Аргументы на тему героизма обычные люди егэ. Аргументы проблемы мужества, отваги и героизма для сочинения егэ по русскому языку

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– М. Горький, «Старуха Изергиль»
– Э. Асадов, «Неприметные герои»

Человек, обладающий набором таких качеств, как отвага, смелость, благородство и решительность, может считаться настоящим героем, если он способен пожертвовать собой ради другого человека, целого народа или благородной идеи. Есть множество исторических примеров, когда сильные телом и духом люди совершали бессмертные подвиги. Но место геройству есть и в наше время. Оно в благородстве натуры, в сохранении чести и достоинства при любых обстоятельствах, в верности своим убеждениям и принципам. Люди, не опускающиеся до предательства и измены даже в опасной ситуации, могут считаться настоящими героями.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» главная героиня Изергиль рассказывает легенду о невероятно храбром юноше Данко. Его племя загнали в глубь непроходимого леса завоеватели, что обрекло их на гибель. Болота и жуткий смрад вынуждали людей сдаться в рабство своим врагам, но Данко остановил не допустил этого.

Он повел их через дремучую растительность, хотя путь был слишком тяжелым. С каждым днем люди становились все слабее, и гроза добила всех окончательно. Соплеменники ополчились против Данко, решили убить его. Однако сердце Данко загорелось решимостью спасти свой народ. Он разорвал свою грудь, вытащил сердце, высоко поднял и повел людей сквозь лес. Словно факел, освещало путь сердце смелого юноши. Вдруг деревья кончились, лес остался позади, а перед людьми предстала широкая степь. Люди начали радоваться и веселиться, а спасший всех герой упал замертво. Никто этого не заметил, подвиг героя остался в тени.

Стихотворение «Неприметные герои» Эдуард Асадов начинает с темы разности поколений, которая является ключевой во многих спорах в обществе. Героизм считается явлением прошлого века, на который современная молодежь не способна. Поэт упоминает о войне и тех подвигах, что совершались на её поле. В мирное же время не видится перспективы проявить себя, ведь всякого рода бедствия случаются не всегда. Автор этому очень рад, хотя ему по душе желание людей совершать достойные поступки. Ему кажутся нелепыми споры, касающиеся различий между поколениями, ведь значимость и тех и других равна.

Асадов утверждает, что люди со стойким характером не пропали, а подвиги совершаются и по сей день. Он приводит в пример схватку выпившей вооруженной компании и мужественного парня, противостоявшего им. Поэт сравнивает столь неравную драку с военной атакой, а одинокого молодого парня с солдатом, по мужеству которому он не уступает.

Эдуард Аркадьевич говорит о том, что существует множество видов геройства, одним из которых является готовность на совершение благородного поступка. Далее он приводит отрывок из письма. Читатель поэта Слава Комаровский предлагает помощь: он хочет пожертвовать своим зрением ради Эдуарда Асадова.

Знаменитый поэт не понаслышке знает, что такое война и геройство. Он ушел воевать добровольцем, но бой в 1944-м году стал для писателя роковым. Когда его батарея была полностью уничтожена, Эдуард Аркадьевич поехал на машине в соседнюю часть по обстреливаемой местности, чтобы доставить запас боеприпасов. Этот отчаянный смелый поступок стоил писателю зрения. Рядом с машиной разорвался снаряд и смертельно ранил молодого героя, но он все же сумел довезти припасы. Сменив множество госпиталей, писатель сумел выиграть битву со смертью, но свет у него все же отобрали.

В письме девятнадцатилетний Слава Комаровский восхищается творениями писателя и хочет вернуть ему зрение ценой своей жертвы. Он утверждает, что будет счастлив, если снова вернет поэту свет. Юноша не хочет слышать отказа на свое предложение, ведь если Эдуард Асадов согласится, то принесет в мир множество шедевров. Настрой парня вызывает бесконечное уважение, его решение взвешенное и окончательное. «Пишите. Буду тотчас, как солдат.»

По окончании письма мы узнаем, что оно не единственное: с таким же предложением Эдуарду пишут и другие читатели. Несмотря на то, что поэт никогда не согласится на их предложения, его переполняют чувства, гордость за достойное поколение и их благородные побуждения.

Подводя итог, стоит сказать, что понятие героизма намного шире, чем мы привыкли считать. Места его проявления не только война или стихийные бедствия, порой герои живут среди нас. Совершая благородные поступки, они скромно молчат в тени. Качества, которыми обладают такие люди, благородны и неизменны, к чему должен стремиться каждый человек.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема героизма: сочинение ЕГЭ ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Текст из ЕГЭ

(1)Мы - туристы. (2)Всюду суём нос. (З)Идём по узкой галерее, сворачиваем влево. (4)Попадаем в тупик. (5)С трудом выбираемся из него. (6)И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна - окно в море. (7)Квадраты лазури вправлены в ржавую решётку. (8)Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. (9)Мы молодеем, легчаем. (10)И камень вокруг нас легчает. (11)Вырастает дубрава - по-хорватски дуброва, - листья у дубов голубые, а шум их - морской.

(12)- Трах-тах-тах! (13)Бух! (14)Бух!

(15)Я оглядываюсь. (16)В узкой улочке - стайка ребят. (17)В руках деревянные ружья. (18)Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

(19)-Бах! (20)Бах! (21)Бах!

(22) Воинственная стайка приближается.

(23) Спрашиваю:

(24) - Кто такие?

(25) Отвечают:

(26) - Партизаны!

(27) Слово «партизаны» звучит по-хорватски так же, как по-русски.

(28) Киваю на мальчика с книгой:

(29)-А он?

(30) Отвечают:

(31) - Учитель истории.

(32) Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу ещё? (33)Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

(34)- Мы из Москвы. (35)И среди нас тоже есть учитель истории.

(36)Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается.

(37)Затерялся в лабиринте древнего Дубровника. (38)И «партизаны» тоже исчезают. (39)Улочка пустеет. (40)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Ла- пот». (41)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (42)Лапоть на берегу Адриатического моря! (43)В нескольких шагах от «Лаптя», за углом, был обнаружен маленький винный погребок. (44)Три ступеньки вниз - и солёный дух моря сразу перебивался другим духом, таинственным и терпким, исходящим от потемневших дубовых бочек. (45)Здесь хозяйничал бронзоволицый пожилой человек. (46)Он оказался бывшим партизаном. (47)Участвовал в битве на Неретве. (48)И звали его совсем по-русски - Данила. (49)Улучив момент, я спросил Данилу о таинственных «партизанах» старого Дубровника.

(50)- Ах, эти полетарцы*! - воскликнул он. (51)- Эти полетарцы всегда играют в партизан. (52)В кого же им ещё играть?

(53) - Но один из них, - заметил я, - был учителем истории.

(54) - И в Учителя истории тоже играют, - сказал Данила, и вдруг веселье в его глазах стало угасать. (55)Глаза похолодели.

(56)- Вы слышали про Крагуевац? (57)Там за одну ночь фашисты расстреляли семь тысяч мирных жителей. (58)Половина расстрелянных были школьники. (59)Там теперь стоит памятник. (60)Большая римская пятёрка из бетона. (61)Дети прозвали эту пятёрку - памятник пятому классу… (62)Так вот, там был Учитель истории.

(63)Разговоры моих спутников как-то сами по себе пошли на убыль. (64)Все стали прислушиваться к рассказу Данилы. (65)Все придвинулись к стойке, за которой он стоял, как за кафедрой.

(66)- Так вот, Учитель истории возвращался под вечер в Крагуевац. (67)И немецкое охранение задержало его. (68)То ли немцы пожалели его, то ли не хотели с ним возиться. (69)Но ему сказали: (70)«Уноси ноги. (71)Там тебе будет нехорошо!» (72) - «Там мои ученики!» - возразил учитель. (73)«Их скоро не будет. (74)Ни одного! (75)Уходи!» (76)Упрямый учитель продолжал стоять на своём: (77)«Я учил их. (78)Я должен быть с ними!» (79)Он так надоел немцам, что они решили: чёрт с ним, если ему хочется умереть, пусть идёт!

(80)Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. (81)А там уже сгоняли людей в колонну. (82)И кричали: (83)«Шнеллер, шнеллер!» (84)И слышался плач детей. (85)Он был учителем в пятом классе. (86)Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников, и они построились парами, как строились, когда шли на урок. (87)И к этому пятому классу пристроилось ещё много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно.

(88)«Дети,- сказал учитель, - я учил вас истории. (89)Я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. (90)Теперь пришёл наш черёд. (91)Не плачьте! (92)Поднимите голову выше! (93)Идёмте! (94)Начинается ваш последний урок истории». (95)И пятый класс пошёл за своим учителем…

(96) Мне захотелось немедленно отправиться в город-крепость, где сейчас тускло горели фонари, висящие на цепях, и ставни были закрыты. (97)Мне хотелось отыскать знакомый «партизанский отряд» и поговорить с «Учителем истории». (98)Он был необходим отряду, как подрывник, автоматчик, гранатомётчик. (99) Без него война не война. (100)Но, вероятно, в этот час маленький «Учитель истории» спал вместе с остальными «бойцами», отправленными мамами в постель.

(По Ю. Яковлеву)

Вступление

Каждый из нас хоть раз в жизни стоял на перепутье – сомневался, колебался, взвешивал, принимал решение, делал выбор. В общем-то, вся наша жизнь состоит из необходимости выбирать, даже в мелочах.

Мы решаем, учиться ли нам старательно или немного лениться, быть ответственными в жизни и в работе или позволять себе легкомыслие. Мы выбираем, какими людьми станем, насколько будем заботиться о всеобщем благополучии, насколько сможем пожертвовать собой ради других.

Проблема

Ю. Яковлев в тексте затрагивает животрепещущую проблему жизненного выбора человека, волевые решения которого сопоставимы с подвигом. Не каждый способен на такое, и далеко не каждый поймет величие души людей, которые подчиняясь только своим внутренним убеждениям, добровольно жертвуют не только личным благополучием, но и собственной жизнью.

Комментарий

В начале текста мы видим, как отряд русских туристов бродит по узким улочкам небольшого хорватского городка. После встречи с группой мальчишек, играющих в партизан и «Учителя истории», туристы узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны в ближайшем селении Крагуевац произошла настоящая трагедия. Семь тысяч человек были расстреляны фашистскими войсками за одну ночь, около половины расстрелянных были детьми школьного возраста.

Историю эту поведал путешественникам местный седой старик с русским именем Данила. Он рассказал о том, что немцы оцепили село и никого уже не пускали, даже школьного учителя истории, который возвращался домой под вечер. Несмотря на то, что его предупредили о предстоящем расстреле, о том, что своих учеников он больше никогда не увидит, учитель не оставлял попыток оказаться рядом со своими воспитанниками.

Он просил, он умолял, чтобы ему позволили разделить участь своих учеников. Фашисты уступили. Учитель бежал, боясь опоздать. Он отыскал свой пятый класс, построил детей парами. К ним присоединились и другие ученики, потому что так им было менее страшно.

Преподаватель попросил детей не плакать, он сказал им, что настало время им всем вместе умереть за родину, что это будет их последним уроком истории. И дети были послушны…

Впоследствии погибшим детям был поставлен памятник в виде большой римской пятерки.

Авторская позиция

Автор убежден, что такие люди как «Учитель истории», нужны были родине не меньше чем подрывники, автоматчики или гранатометчики. Для него, да и для всех учитель был главным действующим лицом, без которого смерть маленьких, ни в чем не повинных детей потеряла бы всякий смысл.

Своя позиция

Меня поразил этот текст, поступок школьного учителя. Нереальным, недопустимым кажется сам факт расстрела учеников, которые должны были отдать свою невинную жизнь из-за прихоти взрослых, борющихся за власть. Кем стал учитель для погибших детей? Понимая, что казнь неизбежна, он сумел хоть как-то успокоить сжавшиеся от ужаса сердца своих учеников, помог им осмыслить свою бессмысленную гибель, повел их за собой.

Многие ли способны на такое? Ради облегчения последних минут вверенных ему людей, положить на алтарь собственную судьбу? Думаю, не многие. Людей с такой жизненной позицией единицы. Они – настоящие герои, они наполняют нашу жизнь смыслом.

Что было бы, если бы учитель бросил своих подопечных? Он не смог бы простить себя, просто не смог бы жить дальше.

Аргумент №1

Из литературы вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который вырвал свое горящее сердце, чтобы привести обезумевшую толпу к свету. О чем он думал? Что заставило его обречь себя на гибель? Благодарность своего народа? Он не получил ее. Вместо этого какой-то осторожный человек растоптал его сердце, чтобы никто и не вспомнил о подвиге молодого человека.

Он просто не мог поступить по-другому, не мог позволить себе проявить слабость, малодушие, неуверенность в себе и в лучшем будущем для своего народа.

Аргумент №2

Только с одним образом я могу в полной мере сопоставить образ «Учителя истории» из очерка Ю. Яковлева – это библейский образ Христа. Иисус Христос также ради спасения человечества – детей своих, пошел на распятие. И для него это не было подвигом, как и для школьного учителя его поступок. Этот путь они избрали как само собой разумеющееся, только потому, что некая сила внутри их существа не могла позволить им поступить иначе. Только потому, что это был их жизненный выбор.

Заключение

Свой жизненный выбор рано или поздно сделает каждый из нас. Другой вопрос – будет ли он связан с подвигом спасения, созидания, или же мы окажемся на стороне разрушителей. Жизнь – сложный процесс, и только от нас зависит, какую роль мы будем в ней играть.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Днём и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками - на них иногда переправляли раненых.



Сочинение

В тяжелые военные времена, когда голод и смерть становятся постоянными спутниками, не каждому дано сохранить в себе способность жертвовать собой во благо Родины. В данном тексте В.М. Богомолов предлагает нам задуматься над проблемой героизма.

Обращаясь к этой проблеме, автор приводит в пример историю «героического рейса», который во времена Великой Отечественной войны смог сквозь обстрелы и взрывы доставить боеприпасы на другой берег. Писатель делает акцент на невзрачности «пароходика», перевозящего баржу с коробками, и на невнушительность самого экипажа, состоящего из трех человек. Однако все это было лишь первым впечатлением. Позже В.М. Богомолов указывает нам на несокрушимость «старого волгаря», совершенно не испугавшегося обстрела, и на самопожертвование Ирины и бойцов, которые сквозь дым, огонь и риск в любой момент взлететь на воздух спасали коробки от огня. Автор подводит нас к мысли о невероятной силе духа всего экипажа, готового жертвовать своей жизнью ради сохранения боеприпасов и дальнейшей победы своего Отечества в войне.

Автор считает, что героизм – это чувство долга перед своим народом и своим Отечеством. Бескорыстно защищая Родину во время войны, бойцы движимы именно героизмом, острой потребностью любыми способами помочь своей отчизне.

Я полностью согласна с мнением советского писателя и тоже считаю, что чувство патриотизма, чувство долга перед отечеством способно заставить человека вопреки любым трудностям совершать героические поступки.

Проявление истинного героизма мы можем наблюдать в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе этого произведения лежат реальные факты из биографии летчика-истребителя Алексея Маресьева, который, будучи сбитым в бою над оккупированной территорией, с поврежденными ступнями, но не со сломленным духом, долгое время пробирался сквозь лес и попадает к партизанам. И позже, потеряв обе ноги, герой, движимый желанием как можно больше сделать для своей страны, снова садится за штурвал и пополняет копилку воздушных побед Советского Союза.

Проблема героизма и мужества раскрывается также в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей соколов, потерявший всю свою семью, все же был способен из последних сил отдавать долг родине. Он до последнего был военным шофером, а когда попал в плен, ни на миг не смутился перед Миллером, не испугался смерти и показал ему всю мощь русского характера. Позже Соколов сбежал из плена и, и даже будучи жутко изможденным и истерзанным, по-прежнему был полон готовности жертвовать собой ради победы.

Таким образом, можно сделать вывод, что во всепоглощающих, всеразрушающих условиях войны самый простой человек, наделенный лишь глубоким чувством любви к Родине и искренним желанием помочь, может показать себя истинным героем.

В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что жители Крагуеваца погибают, среди которых были и его ученики, он решил быть с детьми в их предсмертный час, чтобы им не так было страшно и смягчить картину ужаса, которая

развертывалась перед ними: “Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах.

Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников. И к этому пятому классу пристроились еще много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно”.

А также писатель показывает мужественность, бесстрашие и самоотверженность учителя, его любовь к детям, как он воодушевил их, преподав им свой последний урок: “”Дети, – сказал учитель, – я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Идемте! Начинается ваш последний урок истории”. И пятый

класс пошел за своим учителем”.

Авторская позиция ясна: Ю. Я. Яковлев считает, что под подвигом можно понимать не только спасение жизни других людей, но и помощь в предсмертный час, например, стать примером для подражания и поддержкой, особенно если для этого придется пожертвовать своей жизнью.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Соня Мармеладова жертвует собой, живя по “желтому билету”, чтобы прокормить больную чахоткой мачеху, ее малолетних детей и своего отца-пьяницу. Соня помогает Раскольникову превозмочь себя, делит его участь, отправляясь вслед за ним на каторгу. На протяжении всего романа Соня совершает неоднократные подвиги, пытаясь спасти и спасая жизни дорогих и близких для нее людей, что характеризует ее как высоконравственную личность, сильную духом.

Другим примером может служить рассказ Максима Горького “Старуха Изергиль”, в частности, легенда о Данко, которую рассказывает старуха Изергиль. Данко, чтобы доказать свою любовь к людям, разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел, тем самым вывел людей из темного леса. Данко – это воплощение бескорыстной, возвышенной и жертвенной любви к людям, он совершил подвиг, пожертвовав собой ради их спасения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: под подвигом понимается не только спасение жизни других, но и помощь, самопожертвование.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В центре нашего внимания произведение Владимировича Богомолова, русского писателя, в котором описана проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. В тексте автор рассказывает о подвиге...
  2. Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”. Самолет-истребитель Алексея Мересьева был сбит. Контуженный и раненый, герой смог выжить и выползти из леса к своим. После ампутации...
  3. 1. Данко как идеальный герой. 2. Цель Данко. 3. Противопоставление героя и толпы. В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей...
  4. “В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен...
  5. Ларра и Данко – образы, представляющие два типа ро­мантического персонажа: антигероя и героя. Эгоизм и гор­дыня сына орла и земной женщины не приносят Ларре счастья....
  6. Есть ли место героизму в мирное время? Об этой серьезной проблеме рассуждает ———в данном тексте. Автор говорит о том, что ——–.Иногда в условиях мирной жизни...
  7. В жизни… всегда есть место подвигам. М. Горький Первые произведения М. Горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей,...
  8. Писатель и журналист Е. Г. Кригер в своем повествовании обращается к проблеме героизма советских людей, которым довелось восстанавливать промышленность в период войны. Автор показывает тружеников...
  9. Мир романтических произведений раннего периода творчества М. Горького. Описание событий в романах и других произведениях раннего М. Горького, романтический период, отличается от общепринятого понимания этой...
  10. Творческая деятельность Михаила Шолохова тесно связана с судьбой русского народа. Сам писатель оценивал свое произведение “Судьба человека” как первый шаг на пути к созданию целой...

.
Проблема подвига, героизма и самоотверженности (Аргументы ЕГЭ)

Top