История искусств. Волшебный мир хорватского наива Адреса потока онлайн-вещания

И благодаря обмену я стала обладателем замечательных открыток с выставки "Чудо хорватского наива" в Костроме. Конечно, первое, что бросается в глаза - это яркость красок и простые добрые сюжеты, напоминающие работы Брейгеля. Что ж, будем знакомиться.

Иван Генералич (Хлебине 21.12.1914 - Копривница 27.11.1992), классик хорватского и мирового наивного искусства, выдающийся художник 20-го столетия.

Открытый К.Хегедушичем, как талантливый пятнадцатилетний сельский подросток, уже в 1931 году начал выставляться, а в 1950-е годы его искусство совершило большой прорыв, и вышло на европейскую и мировую художественные сцены.
Иван Генералич родился 21 декабря 1914 года в подравском селе Хлебине, недалеко от города Копривницы. Хорватия в то время входила в состав Австро-Венгерской империи (сейчас Хлебине находится практически на границе с Венгрией).
Младший брат Мато, в будущем известный крестьянский скульптор, родился 7 октября 1920 года. Был у Ивана еще один младший брат, но он умер в младенчестве. Отец Матэ и мать Тереза владели небольшим участком земли, и вели скромное домашнее хозяйство.
Иван закончил пять классов. Затем помогал родителям в сельскохозяйственных и домашних работах.
Рисование привлекало его с детства, в школе он больше всего любил именно этот предмет. Родители, из-за низкого достатка, не могли купить Ивану принадлежности для рисования, поэтому кисти и краски изобретал как мог.
Как рассказывал он сам, основными материалами и инструментами были прутик и песок, или угольки и соседские заборы... :)
В те времена, долгими зимними вечерами женщины мастерили розы из цветной бумаги для рождественской елки. И, как вспоминал Иван, "... я те остатки и клочки бумаги, размешаю с водой в нескольких чашках, и получится у меня несколько цветов. Вот этими "красками" я и раскрашивал свои рисунки, или найду старую книгу с иллюстрациями, желательно с людьми, и тоже раскрашиваю, чтобы было красиво. Кистью мне служила твердая бумага."

Затем была судьбоносная встреча с Крсто Хегедушичем.
И первым результатом этого стало участие Ивана Генералича (3 рисунка и 9 акварелей) и Ф.Мраза (3 акварели) в 3-й выставке художественного объединения Земля в Загребе.
Главными итогами выставки стали не только возможность крестьянских художников показать свое творчество, но и появление и дальнейшее формирование отдельного художественного явления - народного, самобытного искусства. Выставка, считающаяся отправной точкой возникновения феномена хорватского наива, открылась 13 сентября 1931 года .

Иван Веченай родился 18 мая 1920 года в подравском селе Гола. Был первым из шестерых детей, в очень бедной крестьянской семье. В детстве работал поденщиком на подсобных работах, да и большую часть своей жизни занимался сельским хозяйством. Освоил ткацкий станок, занимался ткачеством, что, наверное, помогло ему в дальнейшем при занятии живописью.

Его творчество выросло из услышаных в детстве притч, старых сельских легенд, случайно доставшихся книг, церковного пения, глубокой религиозности. Мир его картин составляют сцены из каждодневной сельской жизни, библейские мотивы и народные обычаи.
Художественные критики считают Ивана Веченая лучшим колористом среди подравских наивных художников. Знамениты его огненные облака, пасмурные зимы, лиловая трава, зеленые коровы и сизые петухи.
Первая персональная выставка Веченая была организована в 1954 году, а далее его картины объехали весь мир. Был он и у нас, еще в Советском Союзе. Вместе с Иваном Генераличем и Мийо Ковачичем выставлялся в Эрмитаже, Русском музее, музее им.Пушкина.

Мийо Ковачич , классик Хлебинской школы и хорватского наива, родился 5 августа 1935 года в бедной крестьянской семье, в небольшой деревушке Горняя Шума (Верхний Лес) недалеко от Молве, в Подравине. Закончив четыре класса основной школы, Мийо вместе с братьями (в семье он был пятым, самым младшим ребенком) помогал родителям в сельском хозяйстве и домашних работах.
Ковачич - незаурядное явление в хорватском наивном искусстве. Начав рисовать сам, без чьей - либо помощи и узнав, что в восьми километрах от него, в селе Хлебине живет еще один художник-самоучка, Иван Генералич, Мийо стал ходить к нему пешком, чтобы получить совет и немного поучиться.
И тогда как лавина, абсолютно необъяснимо, хлынули из его мастерской в наш мир огромные, до двух метров, картины на стекле. С множеством лиц, разномастной и разношерстной толпой людей, живущих в этой фантасмагоричной атмосфере небогатого молварского края, рядом с хозяйкой-рекой, которая с завидным постоянством затапливает их земли и разрушает все их труды. Мистические лесные пейзажи, заросший сказочными растениями древний лес с множеством маленьких озер, наполненных теплой водой, с обитающими там лягушками, черепахами, змеями, какими-то необычными птицами. С людьми, живущими в этом фантастическом мире Большой Реки, которые моют речное золото, крадут птичьи яйца, ловят рыбу в заводях и любят женщин. Как на картинах старых голландцев.

Ковачич известен и своими портретами, художественная критика называет его лучшим портретистом хорватского наива.
Ковачич оказал огромное влияние на последующие поколения хорватских наивных живописцев, многие начинающие художники, да и не только начинающие, в той или иной степени копировали его манеру письма. Обладатель многих наград и признанный классик мирового наива, Мийо и сейчас живет в своей деревне, так же продолжает рисовать, а все свободное время проводит на своем любимом винограднике.

И ещё одно имя из этой серии - наивный сликарь Дражен Тетец !

Это как раз представитель того самого, малочисленного "четвертого" поколения. Сегодня в Хлебине проживают 5 скульпторов и 12 художников - представителей наивного искусства. Дражен самый "молодой". Родился 24 января 1972 года, завершил восьмилетнюю школу, в 1991 начал рисовать первые картины на стекле, в 1992 впервые принял участие в выставке.
Живет в своем деревенском доме вместе с отцом и рыжим псом Мики. Занимается домашним хозяйством, ездит на тракторе, заготавливает дрова (природного газа в Хорватии мало, и в селах в основном, пользуются дровяным отоплением), держит домашнюю скотину, ловит рыбу. И рисует. Любит рисовать ранним утром, когда ничто не мешает, свет какой-то особенный, и в руке максимальная твердость. Как настоящий "профессиональный" художник, старается заниматься этим ежедневно.

Выставка с таким названием, открывшаяся в Москве в Музее наивного искусства, стала поводом для интервью с коллекционером Владимиром Темкиным. Он привез в столицу работы 16 хорватских художников, представителей четырех поколений последователей знаменитой Хлебинской школы.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

«Наивная подравская живопись характеризуется мотивами из повседневной деревенской жизни, спокойными пейзажами, а также живым локальным цветом, особенно характерным для уникальной техники живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картину Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и простые любители», — зачитывает Владимир собственную цитату в одном из каталогов. С хорватскими художниками он дружит довольно давно, причем именно дружит - с 13 из 16 авторов работ на выставке в Москве Владимир Темкин был знаком лично. Коллекционер признается, что для него это не просто покупка произведений искусства, но возможность для обретения друзей, общения, творчества.


Хлебинская школа в Хорватии никогда не выглядела как классическое учебное заведение с программами, партами и учениками. Этим термином принято называть процесс передачи знаний и традиций из поколения в поколение хорватских художников самоучек. У истоков этого процесса в 30-е годы прошлого века стоял академический художник, выходец из села Хлебине в Хорватии Крсто Хегедушич. После учебы в Париже молодой художник вернулся на родину и интуитивно искал возможность самовыражения для себя и своего народа. «Хлебинская школа в период становления одновременно испытала на себе влияние и социокультурного контекста, и идей, вдохновленных профессиональной живописью, и народного чувства-настроения той поры», — пишет в каталоге к выставке заместитель директора Музея наивного искусства Александра Володина, — «Выбранные Хегедушичем средства выразительности - живопись по стеклу и яркий колорит - теперь являются визитной карточкой Хлебинской школы».

Примерно в 90% случаев хорватские наивные художники пишут картины на стекле так называемым реверсным способом. По словам Владимира Темкина, это очень трудоемкая техника, ведь автор накладывает масляную краску на картину в обратном порядке - сначала прорисовывает блики и мелкие детали, а затем слой за слоем наносит рисунок. Работая этой техникой, ничего не возможно исправить, потому что самый первый слой, который видят зрители через стекло, для автора остается как бы на «дне» произведения, к которому уже нельзя вернуться. Чтобы создавать картины в этой технике нужно обладать прекрасным пространственным мышлением и острым вниманием. Разглядывая скрупулезно прорисованные картины последователей Хлебинской школы зрители зачастую замечают, что «не такая уж она и наивная, эта наивная хорватская живопись».

Сюжеты из крестьянского быта, выполненные сложной техникой живописи на стекле, получили признание во всем мире. Как рассказал Владимир Темкин, художники Хлебинской школы побывали с выставками на всех континентах, принимали участие в приемах президентов и членов королевских семей.

Однако когда впервые основатель Хлебинской школы Крсто Хегедушич показал широкой публике работы своих учеников, молодых крестьян, в Загребе разразился скандал. Картины Ивана Генералича, Франьо Мраза и других учеников Хегедушича, которые не имели классического художественного образования вначале не хотели признавать в качестве искусства. Как подчеркивает Темкин, Хегедушич активно продвигал творчество крестьян и стремился доказать, что талант не связан с происхождением и не является привилегией высокого класса, как это было в академическом искусстве. Хегедушич настоятельно просил своих учеников ничего не придумывать и не фантазировать, рисовать только то, что их окружает, быт простого крестьянина.


Так и сложилось, что наивные хорватские живописцы не только представляли бытовую жизнь села Хлебине в своих работах, но и сами оставались крестьянами. «Все, о ком мы говорим, не смотря на то, что они всемирно признанные художники, они и сейчас остаются крестьянами. Например, Мийо Ковачич, до сих пор живет на своем хозяйстве. Каждый день пропадает в виноградниках, сеет кукурузу, сажает картошку, гонит мед, занимается пчелами. Все это продолжается, несмотря на то, что человек признан во всем мире как художник», — рассказывает Владимир Темкин.

Наш собеседник привел пример из жизни наивного живописца Ивана Веченая. Однажды в 70-х годах художник познакомился с голливудским актером Юлом Бриннером, который находился в то время в Югославии на съемках фильма. Юл буквально влюбился в творчество хорватских наивных художников, с удовольствием рассматривал картины, обсуждал их. И в итоге пригласил Ивана Веченая с женой к себе в Америку на отдых. Когда двухнедельный отпуск подошел к концу, супружеской паре предложили продолжить путешествие и поехать на берег океана во Флориду. На что жена Веченая ответила, что им пора возвращаться, потому что созрела кукуруза и нужно было собирать урожай.


На выставке представлены работы живописцев примерно за 80 лет существования феномена Хлебинской школы. Авторская литография Ивана Генералича (первое поколение), картины Мийо Ковачича, Ивана Лацковича, Йосипа Генералича, Мартина Мехкека и живописцы, которые, стоят на пороге истории, их произведения тоже являются признанными. Среди них Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец (второе поколение).

Третье поколение наивных художников Хорватии наиболее многочисленное. Степан Иванец, Нада Швегович Будай — это авторы, работы которых находятся в постоянной экспозиции Музея наивного искусства в Загребе. По следам их творчества написано большое количество статей и монографий. Кроме того к третьему поколению относят Владимира Иванчана, Мирко Хорвата, Ивана Андрашича, Бисерку Златар.

По словам Владимира Темкина, к четвертому поколению последователей Хлебинской школы можно причислить буквально пятерых художников. Самым талантливым из них, по признанию многих критиков и искусствоведов, является Дражен Тетец, кстати участник Триеннале «Фестнаив-2013» в Москве.


Хлебинская школа наивных живописцев за период своего существования пережила как полное отрицание и преследование, так и всеобщее признание и любовь. По свидетельству искусствоведов, период развития феномена Хлебинской школы подошел к концу. Но на наш вопрос о том, что ждет мировое наивное искусство в будущем Владимир Тёмкин отвечает с оптимизмом: «Я думаю, что наивное искусство ждет очень большое будущее. Восприятие меняется. Все больше людей сами занимаются живописью, пытаются самовыражаться и тем самым признают и лучше понимают окружающих людей. Происходит обмен. Человек, который в состоянии понять и принять, хоть академическое, хоть не академическое искусство, может завтра купить и повесить у себя дома работу и наивного художника. Какая разница наивный/не наивный художник? Он творец и если это настоящее произведение искусства, то оно трогает душу, не так ли?».

Выставка «Волшебный мир хорватского наива» продлится до 6 июля в Музее наивного искусства по адресу: Москва, Измайловский бульвар, д. 30. Подробнее на сайте музея http://naive-museum.ru/

Вряд ли найдется в нашей стране человек, знакомый с живописью, который не знал бы имена наиболее известных художников-примитивистов искусства XX века: Нико Пиросмани (Грузия) и Анри Руссо (Франция). И лишь немногим были знакомы такие, как Генералич Иван, Ковачич Мийо, Лацкович Иван, Швегович Нада. Эти художники – примитивисты из Хорватии получили признание на полвека позже, чем Пиросмани, Руссо, Матисс, Гончарова и другие примитивисты и неопримитивисты начала прошлого века. Известность в России, в отличие от других стран, к ним пришла в последние пять лет, когда в нескольких городах страны прошли выставки художников – примитивистов знаменитой Хлебинской школы из Хорватии.

Признаюсь, сама увидела хорватскую наивную живопись только год назад. На выставке коллекции известного скрипача и дирижёра Владимира Спивакова, проходившей в 2017 году в Москве, обратила внимание на необычные иконы, написанные маслом не на дереве, а на стекле. Это были иконы из Хорватии, созданные непрофессиональными мастерами. Привлекла в работах простота изображения при фантазии художников. Из каталога узнала, что иконы на стекле считались доступней подготовленной доски или холста, и, были очень распространены в Словении, Хорватии, Румынии и альпийских областях Западной Европы.

Этим летом ярославцам нет необходимости ехать в Москву, Загреб, Ниццу, чтобы познакомиться с одной из лучших школ народной живописи – хорватской. Приходите в Музей зарубежного искусства на Советской площади, 2. Именно там, 7 июля, открылась выставка «Чудо наивного искусства» из коллекции известного коллекционера Владимира Тёмкина.



Владимир Тёмкин заинтересовался наивным хорватским искусством больше десять лет назад, увидев работы народных художников в одной из монографий. Поездка в Хорватию привела к знакомству с современными мастерами живописи и желанию собрать свою коллекцию. Первая персональная выставка прошла в 2014 г. в Костроме (коллекционер живет в Нерехте, Костромской области). Затем были Москва (в нескольких музеях), Брюсссель, Санкт-Петербург, Токио, Мытищи (Московская обл.). После Ярославля выставка отправится в Екатеринбург.

В. Темкин о технике живописи на стекле:

«Многие хорватские художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно, является живопись на стекле. Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Каждый слой краски должен подсохнуть, поэтому работа занимает минимум несколько дней. Последним записывается фон. Художник, работающий с холстом, последними мазками прописывает мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами. Техника эта, во многом и обусловившая своеобразие хорватского наива, восходит к народным иконам на стекле, распространенным во многих центральных областях Европы. В Хорватии они назывались «глажи», или «глажмы», «малераи» - производное от немецкого «hinterglasmalerei» (роспись на стекле). Такие иконы являлись в прошлом веке предметом обмена или продажи на деревенских и городских ярмарках.

На выставке в Ярославле представлены несколько таких икон неизвестных мастеров.

Троица. Стекло, масло. Неизвестный художник.

Илья Пророк. Стекло, масло. Неизвестный художник.

Человек, сыгравший одну из главных ролей в появлении и становлении хорватского наивного искусства, получившего впоследствии всемирную славу, был академическим художником Крсто Хегедушичем.

Часть своего детства он провел в селе Хлебине, на родине своего отца. Затем был Загреб, где он получил высшее художественное образование в Высшей школе и Академии живописи, в которой по окончании стал преподавателем, а затем профессором. К. Хегедушич был неординарной и талантливой личностью. Он искал свой, национальный и самобытный колорит в изображении социальной тематики. Для поиска новых тем, художник, время от времени, приезжает в места своего детства. Однажды, зайдя в сельский магазин, он увидел на обёрточной бумаге рисунки. Они ему понравились, и Хегедушич поинтересовался их автором. Продавец ответил, что рисовал его 15-летний племянник Иван Генералич. Так в 1930 году состоялось знакомство учителя- академиста и ученика – крестьянина. Вскоре к ним присоединились молодые Франьо Мраз, а затем Мирко Вириус. Они являются первым поколением художников знаменитой Хлебинской школы.

Увлеченный поисками новых идей в искусстве, Хегедушич решил поставить эксперимент, подтверждающий, что талант не зависит от происхождения. Он стал заниматься с самоучками, обучать их приемам живописи, показал и помог освоить разные техники письма, в том числе письмо маслом на стекле. И, самое главное, учил не подражать, а находить собственный взгляд на окружающий мир, в первую очередь, изображая деревенскую жизнь, которая была близка и понятна юношам. Через год ученики приняли участие в одной из выставок в Загребе, организованной К. Хегедушичем. Творчество крестьян вызвало неоднозначную реакцию зрителей и критиков, но вместе с тем породило интерес к необычным картинам. И. Генералич стал для своих односельчан тем же, кем для первых троих художников был Хегедушич. Многие крестьяне стали заниматься творчеством. К сожалению, Вторая мировая война и последующая нестабильная ситуация задержала процесс вхождения и известности Хлебинской школы в мировую культуру на два десятилетия. Только в начале пятидесятых годов к художникам наивного искусства из Хлебинска и других окрестных сел пришла всемирная слава.

Произошло это в Париже в 1953 году , где в Галерее Югославии были показаны 36 работ Ивана Генералича.

Предисловие для каталога к выставке написал известный французский писатель Марсель Арлан , который по достоинству оценил работы художника:

"Там нет ничего навязчивого, ничего эпатажного в этих тридцати работах, которые Иван Генералич показывает в Югославской галерее, и никто не может сказать, что хорватский художник приехал завоевывать Париж. Но он удивляет и обезоруживает нас. Потому что Иван Генералич остался верен своим истокам, и потому что этот маленький мир, который он принес нам - действительно его. Маленький мир, без сомнения, но нежного и добродетельного свойства, утонченного и серьезного духа, где тесно связаны наивность и изысканность. Сдержанная мелодия, которая звучит из его картин, в настоящий момент - это мелодия одного человека, одного народа и одного края. Это убранство, эти пейзажи, сельские сцены. И всегда между людьми, животными и природой происходит какой-то интимный диалог: желтая корова, лошадь под голубой попоной в равной мере такие же участники, как эти холмы, крестьяне и деревья. Да, человек там, это Генералич, который из своего детства, из края тех коров и коней, под этими деревьями, между этими крестьянами, из их общей истории создал свою собственную историю, и мечтает показать ее другим...»

Выставка имела такой успех, что была продлена почти на месяц. Все картины были распроданы до её окончания, что для Парижа было большой редкостью, а заказы на работы И. Генералича продолжали поступать. Париж, а за ним и весь мир, был покорен.

На ярославской выставке зритель увидит произведения четырёх поколений хорватских художников. Классики Хлебинской школы и наивного искусства первых двух поколений: Иван Генералич, Иван Веченай, Мийо Ковачич, Мартин Мехкек. Один из лучших графиков в мировом наивном искусстве – Иван Лацкович. В третьем поколении критики особенно выделяют таких художников, как Нада Швегович Будай, Степан Иванец, Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец. Сегодняшнее поколение художников немногочисленно: самые высокие оценки заслуживает творчество Дражена Тетеца.

Перед входом в зал организаторы выставки поместили большие стенды с информацией об истории хорватского наива, а также экран, где можно увидеть фотографии художников и пейзажи страны, вдохновлявшей их творчество.
У каждой картины размещена краткая информация о художнике и о самом произведении. Это очень поможет тем, кто посетит выставку самостоятельно, без экскурсовода. Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00 , вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которую проводят сотрудники музея (при наличии билета на выставку).

Немного о картинах:
Творчество художников часто подразделяется на различные периоды. Например, у Василия Верещагина были туркестанский, палестинский, индийский, русский, японский периоды. У Пабло Пикассо голубой, розовый. У Ивана Генералича в какой-то момент творчества наступил фантазийный, сказочный, волшебный. На выставке этот период представлен картиной «Лес из снов» .

Иван Генералич. "Лес из снов". Стекло, масло.

Картина явилась предшественницей его знаменитой работы «Белый олень» .

Волшебно-фантазийный и в то же время реальный мир создал в своих произведениях Владимир Иванчан.

Владимир Иванчан. "Большая голубая ночь". 2008 г.

Очевидное зрелое мастерство показала Нада Швегович Будай в серии картин «Ряженые».


Нада Швегович Будай. "Ряженые" II. Стекло, масло. 1983



Нада Швегович Будай. "Ряженые" V . Стекло, масло.1989.

В них она показала обозначившийся явный уход от традиционной "хлебинской" школы. К этому времени художница значительно усовершенствовала технику письма на стекле, в том числе и так называемую «ala prima» ("сырым по сырому"). Картина пишется не послойно, с просыханием каждого слоя, а сразу, как эскиз, без какой - либо предварительной подготовки.


"Подпертый Иисус" стекло, масло 2014 г. Серия «Апокалипсис».
Дражен Тетец.

Картина участвовала в нескольких выставках в Хорватии и России, в том числе в большом выставочном проекте "Сотворение мира" в рамках V Московского международного фестиваля «Фестнаив» в MMOMA, в 2017 году.

Ключевой точкой становится яркая, великолепная работа представителя последней волны Хлебинской школы (хорватского наива) Дражена Тетеца "Подпертый Иисус". Это наив, с одной стороны в понимании Европы, с другой стороны - сама работа, ее содержание - это философский взгляд на мировоззренческий кризис самого широкого охвата мира христианской цивилизации. Картина-предупреждение и картина-тревога. Она также показывает, насколько ненаивным может быть наив, чтобы мы под этим словом ни подразумевали."
Сергей Белов, куратор проекта "Сотворение мира".
Название картины «Подпертый Иисус» не случайно. Хотя более благозвучно, наверное, звучало бы «Подпертый крест», "Распятый Иисус" или «Крест на подпорках». Собственно, эти названия и прозвучали в репортажах СМИ.
Дражен сознательно уходит в названии от акцента на неодушевленный предмет, пусть и весьма символичный каким является Крест. Тем самым, переводя наше внимание на совершенно другой, метафизический уровень. Название «царапает» слух, сразу заставляя задуматься о чем-то человеческом, более психологически глубоком (мы всегда готовы использовать «подпорки» в своей жизни, вера не исключение, скорее наоборот).

Ярославцам и гостям города:
Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00.вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которые проводят сотрудники музея.
Выставка продлится до 9 сентября.
Выходной день - понедельник.

Иван Лацкович. Подравское село. Стекло, масло. 1978.


Мийо Ковачич. Портрет крестьянина. Стекло, масло. 1985.

Хорватский музей наивного искусства в Загребе - старейший музей наиварта в мире. Он был основан в 1952 году как «Крестьянская художественная галерея», потом был переименован в «Галерею примитивного искусства», и только в 90-х годах получил нынешнее свое название. В нем представлена преимущественно хорватская волна наивных художников, в особенности «хлебинская школа» (условное обозначение для нескольких поколений крестьянских художников-самоучек из села Хлебине и ближайших окрестностей недалеко от города Копривница, что на севере Хорватии).

Там вообще интересная история произошла. Основателем школы считается академический хорватский художник Крсто Хегедушич, часть детства которого прошла в Хлебине. Попав в Париж во второй половине 20-х гг., он знакомится с новейшими течениями современного европейского искусства. Там же он увидел картины на стекле французских художников, которая напомнила ему традиционную хорватскую сельскую живопись на стекле. Вернувшись в Загреб, Хегедушич время от времени живет в Хлебине, где и знакомится с молодыми художниками-самоучками из крестьян Иваном Генераличем (главный художник всего этого течения) и Франьо Мраза. По сути они в дальнейшем совместили хорватскую традицию и современный эксперимент, найдя свой собственный изобразительный язык.

Что надо прежде всего знать о хорватском наивном искусстве? Наивные художники Хорватии первой волны 30-х гг. (всего выделяют 4 поколения хорватского наиварта) были как правило выходцы из многодетных крестьянских семей. Образование было как правило 5 классов, дальше - работа на полях. Кто-то из них научился читать/писать только в армии. Многие из них до сих пор живут своим хозяйством, кто виноградниками, кто на полях. Вот вам типичный пример из жизни классика наивной живописи великого Ивана Веченая:

«Однажды в 70-х годах художник познакомился с голливудским актером Юлом Бриннером, который находился в то время в Югославии на съемках фильма. Юл буквально влюбился в творчество хорватских наивных художников, с удовольствием рассматривал картины, обсуждал их. И в итоге пригласил Ивана Веченая с женой к себе в Америку на отдых. Когда двухнедельный отпуск подошел к концу, супружеской паре предложили продолжить путешествие и поехать на берег океана во Флориду. На что жена Веченая ответила, что им пора возвращаться, потому что созрела кукуруза и нужно было собирать урожай.»

Так что основные сюжеты - это какие-то сценки из крестьянской жизни, портреты крестьян, зарисовки быта, спокойные пейзажи. Основной тезис школы выразил еще ее главный идейный вдохновитель Хегедушич: «Рисуй, что видишь». Очень характерны для этой школы живой цвет (работа с цветом из-за незнания мастерами каких-то основ признана очень смелой и диссонансной) и уникальная техника живописи на стекле реверсным методом. Вот как эту технику описывают специалисты: "Это очень трудоемкая техника, ведь автор накладывает масляную краску на картину в обратном порядке — сначала прорисовывает блики и мелкие детали, а затем слой за слоем наносит рисунок. Работая этой техникой, ничего невозможно исправить, потому что самый первый слой, который видят зрители через стекло, для автора остается как бы на «дне» произведения, к которому уже нельзя вернуться. Чтобы создавать картины в этой технике нужно обладать прекрасным пространственным мышлением и острым вниманием. Разглядывая скрупулезно прорисованные картины последователей Хлебинской школы зрители зачастую замечают, что «не такая уж она и наивная, эта наивная хорватская живопись»".

Иван Генералич

Классик хорватского и мирового наивного искусства. Иначе, как «выдающимся», его не называют уже давно. Один из первых (а, возможно, даже и первый) хорватских наивников, проникших на европейский рынок. Первая его иностранная персональная выставка прошла с небывалым для этого жанра успехом в Париже еще в 1953 году.

Выделяют несколько периодов в творчестве Генералича. Период «Бельканто» лиричен, тематика преимущественно пейзажная. Позже, в 50-е, Генералич смещается в сторону аллегории, символики, фантастики. В 60-е в его творчестве усиливается «доля театральности и сказочности».

Иван Рабузин

Еще один классик хорватского и мирового наива, которого называют «одним из самых лиричных художников XX столетия и настоящим мастером новых образов в период формирования абстрактных течений».

Рабузин, в отличие от многих наивников, все же закончил начальную школу, и начал обучаться столярному мастерству в Загребе, впоследствии сделав завидную карьеру на столярном предприятии: с 1950 по 1963 год он был сначала мастером-столяром, потом управляющим делами, потом техническим директором и, наконец, руководителем предприятия. Примерно тогда же, в 1963 году, он становится профессиональным художником.

Живопись Рабузина отличает специфичная лирика места, оригинальные формы и цвет, собственный стиль. Рабузин нашел себя в кругах (шарах, цветовых точках) - самом простом, цельном и совершенном изобразительном решении.

Мийо Ковачич

У Ковачича типичная биография наивного артиста: родился в бедной крестьянской семье в 1935 году, образование - 4 класса, самый младший из 5 детей, с детства трудился на сельском хозяйстве и домашних работах.

Жил в соседнем с Хлебина селе, в котором в это же время работал Иван Генералич. Узнав об этом, Мийо стал регулярно ходить к нему пешком в гости (8 км), чтобы получить совет и поучиться.

Живопись Ковачича (масло/стекло как обычно) характеризуется огромными (для этого вида живописи) картинами до 2-х метров, прорисованными с маниакальной детализацией, с множеством лиц и персонажей, с мистическими пейзажами, фантасмагоричной атмосферой и общей сказачностью.

Иван Веченай

Считается, что творчество Веченая выросло из услышанных в детстве притч, сельских легенд и прочего фольклора. Так же художественными критиками он признан одним из лучших колористов среди наивных художников. На его работах можно запросто встретить огненные облака, лиловую траву, зеленых коров и сизых петухов. Совместно с Иваном Генераличем и Мийо Ковачичем участвовал в «турне» хорватского наивного искусства, которое в 70-х гг. покорило весь мир.

Мартин Мехкек

Внес значительный вклад в хорватский наив прежде всего серией портретов. Систематически заниматься живописью стал по настоянию журналиста и коллекционера Г. Ледича. Совершенствуя технику рисования на стекле, он создает портреты окружающих его людей: соседи, цыгане, крестьяне, поденные рабочие. Так он и стал выдающимся портретистом.

Эмерик Фейеш

Пожалуй, один из самых прекрасных примеров хорватского наив-арта. Первые картины им были написаны в 1949 году в возрасте 45 лет. Тогда он уже был прикован к постели по инвалидности. Фейеш известен прежде всего городскими пейзажами. При этом он ни разу не бывал во всех этих городах - все его работы были срисованы с открыточек. Причем черно-белых открыточек, что давало ему возможно довольно вольно обращаться с цветом. Что он не без удовольствия и делал.

Вот, что о нем писали исследователи: «Фейеш пользуется значительным упрощением, свободой в композиции, раскованной, можно сказать, алогичной перспективой, что приводит к изменениям в тектонике архитектурных форм, реальных пропорций, отсутствию объема и произвольности цветовых решений».

Работы его производят мощное впечатление: полное игнорирование реальных цветов, всех правил перспективы, попорций и объема, с плоской архитектурой (никакой трехмерности!), близкие и дальние объекты имеют одинаково четкие и интенсивные цвета. Ну и конечно почти везде завален горизонт. В общем - классика!

Фейеш умер в 1969 году в почете и уважении: он принимал участие во всех престижных выставках наива, его творчеству уделяют внимание «все серьезные монографии, посвященные этому специфичному художественному феномену 20-го века».

(использованы материалы исследований хорватского наив-арта Владимира Темкина)


Top