Миф о Минотавре: от рождения до смерти чудовища. Тесей и Минотавр — Мифы Древней Греции Мифы древней греции читать тесей и минотавр

Является самым посещаемым археологическим парком Крита . Находится он в самом сердце острова, в области . Окруженный десятками легенд и мифов, дворец ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. Хотите узнать больше об истории его создания? Тогда вы на верном пути!

Итак, жил-был в Древней Греции некий Минос, сын принцессы Европы и бога Зевса. Когда сын подрос, Зевс сделал его царем острова Крит, на котором он сам когда-то родился и провел свои детские годы.

В свою очередь Минос взял в жены прекрасную Пасифаю, дочь бога солнца Гелиоса и красавицы Персеиды. Одновременно с женитьбой Минос попросил Посейдона, покровителя морей, помочь ему укрепить свою власть на острове – критяне не особо радушно почитали Миноса. И Посейдон внял мольбам последнего, послав на Крит прекрасного белого быка, которого Минос должен был принести в жертву богам.

И вот все бы хорошо, если бы в этого самого быка не влюбилась Пасифая, жена Миноса. Причем не просто влюбилась, а еще и родила от него сына – Минотавра. Но ребенок оказался вовсе не человеческим – одна половина его тела была здоровой, а другая – бычьей. Чтобы скрыть свой позор, Пасифая попросила архитектора Дедала построить лабиринт, в котором и будет заточен Минотавр до конца своих дней.

Дедал в это время жил в Афинах , но по просьбе критской царицы переехал на Крит с сыном Икаром, немедленно начав строительство лабиринта. Говорят, лабиринт этот был настолько запутанным, что даже сам его создатель Дедал не мог самостоятельно найти оттуда выход!

Увидев искусную работу Дедала, царь Минос попросил его построить рядом с Лабиринтом еще и царский дворец – Кноссос . Да-да, именно сюда вы приедете с экскурсией! К слову, Кноссос датируется по меньшей мере VIIв. до н.э., и для своего почтенного возраста он прекрасно сохранился!

Закончив работу над дворцом Миноса и Лабиринтом, Дедал собрался покинуть остров. Однако Минос решил сделать мастера своим личным архитектором, и отказался отпускать его на свободу. Ну, о легенде про Дедала и Икара, думаем, знает каждый – мудрый архитектор смастерил себе и сыну крылья из пчелиного воска, и так они вместе бежали с Крита. Но юноша поднялся слишком высоко в небо, так что солнце растопило воск на его крыльях, и он разбился о морские скалы. Оттого и море в Греции есть такое – Икарийское.

Но, вернемся к Миносу и его дворцу. Помимо Минотавра, был у них с женой еще и общий ребенок, прекрасный юноша по имени Андрогей. И поехал однажды Андрогей в Афины на спортивные состязания, где был безжалостно убит. Разъяренный Минос не смог простить смерть сына, приговорив Афины к пожизненной дани – город обязан был каждые 9 лет присылать на Крит 7 самых красивых юношей и 7 девушек на съедение чудовищу Минотавру.

Последним мифом о Кноссосе является история о нити Ариадны. Итак, Минотавр внутри Лабиринта не просто жил, ел и спал, а еще и дела делал. Он охранял волшебное золотое руно, которое превращало все вокруг в чистое золото. Афинянин Тезей решил похитить это руно и убить Минотавра, освободив таким образом свой город еще и от страшной дани. Тогда собрав аргонавтов, знаменитый корабль Арго во главе с Тезеем отправился на Крит. Несомненно, юноши бы погибли, если бы не Ариадна – дочь царя Миноса влюбилась в Тезея, и тайком подарила ему клубок нитей, с помощью которых аргонавты и нашли выход из лабиринта. Минотавр был убит, руно похищено, а Ариадна бежала вместе с Тезеем из отцовского дома.

Вот такой он, мифический Кносский дворец. Не верите? Убедитесь сами! Стоимость входного билета — € 6, часы работы 8.00-19.00 в летние месяцы и 8.00-15.00 в период с ноября по май.

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?


Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложные.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История - это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.

Наверное, почти каждый человек когда-то читал Мифы Древней Греции, знакомился с ними. Это могло быть в школе, в старших классах, институте или самостоятельно, если вы интересуетесь историей. Вот, согласно этой книге, Минотавр - это чудовище, у которого было тело человеческое, а голова - бычья.



Для Минотавра был построен специальный Дворец, в котором он жил. Но Дворец этот был не обычным, а с запутанными лабиринтами. Люди, приходившие к этому чудовищу, порой не могли выбраться оттуда. Так и оставались не найденными. В самой центральной части Дворца находилось логово Минотавра, там он жил, спал...


История жизни Минотавра


В Афинах почти каждый житель боялся Минотавра, поэтому его старались умилостивить. Согласно легенде, истории, каждый девятилетний период Минотавру отправляли по семь юношей и девушек. Семь - всегда было магическим числом.




Минотавру было важно, чтобы количество "жертв" равнялось именно семи. И вот, когда Тесею достался жребий, что он будет следующей жертвой, тот решил избавить мир от чудища. Тесей пытался предотвратить, сломать данную традицию, чтобы люди перестали бояться Минотавра, перестали приносить ему в жертву себя.


Ариадна, влюбившаяся в Тесея (они были, как сейчас говорят, парой), дала своему возлюбленному клубок ниток. Все, наверное, помнят про волшебную Нить Ариадны.


Так вот согласно легенде свободный конец нитки надо было привязать к двери на входе в лабиринт, а клубок потом приведет в центр Дворца, где живет Минотавр. Обратно герой должен был выбраться из Дворца именно с помощью этой Нити Ариадны, сматывая нить обратно в клубок.




Как это было


Тесей с удовольствием воспользовался Нитью, он верил в ее волшебство. Сделал все так, как сказала ему любимая. Он привязал один конец нитки в двери у выхода из Дворца, а второй конец привел его к самому Минотавру, в логово чудища.


Герой не растерялся, убил "монстра", и ему посчастливилось благополучно выбраться из Дворца. До тех пор никому этого сделать не удавалось. Таким образом, подвиг Тесея стал национальной гордостью.


Люди были ему благодарны, что он спас их от явной смерти. Ведь каждые девять лет погибали ни в чем не повинные четырнадцать человек. Юноши и девушки, еще не познавшие, не вкусившие радость жизни, не попробовавшие ее на вкус, вынуждены были нести себя на "алтарь смерти" практически добровольно. Благодаря Нити волшебной Тесей выбрался из Дворца, больше туда никто не заходил.




Что говорят об этом мифе сейчас


Этот миф является одним из самых популярных Мифов Древней Греции. Нить Ариадны, Подвиг Тесея вошли в историю. Было ли это на самом деле, или является всего лишь выдумкой, никто сказать не может. Но и сейчас сохранился Дворец, его развалины где, по преданию, жил Минотавр. Этот Дворец сейчас считается памятником, ему четыре тысячи лет! Тысячи туристов ежегодно приезжают на остров Крит, чтобы полюбоваться знаменитым местом.


Многие скульпторы и художники, современные, в том числе, создают свои бессмертные творения о подвиге Тесея, жившем в те времена, его возлюбленной Ариадне и, конечно же, чудовище Минотавре. Современным людям очень интересна история, поэтому данный миф будет существовать еще не одно тысячелетие.

Минотавру посвящают свои творения не только скульпторы, но и художники, рисующие его на своих полотнах. Тесея, Минотавра, Ариадну хорошо помнят; об этом подвиге написано многое.


На вазах, тематических сервизах рисуют их образы. Стоят такие вещи не дешево, так как они пользуются спросом. Человек, у кого в коллекции есть "частичка Древней Греции", может считать себя настоящим ценителей тех времен.

Минотавром, «быком Миноса», называли сына Пасифаи, жены критского царя. Это существо с телом человека и головой быка якобы было спрятано Миносом в построенном Дедалом лабиринте, где кормилось человеческими жертвами. Ему отдавали на съедение преступников, а раз в девять лет из Афин в качестве дани присылали семь юношей и семь девушек, которые блуждали по коридорам лабиринта, не в силах выбраться из него, и в итоге попадали прямо в пасть Минотавру.


Ариадна провожает Тесея в лабиринт (деталь саркофага)

Сын афинского царя Эгея Тесей, отправившийся в числе этих четырнадцати на остров Крит, смог победить Минотавра, а выйти наружу ему помог подаренный Ариадной, дочерью Миноса, клубок ниток: начав разматывать его при входе в лабиринт, Тесей и его спутники смогли потом вернуться.


Афиняне благодарят Тесея после убийства Минотавра (фреска из города Помпеи)

Победитель чудовища и его возлюбленная отправились на корабле в Афины, но во время остановки на острове Наксос Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис, и опечаленный Тесей вернулся в Афины один. Забывший о том, что в случае счастливого исхода черный парус на корабле нужно было заменить на белый, он невольно стал причиной смерти своего отца: Эгей, увидевший траурный знак, не выдержал известия о смерти сына и бросился со скал в море, которое с тех пор стало носить название Эгейского.


Тесей покидает Ариадну на острове Наксос (деталь саркофага)


Миф о Тесее и Минотавре относится к минойской культуре – цивилизации, существовавшей на Крите в эпоху бронзового века, примерно с XXVIII по XV вв. до нашей эры. Записи о легенде можно встретить у древнегреческих историков классического и римского периодов, когда версии толкования мифа уже разнились. По одной из них, Тавр, жестокий военачальник Миноса, любил устраивать состязания, в которых призом были рабы-подростки. Эту версию озвучивал Плутарх со ссылкой на древнегреческих историков.


Таврокатапсия (фреска из Кносса)

Как бы то ни было, легенда, в которой одним из главных действующих лиц будет бык, не могла не возникнуть в период существования минойской культуры или при знакомстве с ее наследием. Бык у критян был особо почитаемым, священным животным, вовлеченным в различные ритуалы и культы. Сделанные археологами находки позволили установить, что на острове были популярны таврокатапсии, или танцы с быками – ритуальные прыжки через животное.


Прыгающий через быка (фигурка из Кносса)

Можно предположить, что во время проведения этих «танцев» имели место жертвы – не отсюда ли берет начало легенда о регулярной дани Минотавру? Сами критяне, вероятно, позаимствовали образ человека с головой быка из других религий – в частности, финикийцев, которые почитали Молоха, пожирающего детей, или египтян, в обычае которых было поклоняться богам с головами разных животных.

Что касается места, где, вероятно, располагался лабиринт Минотавра и где жил царь Минос – оно было найдено в 1878 году греком Миносом Калокериносом, антикваром, который обнаружил под толщей земли древние развалины и принялся их раскапывать. Среди находок Калокериноса, до того, как власти запретили ему продолжать раскопки, оказались артефакты минойской цивилизации, в том числе таблички с записями, которые, к несчастью, погибли в пожаре вместе с домом грека несколько лет спустя.

Раскопки продолжились только в 1900 году, когда англичанин Артур Эванс купил участок земли, где предположительно находился лабиринт.


Артур Эванс

Что это именно лабиринт, предполагал еще Генрих Шлиман, которому принадлежат лавры первооткрывателя Трои, но Шлиману несмотря на все усилия не удалось добраться до места раскопок на Крите. Эванс же принялся за дело масштабно, пригласив множество местных рабочих и нескольких помощников из Англии. Находку назвали дворцом и признали столицей минойской цивилизации Кноссом.


Кносс

Строго говоря, обнаруженные руины не являлись дворцом в привычном европейцам понимании этого слова – они представляли собой скорее остатки сложного здания, вмещавшего около полутора тысяч помещений и занимавшего площадь около двадцати тысяч квадратных метров.


Так мог выглядеть Кносский дворец

К сожалению, поскольку Эванс ставил своей целью откопать следы именно минойской цивилизации, все более поздние наслоения оказались неизученными и утраченными, в связи с чем восстановить историю Кносса после его упадка по результатам раскопок не удалось. Кроме того, англичанин принялся за частичную реконструкцию дворца, воссоздав ряд построек и помещений в соответствии со своими представлениями об укладе жизни древних критян – и подчас различить продукт его деятельности и настоящие древние артефакты оказывается практически невозможным.

Дворец или лабиринт?

Как бы то ни было, кносский дворец представляет собой уникальное сооружение, не имеющее аналогов в древнем мире. Построенный на холме, он имел такую конструкцию, что позволяла всем помещениям оставаться максимально освещенными: были предусмотрены большие окна и внутренние дворики, а кроме того, это здание было многоэтажным – достигавшим в разных частях четырех этажей. Комнаты были соединены коридорами разных размеров.


Очевидно, в Кносском дворце жила большая часть населения этого города – здесь находились кладовые, заполненные маслом, злаками, сушеной рыбой, помещения для приготовления пищи, где были прессы для оливок и винограда, мельницы. Отдельного внимания заслуживает организации водоснабжения и водоотведения дворца. В Кноссе было предусмотрено как минимум три таких системы: по одной в помещения по трубам подавалась вода из реки, по пути нагреваясь под лучами солнца, другая предусматривала сток канализации, третья – отвод дождевой воды в период ливней. При раскопках Кносса найдены ванные комнаты и туалеты с системой подачи воды.


Тронный зал Кносса

Обнаруженный «тронный зал», по версии Эванса, содержал кресла для правителя Кносса и царицы, поздние же исследования позволяют предположить, что эта комната могла считаться местом явления божества – женского пола, поскольку минойская цивилизация развивалась в условиях матриархата.


Изображение лабриса на фреске из Кносса

Одним из знаков женского критского божества был лабрис, двусторонний топор – секира, символизирующий материнское начало. Его изображения встречаются на фресках Кносского дворца, найдены и сами лабрисы, порой высотой больше человеческого роста. Именно с этим словом связывают термин «лабиринт» - возможно, это название было дано зданию, где этот знак почитался как священный - дворцу Кносса.


Лабрисы из Кносского дворца

Есть версии, согласно которым Минотавр был скорее ритуальным персонажем, человек в маске быка принимал участие в неких таинствах в честь богинь критской культуры – а с течением времени на базе этих обычаев возникла легенда о чудовище.


Причины упадка и исчезновения минойской цивилизации пока окончательно не установлены – ранее считалось, что разрушение Кносского дворца и уход жителей были вызваны извержением вулкана на острове Санторин, но новейшие исследования этого не подтверждают. Как бы то ни было, начиная с XIV века до нашей эры Кносский дворец перестает быть центром минойской культуры, чтобы на ближайшие тысячелетия стать легендарным местом действия мифа о Тесее и Минотавре.


Тесей и Минотавр. Римская мозаика

После убийства быком из Марафона Андрогея, сына критского правителя Миноса, Афины должны были выплачивать могущественному Криту страшную дань. Минос постоянно требовал семь красивых девушек и семерых молодых парней, которых сразу же по прибытию отправлял в Лабиринт собственного дворца на съедение человеку-быку Минотавру, родившемуся от отправленного на Крит Посейдоном быка и жены Миноса Паисафии.

В третьем по счету корабле с «данью» поплыл юный Тесей, единственный сын бедного афинского правителя Эгея. Дельфийский оракул избрал Тесею покровительницу в этом походе в лице прекрасной Афродиты.

На Крите Тесей сразу привлек внимание как Миноса, начавшего угрожать царскому юноше растерзанием, так и его дочери Ариадны, которая, благодаря стараниям Афродиты, сразу же влюбилась в него.

После череды издевательств со стороны Миноса, считавшего себя отпрыском Зевса, Тесей напомнил, что в его жилах течет кровь Посейдона. В доказательство своего происхождения от бога морей, храбрый юноша прыгнул в морскую пучину за надменно брошенным туда Миносом золотым кольцом. На помощь Тесею пришел бог Тритон, за мгновение доставивший героя к вратам дворца Посейдона, где он и нашел кольцо Миноса.

Влюбленная Ариадна, увидев, что ее возлюбленный вернулся с морского дна целым и невредимым, дала тому моток ниток и острейший меч. Привязав нить Ариадны на входе в Лабиринт, Тесей добрался до Минотавра, вонзил тому в грудь кинжал и успешно выбрался наружу с остальными обреченными.

Фото: Минотавр работы Пабло Пикассо.

На фото выше Тесей убивает Минотавра.

Продырявив дно всех критских кораблей, Тесей спокойно отправился в обратный путь, прихватив с собой возлюбленную. Во сне Тесею пришло видение, где бог Дионис призывал юношу отдать ему в жены Ариадну и высадить ее с корабля в Наксосе. Так Ариадна вошла в пантеон греческих богов.

Забыв поменять черные корабельные паруса на белые, Тесей быстро приближался к афинским берегам. Отец его Эгей издали заметил черный цвет, возвещавший, как он думал, о смерти сына и от горя бросился со скалы в море. Так бурлящее море стало называться Эгейским.

мифы древней Греции Минотавр часть 1

мифы древней Греции Минотавр часть 2

Битвы богов. Лабиринт Минотавра


Top