Гаршин В.М. Краткая биография

Русский писатель, поэт,

художественный критик.

Всеволод Михайлович Гаршин

(1855-1888) Всеволод Гаршин - один из самых много обещавших и мало сделавших русских писателей: его проза укладывается в один нетолстый томик. Подобно Эдгару По, Гаршин в рассказах 1870 - 1880годов предвосхитил прозу ХХ века. «Красный цветок», «Attalea princeps», «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) предвосхищают если не Кафку, то уж точно Леонида Андреева и символистскую прозу.

Фамилия Гаршин, происходит от тюрко — персидского гарша, курша "отважный правитель, герой" .

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1885 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Отец - офицер участвовал в Крымской войне. Мать, дочь морского офицера принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х. Пятилетним ребенком Всеволод Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на его характер.

Мать влюбилась в воспитателя старших детей Завадского, организатора политического общества, бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 года Всеволод жил с отцом в имении близ Старобельска, затем мама забрала его в Петербург, там он окончил гимназию.

В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Всеволод Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России.

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» - Салтыков-Щедрин, Успенский. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу в Петербургском университете, как вольнослушатель . Война наложила глубокий отпечаток на творчество писателя и его восприимчивую психику. Простые по фабуле и композиции рассказы Гаршина поражали читателей обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны («Четыре дня»); чувство долга, попытки уклонения и осознание невозможности этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, стала главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ «Происшествие» (1878), в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы, осуждающей проститутку.

Всеволод Михайлович Гаршин неоднократно позировал Илье Ефимовичу Репину. Пронзительный и печальный взгляд его больших чёрно-алмазных глаз отражён в полотнах мастера «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына» и в удивительно проникновенном портрете самого писателя. В одном из писем Репин отметил: "Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать в жизни. Как кристалл, чистая душа!".

Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ «Художники» (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню учить крестьянских детей.

В рассказе «Attalea princeps» (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Всеволод Михайлович пытался разорвать заколдованный круг, а болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. В феврале 1880 года революционер-террорист Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Он убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого маниакально-депрессивный психоз Гаршина обострился и его поместили в психиатрическую лечебницу . После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству.

В 1882 году вышел его сборник «Рассказы», который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент. В августе-сентябре 1882 по приглашению Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) в Спасском-Лутовинове.

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог.

Нравственный авторитет Всеволода Михайловича Гаршина в обществе был высок. Писатель с обострённой чувствительностью к любой несправедливости умел художественно выразить и осудить социальное зло. В том числе и в форме сказок: «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» . «Лягушка-путешественница» была его последней сказкой .



Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней,

Но коль черти в душе гнездились

Значит ангелы жили в ней!

Сергей Есенин

Почвой для появления образа венчанных розы и жабы , обозначающих мир прекрасного и безобразного, белого и черного, Добра и Зла , Ада и Рая послужила сказка Гаршина "О жабе и розе"

Всеволод Михайлович был в гостях у друга поэта Полонского и слушал музыку в исполнении Рубинштейн а , напротив которого сидел какой-то неприятный человек. Контраст композитора, творившего прекрасную музыку, и неприятного для Гаршина человека был так велик, что у него родился образ противостояния розы и жабы. В 1884 году он написал сказку “О жабе и розе” .

Когда роза расцвела в заброшенном цветнике, поблизости оказалась жаба. Приятный и чарующий аромат розы смутил жабу. Не умея выразить восхищение, и не зная что это такое-восхищение, жаба пыталась говорить как можно нежнее сказал предмету своего беспокойства: “Я тебя слопаю!” И потом, разозлившись на прекрасную розу, такую недоступную и непонятную, жаба дважды пыталась атаковать розовый куст, невзирая на шипы. Израненная, она ползла все выше и выше, пока сестра мальчика не сорвала розу. Жабу отшвырнули пинком ноги. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Розу принесли в дом. Мальчик понюхал её и заснул последним сном. На похоронах роза лежала возле усопшего. “Когда роза начала вянуть, её положили в старую толстую книгу и высушили, а потом через много лет подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю” - пишет В.М. Гаршин.

В 1888 здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. 19 марта 1888, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.

Поэт Алексей Плещеев написал на день похорон Гаршина стихотворение:
Не много тех, кто чистоту души
Умел сберечь средь мутных волн житейских,
Как ты сберег, и в ком не в силах были
Они любви светильник потушить...
Спи мирно, брат наш милый!.. Долго будет
В сердцах людских жить светлый образ твой.
О! если бы могли, хотя на миг,
Твои открыться вежды... в наших взорах
Прочел бы ты, какою беспредельной,
Великой скорбью душу наполняет
Нам мысль, что ты навек от нас ушел!

Красный цветок

Самый знаме-нитый рассказ Гаршина. Не являясь строго авто-био-гра-фи-че-ским, он тем не менее впитал личный опыт писа-теля, стра-дав-шего мани-а-кально-депрес-сивным психозом и пере-нес-шего острую форму болезни в 1880 г.

В губерн-скую психи-ат-ри-че-скую боль-ницу привозят нового паци-ента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непре-рывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, пропи-санное врачом, неудер-жимо худеет. Он сознает, что он в сума-сшедшем доме. Человек обра-зо-ванный, он в значи-тельной степени сохра-няет свой интел-лект и свой-ства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в боль-нице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигант-ского пред-при-ятия, направ-лен-ного на уничто-жение зла на земле, и что другие выда-ю-щиеся люди всех времен, собрав-шиеся здесь, призваны ему в этом помочь.

Меж тем насту-пает лето, больные проводят целые дни в саду, возде-лывая грядки овощей и ухаживая за цвет-ником.

Неда-леко от крыльца больной обна-ру-жи-вает три кустика мака необык-но-венно яркого алого цвета. Герою вдруг пред-став-ля-ется, что в этих-то цветках и вопло-ти-лось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь чело-ве-че-ства, и что его пред-на-зна-чение на земле — уничто-жить цветок и вместе с ним все зло мира...

Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подхо-дить к нему.

Цветок, кажется ему, ядовит, и пусть уж лучше этот яд сначала перейдет в его грудь, чем поразит кого-либо другого... Сам же он готов умереть, «как честный боец и как первый боец чело-ве-че-ства, потому что до сих пор никто не осме-ли-вался бороться разом со всем злом мира».

Утром фельдшер застает его чуть живым, так изму-чила героя борьба с ядови-тыми выде-ле-ниями крас-ного цветка...

Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка «длин-ными, похо-жими на змей ползу-чими пото-ками изви-ва-ется зло».

Эта борьба еще более обес-си-ли-вает боль-ного. Врач, видя крити-че-ское состо-яние паци-ента, тяжесть кото-рого усугуб-ля-ется непре-кра-ща-ю-щейся ходьбой, велит надеть на него смири-тельную рубаху и привя-зать к постели.

Больной сопро-тив-ля-ется — ведь ему надо сорвать последний цветок и уничто-жить зло. Он пыта-ется объяс-нить своим сторожам, какая опас-ность им всем угро-жает, если они не отпу-стят его, — ведь только он один в целом мире может побе-дить коварный цветок — сами они умрут от одного прикос-но-вения к нему. Сторожа сочув-ствуют ему, но не обра-щают внимания на преду-пре-ждения боль-ного. Тогда он решает обма-нуть бдитель-ность своих сторожей. Сделав вид, что успо-ко-ился, он дожи-да-ется ночи и тут прояв-ляет чудеса ловкости и сооб-ра-зи-тель-ности. Он осво-бож-да-ется от смири-тельной рубахи и пут, отча-янным усилием сгибает железный прут оконной решетки, караб-ка-ется по каменной ограде. С оборван-ными ногтями и окро-вав-лен-ными руками он наконец доби-ра-ется до послед-него цветка.

Утром его находят мертвым. Лицо спокойно, светло и испол-нено горде-ли-вого счастья. В окоче-невшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) родился в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в дворянской семье, отец его был офицером кирасирского полка, участником Крымской войны 1853-1856 годов, мать - из семьи морского офицера. В детстве Гаршину и его братьям пришлось пережить тяжёлую душевную травму: мать их Екатерина Степановна, увлёкшись воспитателем старших детей П.В. :Завадским, в 1860 году оставила семью.

Завадский, организатор тайного студенческого политического общества, после обращения в полицию отца Гаршина, пытавшегося вернуть жену, был арестован и сослан в Олонецкую губернию, куда мать Гаршина вместе с сыном Всеволодом несколько раз ездила. Общение будущего писателя с революционно-демократической интеллигенцией станет впоследствии основой его близости к народникам и воздействия их идей на его творчество.

В юности Гаршин интересовался естественными науками, однако его желание заниматься ими не смогло осуществиться: выпускник реального училища был лишён права поступать в университет. Поэтому он выбрал Горный институт, хотя профессия инженера его не особенно привлекала. Вскоре после объявления в 1877 году Россией войны Турции Гаршин, одержимый порывом разделить "общее страдание", уходит из института и участвует в боевых действиях на Балканах.

В одном из боёв он был ранен в ногу и попал в госпиталь. В реляции сообщалось, что Гаршин "примером личной храбрости увлёк товарищей в атаку". Год спустя он был произведён в офицеры, однако продолжать службу не захотел, чтобы иметь возможность окончить ученье и заниматься литературной деятельностью.

Острота нравственного чувства побуждала Гаршина к ярким, самоотверженным поступкам. В 1880 году, после покушения революционера И.О. Млодецкого на особо приближённого к императору и наделённого чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, Гаршин добивается аудиенции у генерала, чтобы просить о помиловании преступника, так как, по его убеждению, только милосердие способно прекратить правительственный и революционный террор. Тем не менее казнь состоялась, и это был удар для писателя.

Эти переживания обостряли его наследственный душевный недуг (маниакально-депрессивный синдром, из-за которого Гаршин в 1880 году находился в психиатрической лечебнице, а восемь лет спустя покончил жизнь самоубийством, бросившись в пролёт лестницы своего дома), он мало писал и, не рассчитывая на литературный заработок, вынужден был устроиться в 1882 году чиновником в канцелярию Съезда представителей железных дорог. Помимо этого, он сотрудничал с В.Г. Чертковым в издательстве "Посредник", а также принимал активное участие в работе Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Литературная деятельность Гаршина началась в 1876 году с сатирического очерка "Подлинная история Энского земского собрания" (газета "Молва"), в котором отразились его впечатления от Старобельска, где он одно время жил вместе с отцом. Написал Гаршин немного. Но это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него. "Голосом совести и её мучеником" справедливо назвал Гаршина критик Ю.Айхенвальд. Именно так он и воспринимался современниками.

В сочинениях Гаршина человек - в состоянии душевного смятения. В первом рассказе "Четыре дня", написанном в госпитале и отразившем собственные впечатления писателя, герой ранен в бою и ждет смерти, рядом же разлагается труп убитого им турка. Эту сцену часто сравнивали со сценой из "Войны и мира", где раненный в Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский смотрит на небо. Герой Гаршина тоже смотрит на небо, но вопросы его волнуют не отвлечённо философские, а вполне земные: зачем война? почему он вынужден был убить этого человека, к которому не испытывал враждебных чувств и, по сути, ни в чём не виновного?

Военная тема у Гаршина пропущена через горнило совести, через душу, растерянную перед непостижимостью этой неведомо кем предумышленной и никому не нужной бойни. А между тем Русско-турецкая война 1877 года была начата с благородной целью помощи братьям-славянам в избавлении от турецкого ига. Гаршина же волнуют не политические мотивы, а вопросы экзистенциальные. Персонаж не хочет убивать других людей, не хочет идти на войну (рассказ "Трус"). Тем не менее он, подчиняясь общему порыву и считая это своим долгом, записывается добровольцем и гибнет. Бессмысленность этой гибели не даёт покоя автору.

Но что существенно - нелепость эта не единична в общем строе бытия. В том же рассказе "Трус" умирает от гангрены, начавшейся с зубной боли, студент-медик. Эти два события - параллельны, и именно в их художественном сопряжении высвечивается один из главных гаршинских вопросов - о природе зла.

Этот вопрос мучил писателя всю жизнь. Не случайно его герой, рефлектирующий интеллигент, протестует против мировой несправедливости, воплощающейся в неких безликих силах, что влекут человека к гибели и разрушению, в том числе и саморазрушению. Именно конкретного человека. Личность. Лицо.

Вместе с тем боль писателя об одном человеке, об одной-единственной жизни неотделима от его стремления хотя бы на уровне имени главного персонажа достичь всеохватывающего обобщения. Его герой носит фамилию Иванов и имя Иван Иванович. В этом своеобразие гаршинского гуманизма: человек у него сам и одновременно часть целого - народа, страны, общества. Гаршин был связан с народническим "Русским богатством" и сотрудничал с его лидерами - Н.Михайловским и другими. Однако тревога и печаль его о бедствиях народных выходила за рамки традиционного народничества.

Под гаршинской болью о народе таилось страдание об участи человека вообще. О личности. И это выделяло его идейно-художественную позицию среди писателей 70-80-х годов. Он подходил к драматизму человеческой жизни не столько с позиции социальной критики, сколько с позиции экзистенциальной растерянности перед лицом мирового зла и протеста против него, как правило, безуспешного и трагического.

Хрестоматийными стали его аллегорические рассказы "Красный цветок" и "Attalea princeps". В первом душевно больной человек, находящийся в психиатрической лечебнице, борется с мировым злом в образе ослепительно красных цветов мака на больничной клумбе. Во втором оранжерейная пальма, устремившись к свободе, проламывает крышу. И - гибнет.

Характерно для Гаршина (и в этом отнюдь не только автобиографический момент) изображение героя на грани безумия. Дело не столько в болезни, сколько в том, что человек у писателя не в силах справиться с неизбывностью зла в мире.

Современники оценили героизм гаршинских персонажей: те пытаются противостоять злу, несмотря на собственную слабость. Именно безумие оказывается началом бунта, так как рационально осмыслить зло, по Гаршину, невозможно: сам человек вовлечён в него - и не только социальными силами, но и, что не менее, а может быть, и более важно, силами внутренними. Он сам отчасти носитель зла - подчас вопреки собственным представлениям о себе. Иррациональное в душе человека делает его непредсказуемым, выплеск этой не поддающейся контролю стихии - не только бунт против зла, но и само зло.

Большая часть рассказов Гаршина полна безысходности и трагизма, за что его не раз упрекали критики, усматривавшие в его прозе философию отчаяния и отрицание борьбы. Два из них - о любви - строятся вокруг главной героини Надежды Николаевны. Родом из интеллигентной семьи, волей обстоятельств оказавшаяся на панели, она, натура сложная и противоречивая, как бы сама стремится к гибели. И любовь к ней Ивана Никитина в рассказе "Происшествие" она отвергает, боясь нравственного порабощения, что приводит того к самоубийству.

Её социальное положение, её прошлое не дают ей довериться благородству и бескорыстию другого человека. Самолюбие и гордость, которая паче гордыни, приводят к тому, что именно этим началам её сильной и сложной натуры приносятся в жертву и возможность другой, более чистой жизни, и, самое печальное, живой человек. Жизнь приносится в жертву неким абстракциям.

Образ падшей женщины становится у Гаршина символом общественного неблагополучия и больше - мирового неустройства. И спасение падшей женщины для гаршинского героя равносильно победе над мировым злом хотя бы в данном частном случае. Но и эта победа в конечном счете оборачивается гибелью участников коллизии. Зло всё равно находит лазейку. Один из персонажей, литератор Бессонов, тоже когда-то думал о спасении Надежды Николаевны, но не решился, а теперь вдруг понял, что она на самом деле для него значит. Анализируя мотивы собственных поступков, снимая покров за покровом, пласт за пластом, он вдруг обнаруживает, что обманывал сам себя, что был втянут в некую игру-интригу своего самолюбия, амбиций, ревности. И, не в силах смириться с утратой возлюбленной, убивает её и себя.

Всё это привносит в рассказы Гаршина не только экспрессию трагизма, но и долю мелодраматичности, романтической эскалации страстей и крови. Писатель тяготеет к театральности и даже кинематографичности, хотя до изобретения братьев Люмьер ещё не дошло. Для его поэтики характерны контрасты, резкие перепады света и тени (последователем Гаршина станет Л.Андреев). Его рассказы часто строятся как дневники или записки, однако в некоторых сценах ощутима именно театральная преувеличенность, даже некоторые детали в них обладают бутафорской эксцентричностью.

Гаршин любил живопись, писал статьи о ней, поддерживая передвижников. Был он близко знаком с И.Репиным, который использовал этюд с Гаршина (особое впечатление на всех производили задумчивые, ласково-печальные глаза писателя) для лица царевича Ивана в картине "Иван Грозный и его сын Иван", а написанный им отдельно портрет Гаршина - одна из лучших работ художника в этом жанре.

Тяготел он к живописи и в прозе - не только делая своими героями именно художников ("Художники", "Надежда Николаевна"), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, он противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ. Искусство, способное задевать душу, тревожить её.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) - российский прозаик и поэт, художественный критик. Писатель имеет украинское происхождение. Он появился на свет 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области. О работах литератора тепло отзывались его коллега, в их числе Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Они говорили, что Всеволод мог бы жить и творить ещё долго, если бы удалось оградить его от мировой несправедливости и боли, уменьшить чувствительность.

Дворянский род

Родители будущего литератора были дворянами. Если верить преданиям, их род происходил от мурзы Гарши, который был выходцем из Золотой Орды. Мать Гаршина была интеллектуалкой, она интересовалась литературой и политикой, владела несколькими языками. Отец мальчика, Михаил Егорович, был военным. К нему часто приходили сослуживцы, они делились историями об обороне Севастополя. В такой среде и прошли детские годы Севы.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил семейную драму. Его мать влюбилась в воспитателя П.В. Завадского, который был известным революционером. Также Пётр занимался организацией тайного политического общества. Мать сбежала к нему, однако Михаил Егорович пожаловался в правоохранительные органы. Любовника арестовали, он был сослан в Петрозаводск. Женщина переехала в Петербург, чтобы быть ближе к любимому человеку.

Сева остро воспринял случившееся из-за раннего умственного развития, у него пошатнулось здоровье и психика. Впоследствии у писателя нередко возникали приступы нервного расстройства. После расставания родителей Гаршин остался жить с отцом, однако в 1864 г. мать забрала его, отдала в петербургскую гимназию.

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Последние годы

Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.

После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» - музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему воспитателю П. Завадскому. Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу. Сейчас их изучают в четвёртом классе средней школы.

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.

Биография и эпизоды жизни Всеволода Гаршина. Когда родился и умер Всеволод Гаршин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя,фото и видео.

Годы жизни Всеволода Гаршина:

родился 14 февраля 1855, умер 5 апреля 1888

Эпитафия

«Чья совесть глубже всех за нашу ложь болела,
Те дольше не могли меж нами жизнь влачить.
А мы живем во тьме, и тьма нас одолела.
Без вас нам тяжело, без вас нам стыдно жить!»
Из стихотворения Николая Минского, посвященного памяти Гаршина

Биография

Драмы и трагедии в жизни Всеволода Гаршина начались с раннего детства. Уже в пять лет он стал невольным участником семейной переделки. Мать Всеволода — типичная шестидесятница — влюбилась в деятеля революционного движения Петра Завадского и покинула семью, прихватив с собой малолетнего сына. Отец Гаршина — представитель старинного дворянского рода — не захотел терпеть предательства и пожаловался на Завадского в полицию. В результате доноса последнего отправили в ссылку, и женщина, чтобы оставаться ближе к возлюбленному, последовала за ним и осела в Петербурге. Разумеется, данные события нашли отражение в дальнейшей жизни Всеволода Гаршина, значительно повлияв на его здоровье и мировосприятие.

Поступив в Горный институт, Всеволод так и не заканчивает обучение. Он отправляется в армию и получает ранение в боевом сражении. Хотя ранение и не было серьезным, но о военной службе пришлось забыть. Получив офицерское звание, ему приходится уйти в отставку. После увольнения из армии Гаршин какое-то время посещает лекции в Петербургском университете, а после решает посвятить себя исключительно литературной деятельности.


В 1877 г. Всеволод Гаршин приобретает известность, когда дебютирует со своим произведением «Четыре дня». В рассказе автор выражает искренний протест против насилия, войны и истребления человека человеком. В дальнейшем он пишет ряд произведений, посвященных этой теме. Перу Гаршина принадлежат и сказки для детей, которые, собственно, все равно несут в себе главную мысль — необходимость борьбы с несправедливостью в этом мире.

Но пока писательская репутация Гаршина растет и крепнет, психическое здоровье писателя только расстраивается. Так, после публичной казни князя Молодецкого, приверженцем взглядов которого являлся Гаршин, его начинают посещать тревожные состояния. Примерно два года проводит русский прозаик в психлечебнице, и депрессия будто бы отступает. После выхода из больницы Гаршин женится, а последующие годы называет самыми счастливыми в своей жизни. Именно в этот период из-под его пера выходит его лучший рассказ — «Красный цветок».

Правда, счастье Гаршина длится недолго: приступы тоски вновь его одолевают. 5 апреля 1888 г., пребывая в депрессивном состоянии, писатель предпринимает попытку самоубийства — бросается в лестничный пролет с четвертого этажа. Однако умирает не сразу, а впадает в кому на несколько дней. Смерть Гаршина наступила на пятый день комы, причиной смерти Гаршина послужили полученные от падения травмы. Похороны Всеволода Гаршина состоялись на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Линия жизни

14 февраля 1855 г. Дата рождения Всеволода Михайловича Гаршина.
1864 г. Поступление в петербургскую 7-ю гимназию.
1872 г. Переход в реальное училище.
1874 г. Поступление в Горный институт.
1877 г. Творческий дебют: выход рассказа «Четыре дня».
1882 г. Поступление на государственную службу при Гостином дворе.
1883 г. Брак с Надеждой Золотиловой.
1885 г. Начало сотрудничества с издательством «Посредник».
30 марта 1888 г. Попытка самоубийства.
5 апреля 1888 г. Дата смерти Гаршина.
7 апреля 1888 г. Дата похорон Гаршина.

Памятные места

1. Поселок Бахмутское Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл.), где родился Гаршин.
2. Горный университет в Санкт-Петербурге, где учился Всеволод Гаршин.
3. Село Переездное, где находится усадьба-музей Всеволода Гаршина и памятник Гаршину.
4. Памятник Гаршину в Старобельске (на пересечении ул. Октябрьской и Чернышевского).
5. «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге, где похоронен Гаршин.

Эпизоды жизни

Считается, что именно выдающийся прозаик Всеволод Михайлович Гаршин узаконил жанр новеллы в русской литературе. Впоследствии для реализации своих литературных идей данный художественный жанр выбрал Антон Чехов.

Начало литературного творчества Гаршина приходится на период разгара борьбы народников с самодержавием. Напряженная революционная действительность тяжело сказывалась на слабом здоровье и без того впечатлительного писателя. Всеволод Гаршин впадал в длительные депрессии всякий раз, когда узнавал о новой государственной расправе с очередным революционером.

Завет

«Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни; мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего я принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества».

Сюжет о писателе Всеволоде Гаршине

Соболезнования

«Без него нам стыдно жить».
Николай Минский, поэт

«У него особый талант - человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьем к боли вообще».
Антон Чехов, писатель

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гаршина Всеволода Михайловича

Всеволод Михайлович Гаршин − известный российский прозаик второй половины XIX столетия, который занимался также искусствоведением и писал критические статьи.

Детство и юность

Родился Всеволод Михайлович Гаршин в 1855 году 2 февраля (по новому стилю – 14-го). Это событие произошло в родовом имении под названием Приятная Долина, которое располагалось в Екатеринославской губернии и принадлежало офицерской семье обрусевшего татарина Михаила Егоровича Гаршина, ведущего свою родословную от мурзы из Золотой Орды по имени Горши. Мать маленького Севы была типичной «шестидесятницей». Она живо интересовалась литературой и текущей политикой, владела совершенно свободно французским и немецким языками. Естественно, что именно она оказала на сына огромное влияние.

В возрасте пяти лет Сева пережил большую семейную драму, которая катастрофически сказалась на здоровье мальчика и очень значительно повлияла на его мироощущение и формирование характера. Мать Всеволода влюбилась в П.В. Завадского, молодого человека, являвшегося воспитателем её старших детей, и бросила семью. Оказалось, что этот человек был организатором тайного общества, и отец Гаршина, узнав об этом, донёс в полицию. Оппозиционера арестовала охранка, и он был сослан в Петрозаводск. Неверная супруга переехала в Санкт-Петербург, чтобы иметь возможность навещать ссыльного. Немудрено, что ребёнок являлся в это время для родителей предметом раздора. Сева жил с отцом до 1864 года, а впоследствии мама забрала его и отдала в гимназию в СПб.

В 1864-74 годах Гаршин учился в гимназии. Тогда-то он и начал писать стихи и рассказы, в которых подражал «Илиаде» Гомера и «Запискам охотника» знаменитого . В старших классах гимназии Гаршин увлёкся естествознанием, этому способствовали дружеские отношения с талантливым педагогом Александром Яковлевичем Гердом, который был известным популяризатором естественных наук. По совету этого человека Всеволод поступил в Горный институт, а также слушал с большим интересом лекции Дмитрия Ивановича Менделеева в Петербургском университете.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Литературная деятельность

Гаршин начал печататься в 1876 году (ещё будучи студентом). Его первой опубликованной работой был очерк под названием «Подлинная история N-ского земского собрания», написан в духе сатиры. Затем после сближения с художниками-передвижниками Всеволод написал об их творчестве ряд статей, особое внимание уделяя полотнам, представленным на выставках. После начала новой русско-турецкой войны студент бросил занятия в Горном институте и отправился на фронт добровольцем, участвовал в болгарском походе, воплотив впоследствии свои впечатления в ряде рассказов, которые были опубликованы в 1877-79 годах.

В бою возле селения Аяслар Гаршин получил ранение и после лечения в госпитале был отправлен в отпуск на целый год домой. Он приехал в СПб уже с твёрдой уверенностью, что будет заниматься исключительно литературной деятельностью. Спустя полгода Всеволод получил звание офицера, а когда война закончилась в 1878 году, то его уволили в запас.

Гаршин продолжил своё образование в качестве вольнослушателя на историко-филологическом факультете в университете СПб.

Отношение к революционным событиям

Молодой литератор продолжал писать и публиковать рассказы, в которых ставил перед интеллигенцией проблему выбора: идти ли по пути личного обогащения или избрать полную лишений дорогу служения своему народу.

Гаршин не принял революционный террор, разразившийся в России в конце 70-х годов. Он воспринимал чрезвычайно остро и болезненно все события, связанные с этим. Несостоятельность методов революционной борьбы, применявшихся народниками, становилась все очевиднее ему. Писатель выразил в рассказе «Ночь» трагическое мироощущение современного ему молодого поколения.

Болезнь и смерть

В начале 70-х у Всеволода Михайловича врачи диагностировали расстройство психики. В 1880 г. Гаршин предпринял неудачную попытку выступить на общественную защиту революционера Ипполита Осиповича Млодецкого, покушавшегося на жизнь графа Лорис-Мельникова. Последовавшая вскоре казнь Ипполита потрясла писателя, и психическая болезнь обострилась. Гаршину пришлось около двух лет провести в психиатрической клинике.

Восстановив немного душевное равновесие, Всеволод Михайлович возвратился в мае 1882 года в Санкт-Петербург. Он вернулся к литературному творчеству, опубликовал очерк под названием «Петербургские письма», в котором глубоко размышлял о Петербурге как о единственной духовной родине для всей отечественной интеллигенции. Гаршин даже поступил на гражданскую службу и женился в 1883 году на молодой женщине-враче Н. Золотиловой. Это был, по-видимому, самый счастливый в его короткой жизни период. Именно тогда Всеволод Михайлович написал свой лучший рассказ «Красный цветок».

Однако уже в 1887 году у Гаршина наступила вновь тяжелейшая депрессия, и он оставил государственную службу. Вскоре начались также ссоры между его матерью и молодой женой. Эти события не могли не привести к трагическому исходу. Всеволод Михайлович Гаршин покончил жизнь самоубийством. 5 апреля (24 марта по старому стилю) 1888 он бросился в пролёт лестницы.


Top