Современники об «Отцах и детях». Урок-дискуссия « Споры вокруг романа И

Цели урока:

  • Обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст критической статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема:

Споры в критике вокруг романа "Отцы и дети"

Разработчик урока:

Учитель русского языка и литературы

Ивлева Л.Е.

2011 г.

Тема: Споры в критике вокруг романа "Отцы и дети"

Цели урока:

  1. Обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст критической статьи.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сегодня мы, завершая работу над романом Тургенева “Отцы и дети”, должны ответить на самый главный вопрос, который всегда стоит перед нами, читателями, насколько глубоко проникли в замысел автора, смогли ли понять его отношение как к центральному герою, так и к убеждениям молодых нигилистов.

Рассмотрим различные точки зрения на роман Тургенева.

Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

Молодежь середины 19 века находилась в положении, во многом сходном с вашим сегодняшним. Старшее поколение неутомимо занималось саморазоблачением. Газеты и журналы полны были статей о том, что Россия переживает кризис и ей необходимы реформы. Крымская война проиграна, армия посрамлена, помещичье хозяйство пришло в упадок, нуждалось в обновлении образование и судопроизводство. Удивительно ли, что молодое поколение утратило доверие к опыту отцов?

Беседа по вопросам:

Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?

Что такое базаровщина?

Существует ли она в наше время?

От чего предостерегает Тургенев личность и общество?

Нужны ли Базаровы России?

На доске слова, как вы думаете, когда они были написаны?

(Только мы – лицо нашего времени!
Рог времени трубит нами в словесном искусстве!
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов!
Бросить Пушкина, Достевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности!
Кто не забудет своей первой любви, не узнает и последней!

Это 1912 год часть манифеста “Пощечина общественному вкусу”, так значит, идеи, которые высказывал Базаров нашли свое продолжение?

Подведение итогов урока :

“Отцы и дети” это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких. Бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

Выразительное чтение финального отрывка из романа.

Домашнее задание : подготовка к сочинению по роману.


… И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «отцы» и «дети».

………

…Но разлетелся пар тумана,

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман

Д. Минаев

Роман И.С. Тургенева появился в печати в 1862 году и сразу же вызвал самые разнообразные отклики. О нём писали Герцен, Писарев, Страхов, Адамович и другие критики.

Враждебно отнеслось к роману реакционное дворянство, противоречивые отклики слышались из демократического лагеря. Споры о романе разгорались в основном из-за главного героя Базарова и его идей.

Критик М.А. Адамович в своей статье «Асмодей нашего времени» отзывается о Базарове как о бесчувственном, холодном человеке, не любящем своих родителей, даже презирающим их любовь. Как-то по-своему полюбив Анну Сергеевну Одинцову, он унизился, изменил своим идеям. Критик называет Базарова «не живой личностью», а «самой злостной карикатурой» на молодое поколение.

Сам же роман он воспринимает как жестокое обличение «детей», называет его клеветой на молодое поколение. Адамович считает роман самым неудавшимся произведение Тургенева. По его мнению, писатель понимает «современный образ мыслей, характеризует направления по-своему, по-художнически поверхностно и неверно», и поэтому он не сумел выполнить стоящую перед ним задачу. Антонович утверждает, что этот роман – подтверждение несостоятельности художника, и даже описания, как подчёркивает критик, выглядят в романе бледно и неестественно.

Другой же критик, Д.И. Писарев, совсем по-иному отзывается о романе. Он увидел в образе Базарова типичные черты молодого поколения. Он считает Базарова необыкновенным человеком, стоящим выше других героев романа. По мнению Писарева, Базаров – натура глубокая, сильная, у него есть чувство собственного достоинства, гордость, ум, самостоятельность и оригинальность суждений. И любовь Базарова к Одинцовой он расценивает не как «признак слабости», а «естественное проявление чувства, высвободившегося из-под гнёта рассудочности».

Писарева восхищает и «художественная отделка» романа, он считает, что «характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так легко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение». Писарев подчёркивает, что роман наводит на размышления, что он весь насквозь проникнут «самой трогательной искренностью», и считает автора одним «из лучших людей прошлого поколения».



Но если Писарев оценивает роман с точки зрения социалиста, революционера, то критик Н.Н. Страхов старается глубже понять духовный мир Базарова, показать трагизм героя. В своей статье критик не отрицает того, что Базаров оказывается выше, благороднее всех героев романа.

Но он считает, что любовь, жизнь, природа выше Базарова. Жизнь продолжается и после его смерти, неся с собой вечное обновление жизни, вечное проявление любви. В отличие от Антоновича Страхов утверждает, что в Базарове бьётся «могучая сила жизни», он способен испытывать глубокие, возвышенные чувства. Страхов считает роман совершенным в художественном отношении. По его мнению, Тургенев показал «вообще отцов и вообще детей», и «отношения между двумя этими поколениями он изобразил превосходно». Критик утверждает, что Тургенев написал роман «не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний…».

Именно Страхов и Писарев наиболее глубоко поняли и оценили роман Тургенева. Они поняли характер Базарова, приникли в его духовный мир, оценили художественную ценность романа, глубину и оригинальность авторского замысла. ….

Л.Н. Толстой «Война и мир».

1. Метод диалектики души в романе «Война и мир».

2. «Мысль народная» в романе «Война и мир»

3. «Ум ума» и «ум сердца» героев романа Толстого «Война и мир».

4. Какое определение жанровой форме «Войны и мира» дали исследователи?

5. Какой временной промежуток охватывает роман «Война и мир»?

6. каковы средства создания психологически напряжённой атмосферы в эпизодах романа?

7. В каких произведениях русской классики звучит мотив неприятия дуэли как жесткого способа отстоять свою правоту?

8. В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

9.Как соотносятся с судьбами героев романа слова Толстого: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, - то уничтожится возможность жизни»?



10. Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

11. В чём смысл слов Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

12. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?

13. Почему, изображая Кутузова в романе, Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?

14. В чём причины антипатии Толстого к Наполеону?

16. Почему дуэль с Долоховым стала причиной происшедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота.

1.История создания романа «Война и мир». Роман создавался с 1963 по 1869 г.

Смысл названия романа. Слова, вынесенные в заглавие романа, многозначны, и заглавие включает в себя совокупность их значений. Понятие «война» означает не только столкновения враждующих армий. Война – это прежде всего вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война – военные действия враждующих сторон, враждебность людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, зло, насилие, кровопролитие, разъединение людей, конфликт человека с самим собой, это всё, что разрушает гармонию, несёт смерть. Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт по-настоящему военные действия. Толстой подчёркивает это. «Она сняла перчатки и в завоёванной позиции расположилась в кресле». Князь Василий не сдаётся и продолжает борьбу уже за самого Пьера, получившего наследство. Дело он ведёт вполне мирными средствами: женит Пьера на красавице Элен. Но вся картина рокового «объяснения» напоминает военные затруднения полководца. В мирной жизни тоже есть поединки: дуэль с Долоховым. Понятие «мир» тоже раскрывается во всей многозначности. Мир – жизнь народа, не находящегося в состоянии войны; весь свет, вселенная, братство людей, не зависящее от сословных предрассудков, национальных и классовых различий, ближайшее окружение человека, крестьянский сход (бунт в Богучарове), мировоззрение, круг идей героев романа, жизнь. Мир – это «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир – это весь народ без различия сословий, объединённый единым чувством боли за поруганное Отечество. Мир – это ближайшее окружение, которое человек всегда носит в своей душе, где бы он ни находился, на войне или в мирной жизни (капитан Тушин, Наташа Ростова, княжна Марья). Но мир – это и весь свет, Вселенная. Об этом мире говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий (встреча Николая Ростова с австрийцем). Мир – это жизнь.

3. Основные художественные приёмы – антитеза: война и мир; две войны; два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), два полководца, действующие лица. Отступления: рассуждение о законах исторического развития. Метафоры, сравнения (3 глава 1-й части: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели…» Подготовка к Аустерлицкому сражению: «Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колёса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результаты движения». Образ круга, постоянного вращения, но вращаются они не сами по себе, их приводит в движение человек. Глава 14 четвёртой части четвёртого тома (разорённая, но возрождающаяся Москва, сравнение с муравейником). Закон зависимости отдельного человека и человечества в целом от таинственной воли Провидения. Миром правят не герои, не личности, даже великие, а заклны, установленные Богом. Герои – только орудия Провидения. (Высказывания в третьем томе).

Совершенство композиции . Основными событиями сюжета являются войны 1805 и 1812 г. Вокруг этих события сосредоточены все частные сюжетные линии. Непрерывность сюжетного развития – основной принцип композиции. Первый том – события 1805- начала 1806 года; второй том – 1806-181 годы; третий и четвёртый (кроме эпилога) – 1812 г. Таким образом, подчёркивается значимость 1812 года. В первом томе – предыстория героев, его можно расценивать как экспозицию. Особое значение имеет Аустерлицкое сражение: именно здесь сталкиваются ложные представления об историческом развитии, об эгоистической цели жизни с вечной правдой любви и сострадания, возникает конфликт между личным и общим, между ложью и правдой. Во втором томе завязываются основные сюжетные линии: князь Андрей - Наташа, Пьер – Наташа. Герои проходят испытание любовью, страстью, надеждой и разочарованием. Они заняты своим личным счастьем. Второй том завершается Пьером, всматривающимся в ночное небо после объяснения с Наташей, а первый том – князем Андреем, глядящим в бессмертное небо Аустерлица. Это принцип композиционного параллелизма. Он станет основным в третьем и четвёртом томах. Ранение князя Андрея на поле Бородина – ранение при Аустерлице, встреча Пьера с Платоном Каратаевым – встреча с масоном Иосифом Алексеевичем, вечер в салоне А.П. Шерер и именины у Ростовых. Несколько кульминаций, которые завершаются общей развязкой – смерть князя Андрея, женитьба Пьера на Наташе, Николая Ростова на княжне Марье. Ещё одна особенность композиции – значимость эпизодов, которые можно рассматривать как фундамент произведения.

4 «Мысль народная» в романе – подвиг народа, толстовский идеал «простоты, добра и правды», народное чувство как мерило нравственности, все любимые герои близки к народу, в народной войне происходит проверка человека, проявляется истинный и ложный патриотизм. «Мысль народная» - это и история народа, и путь лучших представителей дворянства к народу. С «мыслью народной» связан и нравственный идеал писателя. Высшая похвала, которой удостаиваются герои романа – одобрение простого человека (о князе Андрее – «наш князь»).Мысль народная» - в комментариях автора (оценка войны, исторических событий, движущая сила исторических событий), оценка действий героев, массовые сцены романа (сдача Смоленска и поведение купца Ферапонтова, подготовка к Бородинскому сражению, бой партизан с французами, действия партизан. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие»(в сокращении). Оценка Шенграбенского (солдаты и командиры честно выполняют свой долг, преддверие Бородинского сражения) и Аустерлицкого (отсутствие нравственной цели, «государственная честь императора, пролог «государственной войны 1812 г., которую вели трутни в военных мундирах). В изображении героев.

4. «Мысль семейная». Семья – основа основ. Связана с представлением о способности человека жить в мире.

Ростовы живут «жизнью сердца» Легко относятся к жизненным неурядицам.. Искренность, естественность, простота, бескорыстие. Гостеприимство, радушие, культ детей. Отношение к дворовым и отношение дворовых к хозяевам. Представители: граф и графиня, Николай, Наташа, приёмная дочь Соня, Петя, Вера (исключение)

Болконские. Аристократизм, интеллигентность, широта политической мысли, подлинная забота о государственных интересах, строгая требовательность по отношению к себе и к окружающим, гордость, долг, честь, благородство, патриотизм. Старый князь гордится своим происхождением, любит порядок во всём, сдержанность чувств, великодушие, достоинство, отсутствие чопорности. Сентиментальности, постоянно трудится (пишет новый военный устав, работает на станке, занимается с дочерью). Следит за всеми событиями, происходящими в стране и в мире.. Главными добродетелями считает ум и деятельность, Следует во всём своим убеждениям. Разбирается в людях. Представители: князь Андрей, княжна Марья, Николенька.

Курагины . Отсутствие душевности, тепла, духовного родства. Способны лишь к разрушению. Эгоистичны, лицемерны, фальшивы не только по отношению к окружающим, но и по отношению друг к другу. Представители: князь Василий – светский лев, расчётливый, фальшивый, алчный. Главное для него – материальные блага, ради них способен на подлость, даже на нравственное преступление. Сам говорит, что лишён «родительской любви», что дети – «обуза его существования». Анатоль- безнравственность, низость, кутила, игрок. Ипполит. Отсутствие духовных запросов, душевной близости с родными. Элен – хищница, напоминает бездушную статую

«Мысль семейная». Только в семье человек формируется, получает всё, что определяет его характер, мировоззрение, привычки, жизненные идеалы. Семья – это основа любого общества. Семья Курагиных – это семья энергичных эгоистов, легко идущих на любые подлости ради достижения своих личных целей. Это хищный и неискренний вельможа – князь Василий Курагин, его сыновья – эгоистичный и беспринципный красавец Анатоль, глупый болтун Ипполит, бездушная красавица Элен, не упускающая своей выгоды. Семья Болконских: гордый, умный и образованный старый князь Болконский, умный и честный князь Андрей, добрая и чуткая княжна Марья. Семья Ростовых. Граф Ростов – доверчивый, искренний человек, простодушный, честный, открытый, гостеприимный, любящий жену и детей. Наташа – полная жизни, душевной силы, живущая ожиданием счастья. Это смелый и прямодушный Николай, славный мальчик Петя.

5. Роман-эпопея: крупные события (1805 – 1821 г.г.), более 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр 1, Сперанский, Ростопчин, Багратион), есть вымышленные герои, все слои русского общества (высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство), несколько сюжетных линий, отсутствуют границы между документальным описанием событий и художественным вымыслом.

6. Проблематика романа:

· законы, управляющие миром,

· противопоставление истории и жизни отдельного человека,

· основа бытия не зависит от тех ситуаций, в которые человека ставит любое значимое историческое событие;

· торжество нравственности над грубой силой,

· фатализм, судьба, историей управляет «роевое движение масс»,

· человеческое счастье,

· поиск смысла жизни, путь к совершенствованию и пониманию самого себя,

· семья и воспитание и др..

7. Приёмы изображения героев – антитеза и «диалектика души» (основа психологического анализа). Человек «есть текучее вещество», герои делятся на неизменяемых, застывших, и изменяющихся.

8 Типология героев. Любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Главный объект изучения – душа человека, путь, который проходит душа человека в стремлении к высокому, стремлении познать себя.

9. Нелюбимые герои . Прожигатели жизни. Они заняты только тем, что устраивают свои дела, удовлетворяют свои мелкие прихоти, не считаясь с другими. Эти герои однотипны. Для их характеристики автор использует одни и те же детали. Анна Павловна Шерер. Неестественная улыбка. Уверена, что формирует общественное мнение и оказывает влияние на ход вещей, хотя сама меняет свои убеждения в зависимости от моды. Дипломат Билибин убеждён, что именно они, дипломаты, управляют историческим процессом. Из одной сцены в другую он собирает складки на лбу и произносит одни и те же слова. Мать Друбецкого Анна Михайловна упорно продвигает своего сына, сопровождая разговоры скорбной улыбкой. Равнодушно спокоен и Борис Друбецкой, неглупый, но гордый карьерист. Вся семья Курагиных. «Родовое» качество – холодный эгоизм. В портрете князя Василия – «светлое выражение плоского лица». Светское безразличие к добру и злу. Инстинкт выгоды. Их красота мертвенная, застывшая, использует повторяющиеся детали (самодовольное лицо князя Василия, кудри Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен). Всё это не случайно: все эти герои однообразны и неизменны, меняются их взгляды, но сущность остаётся неизменной. Характерно, что к концу романа Курагины и Друбецкие исчезают со страниц романа. Из этого круга выделяется Фёдор Долохов. «Семёновский офицер, известный игрок и бретёр», он отличается неординарной внешностью, скучает и томится в омуте светской жизни. Участник скандальных историй (история с медведем, с квартальным надзирателем). В бою бесстрашен, нежно относится к матери, хотя его правило – ненависть и презрение к людям (дуэль с Пьером, подготовка к похищению Наташи, карточная игра с Николаем Ростовым: месть за Соню, отказавшую ему). Бунт против мира – прожигание собственной жизни.

11. Приёмы психологического анализа:

· повторяющиеся детали,

· способность к самосовершенствованию,

· диалектика души (мгновенные изменения душевного состояния человека),

· отношение к семье, любви, природе (умение-неумение любить, брак – выгодная сделка – любовь, самоотдача),

· сны героев (видят свои слабости, приходит решение проблем, сон князя Андрея, Пети Ростова.

12. Изображение высшего света . Бездуховность, лицемерие, неестественность, отсутствие «простоты, добра и правды», маски, духовное убожество. Вражда и борьба за материальные блага (у постели умирающего графа Безухова, охота на Пьера, ставшего богачом, на княжну Марью, Борис Друбецкой и Жюли Карагина. Ложный патриотизм.

13. Кутузов .В романе как бы два Наполеона: один – легенда, которую пересказывают друг другу герои, называя его то могущественным гением, то могущественным злодеем. Вначале мы видим Наполеона глазами князя Андрея, Пьера, Анны Павловны Шерер, знакомимся с их оценкой героя в соответствии с их жизненными идеалами. Другой – действующее лицо.
Простота, отсутствие актёрства, живое лицо, выражение единственного глаза, фигура Смешон: «маленький», «жирные ляжки коротких ног». «круглый живот»
Добр, прост, мудр, открыт людям как старый и нравственно опытный человек, образ дан в восприятии разных людей, человечен в беседах с Болконским, Багратионом, Денисовым, на военных советах, в Астерлицком и Бородинском сражениях. Мелочно раздражителен, позёрство, холоден, играет роль гения. «он был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Полководец, не направляющий ход сражения, а не мешающий ему. Не опыт полководца, а опыт нравственный подсказывает ему, что исход сражения зависит от духа войска. Видит свою задачу в том, чтобы укрепить дух солдат, внушить им веру в победу. Жесток в стремлении удовлетворить своё честолюбие, навязать свою волю. Его поведение определяет не сердце, а разум. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Связь с народом. Высокое положение не отделяет его от народа. Думает о чести, славе Отечества. Помнит имена своих соратников. Наполеоновское начало в героях. Стремление навязать свою волю в Сперанском.»маленькие наполеоны» - Долохов, Друбецкой, Берг. Заблуждения князя Андрея и Пьера. Эгоизм, ведёт к разобщению людей.

Капитан Тушин . Нет героического в его портрете. Робость. В нём много доброго, нет ничего героического. В бою напоминает былинного героя. Обожание солдат, считающих командира своим отцом..

14. Герои романа. Наташа Ростова . С 15 лет. Главное – непосредственность, сердечность, она порывиста и романтична. Удивительная открытость, искренность, естественность. Она наделена теми качествами, к которым стремятся князь Андрей и Пьер. Умеет приносить счастье другим людям, умеет быть счастливой и сама. Не верит в возможность зла, потому что способна делать добро. Её духовная красота проявляется в отношении к природе, в умении чувствовать стихию народной жизни, в любви, в мужестве и естественном чувстве патриотизма. Сила её любви способна преображать других. Умеет сурово судить себя Мать четверых детей в эпилоге. Сущность натуры – умение любить – сохранилась. Высокое призвание в материнстве. Гармония и красота. Семья – основа жизни, основа всего, что происходит в жизни.

Князь Андрей Болконский. Получил хорошее воспитание и образование. Умён, горд, честолюбив, рационалистичен. Безупречен во всём: черты лица, мундир, французский язык. Презирает светскую жизнь за её пустоту и праздность. Выглядит высокомерным, недовольным собой и другими. В общении с Пьером – душевное тепло, внимательность, участие. Богатство души, интеллекта, одарённость, патриотизм, достоинство, честь. Человек действия. Презрение к карьеристам. Преодоление наполеоновского начала, стремления стать выше окружающих. Небо Аустерлица помогло ему осознать мелочность честолюбивых стремлений. Проанализировать, с какой, с какой целью употреблены повторяющиеся слова, грамматические конструкции: «…он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как м бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и этого даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..» Вера в добро и высокое предназначение человека. Ошибки и способность искупить свою вину, стремление к нравственному самосовершенствованию Чувство национальной гордости. Главное предназначение – служить своему Отечеству. Сила духа, способность достойно встретить смерть. Приобщение к чувству вечной любви. Мысль Толстого – только любовь и доброта могут и должны управлять миром и без них невозможно истинное совершенство человека и мира.

Пьер Безухов. Уважение в свете основано на богатстве. Открытость и независимость суждений. Совершает ошибки. Но в лице его много детского. Ищет дело, которому хотел бы посвятить жизнь. Не удовлетворяют светские ценности. Противоречивость характера: простодушие, наивность и способность увлечься светскими развлечениями. Не умеет правильно оценить людей, слишком часто ошибается в них. Ошибки и заблуждения: увлечение Наполеоном, масонство. Значимые события: участие в Бородинском сражение, Москва, плен, встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе, увлечение идеями декабризма. Масонство – после дуэли с Долоховым стремление найти нравственную опору. Масонство для него – это учение о равенстве, братстве и любви. Стремится облегчить жизнь крестьян. Убедился в бесплодности масонства. На свои деньги снарядил тысячу ополченцев. Остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона. Учится мудрости у Платона Каратаева. Подлинное счастье в любви к Наташе.

1) Реализация домашнего задания :на дом к уроку ученики получили задание представить проект-обложку, коллаж, плакат, выражающий, по их мнению, идею романа. (Если ученики затрудняются, можно было показать несколько обложек к экранизациям романа - см. ниже)

Самопрезентация ученических обложек к роману, формулировка основной идеи произведения (по выбору)

2) Постановка темы и целей урока

Вы представили своё понимание романа. А наш сегодняшний урок, я надеюсь, углубит ваши представления об идейном содержании этого замечательного творения.

Тургеневписал: «У меня по поводу «Отцов и детей» составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что «с хохотом пре-зрения сжигают мои фотографические карточки», — другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самым этим молодым по-колением».

Итак, сегодня мы поговорим о главном персонаже произведения - Евгении Базарове - вызвавшем столько споров в критике, об отношении автора к своему герою, иными словами, определим идею романа.

3) Обобщение и углубление представлений об образе Базарова и идее романа

- После выхода романа в свет появились две статьи, посвящённые центральному образу романа. М. Антонович в статье «Асмодей нашего времени» толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д. Писарев. В статье «Базаров» критик пишет, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Две противоположные оценки. Какая из них вам ближе?

Вспомним, в чём заключались основные положения теории нигилизма, которой придерживался Базаров.

Вот как об этой теории сказано в романе:

« - Гм!.. Действовать, ломать… - продолжал он. - Но как же это ломать, не зная даже почему?

Мы ломаем, потому что мы сила, - заметил Аркадий. Павел Петрович посмотрел на своего племянника и усмехнулся.

Да, сила - так и не дает отчета, - проговорил Аркадий и выпрямился.

--… Сила! И в диком калмыке и в монголе есть сила - да на что нам она? Нам дорога цивилизация, да-с, да-с, милостивый государь; нам дороги ее плоды»

Как вы относитесь к этой теории?

Под нигилистами Тургенев понимал следующее:«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» (Письмо И. С. Тургенева К. К. Случевскому) Посмотрите на картину Б.Кустодиева «Большевик» (1919г.) Какие размышления она у вас вызывает? Запишите кратко свои размышления.

Сила личности Базарова велика: его идеи способны увлечь за собой массы людей. Эта сила отрицания сметает всё на своём пути: людей с другими взглядами, культуру и цивилизацию, даже веру в Бога. История нашей страны показала: как только время Базаровых наступило, эта сила смогла почти до основания «расчистить место».

На что же опиралась теория нигилизма? На естественные науки. Вспомним высказывания Базарова о природе и человеке:

«И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

« …изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»

В чём смысл этих высказываний? Как вы к ним относитесь? Современник Тургенева поэт В.С.Курочкин вот как описал Базарова:

Внёс с собою он цинический,

Некий запах хирургический.

И лягушку за лягушкой

Истреблять пошёл в селенье

Полон духа разрушенья.

Каково отношение Курочкина к Базарову?

В 19 веке люди ещё не представляли, каких масштабов может достигнутьсила науки. Давайте прочитаем стихотворение Ю.П.Кузнецова «Атомная сказка». Как вы его понимаете? Запишите кратко свои размышления.

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленьи полёта

По сребристому следу судьбы

И попал он к лягушке в болото

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! -

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века,

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Сила разума велика, но она разрушительна. Она не может ничего создать, если она не наделена любовью ко всему живому, верой в существование божественной души.Базаров говорит о людях как о неком биологическом материале, но мы помним, что принёс миру фашизм, разрешивший уничтожение людей именно как материал.

Первоначально Тургенев хотел предпослать роману эпиграф, говорящей о «силе без содержания» в молодом поколении. Вспомним, как Базаров говорил о своей жизни, лишённой одухотворённой идеи: «Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было». А что чувствует Базаров, когда это говорит?

Так кто же такой Базаров - асмодей или герой нашего времени? Как же автор относился к своему герою? Попробуйте определить авторское отношение, вставив пропущенное слово в высказывании Тургенева

Сам Тургенев писал: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».

Всё-таки, роман называется не «Базаров», не «Аристократы и нигилисты», а «Отцы и дети». Почему? Как следует понимать название?

Послушаем описание кладбища в 28 главе.

Какие мысли вызывает эта картина? Сформулируйте и запишите идею романа.

Всё начинается с семьи: если нет мира, терпения и любвив семье, то не будет мира и в обществе.

Задача Тургенева была не в том, чтобы показать, на чьей стороне правда, а в том, чтобы объединить людей: дети должны уважать отцов, отцы должны быть снисходительны к детям, ибо когда на кону стоит человеческая жизнь,вести споры бессмысленно.

А.И.Герцен считал, что «Базаровы - наши блудные дети». Дети заблуждающиеся, дети, не дорожащие отцовским наследством, дети грешащие, но прощённые отцами.

Своеобразно претворился сюжет о блудном сыне в картине И.Глазунова «Возвращение блудного сына». Как вы её понимаете?

4) Итог урока

Изменились ли ваши представления об идее романа? Хотели бы вы что-то изменить в проекте своей обложки?

(Выставляются оценки за проекты обложек и работу на уроке)

Домашнее задание: подготовиться к развёрнутому ответу на вопрос (по выбору):

1. Могла ли любовь спасти Базарова?

2. Базаров и Павел Петрович Кирсанов - люди разные или похожие?

3. Почему семейное счастье обретают только отец и сын Кирсановы?

4. Базаров - победитель или побеждённый?

5. Является ли Базаров сильной личностью?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Афиши к экранизациям романа

Есть ли Базаров... карикатура, над

Которою нужно издеваться, или же он

Есть идеал, которому нужно подражать?

М. Е. Салтыков-Щедрин

Роман (бессмертное произведение) И. С. Тургенева "Отцы и дети", опубликованный в 1862 году, вызвал ожесточенные споры. Чем объяснить это? Во-первых, сложностью и некоторой противоречивостью самого романа, а во-вторых, тем, что в спор вступили идейные враги. Ведь русское общество в то время резко разделилось на два враждебных лагеря: представителей революционной демократии и их противников. Революционная ситуация в России была настолько очевидной, что даже правительство признавало, что Россия стоит на пороге "пугачевщины". Идейным вдохновителем революционного движения был Н. Г. Чернышевский. Власти готовили ответный удар. Закрывались воскресные школы, народные читальни, приостанавливалось издание газет и журналов. На восемь месяцев был запрещен "Современник". Лагерь революционных борцов понес в 1861 году большие утраты: не стало Шевченко, Добролюбова, были арестованы М. Михайлов и В. Обручев. Готовился арест Чернышевского.

Тургенев никогда не был революционером, он находился в противоположном лагере, хотя очень уважал и Добролюбова, и Чернышевского. В том-то и сказался гражданский подвиг Тургенева, что, показывая своего идейного противника в лице Базарова, он отнесся к нему с большим уважением. Базаров стал частью его души. Писатель признавался позднее, что часто ловил себя на мысли: "А что бы сказал Базаров на моем месте?" Время действия романа - 1859 год. Тургенев имел все основания сказать, что его произведение "попало в настоящий момент нашей жизни, словно масло в огонь, точно нарочно его подогнали в самый раз..."

Споры вокруг романа он, конечно, предвидел. 30 июня 1861 года в дневнике писателя появилась такая запись: "Современник", вероятно, обольет меня презрением за Базарова и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение". Тургенев не ошибся. "Современник" и "Искра" увидели в Базарове карикатуру на всю демократическую молодежь и за это осудили весь роман. Особенно отличился М. А. Антонович в статье "Асмодей нашего времени", где писал о Базарове: "Это не человек, а какое-то ужасное существо..."

В первые же дни появления романа в печати Тургеневу довелось самому убедиться, какой быстрый отклик получил он среди читателей. Писатель оказался в Петербурге в дни начавшихся там больших пожаров. Выгорели целые кварталы. По городу распространялись провокационные слухи о поджигателях. Агенты полиции обвиняли в поджогах революционную молодежь, тогда как в действительности пожары были делом их рук. Тургенева поразило, что слово "нигилист", выхваченное из его романа, было теперь уже у многих на устах. "Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!" - таким восклицанием встретил его первый же знакомый на Невском проспекте.

Горько и тяжело было писателю. "Я готов сознаться, - говорил он потом, - что я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку, за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину, и потому я признаю справедливыми и отчуждение от меня молодежи и всяческие нарекания".

Тургенева очень огорчало это "отчуждение молодежи". А вызвано оно было тем, что автор не мог дать в образе Базарова законченную фигуру революционного деятеля, чего так ждало от него в ту пору молодое поколение. Не верил он, что люди базаровского склада способны изменить Россию.

Журналы, враждебные демократическому движению - от "Русского вестника" до "Отечественных записок", - вынуждены были признать, что Базаров - не выдумка автора, а реально существующий в русской жизни тип. Но они ставили под сомнение плодотворность деятельности подобных людей или прямо осуждали эту деятельность, считая ее заблуждением. При этом критики обходили все то, что раскрывало значительность характера Базарова. Не замечали они, например, его превосходства над героями из дворянской среды.

Базарова ругали все: и демократы, и либералы, и реакционеры. Но в журнале "Русское слово" за 1862 год появляется страстная, написанная на одном дыхании статья Д. Писарева "Базаров". Она и читалась на одном дыхании. Читатели увидели в Базарове человека, достойного восхищения. В статьях "Базаров" и "Реалисты" Писарев противопоставляет Базарова людям рудинского склада, которые к эпохе шестидесятых годов уже сошли с исторической арены. Может быть, герой тургеневского романа так понравился Писареву потому, что он сам был на него похож. Да и не он один. В автобиографической книге И. Ясинского "Роман (бессмертное произведение) моей жизни" автор вспоминает, как он читал в гимназии Тургенева и с гордостью думал о себе самом: "И я тоже Базаров".

А споры вокруг романа продолжаются до сих пор. Только спорят уже не литературные критики, а рядовые читатели. Одни видят в Базарове лишь грубого материалиста, другим по душе его гордость и мужество. Для кого-то афоризмы Базарова давно уже стали законами жизни: "всякий человек сам себя воспитать должен", "что касается времени, отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня". Некоторые, как и Тургенев, ловят себя на мысли: "А что сказал бы Базаров на моем месте?" Роман (бессмертное произведение) Тургенева и сейчас будит мысль, тревожит душу и заставляет каждого задуматься над собственной жизнью.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Базаров в образной системе романа. Полемика вокруг романа.

Роман ʼʼОтцы и детиʼʼ был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859- 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа (ʼʼдетиʼʼ) и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов (ʼʼотцыʼʼ).

Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: ʼʼХотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!ʼʼ А в заметке по поводу ʼʼОтцов и детейʼʼ Тургенев пишет: ʼʼБазаров - мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всœех моих фигурʼʼ.

Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителœей, с другой - суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы - лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: ʼʼЯ работать хочуʼʼ. И Тургенев постоянно. подчеркивает, что ʼʼлихорадка работыʼʼ характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов - увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха ʼʼрежет лягушекʼʼ, готовя себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицинœе, а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров всœе-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принœести пользу народу, России.

Базаров - человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в данном отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: ʼʼВы поступили благородно...ʼʼ У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, - это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви - всœего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.

Он считает прогнившим весь государственный строй России, в связи с этим он отрицает ʼʼвсœеʼʼ: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено ʼʼбезобразным состоянием обществаʼʼ: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. При этом положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: ʼʼ...Вы всœе разрушаете... Да ведь нужнобно же и строитьʼʼ, Базаров отвечает: ʼʼЭто уже не наше дело... Сперва нужно место расчиститьʼʼ.

Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные ʼʼпринсипыʼʼ, он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.

В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщинœе, ее уму и характеру - ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.

Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему

проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: ʼʼУзенькое местечко, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством... и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью...ʼʼ Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения ʼʼрассуждать о делах и нуждахʼʼ мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населœению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: ʼʼВы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленныйʼʼ а еще топорщится. И ведь б тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?ʼʼ Зная, что умрет,

он утешает родителœей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: ʼʼВедь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...ʼʼ Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителœей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти ʼʼБазаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натурыʼʼ. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

ʼʼМне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - всœе-таки обреченная на гибель, - потому что она всœе-таки стоит еще в преддверии будущегоʼʼ.

События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в серединœе XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателœей и до Тургенева (ʼʼГоре от умаʼʼ А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общинœе, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

В центре романа - фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. ʼʼОтцыʼʼ представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителœей непримиримых мировоззрений ʼʼотцовʼʼ и ʼʼдетейʼʼ - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

а) Павел Петрович был типичным представителœем своей эпохи и среды, вкоторой прошла его молодость. Он следовал ʼʼпринсипамʼʼ везде и во всœем,продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять,он всœегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его

рубашки всœегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. ʼʼВесь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ большей частью исчезает после двадцати годовʼʼ. По внешности и по убеждениям Павел Петрович ʼʼаристократ до мозга костейʼʼ. Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час ʼʼсвой какаоʼʼ, доказывал в спорах крайне важно сть ʼʼпринсиповʼʼ. Каковы же его ʼʼпринсипыʼʼ? В первую очередь, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о ʼʼрусской идееʼʼ, употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа - разночинœец- демократ Евгений Базаров. В случае если Павел Петрович говорит о себе: ʼʼМы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзяʼʼ, то Базаров о себе скажет: ʼʼМы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всœего отрицание, - мы отрицаемʼʼ.

Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста͵ не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта - к дуэли. Базаров

принимает вызов полоумного ʼʼаристократишкиʼʼ. Οʜᴎ стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелœепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать аналогично тому, как и поколение ʼʼотцовʼʼ. Οʜᴎ расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: ʼʼВы поступили благородно...ʼʼ Нелœепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.

Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это ʼʼрыхлаяʼʼ и ʼʼслабаяʼʼ натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: ʼʼКонечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришлиʼʼ.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Базаров в образной системе романа. Полемика вокруг романа. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Базаров в образной системе романа. Полемика вокруг романа." 2017, 2018.


Top