Биография. Краткая биография генриха гейне Жизнь генриха гейне

Глория Гейнор (англ. Gloria Gaynor, настоящее имя Gloria Fowles - Глория Фаулз; род. 7 сентября 1949) - американская певица в стиле диско, известная своими хитами «I Will Survive» и «Never Can Say Goodbye».

Биография

Глория родилась в Ньюарке, штат Нью-Джерси. В 1960-е годы она стала выступать с группой «Soul Satisfiers», а в 1965 году вышел её первый сольный сингл «She’ll Be Sorry/Let Me Go Baby».

Первый большой успех к ней пришёл в 1975 году с выходом диско-альбома «Never Can Say Goodbye». Этот альбом оказался очень популярным и, воспользовавшись его успехом, вскоре Глория выпустила свой второй альбом «Experience Gloria Gaynor». Но всё же самый большой успех её ждал в 1978 году, когда был выпущен альбом «Love Tracks» с синглом «I Will Survive». Песня, ставшая в некоторой степени гимном женской эмансипации, сразу же заняла первое место в «Billboard Hot 100», а в 1980 году получила премию «Грэмми», как «Лучшая диско-композиция».

В начале 1980-х годов Гейнор выпустила ещё два альбома, которые были проигнорированы в США, из-за бойкота стилю диско. В 1982 году Гейнор приняла христианство и в связи с этим заявила, что её жизнь в период исполнения диско является грешной. Тогда, в 1983 годы вышел её альбом «Gloria Gaynor», в котором она полностью отвергала диско и большинство композиций были записаны в стиле R’n’B. Даже песня «I Will Survive» была частично переписана и приобрела религиозный характер. Последним более успешным альбомом стал «I Am Gloria Gaynor» 1984 года, песня из которого, «I Am What I Am», сделала Гейнор гей-иконой. Далее, с выходом других альбомов, последовали ряд неудач и коммерческий провал.

В середине 1990-х годов Глория начала возрождать свою карьеру. Она стала появляться на телевидении в различных сериалах и шоу, включая «Элли МакБил» и «Шоу 70-х». В 1997 году была опубликована её автобиография «I Will Survive», которая в большинстве своём содержала её религиозные убеждения и сожаления о прежней грешной жизни в эпоху диско. В 2002 году, после 20-летнего перерыва Глория записала альбом «I Wish You Love», который был хорошо принят публикой.

Дискография

* 1975 - Never Can Say Goodbye
* 1975 - Experience Gloria Gaynor
* 1976 - I’ve Got You
* 1977 - Glorious
* 1978 - Park Avenue Sound
* 1978 - Love Tracks
* 1979 - I Have A Right
* 1980 - Stories
* 1981 - I Kinda Like Me
* 1983 - Gloria Gaynor
* 1984 - I Am Gloria Gaynor
* 1986 - The Power of Gloria Gaynor
* 2002 - I Wish You Love
* 2006 - The Answer

Генрих Гейне (нем. Heinrich Heine, полное имя Христиан Иоганн Генрих Гейне, нем. Christian Johann Heinrich Heine, 13 декабря 1797, Дюссельдорф, Германия) - был одним из самых известных немецких поэтов и журналистов 19-го века. Гейне был поэтом-романтиком. Он сделал повседневный язык более поэтичным, придал фельетону художественную форму и дополнил немецкий язык редкими, неизвестными до этого, стилистическими легкостью и элегантностью. Этот талантливый журналист, публицист, сатирик и полемист поистине вызывает восхищение.

Если место рождения поэта не вызывает никаких сомнений, то точная дата его рождения не может быть однозначно установлена. Все записи, которые могли бы предоставить информацию, были утеряны на протяжении последних 200 лет. В соответствии с текущим состоянием исследований, считается, что Гейне родился 13 декабря 1797 года. Он был старшим из четырех детей торговца тканями Самсона Гейне и его жены Бетти, урожденной ван Гельдерн. Будущий поэт рос в значительной степени ассимилированным, под влиянием духа Гаскалы. Гейне был отправлен на учебу в лицей Дюссельдорфа, в котором пропагандировались идеи позднего Просвещения. Именно там, будучи школьником, Генрих написал свои первые стихи. В 1814 году он остался без аттестата об окончании лицея. Следуя семейной традиции, Гейне должен был вступить в ремесленное училище для освоения коммерческой профессии с целью продолжения дел своего отца. В 1815 и 1816 годах Гейне работал на банкира Риндскопфа во Франкфурте, а затем в банке своего богатого дяди, Соломона Гейне, в Гамбурге. Гейне не имел ни склонности, ни талантов к денежно-кредитной политике, и вскоре был отправлен на работу в магазин ткани, который через короткий промежуток времени обанкротился. После этого поэт решает поступать в университет. Сначала он учится в Бонне, затем Геттингене и Берлине. В 1819 году Гейне начинает изучать право. В зимнем семестре 1820 года, он отправился в Геттингенский университет, но уже в феврале 1821 года был вынужден покинуть его. Причиной тому стала дуэль. Конфликт между Гейне и его сокурсником возник предположительно из-за еврейского происхождения поэта. После этого Гейне отправился в Берлин. Там он учился три года (1821-1823). Вскоре он вступил в контакт с литературными кругами города, и регулярно посещал салон Рахель Левин и Карла Августа Фарнгагена фон Энзе. Позже, в июле 1825 в Геттингене, Гейне получил степень доктора юридических наук. В июне он был крещен в протестантской церкви и получил христианское имя Иоганн Генрих. С тех пор его звали Генрих Гейне.

Гейне пытался несколько раз устроиться на государственную службу, в том числе профессором в Мюнхене. Но так как все эти попытки не увенчались успехом, он решил работать внештатным автором. Впервые стихи Гейне были опубликованы в декабре 1821 г. в Берлине. В 1824 году появилась коллекция из тридцати трех стихотворений. В октябре 1827 был создан томик стихов «Книга песен», который стал основой славы Гейне. В своем дальнейшем творчестве Гейне начал использовать ироничный стиль, и его стихотворения приобрели политическое содержание. Из-за этого он подвергся политическим нападениям и в 1831 году был сослан в Париж. Париж стал окончательным местом изгнания Гейне, когда его работы были запрещены в Пруссии в 1833 и в 1835 годах. Здесь он встретился со многими интересными людьми той эпохи: с социалистом-утопистом Сен-Симоном, а также другими деятелями французской и немецкой культуры, такими как Гектор Берлиоз, Людвиг Борн, Фредерик Шопен, Жорж Санд, Александр Дюма и Александр фон Гумбольдт. Космополитический город вдохновил Гейне в последующие годы к написанию эссе, политических статей, воспоминаний, стихов и прозаических произведений. В 1841 году Гейне женился на Матильде, продавщице обуви, которую он знал с 1834 года.

В феврале 1848 года Гейне перенес расстройство, которое подорвало его здоровье. Но Гейне не потерял чувства юмора и страсти. Он продолжал писать. Великий поэт умер 17 февраля 1856 года и через три дня был похоронен на кладбище Монмартр, в Париже. В 1901 году его могила была украшена мраморным бюстом, выполненным датским скульптором.

Христиан Иоганн Генрих Гейне (Christian Johann Heinrich Heine, 1797-1856) - выдающийся немецкий поэт, один из ярчайших представителей романтической эпохи, публицист и критик. Он умел написать доступно и коротко о глубоких проблемах, придав несвойственную ранее элегантность и легкость родному языку. На стихи Гейне были созданы десятки музыкальных произведений ведущими композиторами планеты.

Детство и юность

Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в немецком Дюссельдорфе в семье евреев. Его отец Самсон занимался торговлей в довольно развитой по тогдашним меркам Рейнской области, а мать Бетти была довольно образованной женщиной и увлекалась идеями Руссо.

Раннее детство поэта прошло в условиях французской оккупации, вызванной Наполеоновскими войнами. В это время из Франции в другие уголки Европы активно экспортировались либеральные идеи и принципы, которые так активно впитал в молодости Гейне. Он был благодарен французским властям за то, что они уравняли евреев в правах с другими народами.

Свое образование Генрих начал в католическом монастыре. В 13 лет он начинает учиться в лицее родного города, а в шестнадцатилетнем возрасте юноша был отдан на учебу в контору состоятельного банкира из Франкфурта. Затем молодой коммерсант постигал секреты торговли в фирме родного дяди Соломона в Гамбурге. Несмотря на такой уклон в образовании, Генриха привлекало совсем другое. Он успешно провалил доверенное дело по руководству маленькой компанией и даже не смог как надо вести бухгалтерские счета, что привело к конфликту с родственником.

При финансовой поддержке дяди он поступил в Боннский университет, откуда вскоре переехал учиться в университет Геттингена. В 1821 году Гейне переводится в Берлинский университет, где его глубоко впечатлила лекция по философии Г. Гегеля, но именно в Геттингенском университете Генрих защитит диссертацию и получит звание доктора права. Тогда же он был вынужден принять лютеранство, так как иудеям дипломы не выдавали. По этому поводу Гейне выразился с горечью: «Желаю всем ренегатам настроения, подобного моему» .

Начинающий поэт

Несчастная, неразделенная любовь к собственной кузине побудила начинающего поэта написать серию лирических стихов, напечатанных в 1817 году на страницах журнала «Гамбургский страж». В 1820 году издается сборник ранней лирики «Юношеские страдания». Во время пребывания в Берлине Гейне сумел попасть в светское общество и познакомиться со многими светилами немецкого искусства. Чтобы подзаработать, он начинает продавать свои стихотворения в газеты, но не находит особых откликов ни от простых читателей, ни от критиков. Среди прочих в это время были опубликованы «Баллада мавра», «Грозная ночь», «Минезингеры».

В 1826 году выходят в свет путевые заметки «Путешествие в Грац», принесшие автору большую известность. Вслед за ними появляется первая часть «Путевых картин», а на следующий год выходит собрание лирических произведений «Книга песен». Она по праву завоевала любовь читателей своей богатой палитрой человеческих чувств и романтической взволнованностью. Герой произведения - молодой человек, очень эмоционально и одновременно трагично воспринимающий окружающую действительность.

«Книга песен» состоит из 4-х разделов, самый романтичный из которых первый - «Юношеские страдания». Второй раздел «Лирическое интермеццо» наполнен узнаваемой для поэта светлой печалью. Некоторые произведения из него хорошо знакомы российскому читателю, благодаря переводам М. Ю. Лермонтова.

В 1826-1831 годы Гейне работает над серией художественных очерков под названием «Подорожные картины», в которых автор предстает как заинтересованный наблюдатель, откровенно делящийся со своей публикой мнением о различных сторонах жизни Германии.

Парижский период

Июльская революция во Франции (1830), заставившая покинуть трон Карла X и вернувшая в страну Луи Орлеанского, стала триумфом народного суверенитета над божественным правом монарха. Немецкий поэт глубоко проникся принципами, которые подарили «три славных дня», и в 1831 году на волне тогда модной эмиграции переезжает в Париж. Здесь, в отличие от родины, он не испытывает цензурного гнета и может свободно заниматься творчеством. После этого в Германии он побывает всего лишь дважды - один раз навестит мать, а затем приедет по делам издательства.

В этот период творчества Гейне пишет серию статей, изданных единой книгой под названием «Французские дела». В них автор, разочаровавшись в социалистических идеях, сравнивает их с утопией. В 1834 году увидела свет книга «Для истории, религии и философии в Германии», созданная на основе его лекций. Тогда же появился поэтический сборник «Разные». В 1840 он заканчивает работу над книгой «О Берне», вызвавшей критическую реакцию у многих читателей. Неодобрение публики вызвало деление автором всех людей по степени религиозной свободы на назаритян и эллинов.

Сороковые годы XIX ознаменовались написанием одной из лучших поэм Гейне - «Германия. Зимняя сказка». Генрих очень тяжело переживал расставание с родиной, связь с которой всегда ощущал на подсознательном уровне. Его не пускали туда по политическим соображениям, и творческая натура автора откликнулась на это созданием великолепного произведения о родной стране. В коллекции работ Гейне есть еще одно блестящее стихотворение о Германии - «Силезские ткачи», которое явилось откликом на знаменитое восстание рабочих.

В 1851 году увидел свет последний стихотворный сборник «Романсеро». В него вошли произведения, написанные в период тяжелой болезни. Неудивительно, что многие из них проникнуты глубоким пессимизмом и трагизмом. Сборник состоит из трех книг. В первой автор возвращается к жанру баллады, во второй, под названием «Ламентации», он откликается на революционные события в Европе, горько сожалея о поражении революционеров. В третьей книге поэт обращается к теме еврейского фольклора.

Личная жизнь

Генрих Гейне был женат на Крессении-Энжени-Мира, которую упорно называл Матильдой. Она имела крестьянское происхождение, в отрочестве переехав в Париж к своей тетке. На момент заключения брака она была безграмотна и совсем не умела читать, что резко диссонировало с высокообразованным Гейне. Несмотря на все усилия супруга, она до конца жизни так и осталась необразованной и совсем не понимала занятия мужа. Многие знакомые Генриха осуждали этот брак, но поэт был непреклонен.

С 1846 года Генрих тяжело заболел - паралич спинного мозга. В 1848 году он последний раз побывал на улице. Все оставшиеся годы в результате тяжелого недуга Гейне будет прикован к постели, которую в шутку называл «матрасной могилой». В это время его будут навещать много друзей, среди которых были О. де Бальзак, Ж. Санд, Р. Вагнер. Одним из хороших знакомых немецкого поэта был К. Маркс, бывший ему дальним родственником. Создатель научной теории коммунизма признавал талант Гейне и постоянно призывал его поставить на службу свободе.

До последнего вздоха Гейне не изменяло блестящее чувство юмора, поэтому во время очередного визита Маркса, когда обездвиженного поэта понесла в ванную горничная, он произнес: «Вот видите, женщины по-прежнему меня носят на руках» . Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже, его останки покоятся на кладбище Монмартр.

Глория Гейнор (настоящее имя Глория Фаулз) родилась 7 сентября 1949 в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Её семья жила бедно, но семеро детей были всегда окружены заботой и любовью.

Первое выступление Глории состоялось в составе школьного хора, девочка очень боялась выйти на сцену и только ободрительные слова её преподавателя помогли преодолеть страх.



После школы Глория мечтала поступить в педагогический колледж, но обучение стоило дорого и девушка закончила секретарские и бухгалтерские курсы, что позволило ей получить первую работу в местном универмаге Bamberger..

Певческая карьера Глории началась случайно. Как-то вечером, она вместе с братом Артуром, после вечернего сеанса кино, зашла в местный Cadillac Club.

В клубе выступала группа The Pacesetters. Менеджер клуба, хорошо знавший Глорию, договорился с руководителем группы об импровизированном выступлении девушки, которая спела песню Нэнси Уильямс "Save Your Love For Me", за что была награждена шквалом аплодисментов. В тот же вечер Глория получила предложение присоединиться к The Pacesetters.

На следующий день она пришла на первую репетицию со списком из 200 песен, которые выучила, слушая по радио. Репетиция продолжалась весь день и вечером Глория Фаулз дебютировала как профессиональная певица.

Следующий месяц группа провела в поездке по канадской провинции Онтарио и штату Нью-Джерси, после чего … распалась.

Глория снова вернулась на работу в универмаг, работая днём, она по вечерам выступала в клубах с местными и заезжими оркестрами и ансамблями, исполняя за вечер одну или две песни. Её репертуар всегда состоял из более чем 200 произведений, он всегда включал самые популярные новинки из американского Top 40, и достаточно быстро Глория приобрела большой опыт как профессиональная исполнительница и стала считаться одной из лучших певиц города.

Лучшие дня

В конце 60-х годов состоялась встреча Глории с Биллом Джонсоном, который предложил ей работу в лучшем клубе Ньюарка Orbit Lounge, в котором она стала выступать постоянно за 25 долларов в неделю (очень неплохой гонорар в то время). После одного из выступлений к Глории подошёл известный певец Джонни Нэш (Johnny Nash), который пригласил её сделать запись для его собственной компании грамзаписи Josida. Глория записала песню "She"ll Be Sorry". Джонни Нэш посоветовал Глории взять себе сценический псевдоним, причём желательно чтобы фамилия начиналась на букву G, чтобы поклонники могли называть её G.G., например Gaynor. Глория согласилась и стала с тех пор Глорией Гейнор.

Нэш организовал несколько выступлений Гейнор и других артистов Josida (Johnny Day, Sam and Bill Johnson and The Cowsills) в разных городах, но это продолжалось очень недолго, Josida закрылась до того как первый сингл Глории Гейнор успел стать хитом, и она снова осталась без работы и вернулась домой.

Дальше была встреча с Клэйвом Никерсоном и группой the Soul Satisfiers, с которой Глория гастролировала как приглашённая певица, саксофонистом группы был молодой музыкант Grover Washington Jr. - суперзвезда современного джаза.

Во время гастрольной поездки в марте 1970, Глория узнала о смерти матери - это было первое большое горе в её жизни, но далеко не последнее.

После ухода из Soul Satisfiers Клэйва Никерсона группа просуществовала некоторое время под названием The Unsilent Minority & Miss G.G., а затем Глория Гейнор и гитарист Billy McLellan отработали несколько шоу с известнейшим музыкантом Джонни Хаммондом (Johnny "Hammond" Smith).

Затем Глория пела в Нью-Йоркском клубе Wagon Wheel, в котором выступали танцоры топлесс, позже - с ансамблем дома Радио (Radio House) и где-то в конце 1971 - начале 1972 года она встретила Бенни. Бенни стал ее первым менеджером и познакомил ее с Паулем Леке предложившим ей, спустя некоторое время, контракт со звукозаписывающей компанией Columbia. Бенни также представил Глорию Норби Уолтерсу (Norby Walters), который стал ее агентом и ввёл её в группу City Life, группа стала выступать как "City Life & G.G.", позже к ним присоединились The Simon Sisters. Сёстры Сондра, Синтия и Тера работали как трио под руководством их брата Линвуда Саймона (Linwood Simon). Они согласились сопровождать Глорию как бэквокалисты под названием Simon Said. Этот проект обеспечил Глорию работой на несколько лет. Между 1972 и 1975 годом Глория, Simon Said и City Life много гастролировали и сделали себе имя на танцевальной сцене.

Пауль Леке представил Глорию Клайву Дэвису (Clive Davis), президенту Columbia Records. По предложению Клайва Глория сделала первую запись для Columbia как солистка, это был сингл "Honey Bee" который стал большим клубным хитом. Глория каждый вечер исполняла "Honey Bee" вместе с City Life, также они сделали новую версию хита Майкла Джексона "Never Can Say Goodbye", которая звучала более жизнерадостно и энергично чем оригинал.

Когда Брюс Гринберг (Bruce Greenberg) из компании MGM Records услышал "Honey Bee" он решил заполучить в своё распоряжение песню и певицу. Он связался с Columbia, и после 30-минутных переговоров Глория Гейнор стала артисткой MGM.

Глория пригласила Брюса Гринберга и специалистов MGM Records на своё выступление, где представила "Never Can Say Goodbye", так как она надеялась, что эта песня может стать её следующим синглом. Песня понравилась, но когда дело дошло до записи, была использована идея аранжировки City Life, группу же в студию не пригласили. С тех пор отношения между Глорией и City Life были испорчены на несколько лет.

В конце 1974 года MGM выпустила альбом "Never Can Say Goodbye". Он стал золотым немедленно и вошёл в историю диско как первая танцевальная нон-стоп программа (Honeybee-Never Can Say Goodbye-Reach Out, I"ll Be There).

То, что сегодня является, в общем-то, делом обыденным, тогда, в 1974 году, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Нью-йоркские ди-джеи как будто сошли с ума, без устали крутя непрерывную диско-сюиту в исполнении Гейнор.

Первая часть композиции - ремейк классической песни "Honey Bee", написанной Melvin и Mervin Steals для группы Тhе Spinners", номер два - "Never can say goodbye", также переделка старого хита в исполнении Майкла Джексона образца 1971 года и замечательный переход в еще один ремейк "Reach Out (I"ll Be There)", который ранее был известен в исполнении Four Tops. Все эти три песни, сведенные воедино, превратились в 19-минутный нон-стоп-дэнс-микс, ставший событием года на американских дискотеках.

Вторая сторона диска представляет собой типичный ритм-энд-блюз, без всякого намека на танцевальность - тем не менее, такие композиции, как "Real Good People" и "All I Need Is Your Sweet Lovin"", безусловно, достойны внимания как прекрасный образец американского соула семидесятых.

Пластинка внесёна в the World Book Encyclopedia как первая disco-запись которая транслировалась AM радиостанциями.

Без сомнения, этот альбом стал вехой в развитии диско музыки, а Глория Гейнор стала одной из главных фигур диско.

При подготовке второго альбома "Experience Gloria Gaynor" (1975), использовались те же приёмы, что и в первом альбоме. Первая сторона - танцевальный нон-стоп микс Тома Мултона (Tom Moulton) из трёх песен, продолжительностью около 19 минут, на второй стороне песни записаны как обычно - с паузами между ними. Не удивительно, что диджеи предпочитали первую сторону пластинки, которая начинается с "Casanova Brown", затем переходит в хит "If You Want It (Do It Yourself)" и интерпретацию Глории Гейнор стандарта "How High The Moon". Гейнор вдохнула новую жизнь в стандарты и продемонстрировала, что старые мелодии могут быть очень хороши как диско-хиты. Вторая сторона пластинки, скорее, предназначена для ушей, а не для ног, песни медленнее, их можно назвать балладами: "What"ll I Do" , "I"m Still Yours" и песня "Walk On By",(Burt Bacharach/Hal David) известная в записи Дайан Уорвик (Dionne Warwick).

В 1976 году готовится к выпуску третий альбом Гейнор, "I"ve Got You", который выдержан в стиле disco-soul. Снова на первой стороне записан нон-стоп микс из трёх танцевальных песен и менее клубно-ориентированные песни на второй стороне. В клубах звучали записи с первой стороны "Let"s Make A Deal", "Be Mine" и стандарт Кола Портера "I"ve Got You Under My Skin". К 1976 году этот стандарт неоднократно перезаписывался разными исполнителями, но Гейнор сделала эту песню снова интересной и "I"ve Got You Under My Skin" оказалась самым запоминающимся номером на альбоме. Вторая сторона пластинки записывалась вместе со старыми коллегами Гейнор - группой Simon Said.

За альбом "I"ve Got You" ассоциация диск-жокеев Нью-Йорка удостоила Глорию титула Королевы Диско.

1977 год принёс перемены. Фирма грамзаписи Polydor купила MGM, что стало причиной смены продюсеров. Три первые альбома для Глории Гейнор делала команда Meco Monardo/Tony Bongiovi/Jay Ellis, четвёртый альбом "Glorious" записывался под руководством диско-асса Грега Даймонда (Gregg Diamond) и гитариста Джо Бэка (Joe Beck).

Несмотря на то, что Даймонд и Бэк осуществили несколько удачных музыкальных проектов, они не сделали для Гейнор ничего особенно интересного. Они отказались от танцевального микса на первой стороне альбома, и программа диска была составлена как сборник различных по темпу танцевальных и лирических композиций. "Glorious" - неплохой альбом, но он слабее предыдущих пластинок Гейнор. Только одна песня "Most Of All" действительно не уступает ранним работам Глории Гейнор, таким как "Casanova Brown" и "Honey Bee".

В этом же году Глория подписала контракт с новым менеджером Линвудом Саймоном.

Контора Линвуда Саймона располагалась на Park Avenue и Глория, отношения которой с Линвудом переросли чисто рабочие, назвала свой альбом 1978 года "Gloria Gaynor"s Park Avenue Sound". Альбом записан под влиянием Филадельфийского ритм энд блюза (Philadelphia R&B). Один из лучших номеров - классический стандарт Marvin Gaye/Tammi Terrell "You"re All I Need To Get By", записан на стыке звучания disco и Motown.

В записи принимала участие группа City Life, но в целом альбом оказался менее успешным, чем ожидалось.

12 марта 1978 года во время концерта в Beacon Theatre Глория упала и серьёзно повредила спину. Она провела две недели в больнице, но 15 апреля снова оказалась в госпитале. Потребовалась хирургическая операция и Глорию выписали только 3 июля. Именно в этот день состоялось грандиозное шоу the International Billboard Disco Convention.

Глорию Гейнор в инвалидном кресле привезли в концертный зал.

Этот вечер был триумфальным для Донны Саммер, которая, в этом году была удостоена титула Королевы Диско. Донна прервала своё выступление и обратилась к публике, сказав, что в зале находится Глория Гейнор - Первая Леди Диско! Весь зал поднялся и наградил Глорию и Донну овацией. Это была победа Донны, но она своим жестом показала насколько ценит и уважает вклад Глории Гейнор в музыку DISCO.

При подготовке нового альбома в конце 1978 года Глорию попросили записать песню "Substitute", которая была хитом в Великобритании в исполнении группы Clout, руководство Polydor хотело выпустить её на американский рынок. В качестве продюсера был приглашён Фредди Перрен (Freddy Perren), с условием, что на второй стороне сингла будет выпущена его песня. Дино Фекарис (Dino Fekaris), показавший Глории Гейнор новую песню, забыл лист с текстом и записал по памяти слова на каком-то старом конверте. Когда Глория прочитала текст, она поняла, что может получиться хит - это была "I Will Survive".

Как и планировалось, новый сингл был выпущен с "Substitute" на первой стороне и "I Will Survive" на второй стороне 12" диска. Когда демо-копия оказался в руках Ричи Какзора (Richie Kaczor), ди-джея клуба Studio 54, ему понравилась именно "I Will Survive", которая стала постоянно звучать в клубе.

Песня стала модной, и к ноябрю 1978 года сингл "перевернулся" - Polydor переиздаёт "I Will Survive" как A-side, с "Substitute" на B-side. "I Will Survive" дебютировала в списках журнала Billboard на 87 месте и, спустя 2 недели, сместив хит Рода Стюарта "Do Ya Think I"m Sexy", 10 марта 1979 года возглавила хит-парад.

Через три недели на первое место вышла песня Bee Gees "Tragedy", но "I Will Survive" в течение короткого времени возглавила списки популярности практически по всему миру, во всех странах, в которых продавался сингл.

Альбом "Love Tracks", вышедший в 1979 году, оказался самой сильной пластинкой Глории Гейнор со времён "Never Can Say Goodbye". "I Will Survive", один из самых знаменитых гимнов диско-эры, сделал этот диск лидером 1979 года, было продано около 14 миллионов копий. На пластинке было ещё несколько отличных номеров: от клубного хита "Anybody Wanna Party?" до соул баллады "Please Be There" и запоминающаяся кавер-версия хита Little Anthony & the Imperials" "Goin" Out Of My Head".

Альбом "Love Tracks" принёс Глории Гейнор премию Grammy за лучшую Диско-запись. Спустя 25 лет "I Will Survive" всё еще хит, она была перезаписана много раз множеством исполнителей и, в первую очередь, самой Глорией Гейнор. В 2000 году эксперты влиятельного музыкального канала VH1 поставили "I Will Survive" на первое место в списке лучших танцевальных песен ХХ столетия.

В 1979 году, чтобы закрепить достигнутый успех, был выпущен ещё один альбом "I Have A Right" с хитом "Let Me Know I Have A Right", на диске было ещё несколько отличных песен: "Midnight Rocker", "Don"t Stop Us" и, ремейк Stephen Sondheim/Leonard Bernstain "Tonight" из мюзикла Westside Story, котрый Гейнор превратила в настоящий диско-шедевр.

В конце года Глория Гейнор дала шесть аншлаговых концертов в престижнейшем лондонском зале Palladium.

Огромный успех принёс Глории Гейнор и очень большие деньги, она стала самой востребованной исполнительницей танцевальной музыки конца 70-х. Но у всего этого была и оборотная сторона - её поглотила фривольная атмосфера диско-клубов: марихуана, кокаин, алкоголь - всё это поставило под удар карьеру, и даже саму жизнь диско-дивы.

В 1980 году выходит альбом "Stories", давший единственный успешный сингл "Ain"t No Bigger Fool", тоже самое повторилось и со следующим альбомом "I Kinda Like Me" (1991) - более или менее успешный 12" сингл "Let"s Mend What"s Been Broken". Клубная музыка развивалась, но Гейнор не успевала за тенденциями, у неё были серьёзные личные проблемы. По словам самой Глории, между 1979 и 1982 годом она балансировала между наркотиками и верой в Бога, но она очистилась от всякой скверны и стала на Божественную стезю, и с тех пор не перестаёт напоминать своим слушателям, что всегда есть путь к спасению с помощью Господа…

Альбом 1982 года "Gloria Gaynor" стал последней работой Глории Гейнор для Polydor, пластинка практически провалилась в Штатах, не спас даже патриотический гимн "America", выпущенный на сингле.

Америка в начале 80-х уже слушала другую музыку и у неё были новые герои.

Менеджер Глории Гейнор, Линвуд Саймоном, к тому времени ставший её мужем, решает, что имеет смысл попытать счастья в Европе, где Глорию помнят и любят её песни.

В 1983 году Глория и Линвуд подписывают контракт с британским звукозаписывающим лейблом Chrysalis и в следующем году выходит альбом "I Am Gloria Gaynor". Первый сингл с нового альбома, песня "I Am What I Am" стала главным хитом Глории Гейнор восьмидесятых годов, в песне есть такие строчки: "Я - это я, и мне не нужны ни похвала, ни жалость. Я стучу в свой барабан - кто-то говорит, что это просто шум, а мне он кажется музыкой. Да, мне нравятся браслеты и безделушки. Ну и что? Посмотри на это с другой стороны. Запомни: твоя жизнь - притворство до тех пор, пока ты не крикнешь: "Я - это я!" Оставайся собой". Этому кредо Глория верна и по сей день.

Следующей работой, получившей европейскую известность, стала клубная версия песни французской группы Space 1978 года "Му Love Is Music", продюсировал сингл Дидье Маруани (Didier Marouani).

Глория Гейнор не раз доказывала, что она мастерски исполняет песни других исполнителей, находя в них новые краски и, нередко давая им новую жизнь.

Следующий альбом "The Power Of Gloria Gaynor" (1986) состоял только из ремейков известных хитов, среди них песни Фила Коллинза и Стинга. Гейнор показала себя с неожиданной стороны, оказалось что она вполне комфортно чувствует себя и в рок-стилистике. Альбом стал одной из самых переиздавемых пластинок Глории Гейнор за всю её карьеру и стал основой для множества сборников, выходивших в разных странах в 80-90 годы (один из последних - сборник BMG "I Am What I Am", который в 2003 году издан в России).

В 1987 году в содружестве со знаменитой продюсерской командой Stock, Aitken and Waterman Гейнор записывает сингл "Be Soft With Me Tonight", имевший большой успех в Великобритании и странах Европы. Они продолжили сотрудничество и в 1992 году выпустили ещё один сингл: "Wild Boys".

После успеха альбома "The Power " Глория Гейнор приступает в Италии к записи альбома новых версий теперь уже своих хитов, в альбом также включены новые версии стандартов "Can"t Take My Eyes Off You" и "Feelings". Результат превзошёл все ожидания, Гейнор записала, пожалуй свой лучший танцевальный альбом. Аранжировки на альбоме сделаны в стиле танцевального хауса, стилизованного под классический диско. В записи альбома приняла участие команда Black Box - суперзвёзды итальянской танцевальной музыки.

Первый релиз альбома состоялся в Италии в конце 1990 года, пластинка называлась "Gloria Gaynor "90", затем диск был переиздан на CD немецким отделением Polydor: "Gloria Gaynor 91", а позже неоднократно переиздавался во многих странах как "Ten Best" и даже "Ten Best Millenium Versions".

Многие песни с альбома успешно продавались на синглах.

Работа над следующим альбомом Глории Гейнор "Love Affair" также велась в содружестве с итальянскими музыкантами. Продюсировали пластинку Пиппо Ландро (Pippo Landro) и Линвуд Саймон, автором пяти песен из десяти была Глория Гейнор.

Не обошлось и без очередной версии "I Will Survive", но с новым текстом религиозного содержания, написанным Глорией Гейнор. Альбом был полностью записан на Il Cortile Studio в Италии и увидел свет в 1992 году на виниле и CD.

Первым синглом была выпущена заглавная песня альбома "Love Affair", а на второй стороне был помещён трек "First Be A Woman". И снова повторилась история четырнадцатилетней давности - суперхитом стала песня с обратной стороны сингла - "First Be A Woman" французского композитора Мишеля Лама (Michael Lama), более того её стали называть продолжением "I Will Survive"! Если альбом "Love Affair"в целом не имел особого успеха, то "First Be A Woman" стала самой большой победой Глории Гейнор после "I Am What I Am".

В 1995 году в Великобритании увидела свет автобиографическая книга Глории Гейнор "Soul Survivor", которая была переиздана в США в 1997 году под названием "Gloria Gaynor - I Will Survive", которая стала бестселлером.

Казалось, что всё идёт хорошо, но судьба приготовила Глории новые испытания: в 1995 году была убита её младшая сестра Ирма, она была жестоко избита неизвестными и перед смертью несколько дней находилась в коме. Глория Гейнор, поддерживаемая верой в Бога мужественно перенесла горе, а спустя год её вера была снова подвергнута испытанию - почти одновременно умерли два её брата: Рональд - в марте, и Ральф - в мае 1997 года.

Однако жизнь продолжалась и Глория совершала гастрольные поездки, записывала новые песни.

В июле 1997 года она во второй раз приехала в Москву на открытие одного из ночных клубов на Новом Арбате (в первый раз она была в Москве в 1990 году и выступала в клубе Метелица). В этот приезд, Глория Гейнор записала для новогодней программы канала ОРТ "Старые песни о главном - 3" блестящий дуэт с Ларисой Долиной - "I Will Survive".

В 1998 году в Италии выходит новый диск Глории Гейнор "What A Life", а в США Polydor выпускает антологию записей Глории Гейнор 70-х годов "I Will Survive - The Antology".

Ценность этой компиляции состоит в том, что на ней в оригинальном виде представлены все три знаменитые нон-стоп программы с первых трёх альбомов певицы и самые известные песни периода сотрудничества Гейнор с Polydor, в то время как на компакт дисках до сегодняшнего дня переизданы только два альбома Глории Гейнор 70-х годов: "Love Tracks" и "I Kinda Like Me", да и те в Японии.

В том же году сборная Франции по футболу выбрала песню "I Will Survive" своим гимном, а Глория Гейнор стала почётным членом сборной под номером 24. Во Франции вышел сборник песен певицы под названием "It"s Му Time".

В 2000 году Глория Гейнор принимает участие в проекте "Tribute To Giorgio Moroder" и записывает сингл "Last Night", который занял верхние строчки европейских хитпарадов.

В марте 2001 года новый сингл Глории Гейнор "Just Keep Thinkin" About You" возглавил танцевальный чарт журнала Billboard.

Президент BMG/Logic Records Келли Швейнцберг (Kelly Schweinsberg) предложила Глории Гейнор начать подготовку к записи нового альбома. Пилотным синглом нового альбома стала песня "I Newer Knew", которая очень быстро стала номером один танцевального чарта Billboard.

И, наконец, в октябре 2002 года в США выходит новый диск Глории Гейнор "I Wish You Love".

"I Wish You Love", выражаясь словами Глории Гейнор - альбом о "лучшем подарке, который Бог даровал всему человечеству - любви". Что ж, диско, который в конце 70-х казался исчадием музыкального ада, ещё раз в лице Глории напомнил всем, что он является настоящей музыкой для взрослых, на собственном опыте в полной мере познавших расцвет чувств (а иногда - их крушение) в настоящей жизни. А ещё этот CD - напоминание о том, что классический диско получается только у истинных ветеранов жанра, на личном примере знающих, какие песни надо было петь в 1978-м чтобы стать звездой мировой величины. Вот и аранжировки композиций, сделанные здесь на компьютерах, маскируются под богатый оркестрово-аналоговый звук той эпохи, а почти половина номеров - канонические диско-хиты с ритмом 120 bmp. Всё остальное - медленный вечерний фанк и красивейшие поп-баллады.

В 2002 году Глория Гейнор стала ещё и сенсацией на Бродвее, участвуя в постановке мюзикла Smokey Joe"s Cafe.

Начало 2003 года Гейнор провела в гастрольных поездках по всему миру, кстати, она за всё время своей певческой карьеры побывала более чем в 80 странах. В конце марта певица дала два концерта в московском концертном зале "Россия". Московские выступления были частью промо-тура, посвящённого выходу 7 апреля 2003 года европейского релиза альбома "I Wish You Love".

Нельзя сказать, что в СССР Глория Гейнор была популярна, однако её творчество было официально признано, иначе чем ещё можно объяснить выпуск Всесоюзной фирмой грампластинок "Мелодия" двух самых значительных альбомов 70-х "Never Can Say Goodbye" и "Love Tracks". Удивительнее всего то, что песня "I Will Survive" впервые прозвучала в СССР на радиостанции "Маяк" в конце июля 1979 года, причём транслировалась полная 8-ми минутная версия!

Российские производители компакт дисков в последние два года с похвальным усердием выпускают сборники и альбомы Глории Гейнор, а почему бы и нет?

Голос Глории Гейнор с годами прелести не утрачивает, а по поводу своей "немодельной" фигуры она никогда не комплексовала. Глория до сих пор живёт в своём родном Ньюарке со своим супругом, любит ухаживать за собственным садиком и регулярно травмирует пальцы острым ножом, пытаясь готовить еду по своим любимым рецептам, которые, в качестве бонуса, прилагает к своему последнему альбому и, что важнее всего, у неё есть Главная песня, которая помогает справиться с трудностями тысячам и тысячам её слушателей и поклонников во всём мире - "I Will Survive"!

На весь мир известен немецкий поэт Генрих Гейне. Биография его наполнена множеством путешествий и кутежей. Однако судьба поэта была непростой. Многие его произведения при жизни не получили признания, а денежное положение и здоровье Генриха в последние годы были весьма плачевными. Несмотря на тяжелые условия, он продолжал творить. Сегодня во всем мире любят такого поэта, как Генрих Гейне. Биография и творчество его будут рассмотрены в нашей статье.

Происхождение, детство

Будущий поэт появился на свет в Дюссельдорфе 13 декабря 1797 г. Здесь же провел детство Генрих Гейне. Биография его юных лет связана именно с Дюссельдорфом. Самсон Гейне, его отец, был торговцем мануфактурой. А Бетти, мать мальчика (портрет ее представлен ниже), была просвещенной по тем временам женщиной. Она увлекалась трудами Жан-Жака Руссо. Бетти проявила большую заботу о воспитании своего ребенка. У этой женщины не вызывало никаких сомнений великое будущее Генриха. При этом у нее сложилось вполне определенное представление о том, кем может стать ее сын. Он мог выбрать карьеру генерала или стать финансовым гением. Профессия юриста была еще одним вариантом.

Генрих подрастал, и вот он поступил в лицей. В местном католическом лицее у Гейне появилась любовь к богослужению, отличающемуся пышностью и торжественностью. Она не покидала всю жизнь такого поэта, как Гейне. Биография и творчество Генриха доказывают это.

Общение с Симоном Гельдерном и Зефхен

В это время он начал тесно общаться с Симоном Гельдерном, дядей со стороны матери. Тот заметил, что у мальчика явно выражены склонности к гуманитарным предметам. Симон Гельдерн постепенно начал знакомить Генриха с произведениями мировой литературы. Мальчик прочитал творения Сервантеса, Свифта и других авторов.

В возрасте 15 лет будущий поэт познакомился с Зефхен, простой крестьянской девушкой. Он сразу же подружился с ней. Эта девушка часто рассказывала различные поверья и легенды, бытовавшие в народе, чем дополнила полученное Гейне литературное образование. Не исключено, что интерес Генриха к фольклору пробудился именно благодаря ей. Впоследствии это отразилось в поэтических шедеврах, включенных во множество сборников Гейне.

Политическая ситуация: как ее воспринял Генрих Гейне

Краткая биография и творчество этого поэта тесно связаны с политической ситуацией тех лет. Молодой Гейне был заражен патриотизмом в период войны с французами. Однако он очень быстро остыл после того, как победу над Наполеоном одержала реакция. С приходом в Рейнскую провинцию пруссаков снова воцарились былые феодально-бюрократические порядки. Равноправие евреев со всеми остальными религиозными группами, провозглашенное Наполеоном, было уничтожено. Все эти события в политической жизни оставили большой след в духовном становлении Гейне, а также в его творчестве. Поэт рос в Рейнской провинции, которая считалась передовой частью Германии в отношении промышленности. Родители Генриха, мечтавшие о том, чтобы их сын стал генералом армии Наполеона, после поражения Бонапарта стали думать о карьере купца, несмотря на то, что будущий поэт не подавал в этом отношении больших надежд.

Переезд во Франкфурт, жизнь в Гамбурге

Самсон Гейне в 1815 году отправился вместе со своим сыном во Франкфурт. Он хотел устроить его на бакалейный склад приказчиком. Однако Генрих недолго продержался в удушающей атмосфере торговли. Через некоторое время он сбежал. Это очень расстроило его мать, хотя она не переставала верить в то, что ее сыну уготовано большое финансовое будущее. Женщина решила отправить его на попечение Соломона Гейне, еще одного дяди Генриха, который жил в Гамбурге и являлся финансовым магнатом. Этот человек принял живое участие в юном племяннике. Генрих приехал к дяде в июле 1816 года. А в 1818 году он уже являлся главой своей конторы под названием " Г. Гейне и К°".

Любовь и ее отражение в стихах, которые создал Генрих Гейне

Биография, краткое содержание произведений и интересные факты о поэте дают нам некоторое представление о его личной жизни. Известно, что в Гамбурге наш герой проявил себя не только в финансовой сфере. Он близко сошелся с Амалией, дочерью Соломона. Эта девушка вдохновила его на написание ряда стихотворений, вошедших позднее в "Книгу песен", опубликованную в 1827 году (первое ее издание представлено ниже).

Однако любовь к Амалии не была взаимна. Через 3 года девушка вышла замуж за Фридлендера, видного купца. Гейне было очень трудно бороться с отчаянием, которое охватило его после отказа Амалии. Он бросил свое коммерческое начинание, сулившее немало надежд.

Поэтические произведения Гейне этого периода, а также его письма, главной темой которых была несчастная любовь к Амалии, проникнуты "романтикой ужаса" и мрачным настроением. В них имеются мотивы зловещих снов, двойника, любви-смерти и др., характерные для периода позднего романтизма.

Учеба в Боннском и Геттингенском университетах

Через некоторое время Генрих поступил в университет города Бонна, на юридический факультет. Это произошло во многом под влиянием Бетти, его матери. В студенческие годы Генрих посещал лекции, а также участвовал в безобразных кутежах, подточивших его здоровье, и без того слабое. Юноша увлекся литературой. Курс ее истории вел в этом университете Август Шлегель. Именно он привил юному Гейне вкус к Байрону, Шекспиру и к Востоку. Тем не менее, Гейне недолго пробыл в стенах Боннского университета.

4 октября 1820 года он стал студентом еще одного учебного заведения - Геттингенского университета. Однако и в нем он смог продержаться только 14 месяцев. Дуэль с одногруппником (вернее, ее попытка) стала причиной исключения Гейне. Она была устроена по какому-то незначительному поводу.

Продолжение образования в Берлинском университете

Генрих Гейне в конце февраля 1821 г. продолжил свое образование в Берлинском университете. Здесь он ведет светскую жизнь. Генрих посещает различные заводит знакомства с множеством немецких литераторов. В этом же году Генрих начинает продавать в газеты свои стихотворные произведения. Однако стихи Гейне не замечают ни читатели, ни критика. Тем не менее в прессе Берлина печатаются произведения "Баллада мавра", "Грозная ночь", "Миннезингеры" и др.

Трагедии и первый сборник стихов

Именно в это время до него дошла весть о том, что Амалия Гейне вышла замуж. Это стало причиной того, что поэт начал участвовать в разнообразных оргиях и кутежах. Всеми своими силами он пытался избавиться от тоски, охватившей его. Тем не менее он непрестанно создавал новые поэтические произведения. К этому же времени относятся и первые публикации его творений. Через некоторое время в печати появляются трагедии "Ратклиф", "Альманзор", а также сборник стихов под названием "Лирическое интермеццо". Благодаря этому сборнику, вышедшему в 1823 году, Гейне приобретает известность в литературных кругах.

Политические взгляды, переезд в Куксгавен

В этом же году окончательно складывается и политическое мировоззрение Генриха. Власти Пруссии отбирают множество политических прав у евреев. Гейне начинает активно протестовать против монархического режима.

Новые стихотворения Гейне были встречены критикой довольно сурово. Она усмотрела в произведениях молодого поэта недовольство существующим миропорядком. Гейне, находясь в плачевном состоянии духа, начал мечтать о том, чтобы уехать в Аравию. Однако в действительности он отправился в Куксгавен, небольшое курортное местечко. Здесь он попытался хоть немного поправить свое здоровье.

Новые скитания

Несколько позже отправляется в Гамбург Генрих Гейне. Биография, интересные факты и новые произведения этого периода будут нами кратко представлены. По дороге поэт навещает свою семью в Люнебурге. Однако настроение у него остается весьма мрачным. Покинув Гамбург, он отправляется в Берлин, а затем, в январе 1824 года, едет в Геттинген.

Дождавшись окончания каникул, в сентябре 1824 г. поэт совершает путешествие на Гарц. Он хочет объехать всю Тюрингию. Генрих Гейне посещает Веймар. Здесь он знакомится с И. В. Гете, о чем давно мечтал. К сожалению, общение с ним ограничилось лишь одной этой встречей. Больше не виделся с Гете Г. Гейне. Биография его, однако, отмечена дружбой с многими известными литераторами и деятелями искусства. Со многими из них Генрих познакомится несколько позже.

Завершение обучения в институте, новые произведения

Гейне весной 1825 г. с большими трудностями выдерживает выпускные экзамены в своем университете. Он становится доктором юридических наук 3-ей ступени. Сразу же после этого наш герой принимает лютеранство. Уже в Гамбурге он встречает 1826 год. Здесь издается первый том "Путевых картин", а также цикл стихов под названием "Возвращение на родину" и первая часть цикла "Северное море". Несколько позже появляется и второй том "Путевых картин". Среди критиков и в прессе он возбудил весьма резкую полемику. Оказалось, что стиль Гейне отличается дерзкой вольностью. Поэт решил, что будет лучше на некоторое время покинуть Гамбург. Он отправляется в Лондон. Однако Генрих возвращается довольно быстро для того, чтобы опубликовать "Книгу песен". В ней была предпринята попытка собрать в одно целое все созданные ранее поэтические произведения.

Работа в газете, путешествие по Италии

Гейне в 1827 г. предлагают стать редактором газеты "Политические анналы", выходившей в Мюнхене. На полгода поэт поселяется в этом городе. Затем он отправляется в путешествие по Италии. В этой стране его застает весть о кончине Самсона Гейне, произошедшей в Гамбурге. Вернувшись из Италии, Генрих публикует третий том "Путевых картин".

Переезд в Париж, продолжение творческой деятельности

Революция в Париже происходит в июле 1830 г. Генрих стремится туда всей душой. Его творческая деятельность приобретает уже большой размах к этому времени. После того, как в мае 1831 года был опубликован новый шедевр поэта, книга "Новая весна", Гейне переезжает в Париж. Во французской столице он знакомится с такими деятелями искусства, как Берлиоз, Россини, Шопен, Лист, Гумбольдт. Он издает свои произведения на двух языках: на немецком и на французском.

В Париже были изданы и следующие его работы: "Флорентийские ночи", "К истории религии и философии в Германии", "Романтическая школа". Они вызвали нападки как цензуры, так и критики. Круг знакомств Гейне во французской столице, однако, неуклонно расширяется. Приятелями Генриха становятся Т. Готье, А. Дюма-старший, А. де Виньи, О. Тьерри, Ж. Санд и др.

Знакомство с Матильдой Мира и Ротшильдом

В 1835 году состоялось важное событие в личной жизни Гейне. Биография его была отмечена знакомством со своей будущей супругой Матильдой Мира (на фото выше). Однако в законный брак с ней он вступил только в 1841 году. Используя связи Соломона, своего дяди, Генрих примерно в это же время познакомился с Ротшильдом. Последний заразил поэта страстью к биржевым спекуляциям. Ими Гейне занимался в свободное от литературных трудов время, однако не очень-то преуспел.

Трудный период в жизни Гейне

В 1838 году финансовое положение поэта стало катастрофическим. Ему пришлось принять пособие правительства Франции, которое выплачивалось эмигрантам, ведь Генрих находился в Париже именно в этом качестве. Кроме того, Гейне пришлось заключить с Юлиусом Кампе, французским издателем, кабальный договор. Согласно его условиям, издателю предоставлялись исключительные права на произведения Генриха на 11 лет. Субсидия со стороны Соломона, его дяди, до определенной степени улучшила положение Гейне. Биография его, вероятно, сложилась бы иначе, если бы не влияние и помощь этого человека. Соломон не переставал заботиться о своем талантливом племяннике. Материальные невзгоды и напряженная творческая деятельность привели к тому, что здоровье Генриха стремительно ухудшилось. Он стал видеть все хуже, с большим трудом передвигался, однако не прекращал работать. Поэма "Атта-Троль" появилась в 1842 году. В 1844 увидел свет сборник Гейне "Новые стихотворения", а также поэма, получившая большую известность, "Германия. Зимняя сказка".

Последняя прогулка по Парижу

Из Гамбурга вскоре пришла весть о кончине Соломона Гейне. Биография, кратко изложенная нами, с этого момента становится поистине трагической. Несмотря на горячие заверения, Соломон оставил своему племяннику в наследство только 8 тысяч франков. Это сильно подорвало и без того слабое здоровье Генриха. В мае 1848 г., выпив изрядную дозу опиума, чтобы ослабить боли, мучавшие его, Гейне последний раз прогулялся по Парижу. Возвратившись домой, он больше не покидал свое жилище. Здесь, в вынужденном заточении, поэта часто навещали А. Дюма, Беранже, Т. Готье и Ж. де Нерваль.

Последние годы жизни

В 1851 году создал третью и последнюю свою книгу стихов под названием "Романсеро" Генрих Гейне. Биография его в это время была отмечена также продолжением работы над "Мемуарами", начатыми еще в 1840 г. Примерно за год до кончины Генриха навестила Камилла Сельден, большая поклонница его творчества. Ей удалось пробудить последнюю страсть в душе умирающего поэта. Камилла, так же как и Матильда, супруга Гейне, до самой смерти поэта не оставляли его. Генрих скончался 17 февраля 1856 г. Его останки находятся на Монмартрском кладбище. и были в числе тех, кто провожал поэта в последний путь.

Сегодня многих интересует такого поэта, как Генрих Гейне, биография. Кратко мы рассказали о его жизни и творческом пути. Для продолжения знакомства рекомендуем обратиться к его стихотворениям. Ведь именно в них в полной мере отразилась личность такого поэта, как Генрих Гейне. Биография, кратко описанная нами, дает лишь самые общие представления о внутреннем мире этого автора. А между тем он, безусловно, очень богат. Ведь недаром биография Гейне на русском языке интересует наших соотечественников, несмотря на то, что и в нашей стране родилось множество великих поэтов и писателей.


Top