Рисование мятой бумагой на тему «Весенний пейзаж. Методические рекомендации на уроках пейзажа в старших классах Рефлексия занятия на тему весенний пейзаж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: «Пейзаж – жанр изобразительного искусства»

Учебный предмет: изобразительное искусство

Ф.И.О. учителя: Исаева Анжелика Владимировна

Класс: 2

Автор программы учебного курса: Б.М. Неменский Изобразительное искусство 2 класс”. М., 2010.

УМК «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

    Знакомство с понятием «Пейзаж». Обучить рисованию нетрадиционной технике – набрызг; раскрывать и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

    Развитие бережного, ответственного, уважительного отношения к природе (умение видеть красоту природы через живопись, развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса детей).

    Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений.

    Углублять навыки работы красками и другими материалами. Прививать любовь к природе, к изобразительному искусству.

Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: Музыкальные фрагмент: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь», видео клип «Зимняя сказка» - автор Белозёрова Татьяна Владимировна . Для учащихся - листы бумаги, гуашь, кисти, палочки. Экран, проектор, компьютер.

Этап

- Красота природы, смена времён года, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они у нас вызывают чувства, владевшие их создателями: восхищение щедрой красотой, любовь и привязанность к родным местам, таким для нас привычным, знакомым и близким. (СЛАЙДЫ 3,4,5)

Согласитесь, когда смотришь на эти картины зимы, сразу вспоминаешь прекрасные стихи о зиме, о сказочном наряде зимней природы. (СЛАЙД 6)

Есть живописцы, которые всё своё творчество посвятили изображению природы. Их называют пейзажистами. Это А. Саврасов, (СЛАЙД 7) И. Шишкин, (СЛАЙД 8) И. Левитан, (СЛАЙД 9).

Настоящий художник, рисуя пейзажи, передает состояние и настроение природы, всю ее красоту и многообразие.

Какое впечатление у вас остаётся после просмотра картины?

Что же такое пейзаж? (СЛАЙД 10)

Типы пейзажей. (СЛАЙД 11)

Среди художников, поэтов, музыкантов всегда были певцы родной природы.

Поэты воспевали природу в стихах, художники в картинах, а композиторы - в музыкальных произведениях.

Величайшим мастером звукового изображения картин русской природы является известный русский композитор П. И. Чайковский. (СЛАЙД 12) Во многих его сочинениях ярко слышится и пение птиц, и завывание вьюги, и вальсовый танец снежинок, широта и простор наших полей, и задумчивость зимнего леса. Чайковский любил все времена года и о каждом из них он написал замечательную музыку - цикл пьес для фортепиано «Времена года».

Сейчас прозвучит пьеса «Декабрь», самый первый месяц зимы. Слушая музыку, мы постараемся почувствовать: о чем же хотел нам рассказать этой музыкой Чайковский?

Музыка помогает нам лучше почувствовать красоту русской природы?

- Чему учились на этом уроке? - Что вызвало затруднения в ходе выполнения работы? - Что понравилось? - С каким настроением вы уходите с урока? - Придумайте название своим рисункам. - Люди искусства, художники всегда учатся у природы. Она доставляет нам много счастья, радости, мы должны оберегать её, защищать, заботиться о ней. Глядя на художественные произведения о природе, мы можем услышать музыку, а слушая музыку о картинах природы, мы зрительно представляем ее чарующие образы. - Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Ф. Тютчев

Чародейкою-Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Физкультминутка «Зимний лес»:

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

В соответствии с современными требованиями к уроку в условиях введения ФГОС разработан ряд программ, который дает выбор современному педагогу.

Проанализировав содержание уроков по обучению пейзажу в программах второго поколения, мы выбрали рабочую программу под редакцией Б.М. Неменского и разработали технологические карты уроков для начального и основного классов. пейзаж урок изобразительный обучение

3 класс. «Искусство вокруг нас».

IV четверть. «Художник и зрелище».

Тема: «Картина - особый мир. Картина пейзаж» .

Цель: Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, знакомство учащихся с жанром пейзаж.

Предметные: понять, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями; узнать имена крупнейших русских художников-пейзажистов; научиться изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; научиться рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Метапредметные: овладеть умением видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; захотеть общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; научиться организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; овладеть умением оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

3. Личностные: эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру; толерантно принимать разнообразия культурных явлений; совершенствование художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; овладеть навыком работы акварельными красками; захотеть использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Практическое задание: Изобразить осенний пейзаж по представлению.

Оборудование и материалы для учеников: 2 листа акварельной бумаги а4, 2 альбомных листа, графитный карандаш, ластик, кисть, стаканчик для воды, акварельные краски.

Зрительный ряд: репродукции картин художников пейзажистов И. Левитана «На Волге», «Владимирка», А. Саврасова «Грачи прилетели», «Распутица», Ф. Васильева «Деревня», «Рассвет», А. Куинджи «На острове Валааме», «Лунная ночь»; методические пособия «Композиция в пейзаже», «Линейная перспектива», «Воздушная перспектива», упражнение для глаз.

Музыкальный ряд: Ю. Энтин «Танец маленьких утят», Людвиг ван Бетховен «Тишина».

Технологическая карта урока:

Этапы и задачи урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Привлечь внимание детей.

Показывает слайды с фотографиями картин в музеях, жилых домах, учебных заведениях:

Рассказывает о картине в целом: дает определение, объясняет где и зачем мы встречаемся с картинами, рассказывает о мире в картине, о роли рамы для картины. Демонстрирует слайд с репродукцией работы И. Шишкина «Пейзаж с соснами» (1882 г.) без оформления и с оформлением рамой:

«Перспектива».

Расширять кругозор детей.

Дает определение жанра в изобразительном искусстве, затем определение пейзажа. Рассказывает краткую историю пейзажа. Формирует цель и задачи урока.

Объясняет какие типы пейзажей существуют, демонстрируя слайды с примерами работ:

Сельский пейзаж. Городской пейзаж.

К. Коро. Горный пейзаж, 1860.

Ф. Алексеев. Городская площадь, 1790.

Пейзаж с людьми. Пейзаж с животными.

Ф. Милле. Сборщицы колосьев, 1857.

Д. Фаттори. На отдыхе, 1873.

Речной пейзаж. Пейзаж с небом.

С. Дени. Река, 1891.

Николай Рерих. Веления неба, 1915.

Горный пейзаж. Пейзаж с равниной.

Э. Хоппер. Зерновой холм, 1930.

Ж. Мишель. Величие. 1812.

Окутывающий пейзаж. Панорамный пейзаж.

Ж. Коро. Луга в Фонтенбло, 1864.

Л. Гоффье. Вид на Валломброзу, 1890.

Показывает слайд с репродукцией картины А. Саврасова

«Грачи прилетели», 1871:

Читает стихотворение М. Лермонтова «Весенний пейзаж»:

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди лугов местами

Чернеет голая земля,

И мгла ложится облаками

На полуюные поля,

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Не молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведет,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

Вместе с учениками анализирует картину: какое настроение выражено в пейзаже, состояние души, какими деталями художник передает время года в работе.

Демонстрирует слайд с репродукцией картины А. Куинджи «Лунная ночь», 1895:

Нарисуй мне шум дождя,

Смех природы озорной,

Лучик трели соловья,

И волнующий прибой.

Нарисуй закат в тиши,

Звезды- россыпь хрусталя,

Озеро в ночной глуши,

И чем дышит вся земля.

Нарисуй дыхание ветра,

Вздох речушки молодой,

Горизонт, что ждет рассвета,

И туман, что над водой.

Нарисуй деревья в платьях,

И травы большой ковер,

И луну в ночных объятьях,

Небо- сказочный шатер.

Нарисуй. Отдай народу

Сей мистический пейзаж,

Может быть тогда природу

Будут меньше обижать!

Вместе с учениками анализирует картину: какие чувства автор стремился донести до зрителя, состояние души произведения.

Объясняет, что художник добивается выразительности в пейзаже через определенные приемы. Начинает рассказывать о них.

Демонстрирует методическое пособие «Композиция в пейзаже», рассказывает о типах композиции:

Схемы типов композиций пейзажей: 1 - схема горизонтальных пространственных планов, 2 - горизонтальных пространственных планов и центральной плоскости; 3 - горизонтальных пространственных планов и ритма контрастных плоскостей, 4 - горизонтальных пространственных планов и плоскости кулисы, 5 - горизонтальных пространственных планов и 2 плоскостей кулис, 6 - горизонтальных пространственных планов и вертикальной линии, 7 - горизонтальных пространственных планов и 2 кулис из вертикальных линий, 8 - горизонтальных пространственных планов и вертикальных линий, 9 - пространственных планов диагонального направления, 10 - треугольного хода в глубину к точке схода в центре картины, 11 - треугольных ходов в глубину к точке схода в центре картины, 12 - треугольного хода в глубину к точке схода, находящейся у края картины, 13 - треугольных ходов в глубину, точка схода которых находится у края картины, 14 - хода в глубину дугообразного направления, 15 - хода в глубину дугообразного и треугольного направлений, 16 - ходов в глубину дугообразного направления, 17 - несколько ходов в глубину дугообразного и треугольного направлений

И. Левитан «На Волге», 1888. Тип композиции - треугольного хода в глубину, точка схода которого находится у края картины.

Ф. Васильев «Деревня», 1869. Тип композиции - горизонтальный пространственный план и плоскость кулисы.

Демонстрирует методическое пособие «Линейная перспектива»:

Дает определение линейной перспективы, основные понятия.

Приводит в пример репродукции картин:

А. Саврасов. Распутица, 1894. И. Левитан. Владимирка, 1892.

Показывает методическое пособие «Воздушная перспектива»:

Дает определение воздушной перспективы, основные законы.

Приводит в пример репродукции картин:

А. Куинджи. Ф. Васильев. Рассвет, 1873.

На острове Валааме, 1873.

Читает стихотворение А. Климанова «Воздушная перспектива»:

Не мудрствуя лукаво написать

Природу нынче - дорогого стоит.

Художник, небо, поле - благодать!

Холст, масло - впечатление такое,

Что он увидел поле в первый раз,

Ультрамарин с белилами мешая.

На умбре пашни ляжет снег в матрас -

Мазки, полоски - на переднем крае

И линии у горизонта тают,

Сливаясь с небом… так и мы с тобой

Сольемся с небом - живопись простая.

Слушать рассказ учителя. Знакомиться с картинами и именами крупнейших пейзажистов России.

Рассматривать и сравнивать картины- пейзажи, анализировать их, рассказывать о настроениях, которые художники передают в работе.

Овладевать знаниями композиции, линейной и воздушной перспективы.

4. Динамическая пауза.

Выполнить упражнение для отдыха глаз.

Показывает слайды презентации «Упражнение для глаз».

Выполнять каждое движения 6 раз:

Выполнить упражнения.

Упражнение 1. «Приемы работы акварельными красками»:

Объясняет основные приемы работы акварельными красками:

1) Наносить рядом друг с другом три вертикальные полоски разного цвета. Ждать, когда они подсохнут. Поверх них изобразить горизонтальные полоски других цветов.

2) Покрыть одним цветом три прямоугольника. Дать краске высохнуть. Затем наносить ее только на два прямоугольника. Третий прямоугольник заполнить акварелью еще раз - по просохшему слою.

3) Положить рядом друг с другом несколько мазков краской разного цвета, пока краски не высохли, размыть и соединить их края кисточкой.

4) Повторить третье упражнение с тремя и более цветами.

Пример работы:

Упражнение 2. «Краски осени»:

Дает задание пятнами при помощи акварели изобразить краски осени: неба, зелени, земли.

Пример работы:

Упражнение 3. «Развитие чувства пространства»:

Демонстрирует план местности, дает задание изобразить пейзаж этого плана, соблюдая законы линейной перспективы.

План местности:

Выполнять упражнения. Овладевать навыком работы акварельными красками. Развивать чувство пространства.

Упражнение 1: «Приемы работы акварельными красками». Пример детской работы:

Упражнение 2: «Краски осени». Пример детской работы:

Упражнение 3: «Развитие чувства пространства». Пример детской работы:

6. Динамическая пауза.

Выполнить танцевальные движения под музыку.

Учитель включает музыкальную композицию Ю. Энтин «Танец маленьких утят».

Выполнять танцевальные движения под музыку:

Выполнить композицию по теме урока, с соблюдением законов, правил перспективы и композиции.

Дает задание выполнить работу по теме «Осенний пейзаж», соблюдая законы композиции и перспективы, демонстрирует пример выполнения задания:

Включает музыку Людвига ван Бетховена «Тишина»:

Выполнять творческое задание. Пример готовой работы:

8. Рефлексия.

Что видим на 1 плане?

Что видим вдалеке?

Какие законы композиции соблюдаются?

Как соблюдается перспектива?

Предлагает проанализировать свои работы.

9. Подведение итогов:

Сделать вывод по уроку.

Делать вывод по уроку.

Результаты:

Предметные: Иметь представление, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями; знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов; изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; уметь рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Метапредметные: уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; желать общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; уметь оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

3. Личностные: эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру; толерантно принимать разнообразия культурных явлений; иметь художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; владеть навыком работы акварельными красками; стремиться использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Даёт домашнее задание найти картину И. Шишкина «Пейзаж с гуляющими», 1869, проанализировать ее: определить настроение картины, познакомиться с композицией, пронаблюдать за правилами линейной и воздушной перспективы. Благодарит за работу.

Записать домашнее задание.

6 класс. «Изобразительное искусство вокруг нас».

IV четверть. «Человек и пространство».

Тема: «Пейзаж в графике» .

Цель: знакомство с графическими зарисовками и набросками пейзажей известных художников России, изучение приемов передачи воздушной среды при помощи графических материалов.

Предметные: развивать визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитывать уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве; приобрести опыт создания художественного образа в жанре пейзаж; приобрести опыт работы в технике сухой пастели; развивать потребности общения с произведениями изобразительного искусства, осваивать практические умения и навыки восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

2. Метапредметные: научить соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; научить оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; научить работать индивидуально и в группе.

3. Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности; развивать эстетическое сознание через наследие великих художников России, творческой деятельности эстетического характера.

Практическое задание: Создание графического пейзажа на тему «Настроение погоды» в технике сухой пастели.

Оборудование и материалы для учеников: 1 лист пастельной бумаги, 3 альбомных листа, графитный карандаш, ластик, сухая пастель.

Зрительный ряд: репродукции картин и зарисовки к ним: А. Саврасова «Грачи прилетели», А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре», И. Шишкин «Паутина в лесу»; методическое пособие «Воздушная перспектива в графике»; репродукции пейзажей, выполненных в разных графических техниках; упражнение для глаз.

Литературный ряд: Стихотворения: В. Козлова «Закат охладевал», Н. Чумаченко «Сосновый бор»; стихотворения для динамических пауз: «Вместе по лесу идем», «На двери висит замок».

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Скрипичный концерт, 3 ч. Allegro», П.И. Чайковский «Времена года. Апрель».

Технологическая карта урока:

Этапы и задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап.

Настрой обучающихся на урок.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет явку учащихся.

Проверять готовность рабочих мест.

2. Этап мотивации и актуализации знаний.

Привлечь внимание детей.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Дает определение жанра пейзаж. Рассказывает о самостоятельном художественном значении графического пейзажа. Рассказывает краткую историю графики. Объясняет, что перед написанием великих произведений, художники всегда пребывали в поиске композиции: делали зарисовки и наброски графическими материалами. Демонстрирует слайды с репродукциями знаменитых картин и зарисовок к ним:

А. Саврасов. Грачи прилетели. 1871.

А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880

И. Шишкин. Паутина в лесу. 1880-е.

Читает стихотворения Н. Чумаченко «Сосновый бор»:

Сосновый бор, сосновый бор

Какой размах, какой простор.

Здесь воздух редкой чистоты

Наполнен ароматом смол.

Здесь удивительный покой

Как свечи, стройные стволы,

Одевшись золотой корой,

Венчаются убором хвой.

Сосновый бор, сосновый бор

С тобой вступает в разговор

То трелью дятла, а порой

Поет охотничьей трубой.

Алмазной чистоты родник

Горгочет по камням елани,

Встречая всплеском солнца блик

И поцелуй дрожащей лани.

Сосновый бор, сосновый бор

Волшебных гуслей перебор

Внимательно слушать. Рассматривать слайды с фотографиями.

3. Сообщение теоретических сведений.

Поставить цели, задачи урока. Беседа по теме урока.

Обобщить знания по теме «Композиция»,

«Перспектива».

Расширять кругозор детей.

Определить последовательность рисования пейзажа.

Организовать активный диалог.

Формирует цель и задачи урока.

Рассказывает о средствах выразительности в графическом рисунке и многообразии графических техник. Демонстрирует слайды с репродукциями пейзажей, выполненных в разных графических техниках:

Рисунок. Виды рисунка:

Линейный рисунок. Тоновой рисунок.

Рисунок-набросок. Силуэтный рисунок.

Рассказывает о различных графических материалах в рисунке, демонстрирует примеры работ:

Простые карандаши. Цветные карандаши.

Уголь. Тушь.

Пастель. Сангина (сепия, бистр).

Соус. Акварель.

Книжная графика:

Иллюстрация. Лубок.

Прикладная графика:

Коллаж. Плакат.

Знакомит учащихся с печатной графикой и ее ролью в изобразительном искусстве. Рассказывает о понятиях «эстамп» и «гравюра». Демонстрируют слайды с видами печатной графики:

Выпуклые гравюры:

Ксилография. Линогравюра.

Рельефная гравюра на металле.

Углубленные гравюры:

Резцовая гравюра. Офорт.

Плоские гравюры:

Литография.

Рассказывает о приемах передачи воздушной среды при помощи графических материалов. Показывает методическое пособие «Воздушная перспектива в графике»:

Слушать рассказ учителя. Знакомиться со средствами выразительности в графическом рисунке и с многообразием графических техник.

Рассматривать слайды презентации.

Овладевать знаниями воздушной перспективы в графике.

4. Динамическая пауза.

Выполнить упражнение для снятия напряжения с мышц туловища.

Зачитывает стихотворение:

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания -- руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой

ступни правой рукой, потом наоборот -- правой ступни

левой рукой.)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания -- руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Выполнять движения под руководством учителя.

5. Практическая деятельность по выполнению упражнений.

Выполнить упражнения.

Организует деятельность на изучение нового материала и повторение более раннего через следующие упражнения:

Упражнение 1. «Графические техники»:

Объясняет правила выполнения тонировки рисунка в разной технике:

Альбомный лист поделить на 6 частей. Затем выполнить следующие приемы работы карандашом:

1) Плоская тонировка. Заштриховать гранью карандаша прямоугольник.

2) Круговая тонировка. Круговыми движениями заштриховать прямоугольник.

3) Тонировка разной толщиной линий. Используя разное давление карандашом, изобразить в прямоугольнике темное небо со светлыми облаками.

4) Тонировка контурном. Используя разное давление на карандаш, нарисовать вьющуюся ленту, создавая трехмерный эффект.

5) Тонировка крестом. Заштриховать прямоугольник в одном направлении. Поверх первой штриховки, рисовать дерево штришками в другую сторону.

6) Точечная тонировка. Руку держать вертикально и, ставя быстро точки, рисовать изображение облака.

Пример работы:

Упражнение 2. «Приемы работы сухой пастелью»:

Объясняет основные приемы работы пастелью:

1) Пастель держать под углом и штриховать острой гранью.

2) Пастель держать вертикально и штриховать тупым краем.

3) Обертку снимать и рисовать всем боком пастельного карандаша.

4) Рисовать боком пастельного карандаша, а затем круговыми движениями тушевать рисунок.

5) Рядом штриховать двумя мелками разного цвета, затем при помощи растушевки соединять их.

6) Штриховать краем карандаша полоску, постепенно ослабляя силу давления, затем тушевать рисунок, получая тоновую растяжку.

7) Повторять седьмое упражнение, затем поверх растушевки штриховать краем карандаша другого цвета.

Пример работы:

Упражнение 3. «Дикая ежевика»:

Объясняет этапы упражнения, направленного на повторение основ воздушной перспективы:

Рисовать трехплановый пейзаж, используя сухую пастель. Первый план изображать насыщенным теплым цветом; второй - более мягким и холодным; третий - светло-голубым или светло-фиолетовым. Небо рисовать произвольным цветом. Приступать к выполнению ежевики. На первом плане кустарники изображать насыщенно, добиваясь контраста с поляной и небом; прорисовать детали: ветки, траву. На втором плане кусты с ежевикой показывать силуэтом, не прорисовывая детали, менее контрастно, чем на первом. На последнем - образы еще больше обобщать, рисуя их холодным цветом, по тону близкому к поляне, на которой они стоят.

Пример работы:

Во время выполнения детьми упражнений включает музыку А. Вивальди «Скрипичный концерт, 3 ч. Allegro»:

Выполнять упражнения. Овладевать навыком работы сухой пастелью. Развивать чувство композиции и пространства.

Упражнение 1. «Графические техники». Пример детской работы:

Упражнение 2. «Приемы работы сухой пастелью». Пример детской работы:

Упражнение 3. «Дикая ежевика». Пример детской работы:

6. Динамическая пауза.

Выполнить упражнение для снятия напряжения с кистей рук.

Учитель зачитывает стихотворение и демонстрирует движения рук под него:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили…

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Выполнять движения руками под руководством учителя.

7. Практическая деятельность по выполнению основного задания.

Выполнить рисунок по теме урока, с соблюдением законов, правил перспективы и композиции.

Дает задание выполнить работу по теме «Настроение погоды», соблюдая законы композиции и перспективы, показывает пример выполненного задания:

Включает музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»:

Во время практической работы выполняет фронтальный, индивидуальный контроль.

Выполнять творческое задание. Пример детской работы:

8. Рефлексия.

Формировать умение оценивать себя и других людей, видеть ошибки и положительные стороны в работе.

Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Задает вопросы:

Какое настроение передает пейзаж?

Что видим на 1 плане?

Что видим вдалеке?

Как соблюдена воздушная перспектива?

Предлагает проанализировать собственные работы.

Вспоминать цель и задачи. Анализировать работы одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывать своё мнение. Осуществлять самооценку.

9. Подведение итогов:

Сделать вывод по уроку.

Делает вывод по уроку.

Результаты:

1. Предметные: развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве; приобрести опыт создания художественного образа в жанре пейзаж; приобрести опыт работы в технике сухой пастели; развить потребность общения с произведениями изобразительного искусства, освоить практические умения и навыки восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

2. Метапредметные: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть основами самоконтроля, самооценки; уметь работать индивидуально и в группе.

3. Личностные: сформировать ответственное отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности; развить эстетическое сознание через наследие великих художников России, творческой деятельности эстетического характера.

Задаёт домашнее задание найти 2-3 иллюстрации в жанре пейзаж, проанализировать их: определить настроение картины, познакомиться с композицией, пронаблюдать за передачей воздушной перспективы. Благодарит за работу.

Записать домашнее задание.

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

  • Образовательная:
познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.
  • Развивающая:
  • формировать у учащихся умение выделить главное в сюжете, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, зрительную память при рисовании дерева (ствол, ветки, силуэт).
  • Воспитательная:
  • воспитания чувства прекрасного, любви к природе родного края (села) и бережного отношения к ней.
    • Образовательная:
    проверка знаний учащихся по теме через игру: «Узнай дерево».
  • Развивающая:
  • формирование красоты весеннего пейзажа, деревьев через репродукции картин художников И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и др. Беседа о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
  • Воспитательная:
  • воспитание любви к родной природе и бережное отношение к ней.

    Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование:

    • Для учителя
    : репродукции художников-пейзажистов И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели» и др., иллюстрационный материал (деревья, птицы), репродукции художника – односельчанина С.В. Нарыжного, детские рисунки, сказочный герой (гном с телеграммой), выставка детских рисунков, презентация к уроку.
  • Для учащихся
  • : альбомы, простой и цветные карандаши, стерка, сочинения о весне.

    Ход урока

    I. Организационная часть

    а) приветствие;
    б) выявление дежурных;
    в) наличие учащихся в классе, готовность класса к уроку.

    Структура урока

    Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика
    1. Мотивация Учитель читает эпиграф, (слайд 2 ). Сосредотачивает внимание на репродукциях картин И.И.Левитана, А.К.Саврасова, художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других выставке детских рисунков. Слушают, рассматривают, осознают, отвечают, смотрят слайды презентации.
    2. Организационно – деятельной Беседа о красоте весеннего пейзажа. Поэтическая страница. Чтение стихотворений о весне,

    смотрят слайды презентации.

    3. Целеполагание Ставит цели урока. Слушают, дополняют, предлагают.
    4. Основная часть. Изложение новой темы Беседа о красоте родной природы. Понятие – пейзаж. Репродукции картин И.И.Левитана «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других. Слушают, рассуждают, отвечают, сравнивают, делятся впечатлениями, смотрят слайды презентации.
    Игра: «Узнай дерево». Поэтическая страница, загадка про профессию.

    Экологическая беседа – игра (гном с телеграммой).

    Работа в творческих группах.

    Слушают, отгадывают, смотрят слайды презентации. Чтение сочинений о весне. Рассуждают, мыслят, предлагают.

    5. Практическая работа Объяснение задания. Поэтапное выполнение рисунка.
    Проведение динамичной паузы.
    Поэтическая страница.
    Отвечают, предлагают.

    Изображают силуэт дерева, выполнят в цвете.

    6. Контрольно-оценочный (подведение итогов урока) Учащийся защищает свой рисунок. Коллективный анализ работ учащихся.
    7. Рефлексия Оценивают, делают выводы.
    8. Домашнее задание Записывают в дневниках.

    II. Основная часть. Изложение новой темы.

    «Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева».

    1. Вступительная беседа о весне. Об удивительной прекрасной поре времени года.
    2. Просмотр выставки детских рисунков (деревья, цветы, ягоды).
    3. Чтение стихотворений о весне.
    4. Объявление темы и цели урока.
    5. Беседа по картинам художников – пейзажистов (И.И.Левитан, А.К.Саврасов и др.). Беседа, рассказ о художниках нашего села.
    6. Игра: «Узнай дерево».
    7. Чтение стихотворения «Весенний лес», загадка о профессии – лесничий. Сочинения учащихся о весне.
    8. Экологическая беседа (игра).
    9. Обобщение учителя: стихи, сочинения, загадки, выставка детских работ о природе, о прекрасном времени года – весна.

    Слайд 4–10

    1. – Вот и пришла весна, которую мы так долго с нетерпением ждали. В ней много радости, без которой невозможна большая любовь. Ведь только весной мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали, чистый воздух и вода, заманчивые деревья и кустарники, ласковые лучи солнца, прекрасное пение птиц. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидевшего весенний праздник цвета и красоты. И поэтому неслучайно этому времени года посвящается много прекрасных стихотворений.

    Слайд 11, 12

    3. 1-й чтец:

    Уж тает снег, бегут ручьи
    В окно повеяло весною…
    Засвищут скоро соловьи
    И лес оденется листвою!
    Чиста небесная лазурь
    Теплей и ярче солнце стало,
    Пора метелей злых и бурь
    Опять надолго миновала.

    Звонко капают капели
    Возле нашего окна,
    Птицы весело запели –
    К нам теперь пришла весна!

    Слайд 14, 15

    Мы вчера нашли подснежник
    На проталине лесной
    Голубой цветочек нежный
    Пахнет солнцем и весной.

    4. – Неслучайно тема нашего урока называется: «Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева». При выполнении рисунка постарайтесь передать красоту и всё величие весеннего дерева, а вместе с этим и вашу любовь, и отношение к природе. Для этого нужно быть очень внимательными.

    5. – Но прежде давайте вспомним: «Какие изменения в природе с приходом весны вы увидели?

    Ответ учащихся: На улице стало теплее, солнечные лучи ласково греют землю, небо объемное, голубое. На деревьях набухают почки, травка зеленеет, все оживает вокруг, слышно пение птиц и др.

    – А сейчас рассмотрим картины, посвященные пробуждению весны, написанные художниками – пейзажистами.

    1. Левитан И.И. «Март».

    2. Саврасов А.К. «Грачи прилетели» (и др.).
    3. Просмотр картин художников – односельчан.

    6. – Настоящую весну мы ощущаем с прилетом птиц. Некоторые из них сегодня у нас в гостях. Они не просто прилетели к нам, а предлагают вам поиграть в игру: «Узнай дерево». По описанию или по истории происхождения вы должны узнать, о каком дереве идет речь. Для этого мы разделимся на 3 команды.

    Работа в творческих группах.

    Задание 1 команде (ласточка загадывает)

    «Чудо дивное»
    Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное…. Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное – настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком….. Ответ: слайд 20, 21

    Задание 2 команде (скворец загадывает)

    «История с корзиной»
    Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми, проросли, и выросло из них прекрасное дерево. В отличие от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево …. Ответ: слайд 23

    Задание 3 команде (дятел загадывает)

    «Слезы»
    Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по – своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» – это приближение дождя. О каком дереве идет речь? Ответ: слайд 25

    7. – А если мы посадим одновременно много деревьев, то получится прекрасный весенний лес. Он тоже может быть разным: веселым и грустным, спящим и бодрым, таинственным и могучим и др. Я предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение «Весенний лес».

    Весенний лес

    Всю зиму лес
    Не ткал, не прял –
    То спал, под снегом,
    То хворал.
    Но лишь весна – красна пришла
    Как тут же хворь его прошла:
    Поздоровел он, ободрился,
    В шелка и бархат нарядился
    И зашумел во всей красе:
    Глядите все,
    Смотрите все
    Как я хорош,
    Как я могуч,
    Как головой
    Касаюсь туч!
    Г. Ладонщиков

    Все мы знаем, что существует много различных профессий на земле. Все они важны и нужны. Я загадаю загадку, в результате которой вы узнаете эту профессию, без которой просто не мыслима наша жизнь на земле!

    Чтобы сосны, липы, ели
    Не болели, зеленели,
    Чтобы новые леса
    Поднимались в небеса
    Их под звон и гомон птичий
    Охраняет друг – …
    В. Степанов

    И домашним заданием было написать сочинение о весне. Чтение сочинений.

    Экологическая беседа – игра

    – Ну что ребята, поможем? Ваши предложения.

    Обобщение учителем:

    Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, кустарники, травянистые растения вокруг школы и вблизи нее, загляните в сад и на огород. Многие из них являются лекарственными, или лечат многие болезни. Будем же беречь, и охранять их.

    Нам солнце улыбнётся веселей,
    И каждый день нам радостным покажется,
    Когда пройдут по всей родной земле
    Отряды наших саженцев.
    И добрые волшебники – леса
    Похожи на поэтов и волшебников,
    Природа дарит людям чудеса,
    А мы – ее помощники!

    И в заключении прекрасное стихотворение:

    Весенняя

    Приди, весна, и снова
    Пусть рощи оживут
    Под шум ручья лесного
    Фиалки пусть цветут!
    Пускай нас с солнцем вместе
    Разбудит птичий гам
    Мы станем бегать с песней
    По рощам и лугам.
    Р. Рождественский

    Итак, мы услышали и увидели, сколько прекрасных слов можно сказать о нашей природе, деревьях, о весне. Благодаря этому каждый наш новый день становится прекрасным и неповторимым.

    Объяснение учебного задания:

    а) рисование на основе предварительного описания учителя;
    б) раскрытие в сюжете главного, характерного;
    в) отображение в рисунке конструктивного строения предметов, объема, пропорций;
    г) цвета изображаемого объекта;
    д) выполнение по этапам.

    Первоначально необходимо передать облик дерева. Отмечаем вспомогательными линиями высоту ствола. Обязательно учитываем, чтобы его изображение было вертикальным. Толщина ствола выбирается в зависимости от вида дерева. Прорисовываем боковые ветви, которые будут образовывать крону дерева. Они могут быть разными. Стараемся делать их длинными и плавными, чтобы крона получилась объёмной. Внутри изображаем мелкие ветки. Очень важно найти пропорции (соотношение ствола и кроны). Определить направление ветвей, характерных для данного дерева и их особенности. Затем переходим к изображению в цвете. Подбираем холодные и тёплые цвета. Наносим оттенки, оживляя тем самым рисунок. Рисунок должен быть красивым, аккуратным.

    Динамическая пауза:

    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветерок всё тише, тише
    Деревцо всё выше, выше.

    III. Закрепление

    Поэтапное выполнение рисунка.

    IV. Практическая работа

    1) целевые обходы (дальнейшее развитие зрительного представления учащихся, развитие творческих способностей);
    2) оказание индивидуальной помощи учащимся.

    Рефлексия.

    V. Заключительный инструктаж

    а) подведение итогов урока (отбор лучших работ учащихся);
    б) организация учащихся на перерыв.

    Список литературы:

    1. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы (Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.).
    2. Изобразительное искусство 5-й класс. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина (авт. – сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2008). Для преподавателей.
    3. Сборник загадок.
    4. Сборник стихотворений.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    Название УМК : Мультимедийные презентации: « И.И. Шишкин», «Весна - красна!», «Последовательность рисования пейзажа», клип «Весна», картины художников с изображением весеннего пейзажа, методическая разработка урока. Предмет: Изобразительное искусство

    Класс: 2

    Тема урока : «Весенний пейзаж».

    Место и роль урока в изучаемой теме : Живопись. Весенний пейзаж. 2 часа. Первый урок.

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

    Цель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.

    Задачи урока: формировать эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения; формировать художественно-графические умения; применять в своем рисунке прием линейной перспективы, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже; развивать осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства; в работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение; воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, дружеские отношения друг к другу.

    Этап урока

    Время, мин

    Методы и приёмы работы

    формы организации учебной деятельности

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    ФУУД (формировании

    универсальных учебных действий)

    I . Организационный

    Здравствуйте, друзья!

    Рада встрече с вами я!

    Давайте за руки возьмемся,

    В круг скорее соберемся.

    Солнце светит нам в окошко:

    Я соскучилось немножко,

    Жду в кругу своих друзей!

    Собирайтесь поскорей!

    Поприветствовать друг друга и пожелать хорошего настроения на уроке.

    Коллективная

    Настроить на работу.

    Проверка готовности рабочего места.

    Приветствие,

    проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;

    организация внимания школьника.

    II . Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

    Загадка. Если видишь на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака. Или снежная равнина, или поле и шалаш. Обязательно картина называется (пейзаж). Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Молодцы! Правильно! Речь пойдет о пейзаже.

    Мозговой штурм. Беседа.

    Фронтальная

    Беседа с активными детьми.

    Беседа с учителем. Отвечать на вопросы.

    Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

    Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

    III . Усвоение новых знаний и способов действий.

    Кто может мне помочь дать понятие пейзаж? Подготовленные учащиеся делают сообщения.

    Пейзаж-это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах востока в 7-10 веках.

    Пейзаж-род живописи, занимающийся изображением видов природы с передачей настроения, навиваемого их созерцанием.

    Чтобы уточнить о каком пейзаже пойдет речь, учитель читает стихотворение А. Плещеева.

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною,

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою!

    Для беседы о весне и о ее приметах просмотреть презентацию «Весна-красна!» Родная земля предстает в новом образе: пробуждение и многообразие красок. Провести игру: «Что ассоциируется с цветами радуги?» Зарядка для глаз.Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть и сделаем зарядку для глаз. Встаньте, пожалуйста, и просто поморгайте. Посмотрим по 10 раз вверх – вниз, вправо – влево, по кругу влево, по кругу вправо.И просто поморгали.

    Во время рассматривания репродукций картин И. И. Шишкина и видеоматериалов, обратить внимание на эмоциональное состояние.

    Презентация «Последовательность рисования пейзажа» поможет выбрать правильные приемы и технику рисования, точно определить цвета и их оттенки.

    Словесный Наглядный Интерактивный. Ассоциативный ряд.

    В парах. Коллективная.

    Объяснение. Показ приемов рисования. Организация отдыха детей.

    Просмотр нового материала. Зарядка для глаз. Динамическая разминка.

    Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала «Весенний пейзаж».

    Содействовать усвоению учащимися нового материала, который приведет к

    определенному выводу (обобщению).

    Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

    Обеспечить, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала «Весенний пейзаж».

    Содействовать усвоению учащимися нового материала, который приведет к определенному выводу (обобщению).

    IV . Закрепление новых знаний и способов действий.

    Динамическая пауза.

    Коллективная

    Закрепление новых знаний.

    Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

    Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

    V . Применение знаний и способов действий.

    Предложить детям зарисовать свои впечатления.Для индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации:

    При рисовании не надо увлекаться мелкими деталями, это раздробит работу и нарушит общий ее настрой,

    Использовать в своей работе яркие, но не кричащие цвета, ведь мы рисуем природу, а в ней все гармонично.

    Клип «Весна». Музыка поднимет настроение и вдохновит на создание ярких работ.

    Практический, творческий

    Интегрированный (использо-вание музыки)

    Индивидуальная

    Контролировать правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности.

    Создать свой пейзаж, используя различные техники и средства.

    Выполнение работы в полном объеме. Развивать приемы работы красками. Помочь в овладении техникой рисования ватной палочкой. Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне их применения.

    Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания.

    VI . Рефлексия. Демонстрация работ.

    Дети, скажите, пожалуйста, что нового узнали на уроке?

    Что для вас было самым интересным? Что запомнилось больше всего?

    Творческий. Словесный.

    Создать галерею работ. Помочь закрепить работы.

    Постараться закончить работу со всем классом. Закрепить свою работу на доске.

    Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

    VII . Итог урока.

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, там уже готова выставка. Давайте оценим ваши работы. Чья работа наиболее правильная по выполнению весеннего пейзажа, по использованию цветовой гаммы и правильной техники рисования.

    Мне понравились все ваши работы, вы молодцы, вы справились с заданием. У нас получился прекрасный выставочный зал.

    Вопросы. Подвести итог урока. Поблагодарить за активное участие на уроке.

    Ответы на вопросы.

    Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, сознание качества и уровня усвоения.Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

    
    Top