Сочинение по картине В. Тициана «Вознесение Богородицы


«Портрет молодого человека с перчаткой». 1520-1522. Холст, масло. Музей Лувра, Париж.

Молодой Тициан получил блестящее художественное образование. После недолгой учебы у мозаичиста Себастьяно Цукатти он перешел в мастерскую Джованни Беллини, вокруг которой сплотились в то время лучшие художественные силы Венеции. Вместе с Тицианом в мастерской работали Джорджоне да Кастельфранко, Себастьяно дель Пальмо, который позднее познакомил Рим с колористическими открытиями венецианской школы живописи. Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. Это влияние ощущается в его живописи сильнее, чем заимствования из стиля учителя, Дж.Беллини, мастера, который очень постепенно осмысливал проблематику Высокого Возрождения. Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. Он – первый представитель зрелого Ренессанса в венецианском искусстве. Тициан органично освоил систему выразительных средств Джорджоне, его понимание гармонии. Недаром и сейчас нелегко различить некоторые полотна обоих мастеров, а одна из первых картин Тициана «Концерт» (1510-е гг.) долго приписывалась Джорджоне. После его смерти Тициан, к слову, закончил его знаменитую «Спящую Венеру», написав пейзажный фон.

«Любовь земная и небесная». 1514. Холст, масло. Галерея Боргезе, Рим.

Впрочем, внимательный глаз может и в произведениях этого раннего периода различить черты, свойственные только Тициану. Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг.). Постепенно Тициан вырабатывает собственную манеру, которая вобрала все лучшие черты его предшественников: насыщенность колорита, гармонию физического и духовного начал, воплощенную в образах героев. Эти черты в полной мере проявились уже в полотне «Любовь земная и небесная» (1510-е гг.), в котором фигуры двух женщин раскрывают разные аспекты торжествующего чувства. Эти фигуры не столько противопоставлены друг другу, как это было в литературном источнике сюжета, поэме Марсилио Фичино, сколько дополняют одна другую. В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант. Золотые насыщенные тона в изображении человеческого тела теперь навсегда останутся в его палитре.
Мощной динамикой композиции, динамикой раскрытия душевного состояния человека отличается огромное полотно «Вознесение Марии» («Ассунта»), выполненное Тицианом в 1518 г. для церкви Санта Мария Глориоза де Фрари.

«Вознесение Богоматери» («Ассунта»). 1516-1518. Дерево, масло. Ц.Санта Мариа Глориоза деи Фрари, Венеция.

Зритель сразу замечает фигуру Марии в ярко-красных одеяниях, которая медленно, плавно и уверенно поднимается в воздух. Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением. Как ни странно, но этот фантастический полет создает впечатление абсолютно реального, настолько достоверно материально написана центральная фигура. Тут нет ничего от мистики, экзальтированного ведения, чуда. Молодой Тициан часто изображает фигуры в широком, но внутренне четко организованном и размеренном движении. Показательно в этом отношении полотно «Вакх и Ариадна» (1523 г.). Вакх быстро и легко спускается с колесницы навстречу девушке. Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины. В группе спутников молодого бога, в фигуре самой Ариадны, это легкое, естественное, но в то же время изысканно-танцевальное движение, как будто варьируется, развиваясь и обогащаясь.

«Вакх и Ариадна». 1520-1522. Холст, масло. Национальная Галерея, Лондон

Тициан пробует силы в разных живописных жанрах, легко усваивая разнообразные художественные форматы. Он пишет большие алтарные полотна. Кроме уже упоминавшейся «Ассунты», можно назвать одно из самых декоративных произведений раннего периода, композицию «Мадонна семьи Пезаро» (1519-1526 гг.) для той же церкви деи Фрари. Он организует композицию на сопоставлении диагонально расположенной группы персонажей, ритмичные оси которой широкой спиралью уходят с переднего плана в глубину, и мощных вертикальных колон. Такие композиционные схемы найдут дальнейшее развитие в искусстве XVII века, в живописи барокко, в частности в творчестве Рубенса, который вообще очень внимательно изучал наследие великого венецианца.

"Мадонна со святыми и членами семьи Пезаро". 1519-1526. ц. Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.

А рядом с репрезентативными торжественными полотнами в те же годы художник пишет небольшие картины, в которых конфликт раскрывается посредством контраста характеров двух-трех персонажей. «Динарий кесаря» (1515-1520 гг.) – классический пример подобных произведений. Драматизм возникает благодаря сопоставлению просветленного образа Христа с безобразной фигурой фарисея. В очень лаконичной форме это полотно рассказывает об извечной борьбе добра и зла. Сюжет евангельской притчи переведен в план размышлений о природе человека, о его достоинстве.

«Динарий Кесаря».1516. Дерево, масло. Дрезденская Картинная Галерея.

В 1530-е гг. творчество Тициана обогащается новыми оттенками. Образы героев обретают бòльшую конкретику, иногда в его композициях возникают ненавязчиво трактованные жанровые мотивы. В полотне «Венера Урбинская» (1538 г.) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне. Но насколько реалистичнее Тициан трактует свою модель. В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века. Мифологическая окраска не лишает образ жизненной конкретности.

«Венера Урбинская». Ок.1538. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Бòльшую часть полотна «Введение в храм» (1534-1538 гг.) занимает изображение толпы, которая наблюдает за маленькой Марией, поднимающейся по высоким ступеням в храм. Среди присутствующих есть и важные патриции, и люди из народа: женщина с младенцем на руках, старая торговка возле ступеней. Эти образы вносят элемент демократизма в возвышенный строй полотен Тициана.

«Введение во храм». 1534-1538. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция.

Вознесение Девы Марии

(Магу, Assumption of). Эта доктрина существовала и в Западной, и в Восточной церквях уже в Средние века. Булла Munificen-tissimus Deus, обнародованная папой Пием XII1 нояб. 1950 г., признает ее необходимой для спасения. В булле, в частности, говорится: "Непорочная Матерь Божья, Приснодева Мария, завершив свое земное существование, была телом и душой вознесена в небесную славу ".

Мы не находим ни библейских, ни апостольских или послеапостольских текстов, к-рые подтверждали бы данное учение. Правда, похожие мотивы есть в гностических апокрифах IV в. (таких, как "Успение Марии"). Григорий Турский (VI в.) в книге "О славе мучеников" цитирует легенду о вознесении Девы Марии. Эта история получает распространение на Востоке и на Западе в двух разных вариантах. Коптская версия рассказывает, как Христос явился Марии, предсказывая ее смерть и телесное вознесение на небеса. Греческая, латинская и сирийская версии повествуют о том, как Мария призвала к себе апостолов и они были чудесным образом перенесены к ней с мест своего служения, и о том, как после ее смерти Христос перенес ее тело на небо. Данная доктрина рассматривается в дедуктивной теологии примерное 800г. БенедиктXIV (ум. в 1758) предложил признать ее официально.

Церковь отмечает день смерти Марии начиная с V в. Уже в кон. VII в. Успение вошло в число праздников Воеточной церкви. С VIII в. Запад следует этому примеру. Папа Николай I эдиктом 863 г. ставит этот день на один уровень с Пасхой и Рождеством. Однако Кранмер не включил его в " Книгу общего богослужения ", и с тех пор его нет в англиканских служебниках.

Булла 1950 г. о вознесении Девы Марии основывается на декларации "Непорочное зачатие" (8 дек. 1854), где Мария провозглашена свободной от первородного греха. Оба текста исходят из представления о Марии как о Матери Божьей. Папа Пий XII считал, что ее достоинство требует особого отношения. Если Мария действительно "Благодатная" (Лк 1:28), то ее вознесение совершенно логично. Подобно Иисусу, она с самого начала не имела греха, не подверглась тлению, воскресла, была взята на небо, а тело ее было прославлено. Т.о., Мария коронована как Царица Небесная, став заступницей людей и посредницей между ними и Богом.

В Munificentissimus Deus рассуждение развивается по нескольким направлениям. Булла подчеркивает единство Марии с ее божественным Сыном (она " всегда разделяла Его долю"). Она была участницей Его воплощения, смерти и воекресения, а теперь она - мать Церкви, Его Тела. Текст Откр 12:1 относят к Марии: она - прообраз Церкви, ?. к. ее тело было заранее прославлено вознесением. Булла трижды называет Марию "новой Евой ", подчеркивая роль Христа как нового Адама и утверждая их единство.

И в наше время, в эпоху библейского возрождения, харизматического движения и либеральной теологии,учение о вознесении Девы Марии активно разрабатывается католическими теологами.

W.N. KERR(nep. А.Г.) Библиография: M.R.James, The Apocryphal NT: ?. L. Mascall and H.S. Box, eds., The Blessed Virgin Mary; NCE; L.-J. Suenens, Mary the Mother of God.

См. также: Матерь Божья; Непорочное зачатие Богородицы; Мария, Пречистая Дева; Мариология.

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Явление Девы Марии Гваделупской Дело было в Мексике. В 1525 году пятидесятилетний мексиканский индеец из деревни Кваутитлап, что в 15 милях от Мехико, одним из первых среди аборигенов принял крещение с именем Хуана Диего. Они с женой занимались земледелием, рыболовством и

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Явление Пречистой Девы Марии в Лурде 7 января 1844 года в семье мельника, жившего во французском городе Лурде, родилась девочка, которую назвали Бернадеттой. Родители ее были очень бедны – отец, лишившись мельницы, стал поденщиком, мать работала в поле, а дочери приходилось

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Рождество Пресвятой Девы Марии Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием.

Из книги Откуда все это появилось? автора Рогозин Павел Иосифович

Введение во храм Пресвятой Девы Марии Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей дочери, одели Ее в лучшие одежды и, провожаемые народом с пением духовных

Из книги Я листаю календарь. Главные православные праздники для детей автора Высоцкая Светлана Юзефовна

Благовещение Пресвятой Девы Марии В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел явился в дом праведного Иосифа,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

12. Расскажите о значении Девы Марии. Мне кажется, что нельзя прийти ко Христу помимо Девы Марии. Вопрос:Расскажите о значении Девы Марии. Мне кажется, что нельзя прийти ко Христу помимо Девы Марии.Отвечает священник Александр Мень:Каждый человек в какой-то степени несет на

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Непорочное рождение Девы Марии Кто родится чистым от нечистого? Ни один! Иов. 14,4 Мало кто знаком с новейшим догматом Западной церкви, установленным папой Пием IX только в начале второй половины прошлого столетия. Догмат этот, называющийся «догматом о непорочности зачатия

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Благовещение Девы Марии А с весной к нам пост приходит, В жизни новый чин заводит. В храме – свечи, ладан росный И слова Триоди постной. Март сменяется апрелем, Утро тонет в птичьих трелях. С нами чудо из чудес - Благовещенье с

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Введение во Храм Девы Марии Властной поступью скрипучей, Снежные гоняя тучи, Стужей утренней пугая, К нам пришла зима седая. Пост Рождественский встречаем, Славный праздник отмечаем - Приснодевы в храм Введенье, Ангелам на удивленье. Входит Богоматерь прямо Во

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

§81. Изображения Девы Марии De Rossi: Imagines selectae Deiparae Virginis (Rome 1863); Marriott: Catacombs (Lond. 1870, pp. 1–63); Martigny: Dict, sub «Vierge»; Kraus: Die christl. Kunst (Leipz. 1873, p. 105); Northcote and Brownlow: Roma Sotter. (2nd ed. Lond. 1879, pt. II, p. 133 sqq.); Withrow: Catacombs (?. Y. 1874, p. 305 sqq.); Schultze: Die Marienbilder der altchtistl. Kunst, Die Katacomben (Leipz. 1882, p. 150 sqq.); Von Lehner: Die Marienverehrung in den 3

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Благовещение Пресвятой Девы Марии (Луки 1:26-38). На шестой месяц зачатия Иоанна Крестителя Ангел Гавриил был послан в маленький городок, находившийся в Завулоновом колене южной части Галилеи, в Назарет, «К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве:

Из книги автора

Рождение и Благовещение Пресвятой Девы Марии В городе Иерусалиме жили муж и жена - Иоаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.У них не было детей, и они очень молились и просили, чтобы Господь послал им хотя

Из книги автора

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ В небольшом Галилейском городе Назарете жили муж и жена – Иоаким и Анна. Они были дальними и бедными потомками царя Давида, но людьми добрыми и благочестивыми.Всю жизнь у них не было детей, и они очень огорчались по этому

Из книги автора

Из книги автора

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ В городе Иерусалиме жили муж и жена, Иаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.У них не было детей, и они очень молились и просили, чтобы Господь послал им хоть

Огромный вклад в мировое искусство сделал итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре. Признанный лучшим живописцем Венеции еще, когда ему и не было тридцати лет. Поставлен в один ряд с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Преимущественно сюжетом его картин выступали библейские и мифологические темы, но и как портретист он также был знаменит.

Своей известной картинно «Вознесение Богородицы» Тициан начинает новый этап в творчестве. Началом картины послужило победоносное завершение войны с германским императором, захватившим все владения Венеции. А день ее основания есть днем Благовещения Марии. Именно этой атмосферой торжества и триумфа Тициан пропитал свое произведение.

Картина имеет три уровня. На первом мы видим апостолов. Они ничем не отличаются от людей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Присутствуют на картине и красные тона. Платье Марии, покрыто синей накидкой, и некоторые одежды апостолов. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.

Когда был восстановлен новый алтарь Санта Мария Глориоза деи Фрари, то все были просто в восторге от идеально скомпонованного в интерьер храма, огромного полотна. Это было ознаменованием настоящего переворота в искусстве Венеции.

Тициан. Вознесение. (1516-1518)

В четыреста пятьдесят первом году византийская императрица Пульхерия построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия обратилась в Иерусалим к патриарху Ювеналию с просьбой забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо.

Действительно, гробница в Гефсимании только три дня служила усыпальницей Пречистой Девы.

По преданию, местом Успения Богородицы была Сионская горница, тот самый дом, где состоялась Тайная вечеря, где в день Пятидесятницы на апостолов и Богоматерь сошёл Святой Дух. Господь принял душу Девы Марии и вознёс Её на небеса. Апостолы Пётр, Павел, Иаков и другие подняли одр, на котором возлежало тело Богородицы и направились в Гефсиманию. Здесь, у подножия Елеонской горы праведная Анна, мать Девы Марии, когда-то купила участок земли. На нём была выстроена гробница, в которой нашли упокоение родители Пресвятой Богородицы и праведный Иосиф Обручник.

Торжественная погребальная процессия шла через весь Иерусалим. Святой Иоанн Богослов нёс впереди финиковую ветвь с райского дерева. Её Деве Марии вручил архангел Гавриил за три дня до Успения. Ветвь сияла небесным светом. По преданию, над шествием возник облачный круг - подобие венца. Все пели, и, казалось, небеса вторили людям. Жители Иерусалима были поражены величественностью похорон простой женщины.

Фарисеи приказали разогнать шествие, а тело Богородицы сжечь. Но случилось чудо - сияющий венец скрыл процессию. Воины слышали шаги и пение, но никого не видели.

По преданию, апостол Фома не смог попасть в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. Он очень сокрушался, что не удостоился последнего благословения Пречистой Девы. Тогда ученики решили открыть гробницу, чтобы Фома смог проститься с Богоматерью. Они отвалили камень, но усыпальница была пуста...

В недоумении и волнении апостолы сели вместе за вечернюю трапезу. Одно место за столом по традиции было свободно. Апостолы оставляли его для своего Христа, незримо присутствовавшего между ними. Хлеб, оставленный у незанятого места, потом преломляли между всеми как дар и благословение. Вот и на этот раз они подняли хлеб, чтобы разделить его с молитвой "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!". Апостолы устремили глаза вверх и увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. Богородица приветствовала их и благословила: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!". Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Они стали первыми свидетелями того, что Богородица не оставила мира. "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…" – напоминает нам тропарь - песнопение праздника Успения.


Top