Сообщение о жизни и творчестве м твена. Марк твен, краткая биография


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ.

Творчество Марка Твена Реферат по литературе США

Выполнила: студентка
Юрьева Ю.А.
ДГЛ -201
Проверила:
Сидорова Инна Николаевна

Москва 2010

Содержание
Введение………………………………………………………… …….3
Часть 1. Творчество Марка Твена……………………………………
Ранние годы и дальнейшее творчество……………………………….
Поздние годы…………………………………………………………..
Особенности юмористических произведений Марка Твена……….
Интересы и увлечения писателя……………………………… ………
Часть 2. Роман «Приключения Тома Сойера» ………………………
Заключение…………………………………………………… ……….
Список литературы………………………………… …………………

Введение

"Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы
Колумб проплыл мимо". Эту саркастическую максиму мог бы произнести житель
европейской страны, страдающей сегодня от засилья заокеанской "технологической
культуры", но ее высказал "американец из американцев" Марк Твен, о котором
Хемингуэй писал: "Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн".
В данной работе представлено описание творчество Марка Твена, а так же особенности характера написания его произведений.
Я считаю, что ознакомление с фактами жизни и работами этого великого писателя следует знать каждому. Произведения Марка Твена читают до сих пор, проблемы этих произведений по-своему актуальны.
Данный реферат состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя описание творчества писателя и характерные черты, проблемы его работ.
Вторая часть представляет анализ произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Ранние годы и дальнейшее творчество Марка Твена

Родился в маленьком городке Флорида (штат Миссури, США) в семье купца Джона Маршала Клеменса и Джейн Лемптон Клеменс. Был шестым ребенком в семье из семи детей.
Когда Марку Твену было 4 года, его семья переехала в городок Ганнибал - речной порт на реке Миссисипи. Впоследствии именно этот город послужит праобразом местечка Санкт-Петербург в знаменитых романах "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". В это время Миссури был рабовладельческим штатом, потому уже в это время Марк Твен столкнулся с рабством, которое будет впоследствии описывать и осуждать в своих произведениях.
В марте 1847 года, когда Марку Твену было 11 лет, его отец умер от пневмонии. В следующем году он начинает работать помощником в типографии. С 1851 занимается набором и редакцией статей и юмористических очерков для "Hannibal Journal" - газеты, владельцем которой был его брат Орион.
Газета Ориона вскоре закрылась, пути братьев разошлись намного лет, чтобы снова пересечься уже к концу Гражданской войны в Неваде.
В возрасте 18 годов он оставил Ганнибал и работал в типографии в Нью-Йорке, Филадельфии, Сент-Луисе и других городах. Он занимался самообразованием, много времени проводя в библиотеке, таким образом получив столько знаний, сколько он получил бы закончив обычную школу.
В возрасте 22 лет Твен уехал в Новый Орлеан. На пути к Новому Орлеану Марк Твен путешествовал на пароходе. Тогда же у него появилась мечта стать капитаном корабля. Твен тщательно учил маршрут реки Миссисипи два года, до тех пор пока не получил в 1859 году диплом капитана корабля. Сэмюэл приобщил своего младшего брата работать с ним. Но Генри погиб 21 июня 1858 года, когда пароход, на котором тот работал, взорвался. Марк Твен считал, что в первую очередь он виноват в смерти своего брата и чувства вины не побросало его на протяжении всей его жизни вплоть до самой смерти. Однако он продолжал работать на реке и работал до тех пор, пока не вспыхнула Гражданская война и судоходство на Миссисиппи прекратилось. Война заставила его поменять профессию, хотя Твен жалел об этом до конца жизни.
Сэмюэлю Клеменсу пришлось стать солдатом Конфедерации. Но так как он еще с детства привык быть свободным, через две недели он дезертирует из рядов армии жителей Юга и направляет свой путь на запад, к брату в Неваду. Только прошел слух, что в диких прериях этого штата нашли серебро и золото. Здесь Сэмюэл работал целый год на серебряном руднике. Параллельно с этим он писал юмористические рассказы для газеты "Territorial Enterprise" в Вирджинии-сити и в августе 1862 получил приглашение стать ее сотрудником. Вот здесь и пришлось Сэмюэлю Клеменсу искать для себя псевдоним. Клеменс утверждал, что псевдоним "Марк Твен" был взят им из терминов речной навигации, которым называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов. Вот так на пространствах Америки и появился писатель Марк Твен, который сумел в будущем завоевать своим творчеством мировое признание.

Через пару лет Сэм продолжил свою охоту за удачей: в 1861 году уехал на Дальний
Запад, работал старателем на серебряных приисках Невады и как репортер сотрудничал с местной газетой; затем перебрался в Калифорнию и стал золотоискателем, но репортерскую работу не оставлял, сразу же проторив дорожки в калифорнийские газетные издания. В юморесках этого периода Марк Твен осваивал приемы народного ("дикого") юмора, пока наконец не появился его рассказ на фольклорный сюжет "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1865), принесший ему первую известность.
В 1867 году Марк Твен отплыл на пароходе "Квакер-Сити" в Европу и Палестину. Он
побывал во Франции, в Италии, Греции, Турции, Крыму, посылая в американские
газеты свои юмористические репортажи. Через год издал книгу, куда вошли впечатления от этого путешествия, - "Простаки за границей"; она имела шумный успех. Критика писала о "триумфальном вступлении фольклорного юмора в большую литературу". Однако не только это определило ее популярность - книга была пронизана гордостью представителя Нового Света перед Старым и верой в особую миссию его страны на фоне "раболепствующей" Европы с ее историческим "мракобесием". Надо заметить, что насмешки "простаков" над европейской стариной и культурой нередко грешат утилитаризмом янки. Досталось в этой книге не только Европе, но и Священному писанию. В главах о Палестине, полемизируя с традиционными религиозными представлениями, Марк Твен превращает в бурлеск сюжеты из Библии . Эта линия в его творчестве будет продолжаться на протяжении всей жизни и выразится в воинствующем атеизме. После возвращения из Европы Марк Твен познакомился с Оливией Ленгдон, дочерью крупного углеторговца, и решил жениться. Богатый клан вряд ли был польщен
перспективой иметь такого родственника. Однако молодой писатель, окрыленный
успехом первой книги, добился успеха и здесь. В 1870 году брак был заключен, и
молодая пара переехала в Хартфорд (штат Коннектикут). Этот союз оказался счастливым и в семейном, и в творческом плане. Среди родственников своей жены Марк Твен нашел и мишени для своих "ядовитых" стрел. Так, героем сатиры "Письмо ангела-хранителя" стал углеторговец Эндрю Ленгдон, черный делец, прикрывающийся лицемерной благотворительностью, к которому обращены такие далеко не родственные строки: "Чего стоит готовность... десяти тысяч благороднейших душ отдать свою жизнь за другого - по
сравнению с даром в пятнадцать долларов от самой гнусной и скаредной гадины, обременявшей когда-либо землю своим присутствием!" Рассказ был опубликован много
времени спустя после его смерти - в 1946 году.
В 1872 году вышла вторая книга Марка Твена - "Закаленные" (в русском переводе "Налегке"), куда вошли его автобиографические очерки о работе на серебряных и золотых приисках Невады и Калифорнии. В рассказах о жизни старателей, которые также ведутся от лица "простака", черный юмор переплетается с былинностью повествования. Теодор Драйзер расценил эту книгу как "яркую картину фантастической и все же совершенно реальной эпохи американской истории".
Действительно, в ту пору начиналась новая для Америки эпоха. Марк Твен писал, что в его бытность в городке Ганнибал богатство не было основным смыслом жизни для американцев и только открытие золота в Калифорнии "породило ту страсть к деньгам, которая стала господствовать сегодня". Этой же теме - о том, как деньги наводят порчу на целые города - посвящен и его поздний рассказ "Человек, который совратил Гедлиберг" (1899).
Большой жанр Марк Твен осваивал сообща с Ч.Д. Уорнером, написав совместный роман
"Позолоченный век" (1873) о послевоенном времени (с 1861 по 1865 год между Северными и Южными штатами шла гражданская война) - времени бешеных денег, грандиозных прожектов и обманутых надежд.
И все же малый жанр по-прежнему оставался пока главным в творчестве писателя. В
1875 году Марк Твен издал сборник " Старые и новые очерки", куда вошли рассказы,
ставшие хрестоматийными: "Журналистика в Теннеси" (1869), "Как меня выбирали в
губернаторы", "Как я редактировал сельскохозяйственную газету" (1870), "Разговор с интервьюером" (1875) и др. Написаны они от лица наивного повествователя, который не вполне представляет себе (вернее, совсем не представляет) дело, за которое берется, что и рождает комичность положений.
Наконец в 1876 году появился первый самостоятельный роман Марка Твена "Приключения Тома Сойера", принесший ему мировую славу. Писатель не скрывал автобиографические корни этого произведения. В Томе Сойере без труда можно разглядеть "протестантскую" натуру самого писателя, проявлявшуюся с детства. Если попытаться дать характеристику главного героя в нескольких словах, можно сказать: нарушитель запретов и "подрывник" традиций. Американская критика увидела в Томе Сойере "маленького дельца", то есть национальный тип Делового американца: мечты Тома разбогатеть, умение извлечь выгоду из окраски забора, махинации с билетиками в воскресной школе...

Любопытно, что Марк Твен задумывал эту книгу как критику на американскую действительность, однако романтизм детских впечатлений, поэтизация жизни, добродушный юмор придали ей эпические черты. "На мой взгляд, - писал Марк Твен, - повесть для мальчиков надо писать так, чтобы она могла заинтересовать... и любого взрослого мужчину, который когда-либо был мальчиком". "Приключения Гекльберри Финна", которые должны были стать продолжением "Тома Сойера", писались десять лет. В этом романе мягкий юмор уже перерастает в жесткую сатиру, поэтому не случайно автор начал с "Предупреждения": "Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны". Гек, заскучавший в доме добродетельной вдовы, взявшей его на воспитание, становится бездомным бродягой и видит мир уже в более реалистичных, контрастных, тонах, нежели Том. Юный люмпен, путешествующий в компании с чернокожим и борющийся за его свободу, оскорблял американские нравы того времени. Вскоре после издания (1885) роман изъяли из многих библиотек, как "никчемную книжонку, пригодную только для трущоб". Спустя век эту же книгу обвинили в... расизме и унижении достоинства негритянского населения, а некий член школьного совета из Чикаго даже предложил ее сжечь. Неослабевающий интерес писателя к европейскому средневековью нашел выражение в знаменитой повести "Принц и нищий" (1882). К тому времени гордость "свободного гражданина свободной страны" трансформировалась у Марка Твена в иное чувство: он находил причины расслоения американского общества на угнетателей и угнетаемых - в средневековье, откуда вышли предки современных американцев. Аллегорический рассказ о том, как королевский отпрыск и оборванец поменялись местами, показывает условность любого социального статуса и восходит к притчевой мудрости, которую можно выразить русской поговоркой: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся".
К средневековому циклу можно отнести и его роман "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889). Эта пародия на средневековые рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола" подарила фантастам нашего века такой неисчерпаемый прием, как путешествие во времени (механик из штата Коннектикут получил удар по голове, потерял сознание и очнулся в далеком прошлом рядом с легендарным Камелотом).
В начале 1890-х годов двадцатилетний хартвордский период жизни Марка Твена, наполненный творческими удачами и семейными радостями, неожиданно завершился
крахом. Еще в 1884 году писатель основал собственную издательскую фирму,
финансировал изобретателя новой типографской машины, но все больше и больше увязал в долговой зависимости, а в 1894 году предприятие окончательно разорилось. Чтобы поправить дела, Марк Твен отправился в кругосветное путешествие, выступая с лекциями в Австралии,
Новой Зеландии, на Цейлоне, в Индии и Южной Африке. После тяжелой поездки его
настиг более жестокий удар - умерла любимая дочь Сюзи.
С повести "Простофиля Вильсон" (об осмеянном мудреце; 1894) в творчестве Марка
Твена начался период, который можно назвать сменой вех. Он разочаровался в
буржуазной демократии, отметив в записной книжке: "Большинство всегда неправо",
отверг американский патриотизм, который, по его мнению, отравил сознание многих
его соотечественников ("...торгашеский дух заменил мораль, каждый стал лишь патриотом своего кармана", - писал Марк Твен), утратил веру в американский прогресс и особую его миссию: "Шестьдесят лет тому назад "оптимист" и "дурак" не были синонимами. Вот вам величайший переворот, больший, чем произвели наука и техника. Больших изменений за шестьдесят лет не происходило с сотворения мира". Подвергая своих "корыстных, трусливых и лицемерных" современников яростной критике, он восхищался "тернистым путем" русских революционеров, о чем сообщал в письме революционеру-народнику Степняку-Кравчинскому.
На пике своих "революционных" эмоций он пишет "Личные воспоминания о Жанне
д"Арк" (1896) - о мужестве французской национальной героини. Эту книгу он называл своей самой любимой работой.
С 1901 года Марк Твен начал публиковать дерзкие политические памфлеты: "Человеку, сидящему во тьме", "Моим критикам-миссионерам", "В защиту генерала Фанстона", в которых выступал против американской империалистической политики и военщины. Затем вышли "Монолог царя" (едкая сатира на русское самодержавие; 1905) и "Монолог короля Леопольда" (возмущение бельгийским колониальным режимом в Конго) и др.
"Лирическим" героем позднего Марка Твена становится Сатана, наиболее ярко представленный в повести "Таинственный незнакомец", - в его уста писатель вложил свой злой сатирический смех над человеческими обольщениями и свои мысли. Эту повесть можно считать манифестом Марка Твена, завершающим его творческую жизнь.
Еще в 1899 году он писал своему другу, американскому писателю У.Д. Гоуэллсу, что намерен прекратить литературную работу для заработка и взяться за свою главную книгу: "...в которой я ничем не буду себя ограничивать, не буду бояться, что задену чувства других, или считаться с их предрассудками... в которой выскажу все, что думаю... начистоту, без оглядки..." Работа над повестью длилась до конца жизни, сохранились три ее варианта. При жизни опубликована не была.
Вообще дьяволомания была характерна для искусства многих стран на переломе столетий. Литературные Вельзевул, Люцифер, Сатана, Антихрист (имена дьявола) начала XX века ведут свое происхождение от Мефистофеля Гёте ("Фауст"; 1831), и свою литературную "задачу" одолжили у него же: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (то есть говорит человеку нелицеприятную правду о нем самом же). К примеру, эти слова Михаил Булгаков взял эпиграфом к своему знаменитому роману "Мастер и Маргарита" о Воланде (еще одно имя дьявола), а задолго до этого, в 1902 году, Зинаида Гиппиус декларировала в стихах: "Я Дьявола за то люблю, / Что вижу в нем - мое страданье".
Свою "дьяволиаду" Марк Твен начал еще с конца 1860-х годов, когда приступил к
работе над повестью "Путешествие капитана Стормфилда в рай", где зло высмеивал
религиозные чувства и христианские представления о "райских кущах". Повесть была
закончена за несколько лет до смерти писателя и опубликована (не полностью) в 1907 году.

Поздние годы
Звезда писателя неумолимо катилась к упадку. В конце XIX века в США начинают публиковать собрание произведений Марка Твена, возводя тем самым его в разряд классиков давно прошлых дней. Однако, ожесточенный мальчишка, который сидел внутри пожилого, уже совсем седого, Сэмюэля Клеменса и не думал сдаваться. В двадцатый век Марк Твен вошел с острой сатирой на сильных мира сего. Бурное революционное начало века писатель ознаменовал произведениями, призванными разоблачать неправду и несправедливость: «Человеку, ходящий во тьме», «Соединенные Линчующие Штаты», «Монолог царя», «Монолог короля Леопольда в защиту его господства в Конго». Но в умах же американцев Твен оставался классиком «легкой» литературы.
В 1901 году он получил почетную степень Доктора литературы от Йельского университета. В следующем году - почетная степень доктора права от Университета Миссури. Он очень гордился этими званиями. Для человека, который в 12 лет покинул школу, признание его таланта учеными мужами знаменитых университетов льстило ему.
В 1906 году Твен обзавелся личным секретарем, которым стал А.Б.Пейн. Молодой человек выразил свое желание написать книгу о жизни писателя. Однако, Марк Твен уже несколько раз садился за написание своей автобиографии. В итоге писатель начинает диктовать Пейну историю своей жизни. Через год его опять отметили ученой степенью. Он получает почетную степень Доктора литературы от Оксфордского университета.
В это время он уже тяжело болеет, а большинство членов его семьи умирают друг за другом - он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и его любимая жена Оливия. Но, несмотря на то, что он находился в глубокой депрессии, он все еще мог шутить. Писателя мучают жестокие нападения стенокардии. В конечном итоге сердце не выдерживает и 24 апреля 1910 года в возрасте 74 годов Марк Твен умирает.
Его последнее произведение - сатирическая повесть «Таинственный незнакомец» опубликовано посмертно в 1916 году по незавершенной рукописи.

Особенности юмористических произведений Марка Твена

Твен – очеркист неотделим от Твена – юмориста, и подтверждение этому можно найти в его ранних юмористических рассказах. Они написаны тем же "почерком". В своих юмористических произведениях Твен сумел воспроизвести не только стиль западного фольклора, но и его атмосферу жизнерадостного, задорного "буйства". Тем самым закладывались предпосылки важнейшей литературной реформы. Вместе с фольклором Запада в литературу Америки вторгалась живая, неприкрашенная, неотлакированная жизнь и, громогласно утверждая свои права, вступала в борьбу со всем, что становилось ей "на горло".
Влияние западного фольклора стало важнейшим формирующим фактором творчества Твена. Хотя большинство его юмористических рассказов было создано в 60- 70х годах, юмор с обычными для него фольклорными приемами пронизывает все его творчество (правда, в убывающей прогрессии). Даже в 80-90х годах, когда писатель находился во власти растущих пессимистических настроений, он иногда возвращался к своей прежней манере, и под его пером возникали такие юмористические шедевры, как "Похищение белого слона" (1882). Эти внезапные всплески великолепного, сочного юмора, неожиданно вырывавшиеся откуда-то из творческих глубин сознания Твена, свидетельствовали о неистребимости его гуманистических первооснов. Ранние рассказы Твена были написаны "в защиту жизни" и этим определяются принципы их художественного построения.
Опорой при осуществлении этой программы Твену служила не только фольклорная традиция, но и те литературные явления, которые, подобно его собственному творчеству, взошли на почве западного фольклора. Его повествовательная манера многими своими сторонами соприкасалась с традициями так называемого газетного юго-западного юмора.
Традиции эти составляют один из первоисточников американского реализма. Рассказы талантливых юмористов Себы Смита, Лонгстрита, Халбертона Гарриса, Хупера, равно как и Артемуса Уорда и Петролеума Нэсби, являлись попытками критического осмысления действительности. Эти писатели обладали остротой взгляда, свободой суждений и смелостью мысли и еще в эпоху господства романтизма стремились приковать внимание читателей к уродствам американской общественной жизни в их реальном, "будничном" воплощении. Впервые в истории литературы США они ввели в обиход национального искусства образы циничных политиканов, беззастенчивых дельцов, наглых шарлатанов всех мастей.
В их произведениях Твен нашел богатейший материал для своего творчества, и они же подсказали великому сатирику многие приемы. Некоторые особенности метода Твена - "минимум описаний и отвлеченных рассуждений, максимум действия, динамизм повествования, меткость языка, использование диалекта" и интонации устного рассказа, несомненно, берут свое начало в юмористике 30-70-х годов (а она в свою очередь-из фольклора). Из этого богатого реалистического фонда черпал он и многие свои сюжеты. Обновляя новеллистическую традицию Америки, он вводил в ее обиход особую форму "штриховой" бытовой зарисовки, впоследствии получившую дальнейшую жизнь у Ринга Ларднера. Для предшествующей Твену американской литературы характерен иной тип рассказа и новеллы. Их ядром обычно служило некое необычное, а иногда и фантастическое происшествие, обраставшее в ходе повествования столь же необычными драматическими перипетиями, не выпадавшими, впрочем, из строго очерченных границ последовательно развивающегося, крепко спаянного, четко обрисованного сюжета. Образцом такого остросюжетного построения могут служить новеллы Эдгара По. Фантастически бредовый характер изображаемых в них событий особенно оттеняется логической ясностью и математической организацией их сюжетного развития. Эта каноническая для американской литературы XIX в. схема новеллистического повествования у Твена подвергается пародийному переосмыслению. Он был первым писателем Америки, окончательно порвавшим и с условностью сюжета, и с традиционными сюжетными схемами. "Я терпеть не могу... Готорна и всю эту компанию",- писал он Хоуэллсу, поясняя, что сюжетная интрига у этих писателей "слишком литературна, слишком топорна, слишком красивенька". Сам Твен обладал несравненным умением лепить сюжеты (или их подобие) из "ничего": из будничных явлений повседневной жизни, из банальнейших действий обыкновенных, рядовых, ничем не замечательных людей, из мельчайших деталей их повседневного быта. Извлекая из всего этого прозаического материала множество "сюжетных выкрутасов", Твен создавал в своих рассказах ощущение динамически развивающегося действия. Ощущение это отнюдь не обманчиво". У рассказов Твена есть свой особый "драматический" конфликт, и именно он служит источником их скрытого динамизма. Внутренней коллизией его юмористического цикла является столкновение живой, свободной, энергически деятельной жизни с системой омертвевших искусственных установлении, теснящих ее со всех сторон.
Юмористические рассказы Твена переносят читателя в особый мир, где все бурлит и клокочет, все буйствует. Даже сиамские близнецы превращаются здесь в чрезвычайно беспокойных и скандальных субъектов, которые в нетрезвом виде швыряют камнями в процессию "добрых храмовников", а покойник, вместо того чтобы мирно покоиться в гробу, садится рядом с кучером на козлы собственного катафалка, заявляя, что ему хочется в последний раз взглянуть на своих друзей. Здесь капитан Стромфильд, попав на небеса, немедленно устраивает состязание с первой попавшейся кометой; здесь обыкновенный велосипед едет куда хочет и как хочет, невзирая на усилия седока, тщетно пытающегося преодолеть сопротивление своенравной машины, а безобидные карманные часы умудряются с дьявольской изобретательностью придать своим стрелкам все мыслимые и немыслимые положения.
Писатель как бы высвобождает скрытую энергию жизни, обнаруживая ее не только в одушевленных, но и в неодушевленных предметах. Сила ее внутреннего напора ощущается даже в атрибутах повседневного быта, в комфорте и покое домашнего очага. В рассказах Твена чашка утреннего кофе нередко соседствует с томагавком или содранным скальпом. "Что бы вы сделали, если бы размозжили ударом томагавка череп вашей матушке за то, что она пересластила ваш утренний кофе? Вы сказали бы, что прежде, чем вас осуждать, нужно выслушать ваше объяснение..."
Даже в это время юмор не являлся для Твена самоцелью и должен был играть в его творчестве отчасти служебную роль. У этого, казалось бы, столь беззаботного писателя было очень четкое представление о характере своей творческой миссии как юмориста. Он твердо верил, что "чистые юмористы не выживают" и если юморист хочет, "чтобы его произведения жили вечно, он должен учить и проповедовать". Даже самые его безобидные юморески выполняют особое социальнокритическое задание: они служат орудием разрушения догматов, условностей и всех видов лжи и фальши как в жизни, так и в литературе.
В процессе освобождения от моральных, религиозных и литературных "стандартов" жизненная реальность как бы впервые находила свой истинный облик. С любознательностью Колумба Твен открывал новую Америку, в каждой самой скромной подробности ее будничного быта обнаруживая неожиданное и занимательное содержание. В этом, как и во многом другом, он был последователем "газетных" юмористов. Двигаясь вдоль колеи, проложенной ими, он, подобно им, умел придать самым общеизвестным истинам и сверхбанальным ситуациям оттенок неожиданности и сенсационности. При всем том реалистическое новаторство Твена не только несводимо к приемам "газетного" юмора, но в смысле своего художественного уровня несоизмеримо с ним. При всей полноте сюжетных совпадений рассказов Твена с другими произведениями американской юмористики они непохожи ни на один из своих прообразов. Даже в самых незначительных из его ранних рассказов проявляется несравненное умение Твена проникать в душу явлений, изображать их в индивидуальной неповторимости, во всем богатстве их реального бытия. В гротескных, фантастических рассказах писателя закладывались основы поэтики реализма в формах, поражающих своей свежестью и новизной. Его образы обладают огромной выпуклостью и рельефностью, метафоры сочны и красочны до предела, его сравнения отличаются неожиданностью и меткостью. В метафорической структуре его речи есть нечто от "синкретического" мышления. Он обладает несравненным умением сочетать несочетаемое, воспринимать явления жизни в комплексе, делая это с непринужденностью и простотой, свойственной целостному, наивному, мифотворческому сознанию.
Открывая мир заново, писатель подвергает рассмотрению каждое из явлений его жизни, стараясь при этом не упустить ни одной микроскопической подробности, касающейся объекта его внимания. Приближая предмет к читателю, он всегда стремится повернуть его какой-то особой, новой, неожиданной стороной. Иногда эта цель достигается посредством смещения пропорций. Дабы освежить характер читательского восприятия, Твен демонстрирует явление в увеличенном виде.
Одной из важнейших сторон его изобразительной манеры является особый эпически неторопливый ритм повествования. Так, в "Укрощении велосипеда" одно ультранезначительное событие в жизни героя, о котором, казалось бы, и говорить-то не стоит, разрастается до масштабов своеобразной "Илиады", излагается с учетом всех его перипетий, периодов и этапов. "Мы тронулись с места значительно быстрее, тут же наехали на кирпич, я перелетел через руль, свалился головой вниз, инструктору на спину, и увидел, что машина порхает в воздухе, застилая от меня солнце...". Подобный отстраненный ракурс восприятия, позволяющий как бы обновить представления о привычных, примелькавшихся, по-будничному незначительных событиях жизни, распространяется на явления не только материального, но и духовного мира читателя. Несравненный мастер комического диалога Марк Твен любит уточнять смысл отвлеченных пон
и т.д.................

Марк Твен (англ. Mark Twain, псевдоним, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; 1835-1910) - выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» (англ. Mark Twain) был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а термином «марк твен» называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов (это 2 морских сажени, 365,76 см). Однако есть мнение, что в действительности этот псевдоним запомнился Клеменсу со времен его весёлых деньков на Западе. Там говорили «марк твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать это на счёт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Кроме «Марка Твена», Клеменс один раз в 1896 году подписался как «господин Луи де Конте» (фр. Sieur Louis de Conte).

Сэм Клеменс родился 30 ноября 1835 года в городе Флориде (штат Миссури, США). Он был третий из четырёх выживших детей Джона и Джейн Клеменс. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни переехала в город Ганнибал (там же, в Миссури). Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера» (1876).

Отец Клеменса умер в 1847 году, оставив много долгов. Самый старший сын, Орайон, скоро начал издавать газету, и Сэм начал вносить туда свой посильный вклад как типограф и, иногда, как автор статей. Некоторые из самых живых и самых спорных статей газеты как раз вышли из-под пера младшего братца - обычно, когда Орайон был в отъезде. Сам Сэм также иногда путешествовал в Сент-Луис и Нью-Йорк.

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к карьере лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году. Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад. Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора штата Невада. Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в штате Невада добывали серебро.

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско, штат Калифорния, где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Весной 1866 года Твен был командирован газетой «Sacramento Union» на Гавайи. По ходу путешествия он должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон МакКомб, издатель газеты «Alta California», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

Первого успеха как писатель Твен добился в другом путешествии. В 1867 году он упросил полковника МакКомба спонсировать его поездку в Европу и на Средний Восток. В июне в качестве корреспондента «Альта Калифорния» в «Нью-Йорк трибюн» Твен едет на пароходе «Квакер-Сити» в Европу. В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от 24 августа помещён «Адрес» американских туристов, написанный Твеном). Письма, написанные им в путешествии по Европе, отправлялись и печатались в газете. А по возвращении эти письма легли в основу книги «Простаки за границей». Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. До самого конца его жизни многие знали Твена именно как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон и переехал в город Баффало, штат Нью-Йорк. Оттуда он перебрался в город Хартфорд, штат Коннектикут. В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике рассказов «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Многие считают это вообще лучшим литературным произведением, когда-либо созданным в США. Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник реальных историй «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с юмористических куплетов, а заканчивал жуткими и почти вульгарными хрониками человеческого тщеславия, лицемерия и даже убийства.

Твен был прекрасным оратором. Он помог создать и популяризировать американскую литературу как таковую, с её характерной тематикой и ярким необычным языком. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. А позже Марк Твен даже запатентовал собственное изобретение - улучшенные подтяжки для штанов.

Ещё двумя известными увлечениями Марка Твена были игра в бильярд и курение трубки. Посетители дома Твена иногда говорили, что в его кабинете стоял такой табачный дым, что самого Твена уже нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на кровавую резню, в которой погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после смерти Твена.

Однако успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

В 1893 году Твен был представлен нефтяному магнату Генри Роджерсу, одному из директоров компании «Standard Oil». Роджерс помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, и они стали близкими друзьями. Твен часто гостил у Роджерса, они выпивали и играли в покер. Можно сказать, что Твен даже стал для Роджерсов членом семьи. Внезапная смерть Роджерса в 1909 году глубоко потрясла Твена. Хотя Марк Твен многократно публично благодарил Роджерса за спасение от финансового краха, стало ясно, что их дружба имела взаимовыгодный характер. Видимо, Твен значительно повлиял на смягчение крутого нрава нефтяного магната, имевшего прозвище «цербер Роджерс». После смерти Роджерса его бумаги показали, что дружба со знаменитым писателем сделала из безжалостного скряги настоящего благотворителя и мецената. Во время дружбы с Твеном, Роджерс начал активно поддерживать образование, организовывал образовательные программы, особенно для афроамериканцев и талантливых людей с ограниченными физическими возможностями.

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы. Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

Уже с первых своих шагов Твен не был обделен вниманием ни читателей, ни критиков. Объем критической литературы, посвященной Твену, огромен. «Твениана» представляет особое самостоятельное направление в истории американистики. И хотя исследователями его творчества проделана значительная аналитическая и публикаторская работа, самый знаменитый американский писатель по-прежнему остается не до конца изученным.

Марк Твен жил в переломную эпоху для национальной истории страны, когда резко и быстро менялся весь ее облик. Начало творчества Твена совпало с гражданской войной (1861-1865) - ключевым событием в жизни США, которое называли второй американской революцией. В результате крушения рабства открылись широкие возможности для капиталистического развития страны. Ускорялись темпы промышленного производства, усилился приток эмигрантов в США. Менялась структура американской экономики; появлялись первые монополии и тресты. Твен стал свидетелем первых забастовок, рождения влиятельных политических партий, выражавших интересы как промышленных рабочих, так и фермеров. На исходе XIX века Твен был в рядах тех, кто осудили испано-американскую войну, носившую откровенно агрессивный характер. На его глазах укреплялась экономическая мощь страны, рос ее научный потенциал.

Жизненный опыт Твена был исключительно богат, по-своему уникален. Это нашло многообразное отражение в его книгах, в которых присутствует ярко выраженное автобиографическое начало. Этот жизненный опыт явился одним из решающих факторов, определивших постоянный интерес писателя к истории, к ее урокам. Твену было присуще ощущение жизни в ее движении, внутренней динамике.

Твен постоянно путешествовал. Более десяти раз писатель пересек Атлантику. Он совершал поездки по всей Европе, становясь свидетелем важнейших социально-политических коллизий и потрясений. Можно сказать, история творилась у него на глазах.

Художник, наделенный огромной силы фантазией, Твен творил в различных литературных жанрах: был романистом, мастером рассказа, публицистом, мемуаристом. Огромную роль в творческом наследии Твена занимает документалистика. Писатель активно выступал в жанре путевого очерка. Он был просветителем и гуманистом, художником чутко реагировавшем на все социальные и политические события, что подтвердили публикации архива писателя. Долгое время за Твеном был закреплен «имидж» юмориста, баловня судьбы, чуждого постановке серьезных историко-философских проблем.

Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на «фронтире» (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еще не пришла цивилизация). «Фронтиром» в детские годы Марка Твена был Ганнибал, в пору его молодости - Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.

Начиная с хрестоматийного рассказа «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена («Простаки за границей», 1869, «Налегке», 1872, «Жизнь на Миссисипи», 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как «способность смешить, сохраняя полную серьезность». Под натиском юмора, считал писатель, «не устоит ничто». Воплотившийся в «Приключениях Тома Сойера» и философской сказке «Принц и нищий» (1882) идеал Марка Твена - свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.

Однако репутация Марка Твена начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма.

Переселившись в 1870 из Калифорнии в Хартфорд, Марк Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к «позолоченному веку», как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), повесть «Простофиля Вильсон» (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у Марка Твена была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.

Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный «Таинственный незнакомец», отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков «По экватору» (1897). Эта поездка превратила Марка Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х гг.

Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге «По экватору»: «Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет».

Марк Твен еще при жизни стал чем-то вроде «главной иконы американской культуры» и «национальным монументом». Первым признал в нём великого писателя критик Брэндер Мэтьюз в своём объёмном предисловии к собранию сочинений Твена в издательстве «Харперз» в 1899 г. Он поставил Твена в один ряд с Чосером и Сервантесом, Мольером и Филдингом и заявил, что никакой другой писатель не выразил столь полно всего разнообразия американского опыта.

В первых же откликах на смерть Марка Твена в 1910 г. писатели Хэмлин Гарленд и Бут Таркингтон в США, Александр Куприн и Корней Чуковский в России высказали общее мнение, что он был настоящим воплощением Америки. Б. Таркингтон писал:»… когда я думаю о подлинных Соединённых Штатах, частью этого понятия для меня стал Марк Твен. Ибо, хотя он был полноправным гражданином мира, он был ещё и Душою Америки». Гарленд, подчеркнув, что Твен «до последнего оставался американцем Среднего Запада», назвал его «представителем нашей литературной демократии… наряду с Уолтом Уитменом».

Арчибальд Хендерсон в 1910 г. выразился так: Марк Твен и Уолт Уитмен, «эти два великих истолкователя и воплощения Америки», представляют собой «наивысший вклад демократии в мировую литературу». В дальнейшем эта мысль станет общим местом многих рассуждений о месте Твена в литературе США. Двумя годами позже Альберт Б. Пейн, литературный душеприказчик Твена и создатель самой обстоятельной его биографии, заявил, что Марк Твен - «самый характерный американец в каждой своей мысли, в каждом слове, в каждом деянии».

Парадоксально, но в этом сходились такие отчаянные антагонисты, как Ван Вик Брукс и Бернард Де Вото: одним из немногих пунктов согласия у них было восприятие Твена как «национального писателя». Знаменитая книга Брукса «Пытка Марка Твена» (1920), в которой утверждалась идея, что Твен не состоялся как великий сатирик, потому что его развитие было сковано и сдержано воздействием косной пуританской среды, начиналась с заявления, что Марк Твен «несомненно был воплощением характера и особенностей современной Америки», «чем-то вроде архетипа национального характера на протяжении долгой эпохи». Но так же считал и Де Вото, программно назвавший свою книгу «Америка Марка Твена» (1932), просто он по-другому относился к старой Америке фронтира. Если Брукс видел в ней духовное убожество, Девото находил как раз плодотворные творческие импульсы для литературы. Он целую главу этой работы назвал «Американец как художник» и доказывал, что именно в творчестве Твена «американская жизнь стала великой литературой», потому что «он более других писателей был знаком с национальным опытом в самых различных его проявлениях». Лучшие произведения Твена, по мнению Девото, были «рождены Америкой и в этом их бессмертие. Он написал книги, в которых с непреложной правдивостью была выражена самая суть национальной жизни».

Крупнейшие американские писатели XX века признали Твена родоначальником национальной литературной традиции. «Истинным отцом американской литературы» и «первым неподдельно американским художником королевской крови» назвал Твена Хенри Льюис Менкен в 1913 г. Это мнение в той или иной степени разделяли Теодор Драйзер, Карл Сэндберг, Томас Вулф, Уолдо Фрэнк и другие. Два великих художника слова, два антагониста, как известно, не склонные соглашаться друг с другом по большинству вопросов, Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер сошлись во мнении, что из творчества Марка Твена родилась настоящая американская литература. Хемингуэй заявил это в 1935 г., Фолкнер - лет на двадцать позднее. Подобное схождение можно отметить ещё у двух антиподов, у двух великих поэтов: роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» восхищал и Томаса С. Элиота, уроженца штата Миссури, который перебрался в Англию и стал британским подданным, и Уистена Хью Одена, англичанина, прижившегося в Соединённых Штатах. Элиот в 1950 г. и Оден в 1953 г. объявили твеновского героя воплощением национального характера.

С тех пор это мнение стало само собой разумеющимся. Достаточно взять любую историю американской литературы, любое собрание критических работ о Твене, чтобы убедиться в этом. В юбилейном сборнике работ о главном романе Твена 1984 года его герои - Том Сойер и Гек Финн, Янки из Коннектикута и Простофиля Уилсон - и через сто лет после их создания воспринимаются «символами новой нации, её грубости, незрелости и нравственной неопределенности».

Кульминационным в изучении Марка Твена на его родине стал, наверное, юбилейный 1985 год, когда исполнилось 150 лет со дня его рождения и 100 лет с момента выхода в свет его главного романа. К этому времени уже накопилась весьма обширная и разнообразная литература о Твене, так дотошные библиографы подсчитали, что за сто лет появилось около 600 статей и книг только о «Приключениях Гекльберри Финна». Казалось бы, после этого поток публикаций должен хотя бы на время утихнуть, как это бывало с другими фигурами и юбилеями, однако за прошедшие двадцать лет он не только не иссяк, но даже вырос и, надо сказать, весьма впечатляюще, так что по количеству написанного - больше сотни книг, посвященных Твену, - эти два десятилетия могут поспорить и с тремя четвертями века, что прошли со дня смерти писателя. Дело в том, что американское литературоведение во второй половине XX века, восприняв традицию дотошности и фундаментальности немецкой науки позапрошлого столетия, добавило к этому собственную предприимчивость и приобрело вполне индустриальный характер. Сейчас это - самое мощное и массовое, самое разветвленное и специализированное и, наконец, технически самое оснащенное и передовое литературоведение за всю историю этой сферы деятельности. В нем развиты самые различные направления и пласты - от текстологии до теории литературы. Конечно, это не могло не сказаться в изучении главного национального писателя США.

Марк Твен (настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в многодетной семье Джона Маршала и Джейн. До четырех лет жил в маленьком городе Флориде, штат Миссури. Потом вместе с семьей переехал в другой небольшой городок в Миссури – Ганнибал. Именно его Твен позже увековечил на страницах своих произведений.

Когда будущему писателю исполнилось 12 лет, скончался его отец. Семье он оставил большое количество долгов. Твену пришлось устроиться на работу. Его взяли учеником наборщика в газету «Миссури Курьер». Вскоре старший брат Марка Твена – Орайон – приступил к изданию собственной газеты. Изначально она называлась «Вестерн Юнион». Потом ее переименовали в «Ганнибал Джорнал». Марк Твен старался помогать брату, выступая в качестве наборщика и периодически в роли автора.

С 1853 по 1857 год Твен путешествовал по США. Среди мест, где он успел побывать, - Вашингтон, Цинциннати, Нью-Йорк. В 1857-м Твен собирался отправиться в Южную Америку, но вместо этого поступил в ученики к лоцману. Спустя два года ему выдали лоцманское свидетельство. Твен признавался, что этой профессии мог бы посвятить всю жизнь. В его планы вмешалась гражданская война, начавшаяся в 1861 году и положившая конец частному пароходству.

В течение двух недель Твен воевал на стороне южан. С 1861 по 1864 год жил на территории Невада, где среди прочего на протяжении нескольких месяцев трудился на серебряных приисках. В 1865-м вновь решил попытать счастья в качестве старателя. Только на этот раз занялся поисками золота в Калифорнии. В 1867-м был опубликован дебютный сборник Твена «”Знаменитая скачущая лягушка” и другие очерки». С июня по октябрь писатель путешествовал по европейским городам, в том числе и заезжал в Россию. Кроме того, он побывал в Палестине. Полученные впечатления легли в основу книги «Простаки за границей», изданную в 1869 году и пользовавшуюся огромным успехом.

В 1873 году Твен поехал в Англию, где принял участие в публичных чтениях, проходивших в Лондоне. Ему удалось познакомиться со многими именитыми литераторами. В их числе – выдающийся русский писатель И. С. Тургенев. В 1876 году была впервые опубликована повесть «Приключения Тома Сойера», которая впоследствии стала одним из самых популярных произведений Твена. Книга рассказывает о приключениях мальчика-сироты, живущего в вымышленном городке Санкт-Петербург и воспитываемого тетушкой. В 1879 году Твен путешествовал вместе с семьей по европейским городам. Во время поездки он встречался с И. С. Тургеневым, английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином.

В 1880-х годах вышли романы «Принц и нищий», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», сборник «”Похищение белого слона” и другие рассказы». В 1884 году открылось собственное издательство Твена «Чарльз Уэбстер и компания». В конце 1880−начале 1890-х финансовое положение писателя становилось хуже и хуже. Издательство обанкротилось – Твен потратил значительную сумму на приобретение новой модели печатного станка. В итоге ее так никогда и не запустили в производство. Немаловажную роль в жизни Твена сыграло знакомство в 1893 году с нефтяным магнатом Генри Роджерсом. Роджерс помог писателю спастись от финансового краха. При этом дружба с Твеном оказала значительное влияние на характер магната – из скряги, которое не сильно волновали проблемы посторонних, он превратился в человека, активно занимавшегося благотворительностью.

В 1906 году Твен встретился в США с писателем Максимом Горьким, после чего публично призвал к поддержке русской революции. Марк Твен скончался 21 апреля 1910 года, причиной смерти стала стенокардия. Писателя похоронили на кладбище Вудлон, расположенном в Элмайре, штат Нью-Йорк.

Краткий анализ творчества

Писательская деятельность Твена началась после гражданской войны, завершившейся в 1865 году и оказавшей огромное влияние как на общественную, так и на литературную жизнь США. Он был представителем демократического направления американской литературы. В его произведениях реализм сочетался с романтизмом. Твен был наследником американских писателей-романтиков XIX столетия и одновременно их ярым противником. В частности, уже в самом начале творческого пути он сочинял ядовитые пародии в стихах на Лонгфелло, автора «Песни о Гайавате».

Ранние произведения Твена, среди них – «Простаки за границей», в которых высмеивается старушка Европа, и «Налегке», где рассказывается о Новом Свете, - наполнены юмором, жизнерадостным весельем. Творческий путь Твена – путь от юмора к горькой иронии. В самом начале писатель создавал непритязательные юмористические куплеты. Его позднее творчество – очерки человеческих нравов, наполненные тонкой иронией, острая сатира, критикующая американское общество и политиков, философские размышления о судьбе цивилизации. Важнейший роман Твена – «Приключения Гекльберри Финна». Книга вышла в 1884 году. Хемингуэй назвал ее самым значительным произведением Марка Твена и всей предшествующей литературы США.

Введение

Известный американский писатель Марк Твен родился в деревне Флорида, штат Миссури, в 1835 году. Марк Твен - лишь псевдоним Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса, и первая заметка, подписанная знаменитым псевдонимом, относится к 1863 г.

Детские годы писателя прошли на Миссисипи, в городке Ганнибал, известном читателям всего мира под именем Санкт-Петербурга. Сэмюэль Клеменс происходил из семьи, чья судьба тесно переплелась с американским фронтиром - границей цивилизованных земель Америки. Ганнибал в ту пору был последним форпостом цивилизации, дальше шли почти неосвоенные земли. На другом бepегy Миссисипи начинались территории, свободные от рабовладения. Через Ганнибал пролегал путь переселенцев на Запад, путь рабов, которых везли по реке на хлопковые плантации в ее низовьях, и путь беглых невольников. История словно специально позаботилась о том, чтобы в этом захолустье наглядно выступили главные конфликты американской жизни прошлого столетия.

Сэмюэль Клеменс с детских лет работал учеником печатника, продавал газеты, водил пароходы по Миссисипи, работал секретарем у брата в штате Невада, в канцелярии губернатора, золотоискателем. Затем он приобщился к журналистике, а в 1867 году началась его карьера профессионального писателя. В 1888 году Клеменс закончил Йельский университет в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут), там же получил почетный диплом доктора литературы, почетного представителя университета.

Марк Твен был представителем демократического направления литературы США, именно демократическое мироощущение Твена и помогло ему создать произведения, представляющие собой сплав достижений предшествующего искусства Америки, не став при этом подражателем авторитетам или простым продолжателем традиций.

В произведениях Твена возник полностью естественный синтез романтизма и реализма, составляющий одно из условий возникновения большого реалистического искусства. Его творчество, отчасти подготовленное и романтиками и реалистами 50-х годов, стало точкой скрещения разнородных художественных тенденций. Но романтизм был не "довеском" к реализму Твена, а органическим качеством его мировосприятия, определившим весь внутренний строй его произведений. Даже при поверхностном соприкосновении с ними ощущается, как и во всех явлениях высокого реализма, умение объединить "романтически прекрасное" с "реалистически повседневным", он сумел синтезировать эти понятия.

В произведениях Твена американский реализм обрел характерный для него художественный облик со всеми его определяющими чертами: гротескностью, символикой, метафоричностью, внутренним лиризмом и близостью к природе. Это произвело решающий сдвиг в художественном развитии Америки.

При этом наследник великих американских романтиков XIX в. был и их убежденным непримиримым противником. Борьба писателя с романтизмом носила на редкость целеустремленный и постоянный характер и продолжалась на протяжении всего его творческого пути. Причиной Твена послужило разное понимание главной задачи искусства - задачи воспроизведения жизненной правды. Вслед за романтиками он воспевал красоту "естественных", не изуродованных цивилизацией явлений жизни, разделял их ненависть ко всему фальшивому, искусственному, однако все эти черты он находил и в произведениях самих романтиков.

Подлинный сын своего народа, он обладал той ясностью взгляда, той конкретностью поэтического мышления, которая составляла характерную черту народного мироощущения. Поистине "у него был ясный взгляд на жизнь, и он лучше знал ее и меньше был введен в заблуждение ее показными сторонами, чем любой американец".

Связь Твена с трудовой Америкой, скрепленная жизненным опытом, уже с самого начала писательской деятельности определила живую силу его творческого воображения. Эти особенности мировосприятия и позволили автору взглянуть на свою страну глазами непредубежденного человека, чистыми и открытыми для новых идей.

Первая книга Марка Твена

Когда Твен стал репортером "Территории энтерпрайз", выходившей в столице Невады Вирджиния-Сити, ему открылась литературная дорога. Только в наше время были собраны все изданные там его заметки, фельетоны, очерки, скетчи, сценки. Именно в то время формируется юмор Твена - неповторимое и вместе с тем по сути своей глубоко американское художественное явление.

Твену достаточно быстро приелся юмор, рассчитанный лишь на вкусы не избалованных высокой литературой старателей да переселенцев. Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса на фоне такого юмора казалась Монбланом рядом с небольшими холмиками. В ней есть качество, которое напрасно было бы искать в анекдотах и небылицах, - это умение буквально двумя – тремя штрихами обрисовать не просто потешную ситуацию, а целый жизненный уклад, целый мир в его необычности. И это умение будет крепнуть у Твена от рассказа к рассказу, стремительно завоевывая ему известность лучшего юмориста Америки.

В то же время ему было необходимо, чтобы читатель и за самоочевидным, буйным и несдержанным гротеском видел достоверно описанную американскую жизнь со всей ее многокрасочностью. Он постарался сохранить тональность такой, какой она была в устном, не ведающем никакой литературной приглаженности изложении, он добивался, чтобы его рассказ прежде всего смешил.

Обложку самой первой его книги украшала огромная желтая лягушка, ярко выступающая на кремовом фоне переплета. Какова ее история? Откуда взялся сюжет о лягушке по имени Дэниел Уэбстер? Нашли несколько напечатанных вариантов этого рассказа. Но все же лягушку из Калавераса прославил не кто иной как Марк Твен. История вполне достоверна, ее можно было услышать в родных краях Твена или даже прочитать в газетах, издававшихся на периферии, на фронтите.

Джим Смайли проиграл на пари сорок долларов объявившемуся в Калаверасе незнакомцу, понадеявшись на удивительный талант Дэниела. Твен записал этот случай почти в точности так, как его не раз при нем излагали: незнакомец усомнился в способностях Дэниела, принял пари и, пока Смайли ловил для него другую лягушку, всыпал в пасть чемпиону пригоршню перепелиной дроби, так что бедная знаменитость не смогла сдвинуться с места. В общем-то печальная повесть об обманутом доверии и о прилежании, которое пошло прахом, но такова жизнь.

Есть особые приметы твеновского юмора, которые будут видны, если прочесть рассказ о лягушке по имени Дэниел Уэбстер внимательно. Но Твен представил этот случай, уместившийся на нескольких страницах, так, что тот смешит читателей вот уже второе столетие, и дело в неподражаемом юмористическом даре.

В этом рассказе Твена сохранена красочная атмосфера быта и нравов переселенцев. Мы отчетливо можем себе представить и этот поселок в несколько кривых улиц, уводящих в бескрайнюю прерию, и как попало одетых, давно не брившихся людей у входа в салун.

О самих лягушачьих скачках мы узнаем лишь под самый конец, а до этого Твен будет долго рассказывать о разных происшествиях из жизни Смайли. Твен? Нет, рассказывать будет некий Саймон Уилер, которому доверено вести повествование. Этот Уилер сам из Калавераса, он ее видел своими глазами и все запомнил.

Подтекстом этой ультракомической новеллы, представляющей собою обработку одного из анекдотических западных сюжетов, являлась антитеза "неотшлифованного" Запада и "прилизанного" Востока. За простодушным рассказом неуклюжего фронтирсмена Саймона Уилера, развлекающего своего слушателя-джентльмена бесхитростным повествованием о "подвигах" собак и лягушек, скрывалась мысль о существовании особого мира со своей неузаконенной шкалой ценностей, в принципе столь же законной, сколь и господствующая.

Намеком на это служили и имена героев. Дэниель Уэбстер - лягушка и Эндрью Джексон - собака являлись тезками известных государственных деятелей. Рассказ Уилера доказывает, что ему нет дела до этих знаменитостей. Излагая свою лягушачью эпопею, он "ни разу не улыбнулся, ни разу не нахмурился, ни разу не переменил того мягко журчащего тона, на который настроился с самой первой фразы, ни разу не проявил ни малейшего волнения; весь его рассказ был проникнут поразительной серьезностью и искренностью. Это ясно показало, мне, что он не видит в этой истории ничего смешного или забавного, относится к ней вовсе без шуток и считает своих героев ловкачами самого высокого полета".

В самом деле, так ли уж прост Саймон Уилер? Ведь, в сущности, в этом рассказе не один, а два повествователя - клоун и джентльмен, и неизвестно, кто из них подлинный "простак" и кто кого дурачит. Ясно лишь одно, что из двух рассказчиков фронтирсмен - более искусный. Он рассказывает лучше, ярче, сочнее и, так же как и автор, умеет видеть вещи и ощущать их внутреннюю жизнь. Иными словами, он говорит языком Марка Твена. Подобный способ изложения наталкивает читателя и на некоторые дополнительные выводы относительно характера как повествователя, так и слушателя.

Гротеск в ранних произведениях Твена

Искусство молодого Твена - это искусство гротеска. Но и гротеск бывает самый разный по своим формам, да и по сущности. На мнимой авторской серьезности основывается весь юмористический колорит рассказов молодого Марка Твена. В те времена считалось, что литература непременно должна быть возвышенной, глубокомысленной и подчеркивающей свое глубокомыслие, изысканной по языку, выстроенной в согласии со строгими правилами и законами художественного повествования. А у Твена попадались словечки грубоватые и просто жаргонные, изысканность осмеивалась беспощадно, и сам рассказ больше всего напоминал небылицу или анекдот.

Небылицы и анекдоты обязательно требовали преувеличений, обстоятельств, выдаваемых за подлинную, абсолютно достоверную реальность, явлений совершенно немыслимых, но почитаемых истинными в каждой своей подробности.

Мы читаем, как у коллежского асессора Ковалева исчез нос. Бедный Ковалев увидел свой нос - подумать только! - в экипаже, который катит по улице. А когда на почтовой станции подозрительного путника задержали, выяснилось, что нос уже успел обзавестись паспортом. Выдумка? Конечно. Все это чистая фантазия. Гоголь вовсе и не хочет, чтобы читатель даже на секунду заподозрил, будто имеет дело с событием, хоть отдаленно правдоподобным. Может быть, все это только страшный сон несчастного Ковалева, может быть, его бред, наваждение (“черт хотел подшутить надо мною”) или просто какая-то необъяснимая загадка природы. Для Гоголя это не так уж существенно. Важнее то, что вся жизнь, какой она представлена в “Носе”, нелепа и страшна до последнего предела, перевернута с ног на голову.

Знаменитый писатель Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в американской многодетной семье. Его родителями были Джон и Джейн Клеменс, уроженцы штата Миссури. Сэмюэл был шестым ребенком, кроме него в семье росли еще четыре мальчика и две девочки.

Но не все дети смогли пережить тяжелые годы, трое из них скончались в раннем возрасте. Когда Сэму исполнилось четыре года, семейство Клеменс переехало в поисках лучшей доли в город Ганнибал. Позже, этот город с его забавными жителями и веселые приключения Сэмюэля в нем, найдут свое отражение в известном произведении писателя “Приключения Тома Сойера”.


С юных лет Марка Твена привлекала водная стихия, он мог подолгу сидеть на берегу реки и смотреть на волны, несколько раз даже тонул, но его благополучно спасали. Особенно его интересовали пароходы, Сэм мечтал, что когда вырастет, он станет моряком и будет плавать на собственном корабле. Именно благодаря этому пристрастию был выбран псевдоним писателя - mark twain, что в переводе означает “глубокая вода”, дословно “мера два”.

В Ганнибале Сэмюэл познакомился с Томом Бланкеншипом, сыном старого бродяги и алкоголика, живущего в хижине возле реки. Они стали лучшими друзьями, со временем собралась целая компания таких же любителей приключений. Том стал прототипом Гекльберри Финна, главного героя многих детских популярных книг автора.

Когда Сэму исполнилось 12 лет, скоропостижно скончался от воспаления легких его отец. Незадолго до смерти Джон Клеменс взял на себя долги близкого друга, но так и не смог их полностью выплатить. Сэмюэл был вынужден искать работу, чтобы помочь семье. Старший брат Орион устроил его в типографию местной газеты наборщиком текста. Сэм пробовал печатать в газете собственные стихи и статьи, но поначалу это вызывало только раздражение Ориона, Помимо местной прессы, юный писатель отсылал свои первые произведения в другие редакции, где их охотно печатали.

Юность и начало карьеры

В 1857 году Марк Твен становится учеником лоцмана, а через два года получает права на собственное вождение судном. Однако в связи с развязавшейся в 1861 году гражданской войной он был вынужден оставить любимое дело и искать новую работу. В этом же году Марк Твен отправляется вместе с братом Орионом на запад, в штат Невада. Там он почти год трудился на серебряных приисках в шахтерском городке, в надежде разбогатеть, но удача не была на его стороне.

В 1862 году Твен устроился на работу в редакцию местной газеты, в ней же он первый раз использовал свой творческий псевдоним для подписи. Через несколько лет его произведения и статьи издавались в нескольких печатных изданиях. В 1865 году к Марку Твену пришла известность, его юмореска “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса” стала популярна по всей Америке, множество издательств неоднократно ее публиковали.

В разгар своей писательской карьеры Марк Твен много путешествовал, побывал в Англии, Австралии, Африке и даже в Одессе, объездил всю Европу. Во время этих странствий он отправлял в родной город письма, которые потом публиковались в газете. Позже эти письма станут основой для книги “Простаки за границей”, которая была первым серьезным творением писателя. Она увидела свет в 1869 году и принесла Твену заслуженный большой успех.

На пике своей славы от издания первой книги Марк Твен женился на Оливии Лэнгдон, дочери успешного предпринимателя. Но сначала писателю пришлось хорошо постараться, чтобы расположить к себе родителей Оливии. В 1870 году они обручились. Марк Твен безумно любил свою жену и считал ее совершенной и идеальной женщиной, заботился о ней и никогда не критиковал. Оливия же считала его вечным мальчишкой, который никогда не повзрослеет. За 30 лет брака у них появилось на свет четверо детей.

В 1871 году Марк Твен с женой переезжает в Хартфорд, где он провел самые спокойные и счастливые годы своей жизни. В этом городе он основал собственную издательскую фирму, которая стала приносить неплохой доход. Сам Марк Твен в эти годы увлекся сатирой, писал длинные рассказы, высмеивая пороки американского общества.

Идея создать автобиографический роман зрела у писателя давно, и после нескольких неудачных попыток, за два года с небольшими перерывами, Марк Твен создал “Приключения Тома Сойера”. В основу романа легли детские воспоминания автора. Но самым значительным вкладом писателя в литературу считается роман ” Приключения Гекльберри Финна”. Некоторые критики называют это произведение вершиной американского литературного искусства, настолько живо и ярко были прописаны характеры персонажей романа.

Всю жизнь Марк Твен интересовался средневековьем, его волновали некоторые вопросы и проблемы тех годов. В 1882 году увидела свет повесть писателя “Принц и нищий”, где Твен с большим задором и апломбом отрицает мир социального неравенства. А в 1889 году был издан еще один исторический роман “Янки при дворе короля Артура”, на каждой странице которого было достаточно острой иронии и сатиры.

Марк Твен был лично знаком с Никола Тесла, его живой ум интересовали научные достижения современности. Они часто проводили в лаборатории Тесла опыты и эксперименты. Некоторые технические подробности в его романах, например, о перемещении во времени, появились именно благодаря тесному общению с Николой Тесла.

Также современники писателя отмечали его пристрастие к курению трубки. По словам многих, часто в кабинете Твена стоял такой насыщенный табачный дым, что в нем, как в тумане, ничего нельзя было разглядеть.

В 1904 году внезапно умерла Оливия, горячо любимая жена Твена. Еще в юности, неудачно упав на льду, она стала инвалидом, и с возрастом ее состояние только ухудшалось. Писатель очень тяжело пережил утрату супруги, его физическое и психическое здоровье пошатнулось. Ему не хотелось жить без его обожаемой Оливии. После смерти жены Марк Твен полностью прекратил общение с женским полом хотя были претендентки на его сердце, но он остался верен супруге. Кроме того, трагически погибли трое его детей. Все эти печальные события привели к тому, что у писателя началась тяжелая депрессия. Произведения, изданные в конце жизни, немного отличались по жанру от предыдущих, в них была заметна ядовитая ирония и даже сарказм либо, наоборот, горечь и усталость. Финансовое положение Марка Твена тоже ухудшилось - потерпела крах его издательская компания, в которую он вложил большую часть своих средств.

Одно из самых известных и читаемых произведений Марка Твена Одно из самых известных и читаемых произведений Марка Твена - приключения двух бедного мальчика и принца, которые на время поменялись своими ролями.

В образе Гека в своей книге Марк Твен постарался передать образ беззаботного и благородного мальчишки, чье низкое социальное положение никак не мешает ему радоваться жизни.

Некоторые произведения писателя так и не увидели свет, многие рукописи отклонялись из-за их резкого содержания. Так, например, Твен любил писать всякие эссе и стихи с эротическим уклоном, но распространялись такие творения только в узком кругу близких лиц. Самой известной работой в этом жанре является эссе “1601 год: беседы у камина”, речь в котором идет о самой английской королеве и ее подданных.

Конец жизненного пути
Марк Твен ушел из жизни в апреле 1910 года, скончавшись от стенокардии. Незадолго до смерти, он сам себе предсказал, что жить ему осталось год.

В городе Ганнибал до сих пор сохранился тот дом, в котором рос маленький Сэмюэл, те пещеры, которые он тщательно исследовал вместе со своими друзьями, эти места стали популярными для туристов города. Дом, в котором он прожил 20 лет в Хартфорде, теперь музей имени Марка Твена, и назван в Америке национальным достоянием истории страны.


Top