Беда от нежного сердца краткое содержание. Беда от нежного сердца! «Безумный влюбленный» обручился с невестой прямо на сцене

Мне нравятся маленькие театры на окраинах большого города. Похожие на измокших под ливнем щенков, они прижимаются к высоткам или ютятся в подвалах. Греются, ждут счастливых и солнечных дней. Но поднимается занавес, как радуга в небо всходит, и маленький театр так же радуется жизни, как и большие, «законные» театры. А главное, так же радует зрителя.

В Москве огромное количество театров - около ста пятидесяти. Большинство из них расположилось ближе к центру, и они на слуху, о них говорят и пишут, телевидение снимает сюжеты. О маленьких театрах говорят меньше. Поэтому мне бы хотелось иногда, наряду с разговорами о моих любимых больших академических театрах, Малом или Моссовета, писать о таких своеобразных и весьма достойных, как, Театр Камбуровой, Театр.doc или Театр на Юго-Западе. Или о совсем неизвестных, вроде театра «Откровение», о котором я сегодня и хочу рассказать.

Маленький театр на окраине, возможно, имеет больше прав называться театром. И вот почему. Мы все помним уже ставшее бессмысленным от частого повторения выражение «Театр начинается с вешалки». Но я бы переделал его - театр начинается, как минимум, с дороги. То есть ещё в пути мы настраиваем на особый лад своё сердце. И чем дальше ехать, тем дольше ожидание и слаще предвкушение.

Театр «Откровение» находится в Коньково в нескольких километрах от моего дома. И я решил пройтись пешком, воображая, что иду из деревни Черёмушки в соседнюю деревню Коньково на артистов посмотреть. В некотором роде театрализовав уже сам путь к театру. Тем более что спектакль, который в тот день шёл на сцене (кстати, культурный центр, где обосновалась труппа, так же называется - «Сцена») - водевиль из жизни девятнадцатого века: пьеса Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца».

Пьеса поставлена в классической манере - легко, как и подобает водевилю, с куплетами и танцами. Актеры играют гиперболизировано, но не вычурно. Весело и радостно. Так что, несмотря на отметку «14+», я бы рекомендовал постановку и детям. Вообще, мне думается, что у хорошего спектакля, как у музыки, не должно быть возрастных ограничений. Потому что хороший спектакль, если даже он «взрослый» и не понятен юному зрителю, запав в душу ребенка, может утаиться в ней и спустя годы взойти.

Сюжет пьесы «Беда от нежного сердца» не так известен, как, к примеру, сюжеты других подобных водевилей - «Соломенная шляпка» или «Лев Гурыч Синичкин». Поэтому давайте я вкратце перескажу.

Это в больших театрах могут себе позволить рваные джинсы на балах или переиначивание сюжетов: у них всё равно есть свой постоянный зритель

В дом петербургской помещицы Бояркиной (её играет актриса Елена Сортова) из Томбова вместе с сыном Александром приезжает старый её знакомый Василий Золотников, богатый откупщик (актер Алексей Тимошин). Когда-то они были влюблены друг в друга, но расстались и с тех пор не виделись уже «тридцать лет и три года». И вот Василий Петрович привез сына в столицу, чтобы женить его на дочери своей знакомой. Но «сердце у сына такое нежное, только юбку увидит, так и растает; что день, то влюблен». Эту характеристику, данную отцом, Александр оправдывает. Влюбляется в каждую новую девушку, которая появляется по ходу пьесы: в дочь Бояркиной, в её подругу, приехавшую погостить к ней и в её двоюродную сестрицу, бедную девушку-сироту, которую «держат из милости». Актер Павел Наркунас играет совершенного Хлестакова, но находящегося под опекой отца.

Вконец всё запутывается, потому что Александр всем делает предложение. Бедная сирота Настенька ему отказывает из-за его миллионов, а две богатые невесты как раз этими миллионами и соблазняются. Начинается комедия. Тогда Золотников-старший идет на хитрость - объявляет, что он банкрот.

Две мужские роли, на мой взгляд, получились очень яркие. Оба актера (и Тимошин, и Наркунас) симпатично дурачатся на сцене, как и положено в водевиле, но каждый - по-своему. А женские роли, мне показалось, местами повторяли друг друга. Но, возможно, дело во времени, когда каждая дама копировала другую. («Да у кого и перенимать, как не у вашей Машеньки? Вот примерная девица»).

Роль Настеньки, сироты, получилась серенькой, но не по вине актрисы (Анастасии Фроловой) и не по вине режиссера (Дарьи Ананьевой) - просто этих «правильных» барышень девятнадцатого века никак по-другому не сыграешь и не поставишь. Я вдруг подумал, что любопытно было бы представить её серьёзным персонажем из иного мира, случайно оказавшимся в дурашливом водевиле. Но то была бы другая постановка, возможно, с другими декорациями и костюмами. А эта - тем и хороша, что даёт нам возможность окунуться в мир водевиля позапрошлого века. И не подчеркивает параллели с современными реалиями в ущерб атмосфере той эпохи.

Это в больших театрах могут себе позволить рваные джинсы на балах или переиначивание сюжетов: у них всё равно есть свой постоянный зритель. А маленькие театры бережнее относятся к сюжету и слову, к правде жизни и правде вымысла.

В Еврейском культурном центре «Beit Grand» на Нежинской в День Святого Валентина состоялась премьера театра «Тур де форс» — водевиль «Безумный влюбленный» по пьесе графа Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца».

День влюбленных - самое время забыть о социальных проблемах и окунуться в океан нежных чувств, поэтому зал был полон, и немалую долю зрителей составляли парочки — женато-замужние и пока только присматривающиеся к такой перспективе. Собственно, и сам театр «Тур де форс» (в переводе с французского — «толчок к движению», «выходка», «демонстрация силы») является коллективом молодежным, студией с постоянно обновляющимся составом участников. Этот театр молод — как-никак, ровесник независимости Украины и некоторых своих актеров. На этот раз на сцену вышли ребята, которые занимаются в студии театра по 2-3 года.

Режиссер спектакля и бессменный руководитель театра «Тур де форс» Наталья Князева перед началом рассказала:

«Сегодня мы хотим говорить с публикой о любви. Все наши спектакли только о любви, мы покажем вам, какой была любовь в девятнадцатом веке, может быть, совсем другой, а может быть, и совершенно такой же!

Граф Владимир Александрович Соллогуб (1814-1882) - известный русский писатель, автор «светских» повестей, очерков, воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе и - водевилей. Этот жанр в первой половине XIX века был самым любимым в России. Граф Соллогуб по праву занимал одно из первых мест в списке авторов, а «Беда от нежного сердца» (или «Безумный влюбленный») — наиболее известный его водевиль, в первый раз был поставлен на сцене в 1850 году. Мастер анекдотического сюжета, блестяще знающий законы жанра, он увлекательно развивает интригу, и то едко, то с лёгкой усмешкой высмеивает человеческие пороки и слабости. Но в финале у него всегда побеждают добродетель и справедливость. В старинной пьесе «Беда от нежного сердца» затронуты извечные темы любви и денег, отношений мужчины и женщины, матери и дочери, отца и сына. Эти темы никогда не перестанут быть актуальными. Костюмы из позапрошлого столетия, турнюры, прически, похожие на скворечники… Но почему же так до боли знакомы ситуации и диалоги? Содержание пьесы актуально и по сей день: и в наши дни хватает чувствительных, обеспеченных папенькой, маменькиных сыночков, сметливых барышень с цепкими коготками, и жадными до чужого богатства мамашками. Но есть и люди чести, ценящие, прежде всего, нравственные качества человека, а уж потом состояние его банковского счета. И в этом смысле водевиль, конечно, является современным. В этой пьесе гармонично соединяются легкость водевиля и злободневность противостояния бескорыстия и жадности, хитрости и благородства, лицемерия и открытости».

Но вот начинается представление. В предрассветном сумраке на фоне плюшевых портьер по сцене мечутся обитатели дома в неглиже - дамочки в чепчиках, господинчик в халате (у всех, независимо от пола, на головах накручены папильотки, ведь вечером бал, и нужно быть красивыми!). И только девушка, раздувающая самовар, одета и причесана, опрятна, привлекает строгой красотой, статью, а папильотки ей даже и ни к чему, ее роскошная коса и так хороша. Этой девушкой оказывается бедная племянница хозяйки дома Настенька (Юлия Кожухарь). Приданого у нее нет, поэтому в семье из нее сделали этакую Золушку. Над ней властвуют комичная тётушка Дарья Семёновна (Алёна Тимкова) и злобная, припадочная, бросающаяся домашней утварью её дочь Машенька (Людмила Рымарь). Чтобы вывести Машеньку из припадка, мать периодически хватает её за шиворот и резко наклоняет, затем выпрямляет. Ещё один член этого семейства - французский парикмахер, лакей и мальчик для битья в одном лице, завитой кузнечик, который безропотно получает пощёчины ото всех по очереди (ну кроме Настеньки, конечно). Играет этого живчика почти без реплик, одни междометия и ужимки, Артемий Егоров. А потом к ним ещё гости приедут из Тамбова, карикатурная дамочка Кубыркина (Сергей Базилюк, говорящий басом, создал очень колоритный образ) со своей по-своему припадочной дочуркой, любительницей гусаров Катенькой (Любовь Агрест), которой для выхода из ступора необходимы загадочные пилюльки, всегда хранящиеся в сумочке, намертво пришитой к поясу платья.

Кубыркина - это что-то, в столице таких субтропиков не было ещё во времена Соллогуба. Все, что плохо лежит, например, вазочки и стопочки серебряные, оказываются в её необъятном декольте, пить шампанское она предпочитает из огромной, как мортира, бутылки, наливая его в вёдерную пивную кружку. А рассказывая о своей светской жизни и беседах с генеральшей Ахлёбовой, дамочка сбрасывает меховую пелерину, на изнанке которой огромными буквами выведено: «Ген. Ахлёбова». В спектакле нашлось место и дуэлям на веерах, и яростным танцам на балу, и целью всему была борьба за жениха, единственного на трёх невест.

Сергей Марков в роли благородного отца-миллионщика Золотникова заставляет поверить в свой солидный возраст, персонажа все время терзает нервный тик. А припадочным его сделал сын Александр, диагноз которого - та самая «беда от нежного сердца», ведь он патологически влюбчив: «Нет! Вот положение, вот положение. Я женюсь на Катерине Ивановне, это решено; это моя священная обязанность… Но я просил руки Марьи Петровны; я взволновал ее воображение! И что за девушка Марья Петровна! Прелесть, идеал, рассудка гибель,очень и на ней хотелось бы жениться! Да вот Настенька, племянница, и на ней недурно было бы жениться… Вот положение! На трех жениться не позволят, а на одной мало! Вот оно нежное сердце! Вот оно до чего доводит! А тут батюшка с ножом пристал; ему легко было, он ведь женился на матушке, а мне-то каково? Убит, просто убит! Катенька, Настенька, Машенька; Настенька, Машенька, Катенька… Что мне делать? Погибаю во цвете лет!».

И не притворись папаш разорившимся, мы бы до сих пор сидели в театральном зале, а жених метался бы между тремя невестами. Но корыстные Машенька с Катенькой тут же дали от ворот поворот, а чистосердечная Настенька, на ходу дошивая фату, бросилась под венец, уж очень ей обаятельный молодой человек понравился. Любовь торжествует, и два миллиона, между прочим, никуда не делись.

«Конечно, графу Соллогубу и не снилась такая разудалая смелость постановочных решений, но он бы наверняка понял и принял находки режиссёра и актеров, — комментируют увиденное семейная пара Светлана и Геннадий. — Это и есть настоящий водевиль, «голос провинции», в чистом виде! Обязательно посоветуем друзьям посетить спектакль, молодые ребята играют просто здорово, особенно главный герой, трогательный до невозможности, искренний…».

«Я учусь в студии «Тур де форс» уже два года, — рассказал после спектакля исполнитель роли Александра, Евгений Зайниев. - А по жизни специальность у меня другая, я окончил Академию холода… По поводу моего героя - никогда в жизни не был богатым, но влюбчив и падок на красивую внешность я точно так же, как Александр. И точно так же, как он, я сумел увидеть за привлекательностью внешних форм внутренний мир, душевную красоту девушки. Юля Кожухарь, которая играет Настеньку, моя невеста в спектакле и в жизни, так что сегодня у нас был невероятно романтический вечер! Когда свадьба? Поживём - увидим…».

Что ж, совет да любовь! А за афишами стоит последить, чтобы не упустить возможности своими глазами увидеть это потрясающе смешное действо, где герои похожи на нас сегодняшних опять-таки до смешного.

Виолетта Скляр, специально для «Думской»
Фото: Владимир Андреев


Послушайте, ну где тут ощущение 19-го века? Да, начало спектакля(как и все начала), интересное. Дальше на сцене появляется Дмитрий Ефремов и ест яблоко. Ты, зритель, так надеешься, что появятся еще два яблочка и он ими будет жонглировать. Хотя бы немного. Но нет, яблочко (из соседнего магазина всего лишь было надкусано. Также и зрительский интерес, как яблочко, надкусили началом и потом бросили.
Главный герой - любвеобильный сын богатого откупщика, ему примерно лет 20+. Действие происходит не позднее 1850-го года. Но вот кого играет Ефремов? Нарочитого активиста-комсомольца из позабытого советского фильма 1950-го года? При этом еще и добавив в этот образ (если вообще тут можно говорить о каком-то образе) черты болвана, выразительно вычитывающего свою роль. Эта выразительность, наверное, должна быть смешна? Когда он появляется на сцене, уже начинаешь задумываться, ну когда же он уйдет оттуда? Вот он встречает в петербургском доме Катеньку, которой он в деревне под Тамбовом признавался в любви и обручился. Незаметно, чтобы он испытывал какое-то удивление от такой неожиданной встречи и не очень-то ему, видимо, приятной, с учетом того, что он с полчаса назад обещал жениться на Машеньке, а перед тем - на Настеньке. Машенька (Лилия Соловьева), конечно, играет, Понимаете, играет, а не просто выходит на сцену и совершает озвученные текстом "театральные перемещения"(это я цитирую программку спектакля). Ну она выразительно играет, но не 19-й век. Или режиссер решил, что 19-м веком не рассмешишь(хотя доводилось видеть водевили Чехова, в театре такого же формата и без осовременностей, но было весело), или такой уж текст водевиля был... Похоже, что Машенька играется ближе к современной девушке. Но нашего жениха выручает не только Машенька, но и папаша (в исполнении Владимира Воробьева).Но Воробьев, по пьесе, на сцене появляется, по пьесе, мало. Хотя и из 19-го века, но весело появляется. Но это совершенно нормальное впечатление от з.а., не хватало бы, чтобы было иначе. Настенька (А.Зыкова) тоже отыгрывает в нужных временных рамках. Но ощущение того, что эти персонажи и главный герой взяты из разных спектаклей, одни из дореволюционного водевиля, другой как будто бы играет тракториста-ударника, как его снимали, например, до войны, не покидает... Веселости решено было добавить и танцами с песенками. Танцевальных сценок 5 или 6, я, уж простите, сбился со счета. Слушайте, для полутора часов это просто много. Плюс танцы они такие, однотипные и, честно говоря, без затей, хотя и технично исполнены. Очень хорошо для студенческого капустника выпускного курса, скажем. Ну и тут неплохо, но мно-го. Лучше бы меньше, да лучше(с). Но все портит трактор.
Дал себе слово посмотреть Б.Н.С. на другой, кстати, аналогичной площадке, но которая существует недавно. Интересно, что будет.

Вот, скажите на милость, что делать молодому человеку, симпатичному, доброму, да еще мечтающему жениться?! Скорей всего вы ответите: «Найти невесту и предложить ей руку и сердце»… И будете совершенно правы. Но как поступить юноше, сердце которого буквально тает от любви при виде каждой молоденькой девушки?! Здесь и начинаются сложности: Марью Петровну, Катерину Ивановну, Настасью Павловну… всех позвал замуж незадачливый герой!

Сын богатого откупщика Александр, приехавший в Петербург, ищет невесту. Невест-то вокруг него, что называется, навалом - да как выбрать одну-единственную. А у Александра такое нежное сердце, ему нравятся сразу все девушки. А тут еще мамаша одной из невест, Дарья Семеновна Бояркина, так и обхаживает богатого жениха и его отца.

И он тоже нравится всем девушкам. Только как бы узнать - они готовы выйти замуж за него, Александра, или предпочитают его миллионное наследство. Тогда отец идет на хитрость… Вот тут-то и находится та одна-единственная.

Вот такую историю увидели зрители на сцене ДК им.Ногина 15 апреля, придя на премьеру спектакля народного музыкально-драматического театра «Поиск», режиссёр – Татьяна Санникова.

Блестящий водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца» , вот уже более 150 лет идущий на российских театральных подмостках, в очередной раз порадовал зрителей искрометным юмором, лихо закрученным сюжетом, острыми характерами персонажей, танцами и песнями.

Граф Владимир Александрович Соллогуб (1814-1882) – известный русский писатель, автор «светских» повестей, очерков, воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе и – водевилей. Этот жанр в первой половине XIX века был самым любимым в России. Граф Соллогуб по праву занимал одно из первых мест в списке авторов, а «Беда от нежного сердца» - наиболее известный его водевиль, в первый раз поставленный на сцене в 1850г. Мастер анекдотического сюжета, блестяще знающий законы жанра, он увлекательно развивает интригу, и то едко, то с лёгкой усмешкой высмеивает человеческие пороки и слабости. Но в финале у него всегда побеждают добродетель и справедливость.

Спектакль полный изящества, прелести и лукавтсва показал зрителям театр «Поиск». Жизнерадостный и остроумный, с песнями, танцами и цыганами (Ал.Глазунова, Д.Горохова, В.Пилипенко, В.Миненко) – он доставил зрителям немало приятных минут, которые они провели вместе с актёрами А.Санниковым (Александр), А.Толкачёвым (Золотников), И.Туркиной (Дарья Семёновна), А.Глазуновой (Маша), А.Толкачёвой (Настенька), Н.Пискарёвой (Кубыркина), Д.Калининой (Катя), В.Корняковым (Куафёр).

Фото Е.Марёшиной


Top