Как проводит свой день обломов. Урок по литературе "Один день из жизни Ильи Ильича Обломова

Симпатичная случайность: незадолго до моих энергетических "ям" я решила почитать...)))..."Обломова" Гончарова. Давно хотела это сделать, а тут книга подвернулась неожиданно.

А ведь книга хороша! Расцветает с каждой страницей. Работа автора - изумительная. Вроде слог такой старомодный, но в остроумии и изящном мышлении ему не откажешь. При этом сохраняется удивительная простота, и даже какое-то целомудрие есть во всем этом произведении.

Вроде цветка какого полевого, а аромат - дивный.

отрывок книги "Обломов" И. А. Гончарова.
День в деревне Обломовке

"Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!

И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью.

В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он видел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед.

Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над деревней и полем лежит невозмутимая тишина - все как будто вымерло. Звонко и далеко раздается человеческий голос в пустоте. В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто-то все храпит, как будто кто-нибудь завалился туда и спит сладким сном.
И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита - все разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле свой пешни, и кучер спал на конюшне.

Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не помешал бы, если б только водились воры в том краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами с своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на постель как подстреленный.

А ребенок все наблюдал да наблюдал.

Он с няней после обеда опять выходил на воздух. Но и няня, несмотря на всю строгость наказов барыни и на свою собственную волю, не могла противиться обаянию сна. Она тоже заражалась этой господствовавшей в Обломовке повальной болезнью.

Сначала она бодро смотрела за ребенком, не пускала далеко от себя, строго ворчала за резвость, потом, чувствуя симптомы приближавшейся заразы, начинала упрашивать не ходить за ворота, не затрогивать козла, не лазить на голубятню или галерею.

Сама она усаживалась где-нибудь в холодке: на крыльце, на пороге погреба или просто на травке, по-видимому с тем, чтобы вязать чулок и смотреть за ребенком. Но вскоре она лениво унимала его, кивая головой.

«Влезет, ах, того и гляди, влезет эта юла на галерею, - думала она почти сквозь сон, - или еще... как бы в овраг...»

Тут голова старухи клонилась к коленям, чулок выпадал из рук; она теряла из виду ребенка и, открыв немного рот, испускала легкое храпенье.

А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь.
Он был как будто один в целом мире; он на цыпочках убегал от няни; осматривал всех, кто где спит; остановится и осмотрит пристально, как кто очнется, плюнет и промычит что-то во сне; потом с замирающим сердцем взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе; прислушивался, как кто-то все стрекочет в траве, искал и ловил нарушителей этой тишины; поймает стрекозу, оторвет ей крылья и смотрит, что из нее будет, или проткнет сквозь нее соломинку и следит, как она летает с этим прибавлением; с наслаждением, боясь дохнуть, наблюдает за пауком, как он сосет кровь пойманной мухи, как бедная жертва бьется и жужжит у него в лапах. Ребенок кончит тем, что убьет и жертву и мучителя.

Потом он заберется в канаву, роется, отыскивает какие-то корешки, очищает от коры и ест всласть, предпочитая яблокам и варенью, которые дает маменька.

Он выбежит и за ворота: ему бы хотелось в березняк; он так близко кажется ему, что вот он в пять минут добрался бы до него, не кругом, по дороге, а прямо, через канаву, плетни и ямы; но он боится: там, говорят, и лешие, и разбойники, и страшные звери.

Хочется ему и в овраг сбегать: он всего саженях в пятидесяти от сада; ребенок уж прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он, ни жив ни мертв, мчится назад и, дрожа от страха, бросился к няньке и разбудил старуху.

Она вспрянула от сна, поправила платок на голове, подобрала под него пальцем клочки седых волос и, притворяясь, что будто не спала совсем, подозрительно поглядывает на Илюшу, потом на барские окна и начинает дрожащими пальцами тыкать одну в другую спицы чулка, лежавшего у нее на коленях.

Между тем жара начала понемногу спадать; в природе стало все поживее; солнце уже подвинулось к лесу.

И в доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь; послышались по двору чьи-то шаги; на сеновале кто-то чихнул.

Вскоре из кухни торопливо пронес человек, нагибаясь от тяжести, огромный самовар. Начали собираться к чаю: у кого лицо измято и глаза заплыли слезами; тот належал себе красное пятно на щеке и висках; третий говорит со сна не своим голосом. Все это сопит, охает, зевает, почесывает голову и разминается, едва приходя в себя.

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю, но это не помогает: слышится оханье, стенанье; прибегают к брусничной, к грушевой воде, к квасу, а иные и к врачебному пособию, чтоб только залить засуху в горле.

Все искали освобождения от жажды, как от какого-нибудь наказания господня; все мечутся, все томятся, точно караван путешественников в аравийской степи, не находящий нигде ключа воды.
Ребенок тут, подле маменьки: он вглядывается в странные окружающие его лица, вслушивается в их сонный и вялый разговор. Весело ему смотреть на них, любопытен кажется ему всякий сказанный ими вздор.

После чая все займутся чем-нибудь: кто пойдет к речке и тихо бродит по берегу, толкая ногой камешки в воду; другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолетное явление: пробежит ли кошка по двору, пролетит ли галка, наблюдатель и ту и другую преследует взглядом и кончиком своего носа, поворачивая голову то направо, то налево. Так иногда собаки любят сидеть по целым дням на окне, подставляя голову под солнышко и тщательно оглядывая всякого прохожего.
Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и Настасью Ивановну и Степаниду Тихоновну, и разговаривает с ними о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Те сулят ему золотые горы.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: готовится ужин.

Дворня собралась у ворот: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.
А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя... и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда... в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей.
- Куда он уносит? Какой он бывает? Где живет? - спрашивает ребенок.

И мать давала волю своей необузданной фантазии.

Ребенок слушал ее, открывая и закрывая глаза, пока, наконец, сон не сморил его совсем. Приходила нянька и, взяв его с коленей матери, уносила сонного, с повисшей через ее плечо головой, в постель.

Вот день-то и прошел, и слава богу! - говорили обломовцы, ложась в постель, кряхтя и осеняя себя крестным знамением. - Прожили благополучно; дай бог и завтра так! Слава тебе, господи! Слава тебе, господи!"

В первой части произведения Гончарова “Обломов” представлена экспозиция романа и визит гостей главного героя. Илья Ильич Обломов: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Проживает он в Санкт-Петербурге на Гороховой улице. Главное в интерьере его квартиры – это роскошь и запущенность одновременно: “Комната с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, красивые ширмы. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним взглядом прочел бы желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Задок у дивана оселся вниз. По стенам, около картин, лепилась паутина, ковры были в пятнах… на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки”. Все своё время Обломов проводит в одной комнате, лежа на кровати.

Также Илье Ильичу трудно убраться в своей комнате и он все сваливает на слугу Захара, который является копией своего хозяина. Захар: “Пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Захар не любил исполнять приказы Обломова, но уважал их: “… капризах, на которые он хотя и ворчал, но уважал внутренне, как проявление барской воли. Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина”. Одной из важнейших художественных деталей, безусловно, является халат Обломова. В нем главный герой чувствовал себя защищенно: “Халат мягок, гибок, не чувствуешь его на себе”. Обломов любит свободу: “… всегда дома ходил без галстука, потому что любил простор и приволье”. Начиная со второй главы первой части начинается череда гостей Обломова, каждый из которых не может поднять его с постели. Первым был Волков: “Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.

"Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестью лица, белья, перчаток и фрака”.Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича «на устрицы», но не на свои деньги. Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку – «человека нет», он «рассыпается» на десять мест ежедневно.

Затем Обломова посещает Судьбинский: “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой”. Судьбинский – бывший сослуживец Обломова.Мысли его – о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. «…По уши увяз!» - думает о нем Обломов.

Следующим к Обломову пришел Пенкин: “Обломов философствовал и не заметил, что у постели его стоял очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью”. Он писатель и литератор. Поверхностный, недалекий «маратель» бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах «божью искорку», живого человека, изображая события в черно-белых тонах. Пенкин предлагает Обломову поехать в Екатерингоф, помочь написать статью о гулянье.

Затем к главному герою приходит Алексеев: “Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михайлычем”. Алексеев, человек невыразительный, «серый», не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей. Алексеев приглашает обедать к Овчинину.

В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев: “Вошел человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда его удавалось видеть чисто обритым”.Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести «жертву» к ее осуществлению. Но далее - Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот «попал в его сеть». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы – Агафьи Пшеницыной. Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.

Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.

Почему, анализируя роман Ивана Александровича Гончарова, обычно вычленяют тему «Один день из жизни Обломова»? Как известно, человека формируют обстоятельства, складывающиеся вокруг него. Кроме того, по внешним деталям можно многое сказать о характере человека. Косвенно о нем сообщает и обстановка жилища. Обо всем этом рассказывает нам первая глава произведения классика.

Интерьер жилища

Просыпается Обломов, скорее всего, уже после 9 часов утра. В книге, правда, он оторвал голову от подушки в 8 часов, но при этом писатель указал, что герой проснулся «раньше обычного». Что же покажет нам один день из жизни Обломова? То, что он открыл глаза - еще ничего не значит: оторваться от дивана Илья Ильич и не думает. Ведь этот предмет мебели ему заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и спальню, и прихожую. Под стать ему - и любимая одежда помещика - изношенный восточный халат, мягкий, просторный, способный дважды охватить полное тело. Обломов на диване занят не только размышлениями - он здесь живет: сюда слуга Захар подносит покушать, находясь здесь же, хозяин принимает гостей. Слуга, кстати, немногим менее ленив, чем барин, большую часть времени он дремлет на лежанке.

Где же разворачивается один день из жизни Обломова? В шикарной четырехкомнатной, хорошо меблированной квартире по улице Гороховой на Выборгской стороне Северной Пальмиры. Вот только три комнаты - нежилые (к ним - слишком далеко от дивана). Мебель там укрыта чехлами. Не удосуживается заходить туда Обломов, прикованный ленью, словно цепями, к своему лежбищу. Да и в той комнате, где находится Илья Ильич, добротная мебель красного дерева - бюро, два дивана, дорогие ширмы, ковры, шелковые занавеси, дорогие безделушки, - все покрыто пылью, неухожено, в пятнах. Зеркала на стенах настолько грязны, что по ним можно писать пальцем. В квартире водятся мыши. Есть и клопы. А Захар даже не «напрягается», чтобы вывести блох, которым понравилась его шевелюра с бакенбардами. Прав был автор романа: в первой части незачем было показывать читателю несколько дней из жизни Обломова, достаточно лишь одного.

Ежедневное общение с Захаром

Молодой барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, зовет Захара. Как и каждый день, начинает привычно попрекать того за неприбранную пыль и грязь в помещении. Захар так же стандартно отвечает своему барину, что «души не чает в службе». При этом все остается на своих местах, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских - ни к чему, он весьма находчив в отыскании отговорок.

Илья Ильич долго мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего слугу принести записку от приказчика своего деревенского имения. Много времени занял его поиск. Ведь в комнате вещи не раскладываются по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.

Однако письмо так и не начало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые принес ему слуга. Впрочем, этот вопрос не нашел своего логического завершения, он завис в воздухе. Прошло уж три часа после пробуждения, после чего помещик поинтересовался, готова ли вода и умывальные принадлежности. Но и до умывания не дошло дело у Ильи Ильича. Он опять отвлекся на философскую беседу с Захаром об «ослах», которые женятся.

Прием гостей

Затем Обломов принял несколько гостей. Прибыл светский франт Волков. Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича «на устрицы», но не на свои деньги, а «дармовые», поскольку «угощает Миша». Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку - «человека нет», он «рассыпается» на десять мест ежедневно.

К нашему герою входит мужчина в форменном зеленом фраке с гербовыми пуговицами - начальник отделения Судьбинский. Мысли его - о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. «…По уши увяз!» - думает о нем Обломов.

Затем в дверях - писатель Пенкин. Поверхностный, недалекий «маратель» бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах «божью искорку», живого человека, изображая события в черно-белых тонах. За ним - Алексеев, человек невыразительный, «серый», не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей.

После того как гости ушли, Обломов, наконец, находит письмо старосты. Оно, как оказалось, «спряталось» в складках одеяла. Причем это - послание еще с прошлого года. Оно содержит сообщение о резком уменьшении дохода с имения - на две тысячи. Эта новость вызывает лишь вялое обломовское рассуждение. Поэтому староста особо не утруждает себя с барином: все равно со стороны хозяина не будет оказано никакого воздействия.

Чьим визитом заканчивается один день из жизни Обломова? В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев. Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести «жертву» к ее осуществлению. Но далее - Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот «попал в его сеть». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы - Агафьи Пшеницыной (брату которой - Мухоярову Ивану Матвеевичу, прожженному пройдохе - отведена роль действительного разорителя Обломова).

Затем последовал обильный обед, и - покой, после дневных трудов. Подобный «напряженный режим дня» выдерживали уже несколько поколений его предков.

Выводы

Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом «День сурка». В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном и том же дне. Казалось - день закончился. Ночь, сон. Затем утро - и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и «накоплению» позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж - не старый (32 - 33 года) помещик Ильич - не только на двенадцать лет «плотно застрял» в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.

Тема урока: «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова.«Парад знакомых» Обломова».

Количество часов: 2 часа.

Цели урока:

образовательные: сформировать умение анализировать художественный текст; определить жанр произведения; выявить особенности художественной манеры И.А.Гончарова; определить роль детали в характеристике образа Обломова; определить роль главы про посетителей главного героя;

развивающие: развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, развивать творческие способности школьников;

воспитательные: воспитывать нравственные черты характера: душевность, доброту, трудолюбие, неприятие лени.

Тип урока: Урок анализа произведения.

Оборудование: учебник с текстом.

Ход урока:

I. Организационный момент (3 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с романом И.А.Гончарова «Обломов». Тема нашего урока: «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова». Мы попробуем выявить особенности художественной манеры писателя, определить роль детали в характеристике образа Обломова, выявить противоречия в характере главного героя. Запишите в свои тетради эпиграф к уроку:

«Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

Бояр старинных я потомок…»

А.С.Пушкин

В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, почему именно данные слова взяты в качестве эпиграфа к уроку, являются ли они объяснением причин апатичной жизни главного героя произведения.

I. Вступительное слово учителя. Создание мотивации и эмоционального настроя на анализ произведения (3мин)

(Вступительное слово учителя об истории создания романа Гончарова «Обломов». Дети внимательно слушают сообщение учителя, отвечают на вопросы с целью определения жанра произведения.)

Замечательное творение И.А.Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Первоначально Гончаров печатает в 1849 «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» в журнале «Современник». Гончаров хотел продолжить работу, но «все выходило длинно, тяжело, необработанно, все в виде материала». Активная работа над романом началась в 1857 году, когда Гончаров приезжает в Мариенбад. «Постепенный упадок сил, апатия и угрюмость оставляют писателя, и происходит то, что позже назовут «мариенбадским чудом». Буквально за семь недель было создано почти все произведение.

Каков жанр произведения?

(роман)

Назовите признаки романа.

(описывает широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии)

Перед нами не просто роман, а роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии. Это на редкость центростремительное произведение. К центру – главному герою – стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов – средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту «душу» - значит «разгадать лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность произведения.

II. Первичное восприятие романа (5мин)

(Цель: определить сюжетно-композиционные особенности романа, выявить первичное впечатление о герое.

Учитель задает вопросы на выявление первичного впечатления о герое, а учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)

Каковы композиционные особенности романа? Каков сюжет?

(роман содержит 4 части, 9 глава- единственная глава, которая имеет название; композиция – кольцевая (мы впервые видим героя, лежащего на диване, а в конце произведения он умирает, также не отходя от своего дивана. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее ясные черты его личности, посетители в доме Обломова, детство, первая часть заканчивается сном героя. Вторая и третья части – испытание дружбы и любви, раскрытие взаимоотношений со Штольцем и Ольгой Ильинской. Четвертая часть – жизнь на Выборгской стороне, взаимоотношения с Агафьей Пшеницыной, возвращение к прежней жизни, смерть Обломова.)

Какова роль первой части романа?

(первой части романа писатель отводил роль пролога, введения в роман. Здесь совершается как бы представление героя читателю).

Каковы ваши первые впечатления о герое?

(ответы учащихся)

III. Работа с текстом художественного произведения (58мин)

(Учитель задает вопросы и задания, акцентирующие внимание учащихся на эмоциональной тональности произведения, делает необходимые комментарии к ответам и репликам учащихся. Дети принимают активное участие в обсуждении вопросов, используют цитаты из текста для аргументации своей точки зрения.)

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова.

С чего начинает свое повествование Гончаров?

(с характеристики героя)

Прочитаем портретную характеристику героя (часть первая , глава 1).

(один из учеников читает портретную характеристику героя)

Обратите внимание, что возраст героя неопределенный (32-33года). Почему автор делает акцент на этом?

(к этому возрасту уже следует чего-то добиться в жизни: иметь имение, жениться, построить карьеру; это время принятия ответственных решений)

А что имеет Обломов?

(ничего)

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

(беспечность, усталость, скука, мягкость, добряк, изнеженность, лень, апатия, «лежание»)

Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к 30 годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, не привычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Одним словом, это изнеженная натура. Но на лице мысль как отражение умственной деятельности героя.

Что мы можем сказать о характере Обломова по его портрету?

( портрет противоречив : с одной стороны - доброта, мягкость, душа, с другой - апатия, лень, отсутствие деятельности)

А не заложена ли эта противоречивость уже в самом имени героя?

Что символизирует фамилия героя Обломов?

(неудача, апатия, крушение планов, нежелание делать что-либо)

Какой смысл несет в себе имя Илья?

(Илья с древнееврейского означает «божья помощь». Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич «Илья в квадрате» - достойный продолжатель родовых традиций. Настоящее и прошлое слились и перемешались).

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

(ответы учащихся)

Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Обратите внимание, как Гончаров заставляет нас принять своего героя таким, каким его изначально задумал. Писатель начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?».

Каковы эти границы? Куда мы попадаем при чтении романа? В какой город? На какую улицу? В какой дом?

(«В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.»)

Петербург – столица с яркими и замечательными архитектурными постройками, завораживающие своей красотой, огромное количество театров, кино, то есть город, где есть огромное количество возможностей.

Но что нас удивляет?

(удивляет то, что Обломов в этом столичном городе лежит на диване)

Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, в ней жили представители высшей аристократии, которая вышла уже на покой (отставные чиновники, военные). Это респектабельный, но тихий район. Здесь живут люди, скопившие капитал, чтобы далее вести спокойную жизнь.

Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя.

Каким образом писателем сужаются пространственные границы вокруг Обломова?

(герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване)

Что тем самым хотел сказать нам писатель?

Как описывается обстановка его комнаты?

Прочитаем цитаты из текста(глава 1, часть первая)

(дети читают описание комнаты героя)

Что можно сказать о характере о образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

(комната вполне отвечает своему хозяину. Запустение, неуклюжесть и отсутствие видимости человеческого присутствия)

О чем символизирует закрытые занавеской окна?

(отгороженность от жизни, от внешнего мира)

Композиция, стиль, художественная манера Гончарова обнаруживает прямую зависимость от художественной манеры какого писателя? Образ какого героя напоминает нам образ Обломова?

(Гоголь «Мертвые души», Манилов)

Что сближает и разводит героев?

(Как и в главе о Манилове, вслед за портретом описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, ее окружающие. Кругом пыль, пожелтевшие газеты. У Манилова на столе книжка, которую он читал два года, с закладкой на четырнадцатой странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. Мечты Манилова приземлены и в, конечном счете, все у него сводится к некоему материальному благу: к генеральским почестям, славе в обществе. А Обломов в своем воображении испытывал высокие помыслы, всеобщие человеческие скорби. Обломов убежден, что в реальном мире нельзя осуществить высокие мечты, найти высокие идеалы. А у Манилова все по-другому. Он как раз-то признает и даже высоко ценит светскую жизнь. И все-таки и тот и другой – бесплодные мечтатели.)

В русской литературе, изображая дворянина, писатели огромное внимание уделяли костюму героя. Вспомним Евгения Онегина (на нем панталоны, фрак, жилетка, как денди лондонский одет), рафинированного и утонченного Печорина, который, путешествуя, оставался в крахмальном белье. А Обломов? Во что он одет? На нем халат.

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется писателем.

Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?

(предпочитает не переодеваться в течение дня без надобности, халат шелковый как показатель состоятельности героя; на нем нет ни одного шва, чтобы хозяин не чувствовал какой-либо стесненности в движениях)

Какой символический смысл несет в себе халат?

(символ покоя, лени; как отражение «Я» Обломова, его сущность)

Обратите внимание на положение домашних туфель героя. Опуская ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.

Деталь – ведущий художественный прием; средство раскрытия характеристики персонажа.

Каковы временные границы вокруг главного героя в первой части?

(первая часть романа повествует об одном дне героя)

(типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты нарушают привычный распорядок)

Парад гостей во второй главе – еще один прием раскрытия характера Обломова. Этот парад искусственен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Перечислите посетителей Обломова.

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев)

Какой единый церемониал надлежало соблюсти гостям в доме Обломова?

(звонок в передней как сигнал к появлению гостя, приветствия, установление дистанции, приглашение Обломова на прогулку и его отказ, попытка Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях» каждому из посетителей и реакция на это последних, уход гостя и комментарии Обломова по факту визита)

Проанализируем детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (часть первая, глава 2). В ходе анализа заполним таблицу:

Парад гостей.

Первым появляется у Обломова Волков. Какие детали, характеризующие облик и суть деятельности, отмечает И.А.Гончаров? Прочитаем.

(«блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом». Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.)

Как Волков реагирует на попытку Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях»?

(не дает сказать ни слова, переводит разговор на интересующую его тему)

О чем это говорит?

(о его равнодушии к Илье Ильичу)

Почему Обломов считает Волкова несчастным?

(«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»)

В чем смысл жизни этого героя?

(светские вечера, светская жизнь)

Волков олицетворяет собой светский Петербург.

Следующий посетитель - это Судьбинский – бывший сослуживец Ильи Ильича.

К каким художественным деталям описания гостя прибегает писатель? Прочитаем.

(Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом», «с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой», «сколько дела - ужас», «меня очень ценят».)

Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. И дело не только в том, что он не умеет трудиться, а в том, что тупая тараканья погоня за чинами не дает ничего душе.

Какова его реакция на попытку Обломова рассказать о «двух несчастьях»?

(уходит от разговора)

Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?

(«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»)

Олицетворением чего является Судьбинский?

(олицетворение карьеризма)

Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.

Как характеризует гостя писатель? Прочитаем.

(ответы учащихся)

Каковы темы его творчества? О чем они свидетельствуют?

(темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».)

Как ведет себя Обломов при разговоре с Пенкиным?

(кричит, с жаром выступает, тема их разговора пробудила Обломова к спору; он встает ненадолго с дивана, но и здесь Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.)

Почему и его Обломов считает несчастным?

(«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»)

(После заполнения таблицы учитель подводит итог, систематизируя полученные рассуждения и выводы по каждому из посетителей. Дети делают записи в тетради.)

Высказывание Обломова о гостях – последовательная к ритика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков, начальником отделения, как Судьбинский, писателем, как Пенкин. Обломов же уходит в созерцательное сознательное бездействие, желая сохранить свое человеческое достоинство и свой покой.

III. Подведение итогов (3мин)

Соответствует ли подобранный эпиграф к уроку теме и проблеме романа? Являются слова А.С.Пушкина объяснением причин апатичной жизни героя?

(ответы учащихся)

В начале урока каковы были ваши впечатления о герое?

(ответы учащихся)

А после разбора отдельных эпизодов ваше отношение к герою изменилось?

(ответы учащихся)

Почему Обломов такой? Всегда ли халат, домашние тапочки, диван были спутниками героя?

Найти ответы на эти вопросы нам поможет разбор и анализ глав, где повествуется о детстве Обломова и его сне, которые мы рассмотрим на следующем уроке.

IV. Домашнее задание (2мин)

Напишите развернутый ответ на вопрос в письменной форме: «Меняется ли ваше отношение к Илье Ильичу после «парада знакомых»?»

«Гончаров роман Обломов» - Особенности композиции. Герой скончался, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Волков. Патриархальный. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Взросление. Алексеев? Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Агафья Матвеевна. Критика об ольге ильинской.

«Обломов Гончарова» - Комната (интерьер). Из истории создания р. Фрегат «Паллада» (1858) (очерки о кругосветном путешествии). Обрыв (1868). И.А.Гончаров. А. В. Дружинин, либеральный критик. Обломов в системе авторских рассуждений. План анализа эпизода. Обыкновенная история (1844 – 1846). Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891).

«Роман Обломов» - Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: С.М.Шор. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Кадр из фильма. Илл. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Ю.Гершкович 1982. Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. В гостиной перед ужином.

«Обломов в романе Гончарова» - На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Штольц. Один день из жизни Обломова. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Обломов. В 1849 году была написана первая часть романа. Обломов на диване. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.

«Роман Гончарова Обломов» - Дружинин А.В. 1859 «Обломов». Пишет литературно-критические статьи, автобиографические произведения. Секретный комитет по крестьянским делам. 1859 1868 1869 1869 1872 1878 1879 1889. Учится на словесном отделении Московского университета. Домашнее задание. Публикация романа «Обыкновенная история»в журнале «Современник» (задуман в 1844 году).

«Обломов» - А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. И. А. Гончаров «Обломов». М. Ю. Лермонтов. Семейное счастье Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа. Прочитайте 1 главу и ответьте на вопрос: Портрет как средство создания образа. Материалы к урокам. Андрей Штольц (часть2, главы 1 – 5). Ольга Ильинская.

Всего в теме 8 презентаций


Top