Adobe flash для рисования. Новый имидж — рисуем персонажа сериала

Изложенное в предыдущей главе свидетельствует о том, что при работе с графическими объектами можно использовать Flash как обычный графический редактор типа MS Paint или Paint Shop Pro. Тем не менее, при описании возможностей по созданию и модификации изображений мы будем исходить из того, что они (изображения) рано или поздно должны стать элементами Flash-фильма .

Инструменты рисования

Рисование выполняется с помощью инструментов, расположенных на панели Tools.

Основными из них являются (рис. 5.1):

  • Line Tool (Линия) - инструмент позволяет рисовать прямые и ломаные линии, которые при необходимости могут использоваться в качестве контура объекта; инструмент не имеет кнопок-модификаторов; в качестве параметров настройки пользователь может выбирать толщину и цвет линии; настройка выполняется с помощью инспектора свойств;

Рис. 5.1. Инструменты рисования

  • Oval Tool (Овал) - инструмент предназначен для создания стандартных геометрических фигур: эллипсов и окружностей различного радиуса; созданная фигура состоит из двух компонентов, которые могут редактироваться отдельно друг от друга: контура (Outline) и заливки (Fill); в качестве параметров настройки пользователь может выбирать толщину и цвет линии; настройка выполняется с помощью инспектора свойств;
  • Rectangle Tool (Прямоугольник) - инструмент предназначен для создания соответствующих геометрических фигур; созданная фигура состоит из двух компонентов, которые могут редактироваться отдельно друг от друга: контура и заливки; в качестве дополнительного параметра можно указывать радиус скругления углов прямоугольника; кроме того, пользователь может выбирать толщину и цвет линии; указанные параметры устанавливаются с помощью инспектора свойств; установка параметров инструмента будет подробнее рассмотрена ниже;
  • Pen Tool (Перо) - инструмент позволяет рисовать прямые и сглаженные кривые линии с высокой точностью на основе механизма кривых Безье; для этого в процессе рисования Flash создает базовые точки (Anchor points) и затем строит по ним нарисованный сегмент; данный инструмент является, пожалуй, наиболее сложным в использовании, поэтому ниже мы рассмотрим работу с ним подробнее;
  • Pencil Tool (Карандаш) - инструмент предназначен для рисования произвольных линий, однако при соответствующей настройке параметров он выполняет «распознавание» нарисованных фигур и автоматическое их преобразование к стандартным геометрическим фигурам; параметры настройки инструмента будут рассмотрены ниже;
  • Brush Tool (Кисть) - инструмент позволяет рисовать линии, напоминающие мазки кистью; несмотря на относительную простоту использования, кисть имеет достаточно большое число дополнительных параметров, которые мы рассмотрим отдельно;
  • Eraser Tool (Ластик) - это обычная для графических редакторов «старательная резинка», по принципу действия и по набору дополнительных параметров она очень близка инструменту Brush Tool.

Необходимо отметить, что результаты использования любого из перечисленных инструментов могут быть впоследствии отменены или скорректированы. Например, для изменения формы линий и контуров объектов может использоваться инструмент Arrow, о котором шла речь при описании операций выбора объектов.

Теперь рассмотрим подробнее особенности применения некоторых инструментов.

Инструмент Rectangle Tool

Технология применения этого инструмента в подробных комментариях не нуждается, поэтому остановимся лишь на возможностях по его настройке.

Как было указано выше, допускается изменение следующих параметров работы инструмента Rectangle:

  • величина угла скругления прямоугольника; для изменения этого параметра следует щелкнуть кнопку-модификатор Round Rectangle Radius (Радиус скругления- прямоугольника), и в открывшемся диалоговом окне ввести величину скругления (в точках), как показано на рис. 5.2;
  • цвет контура и цвет заливки, которые выбираются с помощью соответствующих кнопок, расположенных на панели инспектора свойств инструмента (рис. 5.3);
  • толщина и стиль линии контура, которые также устанавливаются с помощью инспектора свойств; по умолчанию толщина контура изменяется с дискретностью 0.25 точки (points), но с клавиатуры может быть введено любое значение в диапазоне от 0 до 10;
  • дополнительный параметр Sharp Corners (Острые углы), задающий форму контура; изменение параметра выполняется в дополнительном диалоговом окне (рис. 5.4), которое открывается при щелчке на кнопке Custom... (Настройка); в этом окне также можно изменить толщину контура (с помощью раскрывающегося списка Thickness), значение в этом списке зависит, от значения, установленного в панели инспектора свойств, и наоборот.

Рис. 5.2. Диалоговое окно для установки величины скругления углов прямоугольника

Рис. 5.3. Инспектор свойств инструмента Rectangle

Рис. 5.4. Диалоговое окно для установки дополнительных параметров инструмента Rectangle

Формат инспектора свойств, приведенный на рис. 5.3, аналогичен используемому для инструментов Line и Oval.

После того, как с помощью одного из трех инструментов будет нарисована соответствующая фигура, для корректировки ее параметров может применяться расширенный формат инспектора свойств (рис. 5.5). От рассмотренного выше он отличается наличием четырех текстовых полей, которые содержат следующую информацию:

  • для линии - координаты левого (поля X и Y) и правого (поля W и Н) ее концов; координаты измеряются относительно верхнего левого угла стола фильма;
  • для круга - координаты центра (поля X и Y) и радиус (поля W и Н);
  • для прямоугольника - координаты верхнего левого угла (поля X и Y) и длины сторон (поля W и Н).

Рис. 5.5. Расширенный формат инспектора свойств для стандартных фигур

Инструмент Pen Tool

С помощью данного инструмента можно рисовать прямые или ломаные линии, либо сегменты кривых. В обоих случаях линия строится по базовым точкам на основе механизма кривых Безье.

Чтобы нарисовать прямую линию, необходимо указать первую и последнюю точки отрезка. Точка создается щелчком на столе. Например, чтобы получить ломаную, состоящую из трех отрезков, требуется четыре точки (рис. 5.6 а).

Нарисованную линию можно либо оставить незамкнутой, либо преобразовать в замкнутую фигуру. В первом случае достаточно дважды щелкнуть на последней точке линии; чтобы создать замкнутую фигуру, необходимо щелкнуть на начальной точке (рис. 5.6 б).

Рис. 5.6. Ломаная, нарисованная инструментом Pen Tool

Рисование кривых с помощью пера основано на перемещении так называемых касательных. Касательная - это прямая, проведенная через базовую точку (рис. 5.7 а). Длина и направление касательной определяют размер и глубину (величину изгиба) сегмента кривой. Касательная является как бы посредником между указателем мыши и рисуемой линией.

Чтобы нарисовать сегмент кривой, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Создать первую базовую точку, щелкнув мышью на столе.
  2. Для создания второй базовой точки переместить указатель на требуемое расстояние и нажать левую кнопку мыши; в результате на экране появится линия, соединяющая базовые точки.
  3. Не отпуская кнопку, переместить указатель в направлении, противоположном требуемому направлению изгиба; при перемещении указателя на экране появится касательная, размер и направление которой определяют глубину и угол изгиба (рис. 5.7 б).

Рис. 5.7. Рисование кривых с помощью пера

  1. При достижении требуемой формы сегмента отпустить кнопку мыши; касательная исчезнет, а базовые точки (первая и конечная точки сегмента) будут представлены маленькими окрашенными прямоугольничками.

Чтобы добавить еще один сегмент к созданному ранее, требуется повторить шаги 2, 3, 4 описанной выше процедуры.

При работе с пером следует иметь в виду, что нарисованная линия считается «незавершенной» до тех пор, пока вы не нажмете клавишу или не переключитесь на другой инструмент. В противном случае каждая новая точка будет считаться принадлежащей данной линии и автоматически соединяться с ней новым сегментом (или прямым отрезком), как показано на рис. 5.8.

Рис. 5.8. Добавление сегмента

После завершения рисования линии она может быть изменена с помощью любого из четырех инструментов: Pen, Arrow, Free Transform или Subselect.

Для инструмента Реп, как и для других инструментов рисования, пользователь может установить толщину и цвет линии, а также цвет заливки (Q работе с цветом будет рассказано в следующем разделе).

Установка толщины линии выполняется с помощью инспектора свойств, формат которого аналогичен приведенному на рис. 5.3. Если в момент включения инструмента панель инспектора свойств закрыта, следует войти в меню Window и выбрать в нем пункт Properties.

Установленные значения параметров применяются к вновь создаваемым линиям. Чтобы назначить их ранее созданным линиям и фигурам, они должны быть предварительно выбраны. Результат «проявляется» после того, как будет снято выделение.

Еще раз повторим, что эффективное применение инструмента Реп требует определенных практических навыков, тем не менее затраты времени на его освоение окупятся, как только вы захотите создать для оформления Web-страницы нечто нестандартное (рис. 5.9).

Рис. 5.9. «Росчерк» пера («Белеет парус одинокий...»)

Инструмент Pencil Tool

«Карандаш» имеется во многих графических редакторах, поэтому мы остановимся на отличительных особенностях его реализации во .

Начнем с того, что для этого инструмента имеется кнопка-модификатор, щелкнув которую вы можете открыть своеобразное меню, позволяющее выбрать режим работы инструмента (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Меню режимов работы Pencil Tool

Таких режимов три:

  • Straighten (Выпрямление);
  • Smooth (Сглаживание);
  • Ink (Рисунок чернилами).

Режим Straighten обеспечивает преобразование исходного изображения, нарисованного «вручную», в одну из геометрических фигур (рис. 5.11). Простейшим случаем такого преобразования является выпрямление линии, нарисованной, мягко говоря, не очень ровно.

Режим Smooth является менее «жестким» и позволяет просто избавиться от некоторых шероховатостей в рисунке.

Третий режим - Ink - практически не отличается от режима Smooth, но оказывает еще меньшее воздействие на исходное изображение.

Чтобы нарисовать с помощью Карандаша абсолютно прямую горизонтальную или вертикальную линию, достаточно удерживать в нажатом положении клавишу . Если требуется сменить направление с вертикального на горизонтальное или наоборот, следует отпустить клавишу , затем вновь нажать ее и продолжить линию в нужном направлении.

Цвет и толщина линии настраиваются с помощью инспектора свойств инструмента (рис. 5.12).

Рис. 5.12. Инспектор свойств инструмента Pencil

Инструмент Brush Tool

Инструмент позволяет создавать линии, напоминающие мазки кистью. Для него предусмотрен целый ряд дополнительных специальных эффектов, включая эффект каллиграфического письма.

При создании изображений с помощью Кисти вы можете использовать в качестве заливки импортированное растровое изображение.

Для инструмента предусмотрено пять режимов работы. Выбор режима выполняется с помощью кнопки-модификатора (рис. 5.13):

Рис. 5.13. Меню режимов использования инструмента Brush Tool

  • Paint Normal (Обычное закрашивание) - «мазок» кисти покрывает все линии и заливки редактируемого изображения, а также любой другой объект или участок стола, оказавшиеся на пути кисти (рис. 5.14 б);
  • Paint Fills (Закрашивание заливок) - обеспечивает закрашивание заливок, не влияя на контуры, линии и пустую область стола (рис. 5.14 в);
  • Paint Behind (Закрашивание позади) - «мазок» кисти покрывает расположенную за изображением пустую область стола, оставляя все линии и заливки на редактируемом изображении без изменения (рис. 5.14 г);

Paint Selection (Закрашивание выбранной области) - «мазок» кисти влияет только на выбранную заливку (или заливки, если их выбрано несколько), оставляя без изменения линии, контуры, не выбранные заливки и пустую область стола (рис. 5.14 д);

Paint Inside (Закрашивание внутри) - закрашивается только та заливка, с которой операция была начата; другие заливки, линии, контуры и стол остаются без изменения (рис. 5.14 е); если вы начнете закрашивание в пустой области рабочего стола, то эффект будет аналогичен применению режима Paint Behind.

а) исходное изображение

б) режим Paint Normal

в) режим Paint Fills

г) режим Paint Behind

д) режим Paint Selection

е) режим Paint Inside

Рис. 5.14. Эффект применения различных режимов инструмента Brush Tool

При работе с Кистью следует иметь в виду, что эффект установленного режима проявляется не во время выполнения операции, а после ее завершения (то есть когда кнопка мыши будет отпущена).

Дополнительно пользователь может выбрать размер, форму, цвет кисти. Установка первых двух параметров выполняется с помощью кнопок-модификаторов (рис. 5.15, вверху), а выбор цвета - либо с помощью кнопки Fill Color панели Tools, либо с помощью инспектора свойств Кисти (рис. 5.15, внизу).

Рис. 5.15. Средства установки дополнительных параметров Кисти

Инструмент Eraser Tool

Инструмент действует подобно обычному ластику, удаляя линии, контуры и заливки.

Для инструмента предусмотрено шесть режимов работы. Выбор режима выполняется с помощью двух кнопок-модификаторов (рис. 5.16): Eraser Mode и Faucet.

Рис. 5.16. Меню режимов использования инструмента Eraser Tool

Кнопка Faucet (Кран) обеспечивает включение соответствующего режима, при использовании которого одним щелчком мыши удаляется («стирается») та часть объекта (контур или заливка), на которой установлен указатель в форме водопроводного крана; причем «горячей точкой» указателя является не сам кран, а капелька; это позволяет с достаточно высокой точностью позиционировать указатель при стирании тонких линий и контуров, и даже отдельных точек изображения.

Включение режима Faucet отменяет любой из пяти других режимов, выбираемых с помощью кнопки Eraser Mode, и наоборот, щелчок на этой кнопке отменяет режим Faucet.

С помощью кнопки Eraser Mode может быть установлен один из следующих режимов:

  • Erase Normal (Обычное стирание) - ластик удаляет все линии заливки редактируемого изображения, а также любой другой объект или фоновое изображение, расположенные в активном слое;
  • Erase Lines (Стирание линий) - ластик удаляет линии и контуры, оставляя заливки на редактируемом изображении без изменения;
  • Erase Selected Fills (Стирание выбранных заливок) - ластик удаляет только выбранную заливку (или заливки, если их выбра-

Рис. 5.17. Эффект применения различных режимов

но несколько), оставляя без изменения линии, контуры, не выбранные заливки и т. д. (рис. 5.17 г);

  • Erase Fills (Стирание заливок) - обеспечивает стирание заливок, не влияя на контуры, линии и пустую область стола;
  • Erase Inside (Стирание внутри) - стирается только та заливка, с которой операция была начата; другие заливки, линии, контуры и стол остаются без изменения; если вы начнете закрашивание в пустой области рабочего стола, то все объекты останутся без изменения.

При работе с Ластиком, как и при работе с Кистью, эффект установленного режима проявляется не во время выполнения операции, а после ее завершения (то есть когда кнопка мыши будет отпущена).

Дополнительно пользователь может выбрать форму и размер ластика.

Все о рисовании во флеше и не только. Информация о том, как создается графика для флеш-игр, как нарисовать персонажа, как рисуются фоны для флеш-игр и мультиков, основы гейм-дизайна.

Рисование одежды во flash

Время от времени ко мне через сайт обращаются с просьбой подсказать что-то по рисованию или по анимации во флеше.

Я всегда стараюсь отвечать на вопросы, если, конечно, сама владею информацией.

Сегодня пришло письмо с просьбой написать урок по рисованию:

Цветовые ключи (Color keys). Поиск цветового решения

Чтобы ускорить процесс заливки, стоит использовать цветовые ключи. Тем, кто учился в художественной школе, наверняка знаком этот термин. Но не всем так повезло, среди художников и аниматоров много самоучек, как я, например:) На самом деле, цветовые ключи - это поиск цветового решения для персонажей, фонов и всего прочего. Просмотрев немало видео-уроков по рисованию, пришла к выводу, что многие заливают цветом интуитивно, подбирая цвета поочередно, наугад.

Как нарисовать волосы

Не так давно через сайт поступила просьба написать, как я рисовала волосы . Давненько не выкладывала уроков, и решила - а почему бы и нет, напишу пару строчек про волосы:) Я бы не называла это руководством к действию, как верно рисовать волосы. Что именно так они рисуются, и никак иначе. Просто коротко опишу сам процесс, как это делала я. Возможно, будет интересно не только одному человеку.

Техники и стили рисования во флеше

В своей работе я использую несколько техник рисования. Поскольку мультипликация предполагает стилизованное изображение живых и неживых предметов – налицо полная свобода для фантазии. Но свои фантазии по стилю исполнения желательно обсуждать с заказчиком в самом начале работы, чтобы фантазии стали общими:) Иногда выбор той или иной техники зависит от ее трудоемкости. Например, проще отрисовать карандашом, чем возиться с кисточкой и линиями, которые нужно править, и это требуют большей аккуратности, а значит и времени на исполнения.

По характеру линий можно класифицировать:

1. Однородный контур – рисуется карандашом (Y), в итоге получаются линии одинаковой толщины. Чтобы рисунок не выглядел очень однообразно, можно использовать линии разной толщины, например, по краям толщину линии берем больше, а более мелкие детали (например, элементы одежды) прорисовываем линией потоньше. Такой контур очень удобен для быстрой заливки.

Более семи лет я удалённо работаю с зарубежными заказчиками из США, Канады, Австралии, Германии и других стран. Рисую графические ресурсы и анимацию для игр в Adobe Animate CC . Раньше редактор назывался Adobe Flash Professional CC .

На старом блоге я начинал похожий цикл уроков, но вместо того, чтобы продолжить там, я решил переписать всё заново, с тем, чтобы поделится новым опытом.

Зачем нужен ещё один цикл уроков про рисование в Adobe Flash? Я много лет занимаюсь этим и считаю, что мой опыт может быть полезен начинающим. Особенно тем, кто раньше не рисовал с помощью графического планшета. Если вы хорошо рисуете на бумаге, но никогда не рисовали на компьютере, то мне точно есть, что вам рассказать.

А для тех, кто не умеет рисовать и на бумаге, постараюсь пояснить, как можно развивать этот навык в целом, без привязки к графическому редактору: построение перспективы и композиции, подбор цветов, затенение и другие темы.

Выбор графического планшета

Неважно, умеете ли вы рисовать, вам понадобятся инструменты: устройства и программы. Начнем с аппаратной части. Компьютер у вас уже есть, но к нему еще нужно подключить графический планшет, который и даст нам возможность рисовать на виртуальном полотне, которое существует в оперативной памяти. Другими словами это еще одно устройство ввода информации, подобно мышке или трекболу. Но у планшета есть преимущества, которые позволяют рисовать словно на бумаге. Это чувствительность к нажатию и похожая на ручку форма манипулятора.

Существует много производителей графических планшетов: Wacom, Genius, Huion. Я сталкивался только с первыми двумя. Всего я испробовал уже четыре планшета от Wacom и один от Genius, когда начинал. Я настоятельно рекомендую Wacom — это высокое качество за умеренную цену.

Если нет денег, не покупайте Genius, возьмите самый доступный маленький подержанный Wacom Bamboo Pen . Я использовал практически такой же, модель Wacom Bamboo Pen&Touch S CTH-460. Критических проблем за семь лет использования не было, хороший аппарат, чтобы начать. Если вы можете выделить больше денег, то берите модель покрупнее. Я использую Wacom Bamboo Fun Pen&Touch M CTH-670.

Что значят цифры и буквы в названиях моделей Wacom

Поясню, что значят некоторые цифры и буквы в названии, чтобы вам было проще ориентироваться в модельном парке компании.


Wacom Bamboo Fun Pen&Touch M CTH -6 70

  • M — размер рабочей области. Существуют S — Small (маленький), M — Medium (средний), L — Large (большой);
  • CTH — обозначает модельный ряд. Существуют CTL и CTH — любительские модели начального уровня с необязательными кнопками и тачпадом, PTH — профессиональные модели, DTH и DTK — профессиональные модели с встроенным дисплеем;
  • 6 — размер рабочей области в дюймах. Существуют 4 — Small (маленький), 6 — Medium (средний), 8 — Large (большой), а также 13 и больше, но это относится только к планшетам с встроенным дисплеем. Иногда в интернет-магазинах и в объявлениях не указывают буквенный индекс, тогда можно воспользоваться цифровым, чтобы понять габариты устройства;
  • 70 — поколение и модель. Важно понимать, чем больше это число, тем новее устройство. Для сравнения мой старый планшет имеет индекс CTH-460, современный аналог — CTH-490. Поколения отличаются на 10: 460, 470 и так далее.

Размер графического планшета

Когда вы рисуете, активная зона рабочей области очень маленькая. Другими словами стилус постоянно скользит в радиусе маленького круга. Этот круг может немного перемещаться. Со временем образовывается пятно, которое видно, как плотное скопление микроцарапин. Оно показывает, что вы практически не используете периферию устройства, всё происходит по центру.

Можно предположить, что большой графический планшет не нужен, так как вы никогда не будете использовать всю его рабочую область, а пятно активности будет такого же размера, как и на меньшей модели. Но это не так.

Когда вы работаете на планшете, его рабочая область проецируется на всю ширину монитора. Поэтому, чем больше планшет, тем точнее вы можете наносить мазки. И наоборот, чем больше монитор и чем меньше планшет, тем сложнее и дискомфортнее вам будет рисовать. По опыту могу сказать, что после перехода с размера S на M при работе на 29-дюймовом ультрашироком мониторе, мне стало работать комфортнее на 25-30%. Мне требуется меньше усилий, чтобы нарисовать сложный контур, в целом взаимодействие ощущается более мягким и приятным.

Графические планшеты большего размера должны обеспечить еще более комфортные условия работы, но мне не приходилось работать на L-моделях, могу лишь предположить.

Отличия любительских и профессиональных планшетов Wacom

Покупая про-модель вы получаете беспроводное устройство, изготовленное из более качественного пластика с 2048 уровнями чувствительности к нажатию против 1024 у моделей подешевле, красивейшим дизайном, дополнительными органами управления в виде кнопок и сенсорного кольца. Меня полностью устраивают младшие устаревшие модели серии Bamboo, которые сняты с производства. Разница по стоимости любительской и про-версий составит более двух раз. Таблица расставит все по полочкам:

Настройка Wacom Bamboo Pen & Touch M CTH-670

Перед подключением устройства скачиваем драйвера с официального сайта Wacom .

Перечень моделей Ссылка на драйвера
Intuos CTL-4100/6100/4100WL/6100WL
Intuos Pro PTH-451/651/660/851/860
One CTL-471/671/472/672
Intuos CTL-480/490/680/690
Intuos CTH-480/490/680/690
Intuos 5 PTK-450/650 PTH-450/650/850
Intuos 4 PTK-440/640/840/1240/540WL
Windows
macOS
Bamboo Pen&Touch CTH-460/470/471/660/661/670
Bamboo Pen CTL-460/471
Windows
macOS

После подключения планшета и установки драйверов запускаем приложение Wacom Preferences , которое можно найти через поиск Windows (Win + S) или в панели управления.

Основные настройки планшетов компании не отличаются, похожим образом настраиваются как любительские, так и профессиональные модели.

На вкладке Tablet можно настроить планшет под правую и левую руку, а также назначить действия для клавиш. Для начала установите их в Disabled , со временем можно будет назначить горячие клавиши.

На следующей вкладке Pen находятся важные параметры:

  • Tip Feel — чувствительность к нажатию. Оставляйте по центру. В процессе поймёте какая жёсткость вам по душе и настроите по вкусу;
  • Tracking — режим отслеживания положения стилуса. Устанавливаем Pen Mode — рабочая область планшета растягивается на весь экран. Режим Mouse используется, как замена мыши;
  • Остальные настройки не столь важны. Pen Buttons позволяет назначить действие на кнопки стилуса. Eraser Feel — чувствительность резинки с обратной стороны стилуса. Не использую эту возможность, так как мне быстрее переключаться с помощью горячих клавиш.

В этой же вкладке в разделе Tracking нажимаем кнопку Mapping... , чтобы настроить проецирование рабочей области планшета на экран монитора. Откроется окно Pen Mode Details .

В разделе Screen Area выбираем Monitor , если у вас несколько мониторов и указываем основной. Если монитор один, то оставляем All Screens

.

В разделе Scaling обязательно ставим галочку напротив Force Proportions , чтобы рабочая область не растягивалась при проецировании на экран. В этом случае часть рабочей области планшета не будет использоваться, но у нас будут нормальные пропорции 1 к 1. И если вы нарисуете круг, то на экране он отобразится, как круг, а не вытянутый эллипс.

Обязательно ставим галочку напротив Use Windows Ink , чтобы работала чувствительность к нажатию.


На следующей вкладке Touch Options снимаем галочку напротив Enable touch input , чтобы переключить планшет в обычный режим.


На остальных вкладках у меня всё отключено, так как я не использую ни жесты режима Touch, ни фирменное выпадающее меню. На этом настройка графического планшета закончена.

Animate CC или Flash Professional CC?

Adobe Animate CC — это ребрендинг Adobe Flash Professional CC, в программу добавили несколько нововведений. Ещё со старым названием завоевала огромную популярность среди художников, аниматоров и разработчиков инди-игр. Векторные принципы построения позволяют создавать спрайты для любого разрешения. Для рисования подойдёт любая версия, какую сможете достать. Инструменты рисования не меняются уже много лет, а лишь незначительно улучшаются. Я буду использовать Adobe Animate CC, но всё написанное будет применимо и для старых версий Adobe Flash Professional. К слову, в последнее время компания Adobe перешла на модель помесячной подписки для получения доступа к своим продуктам вместо дорогостоящего одноразового лицензирования. Сейчас цена за использование Adobe Animate CC составляет 20 долларов в месяц.

Первый запуск Adobe Animate CC

После загрузки создаём новый файл и выбираем тип Action Script 3.0 . В этом же окне можно указать параметры сцены:

  • Width и Height — ширина и высота сцены в пикселях. Выставим в 1920 x 1024, как разрешение в современном мониторе или смартфоне;
  • Ruler units — единицы измерения, выставляем пиксели;
  • Frame rate — количество кадров в секунду, оставляем 24;
  • Background color — цвет фона, выставляем в серый.

Эти настройки можно изменить и после создания документа. Для этого нужно выбрать инструмент Selection Tool (горячая клавиша V), открыть окно Properties и развернуть раздел Properties . Если вы не можете найти это окно, то воспользуйтесь меню Window Properties или сочетанием клавиш Ctrl + F3.

Настройка горячих клавиш

Чтобы повысить эффективность работы нужно использовать горячие клавиши по максимуму. На первых этапах это требует привыкания и запоминания новых комбинаций клавиш, но в дальнейшем обеспечивает солидный скачок в вашей эффективности. Я переопределил большинство горячих клавиш таким образом, чтобы они находились в правой стороне клавиатуры. Почему именно в правой? Дело в том, что я левша и, соответственно, мне так удобнее. Если вы правша, то вам придётся придумать свою схему. Кроме того, я использую Rapoo E9050 и Apple Wireless Keyboard , которые выполнены в форм-факторе клавиатур для ноутбуков, поэтому если вы используете полноразмерную, то, опять же, потрудитесь и придумайте свою схему — это окупится массой сэкономленного времени — а мою схему рассмотрите, как пример.

Поймите идею: сгруппируйте основные команды на удобной стороне клавиатуры, чтобы обеспечить быстрый доступ без постоянно изменения положения руки. Большую часть времени она должна лежать на одном месте, лишь пальцы "гуляют" в небольшом радиусе, нажимая кнопки. Конечно, останутся и команды, которые требуют смены положения, но их подавляющее меньшинство. Вот моя схема:


Команда Описание Старое сочетание Новое сочетание
Select All Выбрать всё Ctrl + A Ctrl + A, O
Deselect All Снять выделение Ctrl + Shift + A Ctrl + Shift + A, P
Undo Отменить действие Ctrl + Z Ctrl + Z, [, Z
Redo Повторить действие Ctrl + Y Ctrl + Y, ]
Zoom Масштабирование Shift + Z, Z Shift + Z, \
Zoom In Увеличить изображение Ctrl + =, Ctrl + Num = Ctrl + =, Ctrl + Num =, =
Zoom Out Уменьшить изображение Ctrl + =, Ctrl + Num = Ctrl + -, Ctrl + Num -, -
Straighten Выпрямить выделенные кривые 9
Smooth Сгладить выделенные кривые 0
Flip Horizontal Отразить по горизонтали F
Flip Vertical Отразить по вертикали Shift + F
Cut Вырезать в буфер обмена Ctrl + X Ctrl + X, X
Duplicate Symbol... Клонировать символ Ctrl + D
Swap Symbol... Сменить символ Ctrl + ]

В большинстве случаев новые сочетания не заменяют старые, а дополняют их, вводится несколько новых команд. Произвести настройку нужно через меню Edit Keyboard Shortcuts... . В поле для поиска вводим название команды, в колонке Shortcut кликаем на пустом месте напротив нужной команды и нажимаем новое сочетание клавиш.


Не пытайтесь разобраться в приведённых в таблице командах, все они будут пояснены в следующих уроках. В дальнейшем, когда начнёте активно их использовать, скорее всего, вы переопределите их по несколько раз, пока не найдёте самый удобный вариант.

Настройка кисти

Brush Tool (горячая клавиша B) — инструмент кисть, самый используемый при рисовании. Настройки сосредоточены в двух окнах:

Настройка кисти закончена, давайте нарисуем что-нибудь.

Рисуем с помощью кисти

Подберите подходящий цвет с помощью окна Color (Ctrl + Shift + F9), выберите инструмент кисть (B) и начните с одного длинного штриха с небольшим усилием, чтобы очертить будущую фигуру. Дальше обведите полученный контур, чтобы сгладить все неровности — кисточка готова.


Обратите внимание, что в примере выше было использовано лишь три штриха. Вам нужно стремиться делать штрихи средней длины, чтобы рука не отрывалась от планшета. Стараться делать много мелких штрихов неправильно, так как полученный контур будет негладким и с большим количеством лишних точек.

Adobe Animate CC работает на векторных принципах. Все объекты описываются математически и могут масштабироваться без потери качества в отличии от растрового подхода. Это позволяет выполнять манипуляции с векторными объектами, чего мы никогда не сделаем с такой же легкостью в растровом редакторе. Мы можем сглаживать и упрощать контуры, выравнивать кривые линии, изменять пропорции и деформировать графические объекты без потери качества. Каждый штрих автоматически преобразовывается в математические кривые, которые мы можем точно подгонять и изменять.

Чтобы убедится во всём вышесказанном, активируйте инструмент Subselection Tool (горячая клавиша A) и выберите только что нарисованную кисть. Теперь вы можете разглядеть точки векторного контура и даже изменить их.


Заключение

Сегодня мы настроили Adobe Animate CC и готовы к началу рисования. Попрактикуйтесь немного прежде, чем мы продолжим. Научитесь рисовать простые геометрические фигуры без искажений, попробуйте различные цвета и настройки кисти (поэкспериментируйте с параметром Smoothing).

Похожие материалы

Для того чтобы создавать рисунки, кнопки и другую графику, т.е. осуществлять рисование во Flash Вы будете использовать формы. Flash CS5 предлагает большое количество инструментов для этих целей: "карандаш", "ручку" "рисование линий", "кисть" и др. Чтобы создавать примитивные геометрические фигуры, такие как прямоугольник, круг, овал, квадрат, многоугольник Вы будете использовать специальные инструменты именно для таких форм.

Во Flash CS5 есть 5 различных инструментов для создания простых форм: "прямоугольник" (rectangle tool), "овал" (oval tool), "примитив прямоугольника" (rectangle primitive), "примитив овала" (oval primitive) и "многоугольник" (polystar tool). "Прямоугольник" может создавать прямоугольные и квадратные формы, а "овал" овальные и круглые.

Объекты, созданные с помощью инструментов рисования во Flash: "прямоугольник", "овал" и "многоугольник" состоят из заливки и контура.

Flash CS5 предлагает два режима рисования: Merge Drawing model (слитное рисование) и Object Drawing model (объектное рисование). В случае слитного рисования, контур и заливка любого объекта, после его создания, будут существовать отдельно друг от друга. Если Вы, например, переместите контур, то заливка останется на месте. Кроме того все объекты, находящиеся на одном слое будут взимодействовать друг с другом. Если Вы поместите один объект поверх другого, а затем уберете нижний в сторону, то от него будет "отрезана" область пересечения с верхним объектом.

В режиме "объектное рисование" формы автоматически группируются, поэтому заливка и контур объекта становятся как бы единым целым и различные формы, находящиеся на одном слое взаимодействовать не будут.

Чтобы создавать многоугольники и формы типа "звезда" используйте инструмент "многоугольник" (polystar tool).

Какой бы инструмент во время рисования во Flash Вы ни выбрали панель свойств будет отображать его параметры: радиус скругления угла, цвета заливки и контура и пр.

Рисование во Flash форм

Выберите инструмент рисования форм.

Щелкните на инструменте "прямоугольник" (rectangle tool) чтобы нарисовать прямоугольник или квадрат.

Щелкните на "овал" (oval) чтобы нарисовать овал или круг.

Щелкните на "примитив прямоугольника" (rectangle primitive) чтобы нарисовать прямоугольник в режиме объединения контура и заливки.

Щелкните на "примитив овала" (oval primitive) чтобы нарисовать овал в режиме объединения контура и заливки.

Щелкните на "многоугольник" (polystar tool) чтобы нарисовать многоугольник.
Заметьте, что Flash CS5 всегда показывает активной кнопку того инструмента, которым Вы пользовались последним.

Щелкните на инструменте "цвет контура" (stroke color).

Выберете цвет.

Щелкните на инструменте "цвет заливки" (fill color).

Выберете цвет.

В любом месте сцены (Stage) щелкните кнопкой мыши и не отпуская её потяните. Отпустите кнопку.

Вы создали фигуру.

Дополнительная информация

Для того чтобы во время рисования во Flash создать прямоугольник или овал с точными размерами необходимо вызвать диалоговое окно "размеры прямоугольника" (rectangle settings) или "размеры овала" (oval settings). В окне "размеры прямоугольника" можно задать радиус скругления угла если Вам нужен прямоугольник со скругленными углами. Для того чтобы открыть это диалоговое окно нажмите клавишу Alt и щелкните в любом месте на сцене (Stage). Диалоговое окно откроется. Введите в соответствующие поля ширину, высоту и радиус, там где это применимо. Нажмите кнопку OK. Flash поместит созданный прямоугольник или овал в то место на сцене, где Вы щелкнули.


Инструмент "примитив прямоугольника" (rectangle primitive) рисует прямоугольник с небольшими точками в углах для рисования прямоугольников со скругленными углами. Используя инструмент "выделение" (selection tool) Вы можете щелкнуть на одной из этих точек и потянуть, скругляя угол.


В случае с овалом, где тоже есть такие точки, Вы удалите определенный сектор в нем.

Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы увидеть комментарии.

И знаете этой программы. Теперь поговорим о том, как в этой программе делать изображения. Для начала разберемся со .

Colors (цвета)

Для выбора цвета линии и заливки предназначена область в середине панели инструментов, под названием Colors . Значок с изображением карандаша и иконка выбора цвета в первом ряду этой области определяют цвет линии (Stroke colors ), а значок с изображением опрокинутого ведра и иконка выбора цвета во второй линии определяют цвет заливки (Fill color ).

Line (линия)

Инструмент Line служит для проведения прямых линий. Выберите этот инструмент, нажмите курсором в рабочей области там, где будет начальная точка линии, затем, не отпуская клавишу мыши, тяните курсор туда, где будет конечная точка линии. Если нужно провести линию под углом, кратным 45 градусов, нажмите при этом на кнопку Shift . Цвета создаваемых линий определяются цветом инструмента Stroke color .

Oval (овал) и Rectangle (прямоугольник)

Выбираете точку, соответствующую углу прямоугольника либо воображаемого прямоугольника, в который вписан овал, и протягиваете, при нажатой клавиши мыши, курсор по диагонали этого прямоугольника. Цвет линии и заливки соответствует выбранным цветам Stroke colors и Fill color .

Прямоугольник может иметь радиус скругления на углах. Для скругления нужно нажать в свойствах прямоугольника (в нижней части панели инструментов) на иконку с радиусом (Set Corner Radius ), и выбрать значение радиуса.

Также в Macromedia Flash Professional 8 можно создавать правильные круги и квадраты, если нажать кнопку Shift при протягивании. При создании овала или прямоугольника появляются два связанных графических элемента, которые можно выделять и редактировать отдельно.

Selection (выделение)

Используется в программе Macromedia Flash Professional для выделения и изменения графики. Выделенные элементы графики отображаются точечным рисунком.

Свойства инструмента Selection

Snap (магнит) вызывает непосредственную фиксацию курсора прямо в точку пересечения сетки (если она показана), или в конкретное место на графическом объекте. С помощью этого свойства один графический элемент можно зафиксировать по центру, средней точке, или на конечной точке другого графического объекта. Кроме того, один элемент можно сделать примыкающим к другому элементу.

Smooth (сглаживание) вызывает появление в выделенной области более плавных кривых. При повторном выборе кривые продолжают сглаживаться.

Straighten (спрямление) вызывает появление в выделенной области более спрямленных кривых. При повторном выборе кривые продолжают спрямляться.

Видео о том, как рисовать в программе Macromedia Flash Professional 8

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:


Top