобрил бы. Политические увлечения Пьера – и это чувствуют Наташа и Марья – ставят под сомнение спокойствие вновь созданной семьи. Раздраженный от спора с Пьером Николай Ростов произносит пророческие слова: Я вот что тебе скажу… Доказать я тебе не могу. Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь. И хотя спор этот пока не привел к драматическим последствиям, в нем есть предчувствие будущих общественных потрясений. Не случайно в финале Войны и мира вновь возрождается память о князе Андрее. Сын его, Николенька Болконский, оказывается невольным свидетелем ссоры дяди Николая с Пьером. Мальчик боготворит Пьера, любит Наташу и чуждается Николая Ростова. Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами. Дядя Пьер… вы… нет… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он… Я думаю, что да,- ответил Пьер. А потом Николеньке снится сон, который и завершает великую книгу. В этом сне мальчик видит себя и Пьера (*138) в касках, идущих во главе огромного войска. А впереди у них – слава. Вдруг дядя Николай вырастает перед ними в грозной и строгой позе. Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью первого, кто двинется вперед.- Николенька оглянулся на Пьера, но Пьера уже не было. Пьер был отец – князь Андрей… Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен… Все, что было снято и развенчано жизнью в ходе войны 1812 года – и гордые мечты о славе, и высокое болконское небо, и мучительный самоанализ в поисках истины,- все это вновь возвращается в финале романа-эпопеи на круги своя. Пьер Безухов, открывший в испытаниях Отечественной войны вселенский смысл каратаевской народной правды, уходит от него к гордым мечтам, сомнениям и тревогам. Слава вновь зовет к себе юного Болконского, мечтающего идти по стопам отца. И только верная себе Наташа Ростова остается хранительницей тех ценностей народной жизни, которые наверняка одобрил бы Платон Каратаев и которые до времени вновь ушли в мирный быт, чтобы в эпоху новых потрясений вспыхнуть пламенем и осветить великие дела.

«Война и мир» — это книга, представляющая нашу страну на мировой арене. По данным опросов, именно она знакома большинству иностранцев. Поэтому каждый из нас должен знать ее содержание, хотя бы прочитать в сокращении. Конечно, краткий пересказ передает только основные события, составляющие сюжет, но, тем не менее, это лучше, чем ничего. Команда «Литерагуру» надеется, что данная работа вдохновит вас на прочтение оригинала. Также рекомендуем обратиться к .

  1. Глава 1. При дворе и в свете происходят интриги, но существенно война ни на что не повлияла. В обычной традиции был и вечер у Анны Павловны Шерер. Там собирались читать патриотическое письмо отца Сергия. Главная новость все же была другая – Элен Безухова заболела (настоящая ее проблема заключалась в выборе между двумя мужьями). После бесед о разных предметах читали письмо Сергия, оно вызвало восторг, все исполнились патриотизмом.
  2. Глава 2. Радость была в городе после победы на Бородинском поле, информация получена лично от Кутузова. Все хвалили полководца (хотя раньше ругали). После неофициального заявления о сдаче Москвы Кутузова снова стали ругать. Также пришло известие, что Элен приняла огромную дозу лекарства и умерла.
  3. Глава 3. Император опечален известием о сдаче Москвы (ему донесли уже официально). Он говорит посланному с этой новостью французу Мишо (своему приближенному), что все равно теперь не может отступить, им с Наполеоном не царствовать вместе.
  4. Глава 4. В тяжелые времена на защиту Родины поднималось ополчение. Именно стихийно выходившие против врага люди были полезны. Части, действовавшие сознательно в этом ополчении (полки богатых людей), приносили лишь разрушения. Так и Николай Ростов. Он не думал, не планировал и не разбирал военное положение, а просто защищал Россию. За несколько дней до Бородинского сражения герой поехал в Воронеж за лошадьми. После долгой службы приятно немного отдохнуть и почувствовать удобства. Начальник ополчения принял его сердито и значительно. Губернатор был ласков и обещал помощь. Николай поехал за лошадьми к одному помещику. После удачной покупки он отправился на вечер к губернатору. Ростова встретили восторженно, ведь он молодой и неженатый офицер. Танцевал он прекрасно, хотя обычно это не делал. А также заигрывал с чужой женой.
  5. Глава 5. От разговора с чужой женой Николая отвлек сначала ее муж, а потом губернаторша. Она повела его к Анне Игнатьевне, которая узнала о нем от Марьи, услышав о которой Ростов покраснел. После разговора о Марье и ее семье губернаторша конфиденциально посоветовала Николаю брать Марью в жены и пообещала содействие. Внезапно Ростов поведал губернаторше о своих сердечных тайнах, в том числе, о Соне и своей дилемме. Женщина сказала, что лучше отказаться от Сони, их свадьба не принесет счастья.
  6. Глава 6. Марья не думала о бытовых неудобствах своих переездов, так как думала о смерти отца, гибели России, своей встрече с Николаем и потере душевного покоя от нее. Когда тетушка пригласила Ростова к ним, Болконская долго не могла решить, как себя вести с ним, но доверилась внутренним ощущениям и вела себя естественно и свободно, что придавало ей большое очарование. Также вел себя и Николай, в их общении была гармония. Губернаторша активно сватала его, и Ростов сдался на волю обстоятельств, стараясь не думать, что подло поступает с Соней.
  7. Глава 7. Узнав о ране брата из газет, Марья собиралась ехать его искать. Николай же, услышав про Бородино, стал раздражительным и грустным, в Воронеже все ему было неловко и неправильно. На молебне по поводу сражения Ростов увидел Болконскую, его охватило чувство жалости. Он пытается утешить ее. Марья привлекательна для Николая выражением внутренней духовной жизни. Но женитьба его пугала, потому что он не мог представить такое. Пришло письмо от матери и Сони. Последняя отрекалась от притязаний на него, что очень обрадовало Николая. Графиня рассказывала о гибели имущества в пожаре, а также сообщала, что Наташа ухаживает за Андреем.
  8. Глава 8. До написания письма графиня Ростова изо всех сил давила на Соню. Та обещала отказаться от своей любви, но надеялась, что Болконский выживет, Наташа выйдет за него, а Николай останется только для нее. И с этими мыслями Соня и написала письмо.
  9. Глава 9. Сначала с Пьером в плену обращались уважительно, но потом поместили в комнату со всеми «подозрительными». Те его чуждались. Вскоре был суд, где Пьер рассказал детали своего ареста. Ему сказали, что это «нехорошо».
  10. Глава 10. Вокруг Пьер видел разруху в Москве, взамен устанавливался французский порядок. Пьера и других заключенных привели к Даву. Тот обошелся с пленным жестко, потому что Безухов отказался называть свое имя. Потом Пьера куда-то повели.
  11. Глава 11. Оказалось, что повели на казнь. Пленных выстроили в линию для расстрела. Но расстреляли только некоторых, остальные были зрителями, в том числе и Пьер. Французы после расправы торопливо уносили тела в яму, сознавая, что они преступники.
  12. Глава 12. После показательной казни Пьера «простили» и отправили в барак к военнопленным. Безухов был растерян и испуган, но его привлек один военнопленный, который скорыми и «круглыми» движениями разувался. Пленный заговаривает с Пьером, утешает его и угощает картошкой. Его зовут Платоном Каратаевым, Безухов проникается к нему симпатией. Платон изъясняется образно, как будто пословицами. После разговора с ним Пьеру стало легче.
  13. Глава 13. Для Пьера Платон Каратаев олицетворял весь народ. Он умел и любил говорить, от него Безухов постигал народную правду. Платон любил всех и был ласков со всеми.
  14. Глава 14. Марья поехала к раненому брату, причем вместе с племянником Николушкой. Тяготы она переносила легче всех, заряжала окружающих энергией. Любовь к Ростову подпитывала ее силы. Но и горе за брата она живо чувствовала. Марья приехала и сразу увидела Ростовых. Но настоящие сведения были получены от Наташи. С Андреем «что-то сделалось».
  15. Глава 15. Андрей смягчился, как смягчаются перед смертью, в нем появилось отчуждение от всего живого. У него, Наташи и Марьи был несвязный, холодный разговор. Даже Николушке Болконский не обрадовался, потому что он уже на том свете душой. Сам же сын с этого дня внутренне вырос, он очень полюбил Наташу.
  16. Глава 16. Андрей чувствовал приближение смерти. Раньше он боялся этого, теперь не понимал ее. Отчуждение от всего появилось в нем недавно, но внезапно. Когда вошла Наташа, он почувствовал ее приближение физически. Он признался ей в любви, потом заснул и увидел свою смерть. С этого времени он был обречен. С этого времени он был все дальше и дальше от живых. И скоро умер.
  17. Часть 2

    1. Глава 1. Историческими героями и вообще историей руководят массы. Так и Тарутинский маневр называют гениальным решением полководцев, но на самом деле это цепь случайностей, ведь план был совершенно иной.
    2. Глава 2. Знаменитый Тарутинский марш состоит в том, что войска не смогли отступать прямо и пошли туда, где больше продовольствия. Заслуга Кутузова не в его решениях, а в его умении не мешать естественному ходу истории. Вскоре прислали посланника от Наполеона с просьбой о мире. Кутузов не согласился. Дух русских укрепился, а настрой французов упал, необходимо наступление.
    3. Глава 3. Кутузову прислали план ведения войны, который он принял (но не сильно следовал). Все получалось случайно наперекор желанию даже императора.
    4. Глава 4. Кутузов подписал наступательную диспозицию на 5 октября. Офицер, которого послали отдать ее Ермолову, долго не мог найти его, наконец, нашел на пирушке.
    5. Глава 5. Кутузов не одобрял наступления, но дальше сдерживать армию он не мог. В назначенный день главнокомандующий приехал, но генералы не явились. Он чувствовал себя оскорбленным.
    6. Глава 6. Войска выступили. Отряд графа Орлова-Денисова случайно захватил перебежчика, который указал местонахождение войск Мюрата. Но позже граф засомневался. Но отряд все равно пошел вперед, и нашли французов на самом деле. Солдаты захватили много пленных и добычи, ведь застали неприятеля врасплох, но дальше не пошли, ведь отряд состоял из казаков, жадных до мародёрства. В это время пехота выступила не туда, была в расстроенном состоянии.
    7. Глава 7. Кутузов понимал, что этот бой только запутает войска, а потому старался удержать их. Ничего особенного не было достигнуто. Но в ходе общей компании это сражение имело большое значение как переход к наступлению.
    8. Глава 8. Наполеон взял Москву, но это большое свершение не помогло ему. Он не сделал самого простого: не запас провиант, обмундирования – зато допустил грабеж. Значит, не такой уж он и гений.
    9. Глава 9. Наполеоном было предпринято много шагов в разных сферах. Он пытался следить за маневрами русской армии, обеспечить свои войска ресурсами и склонить москвичей на свою сторону.
    10. Глава 10. Все распоряжения были совершенно бесцельны: русскую армию не могли найти, Москва горела, ее грабили французы, утратившие дисциплину. Это было начало конца.
    11. Глава 11. Пьер изменился в лучшую сторону физически и умственно. Выйдя поутру из своего барака для пленных, он говорит с конвоирами и узнает, что французы собираются выступать. Выходит Платон с рубахой, которую он шил для одного охранника. Конвоир берет ее, оставляя Платону обрезки (хотя сначала хочет забрать себе).
    12. Глава 12. Пьеру стало даже нравиться жить с солдатами. Он терпел лишения физические, но его мысли были теперь лишены неопределенности. У него появилась одна общая проблема, которая прекратила все душевные терзания – плен. После ее разрешения жизнь должна стать прекрасна.
    13. Глава 13. В ночь с 6 на 7 французы выступали. Пьер решил узнать о судьбе остававшегося больного солдата. Но на него всем плевать.
    14. Глава 14. Пленные и обозы французов тянулись через всю Москву. Внимание пленных привлекали вымазанный сажей труп, поезд с женщинами, вид пожара. У французов росло озлобление к русским. Пьер опасается за свою жизнь. А также осознает, что он свободен, его бессмертную душу не взять в плен.
    15. Глава 15. Небольшой отряд посылали атаковать Брусье, так как все в штабе хотели выступать. Кроме самого Кутузова. Командующим назначили незаметного, но очень полезного Дохтурова. Вместо одной дивизии навстречу русским шла вся армия.
    16. Глава 16. Коновницын спит, когда приходит весть, что Наполеон в Фоминском. Это, как и Дохтуров, незаметный, но важнейший человек в армии.
    17. Глава 17. Во время бессонной ночи Кутузов размышляет о войне, считая, что ее помогут выиграть терпения и время. Он считал, что Наполеон уже на пороге поражения, но надо подождать. У главнокомандующего была лишь одна неотступная мысль – уход французов из России. Узнав о том, что французский император ушел из Москвы, Кутузов заплакал.
    18. Глава 18. Кутузов сдерживает армию изо всех сил. Войска отступают, а враг бежит в обратную сторону. Армия Наполеона не могла быть спасена, она разложилась изнутри.
    19. Глава 19. В движении должна быть цель, у отступающих французов это был Смоленск. А в дальней перспективе – Франция. Им надо было только не мешать, что осознавал Кутузов. Русские войска пытались отрезать или опрокинуть неприятеля, но это была лишь пустая потеря людей.

    Часть 3

    1. Глава 1. По логике истории после взятия Москвы должна была перестать существовать Россия, но так произошло с французской армией. Выигранные сражения не помогали Наполеону, так как русский народ не давал неприятелю продовольствия. Русские бились не по правилам, а потому победили.
    2. Глава 2. Война приняла народный, партизанский характер, поэтому никакие правила больше не работают. Дело в том, что необходимо учитывать не только силу и подготовленность, но и дух войска, у русской армии он был выше.
    3. Глава 3. Партизанская война началась, когда французы вступили в Смоленск. Начали учреждаться партизанские отряды, у истоков стоял Денис Давыдов, чувствуя, что так будет правильно. Отряды по частям разрушали французскую армию. Денисов командовал одним из таких подразделений. Он собирался атаковать транспорт французов, состоящий из вещей и пленных, с одним лишь отрядом Долохова. Французов было больше, но это не пугало командиров. Вперед послали партизана Тихона Щербатова, чтобы захватить хоть одного квартиргера.
    4. Глава 4. Наутро у Денисова было плохое настроение: вестей от Долохова и Тихона не было. Приезжает офицер с письмом от генерала. Это Петя Ростов, Денисов ему очень рад. Петя просит разрешения остаться до завтра.
    5. Глава 5. Денисов допрашивает пленного мальчика-барабанщика, но неуспешно. Появляется Тихон. Он бежит под французским огнем, но остается невредим. Это был самый полезный человек во всей партии, которому можно было бы доверить любое задание. Но сейчас французы его обнаружили, потому пришлось спешно бежать.
    6. Глава 6. Оказывается, Тихон нашел француза, но решил, что тот не годится и пошел за тем, кто «поаккуратнее». «Неаккуратный» француз сообщил, по словам Щербатого, что его соотечественников много, но все плохо подготовлены, и их легко взять. Тут и от Долохова пришло известие, что с его стороны все хорошо. Денисов повеселел и обратился к Пете.
    7. Глава 7. Петя выпрашивал, чтобы его отправили к Денисову, у своего начальника-генерала. Тот согласился, но запретил Ростову участвовать в любых партизанских операциях, зная безрассудность молодого человека. Он просит Денисова отправить его в «главную». Еще Петя угощает всех изюмом, подает ножик и пытается всем угодить. Ростов просит покормить барабанщика и хочет ему помочь.
    8. Глава 8. Приезжает Долохов. Он выглядит очень просто и поражает Петю. Они говорят о будущей операции, а потом о судьбе пленных. Денисов считает, что их нельзя убивать. Долохов зовет Петю с собой во французский лагерь. Денисов не пускает его. Ростов, чтобы доказать свою взрослость, собирается ехать все равно.
    9. Глава 9. Петя и Долохов благополучно проехали часового. Последний усаживается с французами у костра. Разузнав все, они уезжают. Долохов прощается с Петей, говорит ему уезжать. Тот считает его героем и целует.
    10. Глава 10. Денисов ждет Ростова, он радуется, что мальчик жив. Петя предвкушает сражение, находился в каком-то волшебном царстве. Мальчик услышал песню и наслаждался ей, так как был музыкален. Ростов задремал, но его разбудил казак, который точил его саблю. Уже светало, пора собираться.
    11. Глава 11. Денисов просит Петю слушаться и никуда не лезть. Но Петя при первом сигнале поскакал впереди всех с криками «ура». Его убили. Денисов тяжело переживает это, а Долохову неважно. В числе отбитых пленных и Пьер Безухов.
    12. Глава 12. Партия пленных была в беспорядке во время своего пути. Обозы отбивали, лошади умирали, пленные бежали. У Каратаева была лихорадка. Он слабел, а Пьер отдалялся от него. Во время плена он понял, что счастье в самом человеке, в удовлетворении его естественных потребностей. Несчастья от их избытка, а не от недостатка. Главное – не думать о внешних неудобствах.
    13. Глава 13. Пьер шел, оглядывал знакомых пленных. И думал в глубине сознания о чем-то важном из разговора с Платоном. Вчера Каратаев на привале рассказывал историю о купце, поехавшем с товарищем к Макарью. Товарища убили, обвинив главного героя. На каторге через много лет купец рассказал историю собратьям по несчастью. И убийца нашелся и даже признался в содеянном властям. Но помиловать купца не успели: пока все бумаги шли, он умер.
    14. Глава 14. Пленных погнали быстрее, но Каратаев не мог идти. С ним остались французские офицеры. Грянул выстрел. Завыла собаку, которую Платон приручил.
    15. Глава 15. Когда пленных пригнали на стоянку, Пьер сразу уснул. Во сне он понял, что жизнь – это все, в ней Бог. И вспомнил о Платоне, понял, что его больше нет. Он снова уснул. Его разбудили крики. Это были отряды Денисова и Долохова. Долохов наблюдал за тем, как выводят пленных. Денисов хоронил Петю.
    16. Глава 16. Французская армия бежала и стремительно уменьшалась. Французы превращались в мародеров, дисциплины никакой.
    17. Глава 17. Французская армия покидала Россию, а наши войска догоняли ее. Уже не было никакой тактики, только бегство с потерей людей у французов.
    18. Глава 18. В этот период уже неопровержим факт, что именно массы управляли историческим процессом. Но французские историки все равно приписывали все решения Наполеону и его генералам, а не обстоятельствам. Неблаговидные поступки императора объясняются его величием, в том числе бегство от собственной армии.
    19. Глава 19. Почему французов не уничтожили полностью? Дело не в воле военачальников, но в стечении обстоятельств, ведь цель русского войска была не в уничтожении французов, а в их изгнании, а уничтожить неприятеля можно было только ценой собственного уничтожения.

    Часть 4

    1. Глава 1. Душевную рану чувствовали в себе Наташа и Марья после смерти князя Андрея. Только вдвоем им не было больно, потому девушки сблизились. Но вечно грустить жизнь не дает. Первая жизненными заботами была выведена из тоски Марья: нужно было заниматься имением, переезжать в Москву, воспитывать племянника. Наташа осталась одна, одиночество мучало ее, но было необходимо. Она вспоминала последние дни Андрея и плакала. В один из таких дней ее позвали к отцу, пришло известие о смерти Пети.
    2. Глава 2. До этого момента Наташа чуждалась семьи. Но узнав о гибели брата, она изменилась: ее пронзил электрический ток нового горя, однако она почувствовала, что запрет на жизнь снят. Ее мать звала дочь и билась в припадке. Наташа утешала графиню, стараясь снять с нее горе своей любовью, не отходила от нее и не спала. На третий день мать впервые заплакала, что означало небольшое облегчение.
    3. Глава 3. Никто не мог ухаживать за графиней, кроме Наташи, она была всегда с матерью. Графиня лишилась половины жизни. Наташа же воскресла, так как поняла, что любовь в ней еще жива, а это для нее главный смысл существования. Несчастье еще сблизило Ростову и Болконскую. Они могли жить только в присутствии друг друга, это была больше, чем дружба. Наташа ослабла физически, поэтому поехала с Марьей в Москву, чтобы посоветоваться с доктором.
    4. Глава 4. Русская армия была истощена, теряла людей. Кутузов изо всех сил пытался сохранить солдат и выжидать. Он понимал, что все уже кончено, не понимали этого иностранные генералы, желавшие отличиться. Так и состоялось сражение под Красным, где измученные бойцы били друг друга.
    5. Глава 5. Историки считали Наполеона великим, а Кутузова – жалким придворным лжецом, который не дал русской армии уничтожить французскую. На самом деле, Кутузов сделал больше всех для этого. Он умел чувствовать настроение масс и оставаться простым человеком. Он все предвидел, потому что в душе его было народное чувство.
    6. Глава 6. Французы после сражения выглядели жалко. Кутузову было их жаль (он объезжал войска). Обращаясь к солдатам, он благодарит их, просит еще немного потерпеть и призывает к милосердию.
    7. Глава 7. Воины на стоянке ломают сарай. Офицеры пьют в избах чай. Все спокойно.
    8. Глава 8. В унылых материальных условиях находилось русское войско, но оно было весело как никогда. Сидя у костра, солдаты шутили, смеялись. Они говорят о пленных, жалея их.
    9. Глава 9. К бойцам вышли французы, которые почти потеряли человеческий облик, это офицер Рамбаль и его денщик Морель. Первого повели отогреваться к полковнику. Второй остался с солдатами, они его накормили и стали вместе петь.
    10. Глава 10. Березинскую переправу считали отправной точкой гибели французской армии, но это очередная случайность. Ее преимущество в одном: появилось понимание, что надо только следовать за врагом, а не стараться уничтожить. К Кутузову же относились так, будто он выжил из ума, со снисходительным презрением. Военачальник понимал, что его время кончилось, и сам хотел отдыха. Приехав в Вильно, он ждал Александра I, неохотно занимаясь военными делами. Наконец, император приехал. Он стал выговаривать главнокомандующему упреки за медленное преследование, но дал Георгия 1 степени.
    11. Глава 11. Александр хотел продолжать войну, в отличие от Кутузова. Главнокомандующий стал не нужен, у него забрали власть, подвели к отказу от должности. Русская душа Кутузова не понимала значения войны, ведь Россия была свободна. И он умер.
    12. Глава 12. Пьер, приехав в Орел, заболел и три месяца лежал в горячке. По мере выздоровления он понемногу понимал, что тяготы плена не вернутся, а также осознавал последние новости – смерть Пети Ростова, Андрея Болконского и своей жены Элен. Выздоравливая, он чувствовал себя внутренне свободным. Теперь не было мучительного поиска, на все «зачем?» можно было ответить, что все в Божьей власти.
    13. Глава 13. На вид Пьер был такой же, но внутреннее счастье теперь притягивало к нему людей. Он понял, что окружающие могут смотреть на жизнь не так, как он. И это не хорошо и не плохо, а просто факт. Теперь он даже мог легко разрешать денежные вопросы. Он решил поехать в Москву.
    14. Глава 14. После того, как Москва освободилась от врага, многие люди туда решили вернуться. Она была разграблена и сожжена, но власти сумели приложить силы мужиков-мародеров в правильном направлении, и в городе вновь закипела жизнь.
    15. Глава 15. Почти сразу после приезда в Москву Пьер собрался в Петербург. Узнав о том, что Марья в Москве, он поехал к ней. По дороге он вспоминал Андрея и надеялся, что тот умер успокоенным. При встрече они говорят об Андрее. Во время разговора в комнате присутствует компаньонка, которую Безухов не узнал. Оказалось, что это Наташа. Пьер понял, что он ее любит.
    16. Глава 16. Пьер говорит, что видел Петю после смерти, и он был прекрасен. Рассказали Безухову и об Андрее (Марья), и об их отношениях с Наташей (сама Наташа).
    17. Глава 17. После задушевного разговора некоторое время они не знают, как начать новый. Наконец, Пьера спрашивают о нем самом. Марья заметила, что он снова холостяк и жених. Безухов смутился, Ростова приняла строгое выражение лица. После он подробно рассказал о своих похождениях в плену. Марья увидела, что между ним и Наташей возможно счастье. А Пьер говорит Наташе, что нет ничего плохого, чтобы продолжать жить дальше. После отъезда Безухова на лице Ростовой впервые появилась шаловливая улыбка.
    18. Глава 18. Пьер не мог долго заснуть, думая о Наташе. В конце концов, он решил, что «так надо», значит, все хорошо, и успокоился. Безухов откладывает отъезд в Петербург. Он считает всех добрыми и милыми. Обедать Пьер едет к Марье. Он проводит у них все время, будучи не в состоянии уйти. В один из дней Наташа уходит спать, а Марья заводит с ним разговор об их отношениях. Княжна считает, что Безухов может надеяться, но говорить с Наташей рано. На следующий день он приезжает прощаться, так как случайно сказал накануне, что уедет. Ростова говорит, что будет его ждать, вселяя надежду.
    19. Глава 19. У Пьера не было сомнений в правильности своего решения. Он только боялся, что Наташа для него слишком хороша. Вся жизнь сосредоточилась в ней, любовь переполняла его сердце.
    20. Глава 20. В Наташе произошла перемена, появилась сила жизни и счастья. После ночного объяснения Марьи с Пьером она выведала у подруги, что сказал Безухов. Княжна рада за Ростову.

    Эпилог: Часть 1

    1. Глава 1. 1819 год. Историческое море теперь бурлило не на поверхности, а в глубине. В этот период политика Александра I не нравилась многим из-за ее нелогичности. Но это неправильно, так как деятельность не управляется разумом.
    2. Глава 2. Если допустить, что великие люди ведут историю, то нужны понятия «случай» и «гений». Был случай, им воспользовался гений для достижения своей цели. Но это ближайшая цель, конечная нам недоступна.
    3. Глава 3. Смысл событий в Европе – движение народов с запада на восток и обратно. Массе людей нужно двигаться, поэтому и появляется Наполеон – человек нисколько не великий и случайный. Он нужен этому скоплению граждан, просто оказался в нужное время в нужном месте. До достижения Москвы «случаи» подтверждают «гениальность» Наполеона, но после обращаются в обратном направлении и оборачиваются взятием Парижа.
    4. Глава 4. Спустя десять лет Наполеон вернулся из заключения и занял Париж без поддержки. Это последний акт в его роли. Такая же роль у Александра I. Высшая точка его славы – взятие Парижа. И он оставляет эту власть для других. Так каждая личность носит в себе личные цели, но служит общим целям, которые ему недоступны.
    5. Глава 5. Наташа вышла замуж за Пьера в 1813 году. Вскоре умер старый граф: его придавили все жизненные коллизии, охватила тоска. Николай после смерти отца сразу же ушел в отставку. Дела семьи были расстроены, долги превышали стоимость имущества. Ростову не удавалось поправить дела, он заплатил самые главные долги с помощью Пьера и стал служить чиновником, поселившись с матерью и Соней в маленькой квартире. Наташа с мужем не знали о тяжелом положении, они жили в Петербурге. Особенно тяжело было то, что графиня не понимала, что денег нет, хотела жить в роскоши. Николаю и Соне с трудом удавалось с ней уживаться. Ростов отдалялся от своей первой любви, так как чувство угасло совершенно, но она оставалась любящей и практически идеальной. Положение Николая все ухудшалось.
    6. Глава 6. Приехала Марья в Москву, узнала о положении Ростовых. Когда Болконская посетила их, Николай был с ней холоден, что обрадовало Соню. Но графиня расхваливала Марью и требовала, чтобы сын к ней ездил. Марья от встречи с Ростовым расстроилась, но поняла, что он враждебен к ней по какой-то особой причине. Николай сделал визит вежливости. Они проговорили 10 минут – минимум по приличиям, и он уже собрался уйти, но она посмотрела на него прекрасными лучистыми глазами. Марья сказала, что его самоотвержение прекрасно, и поняла, что дело в его бедности. Болконская добавила, что, несмотря на все причины перемен в Николае, ей грустно и больно лишаться его дружбы. А потом заплакала. Лед растаял.
    7. Глава 7. Через год Николай и Марья поженились. Графиня и Соня переехали жить в Лысые Горы. За три года Ростов заплатил все долги и начал приумножать имение жены. Хозяйство теперь его занимало, стало страстью. Большое внимание Николай уделял крестьянам, их нуждам и проблемам, а не «дебету и кредиту». Он любил народ и его быт. Марья не понимала его любви, его особого мира. Николай не думал о своей деятельности с позиции добродетели. Он заботился о мужиках для собственного блага.
    8. Глава 8. У Николая была дурная привычка с крестьянами – давать волю рукам. Это очень печалило Марью. И он старался сдерживаться. В дворянском обществе его не любили, хотя уважали, так как их интересы его не заботили. Свободное время он проводил дома. Соня жила в качестве приживалки, Марья не могла ее любить, а Наташа говорила, что она пустоцвет, и так чувствовать не умеет, как они.
    9. Глава 9. Наташа гостила у брата с детьми. Ждали Пьера из Петербурга, где он был по делу. За обедом Николай был не в духе, но разговор за большим столом был оживленный, благодаря тому, что его вел гостивший у них Денисов. Позже Марья стала узнавать у мужа, в чем дело. Он не говорил. У них был период отчужденности (такое случалось, несмотря на общее семейное счастье), обычно он приходился на беременность жены, сейчас она как раз ждала ребенка. Марья расстроилась, ее вмиг стало все раздражать. Николай ушел и лег на диван. Жена пошла поговорить с мужем, надеясь, что он не успел заснуть. За ней увязался сын Андрюша, который и разбудил отца. Марья увела ребенка, но тот сказал сестре Наташе об отце, а девочка побежала к нему. Супруги помирились и стали разговаривать. В это время вернулся Пьер.
    10. Глава 10. У Наташи было уже четверо детей, и она преобразилась из девочки в сильную мать. Она занималась семьей, почти не бывала в обществе. Выйдя замуж, Наташа «опустилась» — более не заботилась о внешности, только о близких. Она дорожила обществом любимых людей. Среди домашних ходили шутки, что Пьер под башмаком жены, и это было действительно так. Она делала для него все, а за это он был только ее. В Наташе отражались только хорошие качества Пьера, и за это он ее любил.
    11. Глава 11. Наташа сама настояла, чтоб муж поехал по своим делам в Петербург, так как видела во всех умственных, недоступных ей занятиях большую важность. Но когда он все не возвращался, она затосковала. Успокаивал ее сын, который был всегда рядом. Но вот Пьер вернулся. Она была ему неимоверно рада, хоть сначала ругала его. Пьер нянчил младшего ребенка, когда пришли Марья и Николай. Последний не понимает, что интересного в младенцах. Он зовет Безухова рассказать о своем деле.
    12. Глава 12. Приезду Пьера радовались все в доме: хозяева, гости, дворовые, дети, гувернантки. Николенька, сын князя Андрея, обожал Безухова, а Ростова любил с оттенком презрения. Пьер купил всем подарки по списку Наташи, после женитьбы ему понравилось это занятие. Жена ругала его за расточительство, если он покупал дорого. Они рассматривали подарки, потом пошли их дарить. Старая графиня осунулась после смерти мужа и сына, она чувствовала себя ненужной. Все домашние старались не обходить ее вниманием.
    13. Глава 13. Графиня и ее компаньонка приняли подарки, их позанимали разговором, но незначительным, чтобы не расстраивать старушку. Из детской слышались голоса и смех, готовят подарок для Николая на именины.
    14. Глава 14. Потому дети пришли прощаться и отправились спать, остался лишь Николенька. Взрослые вели разговор о политике. Но Пьеру хотелось высказать какую-то мысль, на это его навела жена. Сами женщины вскоре ушли. Пьер говорит, что нужно менять существующий порядок в России путем создания тайного общества. Николай совсем не оппозиционер, он выступает против перемен без воли императора. Денисов поддерживает Безухова. Но между Николаем и Пьером нарастает конфликт. Приходит Наташа, снижая градус напряженности. Все услышавший Николенька поражен мыслями Безухова.
    15. Глава 15. Марья писала дневник, когда пришел Николай. Это был детский дневник, наполненный мелочами их жизни. Муж поражается возвышенностью жены. Потом он рассказывает ей о споре с Пьером, Марья на стороне мужа. Далее Николай перешел на хозяйственные рассуждения вслух, а жена задумалась о Николеньке, страдая от того, что любит его меньше своих детей.
    16. Глава 16. Наташа с Пьером беседуют после долгой разлуке о том, что не передать словами, как говорят только любящие люди. Жена рассказывает о добродетелях Марьи, втайне подводя мужа к мысли, что та все же до нее не дотягивает. Они и сами сознают свое счастье. Разговор прерывает плач ребенка. В это время Николенька проснулся от страха, он увидел кошмар, в котором Пьер и отец сливались в один образ, который противостоял дяде Ростову. Мальчик собирается сделать что-то великое.

    Эпилог: Часть 2

    1. Глава 1. Предмет истории – жизнь народов и человечества. Сначала движущей силой истории считали богов, потом отдельных людей. Почему же случилась Отечественная война? Историки все списывают на плохие качества Людовика XIV и его потомков, отчего случилась Революция. Далее пришел Наполеон, который гениально всех убивал. И он стал воевать с Россией и проиграл. Разные дипломаты решили участь Франции на конгрессе. Наполеон отправился на Эльбу. Его сменил Людовик XVIII. Все это неправдоподобно, есть другая сила.
    2. Глава 2. Эта сила — не взаимодействие силы одного человека, но взаимодействие многих сил. А именно сила масс не признается историками, хотя теория силы единичного человека противоречива.
    3. Глава 3. Единственная движущая сила истории – движение народных масс. И историки не дойдут до сути, пока это не поймут.
    4. Глава 4. Главное в характеристики исторического лица – его отношение к народу. Власть – совокупность воль масс в одном лице.
    5. Глава Историки соединили в новейшем понимании личности правителей и деятелей науки и искусства. Но это также неверно.
    6. Глава 6. Причина события — не выражение воли имеющих власть. Но есть некоторые условия.
    7. Глава 7. Условие времени: событие – совокупность обстоятельств, может быть исполнено только возможное приказание. Если сделать что-то нельзя – оно не будет исполнено. Общество представляет собой конус, в котором низшее звено имеет большее число и выполняет большее количество действий. Высшее звено только приказывает, принимая наименьшее участие.
    8. Глава 8. Так на войне действовали одни, руководствуясь своими соображениями, а придумывали оправдания этим действиям другие. Движение истории – совокупность движений всех участников события.
    9. Глава 9. Полная свобода для человека невозможна. Но побуждение к жизни – стремление к свободе. Свобода и необходимость пропорциональны друг другу в поступках людей. Каждый поступок кажется свободным в момент совершения и необходимым впоследствии, также с причиной – с течение времени она становится яснее.
    10. Глава 10. Полная свобода невозможна, если человек связан с внешним миром. В сочетании свободы и необходимости состоит ясное понимание жизни.
    11. Глава 11. Задача истории – уловить движение народных масс и понять их причину.
    12. Глава 12. Причина истории – неощущаемая необходимость, это пора понять.
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по литературе

на тему: Роль эпилога в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Выполнила ученица

10А класса

Фролова Дарья

Введение

Лев Николаевич Толстой -- художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении - "Война и мир". На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться "русским духом", патриотизмом, истинной народностью, а не той суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа "Война и мир" приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам -- читателям XXI. Но истинный художник предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. "Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим", - говорил Л.Н. Толстой.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, он логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов “Война и мир”. В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Первая часть эпилога богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Она содержит в себе лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Писатель показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином и, по мнению Толстого, настоящим человеком. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием героя в политическом кружке. Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же "срывается", именно Мария помогает мужу обрести душевное равновесие.

Меня удивил образ Наташи. Она стала сильной, мудрой. К этому моменту она уже имела трех дочерей и сына. Героиня пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: "Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно". Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой в начале романа представляет нам Толстой. Смысл жизни Наташи -- в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам писатель.

Но не только о ценностях семьи говорит Толстой. Писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге -- конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, вечная ценность семьи и воспитания детей.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Во второй части эпилога Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек -- лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки -- осознать правила игры и следовать им и в конечном итоге оказаться в числе победителей, а в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им.

Заключение

В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману "Война и мир" явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    История и описание сюжетных линий романа Пушкина "Пиковая дама", возможности их интерпретации. Исследование данного произведения многими российскими литературными критиками. Сказка Томского и место данного эпизода в романе. Германн и его роль в сюжете.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Выявление специфики жанра литературной сказки в творчестве писателей-романтиков XIX в. Рассмотрение сюжетных линий, персонажей, соотношения реальности и ирреальности в произведении, проявления авторской позиции. Роль сказочных героев в произведении.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    сочинение , добавлен 16.10.2008

    Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.

    презентация , добавлен 30.06.2014

    Сущность индивидуального авторского стиля, его проявление в научных и художественных текстах. Анализ жанровой специфики, сюжета, времени и пространства, основных персонажей, образов, мотивов и стилевых особенностей произведения "Шелк" Алессандро Барикко.


Top