Итальянская выставка в третьяковке. В Ватикан на полчаса

25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается одна из самых значимых и уникальных выставок последних лет. 42 произведения искусства из Пинакотеки Ватикана будут представлены в Москве в течение трёх месяцев.

Популярность различных выставок с шедеврами разных временных эпох в Москве в последнее время невероятно высока. Билеты покупаются заранее. Люди одеваются теплее и стоят в длинных очередях ради взгляда на уникальные полотна. Что можно увидеть в этот раз? Ответ в репортаже.

1. Выставка расположилась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Это ближайшее здание к станции метро Третьяковская. Три зала на третьем этаже. Большой, средний и малый.

2. Первым посетителей встречает средний зал. Небольшая вводная о музеях Ватикана и план собора Святого Петра с площадью перед ним.

3. Начинается всё с экспоната, никогда ранее не покидавшего Ватикан. "Христос Благословляющий". 12 век, римская школа.

4. Средний зал неполнен небольшими по размеру картинами. Кроме работ Беллини, Рафаэля и Караваджо, упомянутых в названии выставки, вы сможете увидеть Mаргаритоне д’Ареццо, Пьетро Лоренцетти, Джентиле да Фабриано, Фра Беато Анджелико.

5. Пинакотека Ватикана была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. По приказу Наполеона Бонапарта они были увезены в Париж, но позже возвращены на место. Много лет коллекция пополнялась и украшала только покои папы и некоторые помещения. Лишь в 1908 году коллекция пополнила ряды музейных экспонатов, доступных для публики. Первое время она находилась в помещениях Бельведерского дворца, а позже получила собственное здание.

6. Большинство произведений в Пинакотене Ватикана принадлежат кисти итальянцев. Меньшая часть - приобретённая коллекция византийского искусства, ещё меньше произведений из других стран.

7. В Москву приехали 42 работы. Это почти 10% всей коллекции. Ранее такое большое количество произведений из Ватикана не вывозилось. Решение о проведении временных выставок российских произведений в Ватикане и ватиканской коллекции в России было принято на самом высоком уровне. Финансовая поддержка этого проекта оказана благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», уже не раз поддержавшим проведение выставок в Третьяковской галерее.

8. Важность события подчёркивается и визитом кардинала Джузеппе Бертелло. Он является губернатором государства-града Ватикана, что примерно соответствует должности премьер-министра в России.

9. Второй по очереди зал - большой. Здесь собраны самые большие произведения коллекции.

10. Все картины подписаны на русском и английском языке. Надписи находятся под ногами. подчёркивая большой порог.

11. И не забудьте заглянуть в небольшой зал в дальнем конце от входа. На этих 8 работах серия "Астрономические наблюдения" Донато Крети.

12.

На мой непрофессиональный взгляд это очень интересная выставка. Небольшая, но даже в таком виде выглядящая полноценной. Религиозная тематика всех произведений не удивляет, но и не бросается в глаза. Мы все понимаем, что Ватикан - центр католичества в мире. Его коллекции религиозной тематики очень разнообразны.

А вы пойдёте на эту выставку?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

Ватиканская выставка в Москве – удивительное и счастливое событие. Музеи Ватикана очень редко дают на вывоз свои ценнейшие экспонаты, а в таком количестве – впервые. При этом «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» – не только собрание работ высоких художественных достоинств, важных для истории искусства и радостных для публики, величественных и наивных, эффектных и нежных. Все шедевры складываются здесь в отрывочное, но логичное и торжественное высказывание о Roma Aeterna, вечном Риме как наиважнейшем для русской культуры идеальном городе, абсолютном духовном центре.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов уверяет, что ни одна картина здесь не случайна, все они между собой и с Римом связаны. Можно, конечно, заложенные им параллели и рифмы между составившими экспозицию вещами не считывать и радоваться каждой из них непосредственно. Допустим, долго разглядывать сцены совершения пяти чудес святым Винченцо Феррером (исцеление роженицы, воскрешение богатого иудея, исцеление хромого, спасение ребенка из горящего дома, воскрешение ребенка, убитого безумной матерью), последовательно и с подробностями изображенные на двухметровой доске Эрколе де Роберти. Или наслаждаться видом трех прекраснейших музицирующих ангелов Мелоццо да Форли, поп-символов ватиканской пинакотеки, прелесть которых от многократного воспроизведения ничуть не пострадала. Но, начиная с встречающего зрителей образа Христа Благославляющего второй половины XII в. – сурового и торжественного, – чувство восхищения и величия не оставит смотрящего, как и ощущение духовного и культурного родства с увиденным.

Как попасть

На напрашивающиеся вопросы о работе выставки «Ведомостям» ответила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Во-первых, отметила она, выставка проходит в Инженерном корпусе галереи, где фойе и гардероб намного меньше, чем в здании на Крымском Валу, потому что климатические условия для привезенных работ там благоприятнее. Во-вторых, интернет-продажа билетов на январь – февраль будет возобновлена (до декабря все билеты проданы) и они будут именные, хотя и эта мера не может полностью исключить деятельность спекулянтов. Естественно, можно будет встать в живую очередь, пускать на выставку будут по сеансам. «Но мы не собираемся бить рекорды, поставленные выставкой Айвазовского», – подчеркнула Трегулова.

В первом зале выставки, где собраны средневековые и ранние ренессансные вещи, за русско-римские связи прежде всего отвечают два сюжета из жития Николая Мирликийского, особо почитаемого у нас святого, – милого и наивного Джентиле да Фабриано и артистичного Фра Беато Анджелико. О том же, о близости, говорит и образ Франциска Ассизского Маргаритоне д’Ареццо, возможно лично святого знавшего, но все равно написавшего не портрет, но икону в нашем понимании – на доске с золотым фоном. Ну а величие задает здесь монументальное «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» Джованни Беллини, впечатляющее световыми контрастами, благородной мрачностью и неземной выразительностью лиц героев.

Фотогалерея

Главным же символом вселенского торжества папского Рима становится само по себе великое «Положение во гроб» Караваджо, показанное в Пушкинском музее пять лет назад и вновь поражающее своей мощью. Второй, полукруглый зал выставки, каким-то весьма приблизительным образом напоминающий о соборе Святого Петра, собрал караваджистов Джентилески и Сарачени, болонцев Лодовико Карраччи и Гвидо Рени, классициста Никола Пуссена – римлянина больше, чем француза. Его «Мученичество святого Эразма» и спорит яркостью и чистотой цвета с мрачной картиной Караваджо, и близко ей своим пафосом. Как написано в пресс-релизе, картина эта «вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме». И влияла на них, как и на всех живописцев имперского Петербурга, для которого Вечный город был таким же недостижимым идеалом, как и для Москвы времен Ивана Грозного.

Выставка в Третьяковской галерее называется «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Ее куратор Аркадий Ипполитов говорит, что главная идея экспозиции отражена уже в самом ее названии: Roma Aeterna, «вечный город» Рим, связанный с историей духовных поисков Европы от XII века до эпохи Просвещения, квинтэссенция европейского духа. Музеи Ватикана знамениты своими древнеримскими коллекциями античности, так что отчетливо видна преемственность европейской культуры с древних времен до эпохи Возрождения.

Доброжелательные апостолы

В 1480 году художник Мелоццо, происходивший родом из маленькой деревушки Форли, получил важный заказ — расписать базилику Санти-Апостоли в Риме (Храм двенадцати апостолов). Им была задумана большая фреска размером до 17 метров в диаметре, в которой художник рассказывает сюжет Вознесения. Мелоццо да Форли, так его стали позднее звать, впервые смело и революционно использовал в этой росписи неожиданные ракурсы фигур святых, на которых зрители должны смотреть снизу вверх. После открытия законов перспективы возникли проблемы с изображением объектов в правильных пропорциях, чтобы зрители снизу могли их видеть в естественных формах (позднее эту проблему успешно решал Рафаэль). По замыслу художника, с лазурных небес вниз смотрели златокуд-рые ангелы-музыканты, расположенные по периметру фигуры апостолов доброжелательно взирали на прихожан, а посередине была изображена величественная фигура Иисуса.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества

Фреска получилась замечательная, и работу художника оплатил кардинал Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II. Мелоццо был любим и папой Сикстом IV, тем не менее не получил предложения расписывать Сикстинскую капеллу. Директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи высказывает предположение, что Гирландайо, Перуджино и Боттичелли (самые знаменитые и активные художники этой эпохи) составили заговор, чтобы не допустить Мелоццо к работам. К тому же Мелоццо, который работал в Вечном городе на протяжении нескольких лет, считался «слишком римским», а в то время была мода на художников из Тосканы. Сегодня об этом выдающемся художнике мало что напоминает. В 1714 году базилика Санти-Апостоли была перестроена, а фрески Мелоццо уничтожены. Удалось спасти лишь четырнадцать ее фрагментов. Они разделены между Палаццо дель Квиринале («Христос во славе») и Пинакотекой Ватикана (фигуры ангелов и апостолов, которые так любил писать художник, украшают отдельный зал Пинакотеки).

Именно фрагменты с изображениями золотоволосых музицирующих ангелов, ставших символами Рима, удалось привезти в Москву.

Сокровища Пинакотеки

В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что сохранилась до наших дней.

Свою историю музеи Ватикана ведут с 14 января 1506 года, когда при раскопках была найдена известная по описаниям римского историка Плиния Старшего античная скульп-турная группа «Лаокоон и его сыновья». Папа Юлий II, будучи покровителем искусств, выкупил эту находку, а работы по ее реставрации поручил Микеланджело. Через месяц мраморная композиция была выставлена для всеобщего обозрения. Это были самые первые образцы живописи художников Древней Греции. Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и открывались редко. Когда в Ватикане стали собирать коллекцию картин, ей по примеру Древней Греции дали название Пинакотека. Основателем ее стал папа Пий VI, коллекция переезжала в разные залы, пока в 1932 году для нее не было построено новое здание, в котором она сейчас и размещается.

Единый мир

Аркадий Ипполитов, комментируя выставку в Третьяковке, объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества. Поэтому начинается выставка с римской иконы XII века «Христос Благословляющий», которая олицетворяет Вселенную. Но одновременно она говорит и о единстве христианской идеи. Это точка отсчета, в которой христианство было едино, в которой очевидна близость итальянской и русской культур. Понятие Рима для русской культуры на протяжении столетий было очень важным. Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы — 42 произведения на религиозные сюжеты — также представляет нынешняя выставка.

Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы также представляет нынешняя выставка

За «Христом Благословляющим» следует работа Маргаритоне д’Ареццо (XIII век) — предполагается, что это первое изображение святого Франциска Ассизского. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. В Москву привезли интереснейшую картину «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающуюся со знаменитым полотном Николая Ге «Что есть истина?» из Третьяковской галереи (почти все русские художники XVIII-XIX веков, окончившие с отличием Академию живописи, после окончания получали стипендию для обучения в Европе, чаще всего это была Италия). Потом следует два образа из жития Николая Чудотворца. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, вторая — Фра Беато Анджелико, монаха-бенедиктинца из Флоренции, ставшего величайшим художником раннего Возрождения… Здесь же два «Оплакивания Христа» Карло Кривелли и Джованни Беллини — очень важные в творчестве этих венецианских художников Ренессанса.

Рим как книга

В экспозиции есть несколько работ, притягивающих своей невероятной изобразительной силой и оригинальностью. Это и великое полотно Караваджо «Положение во гроб», и алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написанное специально для собора Святого Петра, и завершающие экспозицию «Астрономические наблюдения» Донато Крети — восемь картин в одной раме, посвященные известным на тот момент планетам Солнечной системы. Полотно было написано, чтобы убедить Папу Климента XI финансировать строительство обсерватории — через несколько лет обсерватория была построена в Болонье. Нынешняя выставка читается как книга — если не полениться и попробовать эту книгу начать читать. Ведь и Рим — город-книга, где античность переплетается с настоящим. Николай Гоголь писал: «Я читаю ее, читаю… и до сих пор не могу добраться до конца; чтение мое бесконечно».

* Пинакотека (в переводе с греческого — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения. У римлян «пинакотекой» называлась комната в доме при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и другими художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. Сейчас это слово нередко употребляется в значении «картинная галерея».

Фото: «Музеи Ватикана» и photo vatican museums/фото музеи ватикана

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция сайт запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

В Третьяковской галерее открылась выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана". В экспозиции – работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена – всего 42 произведения из 460, хранящихся в коллекции. Большинство из них ни разу не покидали стен вечного города и неизвестны широкой публике.

Рафаэль "Вера" и "Милосердие", 1507

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. И впервые Пинакотека привезла 42 произведения из 460 – десятую часть коллекции. В 2017 году Третьяковка покажет в Ватикане одни из лучших шедевров русского религиозного искусства. Этот культурный обмен должен выявить, насколько близки европейская и русская живопись.

Вся экспозиция заняла три зала Инженерного корпуса. Центральным произведением были выбраны две небольшие гризайльные (монохромные) работы, входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. "Вера" – женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами. У них в руках находятся монограммы – инициалы Иисуса. А Милосердие – это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем – античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр. Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков.

Третьим алтарным изображением был образ "Надежды". Эти три небольших произведения, а также композиция "Положение во гроб", стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо "Положение во гроб", около 1603–1604

Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке – "Положение во гроб" Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета "Положение во гроб" очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе.

Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики. Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталей: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев – случаен. Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.

Никола Пуссен "Мученичество святого Эразма", 1628

Картина "Мученичество святого Эразма" стала первым большим заказом Пуссена в Риме. Она предназначалась для одной из капелл в Соборе Святого Петра, строительство которого было только что завершено. Такая жестокая сцена со вспарыванием живота и наматыванием кишок на ворот поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета. Пуссен стал одним из главных художников классицизма, антагонистом барочной живописи Караваджо и его последователей. Поэтому не случайно, что на выставке картины расположены друг напротив друга. Так становится заметно, что драматизм Пуссена ничуть не уступает эмоциональной напряженности Караваджо, хотя художники и шли к этому эффекту совершенно различными путями.

Джованни Беллини "Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной", около 1471–1474

Беллини был крупнейшим художником венецианской живописной школы XV века. Современник или даже предшественник Рафаэля и Леонардо, он ничуть не уступал им в совершенстве своего искусства. Одним из первых в Италии стал писать маслом, техникой, завезенной в Венецию нидерландскими художниками, да и в самой его живописи чувствуются нотки Северного Возрождения: четкость линий и утонченность пропорций предвосхищают образы северных авторов. Сложная композиция, ракурс, акцент на жестах и подчеркнутой изящности рук поражали его современников.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе "Видение святой Елены", около 1575-1580

Веронезе – еще один представитель венецианской школы. Святая изображена в роскошном платье в духе моды XVI века. По легенде ангел явился Елене и велел ей отправляться в Рим на поиски креста Иисуса. Обычно этот сюжет изображали по-другому: Елена представала руководящей работниками, которые откапывали крест. Веронезе же пишет ее спящей, с ангелом, держащим крест в руках. Искусствоведы полагают, что моделью для художника стала его жена.

Гвидо Рени "Святой Матфей и ангел", около 1620

На выставке представлено две работы Гвидо Рени. Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых, созданные с караваджисткими свето-теневыми контрастами, стоили больших денег и пользовались огромной популярностью. Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом.

Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли, 1480

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Мелоццо стал основателем римской школы живописи, расцвет которой пришелся на XVI–XVII века. "Музицирующие ангелы" Форли стали одним из главных туристических брендов Ватикана. Их изображения можно найти повсюду, начиная от сувенирной продукции, заканчивая официальной символикой. Эта фреска находилась в римской церкви Санти Апостоли и украшала ее купол. Образ служил воплощением понятия "музыки небес" и прославлением господа, цитаты из Библии: "Да хвалят имя Его с ликами на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь народу своему, прославляет мирных спасением".

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, "Христос во славе"

Такое изображение Христа было редкостью для итальянской живописной традиции, зато в византийских иконах встречалось часто. Поэтому образ кажется столь похожим на древнерусские иконы, которые стали продолжением византийских традиций: фронтальность композиции, золотой фон, само положение корпуса Христа – все это можно найти в православной иконографии. При жизни слава Корреджо ограничивалась его родным городом – Пармой, но сегодня его работы представляют для исследователей уникальный шанс проследить связь восточной и западной живописных традиций христианства.

Донато Крети, Серия "Астрономические наблюдения"

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Необычная серия картин с изображением наблюдений за всеми известными на тот момент планетами Солнечной системы была создана в начале XVIII века в подарок Папе Клименту XI. Граф Луиджи Фердинандо Марсили надеялся, что после такого презента Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории. Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. В то же время его натурфилософский контекст сильно выбивается из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи "галантных праздненств" связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV. Именно поэтому для серии Крети отведен отдельный зал.

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Неверие Святого Фомы"

В экспозиции "Roma Aeterna" можно увидеть сразу две работы Гверчино – "Кающуюся Магдалину" и "Неверие святого Фомы". Оба были крайне популярны в искусстве Ренессанса и в позднейшее время. Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя. Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок: драматизм достигается благодаря свето-теневым контрастам и сочетаниям кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.


Top