Как стать балериной. Балет: от мечты к реальности

Естественный отбор

Путь танцовщицы балета начинается ещё в 5-6 лет. Подготовительные студии, работающие с дошколятами, прививают базовые навыки, чувство ритма, умение "зеркально" копировать движения. Затем, перед переходом в следующую ступень, маленькие танцовщицы проходят строгий отбор... по физическим признакам. Замеры проводят чуть ли не как для скаковых лошадей: соотношение стопы к длине ноги, посадка головы, ширина таза, ступни. Часто бывает, что после них способная и даже талантливая девочка оказывается бесперспективной, и на большую сцену ей не попасть при всём усердии.

Если же счастливица, мечтающая о партии Жизель, проходит отбор, далее её ждёт балетная школа. До 10-12 лет она чаще отделена от общеобразовательной, и юная танцовщица после обычных уроков проводит ещё несколько часов у станка, практически каждый день. Часто за это время девочки либо отказываются от мыслей о Большом театре, либо окончательно решают, что вся их жизнь - в балете. И следующая ступень - балетное училище - становится абсолютно осознанным выбором.

Терпенье и труд - это балет

Если при мысли о балетной школе у вас возникают такие ассоциации, как красивые девочки в чистеньких трико у станка, суровые, но справедливые преподавательницы и трогательная дружба учениц, значит, вы далеки от реальности.

Суровая правда - это холодные студии, лошадиный труд с утра и до поздней ночи, резкость учителей, доходящая до грубости, и вечный страх перед взвешиванием. Последний пункт - особенный кошмар девиц из балетного училища. Лишние граммы могут перечеркнуть многомесячные труды. Поэтому убийственные диеты здесь - норма, курение едва ли не поощряется, аптечные и природные слабительные употребляются, как витамины.

Конечно, есть счастливицы, которым не грозит прибавка в весе даже после нарушения диеты. Однако и им в такой обстановке приходится несладко: зависть голодных, мучающих себя товарок иногда принимает причудливые формы.

Занятия у станка - это самая настоящая муштра. Невесомость и лёгкость балерин, которые до слёз впечатляют зрителя, достигаются упорным, подчас мучительным трудом. Чтобы добиться всегда правильной осанки или разворота бёдер наружу, ученицы истязают себя упражнениями и после занятий, в своих спальнях. Упорство, умение не обращать внимания на боль и вера в собственную выносливость - вот что главное для студентки балетного училища. И при всём при этом самое страшное, что они могут себе представить, - это отчисление...

Вознаграждение стократ

Каждый выход на сцену - это всё-таки награда за все нечеловеческие усилия. Когда кажется, что земное притяжение не властно над балериной, когда глаза всех зрителей как бы сливаются в один восхищённый взгляд, когда та упоительная, восторженная секунда тишины перед громом аплодисментов длится бесконечно... Это оправдывает всё.
К тому же к моменту выхода на сцену танцовщицы балета уже умеют справляться с большинством трудностей. Выполнять прыжки и пируэты в течение двух часов в пуантах - очень сложная задача.

Одной пары этих балетных туфель профессиональным танцовщицам хватает ровно на одно выступление. Но поскольку студенткам такая роскошь не по карману, в ход идёт... сырое мясо. Небольшие кусочки обёртывают пищевой плёнкой и подкладывают в пуанты под пальцы ног. Пружинящая консистенция мяса идеально подходит для того, чтобы уменьшить силу удара при приземлении - и пальцам легче, и пуанты целее.

Сценический макияж и одежда, волнение перед выступлением придают балерине то особенное настроение, которое ещё можно назвать вдохновением. Без него не бывает настоящего балета, и этот полёт души, единение с музыкой, полное отождествление себя с героиней становятся самым настоящим наркотиком для танцовщицы. За это-то ощущение и забываются все мучения репетиций и изнуряющих занятий.

Многих, кто решил связать свою судьбу с балетом, настораживает широко известный факт, что балерины якобы уходят на пенсию в 35 лет. Это не совсем верно, цифра зависит и от количества стажа, и от категории танцовщицы, и от степени занятости на сцене. Даже если сольные выступления стали не по силам (хотя у Улановой и Плисецкой ведущие партии были в репертуаре почти до пятидесяти лет), это не означает конец карьеры.
Но до того, как возраст и постоянный упорный труд начнут сказываться на здоровье, балерину ждёт много лет выступлений, гастролей, премьер, букетов и поклонников.

О последних стоит сказать особо: любая танцовщица всегда окружена вниманием мужчин, но именно балерины могут свести с ума даже сильных мира сего. Сделать блестящую партию для них - довольно простая задача. "Самые женственные, самые утончённые, необыкновенные... Есть в балеринах что-то эдакое испанское, страстное", - говорил один чеховский персонаж. Эти слова остаются правдивыми и сегодня.

Балет – один из немногих видов искусства, для которых не существует понятия «любительство».
Художник-любитель может в свободное от работы время писать прекрасные картины. Самодеятельный музыкант способен со временем сделать музыку своей новой профессией. Кинорежиссер иной раз доверяет главную роль в картине простому человеку «с улицы», а не профессиональному актеру. Но никому никогда не придет в голову нарядить в балетную пачку и выпустить на театральную сцену девушку (даже самую красивую и артистичную!), если она не имеет специальной подготовки. Это просто невозможно. Будущую балерину терпеливо и тщательно готовят с детства.

Как отбирают девочек для обучения балету?
В балетные (хореографические) училища на отделение классического танца принимают детей, только что окончивших начальную школу. Этот возраст (9-10 лет) считают самым подходящим для начала профессионального обучения. В специальном учебном заведении девочки будут заниматься сразу по двум циклам: специальному и общеобразовательному. Специальный цикл (уроки танца, музыки, истории театра) будет для них главным, более того: весь распорядок дня будет подчинен графику занятий у хореографического станка. Именно так воспитываются артисты знаменитой на весь мир русской школы балета.

При поступлении в училище строгие преподаватели в первую очередь оценивают внешние данные маленьких танцовщиц. Предпочтение отдают длинноногим невысоким девочкам изящного телосложения. Учитывается даже размер и форма головы: головка должна быть небольшой и аккуратно посаженной на высокой тонкой шейке.
Очень часто преподаватели смотрят не только на детей, но и на их родителей: не слишком ли те крупнотелы? Ведь от наследственности никуда не деться! Года через три-четыре худенькая дочь высокой дородной мамы может превратиться в рослую статную девицу-красавицу. Само по себе это, конечно, неплохо, но где для такой основательной балерины найти богатыря-партнера?

Несмотря на внешнюю хрупкость, будущая балерина должна обладать хорошей физической подготовкой. Гибкая ли у девочки спина, достаточна ли упругость мышц, правильно ли сформирован свод стопы – на все эти и еще на многие другие вопросы ответ должен быть только положительным, иначе интенсивные занятия будут вредить здоровью ребенка. А здоровье должно быть не просто хорошим, а очень хорошим – ученицам придется выдерживать серьезные нагрузки.

Творческий потенциал поступающих (слух, чувство ритма, внимание, память, музыкальность, артистизм) педагоги тоже проверяют, но к его оценке подходят достаточно лояльно: у всех детей разная подготовка, поэтому трудно судить об их врожденных данных. Естественно, детей ярких и артистичных сразу «берут на заметку». Однако никто не будет «ставить крест» на тех, кто не сумел раскрыться на вступительных испытаниях. Ничего страшного – музыкальные и артистические данные в детском возрасте хорошо поддаются развитию, было бы желание и упорство.

Можно ли стать балериной, занимаясь в балетной студии?
Хороших детских балетных студий в стране не так уж и много. Но даже в самой лучшей любительской студии невозможно получить полноценную профессиональную балетную подготовку. Связано это с тем, что дети-студийцы занимаются балетом в свободное от обычной школы время, а времени этого оказывается совсем немного.
Результатом работы лучших студий становятся настоящие балетные спектакли, в которых все роли исполняют дети. Как милы пятилетние крохи на сцене! И как похожи на настоящих балерин девочки-подростки, уверенно стоящие на пуантах!

Какая девочка не мечтает стать балериной? Легко кружиться в танце, вызывая изумление и восторг окружающих? Ведь дети очень восприимчивы ко всему по-настоящему красивому, чистому, высокому.

И вот родителям раз за разом задается вопрос: «Как становятся балеринами?»

Чтобы стать профессиональной балериной, надо пройти длинный и непростой путь, закончить отделение классического танца в хореографическом училище. Принимают в него детей после начальной школы, то есть в возрасте 9-10 лет. Поступить в такое училище непросто: иногда на одно место претендуют до 10 человек.

Решающую роль играют внешние и физические данные. Предпочтение отдается невысоким девочкам с аккуратно посаженной головкой. Педагоги обращают внимание на телосложение родителей, потому что гены редко удается обмануть, и если в подростковом возрасте танцовщица сильно пойдет в рост, ей вряд ли смогут подобрать партнера. Обязательно оцениваются гибкость, упругость мышц, строение свода стопы. Артистичность и музыкальный слух хорошо развиваются в детском возрасте, поэтому они становятся третьим по значимости фактором при отборе. А вот состояние здоровья весьма существенно: профессиональной танцовщице должны быть по плечу серьезные перегрузки.

Занятия в училище делятся на два блока: специальный и общеобразовательный, причем большее значение имеет первый. Он включает в себя занятия у станка, уроки танца, музыки, истории театра.

Даже после училища далеко не все девушки станут балеринами и будут блистать на сцене, потому что с возрастом пересматриваются многие жизненные установки, и не все готовы на такой ритм жизни и нагрузки.

Обучение в хореографическом училище подходит далеко не всем, но школа балета «На пуантах» снимает все ограничения и считает, что основное условие для начала занятий – желание танцевать, стремление к самосовершенствованию и воплощению детской мечты.

Уроки того, как стать балериной оставляют свой отпечаток на всю жизнь.

Это и царственная осанка, сразу выделяющая человека в толпе, особая пластика движений. Балет учит работе над собой, упорству, терпению, целеустремленности, что дорогого стоит, ведь именно эти качества влияют на успешность человека. За несколько лет занятий прививается любовь к правильному питанию и спортивному образу жизни. И, конечно же, ощущение танца, в котором выплеснуть и выразить все переполняющие эмоции и чувства!

Наши педагоги – артистки балета, работающие в Большом Театре России и Московском Государственном Театре – уверены, что возраст не может быть помехой. Специально разработанные программы мягкой растяжки помогут начать с любого уровня физической подготовки, приобрести грациозность и пластичность балерины, её прямую осанку.

Несколько различных направлений позволят найти свой путь к танцу: классический балет, Corsaballet, Power Stretching, Streetlet или En Pointe. Что бы вы ни выбрали для себя или своего ребенка, будьте готовы к преображению: постепенно начнет сбрасывать оковы тело, будут становиться все эластичнее и сильнее мышцы, а движения приобретут точность и завершенность. Многие отмечают, что занятия танцем могут заменить сеансы психотерапии, потому что тренировки способствуют выработке гормонов счастья, эндорфинов, а достижения у станка влияют и на обычную жизнь, открывая новые горизонты.

Когда дочка начинает спрашивать: «Как становятся балеринами?» - приводите её в школу балета En Pointe. Опытные хореографы откроют для неё волшебный мир танца, который останется с ней на всю жизнь!

Балерина – одна из тех заветных детских профессий, о которых девочки рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут. Хрупкие фигуры, изящные плавные движения, невероятная гибкость и внимание со стороны публики – те причины, почему многие хотят стать балеринами.

Где обучаются балерины

Профессия балерины – одна из немногих профессий, которую нужно выбрать еще в самом детстве. В танцевальные училища, где обучают балетному искусству, набирают девушек уже после того, как они закончат четвертый класс, то есть, примерно с десятилетнего возраста. Дело в том, что детские кости очень гибкие, дети без боли и очень быстро могут научиться сесть на все виды шпагатов. А с возрастом такая способность сгибаться во все стороны быстро теряется.

В России таких учебных заведений достаточно много. Как пример можно назвать следующие:

  • Московская государственная академия хореографии;
  • Московское государственное хореографическое училище им. Лавровского;
  • Академия русского балета им. А. Я. Вагановой;
  • Новосибирский государственный хореографический колледж;
  • Воронежское хореографическое училище.

В таких училищах будущие балерины одновременно получают общее школьное образование и учатся хореографии. После того, как ученики получили среднее образование, они могут продолжить обучение в этих же училищах.


Критерии отбора

К девушкам, желающим учиться танцевать балетные па, предъявляется много требований, в частности по поводу внешности. Так, главный критерий к будущим балеринам – небольшой рост и маленький вес. Такие строгие ограничения в телосложении вполне обоснованы: партнёр балерины, который тоже не блещет крепким телосложением и выдающейся мускулатурой, должен без особых сложностей, лёгким движением руки поднимать девушку и выполнять разные поддержки.

Чем легче девушка, тем легче с ней работать. Более того, хрупкие девушки выглядят на сцене утонченно и легко.


Следующее требование – крепкие стопы правильной формы, ровные ноги и правильно посаженный таз. С этим тоже все понятно: ноги – рабочий инструмент балерины, и если они не могут выдержать больших нагрузок, карьеру не построить.

И последнее требование – быть готовым к непредвиденным обстоятельствам. Часто девочки, только начавшие заниматься балетом, уже представляют себе свою будущую карьеру. Но есть много факторов, которые нужно учитывать: разные травмы могут стать причиной окончания карьеры или девочка может достичь слишком высокого роста или крупного телосложения для балета. В силу возраста не все девушки могут смириться с такими обстоятельствами, что отражается на их психическом здоровье.


Стоит также отметить, что занятие балетом – не самое дешевое удовольствие. Купальники, балетные пачки и пуанты стоят недешево, к тому же, их постоянно нужно обновлять.

Я хочу стать балериной

Многих девочек, девушек интересует вопрос, как стать балериной. При этом многим интересно, как стать балериной в домашних условиях или же как стать балериной в очень раннем возрасте. Рассмотрим эти вопросы более детально.

Как стать балериной в домашних условиях.

В первую очередь, необходимо понимать, что занимаясь дома, вы ничего не потеряете. В любом случае у вас будет лучше осанка, а также манера ходьбы. Когда человек выполняет определенные упражнения, то они все не проходят бесследно.

Если вас интересует, как стать балериной в домашних условиях, то необходимо понимать несколько важных правил. Конечно же, в первую очередь, вам необходимо будет тщательно следить за своим весом. Чтобы быть балериной, у вас должна быть яркая фигура, без ожирения, без излишеств. Таким образом, в домашних условиях необходимо делать абсолютно все, лишь бы вес оставался в норме. Пожалуй, это основные правила для того, чтобы стать балериной именно в домашних условиях.

В целом же, будущую балерину должны готовить еще с детства, очень терпеливо и тщательно. Необходимо знать, что уже с 9-10 лет девочек начинают отбирать в балетные (или же хореографические) училища именно на отделение классического танца. В целом, считается, что это самый подходящий возраст для старта своего профессионального обучения.

Как стать балериной в 12 лет.

В принципе, в данном возрасте также можно поступить в специальное учреждение. Однако, необходимо знать, что чем раньше начать занятия балетом, то тем больше будет успеха и опыта. Вообще, в специальном учебном заведении можно сразу заниматься по двум циклам. Это может быть специальный и общеобразовательный цикл.

Специальный цикл включает: музыку, уроки танца, историю театра. Этот цикл будет самым главным. В добавок ко всему этому, будет специальный распорядок дня. Он будет подчинен именно графику занятий у хореографических станков. Примерно так воспитываются сейчас артисты знаменитой русской школы балета.

Чтобы стать отличной балериной, необходимо иметь соответственные внешние данные. Балерина должна быть изящной, хрупкой. У нее также должна быть хорошая физическая подготовка. У балерины должна быть гибкая спина, достаточная упругость мышц. Также у нее должен быть правильно сформирован свод стопы. На все эти моменты всегда будут обращать внимание. В целом, здоровье у балерины должно быть очень хорошим. Ведь ей необходимо будет выдерживать очень серьезные нагрузки.

Как видим, чтобы стать отличной балериной, необходимо обладать многими важными качествами. Балерина должна много и усердно заниматься, чтобы достигнуть успехов в этом деле.


Top