Семейное счастье наташи и пьера. Наташа и пьер

Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава,
Нет, у любви бесследно сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
Низами
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
Марк Твен

Эта статья входит в "школьный блок":

Литература, по сути дела, прошла мимо изображения любви семейной. Андрей Платонов как-то заметил: "Образа семьянина, художественно равноценного Дон-Жуану, не существует в мировой литературе. Однако же образ семьянина более присущ и известен человечеству, чем образ Дон-Жуана". Это наблюдение можно распространить и на фольклор. Русские народные сказки с любовным сюжетом, а их большинство заканчиваются свадьбой с послесловием: " ...жили они долго, счастливо и умерли в один день". А Л.Н. Толстой в "Войне и мире" пошел дальше этих сказок и раскрыл секрет этих долготы и счастья, в деталях описав содержание ежедневной, семейной любви.

Знаменитый русский психотерапент Н.Е.Осипов (1877 -1934) называл произведения Льва Толстого «психоанализом в художественной форме» и в своих работах упоминал имя писателя не реже, чем имя основоположника психоаналитического учения З.Фрейда.

Более того, Н.Е. Осипов видит в самом Толстом интуитивного психоаналитика, предвосхитившего открытия 3.Фрейда даже в области лечения душевных болезней. Так, Толстой, по мнению Н.Е.Осипова, не просто дал удивительно точное описание депрессии Наташи Ростовой после неудавшегося бегства с Курагиным, но указал единственно верный способ терапии. Ученый видит общность в методах психоанализа и художественного метода Толстого. Н.Е.Осипов считал общим у Толстого и Фрейда внимание к мелким штрихам и отношение к ним как имеющим глубокий смысл.

Наташа Ростова и Пьер Безухов это любимые герои Л.Н. Толстого и он их описывает особо тщательно, без прикрас, а иногда даже с использованием резких формулировок, но зато с документальной точностью, по принципу "достоверность дороже симпатий". Счастливые, любящие семьи как Наташа и Пьер были, есть и будут. А благодаря "учебнику любви" Л.Н. Толстого их может быть больше.

Наташа Ростова прошла обычный путь по лестнице любви: сначала у нее была подростковая влюбленность в Бориса, потом пылкая "первая любовь" к Андрею Болконскому, увлеченность Анатолем Курагиным, завершающий трагический аккорд с Андреем Болконским. И только после того как она успешно проходит "курсы молодого бойца" ей становится "по силам" настоящая любовь - роль Матери - Жены.

Наташа - "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка", "грациозный поэтический бесенок", "капризна", "всех тормошит, и всеми любима", а еще подвижная и непосредственная, она безоглядно была во власти своих чувств. При ее темпераменте неизбежна детская влюбленность в Бориса Друбецкого. Эта чувственная вспышка вызвала в ней мгновенное затмение разума, полный паралич всех других чувств. Она ввергла Наташу в глубокие переживания, и в этих страданиях душа развивается. Это первый значимый шаг из детства в юность, а взрослость пока далеко, где-то за горизонтом.

Наташа совершенно не задумывается над тем, для чего она живет, не придается мыслям ни о высоких идеалах, ни о "добром небе", ни о добродетели, ни даже о завтрашнем дне. Наташа всегда поступает так, как подсказывает ей сердце, мало задумывается о последствиях своих поступков, а потому нет ни фальши, ни поддельности. Любуясь своей героиней, Л.Н. Толстой выделяет в ней "простоту, добро и правду" Душа ее развивается, и уже может вместить в себя и даже требует более глубокого чувства к князю Андрею, в которого, она влюбляется и взаимно. Бурное чувство, объяснения в любви с князем Андреем и помолвка с годовым испытанием.

Князь Андрей в "Войне и мире", попадает в ловушку влюбленности, как "на безрыбье и рак рыба". Эта ловушка очень распространена в социально ограниченных группах. Наташа Ростова может совершенно не соответствовать его ожиданиям и психологическим особенностям, но она "человек из своего круга, девушка на выданье". Складывается система "ключ - замок". Князю Андрею хочется создать семью, у него есть потребность в любви, и тут появляется Наташа. Все дальнейшие конструкции героев лишь в выгодной романтической форме объясняют им произошедшее. Наташе кажется, что она уже в первый приезд князя Андрея в поместье Ростовых влюбилась в него, ему тоже. Но это самообман. Истинный мотив - "ловушка ожидания пары". Л.Н. Толстой был неплохим житейским психологом, и потому он дал в ходе повествования этой паре распасться.
Б.Ю.Шапиро декан факультета МВШСН, к.пед.н., доцент, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Европейской ассоциации психотерапевтов.

Но темперамент Наташи не терпит душевного штиля такой продолжительности и вот ее уже бес попутал. В отсутствие князя Андрея она знакомится и быстро сближается с Анатолем Курагиным. Это рослый красавец с “прекрасными большими глазами”, он не одарён умом, но “зато у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность”. И хотя личную выгоду Анатоль не преследует, но за удовольствиями охотится с неутолимой страстью - и с готовностью принести в жертву любого ближнего. Так он поступает с Наташей Ростовой, влюбляя её в себя, готовясь увезти - и не думая о её судьбе, о судьбе Андрея Болконского.
- Три дня, - сказала Наташа. - Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. - Наташа обняла и поцеловала ее.
- Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? - говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом. Наташа, находясь во власти чувств, решается на отчаянный шаг - побег из родительского дома.

Этот мистический экстатический феномен впоследствии назвали , которые явились следствием очарования внешней красотой Наташи Анатолем, Пьера Элен. Эти яркие, бурные состояния быстро захватывают всю полноту души, ослепляют, лишают разума, но они также быстро и проходят.

Вот как Сергей Есенин описывает подобное увлечение Айседорой Дункан (1923г): «Была страсть, и большая страсть. Целый год это продолжалось. А потом все прошло и ничего не осталось, ничего нет. Когда страсть была, ничего не видел. А теперь! Боже мой, какой я был слепой! Где были мои глаза? Это, верно, всегда так слепнут».



После неудавшегося побега Наташа тяжело переживает свой "низкий, глупый и жестокий" поступок, что-то уже похожее на взрослость. Разрыв с Болконским, его ранение и последовавшая смерть привели Наташу к глубокому внутреннему кризису. Она предалась отчаянию и скорби, замкнулась в себе. Все это, вечные метания созревающих душ.

Горе, расставания с близкими это неизбежная часть жизни, каким бы большим, ни было горе оно переживаемо.

Пьер: массивный, толстый молодой человек с умным робким, наблюдательным и естественным взглядом. Фигура Пьера Безухова, может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. И улыбка у Пьера не такая, как у других: Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое - детское, доброе.

Пьер также проходит все ступени взросления. Он участвует в кутежах, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное начало одерживает верх над разумом: он по "большой любви" женится на светской красавице Элен. Но Пьер быстро осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его - легкомысленная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Участвует в дуэлях, опять страдает.

Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Он умен, любит предаваться мечтательному философствованию, исключительно добр и рассеян, одновременно его отличают слабость воли, отсутствие инициативы. Главная черта героя - искание успокоения души, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Пьер, вернувшись из плена и узнав, что жена умерла и он свободен, слышит о Ростовых, что они в Костроме, но мысль о Наташе редко навещает его: “Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего”. Даже встретив её, он не сразу узнаёт Наташу в бледной и худой женщине с печальными глазами без тени улыбки, сидевшей возле княжны Марьи, к которой он приехал.

Снова можно заметить, как Л.Н. Толстой большой мастер видения психологической картины человеческих отношений точно подмечает зарождение чувства любви Пьера к Наташе, которое произошло, еще когда влюбленность Андрея и Наташи была в разгаре. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью, с оттенками зависти. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен.

После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и неосуществимая идея убийства Наполеона, и горящая - Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, травмированная, уставшая душа Пьера сохранила в себе истоки любви к Наташе. Оба они после трагедий, утрат если и жаждут чего, то не нового счастья, а скорее успокоения. Она ещё вся в своём горе, но для неё естественно именно перед Пьером выговориться без утайки о подробностях последних дней её любви к Андрею, потому, что она чувствовала в нем родную душу. Пьер “слушал её и только жалел её за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая”. Для Пьера - радость и “редкое наслаждение” поведать Наташе о своих приключениях во время плена. Для Наташи радость - слушать его, “угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера”. Любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”. “Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее - любовь еще жива в ней”.

Наташе - двадцать один год, Пьеру - двадцать восемь.

Письмо Пьера Наташе:

«Дорогая Наташа, в тот великолепный летний вечер, когда я встретил вас на балу у императора, я понял, что всю жизнь хотел иметь жену, такую же прекрасную, как и вы. Я глядел на вас весь вечер, не отрываясь ни на минуту, всматривался в ваше малейшее движение, пытался заглянуть в каждое, пусть самое маленькое, отверстие вашей души. Я ни на секунду не отводил глаз от вашего великолепного тела. Но увы, все мои усилия, чтобы привлечь ваше внимание были безуспешны. Я думаю, что будут лишь пустой тратой времени все мольбы и обещания с моей стороны. Ибо я знаю, что у меня слишком маленький статус в империи. Но все же хочу вас заверить, что вы самое прекрасное существо на свете.

Я никогда, никогда не встречал такой удивительной женщины, которая так много сделала для нашей родины. И лишь ваша преогромнейшая скромность скрывает это.

Наташа, я люблю вас!

Пьер Безухов

«С того дня, как Пьер, уезжая от Ростовых и вспоминая благодарный взгляд Наташи, смотрел на комету, стоявшую в небе, и почувствовал, что для него открылось что-то новое, - вечно мучивший его вопрос о тщете и безумности всего земного перестал представляться ему. Этот страшный вопрос: зачем? к чему?»

После замужества в Наташе совершилось поразительное превращение, ее жизнь меняет курс на 180 градусов. Наташа реализует свою главную жизненную роль, для которой была предназначена. Эта ее роль была предопределена семейным воспитанием. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, семьи, которую Л.Н. Толстой в романе считает гармоничной, полноценной, где царит полное взаимопонимание и существуют теплые отношения между родителями и детьми. Именно семья привила Наташе и любовь к искусству, и тягу к культуре, и ту народную органичность, которую, Л.Н. Толстой считает неотъемлемой частью духовного мира истинно русского человека. Именно семья сформировала Наташу как личность. На момент окончания романа у них с Пьером было четверо детей.

Своё отношение к Наташе в новой для неё жизни Л.Н.Толстой выразил мыслями старой графини, которая “материнским чутьём” понимала, что “все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном”. Графиня Ростова “удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”.

«Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Наташа заявила свои требования. Пьер удивился этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинялся им». Прочитав это, каждый может сравнить свое понимание «под башмаком своей жены», с тем как это представляет Л.Н. Толстой и подробно объясняет женам, как сделать, чтобы муж сам захотел быть под ее башмаком.

«Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался - читал или писал в своем кабинете. Стоило Пьеру показать какое-нибудь пристрастие, чтобы то, что он любил, постоянно исполнялось. Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его. Весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть желаниями Пьера, которые Наташа старалась угадывать. И она, верно, угадывала то, в чем состояла сущность желаний Пьера, и, раз угадав ее, она уже твердо держалась раз избранного. Когда Пьер сам уже хотел изменить своему желанию, она боролась против него его же оружием».

“Всему, что было умственным, отвлечённым делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехой в этой деятельности её мужа”.

В супружеских парах, живущих в любви, осуществляется такая прекрасная поддержка и понимание, что каждый чувствует себя защищенным. При этом, что бы ни сделал каждый, что бы ни сказал - все уместно, все хорошо, все правильно. Это само по себе дает ощущение, что ты являешься добрым человеком, дает ощущение собственной значимости. А это чувство - важная потребность каждого человека.

«Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера».

В каждой супружеской паре любовь осуществляется по-разному, но общим для них является то, что требования супруга вызывают не раздражение, а напротив, чувство удовлетворения и гордости, поскольку воспринимаются как проявление заботы, собственной нужности.

Для описания своей любимицы Л.Н. Толстой не жалеет резких выражений. Наташа "то, что называют, опустилась": перестала заботиться о своих манерах, словах, одежде - обо всей внешней стороне жизни. Она забросила пение, отказалась от всех своих прежних увлечений, занятий. Она отдала всю себя семье, мужу, детям - почти растворилась в них, стала их частью. Наташа вся пропиталась естественностью, стала жить почти природной жизнью.

Она опустилась, но опустилась в такую глубину, рассказывая о которой Л.Н. Толстой не перестает удивляться. Наташа стала "красивой и плодовитой самкой", в которой "видно было только лицо и тело, а "я" не было видно"? Ее "я" до конца растворилось в "мы". Наташа стала не просто естественным человеком, а ключевым "органом семьи", воплощением вечной "жено-матери" - берегиней. В этом своем растворении в "мы" она так слилась с мужем, что стала понимать его помимо слов, почти телепатически. Они разговаривали, "с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга... без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом".

Это был способ, противный всем законам логики - "противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах... Наташа до такой степени привыкла говорить с мужем этим способом, что верным признаком того, что что-нибудь было неладно между ей и мужем, для нее служил логический ход мыслей Пьера. Когда он начинал доказывать, говорить рассудительно и спокойно и когда она, увлекаясь его примером, начинала делать то же, она знала, что это непременно поведет к ссоре".

Один человек еще не человек, только в паре он обретает гармоничную целостность.
Л. Фейербах

Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье ("одно сердце и одна душа") и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества, которое, овладев человеком, гасит и поглощает все индивидуальное в нем... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни.
К.Г.Юнг

Перед нами поразительное до сих пор еще не до конца раскрытое явление. Передавая друг другу несколько мыслей сразу, в одну и ту же секунду, они не затрудняют этим свое понимание, а, наоборот, делают его более полным и быстрым. А когда они говорят по правилам логики, не о многих предметах сразу, а об одном, это не облегчает им понимание, а, наоборот, срывает его.

Любовь Пьера к Наташе открыла в нем новые качества - появилась загадочная проницательность. "Он без малейшего усилия, сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви". "Может быть, - думал он, - я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда-либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что... я был счастлив".

И внутреннее понимание друг друга стоит у Наташи и Пьера на родственных основах. Их "глубокое погружение" друг в друга, их многоярусный обмен разными мыслями и чувствами сразу - плод слияния родственных душ.

Первичным является «родственность душ» это предопределяет взаимопонимание, возникает интерес от общения, развивается душевный комфорт в отношениях, это вызывает желание сделать доброе дело для партнера, а у него это вызывает еще большее желание доставить ответную приятность. Все! Цепная реакция развития любовного чувства запущена и теперь она будет развиваться до скончания века «пока ни сгинет в землю человек». Причем, с годами любовь становится еще крепче и благотворнее.

Любовь это не столько чувство, приводящее к браку, сколько раскрытие действенной светлой энергии и других способностей в совместной жизни. Любовь перестает быть отдельно взятым чувством, а становится всеобщим состоянием души, тела, ума, поведения. Как живительная дождевая влага пропитывает иссушенную истрескавшуюся землю, так и любовь пропитала жизни Наташи и Пьера, весь уклад их бытия.

Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.
Э. Фромм.

Эта любовь - естественное состояние не похожа ни на ранние Наташины чувства, ни на бурные чувства Пьера к Элен, то были влюбленнсти

«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто. И отражение это произошло не путем логической мысли, а другим - таинственным, непосредственным отражением».

Если обыкновенные писатели описывают разные стороны, хитросплетения любви предшествующие свадьбе, то выдающиеся писатели описывают как преображает, раскрывает лучшие качества любовь в супругах, когда уже рождаются дети. А переживания, страсти предшествующие созданию семьи это только предтеча главного чувства в жизни так ярко и всесторонне описанные Л.Н. Толстым в романе "Война и мир".

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
Л.Н. Толстой

Мы можем узнать много интересного о подробностях и деталях жизни наших героев если воспользуемся знаниями, которые открывает

Соционические психотипы: Наташа Ростова - сенсорно-этический экстраверт СЭЭ - ESFP - Наполеон Пьер Безухов - интуитивно-логический интроверт ИЛИ - INTP - Бальзак Андрей Болконский – этико-интуитивный экстраверт ЭИЭ - ENFJ – Гамлет Не подозревая того Л.Н. Толстой выбрал для описания семейного союза своих любимых героев наилучшие дуальные отношения.

Дуальность – высшая награда творца, ибо только в отношениях дуалов содержится все необходимое, чтобы придать им гармонию совершенства.
Психолог О.Б.Слинько

«Одним словом, дуал - это действительно та самая "половинка", о встрече, с которой мечтает каждый соционик (не соционик же мечтать не может, поскольку невозможно мечтать о том, о чем не имеешь представления!). В сложившейся дуальной диаде люди вообще забывают о том, например, что такое комплексы. Нет комплексов! Дуалы раскрепощены, раскованы, уверены в своей востребованности, в своей нужности, в своей полезности (прежде всего, дуалу, а значит, и обществу)» Подробнее познакомившись с описанием дуальности, понятно становится, откуда появилась легенда об андрогинах, что она возникла не из простого воображения философа. Интересно это явление Л.Н. Толстой так же описывает и в романе «Анна Каренина» о любящих супругах Левине и Кити. Как-то Константин Левин опоздал домой, и перенервничавшая Кити встретила его горькими упреками. Он оскорбился на нее, хотел сказать ей гневные слова, «но в ту же секунду почувствовал, что... он сам нечаянно ударил себя». «Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он». «Она была он сам». Любовь Наташи к Пьеру не является чем-то незыблемым, данным раз и навсегда, ее Наташе надо подновлять каждый день заново. Только такой противоречивый, медлительный, вместе с тем умный и глубоко мыслящий партнер, как Пьер, может надолго удержать ее внимание. Но для Наташи эти обновления не являются обременительной работой, нагрузкой, это ее интерес, это ребусы жизни, которые она охотно решает, получая от этого удовольствие, ощущение полноты жизни, радость, удовлетворенность собой и супругом. Наташа помогает Пьеру справиться с приступами хандры, он заряжается от нее энергией и оптимизмом. Наташа перенимает от Пьера его видение Времени, его не надо ни торопить, ни тормозить, как оно течет пусть, так и течет, увереннее, без надуманного драматизма относится к будущему. может даже предсказать, как развивались их сексуальные отношения. Практически всегда инициатором этих отношений была Наташа. Ведь она сенсорик (уверенный в своих ощущениях человек) и этик (уверенный в своих чувствах к другому человеку). Как экстраверт, она инициативна и импульсивна в отношениях, легко выражает чувства, откровенна и решительна. Пока Пьер сомневается в раздумьях выбора, она это делает гораздо быстрее к обоюдному удовольствию. А вот если бы Наташа вышла замуж за Андрея Болконского, был бы крайне неудачным сначала для нее, и уже как следствие для него. Отношения Андрея к Наташе можно обозначить как покровительство при отсутствии обратной связи то, в чем она не нуждается. Со временем они перерастают в почти полное игнорирование Андреем Наташу. Раз ты не нуждаешься в моем покровительстве, а ничего другого я тебе дать не могу, значит, ты не нуждаешься во мне. Вместо любви как это складывается в отношениях с Пьером, она превращается в помеху, неинтересную, примитивную обузу, мешающую ему полноценно мыслить, жить и быть самим собой. Самое главное, что дает , все качества отношений: любовь, проблемы, конфликты, отчуждения можно просчитывать до их начала, т.е. до знакомства. Сначала осуществляется соционическое тестирование, а далее все объяснит.

«Сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети - в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»

Лишь 1.5% опрошенных россиян ответили положительно на вопрос «Гармоничны ли ваши отношения с любимым человеком».

«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга. Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал, задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких, оказалось, пять, где есть взаимный выбор».

У счастливой жизни в любви есть большой недостаток – время летит быстро. Ведь не зря же родилась поговорка "счастливые часов не наблюдают". Как ни длинна жизнь счастливой семьи,

Джордж Буш (старший) прожил в любви с Барбарой 75 лет, умерли в один год 2018, ему было 94 года, ей 92 года.

А она конечно длиннее несчастливой, она пролетает быстро. Вот такой парадокс.

Еще один признак «Счастье, как здоровье, когда его не замечаешь, значит, оно есть».
И.Тургенев.

Так что выходит, что угодить телу человек, сколько бы он ни старался, никогда не в силах, потому что то, что нужно телу, не всегда можно добыть, и если и добывать, то надо бороться с другими; угодить же душе человек всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться; ...напротив, чем больше любишь, тем больше сближаешься с другими людьми. ...и всякий человек чем больше любит, то всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но и делает счастливыми и радостными и других людей.
Л. Н. Толстой

С точки зрения творцов национальной идеи - к ним следует обязательно отнести Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, славянофилов, разрушение самих основ существования России, начинается с разрушения традиционных устоев «дома» - русской Семьи. Такой Семьи как у Наташи и Пьера.

Счастлив тот, кто счастлив дома.
Л. Н. Толстой Влюбленность. Е. Пушкарев

Со дня приезда своей жены в Москву, Пьер сбирался уехать куда-нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного. Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая-то судьба постоянно сводила его с нею. «Что такое случилось? И какое им до меня дело? — думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. — Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» — думал Пьер дорогой к Ахросимовой. На Тверском бульваре кто-то окликнул его. — Пьер! Давно приехал? — прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета набок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы. «И право, вот настоящий мудрец! — подумал Пьер, — ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничего не тревожит его, — и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким, как он!» — с завистью подумал Пьер. В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню. Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна, с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты. — Что случилось? — спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне. — Хорошие дела, — отвечала Марья Дмитриевна. — Пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. — И, взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера и с которым Наташа хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем чтобы тайно обвенчаться. Пьер, приподняв плечи и разинув рот, слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! — этого Пьер не мог понять и не мог себе представить. Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», — сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему все-таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость. — Да как обвенчаться! — проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. — Он не мог обвенчаться: он женат. — Час от часу не легче, — проговорила Марья Дмитриевна. — Хорош мальчик! То-то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей. Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. — Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, — сказала она ему. — А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, — крикнула Марья Дмитриевна Пьеру. Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому. — Беда, беда, mon cher, — говорил он Пьеру, — беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да все-таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна и Бог знает что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери... — Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю. Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную. — Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже. — Да, ведь вы очень дружны с Болконским, верно что-нибудь передать хочет, — сказал граф. — Ах, Боже мой, Боже мой! Как все хорошо было! — И, взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты. Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи. Наташа, бледная, строгая, сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно-блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю? Сам по себе Пьер, очевидно, не существовал для нее. — Он все знает, — сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. — Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила. Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на ту, то на другую. — Наталья Ильинична, — начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, — правда это или не правда, это для вас должно быть все равно, потому что... — Так это не правда, что он женат? — Нет, это правда. — Он женат был, и давно? — спросила она. — Честное слово? Пьер дал ей честное слово. — Он здесь еще? — спросила она быстро. — Да, я его сейчас видел. Она, очевидно, была не в силах говорить и делала руками знаки, чтоб оставили ее.

Тема любви в романе льва Николаевича Толстого раскрывается во всей ее многогранности. Она толкает героев совершать самые невероятные поступки, наслаждаться жизнью и ужасаться собственному легкомыслию.

Наташа Ростова и Пьер Безухов - дворяне того склада характера, ума, воспитания, кому так просто находить общий язык, ведь их устремления, мечты, надежды так схожи.

(Наташа Ростова )

Наташа родилась в семье, где она не просто ни в чем не нуждалась, но имела любящих отца и мать, братьев и сестер, а также возможность раскрыть весь свой потенциал. Она отлично воспитана и образована, с надеждой и радостью вглядывается в будущее и желает главного - встретить того единственного, с кем сможет пройти по жизни рука об руку столь же уверенно, как и ее родители.

(Пьер Безухов )

Пьер тоже из прекрасной семьи, где ему ни в чем нет отказа, но он растет не избалованным представителем «дворянской молодежи», но умным и дельным человеком, у которого хоть и возникают временами фантастические идеи (например, лично убить Наполеона), но все же достаточно прагматизма, чтобы уверенно ступать по жизни, приумножая собственный опыт.

(Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов - афиша х/ф "Война и мир", СССР 1967 )

Ничто не предвещает нам в начале романа, что герои в будущем создадут счастливую семью. Наташа влюбляется в Болконского, но «теряет лицо» с Курагиным. Пьер женится на имеющей над ним необъяснимую власть Элен. Оба оказываются во власти жесточайшего разочарования и, мнится, никогда более не смогут открыть свое сердце светлому чувству, довериться кому-либо. Смерть Болконского потрясает обоих, война врывается в жизнь каждой русской семьи, оставляя в ней кровавые незаживающие раны.

Побывавший в плену, видевший горящую Москву, испытавший страшное отчаяние в ожидании неминуемой смерти, Пьер возвращается к мирной жизни полностью преображенным и лишенным прежних романтических предрассудков, он смотрит в будущее глазами многое пережившего и ставшего духовного более сильным человека. Наташа и после войны остается светской женщиной, лишенной «общего светского отпечатка», так привлекавшего в свое время Андрея. Оставшаяся детской душа Пьера, наконец, открывает ей глаза на то, что именно он и есть воплощение всего дорогого и ценного в людях.

(Семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова )

Для Наташи Пьер всегда был тем единственным человеком, кто всегда, при любых обстоятельствах приносил в дом Ростовых только радость. В трудные минуты, когда ее раздирали угрызения совести, душевные страдания и даже ненависть к себе за все произошедшее, в его глазах не было ни справедливого упрека, ни презрительного негодования. Он на самом деле боготворил ее, и она была счастлива уже тем, что он есть и стал для нее утешением.

Лев Толстой видел в своей героине воплощение собственного представления об идеальной женщине, призванием которой является стать женой, матерью, хранительницей семейного очага. Для нее семья - главная ценность и смысл жизни. Именно такую женщину и искал всю жизнь Пьер и нашел в своей Наташе.

Вступление

В романе «Война и мир» Наташа и Пьер являются центральными героями. На их долю выпало множество испытаний, которые они должны были преодолеть, чтобы в конце произведения обрести личное счастье.

Характеристика Наташи Ростовой

Наташа вряд ли смогла бы поразить кого-либо чертами своего лица. Но, отсутствие внешней привлекательности с лихвой компенсируется в героине красотой внутренней. Не случайно Толстой часто обращает внимание читателя на «сияющие» глаза Наташи. Ведь глаза, как известно, – отражение человеческой души.

Главное достоинство Наташи – это способность любить. Она любит своих родителей, сестру и братьев. Затем, почувствовав внутреннее богатство Андрея Болконского, она отдаёт сердце ему. В конце романа читатель имеет возможность наблюдать за тем, как зарождается и крепнет любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова.

Наташа любит природу и свой народ. Ей нравится слушать песни дядюшки, девушка сама с удовольствием пускается в пляс. «Она умела понять всё то, что было … во всяком русском человеке».

Любовь и сострадание к простым людям заставляет Наташу уговорить мать отдать раненым подводы. А ведь на них находился небогатый скарб разорённых Ростовых, в том числе и её приданое.

Характеристика Пьера Безухова

С Пьером Безуховым читатель впервые встречается в салоне Шерер. От остальных представителей света его отличает взгляд, умный и наблюдательный. Именно этот взгляд вызывает беспокойство хозяйки светского салона.

Жизнь Пьера полна резких поворотов и превратностей. Из незаконного сына вельможи он неожиданно превращается в богача и самого завидного жениха столицы.

Пьер доверчив, поэтому часто становится добычей пронырливых и нечистоплотных людей. Так, на время он сводит дружбу с Долоховым и Курагиным, которые используют его в своих интересах. Попадает под влияние князя Василия, который почти насильно женит его на своей дочери. Герой получает в жёны первую красавицу, Элен Курагину. Счастлив ли он? Вначале ему кажется, что да. Со временем становится ясно, что Пьер и его жена – полные антиподы. У Безухова за не слишком привлекательной внешностью прячется прекрасная душа. А у ослепительной Элен душа отсутствует вовсе.

Несчастливый брак толкает Пьера на путь нравственных исканий. Он пытается изменить мир к лучшему и вступает в масонскую ложу. Но, здесь его ждёт разочарования. Все идеи, которые проповедуют масоны – лицемерные разговоры. Оказывается, что только Пьер всерьёз готов к реальным преобразованиям.

Характер Пьера окончательно меняется во время войны. От неестественного и неразумного желания убить Наполеона он приходит к осознанию того, что действительно важно и ценно, после спасения чужой девочки и жизни среди солдат в плену.

Знакомство героев и развитие их отношений

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Хотя Пьер старше Наташи на 7 лет, их сближает непосредственность и доброта.

Узнав о том, что Наташа изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать «о её низости, глупости и жестокости». Именно Пьер, узнав, что Элен способствовала позору Наташи, пытается восстановить её репутацию. Противник всякого насилия, Пьер вызвал на дуэль Долохова, чуть не задушил Анатоля. Поступок Безухова вполне объясним. Он тайно любит Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой, и что эта любовь останется с ним навеки.

Любовь Наташи и Пьера

В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».

Заключение

Своё сочинение на тему: «Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» хочется закончить цитатой: «Радостно осознавать, что люди достойные, которых так долго испытывала судьба, получают в конце пути заслуженную награду».

Тест по произведению

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека.

Наташа Ростова.

Одной из главных героинь в романе была Наташа Ростова. Писатель уделяет ей немало внимания и это неудивительно, ведь душа Наташи – это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках.

В романе слова «Наташа» и «любовь» неразделимы. Любовь – это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне... Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей...любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».

Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи намного позже. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Этим человеком был Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.

Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой должна быть женщина-мать. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни.

Пьер Безухов.

Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя, как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц.

Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России, но, в то же время, выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину. И в тот, казалось бы, самый «романтический» момент, когда Пьер «просит» руки Элен, он все время в мыслях опирается на слово «кажется»: «кажется» люблю, «кажется» счастлив.

Он ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований и ошибок.

Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.

Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Наташа и Пьер – это два «полюса», абсолютно разных человека, разделённых пропастью мировоззрений. Но их любовь стала мостом через эту пропасть, сблизила и соединила их.


Top